Меню

Военно морская форма одежды история



Форма ВМФ — бескозырка белая, в полоску воротник

В сравнении с иными государствами, российский флот имеет не такую длинную историю. Англичане и голландцы, испанцы и португальцы начали освоение морей намного раньше русских, запертых либо льдами на севере, либо в «шведском озере», как до XVIII века называлось Балтийское море.

Ключевые изменения произошли с момента знаменитого решения боярской думы «морским судам быть». Инициированное Петром I решение создать флот стало одним из переломных моментов в российской истории. И, само собой, у моряков должна была появиться особая одежда, дошедшая до настоящего времени как форма ВМФ.

История формы на российском флоте

В допетровское время проблем с формой для флота не существовало, собственно, как и самого флота. Уже сформировавшаяся обособленная группа северных моряков-поморов не имела военной специфики, равно как и специализированной формы. Из поездки в Голландию, бывшую в петровское время одой из ведущих морских держав, царь вынес не только умение строить корабли.

Первые образцы военной формы для моряков пришли в Россию так же оттуда. Тогда в стандартную экипировку моряка входила широкополая шляпа, как правило, войлочная, куртка из грубой шерсти, называемая бострог, короткие штаны до колен и чулки. Ноги защищали тяжелые ботинки из крепкой кожи, с пряжками. Данная форма была предназначена для нижних чинов, то есть матросов. Офицерской формы, как таковой, в первые годы российского флота не существовало.

В течение столетия с момента создания русского флота форма не претерпела почти никаких изменений. Куртки постепенно увеличивают воротник-стойку, а так же уменьшают объем талии. В определенный момент флот подвергается общей моде на длинные волосы, посыпанные мукой, а так же на обилие золота в убранстве мундира.

Но в повседневных работах на корабле красоваться было банально некогда, поэтому нижние чины с радостью продолжали носить еще петровскую форму, а так же сшитые из парусины вещи. Свободные широкие штаны и рубахи позволяли матросам выполнять любую работу на корабле.

XIX столетие приносит многочисленные нововведения в жизнь флота по части формы.

В начале века, под влиянием общей моды, на флот проникают узкие, фрачного типа мундиры. Вместо плащей морякам начинают выдавать узкие шинели, головные уборы меняются на кивера. По общей оценке, в это время армия и флот были практически одинаково экипированы, что вызывало вполне объяснимое возмущение у моряков.

В 1811 году впервые появляется бескозырная фуражка, в настоящий момент ассоциирующаяся только с флотом. На самом деле своим рождением она обязана фуражирам, добывавшим прокорм для лошадей и часто кормившим животных из головных уборов. На бескозырках для моряков не было привычных лент, а так же названий кораблей. Вместо них на околыше наносились способом пробития номера экипажей крупными цифрами.

Самые крупные изменения в военно-морской форме произошли в 1860-х 1870-х годах. Именно в это время, стараниями отдельных представителей императорской фамилии, флот получил форму, которая с небольшими изменениями дошла фактически до наших дней.

Ткани, используемые при пошиве формы

Для создания одежды для ВМФ в царской России, как и в СССР, использовались натуральные ткани. Самой распространённой была грубая шерсть. Связано это было с частой плохой погодой и холодом на Балтике – колыбели русского флота. С момента начала походов в Средиземноморье и создания Черноморского флота русские матросы получили более легкую и удобную форму из парусины.

Одним из главных положительных качеств этого материала была его фантастическая не маркость. Практически любое загрязнение, маслом или краской смывалось с одежды без особого труда. На военно-морском сленге эта ткань называлась «чертова кожа». Цветовая гамма не отличалась разнообразием, только белый и голубой (иногда оттенки доходили до синего) цвета.

Интересно, что Черноморский флот всегда носил только белые форменки, балтийцы же, как и позднее тихоокеанцы, имели в основном синие робы.

По морским уставам матросам ЧФ не позволялось находиться на верхней палубе в форме синего цвета.

