Меню

Японская национальная одежда детская



Национальный костюм Японии и история моды

Культура Японии интересна и необычна. Япония – восточная страна с богатыми тысячелетними традициями. Интересен и японский национальный костюм. И это не только всем известное кимоно.

В III веке в Японии, если верить китайским летописцам, жила царица Химико. Именно с описанием времен данной царицы в китайских летописях и связаны первые упоминания о женском и мужском костюме японцев. В те времена японцы уже умели ткать, в том числе, и шелковые ткани.

Форму одежды, как и некоторые другие элементы своей культуры, японцы изначально заимствовали у китайцев – к примеру, чайная церемония, иероглифы. Однако со временем все традиции видоизменялись и принимали свой неповторимый колорит. Так, традиционная китайская одежда халат в японской культуре трансформировалась в весьма оригинальный костюм — кимоно.

Мужской и женский национальный костюм Японии

Мужской национальный костюм в Японии состоял из штанов и чаще всего верхней распашной одежды.

Так, крестьяне носили штаны и рубаху с длинными рукавами, которая подвязывалась веревкой. Знаменитая традиционная японская обувь гэта также появляется среди простых людей – рыбаков. Гэта – это деревянные туфли с двумя ножками-каблуками. Такую обувь японцы носили, к примеру, собирая водоросли на мелководье. Гэта – как мужская, так и женская обувь.

Еще один вид традиционной японской обуви – это плетеные сандалии дзори. Дзори безразмерны и на плоской подошве. Их чаще всего плели из бамбука, рисовой соломы или тростника.

Также японцы могли носить и таби – весьма оригинальную обувь, больше похожую на носки. Но при этом у таби, как и у варежек, был отдельный кармашек для большого пальца ноги. Таби японцы носят и по сегодняшний день, а также данная обувь считается весьма популярным сувениром у туристов.

Мужчины в Японии в качестве нижней одежды носили фундоси – одежда в виде прямоугольного куска ткани, которая оборачивалась вокруг талии и завязывалась узлом. При этом один из концов данной своеобразной набедренной повязки пропускался между ног и закреплялся на поясе. Фундоси, таким образом, выполняла роль нижнего белья.

Затем надевалась косимаки – несшитая юбка, которая крепилась лентой на талии.

На плечи надевался дзюбан, который также исполнял роль нижнего белья. Дзюбан – это верхняя плечевая одежда в виде прямого халата. Длина короткая, до середины бедра. У дзюбана были короткие широкие рукава.

Верхней мужской одеждой служили хаори либо кимоно и хакама.

Хакама – это штаны, внешне очень похожие на юбку. Такие традиционные японские штаны были длинными широкими и в жесткую складку. Хакама могли носить как с кимоно, так и с хаори.

Традиционная парадно-церемониальная одежда японцев рэйфук по сей день состоит из штанов хакама и курки хаори, надетых поверх кимоно.

Хаори – это верхняя одежда в виде куртки со стоячим воротником и широкими прямоугольными рукавами. Спереди у короткой куртки хаори была застежка в виде тесемок, которые завязывались бантом.

Что касается кимоно, то в традиционном японском костюме кимоно носили как женщины, так и мужчины. Считается, что первые кимоно появляются в VII-VIII веках. Внешне кимоно похоже на широкий халат с длинными широкими рукавами. Кимоно безразмерны. По фигуре они подгоняются при помощи пояса – оби. Также у кимоно отсутствует какая-либо застежка спереди. Запахивается кимоно слева направо.

Внизу рукава кимоно могут подшиваться и таким образом появляются небольшие карманы, в которых можно носить, к примеру, монеты или же другие небольшие по размеру вещи.

К поясу кимоно могли привязываться табакерки и кошельки. В качестве брелка использовались фигурки из кости или камня в виде животных или же божков – нэцкэ.

Женское кимоно отличалось от мужского наличием всегда очень широкого пояса оби, который сзади на спине укладывался в бант, чем-то напоминающий подушку. Пояс женского кимоно шился из дорогой ткани – парча либо шелк и всегда украшался богатым узором.

К слову, для того, чтобы надеть кимоно, а тем более уложить пояс оби женщинам всегда требовались помощницы. Ведь попытка облачиться в кимоно в одиночку может стать весьма сложной задачей.

Также женские кимоно отличались по своему цвету и узорам. К примеру, весной могли носить кимоно с узорами цветка сакуры, которая цветет именно в весенний период, а осенью кимоно с узорами осенних цветов. Кимоно, которые носили девушки, чаще всего были полностью покрыты небольшими узорами. Женщины в возрасте носили более однотонные кимоно с большим рисунком, который чаще всего размещался снизу.

Кимоно для официальных приемов (куротомесодэ) также были практически однотонными черного цвета, рисунок ниже талии. Такие кимоно могли украшать камоны – гербы семьи, которые располагались в единичном экземпляре на рукавах, груди и спине кимоно.

Еще один интересный вид кимоно – юката. Данное кимоно считается совершенно неофициальной и летней одеждой. Юката также отличается самым простым покроем из всех видов кимоно.

Помимо кимоно женщины также могли носить хаори. Куртка хаори практически ничем не отличалась от аналогичной мужской одежды. Очень часто хаори носили женщины, у которых были маленькие дети. Так как в японской культуре было принято носить детей за спиной, то и хаори в таком случае подходила гораздо больше на роль повседневной одежды в отличие от менее удобного кимоно.

Нижней одеждой женского национального костюма Японии служили несшитая по бокам юбка – косимаки и хададзюбан – нижняя рубашка из светлой ткани.

Источник

Японская национальная одежда

Для того, чтобы научиться рисовать японскую национальную одежду, необходимо знать её основные элементы. Также необходимо ориентироваться в традициях Японии. Поэтому мы решили вам рассказать про японскую одежду, которая на протяжении многих веков сохраняет свою актуальность.

Кимоно

Кимоно считается традиционной японской одеждой, которая начиная с 18 века считается ещё и национальным костюмом Японии. Кимоно бывает мужским и женским. Это Т-образный халат, который может иметь различную длину. Халат не имеет застёжек и пуговиц, а крепится при помощи пояса оби, который расположен на талии. Европейские пуговицы в японском кимоно заменены ремешками или бечёвками. Этот вид японской одежды имеет рукава собэ, которые имеют большую ширину.

