Меню

Водитель пожарного автомобиля одевает боевую одежду пожарного



Боевая одежда пожарного (БОП): назначение, ТТХ, укладка, надевание и отработка норматива

Боевая одежда пожарных – одежда, обеспечивает необходимый уровень безопасности и работоспособность личного состава, предназначенная для защиты тела человека от опасных и вредных факторов окружающей среды, возникающих при тушении пожаров и проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, а также защиту от механических воздействий и от неблагоприятных климатических воздействий.

Пожарный – это очень опасная профессия, которая требует постоянного риска.

Чтобы сохранить здоровье пожарного, насколько это возможно, используется боевая одежда пожарного, представляющая защитный многослойный комплекс созданный для защиты от огня и прочих негативных факторов.

Более подробно о профессии пожарного (о требованиях к здоровью, подготовке и обязанностях) читайте в материале по ссылке >>>

Общие сведения

Говоря об истории создания боевой одежды, необходимо упомянуть о том, что в советском союзе, а также в других государствах, производили БОП из шерсти и хлопчатобумажной ткани, которую пропитывали антипиреновыми составами. Термостойкость такого продукта оставляла желать лучшего, а пропитанный состав со временем терял свои качества.

В дальнейшем, качество защитной одежды росло, ее стали производить из вискозно-полиэфирной ткани. Современные аналоги многократно превосходят прежние модификации и классифицируются в зависимости от задач, которые нужно выполнить.

Многослойный костюм пожарного состоит из нескольких слоев, которые защищают тело пожарного от агрессивных жидкостей, воды, контакта с огнем и теплового воздействия. Есть и снаряжение, которое должно быть подобрано индивидуально.

Бывает и так, что огнестойкая одежда выполняется под заказ, так как не подходит по физиологии.

Имеется водонепроницаемый слой, который защищает от проникновения под одежду агрессивных жидкостей и воды. Прокладка для теплоизоляции включает в себя материалы, имеющие не высокую теплопроводимость. Данный слой защищает пожарного от нежелательного контакта с огнем и другими негативными воздействиями.

Боевая одежда пожарного БОП – это также наличие высокопрочной пластмассовой и металлической фурнитуры (застежки, крепления).

«Боевку» можно разделить в зависимости от защитных качеств:

  1. Защищает от негативных механических и физических воздействий;
  2. Применение в определенных климатических условиях по ГОСТ 15150-69;
  3. Защита конструктивного исполнения;
  4. Против тепловых излучений;
  5. Для тушения огня.

Каждый пожарный должен иметь в своем распоряжении следующие элементы:

  1. Кобура для пожарного топора и сам топор. Крепится данный инвентарь непосредственно на поясе;
  2. Пожарный карабин. Несмотря на маленький вес и небольшие размеры, карабин способен выдержать серьезную нагрузку;
  3. Страховой пояс. Этот элемент обязательно должен присутствовать у личного состава, он необходим для страховки своего напарника и крепления карабина, топора. Данный элемент может иметь размеры: 10.5, 12 и 13.5 см;
  4. Дыхательный аппарат.

На данный момент, виды одежды пожарного создаются для обычного состава и начальников.

Требования охраны труда

При использовании БОП должны выполняться следующие требования:

  • использовать только по назначению;
  • БОП должна соответствовать росту и размеру пожарного;
  • не использовать без специальных средств защиты головы, рук и ног;
  • не использовать без теплоизоляционных подстежек;
  • БОП должна иметь соответствующий сертификат безопасности.

Описание

Боевую одежду можно разделить по степени защиты личного состава:

  1. Для работы в сложных ситуациях, с большим количеством пламени и очень высокой температурой создана боевая одежда пожарных БОП 1. Не редко используют на морских кораблях;
  2. Чтобы защитить личный состав от серьезных температур и тепловых излучений, разработана боевая одежда пожарных БОП 2. Выпускается для начальства и рядовых пожарных;
  3. Третья степень – нужна для работы при несерьезных температурах. Обычно ее используют водители пожарных машин.

Для районов с суровыми климатическими условиями БОП дополнительно оснащается утепляющими материалами. Каждый вид одежды имеет три размера.

