Меню

Воздушная одежда земли вопросы



Конспект урока по теме: «Воздушная одежда Земли»
план-конспект урока по географии (5 класс)

Цели урока:

Сформировать представление о составе атмосферы, причине образования ветра, видах облаков, о погоде и климате.

Задачи:

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «атмосфера», её состава, значения атмосферы в жизни планеты и человечества.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать обобщения и выводы.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_vozdushnaya_odezhda_zemli_.docx 128.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Воздушная одежда Земли»

Сформировать представление о составе атмосферы, причине образования ветра, видах облаков, о погоде и климате.

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «атмосфера», её состава, значения атмосферы в жизни планеты и человечества.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать обобщения и выводы.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Коммуникативные : уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).

Формы и методы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая; объяснительно-иллюстративный, работа с текстом и атласом.

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Термины на доске: атмосфера, ветер, погода, ураган, смерч.

Учитель: — Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

(У детей на партах лежат «Словарики настроений». Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор).

Например:
— Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
— А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
— Моё настроение приподнятое. Я люблю урок географии, мы всегда такие интересные задания выполняем.
— А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.

Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глаза. Вижу, что вы готовы к работе. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Учитель: На прошлых уроках мы с вами познакомились с материками и океанами Земли. Сейчас мы проверим насколько хорошо вы усвоили этот материал.

Работа с картой и атласом «Физическая карта полушарий».

Задание 1: Узнай материк по описанию и покажи на карте.

  1. Это материк вечного холода и льда, расположенный на Южном полюсе. температура воздуха от -30 до – 80 жизнь невозможна, только у побережья водятся животные.
  2. Материк расположен в восточном полушарии, почти посередине его пересекает экватор.

Задание 2: Дайте краткую характеристику любого материка (один учащийся описывает материк, другой должен угадать его название и показать на карте).

Учитель: Ю. А. Гагарин, смотря из космоса на нашу планету, назвал ее голубой. Согласны ли вы с этим? Докажите это конкретными цифрами.

Покажите на карте все океаны, крупные моря, реки, озёра.

Работа с картой и атласом «Физическая карта полушарий».

Учитель: У каждого человека есть одежда, а мы на уроке будем вести разговор об одежде нашего дома, нашей планеты. Что же это за одежда? Отгадайте загадку.

Есть ли такое одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило.

Да при том не видно было.

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет.

Есть, а вроде бы и нет?!

Я думаю, что все вы догадались, о каком одеяле идет речь.

Задумывались ли вы когда-либо, почему существует жизнь на Земле?

Почему Земля — единственная из планет Солнечной системы имеет такое количество растений и животных?

Почему существует человечество?

Почему не погибло оно под смертоносным излучением невидимой энергии Вселенной?

Причиной всего этого является оболочка, которую мы сегодня и начинаем изучать.

Назовите тему урока…

Запишем в тетради: «Воздушная одежда Земли».

(учащиеся записывают тему урока в тетрадь)

Учитель: — Ребята, а что вам известно о воздушной оболочке?

Задание «Корзинка идей»

  1. Сначала каждый учащийся вспоминает и записывает всё на отдельном листе.
  2. Затем происходит обмен информации в парах.
  3. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение (составляется список идей)
  4. Все сведения складываются в «корзинку» идей.
  5. Все ошибки исправляются далее по мере освоения новой информации

Учитель: Давайте сформулируем цель нашего урока.

( учащиеся формулируют вопросы, на которые нужно ответить в ходе урока, определяя тем самым задачи и основные вопросы урока — образование атмосферы, состав, строение, атмосферные явления, значение).

Учитель: Воздушная оболочка Земли – атмосфера (от греч. «пар» и «шар»)

(запись определения в тетрадь)

Учитель: Атмосферный воздух — всегда вокруг нас: заполняет все трещины, щели, содержится в почве, растворен в воде. Но мы не замечаем его: он бесцветен, не имеет вкуса, запаха. Но без него мы не можем жить. Длительное время считали, что воздух — это однородное вещество. Лишь во второй половине XVΙΙΙ в. французский химик А. Левуазье установил. Что воздух — это смесь газов. Определим состав воздуха.

Задание: соотнести название газа входящего в состав атмосферы с его количеством.

Проверка выполненного задания осуществляется по учебнику (стр.119) либо со слайда презентации

Учитель: — Какое же значение имеет атмосфера в природе?

