Меню

Сочинения по роману белые одежды



Добро и зло в романе В. Д. Дудинцева Белые одежды

. Правду говорить легко и приятно, — заметил арестант.

. Тут Пилат вздрогнул. В последних строчках
пергамента он разобрал слова: «. бОльшего
порока. трусость. »
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

В основу романа В.Д.Дудинцева положены реальные события: пятидесятые годы прошлого века — расцвет идей Т.Д.Лысенко и гонения на учёных-генетиков.

Кажется, нет более далёких вещей, чем политика и биология — наука, основанная на фактах и естественных явлениях. Однако даже этой наукой пытались командовать партийные деятели, подменяя результаты экспериментов идеологическими догмами. И учёным приходилось отстаивать свои убеждения ценой жизни, подобно тому, как в Средневековье инакомыслящим грозили костры инквизиции.

«Белые одежды» — роман философский. Эпиграф, взятый из «Откровения Иоанна Богослова»: «Сии, облечённые в белые одежды, — кто они и откуда пришли?» — настраивает нас именно на такое восприятие произведения.

Обратимся к Библии, ведь именно к этой мысли подводит нас писатель, взяв эпиграфом вопрос без ответа.

Итак, читаем «Откровение»: «И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии, облечённые в белые одежды кто, и откуда пришли?
Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; Они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца». (1)

Именно «великая скорбь», страшное и жестокое время, в которое жили Дежкин, Стригалёв, академик Посошков, полковник Свешников, заставила их жертвовать собой. Они не были фанатиками. Просто наступил в их жизни момент, когда невозможно стало скрывать, что их одежды — белые.

В романе показано несколько типов учёных. К первому их них относятся те, кто поставил свои личные интересы выше интересов науки. Эти люди переполнены завистью и ненавистью к добившимся чего-либо в жизни и всегда принимают ту сторону, на которой им будет спокойнее и безопаснее.

К таким псевдоучёным можно отнести, например, Краснова. Ради продвижения, ради карьеры он отрёкся от своих родителей, изменил фамилию, имя. Непорядочен он и в личной жизни. Краснов способен на предательство, если этого потребует его карьера. И таких как он немало.

Происходящее в генетике являлось отражением того, что происходило в обществе, которым правили ложь и страх. Исходя из этого, ко второму типу учёных можно отнести тех, кто, опасаясь за свою жизнь, за жизнь близких, перестал различать ложь и правду. Не решаясь открыто отстаивать свои убеждения, эти учёные стали считать своими убеждениями общепринятые догмы.

Только небольшая горстка биологов смогла противостоять многочисленным последователям академика Рядно. После недолгих колебаний к ним примкнул главный герой романа Фёдор Иванович Дежкин. Любимый ученик знаменитого академика, он не побоялся пересмотреть свои взгляды и встать на сторону генетиков, хотя прекрасно понимал, чем это ему грозит.

Фёдор Иванович, талантливый учёный и мужественный человек, философ по складу ума, был готов к жестокой схватке. Со студенческих лет его занимала важнейшая философская проблема — проблема добра и зла. И теперь настала пора применить его знания в борьбе с подлинным злом, которое воплощала в себе сталинская система.

Однако понять, что есть добро и что есть зло, не всегда просто, ведь зло, прекрасно понимая свою подлую суть, постоянно маскируется добрыми намерениями.

« Добру тягостно слушать, когда его благодарят, — размышляет Фёдор Иванович. — А вот зло — этот товарищ охотно принимает благодарность за свои благодеяния, даже за несуществующие, и любит, чтобы воздавали громко и при свидетелях. Добро беспечно, действует, не рассуждая, а зло — великий профессор нравственности. И обязательно даёт доброе обоснование своим пакостям.
Злу иначе вести себя нельзя. Как только скажет: вот, и у меня есть тёмные пятна, неподдельные, — критиканы и обрадуются, и заговорят. Не-ет, нельзя! Что добру выставлять свои достоинства и подавлять людей своим благородством, что злу говорить о своей гадости — ни то, ни другое немыслимо». (2)

Трудно не согласиться с выводами Дежкина. Особенно, если вспомнить, как продуманно, умело, целенаправленно «пиарит» себя академик Рядно: тут и нарочитая простонародность, и землица, которая сама ему в карман набилась, пока он «по делянкам лазил», и тулупчик, подаренный «любимому ученику Феде».

