Меню

Заколдованное место одежда героев фантастика



Фантастическое: место действия, время, герои, одежда и быт? Из повести Гоголя » Закалдованное место «

Главный герой повести – дед Максим и само
«заколдованное место».
Второстепенные – внуки, мать, чумаки и существа из
заколдованного места.

Одна из особенностей повести – рассказчик,
отдаленный от автора.
Он появляется уже в первой строчке, обращаясь к невидимым
слушателям. Воображение сразу рисует мужчину, который
многое повидал на своем веку.
Слушатели верят его «небылицам».

В подзаголовке повести автор указал источник сюжета –
рассказ дьячка ***ской церкви.

Дед очень активный, не любит сидеть на месте, весельчак и
душа компании. Для него характерно хвастовство.
Умело танцует и даже чертиков не боится, именно поэтому
старик умудрился угодить в мистическую историю.

Сюжет произведения незамысловатый. Дьячок вспоминает
о том, как в детстве на баштане у его деда останавливались
чумаки. В этом эпизоде он знакомит со своим дедом и братом,
подробно описывает ухоженный баштан.
Это и есть экспозиция.
Завязкой становится очередной приезд чумаков, во время
которого дед ударяется в пляс, но на одном месте ему не
удается «вытанцевать». Дед ругает нечистого и попадает в
странное место, где обнаруживает клад.
Развитие событий – попытки найти, выкопать и принести клад.
Развязка – дед приносит клад домой, но оказывается, что
золота в котле нет, только мусор.

После этих фокусов старик поддался в религию и принял
решение больше не общаться с нечистой силой.
Также он запретил соваться к аномальной зоне всем своим
родственникам. Теперь в это место летит только мусор.

Дед извлек огромный урок, что не стоит пытаться получить
богатство, не прилагая никаких усилий.

Образы внуков помогают оживить сюжет, связать некоторые
эпизоды. Внуки любят деда, но не прочь подшутить над ним.
Примечательно, что персонажи частенько употребляют
крепкое словцо, но никого им не обижают.

Источник

«Заколдованное место» главные герои

Одно из произведений Гоголя, входящее в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Как и все сказки этого цикла, содержит в себе мистические элементы. Сюжет повести основан на народных поверьях и легендах о зачарованных местах. В основе сюжета «Заколдованного места» лежит рассказ дьячка о случае, происшедшем с его дедом. Дед, попав на заколдованное место, позарился на дармовое богатство, но оно превратилось в мусор, что говорит о том, что дары нечистой силы не имеют никакой ценности.

Характеристика героев «Заколдованное место»

Главные герои

Дедушка Максим

Дедушка Максим, главный герой «Заколдованного места», веселый и шустрый старичок. Это добрый, общительный человек, очень любит веселье, шутки, всяческие проказы. Всем сердцем любит своих внуков, нежной и искренней любовью, и внуки платят ему той же монетой. Весельчак и балагур, дед Максим любит поплясать. Однажды, во время пляски, он обнаружил заколдованное место, и сразу решил, что там должен быть клад. Клад-то он нашел, пережив минуты страха, но все это богатство превратилось в мусор. Умный дед понял, что свое благополучие надо заработать собственным трудом.

Заколдованное место

Место, которое ввело в искушение деда Максима, также можно назвать в «Заколдованном месте» героем, оно живет своей жизнью, и обладает определенными способностями. В описании Гоголя, оно выглядит забавным и игривым существом, которое любит пошутить и посмеяться над кем-либо, в этом случае – над дедом Максимом. Оно не злобное и не жестокое, не приносит никакого вреда. Скорее всего, оно учит тому, что не надо надеяться на случай, а действовать самому, чтобы своим трудом добиваться всего, чего пожелаешь.

Второстепенные персонажи

Чумаки

Это бывалый народ, занимающийся торговлей. Веселые, кампанейские люди, которые любят побалагурить, вспомнить былое. В основном, знакомые деда Максима. При встрече со своим давним знакомым, сразу пускаются в воспоминания, рассказывают о новостях. Взаимно рады встрече, дед почует чумаков полдником и дынями со своей бахчи, а чумаки его – новыми рассказами.

