Меню

Традиционная одежда народов дальнего востока



Х.1. Костюмы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Сибирь и Север образуют историко-этнографическую область России, за­нимающую огромное пространство от Уральских гор на западе до Чукотки, Камчатки и острова Сахалин на востоке. На Севере живут небольшие группы народов, так называемые малые народы Севера. Самые многочисленные из них ненцы (34,2 тыс. чел.) и эвенки (299 тыс. чел.); затем идут чукчи, ханты, манси, коряки и др. Некоторые из них очень малочисленны, например эски­мосы (1,7 тыс. чел.). Наиболее многочисленными народами, населяющими Сибирь, являются буряты, живущие в Забайкалье, и якуты.

Традиционная одежда народов Сибири и Севера тесно связана с природой и их хозяйственной деятельностью. Суровые условия жизни способствовали появлению особых видов одежды, которые максимально приспособлены к жизни в тех районах.

Выбор материала для одежды обусловлен родом занятий: оленеводы шьют одежду из шкур оленей, охотники — из шкур добываемых ими животных или птиц; народы, живущие в бассейне крупных рек, выделывают кожу рыб; ско­товоды — овчину; охотники на морского зверя обрабатывают шкуры и кишки морских животных.

Покрой одежды также зависит от природных условий и хозяйственной дея­тельности. Всю одежду можно разделить на две группы: глухого покроя, наде­вающуюся через голову (рис. Х.1), и распашную, имеющую спереди разрез (рис. Х.2). Одежда глухого покроя характерна для народов, занимающихся охо­той на морского зверя, а также оленеводством.

Костюм чукчей, эскимосов и коряков. Представители этих народностей носят одежду глухого покроя. Вся одежда делается двойной: нижняя — мехом внутрь, верхняя — мехом наружу.

Мужчины носили меховые штаны длиной до щиколоток, внизу штаны стя­гивались и завязывались при помощи ровдужных (ровдуга — оленья замша) ремешков поверх обуви, чтобы снег не попадал внутрь.

Покрой плечевой одежды очень прост: рукава, широкие в пройме, сужают­ся к кистям рук, как в рубахе.

Верхняя одежда, которая называлась кухлянкой, была шире нижней и ко­роче. Внизу можно было видеть край нижней рубашки, мездра которой окра­шивалась в оранжевый цвет отваром ольхи.

Женская кухлянка была длинной, в нижней части — широкой (из клиньев) и имела капюшон, скроенный вместе с рукавами (рис. Х.З). Кроме того, жен-

щины носили меховой комбинезон длиной до колена. Он имел глубокий вырез и надевался через ворот; вырез горловины отделывался собачьим мехом и за­вязывался кожаными ремешками (рис. Х.4).

Поверх меховой одежды и мужчины, и женщины надевали камлейку (чехол на меховую одежду). Камлейка делалась из ровдуги (замши) или привозных хлопчатобумажных тканей. Береговые жители делали камлейку из нерпичьих кишок и надевали ее при выходе в море или в непогоду как непромокаемый плащ.

У эскимосов бытовала одежда из птичьих перьев (рис. Х.5).

Обувь у мужчин и женщин была сезонной. Зимой носили обувь из оленьих камусов (камус — мех с ноги оленя, очень прочный и красивый). По обеим сторо­нам камуса пришивали ремешки из ровдуги, которые завязывались спереди. Ле­том носили обувь из продымленных нерпичьих шкур. Мужская обувь была корот­кой, женская — длиной до колена. Называлась такая обувь торбаса (рис. Х.6).

На голове носили двойные меховые капоры.

Одежду, обувь и головные уборы украшали вышивкой, мозаикой из темно­го и светлого меха. Розетки — излюбленные орнаментальные формы (рис. Х.7). Они имеют вид крупных или мелких кружков, зубчатых колес. Техника испол­нения розеток разнообразна. Чаще всего это аппликация из белой кожи на темной и наоборот или вышивка цветными нитками либо белым подшейным волосом оленя. Розетки сочетались с продернутыми через разрезы в коже узки­ми ремешками.

Большого мастерства достигли чукчи и коряки в украшении одежды мехо­вой мозаикой. Подбирались кусочки из темного и белого меха и соединялись в геометрические узоры (рис. Х.8). Мех подбирался не только по цвету, но и по направлению ворса. У коряков на опуване (нижняя оборка на одежде) приме­нялся не только геометрический, но и зооморфный орнамент. Чаще всего изо­бражали оленей (рис. Х.9).