А какой страшный и безжалостный оскал таится за маской всеми любимого «народного академика»!

Понимая это, Дежкин хочет, чтобы добро перестало быть наивным и прекраснодушным и научилось смотреть на зло реально, распознавать его козни, побеждать его.

Злой человек, по мысли Фёдора Ивановича, не любит копаться в своей душе (можно представить себе, какой смрад царит в душе подлеца), он живёт в мире вещей. « Ему нужно всё время бегать во внешнем пространстве, хватать у людей из-под носа блага и показывать всем, что он добряк, благородный жертвователь. И вся эта маскировка может быть хорошо видна добру, которое наблюдает из своего недоступного укрытия. Если оно постигло. Если научилось видеть. Добро, постигшее эту разницу, будет находиться в выгодном положении. Это сверхмогучая сила. Особенно если она осенена достаточно мощным умом». (3)

Но уметь распознавать зло — недостаточно. Нужно иметь волю и мужество, чтобы вступить с ним в борьбу. И это будет борьба не на жизнь, а на смерть, ведь злу неведомы угрызения совести: оно способно наносить удары в спину и из-за угла, оно предаёт «друзей и сотрапезников», бьёт лежачего и добивает раненого. А ещё у зла есть такое страшное оружие как клевета.

Всем своим романом писатель подводит нас к мысли, что вступивший в поединок со злом должен быть готов пожертвовать собой, чтобы победить и увидеть плоды победы над злом могли другие. Это горько осознавать, но это так: в борьбе со злом всегда будут потери. Мало того, без потерь, без жертв зла не победить. А жертвуют собой — всегда! — самые лучшие: самые мужественные и благородные.

Конечно, самоубийство академика Посошкова нельзя расценивать как мужественный поступок, как сознательную жертву во имя торжества идеи. Однако это и не трусость, не уход от борьбы. Вот строки из его последнего письма, обращённого к Фёдору Ивановичу: «Желание смерти — не есть желание смерти. Это только поиск лучшего состояния. Что в конечном случае является крайним выражением желания жить». (4)

И дальше в своём прощальном письме Светозар Алексеевич размышляет о том, почему зло умеет занимать господствующие высоты: «Если я туп, если я не понимаю ясных вещей и не имею достаточно глубокого образования, и при этом стремлюсь главенствовать и сумею захватить себе право лезть в дела, мне не понятные, но затрагивающие судьбу многих, может получиться то, что наш Хейфец назвал отбором глупых. Непонятное легкомысленно отбрасывается. Разумеется, большинством голосов. Теперь это всё — вредные идеи, вейсманизм-морганизм и кибернетика. А когда нас набирается достаточно, мы можем из своей среды назначить нового Бетховена — взамен того, непонятного и надоевшего». (5)

Зло обычно пышно расцветает на почве глупости. Особенно если вокруг царит полное равнодушие.

Писатель поднимает вопрос пассивности людей, их равнодушия к проблемам добра и зла.

Об этом размышляют герои, глядя на картину, изображающую святого Себастьяна. Вывод, к которому они приходят, неутешителен: людям абсолютно безразлично чужое страдание, а сочувствие рождается только тогда, когда страдание коснётся их самих. Может быть, поэтому у поднявшихся на борьбу со злом бывает так мало сторонников. Не замечать, отвернуться, затаиться и переждать — вот позиция подавляющего большинства.

«Как открыл Фёдор Иванович ещё в свои студенческие годы, добро — это страдание». (6) А принять на себя страдание — удел немногих, которые чаще всего и не задумываются о том, что совершают благородные поступки, подвиги.