Одежда самурая

Самураи вместо штанов носили шаровары – нагабакама, которые были широкие и длинные, что не ограничивало движение и обеспечивало молниеносную реакцию в случае покушения на правителя. Ведь самураи в Японии считались воинами-телохранителями, которые служили своим хозяевам. Самурая одевался по-другому, чем обычные люди в Японии. Он носил пару мечей за широким поясом, а его одежда имела особый покрой (рейфуку). Повседневно он носил широкие штаны хакама, кимоно с укороченным рукавом (косодэ) и верхнее кимоно. Сверху была хаори – накидка с укороченным рукавом. Носить одежду самурая, обычному японцу было запрещено. За нарушение этого правила можно было лишиться головы. На одежде самурая были нашиты фамильные гербы в пяти местах. Гербы имели только правители и самурая. Гербы не нашивались на хакаме, так как такую одежду могли носить простые японцы – ремесленники и торговцы.

Японские воины носили доспехи в виде цельнометаллических пластин нагрудников, которые по своей сути играли роль современного бронежилета. А голову закрывал шлем из метала. С усовершенствованием технологий обработки стали менялись и доспехи японского воина. Эпохи Хэйан и Камакура стали пиковыми в создании вооружения и периодом зарождения самураев. С тех пор мало что изменилось и сохранилось до наших дней.

Самурай одевал свои доспехи только перед сражением или в торжественных случаях. Они очень бережно относились к своему оружию и доспехам. Мечи имели свои имена и передавались как самая большая родовая ценность из поколения в поколение.

Одежда простых людей

Простые люди в Японии носили распашные или запашные халаты, юбки — хакама или юбки футано носили мужчина, а женщины носили юбки косимаки. Нижняя одежда представляла собой халаты, которые назывались дзюбан. Верхней одеждой считалось кимоно, которое шилось из прямых кусков материи, а также имело воротничок и подворотничок. Чтобы пошить кимоно необходимо примерно 9 метров ткани. Сверху на кимоно можно было одеть накидку – хаори. Мужчины одевали ещё и юбку — хакама. Если присмотреться, то женская и мужская японская одежда имеет сходство.

Мужчина в Японии носил нижнюю набедренную повязку – фундоси, а также нижнюю рубашку – косоде. Потом одевалась юбка косимаки и дзюбан. Все нижнее бельё изготавливалось из хлопка. Верхней одеждой было косодэ (прототип кимоно), кимоно или хаори. Косодэ – это длинный халат с узким рукавом и воротником в виде стоечки. Кимоно же это запашной халат на поясе с широким рукавом.

Одежда феодалов в Японии

На первом рисунке показана одежда Сокутай – парадное платье, которое вельможа одевал на приём к правителю. Женское парадное платье показано на рисунках 2 и 6. Домашний мужской костюм показан на рисунке 3, а женский домашний наряд вы можете увидеть на рисунках 4 и 5.

Источник

О японской школьной форме

Япония – страна с давними традициями в образовании и культуре. Дети со школы приучаются к строгому соблюдению установленных норм и правил поведения. Даже японская школьная форма стала в стране любимой повседневной одеждой мальчиков и девочек на занятиях и дома.

Национальная школьная форма: традиции и правила

Школы в Японии делятся на две категории: частные и муниципальные. Они отличаются в финансировании, учебными программами и внутренними правилами. Но для всех школ Японии существует единый закон: обязательная национальная школьная одежда.

Правила учебного заведения регламентируют ношение костюма. Модели строятся по классическому принципу: светлый верх и темный низ. В учебных заведениях функционируют три типа одежды:

  • для начальной школы;
  • для средней школы;
  • для старшей школы.

Классический костюм японских школьников состоит из шести обязательных предметов:

  1. юбка у девочек, шорты или брюки у мальчиков;
  2. девичья блузка и мальчиковая рубашка;
  3. жакет или пиджак;
  4. аксессуары: галстук, бант или лента;
  5. носки и гольфы;
  6. темная обувь.

Образцы первой школьной формы

В XIX столетии в школе Гакусюин появились первые образцы матросского костюма (сэйфуку). В переводе с японского языка «фуку» обозначает слово «форма», а «сэйлор» – «матроска».

На рубеже XIX – XX веков одежда мальчиков представляла собой китель с воротником-стойкой, брюки и фуражку. Девочки носили штаны хакама и свободную блузу-кимоно.

Классическая одежда для девочек

Платье в морском стиле – классический вариант униформы японских учениц. В комплект входят:

Верх матросского костюма – белая блуза с отложным воротником. Короткий рукав блузы – летний вариант модели. Длинный рукав – зимний вариант.

Клетчатая или однотонная юбка – второй элемент комплекта. Обычно фасон юбки – плиссе. Длина – выше колена. Популярные цвета: синий, серый, зеленый. Дополнением к юбке служит пиджак однотонного цвета.

Девочки ходят на занятия с голыми ногами. Правилами допускаются носки, а в холодное время – удлиненные гольфы. Цвета: синий, черный и белый. Современные японки любят носить гетры, собранные в гармошку.

Японские девушки не носят обувь на платформе или на шпильке. Допустимы туфли на низком каблуке темного цвета или мокасины. В помещении часто используется сменная обувь уабаки – японские комнатные тапки.

Украшение костюма – бант яркого цвета или галстук.

Форма для мальчиков Гакуран

Классический костюм для мальчиков средних и старших классов называется гакуран. Слово переводится как «западный ученик». Костюм представляет собой строгий сюртук военного образца с пуговицами до горла и воротником-стойкой. Традиционные цвета: черный, коричневый, синий и серый. В комплект входят длинные брюки и белая рубашка.

Одежда для младших школьников

Для учащихся начальных классов японская школьная форма не является обязательной. Мальчики ходят в удобных шортах и светлых рубашках, девочки могут носить короткие юбки. Приветствуются кепки, фуражки, панамы. Отправляясь на прогулку, ученики берут с собой зонтики и дождевики желтого цвета. Вместо пиджаков в прохладную погоду малыши одевают удобные курточки.

Спортивная форма в японских школах

В XX веке японские школьники носили бурума. Это укороченные шорты свободного кроя. Непривлекательный вид одежды вызывал многочисленные протесты со стороны учащихся. Сегодня бурима практически не используется.

Современная спортивная форма – это футболка и шорты. Ее дополняют фирменные рюкзаки и спортивные сумки.

Зима – лето

1 октября и 1 июля – начало учебных семестров в Японии. Независимо от погоды, правила требуют ношения сезонной одежды. Зимние костюмы шьются из теплых шерстяных тканей. Кроме пиджаков популярны удлиненные трикотажные жакеты прямого силуэта скромного цвета. Для летних комплектов используются натуральные ткани из хлопка.

Читайте также:  Как правильно пользоваться отбеливателем для одежды

Аксессуары

Сумка – обязательный атрибут учеников. Фабричные портфели и рюкзаки выглядят неброско. Из-за этого школьники стараются разнообразить их всевозможными украшениями. Частные школы разрабатывают свои модели школьных сумок.

Шейные банты и косынки шьются из ткани, гармонирующей в тон костюму. Галстуки носят преимущественно девочки.

