Меню

Визуальный психоанализ по одежде



Как читать людей по одежде

Давным-давно, когда трава была зеленой, а по земле бродили динозавры…», — сказала драматично Лена и ностальгически посмотрела в небо.

Нет, не так давно, года 2,5-3 назад, на заре своего блога я вела рубрику «Визуальный психоанализ» — как по одежде, маникюру, татуировке, сумке, очкам и вообще всему внешнему облику человека понять, что за птица перед тобой. Рубрика пользовалась успехом и очень полюбилась читателям.

Если вдруг вы не застали данную рубрику на заре моего блога, но очень хотите читать людей, и в том числе себя, как открытую книгу, то тема вам определенно понравится. Плюс визуальный психоанализ подходит не только для развлечения (например, понимать сущность прохожих), но и для всех сфер жизни:

  • Подойдет ли этот мужчина для серьезных отношений, или лучше тихо уйти утром;
  • Что за человек ваш начальник и как с ним ужиться;
  • Как вести переговоры с этим клиентом;
  • С какой стороны подойти к маме мужа;
  • Какого специалиста выбрать из всех соискателей;
  • Каковы ваши истинные чувства и эмоции…

Примеров огромное количество — ну, как туфель у Виктории Бекхэм.

Что такое визуальный психоанализ

Но что это за зверь-то такой?

Психоанализ вообще — это метод психотерапии. Он основывается на выявлении скрытых бессознательных процессов. А приписочка «визуальный» значит именно то, что вы думаете — психоанализ на основе внешности, одежды, прически, маникюра, украшений и т. д.

Стоит помнить — визуальный психоанализ нельзя назвать точным психологическим портретом, потому что мы все прекрасно понимаем, что сегодня можно надеть платье, завтра юбку, послезавтра поменять стрижку и серьги… Но так или иначе тенденция в выборе стиля и цвета одежды, формы и размера аксессуаров, цветовой гаммы макияжа/маникюра/прически у каждого человека сохраняется и выдает его психологические склонности, привычки, ценности.

Но отбросим прелюдии и перейдем к практике! Посмотрите внимательно на картинку к посту.

Задание

Что вы скажете про эту девушку?
Какое у нее хобби?
Какие приоритеты в жизни?
Чем она увлекается/дышит?
Где работает?

Попробуйте проанализировать. И только потом читайте дальше.

Интерпретация образа

Девушка — стритстайлер, и это факт. А это значит:

  1. Внешний локус контроля. Важно одобрение и быть замеченной. А это значит, что она зависит от чужой оценки. Ну, по сути людей стристайлер — это и есть человек, который обнаруживает себя через похвалу и одобрение других.
  2. Работа у девушки творческая, и она точно не работает по графику с 9:00 до 18:00.
  3. Отношения. Она либо уже в них состоит, либо принципиально их не ищет. Потому что в таком луке мало какой мужчина к ней подойдёт. Если она так ходит всегда, то налицо отрицание женственности. Мужчинам даёт двойное послание, и они вообще, скорее всего, не понимают, что она от них хочет.
  4. Возможно, она выглядит модно — на звание стилиста я не претендую. Но тут однозначно не пахнет счастьем и гармонией с собой. Образ с точки зрения психологии вообще не гармоничен и производит двойственный эффект. Точнее, вообще непонятно, про что она. Сапоги агрессивные и сексуальные. Сумка — дань традициям и «дорого-богато». Шапка — как протест. Про расслабленность — ею тут и не пахнет. Нельзя быть расслабленной в такой обуви.

Интересно? А вы что думаете по поводу этой девушки, опираясь на ее образ?
Если понравилась статья, прочитайте еще материалы на эту тему:

Источник

Психологический портрет личности по внешности

Поговорим сегодня о том, как составить психологический портрет личности, опираясь на визуальный психоанализ.

Несколько лет назад я проходила закрытое эксклюзивное обучение по визуальному психоанализу. Так вот, чтобы составить психологический портрет личности, мне нужно несколько секунд. Одежда, кольца, маникюр, сумка, интерьер — с них можно считать столько, что местные гадалки начнут рыдать от зависти. Методика уникальная, и мало кто глубоко ее объясняет, поэтому мою рубрику про визуальный психоанализ в Инстаграме подписчики ждут, как новую серию «Игры престолов».

Задание

Посмотрите внимательно на картинку и попробуйте проанализировать девушку — кто она, что для нее важно, какие приоритеты и ценности в жизни, чем занимается, куда стремится и т. д. Сначала ваш анализ — потом читайте статью дальше.

Итак, мой анализ:
Девушка на предыдущем фото — красивая и ухоженная, явно не обременена бытом, образ подчеркнуто сексуально-женственный. Принимает себя и любит. Агрессии в ее образе нет, скорее, уверенная сексуальность. В принципе, все в ее образе подчеркивает эту сексуальность — длинные волосы, полупрозрачное кружевное платье от Self-Portrait, оголенные плечи, туфли на высокой шпильке. У нее есть свой особенный стиль, но за модой явно следит. Идет либо на свидание, либо на вечеринку.