Чтобы выяснить значение воздуха, ребятам предлагается набор картинок на экране, анализируя которые они должны сделать соответствующие выводы.

Значение воздуха на Земле.

1. Дыхание живых организмов.

2. Защита от перегревания и от переохлаждения.

3. Защита от попадания небесных тел.

4. Защита от ультрафиолетовых лучей, губительных для всего

Работа со слайдами презентации

Учитель: А сейчас я предлагаю вам немного поиграть и совершить небольшое путешествие.

Проведение игры «Вокруг света на воздушном шаре».

Класс делится на группы — это экипаж воздушного шара. Каждый экипаж выбирает себе маршрут в ходе выполнения определенных заданий:

Этапы игры – перелеты воздушного путешествия:

Перелет 1. «Облака»

Перелет 2. «Ветер»

Перелет 3. «Погода»

Перелет 4. «Климат»

Распределение по группам:

И волнует сине море,
Он быстрее всех на свете!
Озорник веселый…(Ветер)

по небу летят.
Беленькие гуси
Солнце скрыть хотят…(Облака)

Перелет 1. «Облака»

Прочитай текст учебника (стр.120). Составь схему «Образование облаков», посмотри в окно и определи вид облаков на сегодняшний день. Будь готов рассказать о них.

Перелет 2. «Ветер»

Прочитай текст учебника (стр.119). Составь краткую статью для газеты (ведь по прибытию журналисты будут брать у вас интервью) о ветре, его образовании. Будь готов прочитать свою заметку.

Перелет 3. «Погода»

Прочитай текст учебника (стр.121). Ответь на вопросы и запиши ответы в тетрадь:

Чем характеризуется погода (перечисли элементы погоды)?

Перелет 4. «Климат»

Прочитай текст учебника (стр.122). Ответь на вопросы и запиши ответы в тетрадь:

Чем характеризуется климат (перечисли элементы погоды)?

Каждая группа выполняет задание, по истечению время идёт обсуждение.

Учитель: — Сегодня в отдыхе нам поможет воздух. Все упражнения выполняются стоя.

«Упрямая свеча ». Наберём в грудь побольше воздуха и задуем воображаемую

свечу (на счёт 1, 2, 3, 4)

Не погасла, попробуем еще раз.

« Лесной ландыш». Глубоко вдохнули аромат ландыша – выдохнули

(повторить 2-3 раза).

«Проколотый мяч ». Надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны,

и выпустили воздух ш-ш-ш-ш-ш-ш, опуская руки и наклоняясь вперёд (повторить 2-3 раза).

Дополнения к основным вопросам нового материала:

Учитель: — Прочитайте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Степь» и определите вид облаков.

«Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и левом горизонте. Это оборванный разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то…. озорное выражение».

Учитель: — Ребята, а какая сегодня погода?

Беседа о состоянии погоды за окном, изменение ее в течение часа /пасмурное небо становится облачным, проглядывает солнце, смена осадков – снег и дождь/.

Учитель: — Найдите отличия погоды от климата.

Учитель: — Какие явления в атмосфере вам известны? Что можно отнести к грозным явлениям? (беседа по вопросам)

  • На планете ежедневно происходит до 44 тыс. гроз.
  • В Египте можно наблюдать всего одну грозу в 200 лет.
  • Гром слышно на расстояние от 15 до 20 км.
  • В Антарктике и Арктики гроз почти не бывает.
  • При ударе молнии песок превращается в стекло. После грозы можно обнаружить стеклянные полосы в песке.
  • Вспышки молний также можно заметить на Венере, Юпитере, Сатурне и Уране.
  • В лесу молния часть поражает дуб, сосну, ель, реже – берёзу и клён.
  • Для защиты от молнии создаются молниеотводы, с помощью которых заряд молнии уводится в землю по специально подготовленному безопасному пути.

Источник

Воздушная одежда земли вопросы

Подробное решение Параграф § 24 по географии для учащихся 5 класса, авторов И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин 2016

Вопрос 1. Что такое воздух?

Воздух — естественная смесь газов (главным образом азота и кислорода — 98-99 %, а также аргона, углекислого газа, воды, водорода), образующая земную атмосферу.

Вопрос 2. Какова роль воздушной оболочки для нашей планеты?