Во второй половине ХХ века эта ткань была заменена на хлопчатобумажные образцы. В морской среде наиболее известными стали следующие ткани:

  • «старшинка», плотная ткань темного цвета, отличается тем, что плохо мнется и не линяет, самая любимая ткань среди моряков;
  • «стекляшка», какое то время из нее шили форму для сухопутной армии, прекрасно держит стрелки, но из-за особенностей состава быстро засаливается, поверхность начинает сверкать, за что она и получила свое прозвище;
  • «тряпка», самая плохая разновидность ткани, отличающаяся быстрым изнашиванием и маркостью.

В советские годы ткани отличались высоким качеством и проходили обязательную сертификацию государства. В 1990-е ивановское предприятие, выпускавшее ткани для ВМФ было закрыто, и сейчас на этом поприще работает большое количество частников. Это не пошло на пользу, так как производимые ими ткани не всегда отличаются необходимым качеством.

В последние годы появились жалобы на использование синтетических тканей для пошива рабочей формы. Это опасно, прежде всего, при возникновении нештатных ситуаций, таких например, как возгорания на судне.

Форма для повседневного ношения

На протяжении долгого времени многие элементы формы моряка не менялись в принципе. Основой одеждой со второй половины XIX века служит роба, или рабочий костюм. Так же можно встретить устаревшее название «матросское платье», которое состоит из нескольких элементов.

Непосредственно на теле носится тельняшка, или морская фуфайка.

Во флоте этот элемент одежды, вопреки всем мифам, сравнительно недолго. Причина, по которой моряки стали вязать себе полосатые фуфайки в улучшении заметности моряка, как на фоне белых парусов, так и в случае попадания человека за борт. Долгое время тельняшки были под запретом.

В настоящий момент тельняшка является символом моря, хотя в разных странах имеются определенные различия. Французская форма имеет 21 полосу – в честь количества побед Наполеона. У английской тельняшки 12 полос по числу ребер у человека. На русском флоте полоски не считают, их количество зависит от роста носителя. Цвет полос варьируется от темно-синего до черного.

Представленные ныне тельняшки разных расцветок часто к флоту отношение не имеют. Так, зеленые полосы характерны для формы пограничников, краповые для частей Национальной гвардии (бывших внутренних войск), голубые выдают десантникам.

Читайте также:  Обогревательные элементы для одежды

На тельняшку надевается рубашка-голландка, в зависимости от цвета называемая фланелевка (темно-синяя ткань) или форменка (белого цвета). Состоит рубаха из цельных спинки и переда, а так же рукавов с манжетами.

Перед рубахи имеет вырез на груди, с внутренней стороны пришиты пара пуговиц.

На спине имеется большой отложной воротник для крепления, так называемого, гюйса. На сленге это слово означает синего цвета воротник, с белой подкладкой и тремя белыми полосами на лицевой стороне. Три полосы символизируют три великие победы морского флота, это:

  • Гангутское сражение 1714 года, когда флот Петра I нанес впервые на море поражение шведам;
  • Чесменское сражение 1770 года, объединенная эскадра под началом графа Алескея Орлова разгромила вдвое превосходящие силы турок;
  • Синопское сражение 1853 года, когда адмирал Нахимов одним ударом уничтожил всю турецкую эскадру.

Так же на голландке имеется прорезь для кармана, в котором должна находиться книжка «боевой номер» с обязанностями моряка по всем расписаниям и по всем внештатным ситуациям. Там же крепится белая полоса с нанесенным на нее номером. Краска для этого используется специальная несмываемая. В последние годы часто боевой номер наносится на бумагу, которая потом ламинируется и пришивается к форме.

Боевой номер состоит из первой цифры, обозначающей номер боевой части, второй цифры, с номером боевого поста. Третья и четвертая цифры написаны вместе и обозначают номер боевой смены и порядковый номер военнослужащего в этой смене.

Офицерская форма состояла из рубашки белого или кремового цвета, а так же тужурки, как правило, шерстяной, а в непогоду кожаной на меховой подкладке.

Брюки моряка имеют особый фасон.