Аниме и культовая японская школьная форма

Персонажи в японской школьной форме живут на страницах комиксов, в произведениях живописи и художественных фильмах. Героини аниме с большими выразительными глазами зачастую становятся кумирами для подростков. Современные девочки стремятся выглядеть так же стильно, как любимые персонажи анимационных фильмов. Тян в клетчатой юбочке и белоснежной матроске стала символом привлекательной девушки.

Матросская форма стала частью молодежной культуры отаку.

Японская школьная форма на все времена

Больше 150 лет японские дети с удовольствием носят униформу. Одинаковая одежда универсальна. Она не подчеркивает разный достаток семей. Сегодня японская школьная форма набирает популярность в странах Европы и Америки.

Источник

Традиционная японская одежда: национальные наряды японцев

Японская национальная одежда

Содержание

  • 1 Чего нет в традиционном японском костюме
  • 2 Кимоно
  • 3 Другая верхняя одежда
  • 4 Штаны
  • 5 Нижнее бельё
  • 6 Головные уборы
  • 7 Обувь
  • 8 Комплексы одежды 8.1 Одежда жрецов
  • 8.2 Одежда придворных и аристократов
  • 8.3 Одежда самураев
  • 8.4 Одежда крестьян и простых горожан
  • 8.5 Одежда гейш и проституток
  • 8.6 Костюм ниндзя
  • 8.7 Униформа пожарных
  • 9 Современная школьная форма
      9.1 Школьная форма для девочек
  • 9.2 Школьная форма для мальчиков
  • 10 Источники
  • 11 Примечания

    Чего нет в традиционном японском костюме[править]

    • Застёжек и пуговиц. Всё запахивается и подвязывается.
    • Индивидуальных мерок. Годится любому носителю, так как все подвязывается и подгоняется уже при надевании. Хотя разница между взрослой и детской одеждой есть. Размер диктуется шириной ткани (стандарт 36 см). Лицам нестандартной комплекции разумеется это не очень годилось. Например сумоистам, им кимоно шили по несколько иным стандартам и быть поставщиком одежды в разные школы сумо было очень престижно. Отголоски этого имеются и сейчас — современным сумоистам даже в повседневной жизни полагается непременно ходить в кимоно.
    • Богатые женщины имеющие своё дело (купчихи, ростовщицы, бордель-маман) в средние века совершенно сознательно стремились располнеть настолько, чтобы им было невозможно пошить кимоно из стандартного отреза ткани. Иметь такие габариты и одежду было что-то символа публичного потребления, престижа и демонстрация богатства, независимости и свободы от мужского влияния.
    • Детские кимоно шьются с запасом на вырост. Для подгонки длины ткань на плечах подшивается в характерную для детей складку ката-аге, у майко могут подшивать также рукава- соде-аге. По мере роста ребенка складка распускается.
  • Постоянных швов. Сшито так, чтобы потом можно было распороть, постирать и сшить обратно, а потому шов намёточный.Шаблон:Нужно пояснение
  • Изогнутых швов. Поэтому существует класс швейных машинок, которые годятся для японской одежды, но не годятся для европейской.[2]
  • Вытачек. И в принципе подгонки по фигуре.

    Японский традиционный костюм после революции Мэйдзи

    После буржуазной революции Мэйдзи (1868) был снят запрет на контакты с зарубежными странами. В моду вошли европейские фасоны. Правда, первое время предметы зарубежного туалета причудливо сочетались с традиционными нарядами. На улицах можно было встретить мужчин в европейском костюме, но в японских сандалиях гэта, девушек в юбках, из-под которых выглядывали «хакама».

    Императорским декретом государственные служащие — солдаты, полицейские, почтальоны — обязывались носить форму европейского образца. Вскоре такая форма появилась у школьников и студентов.

    Женщины гораздо медленнее осваивали европейские новинки, предпочитая традиционное кимоно. Но правительство проявило настойчивость и в этой сфере. В столичном зале приемов Рокумэйкан с 1883-го по 1889 г. проводились балы, на которые приглашенные женщины обязаны были являться в европейских платьях. Как бы то ни было, к середине XX в. западная одежда уже превалировала в стране, став нормой для всех классов.

    Источник: Штормовая башня

    Кимоно[править]

    В большинстве азиатских стран главным элементом одежды является халат, а не рубаха и штаны, как в Европе. Япония в этом смысле не исключение. Халатом в данном случае является кимоно.

    У него есть воротник, доходящий как и до подола, так и до пояса. Часто он красится в темный цвет.

    Европейское правило «мальчики запахивают направо, девочки — налево» для кимоно не действует. Кимоно надевается с запахом налево только на покойников, в остальных случаях — только направо. Впрочем, в совсем уж глухой древности, в период Нара, встречались и варианты, когда кимоно запахивали налево.

    Кимоно обязательно подпоясывается поясом оби. Мужской оби тонкий (10 см в ширину) и завязывается спереди, на животе простеньким узлом. Женский же широкий (30 см) и завязывается на спине очень сложным узлом, коих существует очень много[3]. Парадное женское кимоно подвязывается не менее чем тремя поясами.

    У нестарых женщин подмышки кимоно не зашиты, чтобы оставить отверстия для вентиляции и возможности покормить ребенка грудью.

    Незамужние девушки на праздничные дни носят фурисодэ — ярко украшенное кимоно с длинными рукавами (длина может до одного метра). Замужние на праздники носят томэсодэ — чёрные кимоно с узором у подола. Как и замужним, так и не замужним женщинам праздничным кимоно служат хомонги и цукэсагэ. Главное отличие этих видов кимоно в том, что цукэсагэ менее праздничный и узор есть только у подола и на рукавах (на правом сзади, а на левом спереди), тогда как хомонги всё покрыто узорами. Иногда рисунок занимает всю площадь хомонги, из-за чего оно становится похожим на картину. На чайную церемонию надевается иромудзи — одноцветное кимоно с вышитым рисунком. У иромудзи, как и у хомонги и цукисагэ рукава короткие, в отличие от фурисодэ.

    Кимоно придворной аристократии — многослойные: множество очень тонких до прозрачности кимоно надеваются друг на друга.

    Одежда делится на уваги

    и
    ситаги
    . Уваги — то, собственно видят люди, верхняя одежда. Ситаги — то, что непосредственно контактирует с кожей, нижнее бельё. Сейчас вместо нижнего кимоно часто носят белый шарфик.

