Меню

Военная одежда разных времен



Военная форма — у солдата выходной, пуговицы в ряд

На протяжении всей военной истории у воюющих сторон существовала проблема различия своих и чужих солдат на поле боя. Применявшаяся для различия военная форма, кроме того, должна была отличаться удобством и простотой, а так же дешевизной.

Русская армия также была озабочено проблемой единообразия. Если княжеские дружины могли позволить себе носить что угодно, то с организацией массовых армий возникла необходимость единой формы. В разное время варианты обмундирования менялись от неудобных и сложных, для солдат, до вполне практичных образцов.

Военная форма в допетровской России

В Средние века, когда основные боевые действия осуществляла дружина, в форме особой нужды не было. Геральдического рисунка на щите или боевого клича вполне хватало, причем не только в войнах с иноземцами, но и в междоусобных стычках. Ополчение, составлявшее массовую армию, банально не имело возможности сшить какую-либо одежду, напоминающую форму.

Максимум, на что могли рассчитывать воины для опознания «свой-чужой» на поле боя, это укрепленные на головных уборах цветные знаки типа перьев или цветов определенной расцветки, либо же повязки на рукавах.

С созданием профессиональных войск появляются первые образцы единой одежды для русских воинов. Произошло это во времена Ивана Грозного, всерьез озаботившегося созданием стрелецкого войска.

Все стрельцы должны были носить одинаковые красные кафтаны с белыми берендейками, так назывался широкий кожаный чересплечный ремень, на который подвешивались заранее отмерянные пороховые заряды, а так же мешочек с пулями и рожок с порохом. Вводятся и полковые различия между стрелецкими полками.

Каждый полк имел определенного цвета шапку, различие могло быть и в сапогах и в цвете ремней.

Интересно, что доспехи были редкостью. Максимум, на что мог рассчитывать зажиточный стрелец того времени, это так называемая «железная шапка», или шлем. Командный состав отличался более дорогостоящей формой, а так же широким кушаком и тростью.

В XVII веке форма усложняется, появляются полки нового строя. Заметная доля личного состава состояла из иноземцев, и это вносило свою лепту в форму. Иностранные солдаты предлагали привычные в европейских армиях элементы, и полковой командир часто шел им навстречу, одобряя введение этих элементов.

Однако традиции остаются во главе угла. Так, к примеру, минимальные изменения происходят с дворцовой стражей, известной как рынды. Их форма не меняется со времен Рюриковичей.

Петровские преобразования и последующие годы

Реформы Петра Великого, начавшиеся на закате XVII века, превратили русскую армию в одну из самых грозных в Европе, а саму страну вывели в ранг империи. Была изменена и военная форма. Старые стрелецкие кафтаны вызывали в Петре искреннее отвращение, поскольку напоминали о стрелецком бунте, из-за которого царь едва не лишился престола, и символизировали старую Россию.

Новая форма была взята по образцу сильнейшей (на тот момент) европейской армии – шведской.

Она отличалась сравнительной простотой и удобством, особенно с учетом времени, в которое она была разработана. Русские солдаты получали кафтан длиной примерно до колен, под него поддевали красный камзол.

Кафтан в пехоте окрашивался в зеленый цвет, в то время как широкие обшлаги на рукавах, а так же некоторые детали были красными. В зависимости от поставщика, а также от срока службы самого солдата, цвета могли различаться от темно-зеленого до почти бирюзового.

В первом случае могли использоваться разные краски. Во втором случае ткань выцветала. В дальнейшем ситуация улучшается после того, как будут организованы мануфактуры по производству ткани. Кавалерия носила темно-синие кафтаны. Поверх солдату вместо шинели полагалась епанча, толстый шерстяной плащ.

Ноги прикрывали штаны до колен, носимые вместе с чулками. Цвет чулок различался, армия носила зеленые чулки, гвардейцы, «преображенцы» и «семеновцы» – красные. По неподтвержденным документами данным, это связано с первой крупной битвой Петра. Неудача под Нарвой, когда русское войско постигло поражение, выковало гвардию.

Преображенский и Семеновский полки стояли до конца боя «по колено в крови», и им одним было позволено уйди со знаменами и оружием. В качестве обуви использовались тупоносые ботинки с пряжками.

Кавалеристы носили высокие сапоги, имевшие раструб для удобства надевания.

На головах фузилеры, так назывались солдаты, вооруженные фузеей или мушкетом, носили модные тогда треуголки, как правило, черного цвета. Гренадеры, отличавшиеся особым положением в армии за счет своей силы и роста, носили колпаки, называемые гренадерками. Бомбардиры имели кожаные шапки с медным налобником, на котором помещалось какое-либо изображение, связанное с их специальностью или полковыми традициями.

