Меню

Все времена детская одежда



История детской моды

Детская мода имеет сложную и неоднозначную историю. Если рассматривать ее с разных сторон, то можно открыть для себя все новые и необычные грани. К тому же, мало кому удавалось выстроить хронологию развития моды для детей, причем она переплетается с историей развития взрослой моды. К примеру, в Древнем Египте маленькие дети до периода юношества не носили никакой одежды. Лишь после того, как они подрастали, им позволялось уже носить соответствующие наряды. В период античной истории Рима юные жители, наоборот, имели возможность облачаться в любые одежды.

Раньше считалось, что ребенок становится взрослым только тогда, когда скидывает с себя детскую одежду. Как правило, детки до пяти лет одевали простые туники, а когда они становились старше, то им выдавали драпированные тоги. Именно подобная смена одежды в большинстве культурах обозначается как обряд инициации.

В Средние века что-нибудь говорить об истории развития детской моды очень сложно, поскольку существует очень мало свидетельств о том, как выглядели дети того периода. На своих полотнах художники их практически не рисовали. Если и встречается картина того периода, то дети на них изображались, как миниатюрная копия взрослого человека: тот же костюм, те же черты лица. Лишь только начиная с 18-ого века картины начинают выдавать более или менее наглядную картину того, как менялась детская одежда.

Давайте рассмотрим некоторые этапы развития детской моды за последние несколько сотен лет.

Эпоха Просвещения

Детская мода в том виде, которую мы ее знаем, родилась примерно 200 лет назад. В своем труде под названием «Эмиль и о Воспитании» великий просветитель Франции Жан-Жак Руссо подробно описал, во что одевали детей того периода. В постулатах он резко критиковал детские корсеты, а также тяжелые и громоздкие одежды. Именно тогда все общество поняло, что ребенок – это не маленькая копия взрослого, а отдельная личность, о которой необходимо заботиться. Только после этого мальчишки начинают, вместо тесной офицерской формы, носить пиджаки. Девочкам запретили носить корсеты и неудобные кринолины. Отныне они носят свободные муслиновые платья с поясом. Избавилось общество и от париков.

Жан-Жак Руссо произвел настоящую революцию в детской моде. Именно он одним из первых предложил использовать «целебную одежду» для детей. И у него появилось много последователей, которые также считали, что детям из-за какой-то прихоти взрослых нельзя омрачать самые лучшие годы их жизни.

Широко идею «легкой» детской одежды пропагандировала и портретистка Элизабет Лебрен. Она первая распространила революционные взгляды в России. За те шесть лет, которые она жила при русском Дворе, Элизабет смогла изменить стиль жизни многих богатых людей. Таким образом, в первой четверти 19-го века юные дворяне уже бегали в матросках. Эта одежда вначале представляла собой совершенно белый костюм. Но со временем стали использовать сочетание белой блузки и темных брюк или юбок. Причем такая морская тематика в детской одежде сохранялась до конца 20-го века.

Стоит также отметить, что период 19-20 вв. еще называют Веком Ребенка. Именно тогда взрослые обратили свой взор на детей. Ученые чаще стали изучать феномен ребенка. К примеру, всем известный Зигмунд Фрейд смог доказать, что детство – это один из самых важных этапов в жизни человека. И от того, в каких условиях он его проведет, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь, а модная детская одежда – это всего лишь средство общения с внешним миром.

О мальчиках и девочках

А вот в 14-ом веке в обществе появился один очень странный обычай: наряжать как девочек, так и мальчиков в женские костюмы. Дети, как и их мамы, носили под своей одеждой рубашку. Ее изготовляли из натурального льна простого Т-образного покроя. На рубашку надевали очень неудобный корсет и нижнюю юбку, а сверху уже платье и передник. В довершении этого чудесного ансамбля на детей надевали детский чепчик. Принято было считать, что именно в таком обличии дети выглядели просто изумительно. А как же чувствовали себя мальчики в таком наряде? Конечно же, плохо. К примеру, Людовик 13-й, как утверждают современники, очень сильно не любил, когда его сестра надевала похожее платье.