Хотите знать, на основании чего я сделала такие выводы? Итак, приступаем!

Визуальный психоанализ по внешности

Очень много говорят о человеке:

Дьявол в деталях, и это прямо как нельзя лучше отображает суть метода визуального психоанализа.

Смотрите, вроде идут по улице 2 девушки. Одеты похоже — джинсы там, футболка белая, волосы прямые. Что тут анализировать-то? А вот как раз сумку, маникюр и обувь.

1. Сумка

  • Зигмунд Фрейд утверждал, что прекрасный пол подсознательно ассоциирует сумку с самой интимной частью тела. Видимо, поэтому девушки так не любят раскрывать свою Фенди перед посторонними, а для некоторых мужчин до сих пор заглянуть в сумочку = заглянуть под юбку.
  • Психоаналитик В. Райх называл дамскую сумочку «переходным объектом», который дает ощущение безопасности и защиты. Как когда 3-летний малыш везде берет с собой любимую игрушку. Напугался, обнял медвежонка или зайчонка, и вроде стало спокойнее. С сумочкой женщины ведут себя похожим образом, считал Райх. А сколько всего можно узнать о женщине, лишь глянув на этот аксессуар, мама не горюй!

Покажи мне свою сумку, и я скажу кто ты.

Цвет, размер и форма сумки говорят о хозяйке больше, чем ее образование и статус во «ВКонтакте». Смотрим на цвет, размер, стоимость и состояние в целом. Девушка с Birkin в маршрутке — отдельная песнь про невроз. Всем любителям подделок стоит проработать стыд за свой уровень жизни.

Например, женщина с архетипом «Любовница» (это необязательно та, которая спит с женатыми; это та, которая живет ради удовольствия) не может носить бесформенные баулы и рюкзаки, даже если они 300 раз от Gucci. А знаете, почему? Да ей просто нечего там хранить! Такие девушки живут налегке и в своё удовольствие. Ноутбуки там, книги, зонтик и пара сменной обуви на всякий пожарный + 2 ежедневника сразу — вообще не их тема. Им сумочка нужна, чтоб бросить туда помаду Шанель, красивую пудреницу, пару банковских карт, права, жвачку и презерватив. Всё. Набор на этом закончен.

В самых культовых сериалах современности образ героини, ее психологический портрет и гардероб прописывает психолог. Взять хотя бы Габриэль Солис из «Отчаянных домохозяек».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

За все 8 сезонов «Отчаянных домохозяек» вы НИ РАЗУ не увидите Габриэль с шопером или, прости Господи, с сэтчелем, потому что это удел домохозяйки и многодетной мамы Линетт, которая тащит на себе 4 детей и мужа.

Так один мой клиент-миллионер говорил, что женщина, которая себя любит, не может носить тяжёлые и большие сумки. И черт, я с ним согласна полностью. Исключением тут станут разве что жертвы моды, но о них мы позже поговорим.

Если девушка не носит сумку

Если вы случайно забыли сумку дома или вышли в магазин у дома, это одно, а вот если женщина вообще без сумки обходится, тут у меня как у терапевта есть вопрос: а как у вас вообще дела с женственностью? Потому что я не могу представить, куда вы складываете пудреницу, помаду, документы, деньги, карточки… Рассовываете по карманам? Тогда у вас должна быть жилетка Вассермана с 10-ю нагрудными кармашками, не меньше. Или же вы носите одежду мужского кроя, так как в женственной облегающей одежде карманов или нет, или они для красоты больше.

И да, сумочка это про женственность. Но нет, мы не будем уходить в крайности, и понятное дело, что мама грудничка не может гулять с клатчем в руках. ⠀

2. Обувь

Сейчас меня закидают яйцами, но девушка, которая действительно любит себя, не будет целый день носить лабутены, ибо это не про здоровье, и уж тем более, не про заботу о своём теле. Нарциссам — да, они на 13 см шпильках даже скакать будут, ну или босиком по снегу пойдут, лишь бы их заметили и оценили.

3. Маникюр

Еще одна отдельная тема. Пока скажу так — в свою команду я не беру специалистов с кроваво-красными когтями, так как нам нужна близость и доверие, а вот игра престолов вообще не в тему. Имейте в виду — именно с когтями — длинными, хищными. Красные ногти аккуратной длины и формы — это не то же самое, что заостренные длинные.

Многих подписчиков в моем Инстаграме задело это мое высказывание. Давайте разбираться, всегда ли красный маникюр — показатель агрессии?