« Белые одежды! Он никогда их не видел на себе. — пишет В.Д.Дудинцев о главном герое романа. — «Сии, облечённые в белые одежды», — они приходят от великой скорби. А когда страдаешь — тут не до анализа своих качеств. Страдающего не тянет к зеркалу. И поэтому Фёдора Ивановича осаждали воспоминания, несущие с собой боль. Он видел Ивана Ильича, отхлёбывающего из своей бутылочки, или Свешникова, с окровавленным лицом продирающегося сквозь кусты ежевики. Но никогда он не видел около этих людей себя! Свою кровь на лице он не видел, хоть и ломился сквозь ежевику вместе со Свешниковым». (7)

Годы борьбы и лишений понадобились для того, чтобы подлинно научная мысль одержала победу над домыслами и предрассудками. Роман заканчивается тем, что зло в лице академика Рядно повержено. Но писатель не приукрашивает действительности: зло разоблачено, но не наказано по заслугам. Академик Рядно до самой смерти работал в научно-исследовательском институте и был похоронен со всеми почестями. Генерал Ассикритов отправлен в отставку, но пенсия-то ему назначена генеральская. А Ивана Ильича Стригалёва, академика Посошкова, полковника Свешникова, юную Женю Бабич уже не вернуть.

В безжалостное, трагическое время пришлось жить героям романа «Белые одежды». Талантливые учёные тогда были неизвестными и даже гонимыми, а бездарные, жаждущие власти карьеристы становились во главе науки, распоряжались жизнями других людей. И трудно осуждать того, кто не смог тогда сделаться героем.

Однако судьбу человека обуславливает не только время. Каждый делает свой собственный выбор, каждый для себя решает, быть ему «честным и битым» или же «лживым и сытым». И писатель приветствует тех, кто, как его главный герой Фёдор Иванович Дежкин, умеет понять зло, имеет мужество и волю противостоять злу и победить.
______________________________________

1. Откровение Святого Иоанна Богослова 7:13,14
2. В.Дудинцев «Белые одежды» М., Современник, 1989. С.289-290
3. Там же. С.195
4. Там же. С.452
5. Там же. С.453
6. Там же. С.576
7. Там же. С.576-577

Источник

«Сочинение по литературе по роману Владимира Дудинцева «Белые одежды»»

В романе «Белые одежды» Владимир Дудинцев хочет разгадать бесконечность души человека, показать критерии для распознания добра от зла. Вот, что говорит сам автор о своей книге: “В романе “Белые одежды” я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место. Мне хотелось бы вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознавания добра и зла или, как сказал мой читатель, создать инструментарий добра”. Добро — это сострадание, способность сочувствовать чужим бедам и изо всех сил противодействовать злу. Добро — это стремление к идеалу, к истине. Один из персонажей романа говорит: “Счастье — в тебе. Когда положишь свою плоть, чтоб напитать близких… Прольешь кровь, переплывешь море страданий… Вылезешь на берег еле живой… Тут счастье само тебя найдет, не помышляющего о нем”.

И тем ни менее, у зла нет будущего, не смотря на то, что оно маскируется под добро. В романе мы видим негодование генетиками со стороны лжеученых (академик Рядно, его “левая рука” Саул Брузжак, Краснов, Шамкова и др.). Безнаказанность темных сил напоминает о страшных временах инквизиции, охоту на ведьм. Пылают в огне книги последователей Менделя на территории провинциального института… По-разному ученые-генетики борются за науку: профессор Хейфиц покидает институт, академик Посошков кончает жизнь самоубийством, долгое время работает в подполье Иван Ильич Стригалев, который в последствии по доносу агента-осведомителя Краснова был закрыт в тюрьму. Главный герой романа Федор Иванович Дежкин скрытно помогает генетикам, так как убеждается в правильности генетического подхода. Его жизнь полна бед. Героя преследуют, но, все-таки, его усилия не бессмысленны. Он завершает работу Стригалева, а именно ему удалось вырастить новый сорт картофеля.

Читайте также:  Ярлыки для одежды как стирать

В романе прослеживается тема возмездия. Рядно и его сообщникам не суждено стать историческими личностями. На похоронах “народного академика” нет никого из его близких. Судьба же Федора Ивановича Дежкина складывается благополучно. В его жизни появляется Лена, впоследствии, ставшая его женой, они растят двух детей. Но главная награда ему за мужество и борьбу со злом — это добрая память потомков. Возможно, финал книги покажется слишком простым и счастливым. Но нельзя забывать, какой ценой досталось это счастье. Гете был прав, сказав в «Фаусте»:
* Лишь тот достоин жизни и свободы,
* Кто каждый день идет за них на бой!

