Меню

Татарская национальная одежда женская рисунки



Отличительные черты национального одеяния татар

Национальный костюм хранит в себе исторические тайны и важные события этноса. Большинство современных людей не знают тонкостей происхождения одеяния и значения его отдельных элементов. Однако татары не входят в эту категорию, они всегда трепетно относились к традициям и чтили культурное наследие. Их национальный костюм отличается богатым полотном и изысканной отделкой.

Немного истории

Татарский наряд сформировался в восемнадцатом веке, но позже в первоначальную модель было внесено ряд коррективов. Одеяние не раз подвергалось изменениям, но основные элементы остались нетронутыми.

Характерные черты костюма во многом зависели от региона и вероисповедания. Самое значительное влияние на формирование народной одежды оказали поволжские татары и мусульманство.

У крымского этноса наряд существенно отличался. Именно они ввели в моду широкие юбки, акцентирующие внимание на аппетитных бедрах татарок. В других регионах женщины предпочитали носить платья в форме клина.

Жители Татарстана верили, что человеческая душа покидает тело через дырки и отверстия в одежде. Поэтому они с особым вниманием относились к мельчайшим прорехам и старались их быстрей залатать.

Татары считали, что спасение жизни возможно только при наличии волшебного оберега. Для этого края одежды обрабатывали, используя уникальный орнамент. Ранее в качестве узора использовали стрелы, но впоследствии их сменили замысловатые завитки.

Одеяние декорировали в определенных местах. Например, зона в области таза считалась интимной и секретной, по этой причине ее никогда не оформляли узором. Грудь воспринималась иначе, ведь она помогает девушкам вскармливать малышей. Данную область обильно украшали орнаментом.

Традиционный наряд татар представляет собой шаровары и рубаху-платье. Сверху накидывали кафтан или халат. Также костюм дополняли легкой одеждой изо льна или конопли, она не имела подкладки и называлась чоба. Женщины обычно надевали жилетки или фартуки.

Отличительная черта костюма татар – обильное количество украшений и использование материй ярких расцветок.

Описание

Чтобы разобраться в нюансах нарядов жителей Татарстана, стоит детально его изучить.

Цвета и оттенки

Расцветка имеет огромное значение при пошиве одежды. Причем это не дань модным тенденциям. Татарский национальный костюм «говорит» о положении человека в обществе и его вероисповедании. Также расцветка одеяния помогает определить семейный статус и возраст. Причем оттенки четко распределены между кочевыми и земледельческими народностями.

В восемнадцатом веке особое значение уделяли красному цвету. Он символизирует принадлежность хозяина к знатному роду и его финансовую состоятельность. Однако в следующем столетии оттенок потерял свою значимость. Вещи подобной расцветки стали надевать на торжественные мероприятия.

У большинства татар белый оттенок считается символом траура или старости. Одежду подобных цветов выбирали женщины преклонного возраста и люди, собирающиеся на похороны.

В наш дни татарский костюм наполнен яркими и сочными оттенками. Часто в мужских и женских вещах встречается сиреневый, изумрудный или синий цвет. Они гармонично сочетаются с орнаментом и контрастной отделкой. Для вышивки обычно выбирают золотистые или серебристые нити, которые придают вещам индивидуальность и престижность.

Ткань и орнаменты

Ранее для изготовления нарядов выбирали преимущественно бархат. Для украшения подола и краев одеяния использовали мех. Часто шерсть животных брали для декорирования головных уборов. Со временем вещи становились легче, татары стали выбирать иные материи. Наибольшим спросом пользовались хлопок, шерсть и шёлк.

Для пошива камзола брали парчу, которую покрывали мелким орнаментом. Современные наряды чаще всего создают из шёлка и атласа, поскольку материя отличается легкостью и приятна на ощупь. К тому же ткань великолепно передает глубину оттенков и визуально делает образ богаче.

Для вышивки обычно выбирали растительный орнамент, который объединял в себе несуществующие цветы, листья и плоды. Основная часть узоров была асимметричной. Условно все орнаменты делили на три категории:

  • Степные (маки, незабудки, гвоздики).
  • Луговые (васильки, ромашки, колокольчики).
  • Садовые (астры, пионы, розы, ирисы).

Также для украшения нарядов использовали виноградную лозу, пальмовые листья. Геометрические узоры отодвигали на втором плане, в приоритете у татар были сердечки, волны и т.д. Характерная черта орнамента – полихромность (использование разных оттенков).
Вернуться к оглавлению

Элементы

По украшениям девушки судили о благосостоянии ее семьи. Мужчина также считались большим любителям аксессуаров. Чаще всего они надевали массивные перстни. Главное украшение девушек – накосник. Его готовили из разного материала.

Практически все татарские барышни носили серьги. Уши прокалывали в раннем детстве (в три или четыре года). Подобное украшение не снимали с юных лет и до самой старости.