  • Красный красному рознь, и надо смотреть в комплексе. Если у девушки красная машина, красное платье, красные каблуки, красные губы и красные ногти-когти, то тут явно зашкаливает агрессия вперемешку с сексуальной энергией. И если вы единственный раз в жизни накрасили ногти красным лаком, это не значит, что вы кому-то сейчас глаза выцарапаете.
  • У красного есть контекст. Красные трусики — это не то же самое, что и когти кровавого цвета, потому что острые и длинные ногти в принципе свидетельствуют или об открытой агрессии, или о стремлении компенсировать свою беспомощность, или это сублимация из разряда «Лучшая защита — нападение». Так одна моя подруга, когда переживала тяжелые времена, носила только красный маникюр.
Читайте также:  Марка одежды буду мамой

В мещанском смысле «агрессировать» — это бросаться на людей с кулаками, хамить и унижать. А вот бросаться на мужа с чугунной сковородкой — это гнев, и не нужно их путать.

Так вот, если не путаем, то получаем, что агрессия может стать помощником. Больше скажу — вы не достигнете изобилия и успеха, если не будете агрессивны.

Возьмем ту же миссис Бекхэм. Я уверена, что Вика не топит котят, и уж тем более, никому не хамит, ни на кого со скалкой не бросается. Но тем не менее, она берет по жизни своё, а значит, кому-то это точно не нравится. В общем, агрессия — это не плохо, если она экологична для вас и окружающих.

Кстати, для изобилия и успеха умение экологично агрессировать (например, процесс принятия пищи — это тоже агрессивное действие: сначала ребенок забирает молоко матери, потом ест, откусывает яблоко и т.д. — все это тоже агрессия, но экологичная) — только в плюс. А маникюр, сумка, одежда и т. д. помогут вам получать повышение, развивать бизнес с легкостью, а па-че-му? Правильно, потому что люди воспринимают вас сначала визуально, а потом уже другими местами.

А вообще понаблюдайте за тем, какие чувства и эмоции у вас вызвала эта статья. В Инстаграме после ее прочтения кто-то задумался, кто-то ушел в отрицание, кто-то начал агрессировать (неэкологично, прошу заметить). Это относится даже не к посту, а к реакции вашей психики на что-то извне.

Чек-лист «Как привлечь изобилие. Метод визуального психоанализа»

Хотите знать основы визуального психоанализа и с их помощью добиваться всего, чего только сами захотите — повышения, внимания мужчин, секса, денег и т.д.?

Хотите по внешнему виду людей составлять психологический портрет личности и понимать, чем они живут, стоит ли им доверять, строить отношения, идти на сделки? Как получить от них желаемое самым простым путем?

Я подготовила для вас подробный чек-лист по этой теме. Это 14 листов информации, которой больше нигде нет, упражнение, примеры, анализ и даже картинки. Из него вы узнаете:⠀

  • Почему с помощью маникюра легче всего привлекать изобилие.
  • В какой кошелек никогда не придут деньги.
  • О чем говорит кольцо на среднем пальце вашей начальницы.
  • Какая одежда символизирует богатство, а какие шмоточки лучше отдать и забыть.
  • Как считывать окружающих аки азбуку. ⠀
  • С какой сумкой ходить на свидания, а с какой на переговоры?
  • Что делать, чтобы привлечь изобилие и счастье в свою жизнь.

Это настоящее практическое руководство к изобилию, богатству, успеху и возможностям. Готовы принять его от Вселенной? Если да, вот ссылка.

Источник

Внутреннее через внешнее: как одежда отражает нашу психологию?

Недавно прослушав несколько лекций по истории моды, я задумалась о теме внешнего. Как много внешнее значит в нашей жизни, какие смыслы скрываются за нашим отношением к одежде или к обстановке окружающего мира?

История моды – интересная и новая для меня дисциплина. Как прояснилось, она фокусируется не только на подробнейшем изучении того, как менялась одежда с течением времени, но в большей мере на том, как социально-исторические явления обусловливали те или иные тенденции в одежде, какие культурные, социальные и даже бытовые функции нес каждый предмет одежды, что означали включение в костюм новых элементов и отказ от старых. Одежда как некий культурный код, таким образом, является носителем огромного смысла в разрезе истории и понимания духа времени, а не просто продуктом текстильной промышленности или швейного дела. В истории моды одежда становится ключом, открывающим контекст прошлого, в котором жили предыдущие поколения человечества.

Мне стало интересно поразмышлять на тему того, как одежда может открывать и индивидуальный контекст, контекст личности. Особенно сегодня, когда мы живем во время наиболее широких границ для форм самовыражения, когда разделения культур все более условны, одежда и ее выбор становятся занятным объектом для психологического исследования.

Ассортимент одежды на полках в магазинах огромен, и что внутри нас заставляет выбирать тот или иной стиль, те или иные цвета?