Начиная примерно с 17-го века верх платья у мальчиков начал принимать очертание мужского костюма. Но спустя несколько лет в одежде ребят появляется такой элемент – кружевной воротник. В итоге, отличить мальчика от девочки до достижения им пятилетнего возраста было практически невозможно. И так было до 18-го века. С 1770 года мальчики, которым исполнилось 4 года, перестают носить платье с кружевным воротничком. Правда, младшие детки так и остались в неудобных платьях.

В 18 в. Широко распространилось мнение, что для того чтобы тельце ребенка во время его роста приобретало нужные и красивые формы, на него необходимо одевать тяжелый и жесткий корсет с жесткими вставками. Такую одежду одевали даже на годовалых детей. Таким образом, обязательный гардероб детей из состоятельных семей состоял из: корсета, пышной нижней юбки и фижмы. К корсету крепились пуговицы, благодаря которым фиксировали нижнюю юбку, что имело огромное значение для детей, так как в те времена еще не было трусов и панталонов. И лишь после войны в 1914 году корсеты полностью исчезли из детского гардероба.

В последнюю четверть 18-го века появились подштанники или, как их еще называли, трусы, которые подобно нижней юбке пристегивались к корсету. Еще одним достижением того периода является появление панталонов, которые воспринимались, как часть внешнего гардероба, поскольку выглядывали из-под платья. Как правило, их надевали как на мальчиков, так и на девочек, пока им не исполнится 5 лет. Только после достижения семилетнего возраста мальчики одевали так называемую мальчишескую одежду, в которой отсутствовали корсет и длинная нижняя рубашка. Девочки того периода одевались в наряды, которые являлись маленькой копией одежды их матери.

Читайте также:  Самые женственные бренды одежды

Настоящий прорыв в развитии детской моды произошел в период Французской революции. Так называемый стиль «ампир» был очень популярен в начале 19-го века. В основном, он напоминал античный мир, когда все носили исключительно одежду белого цвета. Взрослые женщины перестали носить тяжелые корсеты, а грудь подвязывали легкой косынкой. Девочки же под своим верхним платьем носили легкую рубашку без рукавов на бретелях. По-прежнему часто можно было встретить маленьких девочек, в муслиновом платьице длинной до колен с панталончиками, которые кокетливо выглядывали из-под юбки. Маленьким мальчикам мода того времени диктовала свои условия. Они носили рубашку с кружевами и холщовые штаны, которые закреплялись под грудью.

Линия талии в детских платьях с ходом времени медленно, но уверенно опускалась, и с 1825 года приобрела свое нынешнее положение. Из-за этого в обиход вновь вернулся корсет, благодаря которому создавалась «осиная талия». Детская одежда также не отставала от взрослой и включила в свой обиход этот элемент гардероба.

В 40-х годах 19-го века стиль «бидермейер» внес свои коррективы в детскую моду. Таким образом, теперь одежда подростков досконально не подражала взрослой. Мальчики смогли носить длинные брюки ш широкими прямыми штанинами — «трубы», сюртук, отделанный шнуром. Особой популярностью пользовалась шапка с козырьком, которую позаимствовали из военной формы. Платья девочек также стали более короткими. Из-под них вновь кокетливо выглядывают панталоны, обшитыми нежными кружевами. Кроме того, в моду вошли «русские» рубашки и шотландские юбочки, а так же обувь на каблуке, с пуговицами качестве отделки.

