Меню

Тротуары конструкция дорожной одежды



ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА ТРОТУАРА

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРОТУАРА ИЗ БЕТОННОЙ ТРОТУАРНОЙ ПЛИТКИ ИЛИ ПЛИТКИ ИЗ НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ

Мы свяжемся с вами в течении 10 минут!

ЗАКАЖИТЕ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Бетонные плитки, плитки из натурального камня используемые в устройстве покрытия пешеходного зоны, должны быть изготовлены в соответствии с требованиями ГОСТ 17608-91 «Плиты бетонные тротуарные. Технические условия», а также ГОСТ 23668-79 «Камень брусчатый для дорожных покрытий. Технические условия», ГОСТ 9479-2011 «Межгосударственный стандарт. Блоки из горных пород для производства облицовочных,

архитектурно-строительных, мемориальных и других изделий. Технические условия».

Расчетную ширину швов между камнями следует принимать равной 4 мм.

Соответственно номинальные размеры камней в плане следует назначать меньше расчетного

размера (пункт 24.1 настоящих стандартов) на 4 мм для камней с плоскими боковыми гранями и

на 2-4 мм для камней с неплоскими гранями.

Способ укладки покрытия — ручной или механизированный — определяется на стадии

проектирования. При механизированной укладке покрытия должны применяться повышенные

требования к конструкции и точности изготовления искусственных камней.

разброс по толщине камней не должен превышать 2,0 мм; рекомендуется

применять камни с выступами.

1. Лицевую поверхность плит выравнивают трамбованием или легкой вибрацией.

2. Заделка швов между плитами производится цементнопесчаной смесью, деформационных швов битумной

мастикой или изолом.

3. Толщина слоя песка определяется расчетом в зависимости от грунта (см. Таблица 1).

Конструкция покрытия из бетонной плитки (плитки из натурального камня) для устройства

пешеходного тротуара при ширине до 3,0 м, рассчитанная на автомобильную нагрузку с

давлением на ось до 5,5 т.

Конструкция покрытия из бетонной плитки (плитки из натурального камня) для устройства

пешеходного тротуара от 3,0 м и более, рассчитанная на автомобильную нагрузку с давлением на ось до 7,0 т.

Конструкция покрытия с использованием бетонной плитки (плитки из натурального камня)

для устройства пешеходного тротуара от 3,0 м и более, рассчитанная на автомобильную

нагрузку с давлением на ось до 16,0 т.

Узел — схема сопряжения велодорожки и пешеходного тротуара из бетонной плитки или плитки из натурального камня

1. В случае сопряжения асфальтобетонного покрытия с бетонной плиткой возможно использовать

в качестве разделителя бетонную брусчатку.

2. Конструкции дорожных одежд рассчитываются из расчета ожидаемой нагрузки на проектируемую поверхность.

3. Толщина слоя песка определяется расчетом в зависимости от грунта (см. Таблица 1).

Узел — схема сопряжения покрытий из бетонной плитки (плитки из натурального камня)

Вариант 2 (при одинаковой толщине пирога покрытия, в качестве разделителя возможна

установка той же плитки)

1. В случае сопряжения 2-ух видов плитки возможно использовать в качестве разделителя бетонную брусчатку.

2. Конструкции дорожных одежд рассчитываются из расчета ожидаемой нагрузки на проектируемую поверхность.

3. Толщина слоя песка определяется расчетом в зависимости от грунта (см. Таблица 1).

Узел — схема сопряжения асфальтобетона и бетонной плитки или плитки из натурального камня.

Узел — схема сопряжения асфальтобетона и бетонной плитки или плитки из натурального камня.

Толщин песчаного слоя для одежд пешеходных зон и тротуаров без устройства дренажа

Источник: АЛЬБОМ ТИПОВЫХ РЕШЕНИЙ (СТАНДАРТОВ) КОМПЛЕКСНОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ «ВЫЛЕТНЫХ» МАГИСТРАЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ.

Источник

Конструкция дорожной одежды

В этой статье описывается конструкция дорожной одежды и применяемые материалы.

Слои дорожной одежды, их расположение и толщина.

Материалы, которые применяются для каждого слоя дороги.

Материалы, из которых выполняются слои дорожной одежды.