Офицерская форма по своему дизайну ничем не отличалась от солдатской экипировки. Зато богатый дворянин, служивший в полку, мог позволить себе любую ткань и любую отделку, были бы деньги. На поле боя офицеры отличались плюмажем, перьями и прочими украшениями на шляпах, а также горжетами. Это были небольшие металлические пластины, носившиеся в районе ключиц, на которых были нанесены либо герб, либо изображение какого-нибудь полкового знака.

В дальнейшем, форма шла по пути усложнения. Армия XVIII века предъявляла к солдатам требования быть винтиками в безупречном механизме линейной тактики. Поэтому дисциплине и отрешению от всяческих эмоций уделялось огромное внимание. Так, солдаты в казармах должны были быть заняты исключительно делами службы.

Для этого вводятся дополнительные ремни, которые нужно было чистить, пуговицы, чистоте которых уделялось уйма времени, а так же особые прически, прозванные рассадниками вшей. Для ее создания иногда требовалось несколько часов. Длинные волосы смачивали квасом, затем посыпали мукой, и так несколько раз. Образовывавшуюся на голове седую корку из муки и волос, сформированную в косичку и букли, завитки на висках, оставляли на несколько дней.

Вновь об удобстве солдата задумываются при князе Потемкине и Александре Суворове.

Они, при поддержке Екатерины II Великой, выступают за упрощение формы, введение более удобных и широких шаровар вместо узких лосин, а так же просторных мундиров. Суворовские солдаты, не раз доказывавшие свою боеспособность, были в восторге от нововведений.

Но с воцарением Павла I начинается обратный отсчет. Новый император, стремясь упрочить дисциплину в армии, закручивает гайки, возвращаясь к буклям и косицам. То, что было хорошо на парадах никак не шло в действующей армии, и сначала Суворов и Павел находят компромисс, а потом оба отправляются в мир иной по своей или чужой воле.

В защиту Павла можно упомянуть, что он впервые вводит в войсках легендарные шинели, спасавшие жизнь солдатам во время зимних кампаний наполеоновских и всех последующих войн.

Форма российского солдата в XIX веке

Новый век вынуждает создать новую форму для армии. Павловские мундиры, призраки прусской армии прошлого века, уходят в прошлое, им на смену приходят двубортные мундиры.

Сложность формы XIX века в том, что каждый полк, особенно кавалерийский, имел свои особенности и свою расцветку.

Теоретически это было необходимо для лучшего ориентирования на поле боя, но на практике частенько рядовые понятия не имели, чья кавалерия появилась на горизонте, и с какой новой напастью придется столкнуться в бою. Разнообразие формы происходит за счет новых видов войск, и большей специализации, таких как, например:

  • гусары, первоначально тяжелая конница, к XVIII веку ставшая легкой кавалерией, особого развития в русской армии достигла к наполеоновским войнам;
  • кирасиры, тяжелые всадники на могучих лошадях, элита и гордость любой армии;
  • уланы, польские всадники, вооруженные пиками;
  • егеря, вооруженная нарезными штуцерами пехота, элитные части;
  • пионеры, так назывались выделенные в особую службу инженерно-саперные части.

Это не весь список новых подразделений в армии, и каждый из этих воинов носил свою форму, подчас отличавшуюся как вычурностью, так и удобством. В дизайне формы прослеживалось французское влияние, так как революционная, а затем наполеоновская армия была сильна как никогда, и многое положительное в ней остальные армии брали на вооружение. В это же время массово вводятся погоны и эполеты, правда, служат они для определения полка, а не личного звания.

В эпоху Николая I происходит очередная военная реформа, коснувшаяся военной формы. Влияние Франции после поражения в войне начинает убывать. В мундирах все сильнее начинают проявляться прусские черты. Строгость, обилие конских хвостов на касках, введённых вместо киверов, отличают армию Николая Павловича. Много внимания вновь уделяется парадной стороне, чистке амуниции и шагистике. Разрабатываемые мундиры порой были так узки, что под них приходилось надевать корсеты.

При преемнике Николая I, Александре II в армии происходят коренные перемены.

Поражение в Крымской войне показало несоответствие русской военной формы современным требованиям. Вместо узких мундиров вводятся более просторные кителя, вместо узких штанов более просторные шаровары.

Упрощается снаряжение и амуниция, убирается множество ненужных ремней. Перевооружение армии на казнозарядные винтовки с унитарным патроном также влияет на упрощение патронных сумок. Солдат окончательно получает кожаные сапоги вместо штиблет и гамашей.

