Меню

Воины племени саков надевали одежду какого цвета



Одежда саков,найденная в Казахстане и Алтае

Одежда, наборный пояс и обувь Иссыкского кургана. Ввиду хорошей сохранности в первоначальном положении предметов украшения форма одежды, порядок размещения бляшек на ней устанавливаются легко. Погребенный был одет в короткий кожаный кафтан без отложного ворота и лацканов. Судя по сохранившимся кусочкам кожи, она была окрашена в коричневый или красный цвет. По хорошей сохранности первоначального положения блях с горизонтальными и вертикальными планками устанавливается, что кафтан запахивался налево и не доходил до колен. Если понять размер, кафтана из иссыкского кургана , примерно 46-48, то в кургане была захоронена женщина.

Изображение на вазе мужчины-скифа,запах кафтана-слева направо . Мужской, женщины и сейчас носят одежду,которая застегивается или запахивается справа налево.

Однако известна находка остатков короткого кафтана (длиной 90 см) из второго Пазырыкского кургана . Пазырыкский кафтан сшит из собольего меха. Его наружная сторона выделена, как замша. Кафтан украшен по спине и подолу кожаными аппликациями с закрепленными на них золотыми бляшками. Известны другие находки остатков верхней одежды из меха и тонкого белого войлока, происходящие из других Пазырыкских и Катандинского курганов. На всех изображениях кафтаны облегающие, с узкими рукавами, но удлиненные, доходящие до колен или немного ниже. Этим они отличаются от иссыкского короткого кафтана, не закрывающего колен.

Наряд дополняла и нательная рубаашка, одна из подобных была найдена Руденко во втором Пазарыкском кургане.

Одежду иссыкского сака-женщины дополняли штаны, также украшенные бляшками. В первоначальном положении сохранились мелкие прямоугольной формы узкие золотые бляшки, нашитые в виде продольного канта по линии внешних и внутренних швов штанин. Такие же бляшки украшали пояс штанов. По-видимому, штаны были сшиты из плотной ткани, возможно, из кожи, об этом говорит четкая сплошная линия расположения бляшек, сохранившихся в том положении, в каком они были нашиты на штаны. По расстоянию между внешней и внутренней полосами бляшек устанавливается ширина штанины. Она была равна 20-25 см . Поверх кафтана находился наборный пояс. Парадный пояс , украшенный шестнадцатью золотыми бляхами-накладками, был тяжелый и массивный.

Обувь,найденная в Пазырыкских курганах ,ярка и нарядна, фото вверху. Даже подошва украшена, но, вероятно, это была лишь ритуальная обувь,не предназнаяченная для постоянного ношения.

Источник

Общественный строй саков и их расселение

Согласно археологическим и письменным источникам, саки на всей территории Казахстана расселялись в VII–IV вв. до н. э., и в этот период происходит их объединение в крупные племенные союзы. Древнегреческий историк Геродот называет саков «азиатскими скифами». Саками их назвали персы. Этноним «саки» в древнеперсидских источниках означает «могучие мужи». Иранские источники называют саков «турами на быстрых конях». «Самыми искусными стрелками, не пускающими стрел наудачу» называет их греческий автор, живший во II веке до н.э. Сведения о саках содержатся в книге древних иранцев «Авесте». Саки делились на три группы:

  1. Саки-тиграхауда («носящие остроконечные шапки»);
  2. Саки-парадарайа («заморские саки»);
  3. Саки-хаумаварга («изготавливали хаому»).

Основная территория расселения саков-тиграхауда (носивших остроконечные шапки, достигавшие в высоту 70 см) – Семиречье (Жетысу). Территория расселения саков-парадарайа («заморские» саки) –Приаралье. Саки-хаомаварга (изготавливающие напиток «хаома») жили в районе реки Мургаб. Напиток хаома использовался жрецами для проведения обрядов и религиозных праздников. Территория аргиппев – Юго-Восточное Приуралье. Территория расселения саков-аримаспов («стерегущие золото грифов») – Северо-Восточный Казахстан. Исседоны расселялись на территории Центрального Казахстана. В южных районах Казахстана жили массагеты и дай (дахи). Типом общественного устройства саков была военная демократия. Во главе племенного союза стоял царь, которого избирали на совете вождей племен. Племенами управляли вожди, избиравшиеся всеми членами племени. Важные государственные дела обсуждались на народном собрании.