Вместо привычной ширинки и пуговицы в районе живота они имеют застежки на пару пуговиц или крючков по бокам. Этот фасон был введен еще в XIX веке и необходим для удобства и простоты снимания одежды в случае попадания за борт. Для этого же на брюках шили клеш, расширения в нижней части штанины.

Опытные старшины мичмана и офицеры внимательно следили за матросами, которые ради моды сшивали эти разрезы. От усовершенствований лечили быстро, как только узнавали о сшитых брюках, моряку отдавался приказ покинуть судно, непосредственно в море. Затем беднягу вылавливали и вежливо разъясняли ошибочность его действий.

Голову покрывала либо бескозырка, либо пилотка. Первый головной убор, в свое время бывший чрезвычайно новаторским и актуальным, на нынешних кораблях не особо удобен. Однако он, как гюйс или тельняшка является символом флота, и моряки не собираются от него отказываться. Бескозырка может быть с белой или черной тульей. Белый цвет, как правило, дает чехол, так как полностью белый верх слишком марок.

Особенностью является лента, на которой золотыми буквами пропечатывается либо название корабля, либо обозначение флота, на котором проходит службу воин, либо с просто надписью «военно-морской флот». Ранее на лентах писали название кораблей, но в связи с секретностью в эпоху холодной войны появились другие варианты написания на лентах.

Сейчас вновь возвращаются к старым традициям. Сама же лента была необходима не только для красоты. Ее зажимали в зубах во время работ при ветре, чтобы головной убор не унесло в море. На смену бескозырке приходит пилотка, более удобный убор в условиях тесноты кораблей.

Офицеры носят фуражки, так же белого или черного цветов.

Отличительная особенность «краб», так на языке ВМФ называется особая кокарда со звездой, якорем и лавровыми листьями. Кроме пилоток на головах носят береты, а в зимний период шапки-ушанки.

С обувью дело обстоит сложнее, так как морские волки и новобранцы часто органически не переносят сапог. Для личного состава разработаны юфтевые ботинки, известные как прогары (если подошва кожаная), илигады (резиновая подошва). Старослужащие обычно носят аналогичные ботинки, но уже из хрома. Сапоги выдают береговым службам, морской пехоте и в случае постановки корабля на ремонт. Интересно, что в тропическую форму одежды входят сандалии.

Новая форма XXI века

Реформирование армии затронуло и флотскую форму. В Москве виднее, в чем служить морякам, поэтому с 2010-х годов форма стала делиться не только на парадную, повседневную и рабочую, но еще и на офисную.

Офисный стиль одежды подразумевает большую и напряженную работу в офисе, безусловно, самом важном месте на флоте. Это китель черного цвета, с длинным или коротким рукавом, а так же несколькими липучками для обозначения имени и фамилии, на современный манер. В комплект входят брюки из того же материала, ботинки черной кожи, и белая фуражка.

Офицерская форма на случай парадов или иных официальных мероприятий состоит из брюк черного или белого цвета, белой рубашки, черного галстука с золотым зажимом, золотого пояса с подвешенным кортиком. Кортик выдается офицеру после окончания училища, и является символом гордости и чести. Какое-то время кортики были отменены, но сейчас они вновь украшают офицеров ВМФ.

Форма для женщин подразумевает рубашку, галстук и юбку, колготки телесного цвета и туфли.

В холода допускается ношение сапог, шерстяного пальто, кашне и шапки-ушанки.
Особой формой одежды является дембельский наряд.

Уходя со службы, многие моряки хотят подчеркнуть свою исключительность, поэтому начинают украшать форму с рвением, достойным французских государей XVII века. Кому то хватает новой чистой формы с заслуженными знаками и медалями, кто то нашивает бесконечное число аксельбантов, шевронов и прочих атрибутов демобилизованного воина.

Видео

Источник

Военно-морской флот России. История форменной одежды ВМФ

Военно-морской флот России. История форменной одежды ВМФ

Созданием регулярных частей армии и военно-морского флота Россия обязана выдающейся исторической личности Петру Первому. В 1696 году осенью подписывается государственный указ: «Морским судам быть». Вскоре Российская империя по праву может называться первой среди представителей морских держав.