Одна моя коллега часто делает выводы о психологическом состоянии людей по цветовой гамме их одежды. Меня несколько удивляло это обстоятельство, первой реакцией было «какая здесь может быть связь?» , но при более детальном рассмотрении связь все же можно обнаружить.

Несмотря на то, что человек каждый день делает сознательный выбор предметов своего гардероба, обусловленный временем года, погодой, критериями удобства или красоты, в каждом таком выборе также есть и бессознательный элемент.

И так же, как в толковании сна может помочь только сам сновидец, для того, чтобы обнаружить психологический смысл в той или иной внешней презентации себя через одежду, необходимо спросить тех, кто ее носит.

Часто ли мы задаемся вопросами о нашем выборе одежды: «Почему я выбираю юбку, а не брюки?», «Что заставляет меня избегать ярких цветов?», «Хочу ли я выделяться в толпе или, напротив, стараюсь слиться с нею?» По меньшей мере, это хорошая тема для самоисследования, способная дать лучшее понимание себя.

Я думаю, это в большей мере может быть знакомо женщинам. При безумном количестве глянца и визуальных образов, которыми сегодня наполнены СМИ и Интернет, возникают не только желания примерить на себя какой-то внешний образ, но и сомнения в том, будет ли это красиво, как на это отреагируют окружающие, впишется ли образ в среду, уместен ли он? Не исключаю, что чем-то похожим могут мучиться также и мужчины, хотя на месте предметов гардероба объектами желаний и сомнений могут выступать автомобили или гаджеты. Общество потребления, доступность и массовость внешних ценностей создают сильный фоновый шум из многочисленных вариантов и предложений. Человеку предлагают готовые шаблоны того, как можно выглядеть, среда наводнена навязанными соблазнами.

Исследование собственного вкуса в таких условиях становится полезным психологическим упражнением. Выражение «жить не свою жизнь» слишком общее, чтобы можно было применить его только к столь узкой теме, как одежда, но я предлагаю смотреть на внешнее как на отражение внутреннего психологического ландшафта человека, возможно, как на отражение того жизненного периода, который человек проживает в данный момент жизни.

Вопросы, выявляющие те или иные аспекты наших бессознательных установок, могут быть различны. Что мы хотим сказать выбранным образом внешности? Отражает ли этот образ вкус к жизни или запреты на получение удовольствия? Соответствует ли гардероб тому возрастному периоду, в котором живет его обладатель? Какие посылы в окружающий мир выступают на первый план в наших костюмах? Отражает ли наряд сексуальность или пытается замаскировать от взгляда окружающих инстинкты и подчеркнуть важность интеллекта? Как цвета одежды и макияжа, который мы носим, интерьеров, в которых мы живем, выражают или скрывают нашу сущность от мира и от нас самих? Список вопросов можно продолжать.

Если мы допускаем, что психика обладает некоторой саморегуляцией, то изменения могут работать как изнутри наружу, так и снаружи внутрь. Может ли изменение стиля или выбор нового цвета плаща повлиять по меньшей мере на настроение, а в конечном итоге изменить восприятие себя?

Эти и другие вопросы, хотя бы однажды адресованные нами самим себе, могут стать началом внутренних изменений и способны пробудить энергию психики, по каким-то причинам ранее нам не доступную.

Я часто люблю вспоминать одну сцену, наблюдаемую мной на отдыхе в итальянском курортном городке Сан-Ремо: мы с сестрой сидели в кафе вечером, и за соседним столиком две итальянки 80-90-летнего возраста пили кофе. Бриллианты на скрюченных пальцах старушек ослепляли даже на расстоянии нескольких метров, одна из старушек покуривала сигарету, вставленную в мундштук, попивала свой кофе, оставляя на чашке следы от ярко-красной помады, и увлеченно давала, судя по выражению лица, ироничные комментарии к рассказу своей зрелой подруги. Я смотрела с соседнего столика завороженно на всю эту картину, кажется, уже забывая приличия, и приходила в неописуемый восторг от того вкуса к жизни, который передавался через внешний облик этих пожилых дам. Они были неспешны и получали настоящее удовольствие от беседы друг с другом и, кажется, что от жизни вообще. Глядя на их наряды, позы и манеры, я не сомневалась в том, что их внешнее является прямым следствием внутреннего ощущения полноты и радости жизни.

Эта сцена из памяти – лишь один из примеров подобной связи внешности с личной психологией.

Японцы, к примеру, придерживались минимализма во внешней реальности. Традиционно их национальный костюм и интерьеры отличались аскетизмом, простотой и удобством. В современности эта тенденция сменилась на кричащие внешние образы молодежи футуристические интерьеры, как бы компенсируя традиционные подходы к внешнему противоположностями.