Сакское общество состояло из трех социальных групп, каждая из которых имела свой цвет одежды: воины – красный, жрецы – белый, общинники (скотоводы и земледельцы) – желтый и синий. Рабство носило патриархальный характер, рабы в основном использовались в домашнем хозяйстве. Женщины пользовались равными правами с мужчинами. Известны имена сакских цариц Тамирис и Зарины. Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве.

Древнегреческий историк Геродот называл саков

У женщин в сакском обществе были

Ратайшами у саков называли

Царица саков в период войны с царем Киром

В районе современного Ташкента, в Северном Кыргызстане, Южном Казахстане и Жетысу жили

Воины племени саков надевали одежду

Даи, аргиппеи, исседоны, массагеты населяли земли

Жертвенные чаши и особые головные уборы являются отличительными атрибутами

Древнегреческий писатель, который говорил: «Женщины саков сильны, во время войн помогают своим мужьям, вступая вместе с ними в битву»

На сколько социальных групп делилось сакское общество?

Племя (племена) саков, населявшее (населявшие) земли северо-восточнее Арала

Источник

Первоначальные сведения о саках

VIII — VII вв. до н. э. для племен, населявших территорию Казахстана, были временем, когда началась эпоха открытия и широкого использования железа. Разные области не одновременно подошли к этому этапу. Там, где были богатые месторождения меди и олова, железо на первых порах с трудом пробивало себе дорогу. К таким районам можно отнести Казахстан, Южную Си­бирь, до высокого уровня развивших бронзолитейное искусство и делавших первые шаги по освоению железа.

В исторической литературе по отношению к этой эпохе применяются термины «раннежелезный век», «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха». К этнокультурному ареалу саков относились многие племена.

В I тыс. до н.э. обширную территорию от Семиречья и Восточного Туркестана до Причерноморья, от Алтайских гор до Хорезма заселяли многочисленные племена, носившие общее название «саки».

По древним источникам, в Греции, Римской империи, Персии, Египте, Индии хорошо знали кочевников.

Ученым известны две группы древних текстов, содержащих сведения о саках. Это клинописные наскальные надписи персидских царей и сочинения греко-римских авторов Бехистунская надпись» ). В текстах, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса, упоминаются названия племен Казахстана , иранцы их называют «сак» . Много полезных сведений можно извлечь из священной книги древних иранцев – «Авесты».

Читайте также:  Зеркальная одежда это какая

В Европе ранние кочевники были известны под названием скифов. Среди источни­ков на греческом и латинском языках можно вы­делить сочинения Геродота, Страбона, Птолемея. «Отец истории» Геродот пишет о саках как о скифах.

Эти источники, подкрепленные археологическими данными, по­казали, что основную часть территории Казахстана в VII — IV вв. до н. э. занимало могущественное племя саков. Саки расселились на территории Южного, Восточного и Центрального Казахстана. Кроме них, существовало много других больших и малых племен. Они тоже участвовали в социально-политических и культурных событиях того времени. Однако территория расселения и конкретная история большинства из них неясны. Письменные сведения отрывочны и носят общий характер, археологический материал невелик.

Саки были великолепными наездниками и стрелками из лука. Греческий писатель II в. до н. э. называет их «самыми искусными из всех стрелков в мире, не пускающих стрел на удачу».

Одно из многочисленных сакских племен – массагетов, живу­щих на востоке, по ту сторону Сырдарьи, описывает греческий историк Геродот (V в. до н.э.) : «…По одежде и образу жизни они похожи на скифов. Сражаются верхом на лошадях и пешие. Знают и оба способа войны: сражаются они луками и копьями, вооружены обычно и секирами…».

Племенные союзы саков отражены не только в письменных источниках, но и в археологических, этнографических и этноархеологических источниках. Памятники сакского времени представлены также курга­нами, могильниками. К памятникам рубежа VII — VI вв. до н. э. отно­сятся находки Чиликтинской долины. В 1960 г. под руководством профессора С. С. Черникова произведены раскопки кургана в Чиликтинской долине. Курган находился в 100 км южнее озера Зайсан между хребтами Манрак и Тарбагатай, на высоте 1300-1500 м от уровня моря. Находок было много: бронзовые наконеч­ники стрел (13 экземпляров) и остатки колчана; бляшки в виде летящих оленей, украшавшие колчан, сделанные из золотого листа (размер оле­ней в среднем 7×4 см); золотые бляшки в виде орлов (9 экземпляров), на которых изображена голова орла с сильно загнутым клювом; бляшки с изображением пантеры (29 экземпляров), каба­нов (5 экземпляров), сделанных из золотой фольги. Найдены также бляшки с изображением рыбы, птиц.