Изготовление

К одежде пожарного предъявляются различные требования, которые должны учитывать производители. Чтобы не стеснять движения и не доставлять дискомфорт личному составу, куртка должна подбираться таким образом, чтобы ее длина не более чем на 300 мм закрывала брюки. На рукавах должны отсутствовать швы.

По правилам, вся фурнитура, размещенная на защитной одежде не должна соприкасаться с внутренней частью слоя теплоизоляции. Необходимо это для повышения теплоизоляционных качеств. Обязательным является наличие люминесцентных и флуоресцентных полосок (ширина 5 см), чтобы обозначать свое присутствие в условиях плохой видимости.

На «Боевке» имеется значительное количество накладок (на спине, рукавах, груди, внизу куртки, плечевом поясе). Есть и светоотражающая надпись «Пожарная охрана». Ее отлично видно при плохой видимости. Защитить лицо от открытого огня помогает капюшон, который собирается на специальную ленту. Размеры капюшона позволяют надевать его на каску.

На одежде имеется воротник-стойка 10 см в высоту, с внутренней стороны которого расположена специальная накладка, которая не оказывает негативного воздействия на кожу и соответствует всем необходимым требованиям. Для переноса радиостанции имеется вместительный карман на крутке, так же, как и все другие карманы, он имеет отверстия для стока воды и застежки.

Так как пожарные постоянно имеют дело с водой, то в пододежном пространстве производители защитной одежды предусмотрели специальный клапан с застежкой, предохраняющий от проникновения жидкостей.

На куртке обязательно должны быть напульсники из прочной ткани. Имеются и специальные отверстия для естественной вентиляции.

Вся конструкция современной боевой одежды создана для эффективного выполнения поставленных задач в максимально комфортных условиях.

Используемые материалы

Прогресс не стоит на месте, еще недавно для создания подобной одежды для пожарных использовали хлопчатобумажные ткани, а сегодня используют: полиэфиры, металпараарамид, полиакрилонитрил и т.п.

Все современные материалы (терлон, фенилон, аримид), используемые в защитной одежде, обладают хорошими термостойкими и огнестойкими показателями. Данную синтетику комбинируют, как с искусственными, так и натуральными тканями.

В группе пожарных и спасателей был проведен опрос на тему: Что для Вас является наиболее! важным в боевой одежде пожарного.

Участие приняли свыше 1000 человек, по результатам установлены основные предпочтения пожарных относительно БОП:

Результаты опроса про боевую одежду и параметры

Характеристики

Современная комплектация одежды имеет все необходимое, чтобы избежать неприятных ситуаций во время тушения огня и спасательных операций. Качества одежды пожарного приведены в таблице:

Параметры и уровни защиты боевой одежды

Процесс укладки

Укладка боевой одежды пожарного и его снаряжения производится в определенном месте в гараже пожарного депо на специально изготовленных столах-ящиках, в должной последовательности.

Куртку можно складывать двумя способами:

  1. Изделия складывается по боковым швам на лицевую часть, вдвое сгибается в районе талии, рукава отводятся назад;
  2. Складывается вдоль в три слоя наизнанку, в два слоя по талии спиной к верху.

Уложенная боевая одежда на стеллаже

Пояс вместе с топором и карабином укладывается в два или три слоя, пряжкой к верху.

Укладка брюк производится по швам расположенных вдоль штанин втрое, лямки прячутся между складками. Брюки располагаются сверху куртки, на них ставится каска направленной вперед эмблемой.

Обувь устанавливается внизу полок. Вся одежда (костюмы), а также снаряжение, после соответствующего сигнала «Тревога», быстро надевается, в соответствии с установленными нормами времени.

Скорость надевания

Когда звучит сигнал «Тревога» и «боевую одежду и снаряжение – надеть», пожарные повернутые лицом к комплекту одежды и снаряжения, убрав в сторону каску, производят одевание боевой одежды пожарного. Сначала вход идут штаны, находящиеся поверх куртки, их нужно брать за отвороты, попеременно на каждую ногу надевается штанина, лямки закидываются на плечи. Поверх обуви должны быть надеты брюки, поэтому их низ необходимо откатить, а затем расправить.