Внуки деда Максима

Мальчишки, любимые внучата дедушки. Очень любят своего старика, знают все его слабости, относятся к нему снисходительно, как к маленькому. Он им очень дорог, они его уважают и чтят. Внуки ценят в нем его бесхитростность и добродушие, открытый и дружелюбный нрав. Они во многом берут с него пример, и учатся у него жизни.

Источник

Урок литературы в 5 классе Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Фантастика и реальность.

Технологическая карта урока литературы в 5 классе.

Тема: Н.В. Гоголь «заколдованное место». Реальность и фантастика в произведении.

Тип: урок «открытия» нового знания

— создать условия для развития у обучающихся культуры читательского восприятия художественного текста;

— объяснить особенности сюжета произведения: реальность и вымысел;

— развивать коммуникативные компетенции, умение работать в группах;

— освоить новые теоретико-литературные понятия;

Планируемые результаты урока

— формирование читательских интересов обучающихся;

— обогащение представления обучающихся о мире прозы Н.В. Гоголя;

— объяснение особенностей сюжета: два плана – реальный и фантастический;

— повторение теоретических ведений;

— знакомство с понятиями «легенда», «предание»;

— обогащение словарного запаса обучающихся

— развитие умения планировать свое речевое поведение;

— развитие коммуникативной компетенции;

— умение четко определять области знакомого и незнакомого материала;

— самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

— интерес к изучению литературного произведения, литературному языку;

— способность к самооценке на основе наблюдения за высказываниями товарищей;

— положительное отношение к учебной деятельности;

Умение оценивать свою деятельность

Организационный момент. Приветствие учителя.

Подготовка к восприятию.

Учитель читает стихотворение о кладе:

Мы сегодня под малиной три часа искали клад.

Я вскопала половину, а потом продолжил брат.

Мы сундук найти мечтали, и ли глиняный горшок

А нашли лишь болт из стали, ч ервяка и корешок!

Вряд ли что-то есть в картошке — т ам бы дедушка нашел

Нам бы клада хоть немножко – вот бы было хорошо.

В нем оружие и слитки, и возможно, шоколад

Всё, копаем у калитки. Вот, где точно будет клад!

Найдите ключевое слово в стихотворении?

Мечтали ли вы найти клад?

А может кто из вас участвовал в поисках клада? И даже находил его?

Запишите ассоциативный ряд со словом к лад .

По ходу составления, учитель записывает его на доску.

— Г де еще нам встречается информация о заговоренном кладе?

— Чему же будет посвящен наш урок?

Да! Я мечтаю найти клад!

Ученики записывают в тетради:

Информация о заговоренном кладе встречается у Н.В. Гоголя «Заколдованное место».

Наш урок будет посвящен повести «Заколдованное место» Н.В.Гоголя

III. Актуализация необходимых знаний.

В состав какой книги Н.В.Гоголя входит это произведение?

Что вам известно про сборник?

— Как встретили его читатели?

Дополнение учителя: Сам Н.В. Гоголь о другом своем произведении говорил так: «И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!»

3. Вопросы для обсуждения:

Я не случайно обращаю ваше внимание на эти слова. Найдите в этом высказывании Н.В. Гоголя эпитет, которым писатель характеризует своих героев.

Как вы понимаете значение этого слова?

Согласны ли вы с таким определением?

Кто главный герой нашего произведения?

Можно ли его отнести к главному герою эпитет «странный»?

Можно ли сказать, что описанные события — странные?

Ученики рассказывают историческую справку

Повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место» входит в “Вечера на хуторе близ Диканькиво вторую часть.

Находят и объясняют эпитет «Странные»

Н.В. Гоголь характеризует своих героев эпитетом «Странные»

Странные- Необычные, непохожие на других, особенные

— Г лавный герой нашего произведения — это дед.

-Эпитет «странный» к нему хорошо подходит.

-И сама повесть, и описанные в ней события — странные.

Организация познавательной деятельности

Постановка проблемы урока.

— В чем состоит главная особенность этого произведения? — Чем оно отличается от всех прочитанных нами ранее?

Читайте также:  Нужно ли маркировать рабочую одежду

П роверка домашнего задания. Наблюдение над языком повести.

Легко ли было читать и понимать прочитанное?

Обратили ли вы внимание на главную особенность этого произведения — язык?