Рубежи России на всей протяженности береговой линии омываются тринадцатью морями. Круглосуточную службу, обеспечивая боевую готовность кораблей, несут военные подразделения ВМФ РФ. Так же как и Военно-морской флот имеет длинную историю своего становления и развития, так и форма матросов претерпевала многочисленные изменения в течение всего периода истории. Со времен царской России было создано огромное количество вариантов обмундирования для военных.

Читайте также:  Одежда для мужчин модных марок

Первый флотский костюм состоял из серой или зеленой куртки, коротких панталон, чулок и широкополого головного убора. За образец униформы взяли обмундирование голландцев. В качестве повседневной форменной одежды моряки носили просторную блузу, брюки из парусины, камзол и треуголку. Именно так выглядели команды моряков во времена знаменитого похода адмирала Ушакова по Средиземному морю.

Для корабельных работ моряки облачались в парусиновый костюм серого цвета . Сверху надевался белоснежный блузон с воротником цвета лазури. Этот вариант ношения морской формы был утвержден для рядовых матросов в 1874 году. На протяжении следующего периода времени смены фасона и материала для изготовления одежды служащих ВМФ были минимальны, вплоть до современного варианта пошива морского платья 1951 года. Приказом военного министерства чинам старшего офицерского состава и рядовым матросам предписывалось носить рабочий костюм : тёмно-синюю тельняшку и рабочую блузу с отложным воротом. В качестве головного убора – пилотку и бескозырку.

Следует отметить, что до начала восьмидесятых годов прошлого столетия для пошива рабочей одежды служащим ВМФ использовалась ткань, которая легко поддавалась очистке – облегченная парусина. Основным цветом рабочей робы был белый для матросов, несущих службу на Черном море, повседневная одежда лазурного цвета для служащих других флотилий ВМФ. Позже морская форма становится темно-синей, а на материал для ее пошива идет преимущественно хлопчатобумажная ткань.

Сейчас на пошив флотского костюма используется старшинка, считающаяся среди матросов наиболее качественным материалом. Это темное полотно, абсолютно немаркое, за счет повышенной плотности ткани очень износостойкое и практичное. Бесспорным преимуществом материала является способность не линять и не мяться.

На протяжении всего периода истории ВМФ остается неизменным обязательный атрибут – белая тканевая нашивка на блузе , на которой нанесен личный номер военного. Носят блузу навыпуск, заправляя только на вахтовом дежурстве. На пряжке брючного ремня во времена СССР было изображение якоря со звездой, позже звезду убрали, а современная пряжка имеет эмблему ВМФ России. Отдельно стоит сказать о форменном морском воротнике. Широкий, насыщенного синего цвета, с тремя белыми полосками по краю, символизирующих три блестящих морских сражения – Гагунтское, Синопское и Чесменсое, в которых Россия вышла победителем.

Именно матроска с широким отложным воротом дала начало зарождению «морского» стиля в одежде. А морская символика присутствует на моделях из многих коллекций мировых кутюрье. Ношение фуражки-бескозырки было утверждено в 1911 году, ленточки с названиями экипажа флота и корабля появились позже. В настоящее время традиция носить на лентах бескозырки название своего судна возрождается среди служащих ВМФ.

Сколько раз бы ни менялось обмундирование защитников морских рубежей России на протяжении всего периода истории, главным событием для каждого моряка остается День рождения ВМФ России, 31 июля. Это великий праздник для всех тех, кто посвятил свою жизнь защите Родины, кто исполняет гражданский долг, терпя трудности и лишения, обеспечивает спокойствие мирных граждан. Это профессиональный праздник тех, кто дает уверенность, что морские границы России неприкосновенны и находятся под надежной защитой всех оперативно-стратегических объединений Военно-морского флота РФ – Черноморского, Северного, Балтийского, Каспийского и Тихоокеанского.