Читайте также:  Глория джинс мужская одежда куртки

Национальный костюм отражает и сознание, и бессознательное каждой страны, как и личный стиль каждого из нас может послужить зеркалом внутренних процессов. Вне зависимости от того, какого стиля в одежде мы придерживаемся, для меня здесь важна именно эта связь внешности с психологическим миром человека. А одежда тогда является не просто данью установленным в обществе нормам и не только функциональным предметом удобства, но и хорошей метафорой внутреннего мира. Исследование внешнего в таком случае – еще один шаг на пути познания себя.

Источник

Психоанализ символического значения одежды

Фрагмент из книги «Психоанализ символизма обыденной жизни». Публикуется с согласия автора, из материалов рассылки «Психоанализ символизма обыденной жизни».

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Психоанализ символического значения одежды

Пожалуй одним из самых характерных способов проявления индивидуальности человека является его внешний вид, формируемый в первую очередь одеждой и в сочетании с косметикой для женщин.

Одежда – выразитель нашего внутреннего состояния, желания проецировать или желания получить «свое хочу». В одежде важно все, начиная от формы, цвета, ткани, фактуры, украшательств, ухудшений (люди иногда специально ухудшают свой внешний вид, например испачканные дегтем шаровары запорожца в повести Т.Шевченко, или одежда несоответствующая внутреннему состоянию, в результате чего она сидит как «мешок») и сочетаний, внешней и внутренней одежды (нижнего белья) т.п. Рассмотрим всё порядку, учитывая, что на использование одежды также влияет мода, ситуации, обязательность (форма), в меньшей степени достаток. А кроме этого будем учитывать, что определение символического значения одежды, или её элементов, как выразителей одного из инстинктов (в соответствии с теорией психоанализа – сексуального и властного инстинктов), позволяет выявить лишь акценты доминантности этого инстинкта для данного случая и подразумевает, что другой инстинкт также проявляется но менее выражено.

Важной является функциональность и направленность одежды. Свободная, легкая и удобная одежда соответствует большей раскрепощенности, в противовес тяжелой, жесткой, ограничивающей и неудобной, как бы внешне поддерживающей внутренние ограничения и запреты. Это действенно для обоих инстинктов. Как пример можно привести длинные, узкие юбки или платья – реально держащие ноги женщины. Это может быть как показателем собственных ощущений, так и если это обязательная форма одежды – репрессивность к женщинам в данном социальном институте (армия) или обществе (ислам). Такие стягивающие снизу халаты-кимоно, традиционны для японских женщин, у которых в дополнение к этому на спине находится «бант», обеспечивающий «символический» горб, задающий согбенность женщин и определяющий место японских женщин в традиционной культуре – услужение мужчине.

Акцентуация одежды, либо каких либо ее частей, деталей, открытость их на органах гениталий, груди, ягодиц, шеи и других первичных биологических сексуальных зонах – является потребностью в их стимуляции, путем привлечения внимания. Одежда, увеличивающая в объеме, ширине плеч (плечевые накладки), отражающая рельеф тела (как бы сформированный мышечный комплекс) – выражает потребность усиления реализации властности.

Культурное разделение одежды на женскую и мужскую также играет роль, особенно при нарочитом использовании элементов одежды характерных для другого пола, как протестность и потребность в усилении реализации данных аспектов сексуальности.

Сильнообтягивающая, неудобная миниюбка, в данном ракурсе будет выглядеть как потребность в сексуальности, с жесткими ограничениями на этой сфере и в то же время постоянные ее одергивания, достигают целей привлечения сексуального внимания. Явно выраженные мужские штаны на женщине, ее заявка на потребность во властности на уровне мужчин и подчинение этому стремлению своей сексуальности. Нарочитое использование мужчинами общепринятых «женских» элементов в одежде, потребность протестного увеличения своей сексуальности, либо реализация властности и сексуальности путём привлечения внимания (истероидность). Облачение в жесткую одежду закрывающую все тело – потребность в защищенности и недостаточности властности для ощущения безопасности.

Цветовая гама красного, оранжевого, желтого, зеленого, а также белого имеет преимущественно сексуальное значение, а голубой, синий, фиолетовый, коричневый и черные оттенки – властное. Но это не является предопределенным (Люшер), а скорее текущим культурным направлением для одежды, ведь цвета в первую очередь соответствуют зонам инстинктивной активности (эрогенным зонам по Фрейду и Сэджеру, Толкачеву), кроме того соответствие их характеру тоже не всегда является довлеющим. Например красный, физиологически обладающий возбуждающим действием и соответствующим символическим значением может использоваться как для показания властной, так и сексуальной раскрепощённости, либо потребности в ней, а уж детали её реализации будут определяться значениями других элементов и свойств одежды.