Воздушная оболочка нашей планеты – атмосфера – защищает живые организмы на земной поверхности от губительного воздействия ультрафиолетового излучения Солнца и других жестких космических излучений. Предохраняет Землю от метеоритов и космической пыли. Атмосфера служит также «одеждой», не позволяющей осуществляться потерям тепла, излучаемого Землей в пространство. Атмосферный воздух – это источник дыхания человека, животных и растительности.

Вопрос 3. Каково значение атмосферы в жизни нашей планеты?

Предохраняет Землю от метеоритов и космической пыли. Атмосфера служит также «одеждой», не позволяющей осуществляться потерям тепла, излучаемого Землей в пространство. Атмосферный воздух – это источник дыхания человека, животных и растительности. Особую роль для всего живого на Земле имеет озоновый слой, который защищает живые организмы от вредного ультрафиолетового излучения Солнца.

Вопрос 4. Из каких газов состоит воздух?

Атмосфера представляет собой смесь газов, в которой 78% составляет азот, около 21% — кислород, а 1% приходится на другие газы, в том числе углекислый газ и пары воды.

Вопрос 5. За какими облаками вы можете наблюдать?

Различают перистые, слоистые и кучевые облака.

Вопрос 6. Что такое ветер?

Движение воздуха вдоль поверхности Земли называют ветром. Ветер может дуть в разных направлениях и с разной скоростью. Чем больше скорость ветра, тем больше его сила.

Вопрос 7. Почему происходит гроза?

Она происходит, когда между мощными дождевыми облаками или между облаками и землёй возникают многократные электрические разряды — молнии. Электрические искры, пробивая воздух, мгновенно разогревают его, он резко расширяется, производя сильный шум, и мы слышим удар грома.

Вопрос 8. Что такое погода? О каких показателях состояния атмосферы сообщают в прогнозах погоды, передаваемых по радио и телевидению?

Погода — это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент. Погода характеризуется температурой, влажностью, облачностью, направлением и скоростью ветра, осадками.

Вопрос 9. Что такое климат? Чем он отличается от погоды?

Для каждой местности характерны определённые типы погоды и их смена, т. е. режим погоды. Многолетний режим погоды называют климатом. Климат, так же как и погода, включает важнейшие характеристики состояния атмосферы: температуру, влажность, облачность, осадки, ветры.

Погода – единовременное состояние природы, а климат – постоянное для данной местности.

Вопрос 10. Какой климат характерен для вашей местности: холодный, умеренный или жаркий; сухой или влажный?

Для нашей местности характерен умеренный климат.

Вопрос 11. Возникают ли в вашей местности ураганы? Чем они опасны?

В нашей местности ураганов нет. Обычно ураганы сопровождаются проливными дождями, приводящими к наводнениям. Всё это приносит большие разрушения, приводит к человеческим жертвам.

Вопрос 12. Опишите погоду сегодняшнего дня.

Температура воздуха – 5 градусов по Цельсию, низкая влажность, небольшая облачность. Скорость ветра 3,1 м/с, направление – юго-западный. Осадков не ожидается.

Источник

Воздушная одежда Земли

Урок 41. География 5 класс ФГОС

Конспект урока «Воздушная одежда Земли»

Наш земной шар окутан слоем воздуха толщиной в несколько десятков километров. Воздушную оболочку Земли называют атмосферой (от греческих слов «атмос» – пар, «сфера» – шар).

У всех планет Солнечной системы есть внешние газовые оболочки. И чем больше планета, тем больший слой она имеет. Небольшие космические тела не могут удержать газы вокруг себя. Поэтому, например, на Луне атмосферы нет. Земное притяжение удерживает воздушную оболочку очень сильно, поэтому она вращается вместе с самой Землёй.

Под действием силы земного притяжения более тяжёлые газы должны скапливаться у самой поверхности Земли. А более лёгкие – над ними. Однако этого не происходит, так как молекулы газов неупорядоченно движутся и перемешиваются между собой. Из этого можно сделать вывод, что атмосферный воздух – это смесь различных газов.

Откуда вообще появился воздух на Земле? Огромное количество газов выходило из недр Земли через её трещины. Прежде всего, углекислый газ и ядовитый сернистый газ. Затем атмосфера постепенно обогатилась водяными парами, азотом и другими газами.

Разберёмся как это было.

Древняя атмосфера была очень ядовитой. Лишь некоторые виды бактерий способны жить в подобной атмосфере. Однако за сотни миллионов лет газовый состав воздуха сильно изменился.