Костюм эвенков. Эвенки, как мужчины, так и женщины, носили распаш­ную одежду, напоминающую кафтан (рис. Х.10, Х.11). Она отличалась удиви­тельной стройностью и даже изысканностью. Под меховой уличной одеждой

носили короткий, плотно облегающий грудь, спину и плечи кафтан из ровду­ги, отороченной по подолу и плечам длинноворсовым мехом и расшитый по вороту, рукавам и подолу цветным бисером. Кафтан, как фрак, сзади заканчи­вался мысом (рис. X. 11). Между передними полами, сходящимися встык и скреп­ленными ровдужными завязками, был виден нарядный, расшитый бисером ровдужный нагрудник, предохраняющий грудь и живот от холода. Нагрудник завязывался на шее ровдужными ремешками. У мужчин он заканчивался внизу мысом, у женщин низ был ровным. Кафтан подпоясывался широким ровдуж-ным поясом, обильно расшитым цветным бисером, к которому мужчины при­крепляли нож, женщины — принадлежности для шитья.

Вместо белья носили натазники (короткие кожаные штаны). На ноги наде­вали высокие, до бедер, меховые расшитые бисером торбоса, на голову — шапку-капор из меха выдры или росомахи.

Эвенки относятся к тем группам народов, которые украшали одежду бисе­ром. Не всякий бисер подходил к суровым условиям и выдерживал температу­ру ниже 50 °С мороза. Стеклянный бисер лопался и опадал с одежды, выдержи­вал морозы китайский бисер — из фарфора и индийский — из морских рако­вин. Более древние бусины выполнялись из кости.

Бисер нашивался на сукно (рис. Х.12) на некотором расстоянии друг от друга. Четко соблюдался ритм рисунка. Предпочитались желтый, зеленый, крас­ный, а также белый и черный цвета. Для усиления нарядности в вышивку

вводились полоски цветной ткани. Следует отметить прекрасное цветовое ре­шение одежды эвенков. Очень декоративна одежда шамана (рис. Х.13).

Костюм якутов. Якуты живут на севере Восточной Сибири между реками Леной и Индигиркой.

Особенностью и мужского, и женского якутского костюма был крой одеж­ды: распашная с отрезной спинкой, прилегающей в талии и имеющей от та­лии до подола разрез, к краям которого пришивались полосы цветного сукна. Широкие в проймах рукава этой верхней одежды закладывали на плечах в складки. Нательной одеждой служили короткие кожаные штаны — натазники, к которым надевались кожаные ноговицы и меховой набрюшник. Верхнюю одежду бедняки шили из конской или коровьей кожи шерстью внутрь, а бога­тые якуты — из дорогого меха, покрытого ровдугой.

Читайте также:  Корона логотип какого бренда одежды

Зимней обувью служили высокие сапоги из оленьей или конской шкуры шерстью наружу. Летние сапоги делались из мягкой кожи. Материал и покрой одежды обусловлен был родом занятий — скотоводством.

В праздничный костюм якутской женщины обязательно входила шуба или камзол в сочетании с высокой меховой шапкой и металлическими украшения­ми. Якутки носили ожерелья типа гривны и головные украшения со свисающи­ми на грудь и спину цепочками, а также широкие браслеты, массивные серьги.

Важной принадлежностью якутского костюма, как женского, так и муж­ского, был ременный пояс, отделанный гравированными пластинами. К поясу

обычно прикреплялись мелкие предметы обихода: сумочки, игольница, но­жички, огниво и т.д. Борта верхней одежды отделывались мехом, к ним подве­шивались колокольчики, бубенчики, гирьки.

Костюм народов, населяющих низовья Амура и остров Сахалин. Эти народы в основном занимались рыболовством и охотой. Ими была создана особая куль­тура обработки рыбьей кожи.

У мужчин и женщин основной одеждой были халаты из рыбьей кожи типа кимоно, часто запахивающиеся слева направо (рис. Х.14, Х.15). Украшением служили аппликации из кожи и вышивка цветными нитками, располагавшая­ся по вороту, верхней части левой полы и главным образом на спине. Орна­мент был геометрический, криволинейный и спиралевидный. Кожу для ап­пликаций окрашивали естественными красителями в синий, черный и крас­ный цвета, наклеивали и нашивали на основу тончайшими швами мелкими стежками. Уже с конца XIX в. эти народы широко использовали для изготовле­ния одежды покупную ткань, богато украшая ее вышивкой.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое кухлянка?