Теперь пожарный надевает куртку, рукава в руки и перекидывая ее через голову, накидывает на плечи. Затем руки нужно развести в сторону и опустить вниз, закрываются все застежки. Наступает очередь пояса, который застегивается при помощи пряжки. На голове фиксируется с помощью ремня каска.

В конце времени каждый пожарный должен быть полностью одет и застегнут на пуговицы. Имеется возможность застегиваться непосредственно в пожарной машине, спешащей на вызов. Если есть потребность в теплоотражательном костюме, то его надевают с помощью коллеги.

Читайте также:  Нарядная детская одежда детям

После команды «боевую одежду и снаряжение – снять», личный состав раздевается в противоположной последовательности.

Очень важно следовать и соблюдать следующие правила:

  • подбирать в зависимости от физиологии пожарного;
  • подбирается по размеру и росту сотрудника (работника);

Согласно приказу 1100н (раздел «Специальная защитная одежда», в пункте 255 уточняется:

  • применять только по назначению;
  • запрещается использовать рваную и ветхую;
  • запрещается использование без теплоизоляционных застежек, а также средств индивидуальной защиты.

Перед тем, как заступить на службу, пожарный в обязательном порядке должен провести осмотр пояса и карабина на наличие повреждений.

При выезде на пожар допускается надевать и застегивать пожарный пояс, а также затягивать подборочный ремень каски (шлема) в кабине пожарного автомобиля. Снятие боевой одежды осуществляется в обратной последовательности.

Выполнение норматива

Условия выполнения норматива:

  1. Боевая одежда и снаряжение уложены любым способом. Пояс с закрепленным на нем карабином и пожарным топором в кобуре лежит под одеждой. Подкасник может находиться рядом с уложенной боевой одеждой или внутри каски. Рукавицы (краги) кладутся в карманы куртки, при отсутствии карманов – под пояс.
  2. Исполнитель стоит в положении «смирно» в одном метре от боевой одежды и снаряжения лицом к ним.
  3. Окончание: боевая одежда и снаряжение одеты, куртка застегнута на все пуговицы (крючки), пояс застегнут и заправлен под пряжку, подбородочный ремень каски подтянут.

Оценки по времени:

Источник

Водитель пожарного автомобиля одевает боевую одежду пожарного

6.13. Водитель непосредственно подчиняется командиру отделения, в случае отсутствия командира отделения подчиняется помощнику начальника (помощнику руководителя) караула (дежурной смены), в вопросах технического обслуживания автомобилей — старшему инструктору по вождению пожарной машины — водителю, старшему водителю подразделения.

6.14. Водитель при осуществлении своей деятельности обязан:

выезжать к месту пожара в целях его тушения и проведения АСР;
Показать полностью.

знать район (подрайон) выезда подразделения, расположение важных, взрывопожароопасных объектов, противопожарного водоснабжения, дорог и проездов;

уметь работать с пожарной, аварийно-спасательной и другой техникой, находящейся в расчете подразделения (на специальной технике — при наличии соответствующего допуска), со специальными агрегатами и оборудованием;

обеспечивать содержание закрепленной пожарной и аварийно-спасательной техники в состоянии постоянной готовности к действиям по тушению пожаров и проведению АСР;

проверять при смене дежурств закрепленную пожарную и аварийно-спасательную технику, при наличии недостатков докладывать командиру отделения и принимать меры по их устранению;

выполнять правила пользования гаражным оборудованием и оформлять необходимую документацию по эксплуатации закрепленной техники;

осуществлять техническое обслуживание закрепленной техники, обеспечивая при этом выполнение правил охраны труда;

выполнять правила охраны труда и санитарно-гигиенические нормы;

вносить предложения по улучшению условий организации караульной службы и содержания пожарной и аварийно-спасательной техники в карауле (дежурной смене);

эксплуатировать закрепленную технику в соответствии с инструкциями и требованиями руководящих документов;

осуществлять контроль за техническим состоянием закреплённой техники;

представлять необходимые сведения старшему водителю для ведения паспорта (формуляра) на закрепленную технику;

учитывать, применять и расходовать горюче-смазочные материалы и специальные жидкости в соответствии с требованиями руководящих документов;

готовить и представлять закреплённую технику на государственный технический осмотр;

докладывать командиру отделения и старшему водителю подразделения о выявленных недостатках по содержанию и эксплуатации техники.