Углекислый газ растворялся в воде и превращался в угольную кислоту. Угольная кислота взаимодействовала с другими веществами. Образовывались горные породы, которые слоями оседали на поверхности планеты. Это известняки.

В них-то и можно найти большую часть углекислого газа древней атмосферы. А после появления на Земле первых растений его в воздухе стало ещё меньше. Потому что растения поглощают углекислый газ, выделяя взамен кислород. Водоросли, а затем наземные растения обогатили атмосферу кислородом. Это сделало её пригодной для жизни живых существ.

В настоящее время атмосфера Земли состоит в основном из газов и различных примесей (пыль, капли воды, кристаллы льда, морские соли, сажа, споры бактерий). Атмосфера содержит 78 % азота и 21 % кислорода, остальные газы вместе взятые составляют 1 % (аргон, углекислый газ и другие).

В составе атмосферы выделяют несколько слоёв. У самой Земли простирается тропосфера, далее следуют: стратосфера, мезосфера, термосфера и экзосфера. Затем атмосфера плавно переходит в космическое пространство.

Атмосфера чрезвычайно важна для нашей планеты. Она защищает организмы Земли от губительных солнечных и космических лучей (только небольшая часть космических частиц проникает через неё). Без атмосферы невозможна жизнь. Воздух необходим для дыхания живых организмов, в том числе и человека. Важное значение для всего живого на Земле имеет озоновый слой: он поглощает вредные ультрафиолетовые лучи Солнца, которые губительны для всего живого на Земле. Это настоящий щит, оберегающий Землю уже многие тысячи лет. Имеет незначительную мощность и находится на высоте от 15 до 30 км в зависимости от широты местности.

Воздушная оболочка ещё предохраняет поверхность Земли от сильного перегрева и переохлаждения. Без неё освещённая сторона Земли нагревалась бы свыше +100 °С. А на неосвещённой стороне Земли температура была бы около -100 °С.

Окутывая планету, как одеяло, атмосфера сохраняет тепло, полученное Землёй от Солнца. Кроме того, она, как щит, защищает Землю от падения твёрдых космических тел. Большинство таких тел сгорает в воздушной оболочке. В ночном небе за ними остаются огненные полосы.

Сжигая топливо, люди изменяют газовый состав атмосферы.

Интересный факт: при сжигании всего 1 тонны угля сгорает столько кислорода, сколько бы хватило 10 человекам для дыхания в течение года.

При этом увеличивается количество углекислого газа в воздухе. Ежегодно в атмосферу выбрасываются миллиарды тонн этого газа.

Чтобы сохранить атмосферу чистой, в странах мира приняты законы о защите воздуха. Подписаны международные соглашения об охране атмосферы. Учёные ищут новые источники энергии, которые бы заменили топливо. Конструкторы работают над созданием автомобилей, не загрязняющих воздух. На трубах теплоэлектростанций устанавливают специальные фильтры для очистки выбросов.

Воздух в атмосфере постоянно перемещается и перемешивается.

Из-за наклона земной орбиты, суточного и годового движения Земли Солнце неравномерно нагревает её поверхность: температура максимальна на экваторе и минимальна на полюсах. Также нельзя не учесть тот факт, что поверхность Земли неоднородна, из-за этого она по-разному удерживает тепло. Море нагревается и остывает медленнее, а суша, наоборот, делает это быстрее.

А что дальше происходит с воздухом? Более тёплый воздух поднимается вверх, где сталкивается с холодным. Это происходит потому, что нагретый воздух становится лёгким – и стремится вверх, а холодный наоборот, тяжелеет, и устремляется вниз. Перемещение воздуха вдоль поверхности Земли называют ветром. С ним мы встречаемся постоянно, хотя и не видим его. Замечаем только по колебаниям веток, листвы, ощущаем своим телом. Ветер может дуть в разных направлениях и с разной скоростью. Чем большую разницу имеют температуры холодного и тёплого потока, тем сильнее обычно дует ветер Средняя скорость ветра у земной поверхности 5-10 метров в секунду. Направление ветра определяется по стороне горизонта, откуда дует ветер. Например, если говорят, что ветер южный, это означает, что он дует с юга на север.