В период 1869-1875 гг. маленькие девочки, как и их матери, вынуждены были носить неудобный и смешной турнюр, представляющий собой специальную конструкцию из слоновой кости. Такая подушечка находилась под многочисленными слоями воланов и складок юбок. И чтобы довершить весь образ «благопристойности», поверх всего этого они одевали жакет. Дети в такой одежде чувствовали себя, мягко говоря, не очень комфортно. Но время не стоит на месте и к концу 19-го века одежда детей стала в сильней напоминать современную. Появились костюмы тематические и специализированные наряды, в том числе для купания, для игры в теннис, для верховой езды, для занятий гимнастикой. Одежда стала более яркой, легкой, нарядной. Ее отделывали вышивкой и кружевами.

Интересным было детское нижнее белье того периода – это батист, маркизет, футляр из хлопка. Белье хоть было исключительно белого цвета, и как подобает нижнему белью для большинства оно оставалось незаметным, его делали исключительно красивым. Достигалось это за счет высокого мастерства, сложности вышивки, изобилия кружев и лент. Особое внимание в нижнем белье, как для девочек, так и для мальчиков уделялось рубашке, которая имела разную длину (в зависимости от потребностей). К примеру, ночная рубашка имела длину до щиколотки, дневная – до бедер. У этого элемента гардероба был и втачной длинный рукав с узкими манжетами. Только летний вариант шили без рукавов.

Молодые девушки поверх рубашки одевали лифчик, который имел вид короткой маечки из плотной ткани. Сзади такая маечка застегивалась пуговицами, а к ней были пришиты несколько прорезиненных лент со специальными зажимами для чулок.

О пуговицах следует поговорить отдельно. Их так и называли – бельевыми. Чтобы они не доставляли никакого дискомфорта ребенку, их делали более мягкими, для чего обшивали тканью. Декорировать пуговицы разрешалось лишь в качестве украшения к наряду. Панталоны кроились аналогично дамским: внизу возле колен они заканчивались сборками и украшались фестонами и вышивкой. Дырочки на вышивке делались специально для того, чтобы продергивать ленты, которые одновременно служили в качестве дополнительных подвязок для удерживания на ноге чулок. Штанины имели небольшую сборку внизу и пришивались к поясу-кокетке, которая держалась на пуговицах. Все швы по внутренней линии бедер не зашивались.

Торжественный детский наряд обязательно включал в себя белые чулки, а также изящные туфельки или невысокого размера белые кожаные сапожки без каблука. Стоит также отметить, что история туфелек ведет свое начало с 70-х гг. 19-го века. Их впервые предложил француз, мастер обувного дела – Пине. Отсюда и их название – «пинетки». Их шили из лайки, замша, опойки (кожи молодых телят, обработанной определенным образом). На рубеже 19-20 вв. популярными стали мальчишеские сапожки, которые изготовляли из кожи. Самое главное — они были мягкими и легко облегали детские ножки.

Интересен и тот факт, что когда вся семья собиралась к фотографу, дети любили брать с собой своих кукол и мягкие игрушки. Поэтому семейному портному приходилось шить аналогичные наряды не только всем членам семьи, но и куклам

Приглашаем к сотрудничеству

Партнеров
и дилеров

в Уральском, Сибирском и Дальневосточных
округах Российской Федерации

Источник

Как менялась детская мода

От полного отсутствия какой-то особенной детской одежды и повального «унисекса» к тому, что имеем сейчас: рассказываем об истории детской моды, коротко и понятно.

Унисекс-одежда для мальчиков и девочек

Иногда кажется, что очаровательные платья с отделкой рюшами существовали всегда, настолько они привычны современному глазу. Но нет: почти до начала XX века одежда для малышей вообще не различалась на «мальчишечью» и «девчачью». Если посмотреть на старые викторианские фотографии, можно увидеть, что дети облачены в более-менее схожие комплекты из юбок, передников, белых чулок и кожаной обуви. Такая была мода той эпохи.

Различить мальчиков и девочек можно было по тем предметам, которые они держали в руках: мальчики — игрушечных лошадок и солдатиков, девочки — кукол. Кроме того, ткань мальчишечьих платьев была, как правило, более грубой и тёмной, но иногда родители заказывали своим детям полноценные «фэмили луки»: одинаковые комплекты разных размеров.