Источник

Морская форма — от времен Петра I и до наших дней

После того, как Петр I решил создать Великий флот, многое в России поменялось.

Этот флот открывал многие перспективы, говорил о бескрайних возможностях.

Моряков хорошо обучали своему делу — это были хорошо натренированные люди, знающие свою работу.

Конечно же, для таких бороздящих моря людей нужна была отличительная форма .

Во-первых для того, чтобы в военных схватках отличать «своих», а во-вторых для объединения людей.

Эта форма , которую дал русским морякам Петр I, немного видоизменившись, дошла и до современного мира.

Первые морской формы была привезена из Голландии. В нее входили: широкополая войлочная шляпа, босторг — шерстяная куртка, штаны длиною до колен и чулки.

Эта форма предназначалась для матросов, то есть для моряков самого низкого чина.

Формы же для офицеров тогда в России еще не было.

Спустя примерно 100 лет форма почти не изменилась.

В какое то время была мода на длинные волосы, которые обсыпали мукой, так же было модным и стильным большое наличие золота на мундире.

Такие богатства позволяли себе люди высших чинов в особых случаях — но в обычной же повседневной трудной работе как правило имела место быть все также петровская удобная форма, которую носили и офицеры.

Рубахи и штаны были широкими, это не сковывало движения, благодаря чему работа выполнялась проще.

Чуть позже мода в стране немного поменялась , и ее голос стал слышен и на борту кораблей — в составе формы появляются узкие мундиры, морякам начинают выдавать шинели, появляется кивер — такой новый головной убор.

В 1811 году в ряды кивера вступает бескозырная фуражка, которая сейчас у нас, современных людей вызывает ассоциацию, связанную с флотом.

Но настоящая история этого элемента одежды связана вовсе не с ним. Раньше существовали фуражиры, которые добывали еду лошадям и часто кормили животных из своих головных уборов.

Лент на бескозырках и написанных названий кораблей в то время еще было — красовался номер экипажа.

В 1860-1870 года в форме моряков произошли наибольшие изменения , и ее вид практических сохранился до нашего времени.

Источник

Военно морская форма одежды история

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

История военно-морской формы:)

С созданием в России Петром Великим регулярного флота (1696 г) для нижних чинов и матросов был введен костюм, состоящий из элементов голландской морской одежды — широкополой шляпы, коротких штанов зеленого цвета, чулок, кожаных туфель и грубошерстной куртки серого или зеленого цвета.10 февраля 1706 года эта форма была утверждена официально. Матросам вменялось беречь свою форму — в противном случае виновника ждало суровое наказание. Согласно Морскому уставу от 1720 года: «…если кто свой мундир проиграет…оный имеет первый и другой раз быть жестоко наказан, а в третий — расстрелян или на галеру сослан…». Впоследствие форма моряков — цвет, покрой, сроки ношения — постоянно менялись. Это было обусловлено пристрастиями и пожеланиями и российских царей, и изменениями, произошедшими в нашей стране в 20 веке — революцией, Гражданской и Великой Отечественной войнами, последующими политическими и гражданскими реформами. Современная морская форма для рядового и офицерского состава окончательно утвердилась в 1951 году.

Читайте также:  Размеры одежды для топ моделей

Украшением матросской фланелевой рубахи является большой воротник синего цвета с белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Лежит у моряков на плечах широкий синий воротник с тремя белыми полосами, как волна с белой пеной — без него и форма не форма. Есть и другая версия: в матросский воротник трансформировался капюшон, которым моряки закрывались от брызг.

Бескозырки утвердились в ноябре 1811 года — как «…повседневный, будничный головной убор». А вот ленточки на них появились позже — в 1857 году. Ленточки достались морякам от тех далеких времен, когда матросы носили неудобные широкополые шляпы. Во время шторма или сильного ветра шляпы подвязывались шарфами. Шарфы морякам дарили жены, матери, невесты Они вышивали на шарфах золотыми нитками слова молитв, свои имена, якорьки. Смотрел моряк на подарок и думал: » Я верен тебе, моя любимая, как верен якорь кораблю». Много лет прошло, шляпы превратились в бескозырки, а шарфы — в ленточки. В ноябре 1872 года приказом генерал — адмирала (начальника всего флота и Морского ведомства) был точно определен тип надписей, размеры букв и форма якорей на лентах, а также их длина — 140 сантиметров.

