Меню

Внешний облик учителя поза мимика пантомима одежда прическа чувство вкуса стиля



Имидж современного учителя
консультация по психологии на тему

Скачать:

Вложение Размер
Имидж современного учителя 29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Имидж современного учителя

Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности.

Имидж – (от английского image – образ, облик, изображение). Определенный образ личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы или самим человеком. Так дано определение этого понятия в школьном словаре иностранных слов.

Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.

Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности. А становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими.

Имидж своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.

Имидж педагога — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

В современном российском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но не только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей. Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?

Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.

Функции имиджа учителя:

Профессиональная — обеспечение высокого качества обучения и воспитания;

Социальная — развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение общественной значимости этой профессии;

Духовно-нравственная — формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям);

Визуальная — формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

Внешний вид педагога

Культура одежды имеет не меньшее значение, чем культура поведения. В одежде всегда должны присутствовать, т.к. она является визитной карточкой учителя. «Одежда и одевает, и открывает человека».

Внешний вид учителя имеет довольно большое значение, так как его работа связана с общением с большим количество людей, при этом их основная часть дети. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды.

Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие.

Должна быть удобной , но не противоречить общепринятым нормам приличия.

Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм , который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку.

Для женщины – это не обязательно должен быть брючный костюм или пиджак с юбкой, это может быть и красивое, но элегантное платье.

В российских традициях черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих, а яркая цветная гамма может повлиять на качество усвоения материала классом, привлекая внимание исключительно к внешнему виду учителя. Выбирая пастельные, спокойные цвета, вы можете быть уверены, что внимание будет сконцентрировано именно на изложении вашего материала. Предпочитающими цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Старайтесь избегать люрекса, кожи, блесток и искусственных материалов.

Украшений должно быть минимальное количество , они не должны быть яркими и броскими, если учитель не хочет, чтобы в течение всего урока ученики внимательно изучали ее новое колье, вместо того, чтобы учиться.

Позаботьтесь о прическе, макияже и маникюре: вы должны производить впечатление ухоженной женщины . Чтобы выглядеть максимально естественно, макияж и маникюр подберите в сдержанных нейтральных тонах . Прическа должна быть в меру строгой. Цвет волос должен быть естественным.

Не приобретайте и не надавайте одежду из тканей, которая легко мнутся, потому что к середине рабочего дня будете выглядеть непрезентабельно.

Украшения и аксессуары следует выбирать неброские: прекрасно подойдут бусы из некрупного жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги.

Типичными деталями превосходства являются очки (идет переоценка умственного и образовательного уровня), длинные волосы у мужчин (если это не протест хиппи, то идет переоценка духовного, интеллектуального уровня, круга интересов).

Удачно подобранный гардероб поможет своему владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и подчеркнет его профессиональные и личные качества.

Г олос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях.

Голосом – при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией.

А люди, голос которых всегда звучит в громком «ругательном» режиме, сразу отталкивают от себя других. Оправдывая себя, они заявляют: «Я не кричу, у меня такой голос». На самом деле это тревожный симптом: такое невротическое поведение они часто получают от родителей или от среды своего обитания. Для педагога такая голосовая манера – сигнал о профессиональной непригодности.

Над своим звуковым имиджем можно работать, и успешно.

Чем пахнет в вашем классе

З апах – один из ведущих показателей того, из какого социального слоя человек, сигнал о его социальном статусе.

По запаху дорогих духов можно узнать бизнес-леди, по специфическому запаху – бомжиху.

Запах учебного заведения подает сигнал о степени ухоженности всего здания, уровне культуры его обитателей.

Дети часто привыкают к запаху любимого учителя. Запах очень сильно действует на подсознание.

Арома-имидж включает в себязапах духов учителя, запах свежести проветриваемого помещения, аромат классной комнаты.

Запах свежести можно создать при помощи эфирных масел апельсина, лимона, лаванды, пихты.

Запахи обладают и лечебными свойствами:

— эвкалипт, пихта, розмарин, шалфей, лимон помогают при простуде;

— фенхель, роза, герань, чабрец, можжевельник, анис, жасмин успокаивают;

— базилик, шалфей, лавр, гвоздика, розмарин, кориандр, ромашка, кедр, лимон улучшают память;

— сосна, эвкалипт, герань, можжевельник, полынь, мята, розмарин, чабрец активизируют умственную деятельность.