Давайте попробуем вспомнить, что обозначают эти слова?

2.Работа в парах (материал распечатан)

А сейчас по вопросам восстановим содержание произведения.

1. Какое любимое занятие было у деда?

2. Чем решил развлечь дед знакомых чумаков?

3. А что неожиданно случилось с самим дедом во время танца внуков?

4. Что необычного случилось с дедом во время его танца?

5. Где горела свечка?

6. Что задумал дед сделать наутро?

7. Как дед попал в нужное место во второй раз?

8. Какой клад откопал дед?

9. Что росло на заколдованном месте

Повторение теории: определим жанр произведения.

На что похожа эта повесть (на рассказ, сказку, легенду, предание)?

Работа со справочными материалами учебника или с материалами слайда

Выберете из списка определений литературных жанров, подходящее по смыслу для повести «Заколдованное место? »

Вывод учащихся и обоснование своего выбора.

Работа с ключевыми понятиями «реальность» и «фантастика»:

. Проблемный вопрос урока: Что в повести фантастическое, что реальное?

Где происходит действие повести? В некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое ?(Украина, Крым,)

О какое время происходят события? В незапамятные времена?

Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве рассказчика, весна )

От чьего имени ведется рассказ?

Кто является рассказчиком повести?

Назовите других действующих лиц. Они реальные или фантастические?

А предметы обихода, окружающие их, реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания?

А одежда героев?

Какие события описываются?

О каком месте рассказывает дьячок в этой повести?

-Читать и понимать прочитанное, было сложно. Было много непонятных слов

-Да, язык в повести очень интересный.

Задание: соотнесите слово и лексическое значение. После выполнения, сравните с эталоном

Люлька-трубка, кавун- арбуз, хутор небольшой крестьянский посёлок на Украине, баштан- место, засеянное арбузами и дынями, свитка — род полукафтанья, курень соломенный шалаш, чумаки — обозники, едущие в Крым за солью и рыбой, жупан-старинная верхняя одежда, гетьман (гетман)- в старину начальник казачьего войска и правитель Украины, гумно-специально огороженное помещение для складывания и молотьбы сжатого хлеба.

Ученики делают вывод самостоятельно, записывают в тетрадь.

Главная особенность повести — язык, в котором много украинских слов

1.Послушать разные байки от проезжих.

З.Ноги неожиданно задергались, сами пустились в пляс

4.На одном месте руки-ноги слушаться отказывались, а потом очутился в гладком полена кладбище,

5. Это верный знак, что припрятан клад

б.Вернуться и выкопать клад, но не нашел это место в поле

7. Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не плясалось.

8. Котел с мусором

9.Ничего доброго там не росло: «Арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, черт знает что такое!»

Вспоминают определения жанров

Из предложенных литературных жанров, подходит

Легенда — произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое

Выво д : какова же главная особенность повести?

Находят в определении ключевые понятия.

Реальность — то, что действительно существует не в воображении.

Фантастика — то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное.

Записывают в тетрадях: Фантастическое и реальное в повести.

Решение проблемного вопроса:

Отвечают на вопрос -Реальности или фантастике уделяет писатель главное внимание?

Выразительное чтение учеником фрагмента повести “Третья ночь поиска клада” от слов «Стал копать — земля мягкая. » до слов «. тогда только перевел дух»(стр.181 — 183)

УШ. Подведение итогов.

— Какой же урок дает нам Г оголь?.

-Чего будете ждать от будущих встреч с Гоголем ?

1Х.Рефлексия. Чем запомнился вам сегодняшний уро к?

Х. Домашнее задание: приготовьте пересказ запомнившегося эпизода или прочитайте другую повесть Гоголя «Майская ночь, или утопленница».

Запись под диктовку:

«Заколдованное место» — повесть, где автор говорит о том, что, если богатство добыто нечистым путем, то оно нереально, призрачно. Гоголь Н.В. разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам, приводящую в конце концов к катастрофе.

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-000561

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Н.В. Гоголь «Заколдованное место»: описание, герои, анализ произведения

Описание сюжета

Повествование ведётся от лица дьякона местной церкви Фомы. Однако не он главный герой произведения «Заколдованное место». Мужчина вспоминает историю из детства, которая произошла с его дедом Максимом.