Читайте также:  Известные дизайнеры одежды история

В 1870-х годах вводится предмет формы, просуществовавшей в армии почти сто лет, известный как рубаха для гимнастических занятий, или гимнастическая рубаха, или просто гимнастерка. Похожая на крестьянскую рубаху, она прекрасно вписывается в русскую армию. Солдатам она напоминает крестьянские косоворотки, а военное ведомство подсчитывает прибыль от экономии на мундирах.

Первоначально гимнастерки были белого цвета, но русско-японская война показывает, что белый не самый лучший цвет для военной формы. В одном из боев японцы ведут прицельную стрельбу по окопам русских. Причина эффективного огня в том, что, трупы в белой форме, выброшенные за пределы траншеи для удобства перемещения солдат, дают японцам точные координаты, по которым нужно стрелять.

Солдаты в промежутках между боями вымачивают гимнастерки в грязи для маскировки. Лишь после окончания войны солдатские рубахи шьют из ткани защитного цвета, или цвета хаки.

Форма Рабоче-крестьянской красной и советской армии

В 1918 году из обломков бывших царских войск и всевозможных добровольческих отрядов создается Красная Армия. Появляются подразделения, боровшиеся за новую, Советскую власть. Для их обмундирования молодая республика не жалела ничего, но в условиях неразберихи междоусобной войны сделать более или менее однотипную форму нового образца возможности не было.

Главным нововведением стала отмена погон и воинских званий.

Теперь унтер-офицеры назывались отделенными командирами, а генералы комкорами и комбригами. Вместо погон вводились нарукавные знаки различия и петлицы. С небольшими изменениями они просуществуют до 1943 года, хотя на фронте будут встречаться кое-где до конца войны.

Проблемы снабжения армии формой решили с помощью царских вещевых складов. Там же нашли один из символов Красной армии в Гражданской войне, своеобразный головной убор, известный как будёновка. По самой распространенной версии, создан он был художником Васнецовым для русской императорской армии в годы Первой мировой войны.

В этих головных уборах, похожих на шлемы былинных богатырей, солдаты должны были пройти парадным маршем по поверженному Берлину. Но с парадом не вышло, зато советы с радостью воспользовались возможностью одеть своих сторонников. Первое название шапки, богатырка, быстро забылось. Кое-где будёновка была известна как фрунзевка, в честь М.В. Фрунзе, одного из главных полководцев Рабоче-Крестьянской Красной армии.

В период Гражданской войны на форме было много знаков, отличающих красных от белых. Так, на шинелях и гимнастерках носили красные клапаны, банты и звезды. С окончанием боев форма приобретает более спокойный тон. Только в 1930-х годах, на волне общего подъема и подготовки в новой большой войне, Красная армия приобретает множество нововведений. Гимнастерки получают отложной воротник вместо воротника-стойки.

Знаки различия и принадлежность к роду войск определяются по многочисленным петличным и нарукавным знакам.

Для каждой специальности определяется кант и цвет на фуражках и пилотках. Вместо фуражек повсеместно вводятся пилотки, предназначенные для совместного ношения с каской. Но цветовое великолепие Советской военной формы заканчивается летом 1941 года. Цветные петлицы оказываются слишком хорошей мишенью и в августе 1941 года их меняют на петлицы защитного цвета.

Зима 1942-43 годов ознаменовалась возвращением в армию погон. С минимальными изменениями эта система сохранится до наших дней. Боец Красной армии вновь облачается в гимнастерку со стоячим воротничком и петельками под погоны. Опытные бойцы, правда, будут хранить свои гимнастерки со споротыми петлицами до конца войны.

Различались гимнастерки рядового и командного состава. Так, у рядовых не было карманов на груди, в то время как у офицеров были два наружных кармана, защищённых клапаном, и один внутренний.

Гимнастерки будут служить до 1960-х годов. В это время война во Вьетнаме продемонстрирует могучую и страшную силу напалма. Поскольку гимнастерка снимается через голову, ее признают не лучшей формой для возможной войны. Гимнастерки сменят «хэбэ», кителя на пуговицах, известные по многим фото и кино 1960-х…1980-х годов.

Но и «хэбэ» окажется промежуточным вариантом. Во время войны в Афганистане появится легендарная «афганка», песочного цвета форма, приспособленная для ведения боевых действий в любых условиях.

Военная форма российской армии

Развал СССР оставил армию с промежуточными образцами военной формы. Кто-то продолжал нести службу в «хэбэ», и на погонах продолжали красоваться буквы «СА». Где-то появится первый камуфляж, по сути одного дизайна с «афганкой», но расцвеченный в камуфляж «дубок», «березка», «флора» и прочие.