2.Какую форму имел комбинезон у чукотских женщин?

3.Назовите особенности костюмов эвенков.

4.Чем отличались мужские торбаса от женских?

5.Назовите виды орнамента, используемые в одежде народов Севера и Сибири.

Источник

Консультация на тему:»Особенности национальной одежды и костюмов коренных жителей Севера и Дальнего Востока»
консультация по теме

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word.docx 22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Обращаясь к истории освоения и заселения Дальнего Востока, русские мореплаватели и первопроходцы столкнулись с новой, первобытной культурой местного населения.

На просторах современного Крайнего Северо-Востока среди множества национальностей живут коренные народы Севера – якуты, эвены, камчадалы, юкагиры, коряки и многие другие.

Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е. культуру. Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков и тысячелетий. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.

Освоение региона и активные контакты русских переселенцев с местным аборигенным населением привели к складыванию в северной части Охотского побережья этнических групп, известных как русское старожильное население.

Охотское побережье стало местом смешения оседлых и кочевых народов Севера, а так же русского старожильческого населения. Доподлинно известно, что в 1639г. отряд казаков во главе с атаманом Иваном Москвитиным вышел на берег Охотского моря и основал первое русское поселение .

Культура каждой народности складывалась веками, но отражение эстетики, мировоззрения и характера народа можно найти в особенностях национальной одежды её цветовом и орнаментальном решении.

Так на примере одного из древних тунгусо-маньчжурских народов Сибири – ламутов – он разделился на эвенов и эвенков. В.А. Туголуков писал, что «эвены и эвенки являются в прошлом единым таежным народом», а по С.К. Патканову, «физическое и культурное единство объясняется наличием общих генетических корней этих этносов. Вместе с тем, культурные различия эвенков и эвенов, возникшие в ходе влияния на последних культур аборигенных этносов Восточной Сибири, позволяют говорить о самобытности эвенской культуры, прослеживавшейся уже во время прихода в Восточную Сибирь русских».

Одним из результатов этнических процессов является расселение эвенов в настоящее время небольшими группами по северным местам Якутии, Хабаровского края, Камчатской и Магаданской областей. Так по численности представителей коренных малочисленных народов Севера в Магаданской обл. по состоянию на 1.01.2014 проживает всего ок.5000 человек, из них 1490 в Магадане.

Если песни, танцы – это душа народа, то национальный костюм – это его лицо
Национальный наряд эвенов существует многие сотни лет. Их одежда на вид очень проста, и вместе с тем она очень сложна. За ее простотой – уникальный крой и веками отшлифованная технология шитья и обработки материалов. При изготовлении одежды, кроме меха пушных и морских зверей, используют шкурки птиц, кожу рыб, китовый ус и другие необычные материалы.

Труд по производству предметов хозяйства и быта, и их декоративной отделке был строго разделен: мужчины занимались изготовлением изделий из кости, дерева, камня и металла, а женщины обрабатывали шкуры, выделывали ровдугу и покрывали выполненные из этих материалов вещи орнаментом.

Эвены до сих пор сохранили особенности своей традиционной одежды – распашной кафтан с нагрудником. Здесь следует иметь в виду то, что при расселении и передвижении эвенов по Восточной Сибири костюм изменялся под воздействием определенных этнокультурных и природных воздействий. Самым заметным в этом плане является использование эвенами северной части Охотского моря, Чукотки и Камчатки чукотско-корякской одежды. Если там женщины некоторых групп эвенов продолжали носить распашную одежду обще-тунгусского типа, то мужчины почти полностью перешли к использованию глухих кухлянок и камлеек. В распространении глухой одежды среди эвенов повлияли природно-климатические условия тундровой зоны. Т.е. общее сходство в данном элементе между чукчами, коряками и эвенами объясняются лишь одинаковыми условиями существования, в то время как в ряде решающих деталей между ними нет ничего общего.