Легкий аромат в классе с эфирным маслом благоприятно воздействует на нервную систему, обладает бактерицидным свойством.

Деловые качества и хорошие манеры

Д ля имиджа педагога очень важны деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость.

Щепетильное отношение к чужому времени. Уважение к чужому труду. Потребность к самообразованию: хронический интерес к научно-методическим новинкам.

В школе никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с учащимися, общении с коллегами, родителями школьников и в то же время – без знания делового этикета, соблюдения субординации.

Учителю важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога.

Мимика должна быть только доброжелательной.

Наличие ненормативной лексики, жаргонизмов в речи педагога – показатель профнепригодности.

Профессионально не пригоден для образования и воспитания так же курящий, а тем более – пьющий человек.

Главная характеристика строгого стиля — особый силуэт костюма. Исследования психологов показали, что в восприятии большинства людей респектабельный костюм, свидетельствующий о солидном статусе владельца, имеет силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами (это справедливо как для женщин, так и для мужчин). С таким стилем несовместимы, например, свитер (особенно пушистый), мягкие брюки или джинсы, пышные платья с оборками и кружевами. В обыденном сознании подобные элементы, округляющие силуэт, свидетельствуют либо о низком социальном статусе владельца, либо о его принадлежности к «свободной» профессии.

Таким образом, поддержанию необходимой дистанции в классе лучше способствует высокостатусный «прямоугольный» силуэт . Все элементы одежды должны свидетельствовать об умеренности и уравновешенности.

Учитель может скорректировать свой имидж, улучшить его, а значит, найти взаимопонимание с учениками и коллегами по работе , меняя свои цветовые предпочтения в одежде и окружении .

Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек в зависимости от своего эмоционального состояния расположен к одним цветам, равнодушен к другим и неприемлем к третьим. Цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции и даже характер.

Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. Помните, привлекательные люди

  • часто и охотно улыбаются;
  • обладают хорошим чувством юмора;
  • естественно себя ведут;
  • веселы;
  • часто и охотно говорят комплименты;
  • знакомы с этикетом и следуют ему;
  • уверены в себе;
  • умеют посмеяться над собой;
  • быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
  • осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
  • дружелюбны, с ними легко в общении.

Как показывает опыт работы психологов, из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут все то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической, и – о, чудо! – вы успешны и привлекательны, все просто счастливы иметь с вами дело. Однако люди на удивление быстро раскусывают все ваши “хитрости”. Можно изображать искренность сколько угодно, но фальшь рано или поздно будет обнаружена “невидимыми чувствительными волосками”, как говорил Шерлок Холмс. Психологи ни в коей мере не против того, чтобы люди следили за своим внешним видом и манерами, но имидж – это всегда единство внутреннего и внешнего. “Какой бы имидж вы ни старались явить миру, от должен быть прежде всего отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней. ”

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ («ПОДКАЧКА УМА»)

1)Установить квоту идей

2)Видеть цель (составление плана на каждый день!). «Чем больше времени вы потратите на то, чтобы правильно сформулировать задачу, тем ближе вы подойдете к ее решению».

3)Не действовать по привычке (менять привычки).

4)Давать пищу уму (читать, думать, анализировать)

5)Анализировать содержание текущей информации

6)Создать банк данных

8) «Ловить» мысли, фиксировать их. «Если вы не фиксируете письменно ваши проблемы, внимание рассеивается и вы оказываетесь не в состоянии решить, на чем вам следует сосредоточиться».

9)Регистрировать свои идеи, вести журнал

10) «Попасть в тон» (развивать способность видеть информацию, предметы, сцены, чудеса, неожиданности («двойное зрение»), идеи).

11) Применение техник НЛП.

(М. Микалко «Игры для разума»)

Семь шагов технологии успешного имиджа учителя

1 . Найти свой правильный смысл жизни, поставить планку потребностей;

2 . С делать инвентаризацию своих способностей и возможностей, сделать анализ того, что имеешь и что можешь сам изменить к лучшему;

3. Р азвивать чувство собственного достоинства и при этом избавиться от заниженной или завышенной самооценки; если надо – избавиться от невротического поведения, которое никогда не сделает вас успешным;

4. С амовоспитание, самоконтроль, самоорганизация, самообразование: хронический интерес к профессиональному росту, к науке и – обязательно – к психологии;

5 . Н айти методы мотивационной готовности к успеху и самомотивации, радоваться за себя «здесь и теперь», за каждый свой шаг вперед;

6 . Р азвивать позитивное мышление, способность превращать неудачу в успех;

7 . Р аботать над своим духовным содержанием, без соблюдения духовных законов путь к успеху закрыт.