6.15. Водителю запрещается передавать управление автомобилем другим лицам, в том числе и тем, которым он подчинен.

Источник

Инструкция № 000/09 по охране труда для водителя пожарного автомобиля

по охране труда для водителя пожарного автомобиля

по охране труда для водителя пожарного автомобиля

1. Общие требования охраны труда

1.1. Водитель пожарного автомобиля — это профессия повышенной опасности, к ко­торой предъявляются дополнительные требования безопасности труда, включающие в себя специальные требования по обучению, аттестации, допуску к самостоятельной рабо­те, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по профессии и безо­пасности труда.

1.2. К выполнению работы по профессии водитель пожарного автомобиля допуска­ются лица не моложе 18 лет. Имеющие водительское удостоверение категорий С и Д, первый или второй класс и стаж непрерывной работы водителем не менее 3 лет, прошедшие медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие необходимую теоретиче­скую и практическую подготовку, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение, и проверку знаний Правил дорожного движения и практических навыков вождения автомобиля, аттестованные квалификационной комис­сией и получившие допуск к самостоятельной работе на пожарном автомобиле.

1.3. Водитель должен периодически, не реже одного раза в год проходить проверку знаний с соответствующей записью в удостоверении о допуске к работам повышенной опасности.

1.4. Водитель, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в полгода должен проходить повторный инструктаж по безопасности труда, а также по Правилам дорожного движения и в случае нарушения водителем требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.

1.5. Водитель пожарного автомобиля, допущенный к самостоятельной работе, дол­жен знать: технические характеристики пожарного автомобиля и правила его эксплуата­ции: принцип работы автомобиля и его механизмов, агрегатов: режимы работы, установ­ленные ограничения и особенности эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний пе­риоды года: сроки и объем работ по техническому обслуживанию автомобиля.

1.6. Водитель пожарного автомобиля должен уметь: уверенно водить автомобиль, работать со специальными агрегатами и оборудованием, выполнять работы по обслужи­ванию и ремонту специальных агрегатов и пожарно-технического вооружения, устранять эксплуатационные неисправности механизмов, агрегатов и приборов автомобиля.

1.7. Перед началом самостоятельной работы водитель должен пройти стажировку в объеме не менее пяти рабочих смен под руководством опытного водителя для приобретения практических навыков вождения автомобиля.

1.8. Водитель, направленный для участия в несвойственных ему работах, должен пройти инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.

1.9. Водителю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и обо­рудованием, безопасному обращению, с которыми он не обучен.

1.10. Во время работы на водителя пожарного автомобиля могут оказывать неблаго­приятное воздействие следующие основные опасные и вредные производственные факто­ры:

Ø высокое нервно-эмоциональное напряжение, особенно при резком торможении, обгоне, проезде нерегулируемых перекрестков, встраивании в транспортный поток и т. п.;

Ø недостаточная освещенность проезжей части при работе в темное время суток;

Ø слепящее действие света фар от встречных автомобилей:

Ø повышенное скольжение дороги (вследствие обледенения, увлажнения и замас­ливания поверхности покрытия.

Ø опасные факторы пожара:

Ø повышенная загазованность воздуха:

Ø повышенная влажность воздуха:

Ø нагретые до высокой температуры части автомобильного двигателя:

Ø горячий пар и охлаждающая двигатель жидкость:

Ø повышенная концентрация паров бензина в воздухе рабочей зоны:

Ø неблагоприятный микроклимат в кабине автомобиля (повышенные или пони­женные значения температуры, влажности и подвижности воздуха);

Ø острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности деталей и узлов авто­мобиля, инструмента (при его техническом обслуживании и ремонте):

Ø вывешенная масса автомобиля (с помощью домкрата) при работе под ним:

Ø серная кислота, входящая в состав электролита (при работе с аккумуляторной батареей):

Ø физические перегрузки (при перемещении тяжелых предметов, например, коле­са, аккумулятора и т. п.);

Ø неудобная рабочая поза (например, при выполнении ремонтных работ или тех­нического обслуживания под автомобилем).