Наличие глухого типа одежды наблюдается и у эвенов тундровой зоны Якутии, Колымы. По этнографическим сведениям, до прихода тунгусских племен на территорию Якутии древне-юкагирские племена носили глухую плечевую одежду. Эта одежда длительное время, вплоть до середины XX в.. в сочетании с распашной одеждой тунгусского типа составляла в гардеробе лесных юкагиров единый комплект. Некоторым группам эвенов, как и юкагирам, было известно одновременное использование двух типов плечевой одежды. Так, нижне-колымские эвены под зимнюю кухашку и эвенский кафтан носили глухую рубашку из летней шкуры оленя ( илкади тэти, илкан – самоназвание эвенов Нижнеколымского района). Использование двух типов плечевой одежды может свидетельствовать о присутствии двух компонентов в национальной культуре: глухая одежда присуще северному компоненту, распашная – южному. Кроме одежды эвены и юкагиры имеют много сходств и в других областях материальной и духовной культуры, которые, возможно, объясняются близким генетическим родством между этими народами.

Мужская одежда долган ( мукаалкан) тяготела к эвенской традиционной одежде – была распашной.

В зависимости от того, какие народы проживали рядом с той или иной группой эвенов, в украшении последних преобладал какой-то определенный материал, например бисер ярких оттенков – там, где эвены соприкасались с эвенками и юкагирами, кожа.

Способы декоративной отделки у народов Севера необычайно разнообразны и технически довольно сложны. Кожа – один из древнейших и широко распространенных на Севере материалов для шитья пологов, одежды, сумок и других предметов быта. По коже нерпы, оленьей замши и т.д. накладывали другой материал – та же кожа, но другого цвета, олений волос, нитки, бисер, ткань.

Технические приемы вышивки у северных мастериц весьма своеобразны. Обычно олений волос, бисер и нитки не пропускаются через кожу (основу), а только накладываются различными способами на неё и прихватываются сухожильными нитками.

Наиболее распространенные технические приемы это — переплетение различно окрашенных ремешков, пропускание узких ремешков через прорези в коже, аппликация кожей по по коже или меху, а иногда(у чукчей) по ткани, обмотка накладного кожаного ремешка более узкой полоской кожи, меховой мозаикой(стачивание) кусочков различно окрашенной кожи или меха . Украшаются предметы быта и комбинированным швом, при котором олений волос пропускается через кожаные петли.

У всех народов Северо-Востока очень распространена вышивка бисером.Свою меховую одежду они издавна украшали костяными шариками, трубочками, кружочками, их иногда даже подкрашивали. С появлением на Севере скупщиков пушнины, распространился бисер. Рисунки для бисерных украшений мастерицы придумывали сами.

Особенно интересные узоры создают вышивальщицы – эвенки. Широко применяют различные меховые и бисерные опушки. Кроме того, применяются для украшения различного рода кисточки из меха, ниток, ровдуги, крашенного волоса нерпы .

Юкагиры и якуты вырезают узоры из оленьего меха и вышивают сухожильными нитками. Среди узоров преобладают ромбы, зигзаги, прямоугольники, квадраты, полосы и треугольники. Эвены отдают предпочтение узким полосам орнамента, располагая их зонально, таких полосок может быть до 30 штук. Излюбленный прием украшения кафтанов у эвенов Магаданской области и Якутии — широкая кайма бисера в виде сплошного поля с геометрическими мотивами. Обычно орнамент состоит из квадратиков(темных и светлых), прямоугольников и полос. В эти орнаменты входят так же и концентрические круги. В основе колористической гаммы — белый, черный, синий и голубой цвет.Одним из видов украшений являются крупные металлические бляшки, располагающиеся отдельными поясами . Если учесть, что вышивальщицы пользуются различными материалами яркими по цвету, то можно понять на сколько красива и разнообразно орнаментальное декорирование предметов быта эвенов.

Обувь эвенов различается по материалу и способам украшения в зависимости от назначения, времени года и региональных особенностей. Так, возникшая в свое время вышивка цветными нитками, особенно характерная для эвенов Ольского района Магаданской области, встречается и у других локальных групп, имеющих контакты с чукотским населением.

Как видим в орнаменте преобладают строго геометрические мотивы, ясные по структуре и по форме, но сложные по своей композиции.