Читайте также:  Одежда для дома николь

Уделяли внимание и аксессуарам для шеи, правда, в большинстве случае их применяли не в эстетических, а практических целях. С помощью украшений девушки скрывали глубокий вырез на сорочке.

Еще один оригинальный аксессуар татар – перевязь. Эта лента, которую носили перекидывая через плечо. У мусульманских барышень на перевязи были небольшие кармашки, куда складывали тексты из Корана.

Крой и декоративные швы

Отличительная черта национального костюма татар – трапециевидная форма. Народ носил широкие рубахи, напоминающие тунику и объемную верхнюю одежду. В классической сорочке отсутствовали плечевые швы, ее изготавливали из прямого сукна. Некоторые татары носили рубахи с воротником-стойкой.

Для оформления тканей использовали ряд декоративных швов:

  • Вразброс. С помощью толстых нитей выполняли узор в виде полос. Чаще всего использовали для декорирования шарфов и поясов.
  • Кипрская ткань. Волокна накладывали на основные нити, полностью перекрывая их. Распознать орнамент можно по характерным зазорам, напоминающие маленькие ступеньки.
  • Досочный. Нити повторяются на лицевой и изнаночной стороне. Шов напоминает декоративную вышивку.

Татарские головные уборы

Их подразделяют на домашние и выходные. В первом случае на голову надевали тюбетейку. Это шапочка небольшого размера, которая закрывала только макушку. Поверх неё надевали разнообразные шляпы из материи, войлока, меха.

Шапочку прошивали по всей поверхности строчками и между ними прокладывали конский волос. Ткань использовали разнообразную, также отличался узор, поэтому головной убор имел огромное количество вариаций. Яркие тюбетейки выбирали молодые парни, татары преклонного возраста останавливались на скромных моделях однотонной расцветки.

В головных уборах для женщин четко отслеживалась дифференциация по возрасту. Наибольшей популярностью пользовался калфак. Его надевали вместе повязкой-украшением (ука-чачак), конусообразный конец с кисточкой отбрасывали назад.

Замужние дамы прикрывали не только волосы, но и шею, спину. Головной убор женщины включал в себя три основных элемента. Волосники применяли, чтобы собрать и прикрыть причёску. Мусульманки заплетали локоны в две косы и прятали под чепец, как русские барышни.

Основной или средний убор (покрывало) чаще носили дамы преклонного возраста. Оно отличалось по форме: треугольное, квадратное и т.д. Верхний головной убор надевали поверх покрывала, чтобы надежно его зафиксировать. Для этой цели использовали повязки и шапки.

Национальная татарская обувь

Представители народа носили чулки, пошитые из сукна или шерсти. Самая древняя модель – это тула оек. Для их изготовления использовали домотканое сукно белоснежного оттенка. Чулки носили с обувью из лыка или кожи.

Национальная обужа татар – сапожки читек. Их шили из мягких материалов: сафьяна или хрома. Отличительная способность модели – гибкая подошва. Кожаную обувь могли себе позволить только зажиточные татары. Сапоги носили на протяжении всего года.

Ичиги черного цвета использовали парни и девушки, только у вторых они были немного короче и без отворотов. Для торжественных мероприятий выбирали екаюлы читек, их украшали с использованием традиционной техники кожаной мозаики, которой в совершенстве владели татары.

При выходе из помещения на сапоги надевали калоши. На праздничные мероприятия из кафа татары доставали туфли. Дамы выбирали обувь на небольшом каблучке, с чуть приподнятым носком.
Рабочие люди предпочитали носить лапти, поскольку они были легкими и комфортными.

Национальные татарские украшения

Аксессуары использовали не только дамы, но и мужчины. У парней украшений не так много: перстни, пряжки для ремней. А вот у женщин ассортимент разнообразней. Ведь не зря благополучие мужа оценивают по тому, насколько богато «наряжена» его супруга.

С древних времен дамы носили серьги. Помимо собственных моделей, дизайн аксессуаров заимствовали у русских, кавказцев.

Также популярностью у татарок пользовались шейно-грудные украшения. Мусульманки носили перевязь, где в маленьких кармашках хранили выписки из Корана.
Вернуться к оглавлению

Гендерные разновидности

Каждый представитель нации имел собственный наряд, отличающийся характерными элементами.

Женский

Национальное одеяние состоит из сорочки, нижнего нагрудника и штанов. Этот наряд идеален для любой ситуации. В начале двадцатого века для барышень шили элегантные платья. К изделию прикрепляли нижний нагрудник. Его фиксировали на плечах или шеи с помощью тонких бретелек. Повязку в обязательном порядке декорировали узором.

Некоторые татарские девушки в повседневной жизни постоянно носили фартук. Кто-то сочетал его с праздничным нарядом, другие надевали только с рабочими вещами.