Формализуя вышеописанное – учитывать влияние генетически определенных особенностей человека на выбор цвета, в соответствии с зонами инстинктивной активности необходимо. Также важно учитывать, что зачастую эти цвета указывают на потребность стимуляции (из за недостаточности другими средствами) соответствующих зон (например генитальных), а также учитывать возможные фиксации на соответствующих этапах эрогенного развития ребенка и циклических проходов этих фаз взрослыми – все то что и определяет поведение на основе природного характера, его стереотипных частей и текущих черт. Например, для невротически фиксированных на анальной стадии, постоянно бессознательно переживающих эту фазу, важным будет использование коричневых оттенков в одежде, как и общее предпочтение этого цвета, а если жизненные условия изменятся, так что этот конфликт будет разрешен, то предпочтения могут измениться в сторону большего соответствия природных черт характера и соответствующих им предпочтений.

Фактура и материал одежды является одним из существенных факторов наряду с цветом. Твердая, тяжелая, толстая, жесткая фактура материалов будут придавать одежде преимущественно властное значение, например женский твидовый костюм тёмных тонов для деловых встреч, а мягкая, лёгкая, тонкая, бархатистая – сексуальное, например лёгкая, льняная рубашка и шорты ярких расцветок для отдыхающих на пляже. Тяжесть и толщина, как и наоборот лёгкость и тонкость (общий размер) может указывать также на интенсивность выражения инстинкта. Например, тяжелое бархатное платье – показатель сильного закрытия сильной сексуальности (платья во дворцах X V II I века, внешние строгие ограничения морали тех эпох и скрытая распущенность). А металлические доспехи рыцарей указывают на их защищенность и опасность в бою. Легкое, полупрозрачное нижнее женское белье из мягких тканей, является примером другого рода – тактильных ощущений сексуальной направленности и соответствующей демонстрации потребности в нежности и стимуляции эрогенных зон, прикрываемых бельем. Одежда из выделанной кожи, обладает преимущественно властной составляющей – шкура убитого существа на себе. Но например одежда из меха, с гораздо меньшим акцентом на мертвое животное, зачастую имеет сильное значение сексуальности, меховая шуба, как собственная шубка – этакой теплой и пушистой самочки.

Цвет, как и фактура одежды, могут уменьшать другие её значение, например чёрная миниюбка – компенсация (для цензуры) приоткрытия сексуальности, красная верхняя одежда – усиление властности. То есть яркие, интенсивные цвета усиливают символическую реализацию одежды, а темные, тусклые уменьшают и могут показывать каким способом желательна реализация данного инстинкта, например желтая футболка – властвование с помощью слова (молчание, то есть тайна как атрибут власти, тоже сюда относится) и т.д.

Внешняя одежда, как выполняющая функцию защитной оболочки – имеет большее властное значение, а нижнее белье, как обеспечивающее удобство (в том числе и защищающая от соприкосновением с грубой внешней одеждой) – сексуальное значение.

Расположение одежды (верхняя и нижняя) также не имеет жесткой привязки к инстинктам, здесь существенное значение зависит от других признаков, например уже рассмотренной фактуры одежды (рюшечки, бантики и т.д.) или жесткости, сочетаний с цветом. В общем случае одежда верхней части тела (свитера, шапки, и т.д.) имеет большее значение властности, а нижней (штаны, юбки, обувь) – сексуальности. Важно учитывать, также и то к чему привлекают внимание дополнительные элементы одежды. Например выделение одежды в районе женской груди (фактура, покрой, цвет, рисунок, украшения) будет иметь сексуальный смысл, в том числе и до полного изменения значения одежды верхней части тело до сексуального уровня, а жесткие ботинки (сапоги) с высоким, зафиксированным голеностопном суставом – изменение на властный. Если рассматривать этиологию возникновения такого разделения, то возможно проанализировать использование одежды примитивными племенами, набедренные повязки предназначены для защиты гениталий, причем у женщин грудь обычно не закрывается, а для защиты от травм оружия, веток, холода – повязки и накидки вокруг туловища из крепкой кожи. С другой стороны, влияние надсмотрщика или цензора могут сместить такое соотношение, с учётом того, что в бессознательном противоположности идентичны, и красная куртка, может служить показателем сексуальной нереализованности и попытки привлечь партнера (наподобие яркой расцветки птиц).

Таким образом необходимо учесть, что такое разделение одежды может иметь и смещенное значение, например при сильной нереализованности одного из инстинктов, одеждой другой части тела можно усиливать и дополнять значение основной проецируемой недостаточности. И наоборот элементы характерные для противоположного инстинкта могут использоваться для фактического, внешнего ограничения, в соответствии с внутренними блоками и запретами. Учитывать необходимо и принятые в обществе сочетания, например мало кто из мужчин оденет красные джинсы (а если оденет, то как раз со значением отрицания общественных норм – то есть властности) и синюю футболку навыпуск – символизирующие сексуальную потребность и властную уверенность, соответствующие его ощущениям, вместо этого скорее всего будет красная футболка заправленная в синие джинсы. Хотя девушке это было бы разрешено, так как для них нет таких жестких запретов на проявление сексуальности (зато куда больше запретов на властность), и это было бы больше значение именно сексуальности, но все же такое сочетание было бы признано «безвкусным».