Несколько попыток создать форму нового образца натыкались на финансовые неурядицы или недостаточное качество формы.

Один из самых известных случаев, введение «цифры» с 2008 года.

Министр обороны Сердюков (известный в войсках под прозвищем Табуреткин), дал задание разработать форму известному модельеру Валентину Юдашкину. Получившиеся образцы были разосланы в войска, и на них были получены крайне негативные отзывы. Юдашкин оправдывался тем, что от его задумки остался лишь дизайн, а саму форму пошили из намного более некачественных тканей.

Постепенно с ситуации разобрались, и на сегодняшний день форма армии РФ имеет следующие компоненты:

  • 1 слой, облегченное нательное белье;
  • 2 слой, флисовое белье, также нательное;
  • 3 слой, флисовая куртка;
  • 4 слой, куртка-ветровка;
  • 5 слой, демисезонный костюм из брюк и куртки;
  • 6 слой, костюм, защищающий от ветра и воды;
  • 7 слой, утепленный жилет-безрукавка;
  • 8 слой, утепленный костюм;
  • Голова защищается шлемом-маской, или утепленной шапкой.

Особенность формы в ее универсальности, можно комбинировать разные слои на свой выбор. Расцветки камуфляжа представлены чрезвычайно широко, в зависимости от места службы и от места выполнения конкретной боевой задачи. При этом развитие и движение вперед военной формы российской армии продолжается.

Видео

Источник

История Российской империи

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История русского военного мундира

Мундир чиновника военного ведомства

Российский военный мундир за всю свою историю претерпел множество изменений, усовершенствований и нововведений. Это было связано с волей правителя, изменением идеологии, влиянием западноевропейской военной моды.

Большинство российских императоров были приверженцами военной моды Западной Европы, поэтому русский военный мундир часто был схож с мундирами других европейских армий. И только император Александр III придал военному мундиру вид национальной одежды.

Допетровская эпоха

В России до конца XVII в. постоянных войск почти не было, поэтому не было и военной униформы. Дружины князей были одеты в ту же одежду, что и мирные жители, прибавлялись только доспехи.

Правда, некоторые князья для своей дружины приобретали иногда единообразную одежду, но это были единичные случаи.

Правительство царя Михаила в 1631 г., ожидая войны с Польшей, отправило в Швецию полковника Александра Лесли для найма 5000 солдат-пехотинцев.

В XVII в., в царствование Алексея Михайловича, были образованы «Полки иноземного строя» – воинские части, сформированные из «охочих» вольных людей, казаков, иностранцев и других, позже и из даточных людей по образцу западноевропейских армий.

Первой унифицированной военной формой на Руси можно считать одежду стрелецких полков. Они появились в XVII в.

Стрельцы

Стреле́ц – служилый человек; всадник или пехотинец, вооружённый «огненным боем». Стрельцы в России составили первое регулярное войско.

Стрелецкие полки имели единообразную и обязательную для всех парадную форму («цветное платье»). Она состояла из верхнего кафтана, шапки с меховым околышем, штанов и сапог, цвет которых (кроме штанов) регламентировался в соответствии с принадлежностью к определённому полку.

Кафта́н – верхняя мужская одежда.

Общее в оружии и одежде всех стрельцов:

  • перчатки с крагами коричневой кожи;
  • в походе дуло пищали или мушкета закрывалось коротким кожаным чехлом;
  • бердыш носился за спиной через любое плечо;
  • поверх поясного ремня одевался кушак;
  • на походном кафтане не было петлиц;
  • внешним отличием старших офицеров («начальных людей») были шитое жемчугом изображение короны на шапке и посох, а также горностаевый подбой верхнего кафтана и опушка шапки (что указывало на высокородное княжеское происхождение).

Парадная форма одевалась только в особые дни: во время главных церковных праздников и при проведении торжественных мероприятий.

Повседневно и в военных походах использовалось «носильное платье», имевшее тот же покрой, что и парадная форма, но сделанная из более дешевого сукна серого, чёрного или коричневого цвета.

С. Иванов «Стрельцы»

Стрелецкие полки в период борьбы за власть выступили против Петра I и были им репрессированы. Форму европейского образца в России ввел Петр I, в основном позаимствовав её у шведов.

Эпоха Петра I

Пётр I создал регулярную армию на основе «Полков иноземного строя», существовавших ещё в период царствования его отца, и стрелецких частей. Армия комплектовалась на основе рекрутской повинности (также до середины XVIII в. сохранялась обязательная служба дворян). Пётр от своих предшественников унаследовал армию, уже приспособленную для дальнейшего переустройства. В Москве находились два «выборных» полка (Бутырский и Лефортовский), которыми командовали «иноземцы» П. Гордон и Ф. Лефорт.

