Меню

Воздушная одежда земли составление карты стихийных природных явлений



Страница 16. Стихийные природные явления — Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.

Для выполнения заданий будем рассматривать атлас на страницах 4, 5, 21, 30 и 31.

1. С помощью условных знаков покажите вулканы на полуострове Камчатка и Курильских островах и подпишите их названия.

Вулканы на полуострове Камчатка (обозначены красными точками):

  • вулкан Шивелуч — 3283 м
  • вулкан Ключевская Сопка — 4835 м
  • вулкан Кроноцкая Сопка — 3521 м
  • вулкан Ичинская Сопка — 3607 м
  • вулкан Корякская Сопка — 3456 м
  • вулкан Мутновская Сопка — 2323 м

Вулканы на Курильских островах(обозначены красными точками):

  • вулкан Чикурачки (остров Парамушир) — 1816 м
  • вулкан Прево (остров Симушир)- 1360 м
  • вулкан Берга (остров Уруп) — 980 м
  • вулкан Стокап (остров Итуруп)- 1634 м
  • вулкан Тятя (остров Кунашир) — 1819 м

2. Отметьте эпицентры крупнейших землетрясений и эпицентры землетрясений, сопровождавшихся цунами.

  • Эпицентры крупнейших землетрясений — обозначены зелёными точками.
  • Эпицентры землетрясений, сопровождавшихся цунами — обозначены синимиточками.

3. Обозначьте районы, подверженные наводнениям.

Районы, подверженные наводнениям (чаще 1 раза в 2,5 года) — фиолетовая заливка.

4. Подпишите названия гор, в которых возможны сходы лавин, селевых потоков, ледников и оползней.

Горы, в которых возможны сходы лавин, селевых потоков, ледников и оползней (лавиноопасные горы) — коричневая заливка:

  • Кавказские горы
  • Уральские горы
  • Алтай
  • Саяны
  • Становое нагорье
  • Становой хребет
  • Буреинский хребет
  • горы Сихотэ-Алинь
  • хребет Черского
  • Срединный хребет
  • Корякское нагорье
  • Чукотское нагорье
  • горы на архипелаге Новая Земля

5. Обозначьте районы пыльных бурь и частых засух.

Районы пыльных бурь и частых засух — оранжевая заливка.

Источник

География

Стихийные явления природы

Обложка урока взята с источника .

План урока:

Стихийные явления природы

Мир природы постоянно был и остается источником опасностей. Потеря значительных экономических, человеческих ресурсов часто связанна со стихийными явлениями природы. Стихийные бедствия – это опасные формы разных природных явлений, которые являются разрушителями, оказывают существенное влияние на окружающую среду и ее обитателей. В разных частях Земли регулярно происходят опасные стихийные явления, которые наносят непоправимый вред природе и людям.


Источник

К основным видам стихийных опасных явлений относятся: землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, атмосферные катастрофы и др. Рассмотрим и проанализируем особенности стихийных природных явлений и бедствий, ознакомимся с причинами возникновения и способами предупреждения стихий.


Источник

Причины возникновения стихий

Число природных стихий за последние полстолетия возросло в пять раз, а причина — стремительный рост численности населения и развитие экономики, а также сильное воздействие человека на окружающую среду, недостаток информации о том,как привычные природные явления активизируют стихии.

Стихийные явления по происхождению и развитию разделяют на:

  • эндогенные – вызваны внутренними силами Земли.
  • экзогенные – вызваны внешними силами Земли.

Человек не в состоянии изменить природные процессы, но он может приблизительно предсказать их развитие.


Источник

Классификация стихийных явлений

Очаги стихийных явлений формируются в атмосфере, литосфере и гидросфере. По масштабу распространения стихии классифицируются на:

Самыми страшными считаются глобальные катастрофы, которые распространяются на большие территории, уносят с собой жизни тысяч людей, разрушают целые города.

Глобальные стихийные бедствия

Они присущи всем материкам и оказывают существенное влияние на прилегающие территории. К числу глобальных бедствий относятся цунами и смерчи.

Цунами

Цунами — это страшное явление природы, присущее мировому океану, противостоять ему невозможно. Цунами, как стихийное бедствие, сопровождаются значительными разрушениями на побережье. Землетрясение на дне океана вызывает сотрясение масс воды (моретрясение). Цунами – это гигантские волны, достигающие нескольких десятков метров в высоту.