Что же касается растительного орнамента, то он появился благодаря взаимодействию и адаптации разных этнических культур. Знакомство с русским и украинским народным искусством привело к тому, что мастерицы стали переносить на одежду, сумки и другие предметы изображения цветов, побегов, листьев. При этом выполняли они их, и сейчас выполняют в своей технике, к которой лишь добавилось шитье в виде глади.

Анализируя орнаменты юкагиров, чукчей и эвенов, можно видеть, что композиция их имеет устоявшийся характер, связанный с мифологией народа. Это полосы по подолу и краям одежды, по воротнику и низу рукавов. Такие же полосы встречаются на перчатках, торбасах (обуви),сумках. Вышивка по данным элементам одежды служила защитой от проникновения злых духов в одежду и тело человека. Орнамент в одежде обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество ).

Такое обрамление одежды обуславливается космогоническим представлением аборигенов об устройстве мироздания. Они сводились к делению вселенной на средний, нижний и верхний миры. Верхний мир — мир небожителей — олицетворяли через круглые бисерные розетки или металлический круг «солнце»: их можно найти на головных уборах и нагрудных украшениях. Средний мир — мир людей — через лирообразный орнамент (женское начало) обозначался в силуэте и декоре плечевых изделий, металлических украшений и рукавиц. И, наконец, нижний мир — мир злых духов — передавали через вышивку обуви на тему «древо жизни», корнями уходящее в землю, возможно, отражая зависимость жизни на земле от нижнего мира. Поскольку, по представлениям коренного населения, с самого рождения и до кончины человек подвергался нападению злых духов, его надлежало оберегать на протяжении всей жизни. Для этого использовались разнообразные амулеты-охранители и тотемы.

Одежда – ценнейший источник для изучения истории народа. Материал, покрой, орнаментация, ярко характеризует национальную культуру.

Так, искусство орнаментовки вещей наиболее древний вид декоративно-прикладного искусства коренных народов Севера. Оно сложилось очень давно, на основе хозяйственной деятельности. За столетия орнаменты претерпели изменения, одни узоры совсем прекратили свое существование, другие изменили свою первоначальную форму и даже свое значение. Но многие элементы узоров сохранились до наших дней .

Соприкосновение с культурой других народов разнообразило композиционные возможности оформления того или иного предмета.

Суровые природные условия Севера сформировали совершенно особое мировоззрение, быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры, объединившей человека и его среду в единое неразрывное целое. У народов, связанных единым происхождением, общими природными условиями, всегда есть много общего в укладе жизни…. А древние традиции — это своеобразный источник знания истории и культуры любого народа…

  1. Тимашева Л.Е. Орнамент народов крайнего севера. – Магадан, 1972.
  2. Н.М.Калашникова. Г.А.Плужникова. Одежда народов СССР. М.: Изд-во «Планета», 1990

Управление образования администрации г. Хабаровска

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 33

Консультация на тему:

«Особенности национальной одежды и костюмов коренных жителей Севера и Дальнего Востока»

Источник

Нанайцы – великие рыболовы долины Амура

Нанайцы принадлежат к коренным народам Дальнего Востока. Эта малочисленная народность принадлежит к байкальскому антропологическому типу, что роднит нанайцев с рядом соседних племён их региона. Современные представители этого этноса проживают на территории России и Китая, на берегах реки Амур и её притоков Сунгари и Уссури, в Сахалинской области, в Приморском и Хабаровском крае.

Нанайцы сохранили удивительные особенности старинной культуры. Конечно, современный уклад жизни нанайцев значительно отличается от быта их предков, но и сегодня можно заметить самобытные черты культуры этого народа. Кто же они – загадочные нанайцы?

История названия нанайцев

Название нанайцев представляет собой интересное сочетание слов. “На” означает “земля”, а “най” – “человек”. Если дословно перевести его, получим “человек земли”, и именно так народ указывал свою принадлежность к определённой территории. В старину нанайцев также называли словом “гольд”. В Китае же народ этот нередко именуют “хэчже”. Что примечательно, самоназвание нанайцев различается в зависимости от местности проживания.

Так, например, племена, населяющие нижнее течение Амура, называют себя “нани”, а вот жители верховьев реки именуют себя на китайский манер “хэджени”. О жизни нанайцев до появления русских известно совсем мало. С приходом в их край землепроходцев в старинных источниках появляются сведения об “ачанах” и “натках”, под которыми подразумевались нанайцы.

