Меню

Яндекс одежда для людей



От мерча к бренду: как Яндекс создавал коллекции одежды

Яндекс выпустил уже три основных коллекции одежды и вещей. Рассказываем, что нас вдохновляло, чем они отличаются от обычного мерча и куда мы планируем двигаться дальше.

Сувенирную продукцию Яндекс производил уже давно — в основном она создавалась для мероприятий компании и распространялась там же, ее дарили партнерам, сотрудникам и гостям компании. Со временем это переросло в идею Магазина и музея — пространства, где каждый может прикоснуться к бренду и забрать что-то с собой. Для него мы стали создавать мерч: одежду и вещи для тех, кто любит компанию и хочет ассоциировать себя с ней.

Первым шагом стала коллекция «Паттерн». Это классический мерч — и по задумке, и по реализации. Для вещей мы искали всегда актуальные и интересные лекала, старались, чтобы первый опыт получился качественным.

При этом мы не стали использовать сам логотип компании и фирменные цвета. Вместо этого попросили сотрудников написать слово «Яндекс» — получившийся принт с названием компании, написанным разными почерками, и стал основой коллекции. Им оформили рукава футболок и свитшотов, поясные сумки, обложки ежедневников и чехлы для ноутбуков.

Получилось, что вещи, с одной стороны, отражают наши ценности, а с другой — не кричат о принадлежности к компании. Опыт «Паттерна» убедил нас, что работу над коллекциями надо продолжать. Мы стали собирать идеи.

Готовя вторую коллекцию, мы поменяли подход. Во-первых, в этой коллекции мы делали акцент на мелочах. Ткань и все детали, которыми насыщены вещи, производились на заказ, а все модели мы разрабатывали с нуля: от лекал до фурнитуры. В итоге одежда и аксессуары получились функциональными — например, в свитшотах есть почти незаметные, но удобные карманы на магнитах.

Во-вторых, мы хотели уйти от концепции мерча и произвести такую одежду, которую было бы интересно носить всем — не только яндексоидам. Для этого нужно было сформулировать идею коллекции, которая ассоциировалась бы с Яндексом, но не говорила о нем напрямую. Мы стали думать про развитие технологий, постоянный поиск нового, исследование неизвестного — все это оказалось связано не только с Яндексом, но и с космосом. Он и стал темой коллекции.

У нас появились свитшот «Парад планет», футболка «Темная материя», рюкзак «Одиссея» и другие вещи с названиями, отсылающими к космосу.

Идея космоса и исследования нового не просто прослеживается в принте с планетами: во всех вещах коллекции спрятаны отсылки и детали, которые можно постепенно открывать для себя. Например, на бирках одежды вместе с данными о производстве и стирке размещены факты о Солнечной системе. Оттенки скетчбука намекают на послание «Вояджера», а принт с крестами отсылает к меткам, которыми оформляли карты лунных поверхностей.

В итоге у нас получился уже не мерч, а полноценная коллекция вещей, в которых каждый может найти что-то интересное для себя. Сейчас «Одиссею» напечатали уже тремя тиражами.

В основу последней на данный момент коллекции, «Большой Яндекс», легла другая идея. Мы как будто решили перестать стесняться собственного логотипа, делать связь одежды с компанией максимально незаметной.

Мы не собирались создавать еще одну коллекцию мерча, как было в случае с «Паттерном». Скорее хотели произвести базовую коллекцию уличной одежды: хорошего кроя, с яркими цветами и качественными материалами — и не скрывать, что ее сделали мы.

Была цель сделать удобные вещи, которые людям захочется носить вне зависимости от того, насколько сильно они любят Яндекс, как как часто пользуются нашими сервисами — а потому что им нравятся цвета, фасоны и качество. Поэтому и цвета коллекции не характерны для Яндекса: там есть новый синий, зеленый и горчичный.

Кроме этих трех коллекций мы успели выпустить мерч совместно с творческим объединением «Кружок», а еще коллекцию одежды для детей, посвященную космосу.

Мы хотим, чтобы постепенно коллекции вещей, которые мы производим, стали восприниматься как один из многих наших продуктов. Чтобы одни пользователи ассоциировали Яндекс с поисковиком, другие — с такси и едой, а кто-то даже с любимой повседневной одеждой. Чтобы одежду хотели носить люди, которые ценят наш стиль и качество.

Примерить вещи из этих коллекций можно в Магазине и Музее Яндекса в Москве (Тимура Фрунзе, 11/13) и Петербурге (Невский проспект, 68А). А если такой возможности нет, заказать интересные вещи можно и на сайте.