    Представители некоторых профессий (гонцы-хикяку, барабанщики) надевали полунагрудник-полуфартук мунэатэ (букв. «нагрудник»), он же харагакэ. «Насисьник» с таким же названием является принадлежностью японских лучниц, мужчины-лучники при этом грудь оголяют, если без доспеха (в доспехе поверх груди крепят лакированную кожаную пластину, чтобы тетива не цеплялась за шнуровку пластин доспеха, а соскальзывала). Что касается фартуков, то его разновидность каппоги встречается и сейчас среди поваров. Каппоги отличается от других видов фартука тем, что у него есть рукава.

    Самый главный ляп, связанный с этим предметом одежды: словом «кимоно» обозначают именно и только верхний халат, являющийся главной частью и мужского, и женского костюма, либо же спортивную одежду (правильное название кэйкоги).

    На самом деле глагол «киру», от которого образовано слово «кимоно», означает «набрасывать на плечи». Таким образом, кимоно — то, что надевается на верхнюю часть тела. Дзюбан, хантэн, катагину, каригину, ситаги — все это тоже «кимоно». А для того, что носят ниже пояса, есть другой глагол — «хаку». Соответственно, никакие штаны не могут назваться «кимоно».

    Одежда японцев периода раннего средневековья

    С переездом императорского двора в новую столицу Хэйан (нынешний Киото) влияние китайской моды стало ослабевать. Придворные наряды тех времен отличались многослойностью. Мужчины носили широкие штаны «хакама», которые практически скрывались под длинным, до пола одеянием «сокутай» с широкими рукавами «осодэ».

    В менее торжественных случаях «сокутай» заменяли на укороченную накидку «носи». Во время охоты длинные и широкие рукава подвязывали или надевали более удобную для верховой езды удлиненную куртку «каригину», которая вскоре стала отличительной чертой одеяния японских военачальников.

    А вот хэйанские красотки предпочитали надевать на себя одно кимоно за другим, но так, чтобы из-под верхней одежды выглядывали краешки всех нижних слоев. Для этого каждое нижнее кимоно шили чуть большего размера, чем верхнее. Эту одежду именовали «дзюнихитоэ» (т. е. «двенадцать слоев», хотя на практике надевали порой до 20 кимоно).

    Главным было так подобрать цветовую гамму многослойных одеяний, чтобы все выглядывающие кромки сочетались или продуманно контрастировали друг с другом.

    Крестьянки и представительницы других низших сословий носили, конечно же, более простые одежды — штаны и «тэнаси» (короткие накидки без рукавов). Если приходилось надевать кимоно, то его подтягивали у пояса так, чтобы подол не спускался ниже середины икр, иначе ходить по пыльным дорогам и залитым грязью городским улицам было невозможно.


    Одежда знатных японцев в раннее средневековье – сокутай для мужчин и дзюнихитоэ для женщин

    Штаны[править]

    Как уже было сказано выше, штаны в восточном костюме не являются главным элементом, поэтому штаны всегда были «унисексом» — их носили как и мужчины, так и женщины. Разница заключается в том, что мужские штаны подвязываются на пояснице, а женские — на талии. Штаны надеваются на кимоно благодаря двум пришитым пояскам и имеют вырез, внезапно на боках, чтобы их было удобнее надевать. Существуют два вида японских штанов:

    • Хакама — широкие штаны, похожие на шаровары. Известна как часть униформы в айкидо, но носится также и другими хранителями традиционной японской культуры (музыкантами, актёрами традиционных театров) а также учительницами на выпускных. В средневековье их ношение считалось прерогативой духовенства, самураев и знати, а их ношение выходцами из других сословий не во время особых случаев (например, на собственной свадьбе) жестоко каралось. В эпоху Хэйан хакама могли достигать неописуемой длины, так что волочились за своим носителем как шлейф. Такие штаны назывались нагабакама. Уже после Хэйан по придворному этикету самурай при входе на аудиенцию к императору или сёгуну должен был вместо обычных хакама надеть нагабакама, чтобы не смог, неожиданно прыгнув, атаковать, А те, кто имел привилегию войти на аудиенцию с мечом, должны были вместо боевого меча взять жестяной цуруги в роскошных золотых ножнах. Во время войны хакама ниже колен стягивались обмотками кяхан
      или поножами. Игабакама — разновидность хакама, носившаяся крестьянами из провинции Ига и стереотипными ниндзя. Штанины к низу намного уже, чем у обычных хакама, и имеют длину до колен.
    • Ёнобакама — укороченный вариант хакама, напоминающий шорты и носившийся асигару.
    • Кукури-хакама — хакама с завязками на полах, позволявшие регулировать ширину штанин. Носились простолюдинами (в варианте длиной чуть ниже колена) и самураями низкого класса.
  • Момохики — узкие, рабочие штаны. Не стыдились ими пользоваться и самураи, правда, только в качестве нижних штанов.

    подробнее про штаны

    Виды японской национальной обуви и белья Таби

    Аутентичные японские носки таби – это один из самых известных элементов национальной одежды после кимоно. Носки с отделённым большим пальцем можно увидеть у многих мастеров боевых искусств, а также тех, кто предпочитает экзотическую для европейца обувь.

    Кроме носков существует и особый вид мягкой обуви – дзика-таби. Это те же таби высотой до щиколотки, но с полиуретановой или каучуковой подошвой, что позволяет ходить в них даже по улице. Особую популярность дзика-табе получили у мастеров айкидо и рикш.

    Легендарные деревянные сандалии гэта пришли в Японию из Китая, но всемирную известность получили именно благодаря Стране Восходящего Солнца. Одинаковые «лавочки», надеваемые на ноги, как известные вьетнамки, стали одним из символов не только национальной одежды Японии, но и отдельного пласта японской культуры.

    Нижнее бельё[править]

    Мужчины в качестве нижнего белья использовали набедренную повязку фундоси

    , внешне немного похожую на современный подгузник (в XV-XVII веках фундоси были похожи на мини-юбку). Женщинам нужно было закрывать еще и грудь, поэтому был вариант фундоси, который надевался как фартук и пропускался между ног. (Но воительницы, бывало, щеголяли в коротком кимоно, удобном в бою, и
    мужском
    фундоси.) Среди гейш не было принято носить фундоси. Дети тоже их не носили.

    Затем мужчины надевали ситаги, а женщины — хададзюбан. Женское белье могло дополняться несшитой юбкой косимаки.

    В холодное время года и мужчины, и женщины могли надеть поверх хададзюбана еще и нагадзюбан.

    Ещё в качестве нижнего белья мужчины использовали хантако — укороченный вариант момохики, похожий на трусы-семейки. Хантако вместе с широким белым поясом харамаки являлись частью униформы служащих игорных домов, где собирались якудза. В эпоху Эдо разноцветные (в основном синие) хантако носили крестьяне.