Читайте также:  Каких видов бывают молнии для одежды

Существенным является и то, какая часть одежды является закрывающей другую. Например, верхняя одежда (куртка, кофта, пиджак и т.п.), закрывает, удерживает и прикрывает внутреннюю – это обычно является оболочкой обеспечивающей защиту и реализацию потребностей властного инстинкта властной, но также возможно служит для прикрытия сексуальности, при каких-либо запретах на явное проявление этой области. Следует безусловно учитывать и погодные факторы. Заправленность одежды верхней части тела в нижнюю является преимущественно указателем на потребность доминирования сексуального в жизни человека и может объяснять как недостаточностью сексуальной жизни, так и запреты на властную. Например – типично требуемая формальная одежда девушки – белая блузка заправленная в черную юбку. Нивелирование противоположных цветов для инстинктов, наложение сексуальности белого цвета на властную часть верхней одежды блузки, и наложение властности, запрета черного цвета на сексуальную нижнюю часть юбки, в результате – человек лишается индивидуальности, гасится реализация инстинктов, посредством запретов и их противоречивого выражения, что отражает маскулинность нашего общества.

Если у мужчины ярко красная рубашка навыпуск, покрывающая обтягивающие синие джинсы, то этим скорее всего он проецирует значение этой рубашки, как привлекающую оболочку, акцентирующую внимание на себе (властность), для обеспечения сексуальности. В тоже время рубашка прикрывает область гениталий, чем указывает на недостаток сексуальных (либо специальное скрытие этой области, например в мужской среде) отношений при достаточно сильной потребности в них – обтягивание гениталий, ног, талии джинсами. Причем сами отношения он предпочитает в достаточно грубой и физиологичной форме (жесткая фактура ткани). Если же рубашка заправлена (особенно если это не рубашка, а например свитер), то этом может указывать, как на подчинение, приоритетность сексуальной потребности, недостаточности ее реализации для данного человека и в тоже время высокую цензуру, так как заправленная одежда обеспечивает дополнительную защиту, сокрытие гениталий. Здесь следует быть внимательными –так как покрытие гениталий одеждой, либо свободная одежда скрадывающая их очертания может являться признаком «отказа» их демонстрировать из-за достаточной сексуальной реализации, что в нашем обществе встречается редко. Аналогичным признаком сексуальной неудовлетворенности для женщин последнее время является характерное ношение брюк и штанов обтягивающих ягодицы, светлых просвечивающих юбок, вязанных кофт с просвечивающимся лифчиком, легкий топов без лифчика с топорочащимися сосками, не говоря уж о традиционных вырезах одежды на груди, демонстрацией пупка из-за короткой верхней одежды, либо нижней части талии, вплоть до начала ягодиц из-за приспущенных брюк и т.д. Мужчины проигрывают в этом соревновании по природным возможностям демонстрации сексуальных сигналов и больше вынуждены использовать символические элементы и делать акценты заменителями.

Украшательства (пуговицы, брошки, запонки, заколки, оборочки, вышивка и т.п.) зачастую имеют значение сексуального характера, а ухудшения (если они не привлекают внимание к гениталиям или другим сексуальным зонам) функциональности одежды – властного. Другая ситуация, когда украшения (как и другие способы, по контрасту и конкуренции противоположных значений атрибутов одежды) используются для властных символов, позволяя снизить их значение, например украшения оружия. А ухудшение сексуальной одежды, может снизить ее сексуальность (хотя не всегда однозначно, например модные в определенной молодежной среде специальные разрезы на джинсах). Также применение властных и сексуальных украшений или ухудшений может использоваться для реализации внутренних запретов.

Рисунки на одежде, чаще всего, возможно трактовать в свете их прямого символического значения и обычно они добавляют существенные штрихи к общему символическому значению одежды. Например, использование фотографий на футболках, указатель на потребность личности в авторитетах и кумирах, недостаточность властности (в среде околомузыкальной молодежи часто еще на черном фоне, и указывает на характерную фазу периода отделения от родителей), детские рисунки – на потребность в возврате в детское состояние опекаемости и удовлетворения всех желаний родителями и т.д. Также и символизируемые значениям различными изображениями животных, растений, рельефа, предметов и даже абстрактных рисунков с кругами, углами, линиями и т.д.

Существенное значение может иметь использование различной расцветки частей одежды – например основной части куртки и рукавов, тем самым увеличивая соответствие одежды внутренним потребностям за счет акцентуации соответствующих символов. Например, желтая куртка и большие черные вставки на рукаве, символический сигнал «доступен для общения, но не больше».