Дорожная одежда обеспечивает условия для движения автомобилей вне зависимости от рельефа и состояния грунта, и равномерно распределяет вес автомобилей, горизонтальные и вертикальные нагрузки по большой площади грунта.

Дорожная одежда состоит из нескольких слоев. Обычно это земляное корыто, песчаная подушка, основание, железобетонное покрытие, асфальтобетонное покрытие и слои износа, сцепления и гидроизоляции.

Земляное корыто

Для того, чтобы поверхность покрытия не выступала над окружающим грунтом, или при необходимости приданию грунту нужных свойств, перед началом работ сооружают земляное корыто(ЗК). ЗК представляет собой траншею достаточной глубины и ширины, чтобы в ней поместились все элементы дорожной одежды.

Обычно ЗК делают с помощью бульдозеров или грейдеров. После подготовки ЗК, грунт в нем уплотняется тяжелыми катками.

Земляное корыто — это траншея, которую делают с помощью бульдозеров или грейдеров.

Дренирующий слой

Самый нижний слой дорожной одежды обеспечивает дренирование

Дренирующий слой — самый низший слой дорожной одежды.

Проникающих дождевых вод. В зависимости от доступности и стоимости материалов, дренирующий слой делают из песка или щебня крупных(70-100 мм) фракций. При использовании песка, уплотнение дренирующего слоя не требуется. Если же используется щебень крупных фракций, необходимо уплотнение с увлажнением. Уплотнение осуществляется тяжелыми катками массой не меньше 18 тонн в несколько проходов. Для увлажнения применяют поливальные машины.

Слой щебня средних фракций

Использование щебня фракций(40-60мм) позволяет
провести расклинцовку – меньший по размерам щебень заполняет пустоты более крупного щебня, что обеспечивает распределение нагрузки по большей площади. Как и дренирующий слой, этот слой тоже должен быть уплотнен с увлажнением за несколько проходов.

Слой щебня средних фракций для расклинцовки.

Верхний слой основания

Для этого слоя используют щебень фракций 15-30 мм.

Мелкая фракция щебня позволяет лучшим образом поддерживать асфальтобетонное покрытие, равномерно распределяя нагрузки на нижние слои.

Весь использующийся в любых слоях основании щебень, должен быть прочным, из твердых горных пород, имеющий минимальное количество примесей. Все требования к песку и щебню, применяемы для строительства основания, изложены в ГОСТ, СНиП и различных нормативных документах. Материал для щебенчатых слоев высыпается из самосвалов, и разравнивается грейдерами. После этого уплотняется катками массой выше 6 тонн.

Читайте также:  Размер 96 100 одежды как расшифровать

Верхний слой основания состоит из щебня мелких фракций.

Железобетонные слои

На дорогах с большой интенсивностью движения автотранспорта, используют слои из железобетона. Они укладывается на верхний слой щебня, и обеспечивают большую жесткость и прочность дорожной одежды. Для устройства железобетонного слоя, по всей длине дорожной одежды укладывается и перевязывается металлическая или стекловолоконная арматура, после чего заливается слой бетона. Железобетонные слои из тощих бетонов служат так же теплоизолятором.Такие слои после укладки уплотняются легкими катками.

Чтобы все дорожное покрытие было качественным, материалы, используемые для приготовления бетона, должны соответствовать требованиям ГОСТ и СНиП. Железобетонное основание заливается без перерывов. Перерыв в заливке может привести к образованию трещин в процессе эксплуатации, и преждевременному выходу дорожной одежды из строя. В этом случае потребуется капитальный ремонт одежды.

Асфальтобетонные слои

Асфальтобетонные слои обеспечивают достаточную прочность не только для дорог общего пользования, но даже для применения на взлетных полосах аэродромов. Нижние асфальтобетонные слои делают с использованием щебня фракции 25-40 мм. Все основные слои асфальтобетонного покрытия делают только из горячего асфальтобетона с последующим уплотнением катками.Поверхность щебенчатого основания обрабатывают битумными эмульсиями или праймерами, чтобы усилить адгезию асфальтобетонных слоев.

Каждый последующий слой асфальтобетона имеет щебень меньшей фракции, чем нижний. Вплоть до фракции 5-10 мм на верхнем слое, выше которого только защитные слои – износа, сцепления, гидроизоляции.