В те далёкие времена он с братьями и дедом охранял поле от ворон и плохих людей. Следить за посевами нужно было круглосуточно, поэтому семье приходилось жить в самодельном шалаше. Днём они накрывали неокрепшие дыни листьями, чтобы их не пожгло солнце, а ночью караулили воров. Любителей поживиться за чужой счёт было немало.

Детям такая работа была не в тягость. Каждый день мать приносила им еду, да и на самом поле было чем поживиться. Они ели:

А также всегда можно было полакомиться молодой дыней. В общем, голодными не сидели. Бывало, что проходящие мимо чумаки с обозами меняли свой товар на дыни, да и поговорить с ними всегда было интересно. Как-то мимо шёл обоз. Вели его знакомые деда. Старик пригласил мужчин переночевать и отужинать вместе с ним. Приятели рассказывали разные истории, вспоминали былые времена.

Танец деда

Немного повеселев от выпитого, стали друзья танцевать. Дед хоть и был уже тяжёл на подъём, но тоже решил не отставать. Пустился в пляс, да только ноги почему-то заплетаться стали. Никак он не мог их оторвать от земли, а как дошёл до грядки с огурцами, так вообще подумал, что кто-то их специально держит.

Встал он как вкопанный, оглянулся, да окрестности не узнал. Куда-то делось поле и чумаки с внуками. Стоит он будто в месте незнакомом. Однако пригляделся и начал узнавать ориентиры. Хоть и было темно, но старик разглядел поповскую голубятню да двор местного писаря.

Понял он, где находится, уже было хотел обратно повернуть, как вдруг увидел горящую свечу на старой могиле. Все знали, что это за знак. Так, по поверью, обозначались скрытые клады. Обрадовался дед Максим, пошёл на огонёк. Хотел уже начать клад откапывать, да вспомнил, что нет у него с собой лопаты. Решил он место приметить большой веткой и прийти сюда позже.

Однако как не пытался старик, но на другой день заветного места не нашёл. Решил было бросить поиски, но случайно стукнул заступом по тому месту у грядки, где танцевать пытался, да и оказался опять в тех заколдованных окрестностях.

Клад в горшке

Обрадовался старик. На этот раз у него был с собой заступ. С его помощью он убрал со старой могилы огромный камень. Только хотел отдохнуть, да табачку нюхнуть, как сверху кто-то чихать начал. Испугался дед, табак убрал, но от дела своего не отступил. Стал копать землю да сам с собой разговаривать. Только каждое слово будто кто-то эхом за ним повторял. Да не одним голосом, а разными. Мерещилась старику нечисть всякая:

  • птичий клюв, который стучал по горшку с кладом;
  • баранья голова на дереве;
  • морда медведя.
Читайте также:  Одежда для девушек без лица для вечеринки

Пожилой мужчина хотел уже бросить это дело, но вдруг всё стихло. Он спокойно откопал котёл с кладом и понёс его домой, радуясь своему будущему богатству.

В то время на поле пришла мать и принесла еду. Не дождавшись деда, она накормила детей, сполоснула посуду и пошла выливать помои. Вдруг увидела, будто на неё в темноте бочка катится. Подумав, что это ребятишки балуют, плеснула горячими помоями на бочку, а это оказался дед. Старик хотел заругаться, но не стал, так хотелось ему быстрее заглянуть в горшок. Однако вместо золота там оказался всякий мусор и грязь, пришлось даже руки отмывать.

Понял дед, что чёрт его обманул. Стал с тех пор только в Бога верить и внукам всем наказал. А заколдованное место огородили забором и стали туда скидывать мусор, так как, кроме сорной травы, там всё равно ничего не росло.

“Заколдованное место”

Гоголь Н. В. сказка “Заколдованное место”

Жанр: литературный мистический сказочный рассказ

Главные герои сказки “Заколдованное место” и их характеристика

  • Рассказчик, дьячок в молодости. Мальчуган, веселый и озорной.
  • Дед Максим. Важный, сердитый, серьезный. Хотел найти клад.
  • Мать рассказчика. Вылила на деда помои.