Читайте также:  Размер манго одежда таблица размеров

Из верхней одежды большим спросом пользовались камзолы и бишметы. Первый это короткая и приталенная жилетка, второй представляет собой длинное пальто с зауженной спинкой. Бишмет часто декорировали мехом, вместо традиционной пуговицы использовали застежку из серебра. Она одновременно служила украшением одеяния.

В качестве головного убора незамужние барышни носили шапку или калфак. Женщины в браке обязаны были прятать волосы и закрывать спину. Их головной убор включал в себя волосник и покрывало.

Детский

Татарская национальная одежда для малышей практически ничем не отличалась от взрослых моделей. Однако их наряды содержали больше ярких элементов:

  • Костюм для мальчиков включал в себя удлиненную сорочку с широкими рукавами. Чтобы одеяние не вызвало дискомфорта использовали манжеты. Обязательный элемент костюма – камзол, расшитый разными орнаментами. Штаны чаще всего были широкими и выполнены из контрастной материи, чтобы не отвлекать внимание от сорочки. На ноги надевали сапоги. В теплый период использовали легкие тапки или туфли.
  • Костюм для девочек – это многоярусное платье, закрывающее шею, плечи и рукава. Голову украшает национальный убор, с которого спадает легкая вуаль, полностью закрывающая спину. Платье выполнено в ярких расцветках и декорировано оригинальным орнаментом.

Мужской

Национальная одежда татар состоит из широкой рубахи, оснащенной ластовицами под мышками и рукавами-регланами. Сорочка удлиненная, а штаны отличаются просторностью. Выделяют два типа мужского одеяния, каждый из которых имеет характерную деталь.

  • Приталенное или с прямой спиной. К подобным вещам относят камзол (жакет), бишмет (пальто из плотной материи) и чобу (легкая верхняя одежда).
  • Ко второму типу относят чикмень, джилян и тулуп. Первый представляет собой демисезонное одеяние. Джилян – это халат с маленьким воротником, его можно носить в любое время года. Тулуп – зимняя одежда из меха.
Обязательной деталью мужского костюма является пояс. Ранее состоятельные парни носили ремень из шелка, украшенный бахромой из серебряных и золотистых нитей.

Особенности свадебного наряда

Платье татарской невесты должно быть длинным и закрытым. Традиционно девушки выбирали белый оттенок наряда, но некоторые предпочитали яркие оттенки. Например, васильковый или бордовый цвет.

Часто одеяние дополняли камзолом насыщенного тона. На ноги барышня надевала туфельки или легкие сапожки (ситеком). На голове у невесты было покрывало из кружев или калфак. Отличительная черта свадебного наряда – большое количество украшений (кольца, браслеты, серьги). Аксессуары указывают на высокое положение девушки в обществе и ее материальную состоятельность.

У парней наряд был намного скромней. Они приобретают классический костюм, который декорируют лентами. Также дополнением одеяния служил головной убор. Если свадебная церемония требовала строгих правил, жених надевал рубаху и бархатный камзол.

Праздничные

Наряды для торжественных мероприятий отличаются материалом и обилием декоративных элементов. Современные одеяния чаще всего шьют на европейский манер, но национальный колорит сохраняется. То проявляется в длине вещей, орнаменте, фасоне и т.п.

Костюм для танцев можно отличить по жилетке-разлетайке, шапочке с кисточкой и классическом орнаменте на одежде.

В современном стиле

В наши дни практически нереально встретить девушку, облаченную в камзол и рубаху. Чаще всего татарки выбирают длинные платья А-силуэта, оснащенные воротником-стойкой и воланами на рукавах. Конечно, встречаются более оригинальны модели, но данный вариант считается максимально востребованным. А вот головной убор остается низменным — миниатюрный калфак.

У парней костюм практически не изменился, но отдельные элементы претерпели трансформацию. В современных танцах юноши используют традиционный наряд, но с добавлением новых ноток.

Мужчины всегда облачаются широкие шаровары, заправленные в сапоги. Сорочка и камзол остаются низменными, иногда к одеянию добавляют пояс.

Женские платья всегда выполнены в ярких расцветках, но при этом остаются закрытыми. Для танцев барышни выбирают насыщенные оттенки и богатый орнамент.

Заключение

В национальном костюме татар полностью воплотилось мастерство народного творчества и постоянное стремление людей к совершенству. Все элементы наряда гармонично сочетаются между собой, образуя единый стилевой ансамбль. Наиболее ярко национальные особенности татарского гардероба прослеживаются в женском одеянии. У мужчин в этом плане все немного скромней.

Из видеосюжета вы узнаете историю татарского народного костюма.

Источник

Костюмы мира. Татарский национальный костюм.