Источник

Желтый — новый черный: как мы создавали форму Яндекс.Еды

К выходу дизайнерской коллекции одежды, вдохновленной образом курьера Яндекс.Еды, ведущий дизайнер компании Маша Буторина рассказывает, как устроена одежда курьера и почему это так важно для сервиса.

Читайте также:  Как нарисовать одежду человека детям

Уже почти два года работает Яндекс.Еда — сервис для заказа блюд из кафе и ресторанов. 31 город в России и 2 города в Казахстане, более 13 тысяч ресторанов-партнеров, более миллиона заказов ежемесячно, которые доставляют ребята в желтой форме, делая счастливыми огромное количество людей. Чтобы еда не остывала, а курьер всегда выглядел стильно и опрятно, над формой сотрудников постоянно работают дизайнеры и конструкторы.

Капсульный гардероб курьера

На старте запуска Яндекс.Еды мы использовали такую же форму, как и Foodfox, на базе которого был создан сервис. Мы уже столкнулись с вопросом формы в разные сезоны и знали, что на старте оптимально шить жилеты, так как их можно надеть на свою одежду. Жёлтый цвет мы попробовали ещё в Foodfox и поняли, что он отлично работает в городе.

Вторым вариантом формы стали дождевики. Их можно носить круглый год: если зима — под плащ можно надеть свою верхнюю одежду, если лето — он превращается в обычный дождевик. С жилетами сложнее: со временем стало ясно, что они не так выигрышно смотрятся: курьеры носят под ними одежду разного цвета, — и это не всегда красиво. Кроме того, жилеты — это все-таки межсезонная одежда, так как отсутствие рукавов значительно сокращает период носки.

Прошлой зимой мы запустили куртки-парки. Они были довольно теплые — выдерживали низкие температуры, но отзывы были неоднозначные из-за разных климатических условий по стране: кому-то было холодно, кому-то жарко, все-таки зима в Сочи и, условно, в Новосибирске отличается. Поэтому в этом сезоне мы сделали оверсайз накидки , чтобы у курьера была возможность надеть ее на свою одежду — от толстовки до пуховика, — так должна решиться проблема с разной погодой. Такая накидка не сковывает движения и не пропускает влагу, она проста в уходе и практически не пачкается. А еще ее легко хранить в сумке или рюкзаке — много места не занимает.

Особенно много положительных отзывов о дождевиках поступает из Санкт-Петербурга: курьерам нравится, что они длинные и не продуваются.

Летом мы производим поло, каждому курьеру выдают несколько штук, чтобы он всегда мог выглядеть опрятно. В прошлом году мы проводили тест и поняли, что футболки из 100% хлопка не очень практичны — они довольно плотные, и в них жарко. Кроме того, они быстро вытягиваются, теряют внешний вид от частых стирок. Думаем в сторону синтетических тканей — их уже научились делать качественно, — и продолжаем искать альтернативы. Пока в линейке также появились поло из смесовой ткани, она лучше «дышит» и более износостойкая . Раньше логотип на форме был большим, сейчас мы постепенно отходим от этого: бренд стал узнаваемым, а желтую сумку сложно не заметить даже издалека. Логотип на форме теперь представлен в виде аккуратной вышивки, и в целом мы держим курс на минимализм.

В качестве «второго слоя» одежды представлены толстовки и бомберы. Толстовки — вечная классика, самый любимый у курьеров предмет гардероба после дождевика. В этом году выпустили вариант теплее — с начесом, потому что по утрам, даже летом, прохладно, а днем курьеры все равно ходят в поло. Бомберы пока тестируем: предложили первые образцы нескольким курьерам, чтобы потом собрать обратную связь.

Вся одежда, кроме поло, расстегивается, чтобы регулировать температуру. И везде есть большие карманы, куда помещается не только телефон, но и портативная зарядка. Мы думаем о безопасности курьеров: на сумках и теплой верхней одежде есть светоотражающие элементы, чтобы ребят было видно в темноте. А теперь всех курьеров в форме Яндекс.Еды еще и дополнительно страхуют на все время смены.

Производство одежды — это постоянный поиск и тестирование, а улучшать линейку было бы невозможно без регулярной обратной связи от ребят.

В Яндекс.Еде общением с курьерами занимаются люди из отдела логистики. Но если я сама где-то пересекаюсь с курьером, не упускаю возможность поговорить.

Мы часто организуем опросы, собираем фокус-группы. Еще есть чаты, где тоже принимаем комментарии про форму, подсказываем, как за ней ухаживать, отвечаем на вопросы.

Мы и сами регулярно тестируем условия работы и одежду курьеров. В «‎десант»‎, как мы это называем внутри, ходят все — от новичков до топ-менеджеров. Даже Максим Фирсов (генеральный директор Яндекс.Еды) с Сергеем Полиссаром (управляющий директор) периодически берут смену и сами доставляют заказы: это помогает понять, насколько удобно все устроено, какие вещи можно улучшить.