Асфальтобетонные слои обеспечивают прочность для дорог.

Слои износа, сцепления, гидроизоляции

Слой износа это тонкий слой асфальтобетона, задача которого – защитить основные слои покрытия от износа. Для него выгодней использовать литые асфальтобетоны. Литьевая технология позволяет сделать покрытие, не уступающее по прочности традиционному горячему асфальтобетону, стойкое к воде, способное играть роль гидроизоляции, и очень простое и дешевое в ремонте.

Обочины

Если дорога проходит по мягким изобилующим глиной грунтам, то покрытие дорожной одежды необходимо защитить асфальтированной, бетонированной или щебенчатой обочиной. Это позволит защитить от грязи и улучшить сцепление колес с покрытием дорожной одежды. Такая защита особенно важна на мокрой дороге.

Источник

ТРОТУАР ИЗ АСФАЛЬТОБЕТОНА

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ПЕШЕХОДНОЙ ЗОНЫ. УЗЛЫ, КОНСТРУКЦИИ.

Мы свяжемся с вами в течении 10 минут!

ЗАКАЖИТЕ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Асфальтобетонное покрытие пешеходной зоны устраивается на цементобетонных основаниях, а также в форме цементобетонных монолитных и сборных покрытиях.

Асфальтобетонные покрытия на цементобетонных основаниях представляют собой двухслойное асфальтобетонное покрытие с суммарной толщиной 13 см, устраиваемое на основании из бетона класса В15 из жестких укатываемых бетонных или литых смесей или В12,5 с увеличением расчетной толщины цементобетонного основания. Трещиностойкость асфальтобетонного покрытия повышается укладкой высокомодульной полиэстровой армирующей сетки по нижнему слою асфальтобетона (по всей площади).

При этом над швами в бетоне дополнительно предусматривается укладка арматурных

Конструкции из асфальтобетона принципиально можно разделить на два вида :

  • конструкция, предназначенная для устройства покрытий тротуаров до 3,0 м и рассчитанная на автомобильную нагрузку с давлением на ось до 5,5 т;
  • конструкция, предназначенная для устройства тротуаров 3,0 м и более и рассчитанная на автомобильную нагрузку с давлением на ось 7,0 т.

КОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД ИЗ АСФАЛЬТОБЕТОНА

Конструкция асфальтобетонного покрытия при ширине пешеходного тротуара до 3,0 м, рассчитанная на автомобильную нагрузку с давлением на ось до 5,5 т.

Толщина слоя песка определяется расчетом в зависимости от грунта см. Таблица 1

Конструкция асфальтобетонного покрытия при ширине пешеходного тротуара от 3,0 м и более,

рассчитанная на автомобильную нагрузку с давлением на ось до 7,0 т.

Конструкция тротуара, рассчитанная на автомобильную нагрузку с давлением на ось до 16,0 т.

Узел сопряжения асфальтобетона и бетонной тротуарной плитки

(плитки из натурального камня)

1. В случае сопряжения асфальтобетонного покрытия с бетонной плиткой возможно использовать

в качестве разделителя бетонную брусчатку.

2. Конструкции дорожных одежд рассчитываются из расчета ожидаемой нагрузки на проектируемую поверхность.

3. Толщина слоя песка определяется расчетом в зависимости от грунта (см. Таблица 1).

Узел схема устройства сопряжения асфальтобетонного покрытия и газона

Узел устройства водоотводного лотка в асфальтобетон с примыканием к бортовому камню

Толщин песчаного слоя для одежд пешеходных зон и тротуаров без устройства дренажа

Источник: АЛЬБОМ ТИПОВЫХ РЕШЕНИЙ (СТАНДАРТОВ) КОМПЛЕКСНОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ «ВЫЛЕТНЫХ» МАГИСТРАЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ.

Источник

Дорожные покрытия

Проезжая часть улиц и дорог должна иметь одежду, соответствующую требованиям движения транспорта. Дорожная одежда состоит из нескольких слоев. Верхний слой одежды называется покрытием. Покрытие в свою очередь может состоять из слоя износа, периодически возобновляемого в процессе эксплуатации, и собственно покрытия. Покрытие может быть однослойным и двуслойным. Под покрытием располагается основание — несущая часть одежды, обеспечивающая вместе с покрытием передачу нагрузок на подстилающий слой или непосредственно на грунт земляного полотна.