Национальный костюм хранит тайны и исторические события. Татары всегда с трепетом относились к традициям и культурному наследию. Костюм татар отличается богатым полотном и отделкой.

Наряд полностью сформировался в 18 веке, но одеяние изменяли не один раз, остались нетронутыми лишь элементы. Черты костюма зависели от региона и веры. У крымских татар наряд отличался существенно, именно от них в моду вошли широкие юбки. В остальных регионах женщины носили платья в форме клина.

Читайте также:  Одежда для леона для resident evil 4

Традиционный наряд татар состоял из шаровар и рубахи-платья. Сверху надевали кафтан или халат. Костюм дополняли легкой льняной одеждой без подкладки — чоба. Женщины надевали жилеты и фартуки. Костюма татар обильно украшали и использовали материй ярких расцветок.

В 18 веке в основном акцент делали на красный цвет. Это символ того, что хозяин принадлежит к знатному роду. Но уже в 19 столетии вещи красного цвета стали надевать только на праздники.

У татар белый цвет — символом траура или старости. Одежду такого цвета надевали женщины преклонного возраста и люди, собирающиеся на похороны.

Современный татарский костюм яркий и сочный. Часто встречается сиреневый, изумрудный и синий цвет. Они замечательно сочетаются с орнаментом и отделкой. Вышивку делают золотистыми или серебристыми нитями, они придают вещам индивидуальность.

В старину наряды изготавливали в основном из бархата. Подола и края одеяния украшали мехом. Со временем одежда становилась легче, стали использовать другие ткани, такие как хлопок, шерсть и шёлк.

Камзол шили из парчи с мелким орнаментом. Сегодня наряды в основном шьют из шёлка и атласа, так как ткань легкая и приятная на ощупь.

В вышивке использовали растительный орнамент. Все орнаменты разделяли на 3 категории:

  • Степные (маки, незабудки, гвоздики).
  • Луговые (васильки, ромашки, колокольчики).
  • Садовые (астры, пионы, розы, ирисы).

Геометрические узоры были на втором плане, а на первом месте — сердечки, волны и т.д. Характерная черта орнамента – использование разных оттенков.

Костюмы татар имели трапециевидной формой. Народ носил широкие рубахи, похожие на туники и объемную верхнюю одежду. В сорочке не было плечевых швов, ее шили из прямого сукна. Для оформления использовали декоративные швы:

Они делятся на домашние и выходные. В первом случае надевали тюбетейку, поверх неё надевали шляпы. Яркие тюбетейки носили молодые парни, мужчины преклонного возраста носили модели однотонной расцветки.

У женщин наиболее популярен был калфак, его носили с повязкой-украшением. Замужние женщины прикрывали кроме волос еще шею и спину.

Основной или средний убор носили пожилые женщины, поверх надевали верхний головной убор для того, чтобы его закрепить. Для этого использовали повязки и шапки.

Татары носили чулки из сукна или шерсти. Чулки носили с обувью из лыка или кожи. Национальная обувь татар – сапоги читек. Их шили из сафьяна или хрома, у них была гибкая подошва. Кожаную обувь носили только зажиточные татары. Сапоги носили круглый год. При выходе на улицу на сапоги надевали калоши. На праздники татары надевали туфли. Рабочие носили лапти, так как они были легкими и удобными.

Аксессуары носили как женщины, так и мужчины. У мужчин: перстни, пряжки для ремней. С древности женщины носили серьги. Также были популярны шейно-грудные украшения.

Платье невесты должно быть длинное и закрытое. Традиционно девушки выбирали белый цвет, но кто-то предпочитал яркие тона. К примеру, васильковый или бордовый цвет.

Одеяние дополняли ярким камзолом. На ноги надевала туфли или легкие сапоги. На голову надевали кружевное покрывало или калфак. В свадебном наряде было много украшений, аксессуары показывали положение девушки и ее материальную состоятельность.

Парни надевали классический костюм, декорированный лентами. Дополнение к наряду — головной убор. Если свадебную церемонию выдерживали в строгих правилах, то жених надевал рубаху и бархатный камзол.

Современные наряды шьют на европейский манер, сохраняя традиционные элементы. Это проявляется в длине наряда, орнаменте, фасоне и т.д.

В современном стиле

В наше время нереально встретить женщину, одетую в камзол и рубаху. Чаще всего татарки носят длинные платья, с воротником-стойкой и воланами на рукавах. При этом головной убор остался низменным — калфак.

У мужчин костюм почти не изменился, только отдельные элементы немного трансформировались. Мужчины надевают широкие шаровары, которые заправляют в сапоги. Сорочка и камзол остались низменными.

Заключение

В национальном татарском костюме воплощено мастерство народного творчества. Все элементы наряда образуют единый стиль, сочетаясь между собой.

Из видеоролика вы узнаете историю татарского костюма.

Источник