    Читайте также:  Черная одежда для страйкбола

    Головные уборы[править]

    Играли важную роль, поскольку являлись показателем социального статуса владельца. Однако в быту древние японцы старались обходиться без них и ходить с непокрытой головой, благо климат позволяет, а до европейских традиций…

    • Каса
      — соломенная шляпа. В древности считалась головным убором простонародья. Однажды знатная дама Сэй-сёнагон, проезжая мимо поля, где работали крестьяне, изумилась тому, какие странные штуки носят они на головах. Но после войны Гэмпэй, когда самураи из служивых простолюдинов превратились во дворян, каса широко вошла в жизнь более высоких сословий. Амигаса — вариант каса, полностью закрывающий лицо, с узким «окошечком» для обзора впереди.
    • Фукаамигаса или тэнгай — вариант каса, больше похожий на бочку. Носится монахами секты комусо и имеют «окошечко» спереди для вида.
    • Сандогаса — каса, похожая на перевёрнутое блюдце, предназначенная для паломничества и путешествий. Носилась чаще всего женщинами. Именно такой штуковиной украшает свою голову Ашра — раскаявшаяся демоница из франшизы Mortal Kombat, косящая под монахиню/послушницу.
  • Итимэгаса — женская каса, появившаяся в эпоху Хэйан. Имеет форму чаши, а иногда и вуаль.
  • Такухацугаса — округлая и плетёная каса. Носится монахами.
  • Итимондзигаса — плоская дзигаса, носившаяся самураями при сопровождении своего даймё, так как в бою она была непригодна. В эпоху Эдо, часто надевалась вообще без доспехов, потому её можно отнести к одежде.
  • Эбоси
    — шапка из тонкого и окрашенного в черный цвет газа (вид ткани), отличительный головной убор знати, чиновников, каннуси, танцовщиц сирабёси и судей в борьбе сумо. Главное — чтобы её носитель был прошедшим ритуал гэмпуку, то есть только совершеннолетним. Изначально носилась на пучке волос — традиционной японской мужской причёске, в наши дни завязывается на подбородке.
  • Канмури
    — парадный убор знати и официальная регалия сёгуна и императора. Происходит от китайского колпака путоу, заимствованного ещё в эпоху Нара, современный вид канмури приобрёл, конечно же, в эпоху Хэйан. Канмури носилась с помощью шпилек, закреплённых на особой разновидности пучка.
  • Цунокакуси
    — косынка, которую носят невесты. Аналог европейской фаты.
    • Каса
    • Монах комусо в тэнгай
    • Сандогаса
    • Женщина в итимэгасе (взять отсюда:


      ).

      Обувь[править]

      В основном традиционная японская обувь представлена разновидностями того, что мы называем «вьетнамками» — сандалий с ремешком, отделяющим большой палец от остальных.

      • Асагуцу — деревянные башмаки, окрашиваемые в чёрный цвет и носившиеся ещё в эпоху Яёй. В эпоху Хэйан носились знатью, а сейчас носят каннуси — синтоистскими жрецами.
      • Куцу — полусапожки из медвежьей шкуры. Носились VIP-всадниками в бою.
      • Момогуцу — лакированные кожаные полусапожки с загнутым носком. Также носились всадниками, а конкретнее конными лучниками.
      • Гэта — деревянная обувь, создающая при ходьбе особый, цокающий звук. Изготавливается из дерева и имеет два высоких каблука-«зубчика», из-за чего их носят в ненастную погоду, чтобы не запачкать носки. Правда, есть разновидности с одним каблуком (иппон-ха гэта или тэнгу-гэта) и с большой платформой (окобо), которую носят майко — ученицы гейш. А есть и сукээто-гэта — обыкновенные коньки. Гэта чаще всего носятся с юкатой — летним лёгким кимоно без подкладки.
      • Варадзи — японский аналог лаптей. Плетётся из соломы или пеньки и дополнительно привязывается к ноге шнурками таким образом, что задник немножко приподнимается и обхватывает пятку. Носятся буддистскими монахами, а раньше носились также асигару, крестьянами и ремесленниками.
      • Дзори — нечто среднее между варадзи и гэта, домашняя обувь. Носится на чайных церемониях, а также как сменная обувь в некоторых школах. Помимо соломы, может делаться из пластика.
      • Фукагуцу — японские валенки. Как-то многовато ассоциаций с Россией…
        Правда, не валяются из шерсти, а как и варадзи и касы, плетутся из соломы. Ныне фукагуцу сохранились в деревне Гокаяма, где являются популярным сувениром для туристов.
      • Когакэ — латный вариант таби, японский вариант сабатона.
      • Тагэта — рабочая обувь из дощечек крупнее ступни, носилась крестьянами на рисовых плантациях, чтобы не запачкать ноги в грязи.
      • Сэнгай — обувь, вытканная из шёлка, которую носили во дворце придворные дамы.
      • Увабаки — не совсем традиционная, но всё же специфически японская. Это резиновая либо пластиковая обувь, которую школьники, спортсмены и посетители носят в качестве сменки. Фасоны разнятся от почти ботинок до почти балеток, в простейшем случае это фактически обычные галоши.

      К традиционной обуви обязательно прилагаются традиционные носки — таби. Они имеют отделённый большой палец и красятся в белый или чёрный цвет.

      Есть и рабочая разновидность таби — дзика-таби, имеющая резиновую подошву, которую носят садоводы, фермеры и рикши. Изобретены они, ясное дело, в середине XX века.

      • Гэта
      • Гэта с одним зубчиком (тэнгу-гэта)
      • Окобо
      • Дзори
      • Варадзи = лапти
      • Асагуцу
      • Кэгуцу
      • Фукагуцу
      • Тагэта
      • Увабаки

      Виды японской национальной одежды Кимоно

      С середины XX века в Японию стала проникать культура из Европы и Америки. На смену национальному костюму пришла обычная одежда. Сначала ее стало носить высшее сословие, а с 1945 года странами Востока завладел американский стиль.

      На сегодняшний день кимоно стало больше праздничным костюмом, в будни его носят чаще всего пожилые японки. Плотно облегающее и закрывающее все части тела, кимоно призывает к покорности и смирению.

      Кимоно является национальным костюмом для всех японцев независимо от пола и возраста. Кроется он из цельного куска ткани. Для пошива женского кимоно необходимо от 9 до 12 метров ткани. Настоящее кимоно должно изготавливаться вручную, а повторяющийся рисунок наноситься с помощью трафарета.

      Любой костюм независимо от того, кто его надел, должен запахиваться только слева направо. В обратную сторону костюм запахивают лишь на покойнике при погребении. На талии поверх кимоно завязывается специальный пояс – оби. Кимоно имеет многочисленные ремешки и шнуры вместо пуговиц, а в качестве украшения подвешиваются нэцкэ.