Широко известны за­мечательные открытия казахстанских археологов во главе с ученым Акишевым А.К., которым при раскопке Иссыкского кур­гана близ г. Алматы в 1968-1970 гг. удалось обнаружить останки знатного сака – «Золотого человека». «Золотой человек» относится к памятникам V в. до н. э.

Расселение сакских племен

Саки-тиграхауда, парадарайя, хаомаварга.

В надписи персидского царя Дария I (521-486 гг. до н. э.) упоминаются 3 группы сакских племен: саки-хаомоварга (изготов­ляющие напиток хаому), саки-тарадарая или парадарая (заречные саки), саки-тиграхауда (носящие остроконечную шапку).

Саков-парадарайя древнегреческие авторы называли массагетами и яксартами. В состав союзов племен саков-па­радарая входили племена: дай и каспий. Саки-парадарайя жили по северо-восточ­ным берегам Каспийского моря, к югу и юго-востоку от Аральского моря, занимая правобережье Амударьи и низовья Амударьи и Сырдарьи, т. е. на территории Западного и отчасти Южного Казахстана.

Семиречье было центром обитания саков-тиграхауда. На северо-востоке их территория доходила до Алтайских гор, на севере – до озера Балхаш и реки Чу, на западе – до правобережья реки Талас. В состав союза племен саков-тиграхауда входили исседоны, обитавшие в долинах реки Чу, на востоке – до Тарбагатая.

Саки-тиграхауда расселялись в районе современ­ного Ташкента, в Северном Кыргызстане, Южном Казахстане и Жетысу. Последнее является местом наибольшего скопления саков с «остроконечными шапками». Это древнее прозвище саков сохранялось до недавнего времени, что отразилось в том, что каза­хи называли себя «казахи с высокими колпаками».

В степях Западного Казахстана, вплоть до р. Эмбы на востоке и верховьев р. Урала (Жайыка) на севере, жили савроматы или сарматы.

Сакские племена, населявшие земли северо-вос­точнее Арала (Центральный Казахстан), получили название даи, аргиппеи, исседоны. Эти племена кочевали в Южном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане.

Общественное устройство саков

В раннем железном веке усилилось общественное и имуще­ственное неравенство. Свидетельством этому служат археологические и письменные сведения. Различия между громадными некрополями сакской знати и рядовыми погребениями наглядно убеждают в далеко зашедшей имущественной дифференциации общества. Оно охватило всё население.

У кочевников род с настоящими кровнородственными отношениями постепенно уступал место общине, формировавшейся благодаря фиктивным схемам родства. В процессе формирования «нового» рода преобладали экономические интересы. Это было общим явлением для всей Евразии. Такой переход от первобытности к государственности и получил название «военной демократии».

Сакские вожди превратились в могущественных правителей, они обладали большой властью, решали воп­росы войны и мира, заключали союзы, отправля­ли послов, возглавляли войска. Власть вождей пе­редавалась по наследству их сыновьям.

Основную массу населения составляли рядовые общинники – скотоводы. Велика была роль народ­ного собрания, т.е. собрания всех взрослых муж­чин и женщин племени, которое имело влияние на вождей. Это было время распада первобытного строя и формирования военной демократии.

Во главе племенного союза стоял царь. Царя избирали военным советом вождей племен. Власть царя заключалась в том, что он:

а) распределял между племенами пастбища и другие земельные угодья для перекочевки;

б) устанавливал порядок использования этих земель;

в) следил, чтобы не было вооруженных столкновений между племенами и родами;

г) руководил объединенными войсками во время военных походов.

Кроме того, вождь осуществлял руководящие полномочия, решал споры между родами и племенами, регулиро­вал отношения внутри рода, а также с другими рода­ми и племенами. Также вождь следил за обеспечен­ностью членов рода, племени продуктами и оружи­ем, от имени племени вел переговоры.

Племенами управляли военные вожди. Вождь избирался всеми членами племени. Полномочия племенного вождя:

а) управлял своим племенем;

б) заботился об обеспечении его вооружением и продовольствием;

в) от имени племени вел переговоры о войне или перемирии.