  • огромные человеческие жертвы;
  • сильное затопление береговых территорий;
  • разрушение зданий и сооружений;
  • массовое уничтожение сельскохозяйственных культур и животных;
  • загрязнение окружающей среды и др.

Цунами на территории России возникают чаще всего в восточных и северных регионах, которые омываются водами Северно-Ледовитого океана.


Источник

Смерчи

Смерч – это природное явление, представляющее собой сильный воздушный атмосферный вихрь с осью, близкой к вертикали. Смерч возникает вследствие вторжения холодных атмосферных масс на сушу или воду, где температура более высокая. Природное явление образуется возле земной поверхности, постепенно поднимается вверх, напоминая огромный движущийся столб. Снижение давления в центре смерча приводит к засасыванию облаков сверху, воды, пыли и других предметов снизу.


Источник

Смерч имеет вид темного облачного столба, поднимающегося от земной поверхности к облакам, с наиболее узкой частью в середине. Чем опасно природное явление смерч? Стихия является причиной значительных разрушений, особенно в городах, поселках, лесах и насаждениях. Смерч часто чередуется грозой и дождем, формируется преимущественно на равнинах. Известно описанное явление смерча, который произошел в Москве 29 июня 1904 года. Черно-багровый столб вырывал деревья с корнями, снимал крыши с построек, людей и животных поднимал в воздух.


Источник

Региональные стихии

Эти стихийные природные явления обычно связанны с особенностями расположения территории и с изменением климата. К ним относятся ураганы, землетрясения, наводнения и др.

Читайте также:  Урок создания выкроек для одежды

Ураганы

Природное явление ураган – это ветер разрушительной силы. Ураган – метеорологическое явление, которое часто сопровождается сильными ливнями и грозами. Главная причина явления урагана – процесс образования и перемещения огромных воздушных масс в атмосфере – циклонов и антициклонов.


Источник

Ураган – одно из самых опасных природных явлений. Он создает угрозу для жизни людей и наносит непоправимый вред экономике. Стихия переворачивает деревья, вырывая их с корнями, скидает крыши домов, разрушает опоры линий электропередач.

Наводнения

Наводнение – это природное явление, которое возникает под действием ветров, при сильном таянии снега или выпадении больших осадков. На побережьях океана и островах наводнения могут появиться вследствие затопления прибрежной зоны большой волной цунами (берега Японии, Курильские острова и др.).


Источник

Гидрологическое опасное явление наводнение оказывает негативное воздействие на сельское хозяйство и окружающую среду. Опасность наводнения зависит от его силы и особенностей местности.

Землетрясения

Землетрясения распространяются на страны или даже целые континенты. Они возникают неожиданно. Каждый год на планете происходит около тысячи таких явлений. Множество из них незначительные, их фиксирует специальный прибор – сейсмограф.


Источник

Землетрясение – это природное явление, которое вызвано сложными тектоническими процессами: внезапными разрывами и разломами глубинных пород. Очаги этого грозного и обычно непредсказуемого стихийного явления возникают на разных глубинах. Стихии локализируются в определенных участках земного шара, поясах сейсмичности, среди которых выделяются два – Тихоокеанский и Средиземноморско-Азиатский.

Пыльные бури

Пыльные бури – это неблагоприятное климатическое явление, при котором пыль и песок переносится сильными ветрами, а также происходит выдувание верхних слоев иссушенной почвы. Они наносят значительный ущерб сельскому хозяйству, в одних местах выдувая, а в других засыпая посевы. Это наиболее острая форма проявления эрозии ветровой, так как за 1-2 сутки сносится слой почвы толщиной 2-20 см. Наряду с суховеями и пыльной бурей могучий ветер поднимает в воздух большие массы пыли и песка, вследствие чего сильно ухудшается видимость.


Источник

Локальные стихии

Локальные стихийные природные явления распространяются на небольшие территории. К локальным стихиям причисляют суховеи, проливные дожди и др.