Читайте также:  Микромодал что это за материал для одежды

В своих «потешных» сёлах Пётр устроил два новых полка: Преображенский и Семёновский, полностью по иноземному образцу. К 1692 г. эти полки были окончательно обучены и составили 3-й Московский выборный полк во главе с генералом А. М. Головиным.

Офицер лейб-гвардии Семёновского полка с 1700 по 1720 г.

Поначалу офицерская форма петровской армии ничем не отличалась от солдатской. Потом ввели «командирский знак отличия» – офицерский шарф. Эта деталь была позаимствована у шведов, за исключением расцветки, которая воспроизводила цвета российского флага. По правилам шарф одевался через правое плечо и завязывался у левого бедра, но наши офицеры приспособились носить его вокруг пояса – в бою так было удобнее. Петровский шарф с изменениями дожил до современности – в виде парадного офицерского пояса.

Гренадер пехотного полка с 1700 по 1732 г.

Вооружение каждого солдата состояло из шпаги с портупеей и фузеи. Фузея – ружьё, замок фузеи был кремневый; на фузею насаживался в нужных случаях багинет – пяти- или восьмивершковый трёхгранный штык. Патроны помещались в кожаных сумках, прикреплённых к перевязи.

Каптенармус и Подпрапорщик Мушкетерских рот Пехотного полка с 1763 по 1786 г.

Каптенармусы и сержанты вместо фузеи были вооружены алебардами – топорами на трёхаршинном древке.

Сержант Пехотного полка с алебардой с 1700 по 1720 г.

Одна из рот в каждом полку называлась гренадерской, и особенностью её вооружения были фитильные бомбочки, хранившиеся у гренадера в особой сумке. Гренаде́ры – отборные части пехоты и/или кавалерии, предназначенные для штурма вражеских укреплений, преимущественно в осадных операциях.

К. Рёхлинг «Атака прусских гренадер в битве при Гогенфридберге 4 июня 1745 г.»

Драгу́ны – название конницы (кавалерии), способной также действовать и в пешем строю. Драгуны в России были конной и пешей службы.

Фанен-юнкер Нижегородского Драгунского полка, 1797-1800 гг.

С 1700 г. обмундирование солдата состояло из небольшой приплюснутой поярковой треуголки, кафтана, епанчи, камзола и штанов.

Епанча – широкий безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин – короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока.

Камзол – мужская одежда, сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов надевавшаяся под кафтан.

Шляпа была чёрного цвета, края полей были обшиты тесьмой, и с левой стороны прикреплялась медная пуговица. При выслушивании приказаний от старших младшие снимали шляпу и держали её слева подмышкой. Волосы солдаты и офицеры носили длинные до плеча, а в парадных случаях пудрили их мукой.

Кафтаны у пехотинцев были из зелёного сукна, у драгун – из синего, однобортные, без воротника, с красными обшлагами (отворот на рукаве мужской одежды).

Обшлаг 8-го кирасирского полка французской армии (1814-1815)

Кафтан был до колен и снабжался медными пуговицами; епанча для кавалерии и пехоты делалась из красного сукна и имела два воротника: это была узкая накидка, доходившая до колен и плохо защищавшая от дождя и снега; сапоги – длинные, с лёгкими раструбами (воронкообразное расширение) носили только в караулах и при походе, а обыкновенной обувью являлись чулки и тупоносые смазные башками с медной пряжкой; чулки у армейских солдат были зелёного цвета, а у преображенцев и семёновцев после нарвского поражения – красные, по преданию, в память того дня, когда бывшие «потешные» полки не дрогнули, при всеобщей «конфузии» под натиском Карла XII.

Фузелёр лейб-гвардии Семеновского полка, с 1700 по 1720 г.

Гренадеры гвардии отличались от фузилёров (солдат, вооружённых кремнёвыми ружьями) только головным убором: вместо треугольной шляпы они носили кожаные каски со страусовым пером.

Покрой офицерского мундира был тот же, что и у солдат, только обшитый по краям и по борту золотым галуном, пуговицы были тоже золоченые, галстук, вместо чёрного суконного, как у солдат, был белый полотняный. К шляпе прикреплялся плюмаж из белых и красных перьев.

Пехотный генерал в шляпе с плюмажем

При парадной форме офицеры должны были иметь на головах пудреные парики. От рядового отличал офицера ещё бело-сине-красный шарф с серебряными, а у штаб-офицера с золотыми кистями, который носили высоко на груди, у воротника.