1.11. Водитель должен знать о токсичности веществ, входящих в состав бензина, масел и др. и соблюдать правила личной гигиены: перед приемом пищи необходимо мыть руки с мылом.

1.12. Водителю следует помнить о высокой пожароопасности топлива и особое внимание уделять вопросам пожарной безопасности.

1.13. Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных произ­водственных факторов.

1.14. Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требо­ваний другими работниками: курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

1.15. Водитель обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, пра­вила внутреннего трудового распорядка: следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным стучаям.

Читайте также:  Зарисовки для моделирования одежды

1.16. Водитель должен соблюдать установленный для него режим рабочего време­ни и времени отдыха: в случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отды­ха водитель обязан доложить о своем состоянии непосредственному руководителю и об­ратиться за медицинской помощью.

1.17. Водитель, при необходимости, должен уметь оказать первую доврачебную помощь, пользоваться медицинской аптечкой.

1.18. Водитель, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением предприятию материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном по­рядке.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом дежурства водитель должен пройти медицинский осмотр. Водитель, у которого уста­новлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических веществ к работе не допускается.

2.2. Водитель, находящийся в болезненном или утомленном состоянии не должен садиться за руль автомобиля, так как это может привести к дорожно-транспортному про­исшествию.

2.3. При смене караулов водители сменяющей и заступающей на дежурство смен должны провести ежедневное техническое обслуживание пожарного автомобиля.

2.4. Водитель должен помнить о том, что к техническому состоянию пожарного ав­томобиля предъявляются повышенные требования: пожарный автомобиль, состоящий в боевом расчете, должен отвечать следующим основным требованиям:

Ø быть чистым, исправным, отрегулированным, смазанным и заправленным пол­ностью положенными эксплуатационными материалами:

Ø не иметь подтеканий топлива, смазочных материалов, воды, пенообразователя и других жидкостей:

Ø двигатель должен безотказно и легко запускаться стартером и устойчиво рабо­тать на различных режимах;

Ø системы питания, зажигания, газораспределения, тормозов, смазки, охлаждения, управления автомобилем и насосом должны быть исправными и надежными в работе:

Ø развал, схождение передних колес и давление воздуха в шинах должны соответ­ствовать установленным нормам:

Ø свето-электрооборудование и все контрольные приборы должны быть ис­правными:

Ø крепления агрегатов автомобиля и пожарно-технического оборудования долж­ны быть исправными и надежными;

Ø свободный ход педалей, рычагов управления, а также рулевого колеса должен соответствовать норме.

2.5. Постановка в боевой расчет неисправного автомобиля или с неисправностями запрещено.

2.6. Если автомобиль исправен, следует проверить укомплекто­ванность ее запасным колесом, огнетушителем, медицинской аптечкой и буксировочным тросом: кроме того, автомобиль должен быть снабжен набором исправных инструментов и приспособлений, в том числе, домкратом, переносной лампой, насосом для накачивания шин, гаечными ключами; в автомобиле должны быть упорные колодки для подкладыва­ния под колеса (не менее 2 шт.).

2.7. Перед заступлением на дежурство водитель должен проверить наличие необходимых до­кументов, в том числе, удостоверения на право вождения автомобиля, а при необходимо­сти еще и талон на право работы на автомобиле.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Пожарные автомобили должны содержаться таким образом, чтобы проходы между ними не загромождались, а доступ к их дверям и отсекам был свободным.

3.2. В кабине и салоне пожарного автомобиля не должно быть каких-либо посто­ронних предметов.

3.3. При смене караула запуск двигателя автомобиля должен производиться после осмотра и приемки пожарного оборудования.

3.4. При работе двигателя выхлопные трубы должны быть соединены с газоотвод­ными каналами: после выключения двигателя гараж необходимо проветрить.

3.5. При запуске двигателя водителю следует проверить, заторможен ли автомобиль стояночным тормозом, поставлен ли рычаг переключения передач в нейтральное положе­ние.

3.6. Начало движения пожарного автомобиля разрешается только после того, как двери кабины и салона боевого расчета будут закрыты, по команде начальника караула или командира отделения.

3.7. При выезде из гаража водитель должен подать предупредительный сигнал.