Источник

Сочинение по роману Р. Дудинцева «Белые одежды»

ПУТЬ К ПРАВДЕ И ДОБРУ «СОВЕСТЬ, БЛАГОРОДСТВО И ДОСТОИНСТВО — ВОТ ОНО, СВЯТОЕ НАШЕ ВОИНСТВО» (Б. ОКУДЖАВА)

Роман Дудинцева «Белые одежды» обращается к трагическому эпизоду в истории нашего общества. Речь идет о кровавой эпохе сталинизма, одной из жертв которой стала генетика и люди, служившие ей верой и правдой. Они и являются главными героями книги. Сам автор идею своей книги выразил так: «Ведь невозможно спокойно видеть тех, кто умеет совлечь с одержимого большим делом человека его сияющие одежды, кто залезает в них сам и щеголяет, обманывая других своей заимствованной привлекательностью и громкими словами. Здесь целый мир сложностей. В романе «Белые одежды» я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место. Мне хотелось бы вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознавания добра и зла. Или, как сказал один мой читатель, создать инструментарий добра».

Роман «Белые одежды» — это мужественный шаг писателя на пути восстановления исторической правды. Суровая оценка сталинского террора, данная писателем, позволяет нам, читателям, ощутить масштабы не только научных, хозяйственных, но и челове ческих потерь. Пристальный взгляд Дудинцева на наше прошлое заставляет серьезно задуматься и о настоящем. «Счастье искать нельзя. Обреченное дело! Кто ищет, тот, естественно, старается для себя. А это усилия второго сорта. Счастье таких усилий не любит, обходит.

…Мир нам дан такой, какой он есть. Ни прибавить, ни убавить. А счастья в нем нет. Не заблуждайся и не колеси зря в поисках. И не думай, и не мысли. Счастье в тебе. Когда положишь свою плоть, чтоб напитать ближних… Прольешь кровь, переплывешь моря страданий… Вылезешь на берег еле живой… Тут счастье само тебя найдет, не помышлявшего о нем. Будет стелиться перед тобой. И никогда не надоест… Счастье еще свободно выбирает достойного ». Эти слова принадлежат одному из героев романа Василию Степановичу Цвяху. В них заключена ориентация на бескомпромиссный нравственный выбор — необходимость бороться со злом во имя добра. Писатель верит в торжество высокой правды и истинного счастья, выстраданного дорогой ценой.

Добро и Зло — вот вечные противоборствующие силы жизни. Стригалев считает показателем высокой нравственности человека его способность к самоанализу, к раздумьям о том, что такое добро и зло. Федор Иванович Дежкин с волнением говорит полковнику Свешникову: «Смотрите! Это же чудеса! Открытие! Добро хочет ближнему приятных переживаний, а зло, наоборот, хочет ему страдания. Чувствуете? Добро хочет уберечь кого-то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. Добро радуется чужому счастью, а зло — чужому страданию. Добро страдает от чужого страдания, а зло страдает от чужого счастья. Добро стесняется своих побуждений, а зло своих. Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя — под величайшее добро…». Федор Иванови ч считает, что право свободного нравственного выбора должно оставаться за человеком. Но человеческое «я» не должно деформироваться под давлением внешних обстоятельств, иначе в процессе деформации человек предает свои высокие нравственные идеалы, и зло восторжествует над добром.

Силы зла в романе Дудинцева представляют герои, которые борются за то, чтобы владеть благами жизни единолично. Их немало. Фигура «народного академика» Рядно воплощает в себе особенно разнузданное невежество и притязание на абсолютную власть. Живущий по законам подлости, он страшен тем, что его жестокость и невежество неуязвимы. Автор исследует причины этой неуязвимости: «Касьяна вашего к нам заслал не царь, — говорит полковник Свешников Дежкину,— не Америка. Сам прилетел. Сначала все озирался, мечтал, завидовал. Искал ходы. Потом тронулся в путь — изу чать, о чем все кричат. Так что прилетел он из собственной бесконечности…».