      Женский костюм отличается от мужского кимоно количеством деталей, всего их 12, поэтому одеться женщине без посторонней помощи почти невозможно. Кимоно у мужчин проще, состоит из пяти частей и имеет более короткий рукав.

      При выборе кимоно учитывают пол человека, событие (свадьба, похороны и др.), время года, живой человек или покойник, возраст, статус в обществе.

      Кэйкоги

      Национальные тренировочные костюмы кэйкоги долгое время на всём пространстве бывшего СССР назывались «кимоно», что в корне неправильно. Состоящий из верхней куртки и свободных штанов костюм предназначался для медитаций, занятий боевыми искусствами и утренних прогулок, в том числе и бега.

      С развитием различных школ единоборств, появлением совершенно новых техник, кэйкоги модернизировали и подстраивали под конкретные виды боя. Неизменным оставалась только одна деталь кэйкоги – пояс. Он представляет собой длинный, до 4 метров, лоскут ткани, сложенный и простроченный вдоль и поперёк несколько раз.

      Подвязывание пояса является полноценным ритуалом. Ни в коем случае, даже при небольших тренировках, нельзя обматывать его вокруг пупка – согласно большинству учений в этом районе находится точка концентрации мужской энергии тела. Пояс нужно располагать на бедренных костях. Делалось это ещё из соображений удобства – дабы ничего не мешало при медитации.

      В самой Японии кэйкоги также называется словом «доги». Отсюда пошёл целый ряд названий, относящихся к конкретным видам единоборств – каратэги, айкидоги, дзюдоги и так далее. В современной России все эти костюмы по-прежнему называются общим словом «кимоно», хоть и с оговоркой для каждого боевого искусства.

      Оби – общее слово для обозначения целого ряда поясов, которые надеваются поверх традиционного кимоно и других видов национальной одежды Японии. Существует несколько десятков видов мужских и женских поясов оби, но основные типы можно разграничить в небольшие группы.

      Жёсткий мару-оби считается архаичным видом пояса, который женщины носили только ради торжественных приёмов и встреч. С обеих сторон он расшивается дорогими нитками и украшается вставками из парчи и других видов дорогой ткани. Обязательный элемент – заколка оби-макурэ, как правило, изготавливаемая из благородных металлов.

      Менее вычурный пояс фукуро-оби декорируется дорогими элементами только с одной стороны. Его считают современным вариантом мару, поэтому на сегодняшний день такие пояса встречаются в магазинах Японии намного чаще.

      Нагоя-оби и ханхаба-оби – это виды поясов, появившиеся уже в XX веке. Первый вариант имеет широкую центральную часть, завязки же мало отличаются от спортивных мужских поясов. Рисунки на обоих вариантах более скромные, по сравнению с мару.

      Важно: Классический женский пояс оби имеет в длину 4 метра и минимальную ширину в 30 сантиметров. Из-за огромного количества ткани, используемого для его изготовления, цена такого пояса даже в современных условиях огромна. Очень часто пояс стоит в 2-3 раза дороже самого кимоно.

      Хакама

      Хакама – это традиционные японские штаны, часто используемые в качестве основного реквизита для съёмок фильмов про Японию. К слову, далеко не всегда хакама появляется в кадре с должным уровнем исторической достоверности.

      В средние века носить хакаму имели право лишь самураи и высшие аристократы, а простолюдины могли надеть такие штаны лишь раз в жизни – на собственную свадьбу. Со временем появились и женские варианты хакамы, которые с первого взгляда не отличить от длинной юбки гофре.

      На сегодняшний день, хакама в повседневной носке редко увидишь, тем более – на мужчинах, привыкших к более практичным брюкам и джинсам. Тем не менее, подобный покрой штанов встречается в костюме айкидоги, а также в выпускной униформе студентов нескольких престижных японских университетов.

      Юката

      Облегчённое кимоно юката изначально было изобретено для женщин, которые облачались в него после купания. Сшитый изо льна или тонкого хлопка халат должен был выполнять функцию полотенца, отлично впитывая влагу перед переодеванием. Но со временем предназначение этого элемента японской одежды поменялось.

      Теперь его имеют право носить не только женщины, но и мужчины. Отличаться будет юката лишь расцветкой – у мужчин она более строгая. В остальном, юкату в Японии можно носить в качестве домашнего халата или же лёгкого летнего платья. Хотя, последний вариант, всё же, больше подходит девушкам.

      Комплексы одежды[править]

      Одежда жрецов[править]

      Как одевались жрецы и жрицы в самом раннем периоде японского национального язычества — синтоизме, нет сведений. Изначально синтоизм был практически шаманством в чистейшем виде с шаманками-мико. В эпохи Нара-Хэйян он был очень сильно реформирован и статус влиятельных мико упал до прислужниц при влиятельных жрецах-камунуси (каннуси), одежда восходит к той же эпохе.

      • Мико, обычно молодые и незамужние девушки, одеваются в общем случае в длинные белые рубахи и широкие красные штаны-хакама (иногда в широкие юбки) и белые сандалии с белыми таби с красными ремешками, носят особые причёски. При совершении религиозных церемоний или в некоторые дни эта одежда может дополняться разными деталями вроде хаори или накидок со священными символами. В древности в мико отдавали девушек только из определенных кланов жрецов.
      • Распространенная ошибка — выдавать эту спецовку мико, например в эпоху Сэнгоку. Сёгуны и до и после этой эпохи нередко жестоко преследовали японское язычество, как сильно связанное с аристократией-кугэ (значительная часть аристократии были выходцами из жрецов синтоизма) и часто культы справлялись полуподпольно. Крестьяне, несмотря на репрессии, стойко держались за свои местные культы. В мико приходилось отправлять девушек уже самого простого происхождения, а ношение хакама, хаори и одежд белого цвета простолюдинками было строжайше запрещено. Массовый выход язычников из подполья и переход к этой одежде — это примета эпохи Мэйдзи, времени реставрации императорской власти.

      Одежда придворных и аристократов[править]

      • В Японии как и в Китае были запретные для ношения цвета одежды, закрепленные за императором, императорской семьей, аристократами и даже его слугами. Номинально система была более щадящей, чем в Китае, — запрещены были не сами цвета, а их определенные оттенки, но на практике желтая, оранжевая, светло-коричневая, светло-зеленая, светло-розовая, багряная одежда вне императорского и аристократических домов почти не встречались.
      • Разрешение на ношение одежды некоторых из «запретных» цветов было неслыханной наградой лично от императора. Жрецам и кузнецам-оружейникам при некоторых ритуалах тоже дозволялось одевать одежду этих цветов.
      • Характерная особенность — множество кимоно и хакама из очень тонкой полупрозрачной ткани, надетых друг на друга, часто надетых в таком порядке, чтобы цвет одежд плавно менялся изнутри к наружу.