3.8. При следовании на пожар за безопасное движение пожарного автомобиля несет ответственность водитель, для которого обязательно выполнение всех статей Правил до­рожного движения.

3.9. Некоторые отступления от Правил дорожного движения разрешаются только при наличии на пожарном автомобиле специального звукового сигнала типа – «Сирена» и при условии обеспечения безопасности движения.

3.10. При транспортном режиме движения при следовании не на оперативное зада­ние пользоваться сиреной водителю запрещается.

3.11. Водитель должен знать о том, что составу боевого расчета запрешается во время движения пожарного автомобиля курить, высовываться из окон, стоять на поднож­ках, открывать двери.

3.12. Работники во время движения пожарного автомобиля обязан находиться на закрепленном за ним месте, держась за поручни (ремни).

3.13. Во время движения пожарного автомобиля водитель должен наблюдать за по­казаниями контрольных приборов.

3.14. Скорость движения автомобиля следует выбирать с учетом интенсивности движения, дорожных и погодных условий.

3.15. Водитель должен выбирать интервал между движущимся автомобилями в зависимости от скорости и состояния дороги; при движении по мокрой и скользкой дороге тормозной путь значительно увеличивается, поэтому интервал между автомобилями необходимо увеличить.

3.16. При маневрировании, перестраивании из рада в ряд, обгоне, водитель должен убедиться в полной безопасности маневра.

3.17. На крутых спусках сцепление и передача должны быть включены: во время длительного спуска не следует пользоваться прямой передачей.

3.18. С наступлением темноты водитель должен включить осветительные приборы: на неосвещенных участках дороги — дальний или ближний свет фар, а на освещенных — ближний свет фар и (или) габаритные огни.

3.19. Для того чтобы не ослеплять водителей встречных автомобилей, дальний свет фар следует переключать на ближний за 150 м до идущего навстречу транспортного сред­ства.

3.20. Водитель должен быть особенно внимательным при движении задним ходом: двигаясь задним ходом, нельзя создавать помех для других участников движения: перед подачей автомобиля назад необходимо убедиться, что его никто не объезжает и что сзади нет людей или каких-нибудь препятствий; для обеспечения безопасности движения води­тель, при необходимости, должен прибегнуть к помощи других лиц.

3.21. Перед выходом из кабины автомобиля на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств, как в попутном, так и во встречном направлениях.

3.22. Водитель пожарного автомобиля не должен разрешать работникам выхо­дить из автомобиля до полной его остановки.

3.23. Работник должен выходить из автомобиля только по распоряжению на­чальника караула или другого непосредственного начальника и. как правило, на правую сторону.

3.24. На месте пожара пожарный автомобиль должен быть установлен на ровной площадке: при этом автомобиль не должен мешать нормальному движению транспорта.

3.25. Устанавливать автомобиль поперек проезжей части дороги водителю запреща­ется.

3.26. Останавливать автомобиль на осевой линии дороги или в центре площади можно только по приказу руководителя тушения пожара, начальника караула или другого должностного лица.

3.27. Пожарный автомобиль должен быть установлен на безопасном расстоянии и. как правило, с наветренной от пожара стороны с целью уменьшения воздействия дыма, газов, искр и теплового излучения.

3.28. Автомобиль должен быть установлен таким образом, чтобы в случае внезапно­го распространения огня в его сторону, его можно было отвести.

3.29. Если расстояние между автомобилем и очагом пожара не обеспечивает безо­пасность, то необходимо защищать автомобиль от воздействия теплового излучения рас­пыленными водяными струями или воздушно-механической пеной.

3.30. Расстояние от пожарного автомобиля до здания или сооружения, которое мо­жет обрушиться при пожаре, должно быть не менее высоты этого сооружения.

3.31. Для обеспечения безопасности стоянки пожарный автомобиль в темное время суток должен быть освещен бортовыми огнями или другим способом.

3.32. При работе на пожаре водителю запрещается:

Ø без команды подавать огнетушащие средства или прекращать их подачу:

Ø без команды переставлять пожарный автомобиль;

Ø оставлять без надзора пожарный автомобиль.