Одно из важных качеств учителя – способность и желание «расти». Чтобы иметь право учить, нужно постоянно совершенствоваться. Напомню притчу…

Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал:

— Завтра вы узнаете об этом.

На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы. Ранним утром ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились в путь.

К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.

Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:

— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.

Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.

— Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.

— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…

— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.

— Нет, — сказал учитель, — главная моя задача — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно.

Источник

Внутренний и внешний облик педагога

Внешний и внутренний

облик педагога

на заседании педагогического совета

Когда речь заходит об облике учителя, на память немедленно приходит чеховская фраза о том, что в человеке (читай — в учителе) всё должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и мысли.

Каждая профессия требует набора определённых способностей. Чем продолжительнее занимается человек каким-либо видом деятельности, тем больше проявляется в нём профессиональный отпечаток. И лучше, когда этот отпечаток говорит о высокой самооценке и уверенности в себе, а не об эмоциональном выгорании и нервном истощении. Крылатую фразу древнегреческого философа Ксенофонта: «Никто не может научиться у человека, который не нравится», можно считать первой ласточкой в направлении изучения имиджа.

Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня и в научной литературе, и в обывательской среде, т.е. в быту, нашими учениками и их родителями. Учитель часто воспринимается окружающими как лицо учебного заведения, поэтому позитивный имидж педагога является важной составляющей всего образовательного учреждения, гарантом его конкурентоспособности в современном обществе.

Педагогический имидж – это представление о педагоге, сформировавшееся в сознании людей в результате прямого восприятия тех или иных характеристик объекта, либо косвенно, через мнение других людей, и влияющее на их мнение, поведение или действие по отношению к данному объекту. В нашем обществе, к сожалению, искусственно создан стереотип школьного учителя: женщина бальзаковского возраста с неудавшейся личной жизнью, в пропахшей нафталином одежде, не умеющая пользоваться современной техникой и, как следствие всего этого, выливающая на бедных учеников свою желчь и раздражение. И нам поневоле приходится преодолевать подобные мнения.

Имидж – это всегда единство внешнего и внутреннего. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, одежду, манеры, походку. Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о её нравственных и психологических качествах, обо всём, что относится к душе и разуму.

Итак, поговорим о внешней составляющей имиджа учителя. Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя. Учитель своим внешним видом должен располагать к себе и детей, и взрослых. Дети учатся и взрослых, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В нашей практике часто приходится наблюдать ситуации, когда ученики говорят учителю, что ему очень к лицу новый костюм, или что у него сегодня красивая причёска, модный макияж. И, наоборот, свою неприязнь к учителю родители и ученики иногда объясняют неаккуратным внешним видом педагога. Это означает, что требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж, а значит – добиться профессионально успеха. Чтобы избежать недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Разумно сочетая требования моды со своим личным вкусом, следует соблюдать такое правило: если быть одетым слишком модно – признак дурного тона, а отставать от моды недопустимо, — следовательно, надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий учитель не станет подчёркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свои профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.

Учитель, работающий над собственным имиджем, обязательно скорректирует и свои цветовые предпочтения в одежде. Нужно учитывать тот факт, что цвет не только вызывает соответствующую реакцию окружающих, но и определённым образом формирует его эмоции и характер. Так, красный цвет, нужно носить тогда, когда ситуация требует создания непререкаемого авторитета, например, первое родительское собрание или важное выступление. Создать благоприятную обстановку и снять нервозность при сдаче экзаменов, написании контрольных работ, проведении открытых уроков поможет оранжевый цвет. Жёлтый повышает концентрацию внимания, улучшает память и настроение, а вот любимый всеми учителями зелёный цвет при всех его положительных качествах лишает обладателя права на эмоции и чувства, поэтому, его нужно использовать дозировано. Розовый цвет необходим при работе с маленькими детьми, поэтому его нужно включить в гардероб учителя начальной школы. Голубой будет необходим учителю в конфликтных ситуациях, когда требуется дипломатия и рациональный подход к решению проблемы. Фиолетовый хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач, и эту особенность нужно учесть при оформлении интерьера класса. Не рекомендуется часто использовать в одежде чёрный цвет, так как он способен настроить на уныние и меланхолию.