      Одежда самураев[править]

      Важный атрибут — куртка хаори с вышитым на плечиках и на спине камоном

      — гербом рода. Хаори надевалась по долгу службы и являлась чем-то вроде атрибута дресс-кода. Часто на подкладку хаори наносят росписи с изображением семи богов счастья, пейзажей и так далее. В торжественных случаях надевалась накидка катагину с характерными плечиками. Катагину всегда был той же расцветки, что и хакама. Средневековое кимоно женщин из самурайского сословия несколько отличалось и от современного и от одежд знати и крестьян. Ему полагалось быть как можно более строгого покроя из одноцветной ткани, но высокого качества и практичных цветов. Полагался самый минимум украшений (обычно в виде гербов-хамонов своей семьи или сюзерена). Одежда замужних женщин и девушек принципиально не отличались.

      Одежда крестьян и простых горожан[править]

      Помимо вышеупомянутых каса, момохики и варадзи, крестьян отличало наличие куртки хантэн, которая не имела никаких завязок. Кимоно доходило до колен или середины бедра. В непогоду надевали соломенный плащ-дождевик.

      Одежда гейш и проституток[править]

      Отличительная особенность представительниц древнейшей профессии, точнее, их элиты (тайю и ойран) — огромное количество шпилек в причёске (по менее повышения статуса юным проституткам разрешалось их носить всё больше). В старое время это было не прихотью, а необходимостью — ойран и тайю старались носить как можно более длинные волосы, так как их длина и ухоженность были весьма статусной вещью для репутации. Они обычно укладывались в очень вычурные и сложные причёски.

      Также их отличали сандалии на очень высокой платформе (обычным проституткам категорически запрещалось на работе носить обувь, вместо которой обходились обычными для Японии белыми носками с раздельным большим пальцем). Одежда отличалась невероятной вычурностью и яркостью, для её ношения требовались особые навыки. Ойран носили гэта с тремя зубчиками.

      Среди многих японских гопниц и некоторых представительниц бесчисленных японских субкультур модно на некоторые местные праздники (мацури) косплеить спецовку ойран.

      Важная отличительная особенность наряда гейши от наряда проститутки — манера завязывать пояс. У гейш узел находится сзади (часто развязывать будет проблематично), у проституток спереди (чтобы можно было неоднократно завязывать/развязывать).

      Костюм ниндзя[править]

      На самом деле ниндзя никогда этот костюм не носили (они старались влиться в толпу, поэтому выходили на задание в самой неприметной одежде), а принадлежит он рабочим кабуки, которые по ходу действия спектакля должны быстро менять костюмы персонажей, декорации, создавать спецэффекты и при этом оставаться незаметными. Для этого он и красится в чёрный, но раньше мог быть тёмно-коричневого, серого и грязно-жёлтого цвета. Но иногда, когда по сюжету персонажа убивал ниндзя, эту роль выполняет рабочий. Так как кабуки появился тогда, когда ниндзя отошли в прошлое, то людская молва наделила их именно таким костюмом.

      Итак, стереотипный костюм ниндзя, синоби-сёдзоку

      , состоит из куртки уваги, особых брюк
      игабакама
      , капюшона
      дзукин
      с маской, обмоток
      асимаки
      , перчаток
      тэкко
      и пояса
      додзимэ
      .

      Униформа пожарных[править]

      Кончено, сейчас пожарные в Японии носят такую же униформу, как и во всём мире. Однако на празднике Дэдзомэ-сики (6 января) можно увидеть костюмы пожарных эпохи Эдо. Именно в эту эпоху, а конкретно, в 1643-м и 1658-м годах были учреждены пожарные дружины из самураев и простых горожан соответственно, а в 1659 году впервые прошёл праздник пожарных.

      Все предметы униформы должны быть очень тяжёлыми, поэтому шились из плотных материалов, например, хлопка. Главный атрибут униформы — куртка хаппи

      , чем-то напоминающая хантэн. Хаппи выкрашен в коричневый цвет или в индиго, на спине вышит логотип пожарной части[4]. Перед тушением хаппи обычно смачивали водой.

      Ещё отличительным атрибутом был матои

      — двухметровый шест с логотипом части и плюмажем, напоминавший бунчук, вымпел или знамя. Матои служил опознавательным знаком той или иной пожарной части.

      Японская одежда от средневековья до нового времени

      С приходом к власти самурайского сословия (XII в.) покрой одежды претерпел разительные перемены. На смену вычурной моде аристократов пришел военный стиль: «каригину» и «хакама» — для самураев, формальный «сокутай» — для чиновников, «хакама» и «косодэ» (кимоно с короткими, более узкими рукавами) — для женщин.

      Сначала японки носили «косодэ» как нижнее белье, надевая сверху длинное «утикакэ». Но в жаркие месяцы «утикакэ» приходилось сбрасывать с плеч, закрепляя рукавами на поясе, тем самым зрительно расширяя нижнюю часть туловища. Так «косодэ» становилось стандартным выходным нарядом для женщин любого сословия, хотя интерес к «утикакэ» каждый год возрождался в холодный зимний период. (Сочетание «косодэ» и «утикакэ» сохранилось до наших дней в свадебном наряде невесты.)

      Со временем менялись формы накидок, вспыхивал и притухал декор, но одежда по-прежнему оставалась практичной, функциональной, вместо шелка в дело шли дешевые ткани и кожа.

      Самураи постепенно стали отказываться от традиционной «каригину» и перешли на кимоно, на которое сверху надевали накидку-безрукавку «катагину» (или «камисимо»). У «камисимо», которую носили в комплекте со свободными штанами «хакама», выделялись жесткие крылышки-надплечья, придававшие мужественный облик даже субтильному мужчине.

      В период Эдо у самураев популярной стала свободная, до бедра накидка «хаори» в сочетании с «хакама» длиной до щиколотки. На «хаори» наносились родовые гербы самураев — на спину, рукава и грудь. Этот набор практически без изменений сохранился до середины XIX века как типичная одежда обеспеченных людей.

      С наступлением периода Эдо (1600–1868) в стране прекратились кровавые междоусобицы. Наступили мирные годы, принесшие с собой расцвет ремесел, искусства, культуры. Появились новые методы крашения тканей — «юдзэн» и «сибори», что позволило превращать шелковые и хлопчатобумажные отрезы для «косодэ» в настоящие произведения искусства.

      К тому времени сколь-нибудь ощутимое влияние зарубежной моды — китайской или даже европейской — было аннулировано. Страна добровольно погрузилась в самоизоляцию, контакты с иностранцами были запрещены под страхом смертной казни. Тон в модных покроях и расцветках одежды стали задавать артисты театра Кабуки и обитательницы «веселых кварталов». Представители нарождающейся буржуазии копировали одежду своих любимцев, и улицы городов расцвели яркими красками нарядов и украшений.