Суховеи

Суховеи — это сухой горячий ветер, который отличается от засухи непродолжительностью. Природное явление является результатом локального прогревания воздушных масс. При суховее происходит испарение влаги с поверхности почвы, нарушается водный режим и обмен веществ у растений, что приводит к снижению урожая сельскохозяйственных культур, их повреждению и даже гибели за счет иссушения. Суховеи часто происходят в зонах степи и полупустынь, в отдельных районах зоны лесостепной.


Источник

Проливные дожди

Объем дождевых капель, которые выпадают за определенное время – важный показатель для фиксирования количества осадков. По объему осадков за определенное время различают небольшой, умеренный и проливной дождь.

Проливной дождь – это сильный ливень в теплое время года. Сильный проливной дождь выпадает с высокой скоростью, длится недолго. Сюда не относится майский дождь, а также проливные дожди, характерные для тропических и экваториальных широт, которые длятся от трех суток до нескольких месяцев, практически идут без остановок. Проливной дождь нередко усиливается грозами и сильным ветром. Последствия проливных дождей часто бывают катастрофическими.


Источник

Крупнейшие природные катастрофы

Неожиданные нарушения природных процессов, которые сопровождаются большими материальными потерями, гибелью людей, называются природными катастрофами. Их можно разделить на два вида:

  1. появляющиеся естественным путем (землетрясение, ураганы, наводнение и т.д.);
  2. вызванные человеческой деятельностью (война, уничтожение животного и растительного мира, вырубка лесов, загрязнение окружающей среды).

Чтобы решить глобальные проблемы человечества, которые возникают вследствие стихийных бедствий, создают угрозу всем жителям планеты, требуется совместное усилие всех стран мира. Глобальная проблема стихийных бедствий заключается в гибели миллионов людей, нанесению большого материального ущерба и нарушении естественных природных процессов. Человечество должно научиться предупреждать природные катастрофы.

Грандиозные природные катастрофы мира

  • 23 января 1556 года в провинции Шанси (Китай) произошла страшная катастрофа. Множество очагов описаны: эпицентр явления землетрясения — город Сиянь на берегу реки Хуанхэ. Целые города провалились в грунт. Трагедия произошла утром, число жертв достигло 830 тысяч человек.


Источник

  • В 1931 году в Китае по причине затяжных дождей вышли их берегов реки Янцзы и Хуанхе, прорвали дамбы и уничтожили все на своем пути. Это десятки провинций и сельское хозяйство. Большое количество людей погибло, а те, что остались, умирали от голода и эпидемий.


Источник

  • Грозное цунами произошло 26 декабря 2004 года недалеко от берегов Таиланда и Шри-Ланки в Индийском океане. Жертвами катастрофы стали 250 тыс. человек.


Источник

  • Ураган Катрин обрушился на Юго-Восточное побережья США в конце августа 2005 года. Вода прорвала дамбу, и большая часть города Новый Орлеан оказалась под водой. Стихия разрушила инфраструктуру районов. Во время урагана Катрин погибло 1836 человек и более миллиона оказались без крыши над головой.


Источник

Про стихийные бедствия снято много документальных и художественных фильмов, в которых человечество борется за выживание с силами природы.

Влияние стихийных явлений

Стихийные природные явления приводят к большому социальному и экономическому ущербу, а также наносят вред окружающей среде. На планете происходят сотни стихийных явлений, которые уносят тысячи человеческих жизней. Миллионы жителей подвергаются влиянию стихий и с каждым годом по всему миру количество природных стихийных катастроф увеличивается. По причине стихийных явлений жизнь человека может измениться до неузнаваемости. Любые природные катастрофы затрудняют развитие экономики, повышают уровень бедности и влекут прочие несчастья.

Читайте также:  Раскрой современной модной одежды

На территории России геоклиматические аномалии в последние несколько лет начали случаться чаще. Стихии приводят к большим разрушениям: страдают миллионы человек, гибнет скот, смещаются почвы, уничтожаются леса. Потеря запасов пресной воды и сотрясение грунта – это частые негативные последствия явления землетрясения. Наводнение наносит серьёзный ущерб сельскому хозяйству, разрушает дома, на территории России они наиболее распространены в бассейне Амура, Уссури, и др. Такие неблагоприятные явления как засухи, суховеи, проливные дожди и бури осложняют ведение сельского хозяйства.