Сакское общество в основном состояло из трех групп – воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев . Воины назывались на индоиранском языке «ратай-ши», т.е. «колесничие». Отличительными атрибута­ми жрецов были жертвенные чаши и особые голов­ные уборы. Среди скотоводов и земледельцев были и такие, которые назывались «восьминогие». Так называли тех, кто пахал землю плугом с помощью запряженных в них двух быков.

Читайте также:  Одежда для собак породы лабрадор

Сакские воины носили одежду красного и желто-красного цветов, жрецы надевали одежду белого цве­та, а скотоводы и земледельцы носили одежду желто­го или синего цветов.

Существовало в сакском обществе и рабство, которое носило патриархальный характер. Источником рабства были пленники. В основном пленников-рабов использовали в домашнем хозяйстве.

Хозяйство и быт саков

Скотоводство – основной вид хозяйства саков. Многочисленные источники называют саков скотоводами. Они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Питались они мясом домашних животных, рыбой, которую им доставляли реки, молочными продуктами.

Древние авторы несколько односторонне определяют жизнь саков, говоря о них: «Не земледельцы они, а кочевники». Исследования казахстанских археологов по­следних лет показали, что форма хозяйства саков во многом определялась природными условиями, близостью к городским цен­трам, торговым путям и представляла смешанный тип хозяйства и смешанный образ жизни: оседло-кочевой.

Скотоводство у саков имело множество вариантов: от кочевого до пастушеского (отгонного). В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство, для которого были характерны длительные перекочевки с летних на зимние пастбища. Весь год кочевники со своими стадами и имуществом проводили в степях, пустынях и полупустынях. Мужчины ехали на лошадях, женщины и дети, старики – в повозках, крытых войлоком. Зиму они проводили на зимовках, расположенных в песках, где ветер сдувал снег и обнажал землю с высохшей травой, либо по берегам рек и озер, в местах, где сохранялся подножный корм для скота. Зимние стоянки не были долговремен­ными.

Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца и верблюд, наиболее приспособленные для дальних кочевок.

Полукочевой вид скотоводства требовал наличия постоянных зимних и летних стоянок. На зимних строились жилища – зем­лянки и полуземлянки. Часть населения оставалась на этих сто­янках и летом, занималась хлебопашеством, косила травы, заготавливая припасы на зиму. Полукочевое скотоводство было распространено в степных просторах и высокогорных местностях в Восточном Казахстане, Семиречье, ряде районов Центрального и Западного Казахстана, у подножия Тянь-Шаня и Алтайских гор.

Третий вид скотоводства – оседлое. При нем большая часть населения вела оседлый образ жизни и занималась земледелием, а другая вместе со скотом откочевывала на летние и зимние пастбища. Было распространено оно на юге Казахстана, в долинах Сырдарьи, Чу, где имелись естественные водные ресурсы и богатые пастбища и луга. Здесь преобладало поливное земле­делие, а в стадах было много крупного рогатого скота.

Коневодство было одним из важнейших направлений скотовод­ства саков. По костным материалам из раскопок в Центральном Казахстане установлены два вида лошадей. Первый – низкорослая толстоногая, с массивной головой и туловищем лошадь и второй – рослая, стройная, которую использовали под седло вооруженные всадники. Наиболее крупные, резвые лошади принадлежали вождям и знат­ным воинам. Лучшие строевые кони ценились кочевниками очень высоко, они же, в случае смерти хозяина, сопровождали его в «потусторонний мир».

Важную роль в скотоводстве играло овцеводство. Бараны давали мясо, шерсть и шкуры. Были распространены крупные животные, близ­кие современной породе курдючных овец. Они были стойки к суровым условиям, неутомимы в больших перегонах, способны к тебенёвке, довольствовались скудными пастбищами, быстро наби­рали вес.

В степных и полустепных районах Западного и Южного Ка­захстана у саков было развито верблюдоводство. Верблюд исполь­зовался как верховое и вьючное животное. Он давал шерсть, мясо и молоко. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круг­лый год оставались под открытым небом.

Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот, потому что коровы, в отличие от лошадей и овец, не могли круглый год обходиться подножным кормом. Кочевникам удалось вывести породу коров, приспособленную к кочевой жизни. Породу отличала сравнительно низкая продуктивность, малый вес, неприхотливость в пище и густой шерстяной покров, спасающий от холода.