При Петре I в России на военной одежде появился и погон. Использовать погон как средство отличия военнослужащих одного полка от военнослужащих другого полка стали с 1762 г., когда каждому полку были установлены погоны различного плетения из гарусного шнура. Одновременно была предпринята попытка сделать погон средством различения солдат и офицеров, для чего в одном и том же полку у офицеров и солдат плетение погона было различным.

В дальнейшем форма обмундирования изменялась, хотя в общем сохранялись образцы Петра Великого, которые всё более усложнялись. После Семилетней войны сложился культ Фридриха Великого. Об удобстве в форме обмундирования было забыто; из солдата старались сделать молодца с виду и дать ему такое обмундирование, на содержание которого в порядке уходило бы все свободное от службы время. Особенно много времени у солдат требовалось на содержание в порядке своих волос: их причесывали в две букли и косу, в пешем строю пудрили, а в конном разрешалось волос не пудрить и в букли не завивать, забирая в одну плотную косу, но зато требовалось отращивать и высоко подчесывать усы или, у кого их нет, иметь накладные.

Одежда солдата была узка, что вызывалось требованием тогдашней стойки и особенно маршировки не сгибая колен. Многие части войск имели лосиные брюки, которые перед надеванием смачивались и сохли уже на людях. Обмундирование это было настолько неудобно, что в наставлении для обучения рекрут было предписано одевать его не ранее как через три месяца, чтобы научить солдат пользоваться такой одеждой.

Эпоха Екатерины II

В царствование Екатерины II форма обмундирования соблюдалась не очень тщательно. Гвардейские офицеры тяготились ею и вне строя совсем её не носили. Она была изменена в конце царствования Екатерины по настоянию князя Потемкина. Он говорил, что «завиваться, пудриться, плесть косы – солдатское ли это дело? Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдатский должен быть таков, что встал, то и готов». Обмундирование армии было упрощено и состояло из широких мундира и штанов, засунутых в высокие сапоги, треуголка была заменена для солдат каской с продольным гребнем, хорошо защищавшей голову от сабельного удара, но не спасавшей от холода.

Кавалергард в парадной форме (1793 г.)

Рядовой и обер-офицер пехотного полка в форме 1786-1796 гг.

Но в кавалерии и особенно в гвардии форма обмундирования осталась по-прежнему блестящая и неудобная, хотя сложные прически и лосины исчезли из обыкновенной формы обмундирования войск.

Эпоха Павла I

Павел I провёл собственную реформу армии, т.к. страдала дисциплина в полках, звания раздавались незаслуженно (дворянские дети уже с рождения были приписаны в какой-то чин, к тому или иному полку. Многие же, имея чин и получая жалование, не служили вообще). Павел I решил последовать Петру Великому и взять за основу модель современной европейской армии (прусской), видя в ней образец дисциплинированности и совершенства. Военная реформа не была остановлена и после смерти Павла.

С. Щукин «Портрет императора Павла I в парадном мундире и треуголке»

Форма обмундирования состояла из широкого и длинного мундира с фалдами и отложным воротником, узких и коротких штанов, лакированных башмаков, чулок с подвязками и сапоговидных штиблет и небольшой треугольной шляпы. Полки отличались цветом воротников и обшлагов, но без всякой системы, трудно запоминались и плохо различались.

Прически снова получают важное значение – солдаты пудрят волосы и заплетают их в косы уставной длины с бантом на конце; прическа была так сложна, что в войсках заведены были парикмахеры.

Соблюдение формы обмундирования было обязательно, даже под страхом ссылки в Сибирь. Это вызвало резкую критику со стороны Суворова, который говорил: «Нет вшивее пруссаков; в шильотгаузе и возле будки не пройдешь без заразы, а головной их убор вонью подарит вам обморок. Мы от гадости (паразитов) были чисты, а ныне они первою докукою стали солдат. Стиблеты гной ногам». Он сам сочинил и четверостишие:

Пудра – не порох,

Букли – не пушки,

Я не пруссак, а природный русак!

Гренадерка Павловского полка

Гренадеры носили высокие конусообразные шапки (гренадерки) с большим металлическим щитом спереди; шапки эти, как парадный головной убор, сохранились в лейб-гвардии Павловском полку.

По свидетельству очевидцев, солдаты в походе мучились больше всего от лакированных башмаков и узких штанов, натиравших ноги.