Читайте также:  Декоративные пайетки для одежды

Процессы и производство

На разработку и внутреннее тестирование каждой коллекции уходит примерно полгода. В зависимости от того, есть ли готовые решения, производство может занять от двух до пяти месяцев. То есть, зимой мы готовим летнюю форму, летом — зимнюю. Сначала работает конструктор: рисует и готовит лекала. Раньше мы работали с готовыми моделями, но приняли решение разрабатывать свои, когда стало понятно, что готовые не всегда адаптируются под наши задачи и условия.

Потом мы ищем поставщика, который будет отвечать за конечный результат и сможет работать с нужными объемами. Раньше мы отсылали подрядчику дополнительные заказы примерно раз в две недели, в итоге нередко получалось, что нужная ткань могла закончиться, и изделия были разных оттенков и из разной ткани. На самом старте вообще была анекдотическая ситуация — одновременно с нами одеть промоутеров и сотрудников в желтое захотели Парк Горького и «‎Тинькофф»‎, и в Москве случился дефицит желтой ткани.

Теперь мы отдаем все одному поставщику: он закупает ткань, занимается производством. В основном ткани закупаются в Турции и Китае — там качество на уровне.

Когда разрабатываем новые вещи, всегда учитываем два момента: износостойкость и плотность. Чтобы проверить неубиваемость, тестируем все с пиковыми нагрузками: например, мочим дождевики под душами, стираем на 90 градусах, а сушим — на центрифугах.

Желтый — достаточно сложный цвет, у него низкая плотность, изделия могут просвечивать. Чтобы этого избежать, мы добавляем дополнительные нити и используем белое напыление.

Среди курьеров становится все больше девушек, поэтому недавно мы ввели размер XS и сделали новые лекала на всю форму, теперь все чуть-чуть оверсайз.

Примерно в марте курьерам выдают полный комплект летней формы, а в августе-сентябре — уже зимний. Рюкзак тоже выдают, средний срок его «жизни» — полгода, если он теряет вид — выдается новый.

Самое важное — внутри

С рюкзаками за последний год произошло много изменений. В Foodfox они были черными, и этот цвет не работал бы на рекламу нового сервиса. Кроме того, раньше у нас были именно сумки — их носили на плече, еда была под наклоном, и не всегда получалось доставить ее в исходном виде.

В начале перехода на рюкзаки мы также использовали готовые решения, на рынке их несколько: модели из баннерной ткани, из текстиля с водоотталкивающей пропиткой, из текстиля с полиэтиленовым чехлом. Мы обратили внимание на третий вариант: казалось, что это решение позволит сумке не промокать, при этом на ткани можно напечатать все, что угодно. Но по факту оказалось, что после дождя появляется парниковый эффект — и ткань под чехлом быстро портится. Сейчас мы используем баннерную ткань, которая легко чистится.

Чтобы еда не остывала, мы усовершенствовали утеплитель: сейчас это более плотный материал, который помогает держать форму, также внутри есть небольшие клапаны, которые помогают сохранить тепло в сумке. Если в заказе есть и холодное, и горячее, мы просто ставим между ними перегородку.

Идеи и вдохновение

Когда мы придумывали форму, вдохновлялись службами доставки еды из Европы и Америки: Foodora, Uber Eats, Deliveroo. Правда, у них свои особенности.

Так, в Европе очень любят велосипеды, отсюда развитость именно велодоставки, и форма адаптирована под нее: специальные брюки, короткие ветровки (очень часто — светоотражающие), сумки, которые легко крепятся на велосипед. Мы тоже смотрим в эту сторону, с приходом теплого сезона вело-курьеров стало заметно больше. Пока сумка, которую можно было бы прицепить на велосипед, в разработке.

В Америке много служб доставки работают без полноценной формы, некоторые просто ограничиваются поло. Еще есть аксессуары — панамы, кепки, — и нам хотелось бы это добавить в нашу линейку, но пока думаем над этим: все-таки не все любят головные уборы.

В общем, мы никогда ничего не копируем, но вдохновляемся — очень даже. А основные идеи по форме в Яндекс.Еде генерируются командой и самими курьерами.

Наша форма в массовой культуре

За время существования сервиса форма курьера стала знаковым элементом. Образ сотрудника доставки используют в мемах, в юмористических выступлениях.

В 2018 году команда КВН «Вятка» на Кубке Мэра Москвы использовала форму курьера Яндекс.Еды в одной из миниатюр.