План пересказа сказки “Заколдованное место

  • Дьячок начинает рассказ
  • Дед и его курень
  • Приезд чумаков
  • Танцы
  • Заколдованное место
  • Могила со свечой
  • Поиски могилы
  • Снова у могилы
  • Страх и ужас
  • Извлечение котла
  • Горячие помои
  • Мусор в котле.
  • Не верь нечистой силе.

    Кратчайшее содержание сказки “Заколдованное место” для читательского дневника в 6 предложений

  • Дьячок вспоминает свою молодость, как жил с дедом в курени у дороги.
  • Приехали раз чумаки и дед плясать начал, но вдруг в незнакомом месте оказался.
  • Увидел дед свечу на могиле, понял, что там клад.
  • Через день опять встал дед на проклятое место и оказался возле могилы.
  • Его пугала нечистая сила, но он вытащил котел и принес его домой.
  • Мать окатила деда помоями, а в котле мусор оказался.

    Главная мысль сказки “Заколдованное место”

    Никогда не верь тому, что сулит тебе нечистая сила.

    Чему учит сказка “Заколдованное место”

    Сказка учит не стараться обогатиться быстро, не искать клад, а работать. Учит не верить нечистой силе. Учит тому, что в мире есть много таинственного и непонятного. Учит быть храбрым и твердым в вере.

    Отзыв на сказку “Заколдованное место”

    Мне очень понравилась эта история, которую автор назвал былью. Я конечно не совсем поверила этому рассказу, мне он показался все-таки сказочным, но читать его было интересно. А описание нечистой силы у могилки даже вызвало улыбку, хотя я и не хотела бы такое встретить ночью сама.

    Пословицы к сказке “Заколдованное место”

    Силен черт, да воли нет. Было бы болото, а черти будут. Связался с чертом – пеняй на себя. Богу молись и черту фиги не показывай. Не так страшен черт, как его малюют.

    Незнакомые слова в сказке “Заколдованное место”

    Чумак – возчик Баштан – бахча Кавун – арбуз Левада – огород Хустка – платок Кухва – бочка Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Заколдованное место”

    Дьячок рассказывает случай из молодости. Его отец повез продавать табак, и дома остались рассказчик, дед, мать и два брата.

    На лето дед перешел жить в курень возле дороги, и взял с собой мальцов. И вот однажды по дороге показались чумаки, шесть возов. Впереди шел чумак с большими сизыми усами. Он узнал деда и поздоровался. Дед обрадовался старым знакомым, полез целоваться. Все расселись, взяли арбузов и дед велел играть на сопелке и танцевать.

    Да и у самого деда ноги так и рвались в пляс. И вот он не выдержал и рванул отделывать коленца. Разогнался, дошел до середины, а коленце не выделывается. Развернулся, вернулся, опять до того же места доходит – не получается. Заругался дед на сатану, глядь, а вокруг место незнакомое. Пригляделся дед, голубятню у попа увидел, выбрался на тропинку.

    Идет, а ночь темная, непроглядная. Вдруг у могилки свечка зажглась – клад там значит. Пожалел дед, что ни лопаты нет, ни заступа, навалил на могилку огромную лесину и домой пошел. Пришел домой, чумаки уже уехали, ну и дед спать завалился. На другой день, ближе к вечеру, взял дед лопату и пошел к поповскому огороду. Ходил, бродил, не может могилку найти.

    А тут еще и дождь пошел. Прибежал дед домой мокрый, лежит, ругается последними словами. На следующий день дед как ни в чем не бывало ходил по бахче, арбузы прикрывал. А к вечеру с лопатой проходил мимо заколдованного места, не выдержал, зашел на середину и заступом ударил. И вновь на том же месте у могилы оказался. И свеча снова горит.

    Подошел дед к могилке. Видит на ней камень огромный лежит. Обкопал камень дед, столкнул с могилы. Остановился дед передохнуть, насыпал на кулак табаку, только к носу подносить, кто-то сзади чихнет, всего деда обрызгал. Поворачивается дед – никого. Стал дед копать. Выкопал котелок, обрадовался. “Вот ты где, голубчик” – говорит.

    И птичий нос те же слова повторяет. А следом баранья голова с верхушки дерева. И медведь из-за дерева. Страшно стало деду, а птичий нос, баран и медведь все за ним повторяют. Перепугался дед, оглянулся вокруг. А ночь страшная – ни месяца, ни звезд. Да из-за горы какая-то харя выглядывает, глаза красные, нос как мех в кузнице.