      Но так продолжалось недолго. Очевидно, это раздражало находившихся на верхней ступени сословной лестницы самураев, исповедовавших в соответствии с дзэнскими принципами простоту в быту и одежде. Сёгунское правительство вынуждено было ужесточить ранее существовавшие ограничения и предписания, строго определявшие, какую одежду, из какого материала, какой расцветки следовало носить представителям каждого сословия. Вынужденное подчиниться этим предписаниям купечество старалось хитростью обойти запреты.

      Кимоно простолюдина оставалось одноцветным, в полоску, крапинку или горошек, но подкладку такого внешне малопривлекательного ситцевого кимоно делали из шелка. Проблеск дорогой ткани, на мгновение открывавшейся взору при ходьбе, говорил о высоком имущественном положении представителя (или представительницы) малопочтенного торгового сословия. Скромность платья компенсировали вычурные прическа и украшения.

      Ту же цель преследовало изменение формы пояса у «косодэ». Раньше женщины перепоясывались тонкой полоской из той же ткани, что и кимоно. Теперь мягкий поясок уступил место широкому (до 30 см) парчовому поясу с богатой вышивкой, который к тому же стали завязывать на спине пышными декоративными узлами и бантами.


      Японская традиционная одежда времен господства военной аристократии (сегуната)

      Современная школьная форма[править]

      Япония — одна из немногих стран мира, где ношение школьной формы строго обязательно. Несмотря на то, что она происходит от самых что ни на есть европейских прототипов, за 100 лет самостоятельного развития она приобрела собственные характерные черты и фактически стала одним из узнаваемых символов Японии. Её, пожалуй, уже можно считать национальной одеждой.

      Школьная форма для девочек[править]

      Происходит от матроски — очень популярной в начале XX в. на Западе одежды в матросском стиле (тогда так одевались не только дети, но и взрослые). Изначально были короткая (по тем временам!) юбка и блуза с отложным воротником в матросском стиле в черно-синих тонах с галстуком-шейной косынкой (известен как «пионерский» галстук) и обязательно шляпка в виде бескозырки или панамы (младшеклассницы их носят и сейчас). В общих чертах она не особо менялась до 1980-х годов. В современном виде это чаще короткая клетчатая плиссированная юбка, блузка в виде рубашки по фигуре и галстуком в деловом стиле и пиджак. Но тем не менее, за ней так и осталось название сейлор-фуку. Нужно учитывать определённые тонкости для описания особенностей её ношения:

      • В Японии есть старая традиция: школьную форму не покупают индивидуально, а школа заказывает её централизованно у одних и тех же поставщиков в течении десятилетий. Обычно её стоимость оплачивают родители. Поэтому не рекомендуется относиться к ней небрежно: заменить её обычно нелегко (фасоны нередко уникальны), а нарушение формы строго наказывается. При внеплановой её замене девочкам приходится писать подробную объяснительную, а в случае, ещё и если причина будет сочтена неуважительной, могут унизительно отчитать перед классом. Так делается не из жадности, а из воспитательных целей.
      • Обычно форма имеет два комплекта — зимний и летний. Самые пафосные школы имеют ещё и одежду и для торжественных мероприятий!
      • Никаких каблуков! Сандалии, ботинки, полуботинки, балетки.
      • Колготки и чулки недопустимы и сейчас во многих более консервативных школах, раньше же были однозначно запрещены. Если холодно, допустимы длинные гольфы и носки.
      • Школьницам рекомендовалось носить короткие юбки. Но до середины XX века норма — чуть ниже колена, до начала 1980-х — чуть ниже середины бедра. Именно в знак протеста против установленного порядка среди японских гопниц и хулиганок 1970-90-х было принято носить в школьной форме длинные юбки до пят. Издали могло даже показаться, что девушка одета в кимоно! По этой же причине гопники носили широченные штаны, подражая традиционным хакама.
      • В то же время уже довольно долго среди японских старшеклассниц распространена практика подворачивать юбки, в особо запущенных случаях до… границ приличия, а то и за них.
    • В большинстве японских школ обувь и даже сумки являются частью школьной формы.
    • Одежда для физкультуры тоже является частью формы. С конца 1970-х годов до начала XXI в. ею были очень короткие и обтягивающие гимнастические шорты (питтари-бурума, от англ. bloomers
      — женские шаровары, предназначенные для занятий спортом и езды на велосипеде) и обтягивающую футболку, а до этого шорты были с надутыми штанинами и назывались тёттин-бурума. В последние десять лет они практически вышли из употребления из-за общественной кампании против их ношения.
    • Даже купальник для занятий по плаванию является частью униформы. Фасон сукимидзу
      менялся несколько раз и изначально имел нечто вроде юбочки.

      Школьная форма для мальчиков[править]

      Школьная форма для мальчиков тоже происходит от покроя военно-морской формы, но если образцом для формы девочек была матросская одежда, то у мальчиков — офицерская. Прототипом был офицерский китель прямого и строго кроя, с пятью пуговицами, со стоячим неоткладным воротником на крючках черного либо темно-синего цвета. В России схожие модели одежды в ПМВ было принято называть «френч». В Японии такой китель был назван гакураном. С классическим гакураном никаких галстуков не носят, зачастую не носили и рубашек, так как он наглухо застёгивается до самого горла. До ВМВ к гакурану полагались фуражки и перчатки.

      Ныне гакуран, как и матроска, выходит из употребления из-за дурной репутации: он был отличительной чертой школьных хулиганов, которым нравилась форма из-за её привлекательности и «обволакивающей тьмы» и которые постепенно либо становились членами банд якудза или гопниками-босодзоку. Кроме того, слово «ран» (蘭, западный, европейский), записанное кандзи 乱, приобретает значение «разбой», а само слово, соответственно, меняет смысл с «западный ученик» на «школьный хулиган». Ему на замену приходят костюмы с эмблемой школы на пиджаке.

      Но это в средних и старших классах. В младших классах мальчики носят такую же форму, как и у нас: белый верх, тёмный низ. Как и девочки, мальчики обязательно носят головной убор — кепку или шляпу.

      В среде хулиганов нередко принято всячески изменять форму: например, перешивать стандартные пуговицы или менять подкладку на другие, вызывающего фасона с драконами и символиками местных банд либо популярных рок-групп.

      Во многих ультраконсервативных школах фуражки носили до 1970-х годов. Многие хулиганы и обычные школьники носят их сейчас, иногда заменяя их фуражками и бескозырками невероятных фасонов (например Джотаро Куджо из JoJo в школьном возрасте)

      Источник