Нанайцы в XIX веке, фото из путешествия Уильям Генри Джексона, 1895 год
Местонахождение: Университет Бригама Янга, Прово, Юта, США

Нанайская одежда

Традиционная культура нанайского народа ярко проявляется в национальной одежде и ремёслах. Свои наряды нанайцы изготавливали из шкур, крапивных волокон, рыбьей кожи. Нарядные вещи шили из шёлка и парчи, которую привозили в регион иностранные купцы.

И сегодня можно увидеть традиционный наряд нанайцев в их крае. Он состоит из кимонообразного халата, что запахивается на правую сторону, тёплых штанов, невысокой обуви. В тёплые летние дни халат заменяли безрукавкой кандял.

Национальный теплый костюм нанайцев / lagunatrip.ru

Согбома ота – национальная нанайская обувь, сшитая из рыбьей кожи. Она отличается теплотой и прочностью. В зависимости от типа кроя обувь нанайцев можно разделить на тунгусскую или амурскую.

Женский наряд не слишком отличался от мужского. Халат у нанайских красавиц был немного длиннее мужского варианта этой одежды. Кроме того, женщины должны были носить специальные нагрудники, что выкраивались в дополнение к брюкам. Незамужние девушки носили высокие нагрудники, а вот замужние дамы подвязывали их лишь до нижней части груди – чтобы было удобно кормить младенцев.

Деятельность и нанайский быт

Среди традиционных занятий важное место занимали рыболовство и охота, что помогали нанайцам выжить в непростых условиях их родного края. Чаще всего в охоте использовали ямы (для крупного зверя) и засеки. Во время охоты на медведя применяли петли из шкуры лося.

Значительную роль в жизни нанайцев занимали собаки. Причём сейчас я имею в виду не столько использование упряжек или помощь четвероногого компаньона на охоте, сколько почитание этого животного. В местных мифах образ собаки нередко связывался с женской ипостасью. Даже в шаманских традициях собаке уделяется особое место. Это – помощник шамана в общении с миром духов.

Нанайский праздник первой кеты на Амуре / lagunatrip.ru

В зависимости от предназначения нанайцы строят два типа жилища. Различают сезонные и постоянные постройки. В старину такие жилища должны были обязательно располагаться неподалёку от источника воды. В древности у нанайцев были распространены землянки и полуземлянки.

В наше время часто встречается дом хагдун. В качестве стен для него использовали жерди, что покрывали камышом и тальником. Главной частью дома была отопительная лежанка накан. Посетив нанайское жилище, именно по этой конструкции можно было определить, сколько человек проживает здесь.

Хагдун, фото из путешествия Уильям Генри Джексона, 1895 год

Если кратко сформулировать принцип нанайских хозяек, получим: “Еда должна быть сытной и вкусной”. Это очень верно, поскольку в условиях долгой и морозной зимы крайне важно насытить организм, что вынужден противостоять холодам. Для приготовления блюд используют рыбу, мясо, бобовые, картофель. Из-за климатических особенностей нанайцы практически не выращивали пшеницу, а потому в прежние времена выменивали муку на пушнину.

Конечно, основным продуктом в нанайской кухне является рыба. Её вялят, жарят, солят, замораживают. В сыром виде нанайцы используют в качестве добавки к блюдам головы отдельных видов рыб, костный мозг, печень, почки.

Верования нанайцев

Сегодня большинство нанайцев исповедуют христианство, однако традиционные верования ещё сохранились на их землях. Считается, что связующим звеном между людьми и духами выступают шаманы. Эти люди не просто обладают необыкновенными способностями – они могут поддерживать общение с божествами и влиять на животных, явления природы, погоду. Нанайские шаманы разделяются на несколько категорий, что определяется их функциями:

  • сиуринку саман – это врачеватели;
  • нигмантэй саман – организаторы поминальных ритуалов;
  • касса саман – помощник, что провожает души умерших людей в загробный мир.

Изгнание злого духа похитителя детей, фото из путешествия Уильям Генри Джексона, 1895 год

Нанайцы – древний народ с удивительной самобытной культурой, сохранившейся до наших дней. Они по-прежнему придерживаются старинных верований. Многие нанайцы и сегодня пользуются услугами шаманов, надевают национальную одежду, готовят традиционные блюда, а значит, их обычаи продолжают жить – даже через много веков.

Источник