Живучесть подлости, зла, невежества автор объясняет «народной непосредственностью», которая была в то время «удобной ширмой для карьеры» и произвола. Ею прикрывается не только Рядно. Не зря полковник Свешников ставит в один ряд с Рядно генерала Ассикритова: «И Касьян, и Коля мой прилетели к нам из своего собственного пространства, переполненного завистью. Завистью и мечтой о власти… Должность, авторитет, пост… капитанская рубка, командирский мостик… Эти люди всегда правы». Сатирическими красками нарисована фигура ближайшего помощника Рядно Саула Брузжака. Хищник по натуре, он надевает на себя маску наивности.

Доносчик Краснов, как и Саул, маскирует свое зло благими намерениями. «И этот злой умысел так и переходит без изменений из столетия в столетие, из закона в закон. Вот это и есть факт, доказывающий историческую неизменяемость зла. Безвариантность». Писатель не может спокойно жить, видя, как люди, подобные его героям: Рядно, Брузжаку, Ассикрипову, Краснову — «щеголяют, обманывая других, своей заимствованной привлекательностью и громкими словами». Дудинцев срывает с них маски, и тем самым учит читателя распознавать зло, бороться с ним. Лысенковщина нанесла удар не только земледелию, животноводству, экономике страны. Она внесла свой вклад в разрушение духовности. Отсутствие динамизма в экономике, насаждение жестокости, страха привели наше общество к моральной деградации.

Хозяевами жизни стали люди, которые сеяли вокруг себя семена лжи, невежества, потребительства, корысти. Те же, кто жил истинным делом, были или уничтожены, или изгнаны. В. Дудинцев, обращаясь к критическим моментам нашей истории, заставляет читателя извлечь нравственные уроки, способствующие пробуждению гражданского достоинства каждого человека. Для любимых героев Дудинцева характерно умение сохранить в себе высокую духовность независимо от ударов, которые наносит им судьба. Для Стригалева и Дежкина, для Цвяха и Лены Блажко жизнь складывается так, что страдания становятся для них необходимым условием существования добра. Они выстрадали научное открытие нового морозоустойчивого сорта картофеля, оставаясь верными своим нравственным принципам. Они утверждают добро дорогой ценой — ценой страдания: «Картошка! Гибрид! Пища! Это же не минута простого насыщения. Концентрат пережитого. Вкус мечты». Зло еще является самостоятельной субстанцией, и потому страдание, пока существует зло, будет всегда атрибутом добра. В философских обобщениях о добре и зле проступает подлинная человеч- ность автора «Белых одежд».

Дудинцев — мастер притч-метафор. В них находят выражение его философские обобщения. Метафоры «спящая почка», «честный пионер», «парашютист», «песочные часы» помогают распознать добро и зло. В «песочных часах» воплощается идея романа, «это графическое изображение нашего сознания — как оно относится к окружающему миру. Верхний конус, который уходит в бесконе чность, все время расширяется, это вселенная, мир, вмещающий все… а нижний конус, который тоже уходит в бесконечность, у которого нет дна, это я…

Пока не научились записывать наши мысли и чувства. до тех пор может жить и действовать неизвестный добрый человек, скрывающийся в тени, готовый биться против ухищрений зла… Самонаблюдение злого человека не интересует. Его жизнь во внешнем конусе, среди вещей. За ними он охотится. Ему нужно все время быть во внешнем пространстве, хватать у людей из-под носа блага и показывать всем, что он добряк, благородный жертвователь. И вся эта маскировка может быть хорошо видна добру, которое научилось видеть. Добро, постигшее эту разницу, будет находиться в выгодном положении. Это сверхмогучая сила». Так определяет образ бытия Федор Иванович Дежкин. Он убежден в том, что если человек изменяет своей совести, жизненным принципам под давлением внешних обстоятельств, то он не в силах сохранить нравственную чистоту, и тогда зло в человеке побеждает. Как же сохранить душу? Как оставить незатемненным ее свет, указывающий путь к правде и добру?

Дудинцев доказывает, что возможность сохранить незапятнанной совесть и чистой душу, веру, и добро, и справедливость вопреки трагическим обстоятельствам внешнего мира зависит только от самого человека. Те люди, которые не приспосабливаются к внешним обстоятельствам, всегда живут по законам правды. «Белые одежды» — это свет их чистых душ. Трусы и приспособленцы в погоне за благами жизни маскируют свое ничтожество «белыми одеждами» с чужого плеча. И поэтому они распознаваемы. Анализ пути героев Дудинцева к правде вооружает нас инструментарием добра. Таким инструментарием могут быть энергия ума, спокойная совесть, неудовлетворенность собой, умение принимать чужую боль и сострадать. Автор убеждает читателей: человек должен знать, что есть добро и зло; учит верить в торжество добра и бороться со злом. А по пути добра и правды должен пройти каждый из нас.