Эпоха Александра I

Император Александр I был сторонником пышной военной формы, которая стала ещё более неудобной. Павловская форма в 1802 г. была заменена новой. Были уничтожены парики, сапоговидные штиблеты и туфли были заменены штиблетами на брючных застёжках; мундиры значительно укорочены, сужены и получили вид в роде фраков (фалды на мундирах были оставлены, но у солдат они были короткие); введены стоячие твердые воротники и плечевые погоны и эполеты; воротники офицеров украшались шитьем или петлицами и вообще были цветные; по их цветам различались полки. На смену лёгким и удобным треуголкам пришли новые головные уборы, высокие, тяжелые и весьма неудобные; они носили общее название киверов, при этом ремешки на киверах и воротник тёрли шею.

Читайте также:  Одежда от фирмы лаурель

Ки́вер – военный головной убор цилиндрической формы, с плоским верхом, с козырьком, часто с украшением в виде султана. Был распространён во многих европейских армиях начала XIX века.

Высшему командному составу было приписано носить популярные тогда двууголки огромных размеров с перьями и окантовкой. Зимой в двууголке было тепло, но летом очень жарко, поэтому также стала популярна в тёплое время года фуражка-бескозырка.

С. Щукин «Александр I в форме Лейб-гвардии Преображенского полка»

Погоны были введены сначала только в пехоте (красного цвета), затем число цветов было доведено до пяти (красный, синий, белый, тёмно-зелёный и жёлтый, по порядку полков дивизии); офицерские погоны обшивались галуном, а в 1807 г. были заменены эполетами.

Д. Доу «Портрет генерала Петра Багратиона с эполетами»

Эполе́ты – наплечные знаки различия воинского звания на военной форме. Были распространены в армиях европейских стран в XVIII-XIX вв., особенно в период наполеоновских войн. К середине XX века практически вышли из обращения.

Впоследствии эполеты были даны и нижним чинам некоторых кавалерийских частей.

Павловские плащи были заменены узкими шинелями со стоячими, не закрывающими ушей воротниками. В состав снаряжения входила масса ремней, которую было затруднительно содержать в исправности. Форма обмундирования была сложна и тяжела в носке.

Со дня вступления на престол Александра I и по 1815 г. офицерам было разрешено вне службы носить партикулярное платье; но по окончании заграничного похода вследствие брожения в армии это право было отменено.

Штаб-офицер и обер-офицер гренадерского полка (1815 г.)

Эпоха Николая I

При Николае I мундиры и шинели сначала были по-прежнему очень узкие, особенно в кавалерии – офицерам приходилось даже носить корсеты; под шинели нельзя было ничего поддеть. Воротники мундира застёгивались наглухо и сильно подпирали голову. Кивера были слишком высокими, во время парадов они украшались султанами, так что весь головной убор был высотой около 73,3 см.

Шаровары (зимой суконные, а летом полотняные) носились поверх сапог; под ними надевались штиблеты на пяти, шести пуговицах, так как сапоги были совсем короткими. Амуниция из белых и чёрных лакированных ремней требовала постоянной чистки. Громадным облегчением было разрешение носить вначале вне строя, а затем и в походе фуражки, схожие с нынешними. Разнообразие форм было велико.

Обер-офицер лейб-гвардии Волынского полка (1830 г.)

Только с 1832 г. начинаются упрощения в форме обмундирования: в 1844 г. тяжёлые и неудобные кивера заменили высокими касками с острым навершием, офицеры и генералы стали носить фуражки с козырьками; войска были снабжены рукавицами и наушниками. С 1832 г. офицерам всех родов оружия разрешено носить усы, а офицерским лошадям не подстригать хвостов и не подрезать репицы.

Унтер-офицер лабораторных рот (1826-1828) – фуражка с козырьком

В последние годы правления Николая форма приобрела вместо французского прусский покрой: для офицеров и генералов были введены парадные каски с конскими хвостами, мундиры для гвардии шились из тёмно-синего или чёрного сукна, фалды на армейских мундирах стали короткими, а на белые брюки при парадных и торжественных случаях стали нашивать красные лампасы, как в прусской армии.

В 1843 г. на солдатских погонах были введены поперечные нашивки – лычки, по которым различались звания.

В 1854 г. погоны были введены также и для офицеров. С этого времени началось постепенное вытеснение эполет погонами.

Эпоха Александра II

И. Тюрин «Александр II в форме лейб-гвардии Преображенского полка»

Удобную форму обмундирования войска получили только в царствование императора Александра II. Она имела красивый и эффектный вид и была в то же время просторна и допускала в холодное время поддевание утепления. В феврале 1856 г. фракоподобные мундиры были заменены мундирами с полной юбкой. Кавалерия сохранила блестящие мундиры и их цвета, но покрой был сделан более удобным. Все получили просторные шинели с отложным, закрывавшим уши воротником с матерчатыми петлицами; воротники мундиров были понижены и уширены.