3.33. Водителю не разрешается передавать управление автомобилем липам, не имеющим при себе удостоверения на право управления пожарным автомобилем, а также, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

3.34. Если в автомобиле возникли какие-либо технические неисправности, требую­щие немедленного устранения, водитель должен поставить автомобиль на обочину и ос­мотреть его, к ремонту можно приступать, если есть все необходимые инструменты и если объем его соответствует разрешенному монтаж и демонтаж шин, смена колес, продувка в системе питания, проверка действия приборов зажигания, устранение неис­правностей в системе освещения, подтяжка ослабленных креплений и т. п.

Читайте также:  Женская одежда хоффман леди

3.35. При техническом обслуживании и ремонте автомобиля водителю следует пользоваться исправным и предназначенным для этой цели инструментом.

3.36. Гаечные ключи должны подбираться соответственно размерам гаек и болтов: не следует работать гаечными ключами с непараллельными, изношенными губками: не разрешается отвертывание гаек ключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями гайки и ключа, а также удлинение рукоятки ключа пу­тем присоединения другого ключа или трубы.

3.37. Поверхность всех ручек для инструментов должна быть гладкая, без заусенцев и трещин; не следует пользоваться инструментом с плохо укрепленной деревянной руч­кой, а также с неисправной ручкой или без металлического кольца на ней.

3.38. При необходимости подъема части автомобиля домкратом водитель должен выполнить следующие меры безопасности:

3.38.1. Установить колеса, которые не предполагается поднимать, противооткат­ные упоры (башмаки).

3.38.2. При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо вы­ровнять место установки домкрата, положить широкую подкладку и установить на нее домкрат в строго вертикальном положении.

3.38.3. Подъем следует осуществлять плавно, без рывков.

3.38.4. Выполняя работы, связанные со снятием колес, под поднятый автомобиль необходимо поставить козелки: нельзя применять вместо козелков в качестве подставок случайные предметы (ящики, камни, диски колес, доски и т. п.).

3.38.5. При подставке козелков с обеих сторон вывешенной части автомобиля не­обходимо применять козелки только одинаковой высоты и устанавливать их в местах, предусмотренных инструкцией по эксплуатации каждой модели автомобиля.

3.38.6. Увеличивать высоту козелков путем установки на них или под ними по­сторонних предметов (досок, кирпичей и т. п.) запрещается.

3.38.7. Не разрешается производить дополнительный подъем вторым домкратом уже вывешенного на домкрате автомобиля, так как это может привести к его падению: при необходимости произвести дополнительный подъем вторым домкратом, вывешенную часть автомобиля следует опустить на козелок, а затем осуществлять дополнительный подъем.

3.39. Запрещается находиться под автомобилем при работающем двигателе; при этом недопустимо испытывать тормозную систему.

3.40. Для работы, лежа под автомобилем во избежание простудных заболеваний из-за переохлаждения организма следует пользоваться специальным лежаком.

3.41. При работе под автомобилем следует располагаться таким образом. Чтобы но­ги работающего не высовывались из-под автомобиля и не находились на проезжей части дороги во избежание наезда на них проезжающего мимо транспорта.

3.42. Систему питания можно ремонтировать только на холодном двигателе; при отвертывании штуцеров бензопроводов необходимо под место разъема подставить какую-нибудь посуду, чтобы бензин не попал на двигатель: продувать топливную систему следу­ет только при помощи насоса.

3.43. При заправке автомобиля бензином запрещается курение и пользование огнем.

3.44. Для перелива бензина необходимо пользоваться только специальным устрой­ством: засасывать через шланг бензин ртом запрещено.

3.45. При заправке автомобиля водителю следует пользоваться рукавицами, не до­пуская попадания топлива на кож рук и тела.

3.46. Для предупреждения отравления автомобильной тормозной жидкостью не раз­решается засасывать ее ртом при переливании из одной тары в другую с помощью шлан­га: не следует курить и принимать пищу во время работы с тормозной жидкостью, а по окончании работы с ней необходимо тщательно вымыть руки с мытом.

3.47. Для того чтобы избежать ожогов рук и лица паром или горячей охлаждающей жидкостью, пробку радиатора на горячем двигателе следует открывать в рукавицах или, накрыв ее ветошью (тряпкой): пробку надо открывать осторожно, не допуская интенсив­ного выхода пара в сторону водителя.