Источник

Человек в эпоху сталинизма (По роману В. Дудинцева “Белые одежды”)

1. Два направления в биологии.
2. Нравственный выбор героя.
3. Смысл названия романа.
Какую ниву палачи топтали,
Давили беспощадным колесом.
О, если б все замученные встали
И рассказали правду обо всем!
В. Боков
Роман В. Дудинцева “Белые одежды” (1987) рассказывает о противостоянии двух направлений в биологии, о людях, самоотверженно служащих науке, о цене прогресса. Отечественным ученым принадлежит немало замечательных открытий. Однако история науки знает не только радостные, но и печальные события.

В годы сталинизма

На самом деле это была вульгарная интерпретация учения Мичурина.

“Лысенковцы” – это псевдоученые, приспособленцы, заручившиеся поддержкой Сталина. Генетики – подлинные ученые, высокоодаренные люди, несущие ответственность за дело, которому служат, – немало пострадали за свои убеждения.

Лысенко раздавал щедрые, несбыточные обещания: вот-вот появятся чудесные сорта картофеля, пшеницу будут выращивать даже в северных районах, а значит, страна будет завалена хлебом… Так Лысенко смог войти в доверие к Сталину и получил власть в науке. Но “лысенковщина” снискала и симпатии простого народа. И это были, искренние симпатии, они не были вызваны страхом перед гневом вождя.

Эти симпатии привели к тому, что “лысенковщина” обрела второе дыхание – уже при Хрущеве. Исследователь Г. Гачев объясняет это любовью народа к утопии: хочется верить в сказку о молочных реках и кисельных берегах, самому же “на печи лежать и только руководить, а дубина труда “сама пойдет””. Получается, что Лысенко искусно сыграл на психологии людей. Но если бы только на психологии, на коллективном бессознательном, отраженном в сказках!

Читайте также:  Второй слой одежды что это такое

Академик принял во внимание не только сказки, но и реальность. Война отгремела совсем недавно. Голод закончился еще не везде Человеческим горем, мечтой народа о том, чтобы все наконец наелись досыта, и воспользовался Лысенко.

Это по меньшей мере низко и подло. Генетики же со своими кропотливыми изысканиями, с честной, самоотверженной работой псевдоученым мешали. Обнародованные успехи генетиков означали бы крах “лысенковцев”, выявили бы несбыточность их. обещаний.

Я считаю, что самая главная тема русской литературы – нравственный выбор героя. Достаточно назвать такие великие имена, как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Литература XX века продолжает эту традицию. В романе Дудинцева свой выбор делает ученый Федор Иванович Дежкин.

Академик Рядно, представляющий взгляды Лысенко, направляет Дежкина в институтский городок с целью разоблачить “подпольное кубло”, ставящее опыты по генетике. Но Дежкин, познакомившись с опытами Ивана Ильича Стригалева, убеждается в силе генетики. Нравственный выбор героя заключается в ответе на вопрос: сказать правду о “кубле” или скрыть ее? Дежкин выбирает последнее.

Но советских людей с детства учили всегда говорить правду. Увы, Федор Иванович хорошо знает, к чему это может привести. Когда-то, будучи школьником, он участвовал в геологической экспедиции.

Федор выдал всю правду о ее руководителе. Правда эта оказалась для геолога губительной: с тех пор его больше не видели. Таким образом, “пионерская” правда может быть страшнее лжи. И Дежкин не хочет, чтобы его правда еще раз “заслонила свет хорошему человеку”.

Федор Иванович начинает вести опасную и тонкую игру. Он делает все возможное, чтобы спасти для страны важнейшее открытие – полученный гибрид картофеля. Но герой не заявляет открыто об изменении своих взглядов.

Что это – двуличие? Вовсе нет. Это мудрость.