Читайте также:  Паровой шкаф для ухода за одеждой самсунг

Логика выбора такого наряда была предельно проста — облачённому в юбку младенцу куда проще было сменить пелёнку. Ведь удобных подгузников в те времена не существовало.

Обтягивающие костюмчики для мальчиков

Около 1780 года были представлены новые ультрамодные костюмы для мальчиков, которые полагалось носить в возрасте от 3 до 7 лет. Они назывались «Skeleton Suits», костюмы-скелеты, потому что очень сильно обтягивали фигуру.

Комплект состоял из комбинезоноподобных брюк с высоким поясом и короткого пиджака под рубашку с раскрытым воротником. Брюки были похожи на те, которые носили солдаты и представители низших сословий, что идентифицировало данный предмет одежды как мужской, но отличало от традиционных бриджей, которые носили мужчины тех времён и мальчики постарше.

Когда в 1800-х годах бриджи ушли из моды, сменившись классическими брюками, обтягивающие комбинезоны остались. Малышей пеленали, мальчики чуть старше по-прежнему носили унисекс-платья, потом переодевались в «Skeleton Suits», а потом начинали носить рубашки с воротником до подросткового возраста. Таким образом в XIX веке произошла первая дифференциация на младенчество, отрочество и юность.

Девочки, в свою очередь, продолжали носить платья, но их длина становилась больше и больше с каждым годом.

Триумфальное возвращение платьев

Эра костюмов-комбинезонов продлилась недолго. Уже к 1820 году мода на обтягивающие костюмы сменилась модой на длинные туники свободного кроя, которые мальчики носили до 6–7 лет. Ритуал переодевания в штаны в этом возрасте считался в чём-то сакральным и знаменовал взросление мальчика — причём ближе к XX веку возраст переодевания из юбки в штаны снизился до 2–3 лет. В те времена подросшие мальчики до подросткового возраста носили укороченные пиджаки, а потом переодевались во фраки с хвостами до колен.

Девчачья мода подобных решительных перемен не испытывала, и одежда для девочек к целом напоминала одежду для женщин, только платья и юбки были несколько короче. Характерное детское платье тех времён имело рукава-крылышки или рукава с буфами, широкий воротник, корсаж и полноценную юбку: по колено для малышек, по щиколотку для девочек постарше.

Платья шились из плательной шерсти или плотного принтованного хлопка. Под них дети обоих полов носили светлые панталоны, которые со временем стало принято считать женским нижним бельём.

Примерно с 1860-х годов платья маленьких девочек начали по стилю имитировать взрослые платья — например, большой модой пользовались корсеты и корсажи. К концу XIX года одежда для девочек стала намного практичнее и комфортнее, сменившись юбками и рубашками, особенно явственно эта перемена ощущалась в моде школьной формы.

Цвета для мальчиков и для девочек

Вы наверняка слышали, что разделение на «голубой — для мальчиков, розовый — для девочек» появилось сравнительно недавно. Эти цвета действительно с давних пор пытались привязать к полу детей, вот только розовый далеко не всегда считался девчачьим. Вот что написано, например, в публикации Infants’ and Children’s Wear Review («Обзор детской и младенческой моды») от 1910 года: «Согласно общепринятому правилу, розовый считается цветом для мальчиков, а голубой — для девочек». Журнал для родителей Parents Magazine в 1939 году даже пытался рационализировать эту мысль, называя розовый пастельным оттенком красного, а красный, как известно, — цвет бога войны Марса (Ареса), в то время как голубой ассоциируется с Мадонной и Венерой, а значит, подходит для девочек.

По факту же розовый и голубой были взаимозаменяемыми цветами в детской одежде для обоих полов, пока во время Второй мировой производители одежды не «установили» ту гендерную привязку, которая потом просуществовала более полувека и кое-где остаётся даже по сей день.