Основание может состоять из одного или из нескольких слоев исходя из общей толщины одежды, установленной расчетом, и необходимости разделения на слои по условиям технологии производства работ. Нижний конструктивный слой дорожной одежды, располагаемый под основанием, называется подстилающим слоем.

Классификация покрытий проезжей части по СНиП 11-60-75 приведена в табл. 4. Конструкции дорожных одежд жесткого типа приведены на рис. 1.

Читайте также:  Аристократическая одежда для девушек

Рис. 1. Конструкция дорожного асфальтобетонного покрытия на цементно-бетонном основании: двуслойного (а), однослойного (б)

1 — песчаный или мелкозернистый асфальтобетон;

2 — крупнозернистый асфальтобетон;

3 — бетон марки М200;

5 — мелкозернистый асфальтобетон

Таблица 4. Классификация покрытий проезжей части дорог

Категория улиц и дорог Тип покрытия и конструкции проезжей части
Скоростные дороги, магистральные улицы общегородского значения, дороги грузового движения Усовершенствованные капитальные (цементно-бетонные и железобетонные, асфальтобетонные на прочных основаниях, мозаичные мостовые на бетонных и каменных основаниях, брусчатые мостовые на основаниях, укрепленных вяжущими материалами)
Магистральные улицы районного значения Усовершенствованные капитальные; усовершенствованные облегченные (из битумно-материальных смесей или холодного асфальта на основаниях из щебня и шлака, на гранитных основаниях, укрепленных вяжущими материалами; щебневые и гравийные; брусчатые мостовые на песчаном основании)
Улицы и дороги местного значения промышленных и складских районов Усовершенствованные капитальные или облегченные переходные (грунтоасфальтовые; щебеночные, гравийные и шлаковые с поверхностной обработкой вяжущими материалами; грунтощебеночные и грунтогравийные, обработанные вяжущими; мостовые из булыжников и колотого камня)
В том числе: жилые улицы и проезды поселковые улицы и дороги Усовершенствованные облегченные и переходные
Усовершенствованные облегченные или переходные (гравийные, щебеночные, шлаковые, грунтовые, улучшенные местными материалами)

Тротуары, пешеходные дорожки. Ширина тротуаров устанавливается с учетом категории и назначения улицы и дороги в зависимости от размеров пешеходного движения, а также размещения в пределах тротуаров опор, деревьев и т. п.; ширину пешеходной части тротуаров следует принимать кратной ширине одной полосы пешеходного движения, равной 0,75 м. Ширину пешеходной части тротуаров улиц и дорог различных категорий следует принимать согласно табл. 5.

Таблица 5. Ширина пешеходной части тротуаров

Категория улиц и дорог Ширина, м
на первую очередь на расчетный срок
Магистральные улицы:
общегородского значения 4.5 7.5
районного значения 3 6
Улицы и дороги местного значения (жилые улицы) 2.25 4.5
Дороги промышленных и коммунально-складских районов 1.5 4.5
Поселковые улицы 1.5 1.5
Пешеходные дороги 3 4.5

Бортовой камень, ограждающий тротуар от проезжей части улиц и дорог, должен быть приподнят над проезжей частью на 15 см.

Конструкция дорожной части основной сети тротуаров приведена в табл. 6.

Таблица 6. Конструкция дорожной одежды тротуаров

Основание Толщина слоя основания, см Покрытие Толщина слоя покрытия, см
Щебень известковый прочностью 30 . 60 МПа 10 Песчаный асфальт 3
Грунт, укрепленный цементом (8 . 14% массы сухой смеси) 15 То же 3
Грунт — асфальт на песчаных грунтах 4 » 3
Грунт — асфальт на супесчаных грунтах 4 » 3
Песчаный местный грунт или песчаный слой Бетонные пли железобетонные плиты 4 . 6

К сборным покрытиям тротуаров предъявляют те же требования, что к усовершенствованным покрытиям других типов: они должны быть ровными, нескользкими, обладать требуемой прочностью и устойчивостью. Устойчивость конструкции тротуаров в первую очередь должна обеспечиваться устойчивостью земляного полотна, для которого имеет большое значение водоотвод.