    Список профессий после 9 класса список специальностей

    Бросил дед котел и только бежать собрался, как все исчезло, все тихо стало. Понял дед, что нечистая сила только пугает. Вытащил с трудом котел и бежать со всех ног. И только у попова огорода остановился. А в это время дома все гадали, куда же запропастился дед.

    Уже и мать с хутора с галушками пришла, уже и отобедали все, а мать котел вымыла, искала куда помои вылить. Смотрит бочка какая-то идет, верно кто-то ее сзади подталкивает. Решила мать, что это хлопцы балуются, и вылила горячие помои прямо в бочку. Как заорет кто-то басом, глядь – а это дед. Утерся, поругался, выставляет котел. Богатство обещает.

    Открывает, а там сор, мусор, грязь. Плюнул дед и наказал не верить никогда нечистой силе. Чуть что где покажется, сразу креститься стал. А на проклятое место сор и мусор велел скидывать. Хорошие там арбузы выросли.

    Рисунки и иллюстрации к сказке “Заколдованное место”

    Характеристика главного героя

    В повести «Заколдованное место» главный герой всего один — дед Максим. Он типичный представитель деревенского жителя того времени. Вера в нечистую силу, как в факт, говорит о необразованности старика, но тогда это была не редкость.

    Пожилой мужчина отличался весёлым характером и своеобразным взглядом на жизнь. Он любил своих внуков, хоть и проявлял чувства очень странно, например, называл их не иначе как «собачьи дети». В нескольких словах старика можно охарактеризовать следующим образом:

    Очень наглядно его внешность прописал художник И. Хабаров в своих рисунках-иллюстрациях к циклу историй «Вечера на хуторе близ Диканьки». Картинки хоть и выполнены в чёрно-белом формате, но довольно точно передают юмористическую атмосферу повествования.

    В целом персонажа трудно назвать полностью положительным. Он хитрит и не рассказывает о месте клада. Много ругается бранными словами и не прочь прихвастнуть. Однако старик всё же принёс найденный горшок с кладом и открыл его вместе с внуками, что говорит о его любви к мальчикам. Об этом же можно судить из его высказывания: «Ну, хлопцы, будет вам теперь на бублики! Будете, собачьи дети, ходить в золотых жупанах! Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принёс!»

    Именно поэтому главного героя «Заколдованного места» также нельзя назвать и отрицательным персонажем. Скорее это нейтральный образ обычного деревенского старика тех лет, со своими особенностями и жизненными принципами.

    Второстепенные персонажи

    Помимо главного героя, в сказке «Заколдованное место» присутствуют ещё два значимых персонажа — это рассказчик Фома и то самое мистическое место, благодаря которому произведение и получило своё название. Характеристика каждого из них также очень важна для общего понимания темы.

    Дьякон Фома

    Именно от его лица ведётся всё повествование. Однако о самом мужчине в тексте почти не упоминается. Известно лишь, что служит он дьяконом в церкви и не очень любит вспоминать эту историю из своего детства.

    Ребёнком он был непоседливым и не очень послушным. Об этом говорят воспоминания рассказчика о своём отрочестве. Мужчина с точностью не может вспомнить, сколько ему тогда было лет, но хорошо помнит окрики отца за глупые проделки: «Я тогда был ещё дурень. Всего мне было лет одиннадцать; так нет же, не одиннадцать: я помню как теперь, когда раз побежал было на четвереньках и стал лаять по-собачьи, батько закричал на меня, покачав головою: «Эй, Фома, Фома! тебя женить пора, а ты дуреешь, как молодой лошак!»

    Дать чёткую характеристику этому персонажу невозможно, так как в тексте о нём очень мало информации. Но если принять во внимание его должность дьякона, то можно сделать вывод, что ребёнком он тоже был довольно способным и умным. Ведь все служители церкви образованные и неглупые люди.