Армейский мундир был сначала двубортным, затем однобортным. Шаровары носились в сапоги лишь в походе, потом у нижних чинов всегда; летом шаровары были полотняные.

Рядовой и адъютант лейб-гвардии Литовского полка (в повседневной и парадной формах), 1862 г.

Красивые, но неудобные каски остались только у кирасир и в гвардии, имевшей, кроме того, фуражки без козырьков. Парадный и обыкновенный убор составляло кепи. Уланы продолжали носить кивера с ромбовидным верхом.

Был введён удобный и практичный башлык, помогавший солдату в зимнее время. Ранцы и сумки были облегчены, число и ширина ремней для их носки уменьшены, солдатская ноша облегчена.

Эпоха Александра III

И. Крамской «Портрет Александра III»

К началу 70-х годов XIX в. стрижка волос требовалась короткая. Форма обмундирования этой эпохи была достаточно удобной. Император стремился к национализации военной формы. Только гвардейская кавалерия сохранила свою прежнюю богатую одежду. В основу нового обмундирования были положены единообразие и удобство носки и пригонки. Головной убор как в гвардии, так и в армии состоял из невысокой, круглой барашковой шапки с суконным дном; шапка украшена в гвардии Андреевской звездой, в армии – гербом.

Казак Уральского казачьего войска, обер-офицер лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка и генерал-адъютант казачьих войск (1883)

Мундир со стоячим воротником в армии с прямой спиной и бортом без всяких кантов застегивался на крючки, которые можно свободно перешивать, уширяя или суживая мундир. Гвардейский мундир имел косой борт с кантом, цветной высокий воротник и такие же обшлага; мундир кавалерии с преобразованием её исключительно в драгунские полки (кроме гвардии) стал похож на мундир пехоты, только несколько короче.

Барашковая парадная шапка

Барашковая парадная шапка напоминала древнюю боярку. Широкие, заправленные в высокие сапоги шаровары. В армии шинели застёгивались на крючки, чтобы в солнечную погоду блестящий предмет не обратил внимание неприятеля и не вызвал огонь. По этой же причине были отменены султаны и каски с блестящими гербами. В гвардии шинели застёгивались на пуговицы. В пехоте и других родах оружия введены кепи с околышами, отличие одного полка от другого было основано на комбинации цветов погон и околышей. Дивизия от дивизии отличалась номерами на погонах.

В. Верещагин «Офицер линейного батальона в белом кителе и красных шароварах»

Александр II ввёл для носки в жаркую погоду кители и полотняные рубахи, а Александр III позаботился о том, чтоб форма солдата напоминала крестьянскую одежду. В 1879 г. для солдат была введена гимнастёрка со стоячим воротником, как у рубашки-косоворотки.

Эпоха Николая II

Г. Манизер «Портрет Императора Николая II в мундире 4-го стрелкового Императорской фамилии лейб-гвардии полка со знаком Ордена Святого Владимира IV степени»

Император Николай II почти не изменил формы обмундирования. Были только постепенно восстановлены форма гвардейских кавалерийских полков эпохи Александра II. Офицерам всей армии была дана галунная (вместо простой кожаной, введенной Александром III) плечевая портупея.

А. Першаков «Портрет П.С. Ванновского» (видна портупея)

Для войск южных округов парадный головной убор был признан слишком тяжелым и заменен обыкновенной фуражкой, к которой прикрепляется маленький металлический герб.

Наиболее существенные изменения последовали только в армейской кавалерии. Скромный мундир без пуговиц в начале царствования Николая II был заменен более красивым двубортным, шитым в талию и с цветным кантом по борту мундиром. Для гвардейских полков был введён кивер.

В каждой кавалерийской дивизии полкам даны одинаковые цвета: первому красный, второму синий, третьему белый. Прежние цвета остались только в тех полках, для которых с цветом их было связано какое-либо историческое воспоминание.

Парадная фуражка эпохи Николая II

Были изменены и фуражки: цветными стали делать не околыши, а тульи, чтобы цвет полка был виден на большом расстоянии, и всем нижним чинам даны козырьки.

В 1907 г. по итогам Русско-японской войны в русской армии введен в качестве летней формы однобортный китель защитного цвета с воротником-стойкой на крючках, с застежкой на пять пуговиц, с карманами на груди и на боках (так называемый «американский» покрой). Белый китель прежнего образца вышел из употребления.

Китель русской армии эпохи Николая II

В авиации накануне войны был принят в качестве рабочей одежды синий китель.

Источник