Для исключения влияния погодно-климатических условий на устойчивость земляного полотна и расположенных на нем оснований и покрытий тротуаров между основанием и земляным полотном устраивают подстилающий слой (водоморозозащнтный), способствующий созданию благоприятного водно-теплового режима. Этот слой (дренирующий) устраивают из водопропускающнх (дренирующих) материалов (песка, песчано-гравийных смесей, шлака металлургического, гравия н других сыпучих материалов). Водопоглощающая способность этих материалов характеризуется скоростью фильтрации воды, которая должна быть не менее 3 м3/сут. В зависимости от типа грунтов земляного полотна и климатических условий толщина дренирующего слоя может быть принята в соответствии с данными табл. 7.

Таблица 7. Толщина дренируемого слоя

Грунты Толщина подстилающих слоев, см. в климатических зонах
II III IV, V
Супеси легкие 10 10
Супеси тяжелые, пылевые пески 15 12 10
Суглинки, глины 20 15 10
Пылеватые супеси и суглинки 2 Г. 20 15

Попадающая в дренирующий слой вода с помощью дренажей мелкого заложения отводится в водосточную сеть. Простейшими н наиболее распространенными типами оснований сборных покрытий тротуаров являются песчаники, толщину которых принимают не менее 10 см.

При наличии песчаного подстилающего слоя толщиной 15 см н более укладку плит или мощение производят непосредственно по этому слою. При плитах малых и средних размеров верхний слой песка толщиной 10 см рекомендуется стабилизировать введением цемента в количестве 10. 12% (по массе).

Укладка малоразмерных тротуарных плит непосредственно на песчаный необработанный слой производится в основном на внутриквартальных территориях при хороших грунтовых и гидрогеологических условиях. При покрытии из мелких элементов (мозаичная плитка и др.) удельные нагрузки на основание обычно повышаются по сравнению с нагрузками, передающимися через плиты. В этом случае основания выполняют из каменных материалов (щебня) или металлургических шлаков. При этом мощение ведут по укладываемому поверх основания выравнивающему слою из песка или мелких каменных высевок толщиной 2. 3 см.

Толщину основания принимают в зависимости от расчетных нагрузок на покрытие, размеров сборных элементов покрытия, материалов основания, грунта земляного полотна и условий по увлажнению.

Покрытия тротуаров рассчитывают на движение пешеходов, пропуск тротуароуборочных машин, а в отдельных случаях — легковых или грузовых автомобилей с учетом въезда последних на территорию микрорайонов, подъезда к отдельным расположенным вдоль улицы зданиям (в частности, торговым), заезда различных аварийно-ремонтных машин.

При расчете одежд тротуаров принимают следующие нагрузки на колею расчетного автомобиля, кН:

при заезде одиночных автомобилей, в основном легких, — 12,6;

при заезде различных автомобилей, в том числе уборочных, — 27,5 (55 на ось);

при возможном заезде тяжелогруженых автомобилей — 35.

Толщину оснований для сборных покрытий тротуаров следует принимать в зависимости от материала.

  • Прочные каменные материалы, цементно-грунтовые смеси 10 . 12
  • Металлургические шлаки 12 … 13
  • Битумогрунтовые, битумогравийные и битумощебеночные смеси 7 . 8
  • Щебень из слабых каменных материалов или кирпичный 13 . 15

Конструкции сборных покрытии тротуаров на песчаном н щебеночном основании приведены на рис. 86.

Плиты укладывают в плане без перевязки швов (в этом случае продольные и поперечные швы между соседними плитами совпадают друг с другом) или с перевязкой швов. Покрытия из бетонных плит различной формы приведены на рис. 87.

а — при укладке прямоугольных плит без перевязки швов; б, в — то же с перевязкой швов; г — при укладке плит диагональными рядами; д, е — при укладке шестиугольных плит.

Для заполнения зазоров между плитами рекомендуется использовать водостойкие материалы, обладающие хорошим сцеплением с плитами покрытий и обеспечивающие герметичность швов между ними. Для этой цели применяют цементный раствор, смесь песка с битумом или битумную мастику, которая состоит из битума (60%), известнякового порошка (20 . 25%) н асбестовой крошки (15 . 20%).

Техническая характеристика тротуарных плит приведена и табл. 9 . 10.