    Чёртово место

    Особенностью этой повести, безусловно, является её мистическая составляющая. Автор не просто описывает бездушное заколдованное место, он анализирует его поступки, как у обычного персонажа. Наделяет качествами, присущими только человеку:

    Изначально показав, где закопан клад, нечисть начинает издеваться над стариком. Сначала водит его кругами и не даёт найти заветную могилу. Затем пугает его разными голосами и страшными образами. Место как бы говорит старику, что ещё не поздно повернуть назад, даёт ему выбор, который герой не понимает и не принимает. В конце нечисть наказывает старика, подсунув ему вместо золота мусор. Этот безликий персонаж однозначно отрицательный герой в сказке. Все его действия направлены на проявление скрытых человеческих пороков, таких как жадность и глупость.

    Краткий анализ и размышления

    История под названием «Заколдованное место» подаётся писателем как быль, но по жанру больше напоминает мистическую сказку. В картине произведения удачно переплетаются две составляющих:

    Доподлинно известно, что впервые повесть была напечатана в 1832 году и вошла в авторский сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Точный год её написания неизвестен, предположительно 1829 -1830.

    Повествование основано на фольклоре, что придаёт ему неповторимую атмосферу деревенского быта того времени. Такую историю нельзя написать, если не знать образа жизни обычных людей. Только человеку, знакомому с крестьянской жизнью не понаслышке, под силу передать ту силу образов, которые присущи гоголевским персонажам. Писатель умело смешал юмор с глубокой моралью, которая проглядывается между строк этого произведения — только нажитое честным трудом богатство может принести человеку счастье.

    Повесть предназначена для изучения в 5 классе, однако современным детям очень сложно понять некоторые термины и слова, использованные в повествовании. Для того чтобы при написании сочинения или оформления читательского дневника не исказился смысл произведения, ученикам лучше использовать краткий пересказ истории. Но познакомиться с полной версией нужно обязательно. Ведь никакой, даже самый точный пересказ, не сможет передать ту атмосферу, которую можно прочувствовать только с гоголевским стилем написания.

    Анализ произведения Гоголя Заколдованное место Помощь по литературе

    Черновики повести Гоголя «Заколдованное место» не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего она была написана в 1830 году. Повесть «Заколдованное место» вошла во вторую книгу сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

    Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. Подзаголовок цикла указывает, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» издал некий пасечник Рудый Панько.

    Повести «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» рассказаны дьячком одной церкви. Такое отстранение автора от участника событий позволило Гоголю добиться двойного эффекта.

    Во-первых, избежать обвинения в сочинении «небылиц», во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.

    Сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. Сказки о «проклятых местах» и кладах характерны для мифотворчества многих народов.

    В славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. Нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча.

    Традиционен для народных историй и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.

    Самобытность повести проявляется в ярком и сочном языке, который щедро усеян украинскими словами: «чумаки». «курень». «баштан». «хлопцы» . ..

    Предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя создают особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства.

    Читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. Такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.

    Главный герой повести — дед Максим. Автор описывает его с доброй иронией. Это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. Деду очень нравится слушать рассказы чумаков. Внуков своих он ругает, называет «собачьими детьми». но понятно, что старик души не чает в сорванцах. А те дружелюбно подшучивают над дедом.

    Важный элемент повести — само заколдованное место. В наше время его бы назвали аномальной зоной. Дед случайно обнаруживает «плохое место» во время танца. Как только старик попадает на его границу…«возле грядки с огурцами». так ноги сами перестают танцевать. А внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.

    Переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. Ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. Ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.

    Проклятое место имеет «свой характер». Оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. Особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. Земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. Заколдованное место не прочь поиграть с дедом. То не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается.

    В арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. Страх заставляет старика на время бросить находку. Но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда.

    В котле, который с таким трудом был добыт в проклятом месте, оказались не драгоценности, а «сор, дрязг и стыдно сказать что такое» .

    После такой науки герой повести стал очень религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. Дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. Старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.

    ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Сочинение-рассуждение на тему: “интернет в нашей жизни”

    Подобный финал закономерен. Гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. Дед получает в награду не клад, а насмешку. Так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.

    Пушкин. Герцен, Белинский и другие современники Гоголя с восторгом приняли «Заколдованное место». И сегодня читатели с улыбкой и большим интересом погружаются в удивительный мир, где царят остроумие, поэзия и фантастика, оживает сама душа народа.

    Источник