Источник

Способы предупреждения стихий

Катастрофы приводят к печальным последствиям. Ежегодно в мире происходят сильные проливные дожди, землетрясения, цунами, наводнения, ураганы и т.д. Можно говорить только о некоторых примерах удачного противостояния стихийным бедствиям. Каждому стихийному явлению присущи свои особенности и масштабы разрушения.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны разработало систему рекомендаций для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий. Главные способы защиты от природных стихий:

  • предупреждение и прогнозирование времени, места и интенсивности стихийного бедствия;
  • население должно строго соблюдать указания и рекомендации относительно поведения в случае возникновения стихийных бедствий;
  • развитие благотворительности, предоставление гуманитарной адресованной помощи пострадавшим или принятие мер по предотвращению стихийного влияния;
  • своевременная помощь тем, кто пострадал от стихий;
  • развитие социальных институтов, которые обеспечивают общественный надзор.

Под действием природных процессов наша планета будет постепенно изменяться. Каждое стихийное бедствие по-своему негативно влияет на человека и окружающую среду. Специализированными организациями ведется работа по предупреждению катастроф природного характера. Анализируя природные катастрофические явления на планете, можно сделать вывод, что, несмотря на технический прогресс и развитие науки, защищенность человечества от природных стихий находится на очень низком уровне.

Задание: Перечертите таблицу явлений в тетрадь и заполните её: засуха, суховеи, пыльная буря.

Источник

Технологическая карта урока «Стихийные природные явления в литосфере».

Тема урока: «Стихийные природные явления в литосфере».

Цель: формирование представления о стихийных природных явлениях и стихийных природных бедствиях, правила поведения в чс, связанных с литосферой.

Задачи: дать представление об оползнях, селях, обвалах;

расширить знания учащихся о вулканизме и землетрясениях как результате внутренних тектонических процессах;

раскрыть влияние внешних и внутренних процессов на жизнь и хозяйственную жизнь человека.

Планируемые результаты освоения темы.

· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

· формирование основ экологической культуры;

· умение самостоятельно определять цели своего обучения,

ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и

· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

· Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

· Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

· Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф

· Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

Оборудование: физическая карта России, презентация, раздаточный материал.

Краткое содержание, действия учеников

Мотивирование на учебную деятельность

-Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на уроке. Давайте улыбнемся друг другу! Приложите правую ладошку к сердцу, а затем протяните ее вперед. Таким образом мы согрели друг друга теплом своих сердец.

Настраивает учеников на успешную работу

— На прошлых уроках вы определили, что разнообразие рельефа объясняется совместной работой внутренних и внешних сил Земли. Вспомним, какие формы рельефа связаны с каждым видом сил. (слайд 2)

Задания двух видов. Те ребята , которые получили задания на синих листах, распределяют формы рельефа по признаку «Созданные внутренними или внешними силами». На зеленых листах формы рельефа, которые требуется распределить по признаку «Выпуклые или вогнутые формы рельефа».

(Учащиеся работают самостоятельно. Затем выполняется взаимопроверка. Правильные ответы на слайде 3).

Целеполагание, постановка проблемы

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель.

— Рельеф – одно из условий жизни и деятельности человек. В каких случаях необходимо учитывать особенности рельефа?

— Но бывают случаи, когда в литосфере происходят процессы, несущие с собой разрушения и гибель людей. Назовите такие процессы. (Землетрясения, извержения вулканов, цунами и др.)

— Каким термином можно назвать все эти явления. (Стихийные бедствия).

— Наш урок так и называется «Стихийные природные явления в литосфере». (слайд 4)

Читайте также:  Лучшая одежда для холодной зимы

— Дадим определение понятия «Стихийные явления» (Происходят неожиданно, приносят разрушения, часто связаны с гибелью людей).

Почему нам жителям Южного Урала, где мала вероятность встретиться с такими явлениями, обязательно нужно знать о правилах поведения в ЧС (Так как мы путешествуем по стране, многие бываем за границей.).

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

Поиск путей решения проблемы

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану

Обо всех этих явлениях вы либо слышали, либо читали. Можете привести примеры таких явлений. (Приводят примеры. Слайды 5-11). Но нам предстоит ответить на вопросы «Где? Почему? Как действовать?»

— Составим план изучения каждого такого природного явления. (Слайд 12)

2) Причины возникновения.