Конечно, в практике однозначно на основании только нескольких деталей полностью верный вывод сделать сложно, если вообще возможно (только уж для явно выраженных случаев), необходимо учитывать сочетания комплексно. Гармоничное одеяние, сопровождающееся гармоничным поведением – единственный указатель на адекватность жизни человека, за одним исключением, что адекватность оцениваем мы, на основе собственных «отклонений», для других понятие адекватности может отличаться.

При явных же несоответствиях цвета, фактуры, формы и т.д. одежды характеру человека – её значение возможно рассматривать как направленность воздействия одежды на кого-либо. Например, внезапное одевание «сексуальной» обтягивающей и короткой одежды девушкой (которые на ней таковыми и не выглядят), обычно ходившей в платьях, или например, одевание зеленой шелковой блузки, вместо обычного домашнего халата – сигнал необходимости, чтобы сегодня обязательно увидели. Или неожиданное переход на классический костюм молодым парнем – демонстрация потребности изменить свой социальный статус.

То есть следует различать, является ли этот элемент одежды или их сочетания проекцией внутреннего состояния, характера, или же проекция внутренней нехватки, потребности для удовлетворения.

Отдельным интересным феноменом является форма одежды утвержденная в различных социальных институтах, например в армии. Она всегда имеет очень существенное значение, так как призвана выразить/обеспечить среднее значение характеров служащих. Кроме того она обезличивает людей для находящихся вне этой структуры, например мы не замечаем уборщиц, официантов и т.д. В Советское время у солдат была достаточно свободно-бесформенная форма, преимущественно из простой, крепкой и износоустойчивой ткани, практически без украшательств (минимум знаков различий и т.п.) – основной упор на функциональность. У офицеров же обязательная костюмная форма из хорошего материала – представительность и высокостатусность офицера. Во время «перестройки», когда целенаправленно нивелировалось значение армии, солдатам всех видов войск начали выдавать форму «афганцев», просторные «балахоны», хорошо подходящие для жарких климатов с соответствующей расцветкой, но и тех в недостаточном количестве, в результате чего до сих пор армия имеет достаточно пестрый вид. Офицеры также начали носить примерно такую же форму, свободно-функциональную, но в тоже время мало выделяющую их из рядового состава, что возможно и выгодно во время боя, но в мирное время понижает их статусность и не только для солдат. В тоже время для милицейского состава, форма которых несколько раз пересматривалась, все улучшаясь, к настоящему времени ввели в их обиход кожаные куртки (одежда из кожи живых существ, более властна, чем растительная или синтетическая) – указывая на смену военного государства на полицейское.

Отдельным, еще не рассмотренным блоком является косметика, призванная повысить или наоборот снизить символическое значение органов лица. В целом использование косметики аналогично рассмотренному использованию одежды, аналогии провести не сложно – значительное использование «грима» соответствует тяжелой одежде, а легкие «подправляющие мазки» достаточности и удовлетворенности естественными акцентами проекции лицом инстинктов и потребностей. Поэтому в целом использование косметики достаточно прозрачно, а различные типовые вариации не очень сложны для анализа. Примером может служить указание на характер, выбираемой цветовой гаммы (следует учитывать, впрочем как и для одежды, возрастные особенности). Другим известным примером служат методы акцентирования губ и рта, как символа женских гениталий, путем использования обесцвечивающих помад, прячущих губы или наоборот ярко-красных оттенков.

Другим блоком символических значений одежды, точнее не ее самой как символики элементов одежды покрывающей тело, а акцентов одеждой на символических значениях элементов туловища являются «одежда для»: головы, кистей, стоп, шеи. Например мужчины для этого могут одевать красные шапки или кепки на голову, а женщины красные платки на шею – привлекая внимание к символическим заменителям гениталий. Сюда же можно отнести тонкие кожаные перчатки, либо толстые вязанные варежки – либо демонстрация пальцев, либо обеспечение их теплой защиты, причем часто не очень коррелирующее с погодой (некоторые наоборот не носят никаких перчаток, шапок независимо от мороза).

Поэтому, безусловно, при анализе следует помнить о базовом влиянии погоды на выбор одежды. Но явное несоответствие сочетаний внешней одежды температурным и влажностным условиям окружающей среды является прямым основанием для большего символического значения одежды, чем функционального, классическим примером здесь служить Гоголевский рассказ «Шинель».

Конечно в силу единого источника – психологических феноменов человека, фракталогичности жизни индивида, символические значения одежды, схожи по аналогии с домами, автомобилями и другими объектами человеческих проекций.

Книга дает обширный материал по проявлению символов бессознательного в повседневной жизни с точки зрения психоаналитической теории. Приведены основы психоанализа для облегчения понимания некоторых подходов не специалистами. Издание расчитано на широкий круг читателей, а также специалистов в области психологии, психоанализа, культуры.

Источник