Современная детская мода

В XX веке некогда исключительно мальчишеские костюмчики с брюками стали носить и девочки тоже — так же, как мужские костюмы стали носить взрослые женщины, сначала феминистки, потом все остальные.

С 1920-х девочки из младенческих комбинезончиков переодевались в укороченные платьица, под которые носили полноценные штанишки: таким временем возраст, до которого девочкам разрешалось носить штаны, продлевался.

Уже к 1940 году женщины всех возрастов начали носить штаны дома и на неформальные встречи, а к 1970-м годам формальный дресс-код наконец установил возможность ношения женщинами брюк где угодно.

При этом интересно, что и тогда, и в 1970-х, и сейчас детская мода стремится повторять взрослую, раз за разом возвращаясь к этой тенденции. Многим детям хочется выглядеть похожими на своих главных ролевых моделей — родителей, и мода всячески этому способствует.

Источник

История детской моды. Как концепции воспитания в разные века влияли на выбор одежды для детей

Полностью текст можно прочитать на сайте ezhikezhik.ru

На протяжении большей части истории человечества такого понятия, как «детская мода», не существовало. Дети были самыми незначительными и беззащитными членами общества, находились в полной власти родителей или опекунов. Ребенок не воспринимался как личность, и никому не приходило в голову, что его нужно как-то по-особенному одевать.

В отдельных культурах одежда несовершеннолетних могла быть отмечена определенными деталями. Например, в Древнем Риме мальчики младше 16 лет носили тогу с пурпурной каймой — среди взрослых такая тога полагалась только высшим должностным лицам. Но в целом дети носили такую же одежду, как взрослые своего круга. Когда корсеты и кринолины стали неотъемлемой частью женского гардероба, маленьким девочкам не сделали скидки. Все эти вещи, похожие на орудия пытки, им приходилось носить с самого раннего возраста (посмотрите на серию портретов инфанты Маргариты кисти Диего Веласкеса: маленькая принцесса с пяти лет позирует в платьях с корсетами и огромными юбками). О том, как это отражалось на физическом, не говоря уже о психологическом здоровье девочек, никто не задумывался.

Читайте также:  Размеры одежды таблица для детей сша алиэкспресс

Впервые идея о том, что ребенок — не собственность семьи, а личность со своими особенностями и потребностями, появляется в трудах европейских философов-гуманистов эпохи Возрождения. Наконец, на заре Нового времени в Западной Европе начинаются дискуссии о детской одежде. В 1693 году английский философ и врач Джон Локк публикует трактат «Мысли о воспитании» (Some Thoughts Concerning Education), в котором резко выступает против пеленания младенцев и в целом призывает одевать детей в свободные, удобные вещи, не мешающие ребенку двигаться и физически развиваться. До этого времени младенцев пеленали так туго, что они не могли пошевелиться. Считалось, что это укрепляет и выпрямляет конечности. Последователи Локка смогли постепенно убедить общество, что тугое пеленание, напротив, вредит ребенку, так что в XIX веке английские и американские родители в большинстве своем отказались от этой практики. В других странах она просуществовала дольше. В России детей продолжали туго пеленать вплоть до конца XX века.

Локк высказал и другие любопытные идеи о детской одежде. Например, он призывал родителей даже зимой одевать своих детей как можно легче, чтобы закалить их и приучить к холоду, и говорил, что промачивать ноги — совершенно нормально и к этому нужно привыкнуть. Большинство российских мам придут в ужас от таких советов, а вот в Великобритании детей и сейчас не принято кутать: легкая куртка и отсутствие шапки в +5 и при ледяном ветре — обычное дело.