Несомненно, безупречный внешний вид – первый шаг к завоеванию авторитета. Встречают-то ведь по одёжке. Тема эта деликатная, потому что тесно связана с материальным достатком учителя. Но далеко не всё в стиле одежды определяется величиной кошелька. Как свидетельствуют современники, А.А.Ахматова, оказавшись в отчаянном материальном положении, принимая дома гостей, и в халате выглядела королевой.

Теперь о внутренней составляющей имиджа современного педагога. Исследования показывают, что имидж «хорошего» учителя в восприятии учащихся и родителей связан с такими качествами как интерес к любовь к воспитанникам, справедливость, общительность, уравновешенность, требовательности, организаторские способности, эрудиция. Манера держаться, разговаривать является мощным средством выстраивания отношений с людьми и приобщения детей к правилам поведения. Учителю необходимо помнить: его доброжелательность, искренность, естественность, открытость, тактичность, уверенность, чувство юмора будет принято как образец правильного общения с окружающими. Кроме того, от тона педагога зависит работоспособность, внутреннее состояние и поведение учащихся.

Обаяние формирует позитивное отношение, делает общение лёгким и приятным. Дети интуитивно понимают личностные особенности каждого учителя, его желание умение работать с ними. А вот неумение или нежелание скрыть своё необъективное отношение к ребёнку мешает установлению с ним добрых отношений, созданию благоприятных отношений для усвоения знаний, что ведёт к неприятию не только самого учителя, но и предмета.

Не менее важным составляющим имиджа учителя является его профессиональная компетентность, выражающаяся в единстве его теоретической подготовленности и практической деятельности. Здесь можно говорить о гибкости профессионализма, так как учитель, желает он того или нет, должен уметь работать в меняющихся современных условиях, соответствовать существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

Самообразование – немаловажная составляющая имиджа педагога. Уча других, учишься сам. Желание и готовность учиться всю жизнь и совершенствовать своё мастерство должны сформироваться уже на студенческой скамье. А придя в школу, учитель должен не просто выдавать новую информацию. Заинтересованность педагога, его положительное отношение, любовь к своему предмету способно захватить учеников, заставить их с нетерпением ждать следующий урок, идти на сотрудничество с учителем.

Формирование позитивного имиджа – трудоёмкий процесс, требующий систематической работы над собой, над своими не только профессиональными, но и личными проблемами, так как от успешности их решения зависит вся педагогическая деятельность. Каждый отдельный учитель не должен допускать ни в своём внешнем виде, ни в поведении портящие его репутацию ошибки.

Несколько моментов из опыта работы. В настоящее время я являюсь классным руководителем 9 «А» класса. Вот уже на протяжении нескольких лет я ежедневно встречаюсь с этими интересными, общительными, весёлыми детьми и каждый раз открываю для себя что-то новое в них. Конечно, они разные, но моё поведение и отношение к ним должны быть одинаковыми. Поэтому в своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил, которые, на мой взгляд, могут помочь сформировать имидж классного руководителя.

1. Заходи в класс с улыбкой. У нас не всегда радужное настроение. Бывает так, что его испортили или домашние неприятности, или ученики на предыдущем уроке, или просто кто-то, не подумав, сказал обидное слово. Всё это я стараюсь забыть и не показывать детям плохое расположение духа. Приятно видеть улыбки и слышать радостные приветствия при встрече с учениками.

2. Дай каждому шанс исправиться. Этого правила я стала придерживаться, когда начала работать в своём классе. Я считаю, что к родителям надо обращаться в последнюю очередь, когда не помогают беседы с детьми. Сейчас учащиеся моего класса достаточно взрослые и они знают: я всегда дам возможность исправить отметки, поведение, но, если они этого не сделают, обязательно поговорю с родителями.

3. Умей радоваться успехам, делить неудачи, вселять уверенность. Я стараюсь быть с детьми на всех школьных мероприятиях, болею за них и всегда, даже если они проигрывают, говорю о том, что они лучшие.

4. Не бойся признаться в своей ошибке. Конечно, как ни старайся, всегда найдётся ученик, который будет на меня обижен. Но когда я вижу, что я действительно неправа, обязательно извинюсь и объясню, почему так получилось.

5. Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.

Эти нехитрые правила помогают мне найти общий язык с детьми, помочь им преодолеть трудности в учёбе и общении с одноклассниками и учителями, почувствовать свою успешность. А если успешен ученик, значит успешен и учитель.

Источник

Читайте также:  Одежда выпускника последний звонок