Люди старшего возраста помнят, что раньше на ленточках бескозырок можно было прочесть: «Северный флот», «Тихоокеанский флот», «Балтийский флот» и «Черноморский флот». Сейчас обычай носить на лентах бескозырок название своего корабля вновь возрождается на Российском флоте. Любят моряки свои ленточки, с гордостью носят их, будто говорят: » Смотрите, золотом горит у меня на ленточке название моего корабля, я ни от кого этого не скрываю, на берегу веду себя с достоинством и всеми якорями держусь за свой корабль, за свой экипаж». Любо моряку чувствовать, как ленточки бескозырки развеваются за плечами, обнимают за шею.

У нарукавных шевронов и нашивок не менее славное прошлое, овеянное горячим пороховым дымом. Это сейчас корабли сражаются на больших дистанциях, а то и вовсе вне поля зрения, а в прошлом корабельная артиллерия была слабой. Ядра и бомбы летели недалеко — корабли сходились борт о борт, на абордаж шли их команды решая в рукопашном бою, чья возьмет, кто овладеет кораблем противника, сорвет флаг с мачты. Пороховой дым и дым пожара стояли столбом. Копоть оседала на лицах — поди, разберись в свалке, кто свой, кто чужой, где капитан, где рядовой. Вот командиры и стали привязывать на рукав у локтя шарф или яркую тесьму, чтобы матросы знали, возле кого держаться, чьи приказы исполнять. Почему именно на рукав, а не на шляпу? Украшать шляпу было опасно — лучшие стрелки вражеского корабля забирались на мачты и старались вывести из строя чужих командиров. Поэтому знак различия и стали повязывать на руку — издали это было не так заметно. Прошли годы, артиллерия стала дальнобойной, абордажный бой вывелся, а тесьма не оставила командирский рукав, она превратилась в золотой галун и приросла к рукаву навсегда.

Тельняшка — («Советский энциклопедический словарь» стр.1390) — «…бытовое название тельника — трикотажной фуфайки (рубашки) с белыми и синими поперечными полосами, предмет одежды моряков (в том числе, военнослужащих ВМФ) и воздушно-десантных войск …». Всего четыре строчки в словаре — а за ними — целая жизнь. Жизнь и история всем известной и любимой тельняшки. Тельняшка, как разновидность флотской одежды, появилась во времена парусного флота. Первоначально этот вид нательного белья матросов изготавливался из сурового полотна. Во второй половине 19 века на этой рубахе появились бело-голубые полосы, что было практически оправдано: матросы, работающие на мачтах в такой одежде, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов. Кроме того, тельняшка, по сравнению с другим обмундированием, очень практична — хорошо сохраняет тепло, плотно облегает тело, не мешает свободному движению при любом виде деятельности, очень удобна при стирке и, практически не мнется. 19 августа 1874 года тельняшка была официально объявлена обязательным элементом морской формы «для нижних чинов». Прошло немало лет, на флоте многое изменилось, но этот вид морской одежды «остался на плаву». Многие поколения русских, советских, российских моряков, не представляли и не представляют себе жизни без тельняшки. Ее цвета, повторяя цвета Андреевского флага, напоминают каждому о море и кораблях. И не случайно второе, неформальное название этого, поистине всенародно любимого элемента морской экипировки, звучит гордо и значительно — «морская душа»!

Мы живем в морском городе, городе с интересной военной историей, городе со славным боевым прошлым. И подчас те, кто не связан с флотом, не всегда понимают значения слов, которые прочно вошли в лексикон тех, кто посвятил морю свою жизнь: «трап», «переборка», «драить» и пр. Без сомнения, перевода всех морских терминов здесь не разместить, но вот наиболее известные и употребляемые.

Источник

Adblock
detector