3.48. При работе с аккумуляторной батареей следует соблюдать осторожность, по­скольку в состав электролита входит серная кислота, способная при попадании на кожу или в глаза вызвать сильный химический ожог.

3.49. Поскольку во время подзарядки аккумулятора выделяется водород, который в смеси с кислородом воздуха может образовать взрывоопасную смесь, курить и пользо­ваться открытым огнем не разрешается: при этом аккумуляторные пробки должны быть открыты; во время подзарядки не следует близко наклоняться к аккумулятору во избежа­нии ожога лица брызгами электролита.

3.50. При демонтаже шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полно­стью спущен; запрещается производить демонтаж шины, плотно приставшей к ободу колеса, кувалдой (молотком).

3.51. Замочное (стопорное) кольцо при монтаже шины на диск колеса должно на­дежно входить в выемку обода всей своей внутренней поверхностью: во время накачива­ния шины запрещается осаживать замочное кольцо молотком или кувалдой; при этом сле­дует пользоваться предохранительной вилкой, предохраняющей водителя от удара при выскакивании замочного кольца.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) водитель, причастный к нему, должен немедленно остановиться и включить аварийную сигнализацию, а при ее неисправности или отсутствии выставить на расстоянии 30-40 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь и не трогать с места автомобиль и предметы, имеющие отношение к происшествию.

4.2. При необходимости, водитель должен оказать доврачебную помощь постра­давшим и вызвать «Скорую медицинскую помощь»: если это невозможно, то следует от­править пострадавших на попутном автомобиле в ближайшее лечебное учреждение.

4.3. Затем необходимо сообщить о случившемся в ГИБДД: если есть очевидцы ДТП. Следует записать их фамилии и адреса и ожидать прибытия работников ГИБДД.

4.4. Если ДТП не причинило вреда здоровью людей или существенного материаль­ного ущерба, при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося и отсутствии неисправностей транспортных средств, с которыми их дальнейшее движение запрещено, водители могут прибыть на ближайший пост ГИБДД для оформления ДТП.

4.5. При необходимости отбуксировать неисправный автомобиль, буксировку мож­но осуществить либо на жесткой, либо на гибкой сцепке; при этом водитель буксируемого автомобиля должен находиться за рулем своего автомобиля.

4.6. Нельзя использовать в качестве буксирующего средства автомобиль с прицепом.

4.7. При буксировке на гибкой сцепке у буксируемого автомобиля должны быть исправны тормозная система и рулевое управление, а при буксировке на жесткой сцепке — рулевое управление.

4.8. Жесткая сцепка должна обеспечивать расстояние между автомобилями не более 4 м. а гибкая — в пределах 4-6 м: при гибкой сцепке трос должен быть через каждый метр обозначен сигнальными флажками.

4.9. Скорость при буксировке не должна превышать 50 км/ч.

4.10. При буксировке в светлое время суток независимо от условий видимости на буксирующем транспортном средстве должен быть включен ближний свет фар. А на буксируемом в любое время суток — габаритные огни.

4.11. Водитель автомобиля, буксируемого на гибкой сцепке, должен следить за тем. Чтобы буксир был все время натянут; это предохранит его от обрыва, а автомобиль от рывков и исключит возможность наезда буксируемого автомобиля на буксирующий в случае резкого торможения.

4.12. Буксировка автомобиля на гибкой сцепке в гололедицу запрещается.

4.13. На случай возникновения пожара, автомобиль должен быть укомплектован первичными средствами пожаротушения.

4.14. При возникновении пожара прекратить движение автомобиля и приступить к тушению пожара, сообщить руководству подразделения.

5. Требования охраны труда по окончании работ

5.1. По окончании смены водитель должен сдать автомобиль заступающему на де­журство водителю, провести совместно с ним ежедневное техническое обслуживание по­жарного автомобиля.

5.2. Перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом убедиться в отсутствии утечки топлива.

5.3. Вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля работающего на этилированном бензине необходимо предварительно вымыть руки керосином.

5.4. Обо всех выявленных недостатках обнаруженных во время работы и приеме – сдаче дежурства к техническому состоянию автомобиля, он должен сообщить об этом механику, начальнику караула.

Источник