В ноябре 2019 года вышла знаменитая игра Death Stranding, которую почти сразу окрестили симулятором Яндекс.Еды. Там, как и в реальности, курьер довозит важные грузы, пробираясь через препятствия (московский час пик вполне можно сравнить с препонами на пути героя игры). В связи с этим в интернете появилось очень много мемов, а популярная стримерша Алина Рин вышла в эфир в форме курьера службы доставки. В ее рюкзаке вместо еды «прятался» главный элемент игры — ребенок ББ.

Читайте также:  Одежда хиппи для подростков

Такая популярность формы понятна и обоснована — количество курьеров постоянно растет, и узнаваемость сервиса тоже.

Бывают случаи, когда нашу одежду выкладывают на Avito и пытаются продать. Конечно, это неправильно. По правилам, при увольнении курьер должен сдать форму курьерской службе, где работал.

Курьер за форму не платит: в нее полностью вкладывается компания, и, надо сказать, пока что нам больше везет, чем нет: одежда возвращается, а многие курьеры работают не один сезон.

Нам не раз писали о том, что хотели бы купить форму курьера: многим нравится яркий цвет и приобщенность к бренду. Тогда мы решили объединиться с близкими по духу дизайнерами и создать собственную линию одежды. Сейчас в ней восемь предметов от трех топовых брендов — броские футболки от дизайнера Тиграна Аветисяна, серебряные украшения в форме столовых приборов от питерского ювелира Дмитрия Кузнецова — MOZI — и полюбившиеся столичным модникам оверсайз-худи от московской марки Monochrome. Все вещи выпущены ограниченным тиражом, а принты на них сделаны вручную. Коллекцию дополняет желтая поясная сумка, повторяющая по форме большой желтый рюкзак курьера — неотъемлемый элемент сервиса.

Коллекция выполнена в фирменном желтом и минималистичном черном цветах — так каждый поклонник Яндекс.Еды сможет найти себе что-то по вкусу.

«В ноябре 2019 года вышла знаменитая игра Death Stranding, которую почти сразу окрестили симулятором Яндекс.Еды.»

1) Как игра могла быть знаменитой, если она только вышла? Знаменит ее разработчик, Кодзима, но не игра на момент выхода. Есть знаменитые серия игр, но здесь не про это.

2) Слишком высокое мнение о себе, товарищи. Игру все окрестили симулятором курьера, а не яндекс еды. Вот вам ролик для наглядности, где главный герой Сэм Бриджес, как раз таки Деливери Клаб, а мешают ему отморозки из Яндекс.Еды. Может тогда это симулятор Деливери? Или все же симулятор курьера, как окрестили игру все, кроме вас?

P.S. Люди умеют проверять, и уж тем более не надо в уши лить, думая, что все прокатит, дополнительно оплатив недостримерше интеграцию.

Восхитительная статья! На самом деле хочется мерча Яндекс.Еды, связанного с едой — ланчбоксы, бутылки для напитков, термосы.

Алексей, первый опыт мы уже получили, кажется, все прошло очень неплохо. Товары из коллекции людям оказались интересны. Значит, в будущем можно будет пробовать и что-то новое.

Сколько товаров из этой коллекции вы просто дарили блогерам и тд?

Не особо верю, что работающие топ менеджеры на себе ощущают все прелести курьерской работы.

Странно, что данную одежду компания за свой счёт не стирает. Это разумно. Так же пример теста дождевика глупый. При такой стирки любой жилет или куртка умрет.

Так же интересно на сколько вообще дресс код нравится курьерам. Фокус группы не показатель.

Спасибо Яндексу за удаление моего комментария

Очень круто, что компания так тщательно относится к дизайну форму и её наличии в целом, большущий респект. На мой взгляд это именно то, что называют «как у Apple», говоря о качестве.

Но вот с сумками ситуация не однозначна. Я думаю для вас не секрет, что курьер с сумкой в общественном транспорте моментально вызывает ненависть у окружающих. Пожилые люди моментально в слух комментируют габариты курьера, а порой и не брезгуют прямой агрессии. Все же такой огромный чемодан — издевательство над людьми, оказавшимися рядом с курьером. Круто, что используете и подбираете правильные материалы, но совсем не круто, что страдают окружающие люди. Если встроить в сумку внешнюю колонку и курьер будет врубать музыку — вы изобретёте самый бесячий объект в истории человечества, который долго еще не переплюнуть.

И учитываете ли менталитет курьеров, большинство их которых (по крайней мере в Мск) гости из средней Азии?

Сам, к сожалению, не так часто пользуюсь Яндекс.Едой, так как в 90% случаев еда уже остывшая и не такая вкусная (справедливости ради, это не всегда вина курьера или сумки: рестики сами не очень хорошо упаковывают блюда). Актуально только когда погибаешь с похмелья на утро после тусовки и нет сил нормально функционировать. Там уже без разницы, остывшая или нет =))

Источник