3) Районы распространения.

4) Правила поведения в ЧС, связанных с этими явлениями.

На прошлом уроке вы разделились на группы, каждая группа искала дополнительный материал о том или ином стихийном явлении. Теперь вам предстоит задача поработать в группах и составить характеристику этих явлений природы по плану.

Выполняют задание, которое сначала казалось непосильным для решения. (Слайд 13)

Работа в группах по плану.

1 группа – землетрясения

2 группа – лавины.

3 группа – вулканизм.

4 группа – цунами.

5 группа – обвалы.

6 группа – оползни.

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения.

Отчет групп. (Слайды 14-20.)

Помогает, советует, консультирует

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

— Даны определения понятий. О каком явлении идет речь? ( Приложение 2). (Индивидуальня работа. Самопроверка.)

— После небольшого наводнения мне удалось спасти записи о некоторых стихийных природных явлениях, но о каких точно – мне не ясно, многие места в тексте размыты. Я вам прочитаю, а вы попытайтесь определить его. (Приложение 3). (Фронтальная работа).

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью.

— Вспомним особенности строения земной коры Южного Урала. (Фронтальная работа с картами атласа).

Какие из перечисленных явлений возможны на территории Республики Башкортостан? (Обвалы в горах, оползни на равнинах).

Давайте вспомним, как нужно себя вести, чтобы избежать опасности, связанной с этими явлениями. (Слайд 22)

Для выполнения дома, вы можете выбрать любое из заданий:

1) Составить вопросы по изученной теме.

2) Найти в СМИ информацию о любом из изученных сегодня явлений, происшедшем на территории России.

3) Приготовить презентацию о любом явлении по плану, который использовали на уроке.

Разъясняет, предлагает задания на выбор

Учащиеся самостоятельно оценивают работу (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

Консультирует, обосновывает оценки

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

Благодарит учеников за урок

Задание 1 группе:

Факторы:

Формы рельефа:

А) Внутренние; 1) речные долины

Б) Внешние; 2) морены

4) горные хребты

7) лавовые плато

Задание 2 группе:

Формы рельефа:

А) Выпуклые; 1) речные долины

Б) Вогнутые; 2) морены

4) горные хребты

7) лавовые плато

По определениям необходимо определить, о каком стихийном явлении идет речь.

Грязекаменный поток в русле горной реки – (сель)

Гора, имеющая кратер, конус, жерло – (вулкан)

Колебания земной поверхности – (землетрясения)

Скольжение масс горных пород по склону – (оползень)

Низвержение массы снега с горного склона – (лавина)

Падение больших масс горных пород – (обвал)

Приложение 3 (для учителя).

После небольшого наводнения мне удалось спасти записи о некоторых стихийных природных явлениях, но о каких точно – мне не ясно, многие места в тексте размыты. Я вам прочитаю, а вы попытайтесь определить его.

1. Более 200 млн землян живут в опасной близости с этим стихийным явлением. Огромные бедствия принес он людям. Долгое время он может не проявлять себя, стоять покрытый со всех сторон ледниками и снегом. Но неожиданно земля начинает колебаться, так может повторяться несколько раз, причем слышится все время нарастающий гул. Потом все стихает. Через некоторое время слышится гулкий взрыв и над горой вверх на огромную высоту вылетает столб дыма и пепла, который покрывает все на большом расстоянии. Как правило, при близком его действии людям грозит несколько бед – лавовые потоки, пепел и газы.

2. Недаром ее называют «Белой смертью». Спокойный, безмолвный, снежный склон может внезапно превратиться в кипящий, ревущий котел. Гигантский вал снега, пыли, обломков скал и деревьев сметает все на своем пути, я укрыться от него часто невозможно. Набирая скорость и массу, она с каждым мгновением становится все более мощной, неся смерть и разрушение.

3. Огромная морская волна, возникающая в результате прибрежных или морских землетрясений. Они распространяются с огромной скоростью на несколько тысяч километров. В открытом океане они не опасны и представляют собой пологие волны высотой не более 1 метра, однако у берега их высота достигает 30–35 метров. Огромные валы воды обрушиваются на берег и затапливают большие территории, разрушая здания, линии электропередач, мосты, дороги, приводя к гибели людей и животных.

Источник