Тротуарные плиты должны изготовляться из тяжелого бетона марок М300, М350, М400 и М450 или из песчаного бетона марки не менее М 400.

Прочность бетона на сжатие и растяжение при изгибе должна быть не менее указанной ниже.

Марка бетона Прочность, МПа:
на сжатие на растяжение
при изгибе
М 300 30 4
М 350 35 4.5
М 400 40 5
М 450 45 5.5

Таблица 9. Характеристика квадратных и прямоугольных тротуарных плит

Тип плиты Размеры плиты, мм Mecca плит, кг, укладываемых но щебеночном и бетонном основаниях, при плотности, т/м3
а б Толщина h на основании
щебеночном и бетонном песчаном и стабилизированном 2.3 2.4
Квадратные плиты
K1 200 50 60 4,6 4,8
К2 250 50 60 7,2 7.5
КЗ 300 50 60 10,35 10.8
К4 375 50 70 16,2 16.9
К5 400 50 70 18,4 19.2
К6 500 50 70 28,8 30
К7 750 60 80 77.6 81
К8 1000 80 100 230 240
Прямоугольные плиты
П1 375 250 50 60 10.8 11,25
П2 500 250 50 70 14.4 15
П3 500 375 50 70 21.6 22,5
П4 750 375 60 70 38.8 40,5
П5 750 500 60 70 51.7 54
П6 1000 500 80 80 92 96

Примечание. Толщина плиты в местах заезда тяжелого автотранспорта на тротуар для плиты К1! принята 80 мм, для остальных плит — 100 мм.

Таблица 10. Характеристика пяти- и четырехугольных тротуарных плит

Тип плиты Размеры плиты, мм Масса плит, кг, укладываемых на щебеночном н бетонном основаниях, при плотности, т/м 3
а а1 б Толщина h на основании
щебеночном и бетонном песчаном и стабилизированном 2.3 2.4
Пятиугольные плиты для окаймления квадратных и прямоугольных плит
01 177 90 353 50 60 7.25 7.56
02 312 253 414 50 60 17.22 17.96
03 233 152 466 50 60 14.38 15.01
04 265 178 530 50 60 18.92 19.75
05 283 368 566 50 60 33.16 34.6
06 363 90 706 50 60 21.64 22.58
07 529 442 1058 60 80 103.2 107.6
08 707 86 1414 80 100 114.7.4 119.73
Пятиугольные плиты для окаймления шестиугольных плит
09 125 125 432 50 60 9.31 9.72
010 187 375 648 50 70 34,91 36,43
011 250 250 865 60 80 44,76 46.71
Четырехугольные плиты для окаймления шестиугольных плит
012 216 500 50 60 9,31 9,72
013 324 750 50 70 20.96 21,87
014 433 1000 60 80 44,82 46,76

Примечание. Толщину плит в местах заезда тяжелого автотранспорта на тротуар принимают 100 мм.

Таблица 11. Характеристика фигурных плит

Тип плиты Размеры плиты, мм Масса плит, кг,
при плотности
Расход плит
на 1 м 2 , шт
Длинна Ширина Толщина
Ф1 200 200 70 4.4 38
Ф2 285 200 70 07 25
ФЗ 200 186 70 4.4 38
ФА 250 200 70 5.1 33
Ф5 400 444 70 22.4 7.5
Фб 400 110 70 18.8 9
Ф7 560 400 70 31.2 5.5

Отмостки у зданий следует устраивать из литого асфальта толщиной 2.5 см, шириной 0.75 м. а в отдельных случаях 0,5 м. Для оснований в отмостках применяют известковый щебень или металлургический шлак слоем 6 см или кирпичный щебень слоем 8 см. Для оснований в отмостках можно применять также местные грунты, укрепленные цементом (8. 10% по массе сухой смеси).

Для пешеходных дорожек применяют покрытия из грунтов, укрепленных различными вяжущими материалами, основными из которых являются цементы и битумы. Наиболее подходящими грунтами для укрепления их вяжущими материалами являются супеси и суглинки с числом пластичности 3. 15.

Болдырева Л.А., Левинзон А.Л., Миропольская Н.К. — Инженерная подготовка строительных площадок и благоустройство территорий – 1985 г.

Источник