В XVIII веке ребенка, достигшего двух-четырех месяцев, вынимали из пеленок и одевали в платье с очень длинной и широкой юбкой. Его носили и мальчики, и девочки. Когда ребенок начинал активно ползать и затем ходить, подол укорачивали. Девочки продолжали носить подобные платья лет до 13-14, после чего переходили на одежду взрослых женщин. Мальчики ходили в платьях до 4-7 лет, в зависимости от воззрений родителей и собственной зрелости, затем переодевались в миниатюрные копии мужских рубашек, жилетов и панталон или бриджей. Впрочем, к концу века ситуация изменилась: к трем годам с мальчика снимали платье и надевали так называемый «скелетон» — комбинезон, состоявший из узких брюк до середины лодыжки и пристегнутой к ним с помощью пуговиц курточки.

Французская революция принесла с собой грандиозные изменения в моде. Неоклассицизм на несколько десятилетий избавил женщин от жестких корсетов и широких юбок. Дамы надели легкие узкие платья с высокой талией, а мужчины начали носить длинные брюки, попутно избавляясь от париков, кружев, бантов и прочих декоративных украшений, которые отныне станут считаться исключительно элементами женской одежды. Все это повлияло и на детскую моду: девочек наряжали в платья с высокой талией, мальчики впервые в истории надели длинные брюки. К середине столетия до общества дошло, что детям больше нравятся яркие цвета и рисунки, и детскую одежду начали украшать красочными принтами. В это же время в моду входит матросский костюм, который носили и мальчики, и девочки (с юбкой).

Чем больше внимания уделялось личности ребенка и его всестороннему развитию, тем удобнее становилась детская одежда и тем больше соответствовала потребностям малыша в конкретном возрастном периоде. К концу XIX века не только мальчики, но и девочки до трех лет избавились от длинных платьев, мешавших им ходить и бегать: и тех и других переодели в удобные комбинезоны. Девочки постарше носили платья, но уже необязательно до щиколоток, длина до колена стала приемлемой. В XX веке длинные младенческие платья сохранились только в качестве торжественного наряда, надевавшегося, например, на крестины.

Возрастная планка, до которой девочка могла носить брюки, не вызывая общественного осуждения, постепенно повышалась. К 1920-м годам девочка могла ходить в штанах вплоть до пятилетнего возраста, спустя еще пару десятилетий они стали обычной неформальной одеждой для всех возрастов. В 1970-х брюки победили окончательно и стали восприниматься нормально в школе, на вечеринках и официальных мероприятиях.

В XX веке произошла еще одна важная вещь: подростки и молодежь впервые начали открыто конфликтовать с родителями. Еще веком ранее, не говоря о более давних временах, не только дети, но и вполне взрослые люди практически полностью зависели от старших родственников. Изгнание из семьи означало потерю места в обществе и имело катастрофические последствия не только для девушек, но и для молодых мужчин. В XX веке у детей появились как юридические права, так и понимание того, что они вовсе не обязаны следовать примеру родителей, разделять их мнение и повторять их жизненный путь.

Одним из важных проявлений «подросткового бунта», наравне с музыкальными увлечениями и «дурными» компаниями, стала манера одеваться. Появилась не только детская, но и подростковая, и молодежная мода. Первой молодежной субкультурой (разумеется, со своим стилем) считается джазовая тусовка 1920-х годов. В последующие десятилетия подростки и молодые люди носили специфические фасоны и расцветки, однако это не влияло на «взрослую» моду. Все изменилось в 1960-х: подростковая одежда — мини-юбки, цветастые рубашки, джинсы, футболки, а также элементы одежды рокеров и панков — оказались на подиумах и в считанные годы до неузнаваемости изменили мейнстрим. По сей день молодежная мода имеет огромное влияние, а местами просто вытесняет «взрослую»: у нынешних 30-летних есть все шансы прожить свою жизнь, обходясь без пиджаков, деловых костюмов и строгих платьев.

Материал подготовлен при поддержке Салона Детской одежды «Даниэль»

автор: Люся Мовсесян
иллюстрации: Виктория Бойко

Источник