У большинства сакских племен скотоводство сочеталось с зем­леделием. Саки выращивали просо, ячмень, пшеницу. На юге, в долине Сырдарьи, рядом с сакскими поселениями Чирик-рабат, Бабиш-мулла найдены древние поля, которые орошались с помощью каналов. Саки-земледельцы строили себе глинобитные дома, а там, где было много леса — деревянные.

Со временем у оседлого сакского населения появились не только селения, но и города, в которых процветали ремесла и торговля.

Ремесла и торговля

Высокого уровня развития у сакских племён достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей ме­талла и его обработкой. Продолжали использоваться месторожде­ния железа, меди, олова, свинца, золота и серебра, разработки которых были начаты еще в эпоху бронзы.

Из бронзы сакские мастера отливали кинжалы, наконечники стрел и копий, предметы конской упряжи, украшения, зеркала, а также котлы и жертвенники, многие из которых являются произ­ведениями искусства. Для отливки изделий использовали формы, сделанные из камня, глины.

Саки совершенствовали обработку железа и производства же­лезных изделий. Из железа путем ковки изготавливались ножи, кинжалы, мечи, доспехи.

Раскопки Чиликтинского кургана в Восточном Казахстане дали много интересных находок. Найдены 13 бронзовых наконечников стрел, сделанные со втулками, в которых сохранились кусочки древков. Обнаружены останки колчана, сделанного из шкуры оленя или лошади, сшитой сухожилиями. Колчан был украшен золотыми бляшками в виде оленей, изображенных с поджаты­ми к брюху ногами и закинутыми на спину рогами. Уши и глаза оленей ук­рашены бирюзой.

Ранние кочевники широко пользова­лись деревянной и кожаной посудой. Параллельно развивался и гончарный промысел. Наибольшее количество глиняной посуды производилось в Семиречье и Западном Казахстане.

В отличие от андроновской посуды, сакская керамика – небольших разме­ров, округлых, шаровидных форм. Особенно распространены были низкие чаши типа кесе, приземистые кружки с петлеобразной ручкой, шаровидные сосуды с короткой и узкой горловиной, гор­шки с носиком и петлеобразной ручкой. Вся посуда изготовлялась вручную.

Наиболее часто в кладах на территории Се­миречья, в Илийской долине и Прииссыккулье археологи находят медные и бронзо­вые котлы и жертвенники. Большинство сакских котлов отличалось внушительными размерами, имело сферическую форму, на сфери­ческом поддоне или на ножках, которые зачастую оформлялись в виде ног животных, с петлевидными ручками. Отливались котлы в глиняных формах технологически сложным способом, заключавшимся в изготовлении восковой модели, которую обмазывали глиной. После подсыхания глины форма нагревалась и место растопившегося воска занимал вливаемый металл.

Читайте также:  Белорусская одежда теза инстаграм

Жертвенники были различными. В Южном Казахстане часто встречались художественно оформленные бронзовые жертвенники, а в Центральном и Восточном Казахстане жертвенные блюда делались из камня.

Один из найденных жертвенников представляет бронзовый поднос в форме столика с бортиком на ножках. На дне подноса укреплены объемные фигурки человека и лошади. Человек изображен сидя­щим с поджатыми ногами. Левой рукой он опирается на бедро, а в правой держит цилиндрический сосуд без дна, куда вставляется фитиль. Человек одет в короткую куртку, перетянутую на талии широким ремнем, в узкие штаны, обут в мягкую кожаную обувь. На голове колпак в виде шлема. Лошадь низкорослая, с большой головой и отвислым брюхом. На холке пучок волос, а хвост завязан узлом.

Уникальный жертвенник найден на территории Алматы, на месте бывшего святилища. На конусовидной подставке находится круглое блюдо, украшенное по краю 15 фигурками быков-зебу. На блюде укреплена фигурка конного мужчины, повернутого впо­лоборота к быкам и стреляющего в них из лука. Рядом укреплена вертикальная трубочка для фитиля.

В I тысячелетии до н. э. в Евразии между странами Запада и Востока, Средиземноморья и Китаем шла достаточно оживленная торговля. Существовали отдельные участки Великого шелкового пути: «лазуритовый», «нефритовый». Лазурит, добываемый на Памире, вывозился в Иран и Месопотамию, а нефрит – из Кашгарии в Китай.

Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы и Востока. В середине I тысячелетия до н. э. стал функционировать «степной путь». По этому пути в степную зону доставлялись необходимые товары. Начинаясь в большой излучине р. Хуанхэ, путь пересекал восточные и северные отроги Алтая, степи Казахстана и Причерноморья, достигал земель греков и этруссков. По этому пути к сакам попадали китайский шелк, иранские ковры.

Имела место и внутренняя торговля. Прослеживались тесные связи Восточного Казахстана с районами Семиречья.

Таким образом, в I тыс. до н.э. обширную территорию от Семиречья и Восточного Туркестана до Причерноморья, от Алтайских гор до Хорезма заселяли многочисленные племена, носившие общее название «сак». Сакские племена – племена с богатейшей культурой, археологическими памятниками, дали миру не только изобретения кочевников и «звериные стиль» в искусстве, но и сформировали такие ценности, переданные ими следующим народам, жившим на территории Казахстана: независимость, свобода, миролюбие, гостеприимство.

До сих пор элементы сакской культуры являются символами Казахстана. Сокровища Иссыкского кургана, в том числе точная копия «Золотого человека», экспонировались в Казахском музее археологии, находящемся в Алма ты, а теперь находятся в Государственном музее золота и драгоценных металлов Республики Казахстан в г. Астан е.

«Золотой человек» на крылатом барсе стал одним из национальных символов Казахстана . Копии сакского воина установлены во многих городах Казахстана, одна из них венчает монумент Независимости на главной площади Алматы . На штандарте президента Казахстана также изображена фигура юного вождя эпохи саков на крылатом барсе.

Глоссарий

Геродот – древнегреческий историк, «Отец истории», годы жизни (около 484 до н.э. — 425 до н.э).

Бехистунская надпись – трехъязычный ( древнеперсидский , эламский и вавилонский ) клинописный текст на скале Бехистун (Бисутун), юго-западнее Экбатан между Керманшахом и Хамаданом в Иране , высеченный по приказу царя Дария I о событиях 523 – 521 гг. до н. э. Самая важная по значению из надписей ахеменидских царей и один из крупнейших эпиграфических памятников. Прочтен (в основном) в 30 – 40-х гг. XIX века английским ученым Г. К. Роулинсоном , что положило начало дешифровке клинописного письма многих народов древнего Востока .

Катафрактарий – тяжёлый кавалерист . Название «катафрактарий» происходит от греческого определения доспеха тяжеловооружённого всадника – «катафракта».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Упоминания массагетов у Геродота

«…Эти массагеты, как говорят, многочисленное и храброе племя. Живут они на востоке по направлению к восходу солнца за рекой Араксом напротив исседонов. Иные считают их также скифским племенем.

Массагеты носят одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем строю (и так и этак). Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них все вещи. Но все металлические части копий, стрел и боевых секир они изготовляют из меди, а головные уборы, пояса и перевязи украшают золотом. Так же и коням они надевают медные панцири, как нагрудники. Уздечки же, удила и нащечники инкрустируют золотом. Железа и серебра у них совсем нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии.

Хлеба массагеты не сеют, но живут скотоводством и рыбной ловлей (в реке Аракс чрезвычайное обилие рыбы), а также пьют молоко. Единственный бог, которого они почитают, это солнце. Солнцу они приносят в жертву коней, полагая смысл этого жертвоприношения в том, что самому быстрому богу нужно приносить в жертву самое быстрое существо на свете…»

Согласно Геродоту, саки обитали на правобережье Сырдарьи в Приаралье. Вот как он описывал их:

«…Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны , плотные, так что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были сакскими луками и кинжалами. Кроме того, у них были ещё сарагисы — боевые секиры …».

Используемая литература и источники

1. Артыкбаев Ж.О. История Казахстана. –Астана, 2004.

2. Акишев К. А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. – М.

3. Акишев А. К. Костюм «Золотого человека» и проблема катафрактария; Акишев К. А., Акишев А. К. Происхождение и семантика Иссыкского головного убора // Археологические исследования в Казахстане. Алма-Ата, 1979.

4. История Древнего Востока. Кн. 2.- М., 2004.

5. Страбон . География, XI 9.1.

7. Геродот . История. I 153; III 93; VI 113; VII 9, 64, 96, 184; VIII 113; IX 31, 71, 113.

Источник