Температура в самом нижнем слое атмосферы с высотой понижается на 0,65 °С каждые 100 метров. Поэтому водяные пары с высотой охлаждаются и превращаются в мельчайшие водяные капельки или кристаллики льда. Из них образуются облака. Все их, конечно, видели. Но знаете ли вы, что облака различаются между собой. Бывают перистые, кучевые и слоистые облака.

Слоистые облака состоят и из капель воды и из ледяных кристаллов. Нижняя граница образования слоистых облаков находится у поверхности земли. Они образуют однородный слой, похожий на туман. Кучевые состоят из капель воды и образуются на высоте от 500 метров. Мощность (т.е. высота облака может достигать 4-6 км). Со слоистыми и кучевыми облаками связано выпадение осадков на поверхность Земли: дождя, снега и града. Перистые облака состоят из ледяных кристаллов и образуются на большой – более 6 км — высоте.

Ещё одно интересное явление, возникающее в атмосфере Земли — гроза. Это атмосферное явление, при котором возникают молнии, сопровождаемые громом. Каждый день на разных материках и водных поверхностях Земли происходит около полутора тысяч гроз, поэтому если смотреть на поверхность Земли из космоса можно наблюдать постоянные вспышки молний, ежесекундно возникающие в самых разных частях земного шара.

Люди с давних времён ведут наблюдения за состоянием атмосферы, чтобы предсказывать погоду. Необходимо это людям различных профессий (лётчикам, морякам, водителям). Да и каждого из нас интересует, какая погода, например, будет завтра. Погода – это состояние атмосферы над конкретной территорией в данные момент времени. Характерные особенности погоды: температура, влажность, облачность, направление и скорость ветра, осадки. Наблюдения за погодой проводятся Всемирной метеорологической организацией, имеющей сложную разветвлённую структуру во всех странах и на всех материках. Данные метеорологических станций поступают в центр обработки, где на их основании составляют карты погоды, или синоптические карты. На основании анализа этих карт составляется краткосрочный прогноз погоды.

Климат – многолетний режим погоды, характерный для данной территории. Определённые типы климата характерны для той или иной местности ввиду её особого географического положения. Например, на северном полуострове Таймыр в России зимы очень долгие и холодные, а на Аравийском полуострове круглый год жарко и очень сухо. Таким образом, для каждой местности характерен свой режим погоды, а значит, свой тип климата.

Для определения особенностей климата используют многолетние данные метеорологических наблюдений. Если климат — это многолетний режим погоды, значит он будет также характеризоваться температурой, влажностью, облачностью, осадками и преобладающими ветрами у поверхности. Климат влияет на состояние водных объектов, животный и растительный мир, здоровье людей. Знания о климате в первую очередь важны для сельского хозяйства конкретной территории. Ведь подбор культур, сроки их выращивания и особенности ухода – всё это зависит от климата.

В динамичной атмосфере часто возникают грозные явления природы – ураганы и смерчи.

Ветер, скорость которого более 30 м/с, называют ураганом. Ураганы всегда образуются в тропических широтах, над океаном. Чем дальше от экватора, тем меньше шансов встретиться с ураганом. Воздух из-за разницы давления и температуры начинает стремительно вращаться, захватывая обширные области. Диаметр таких вращающихся зон достигает от 500 до 1000 км, а скорость вращения по краю доходит до 400 км/ч. Обычно ураганы сопровождаются проливными дождями, приводящими к наводнениям. Всё это приносит большие разрушения и приводит к гибели людей. Наиболее часто ураганы возникают на Филиппинах, в Китае, Японии, в южных районах США, в северной части Австралии.

Смерч – это воронкообразный вихрь, который вращается с бешеной скоростью. Высота смерча может достигать 10 км. Диаметр самой широкой части воронки бывает больше 50 км. Приближаясь со скоростью 50-60 км/ч вихрь издаёт звук, напоминающий грохотание поезда. По пути своего движения он втягивает в себя все предметы – и мелкие, и крупные.

Интересный факт: если смерч попадает в водоём с лягушками, он подхватывает их в небо вместе с водой. Когда ветер стихает, лягушки сыплются с небес на землю. В 2007 году дождь из лягушек прошёл в испанском городке Эль-Ребольедо.

Особенно часто опасные смерчи возникают в США. Там их называют торнадо (от испанского слова «торнадос» – вращающийся). В год в США в среднем бывает до 700 торнадо.

Источник

Читайте также:  Как будет по английски снять одежду