Это ответ Дудинцева на вопрос: как выжить в страшную эпоху, не идя на компромиссы со своей совестью, не отрекаясь от высокой нравственности?
Борьба добра и зла вечна, и проблема, поставленная Дудинцевым, относится не только к советской действительности 1940-х годов. Конечно, замечательно было бы, если бы добро побеждало зло открыто. Но силы часто оказываются неравны, поэтому добру не всегда стоит заявлять о своих истинных убеждениях, оно должно стать хитрее, побеждать врага его же оружием. Я восхищаюсь людьми, которые смело высказывают свою позицию.

Но не всегда это будет наилучшим решением. Конечно, каждый вправе выбрать, как ему поступить. Можно бороться открыто, но тогда велика вероятность того, что борьба будет чересчур короткой и вряд ли приведет к значительным результатам. А можно притворяться, но притворство это будет благородным и плодотворным.

Нужно разобраться в ситуации и выбрать правильный путь. Но это сегодня можно спокойно выбирать. А в сталинскую эпоху, как я считаю, верным решением было – схитрить. Какой смысл высказывать свои убеждения, жертвовать жизнью ради науки, если, лишившись жизни, ты для науки уже ничего не сделаешь?

Получается, что эта жертва будет бессмысленной. И правы были люди, которые, объявляя себя сторонниками Лысенко, получали доступ в лаборатории, а тайно ставили опыты по генетике. Только так можно было сохранить себя одновременно физически и духовно.

Почему роман назван “Белые одежды”? “Сии, облеченные в белые одежды, – кто они и откуда пришли?” – эти строки из Откровения Иоанна Богослова стали эпиграфом к роману. Согласно Иоанну Богослову, в белых одеждах предстанут праведники в Судный день. В произведении Дудинцева белые одежды словно надеты на ученых-генетиках, на тех, кто остался чистым среди грязи, не предал свои идеалы.

И в этом контексте снова звучит идея лжи во спасение: героиня Елена Блажко говорит о том, что белые одежды иногда необходимо прятать в шкаф, прикрывать их чем-то. Роман Дудинцева – это призыв не запятнать “белых одежд”, при любых обстоятельствах остаться верным своим убеждениям.

Related posts:

Рецензия на роман В. Д. Дудинцева “Белые одежды”Любите ли вы читать? Если вас интересуют не только детективы, криминальные истории, любовные романы, так часто встречающиеся сегодня на книжных развалах, если для вас чтение – не просто способ убить время, если вы любите вместе с автором и героями поразмышлять о волнующих человечество проблемах, вам, наверное, будет интересно познакомиться с романом В. Дудинцева “Белые одежды”. […].

“Нравственные проблемы современной русской литературы” (на примере В. Дудинцева “Белые одежды”)“Пора проснуться, пора оглянуться на себя и понять, что ты не раб и не винтик, ты – человек” В. Дудинцев. “Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы, так сказать, чужды самим себе”. В ХIХ веке эту фразу произнес Чаадаев. И Чаадаев был прав, трагедия России, особенно на протяжении всех лет после октября 1917-го, состояла […].

Центральная проблема романа Владимира Дудинцева “Белые одежды”Роман Владимира Дудинцева “Белые одежды” является попыткой заглянуть в бесконечность человеческой души, дать критерии для распознания добра и зла. Сам автор так пишет о своей книге: “В романе “Белые одежды” я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место. Мне хотелось бы вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознавания добра […].

Нравственный выбор ученого в романе Дудинцева “Белые одежды”Ты можешь прожить долгую жизнь, так и не узнав, кто ты – подлец или герой. И все потому, что твоя жизнь не складывается – не посылает она испытаний, которые загнали бы тебя в железную трубу, где есть только два выхода – вперед или назад. В. Дудинцев Двадцатое столетия, сороковые – пятидесятые годы… По всей стране […].

Сложный путь ученых в годы “администрирования” науки (по роману В. Дудинцева “Белые одежды”)Современная литература отображает различные стороны жизни людей. У В. Дудинцева накоплен некоторый опыт изображения сложных путей ученых в смутные годы “администрирования науки”. В произведении “Белые одежды” несомненным достижением стало слияние конкретных примет тяжелого периода: борьба “лысенковщины” против генетики в 50-е годы, с обобщенными представлениями о непростой судьбе подлинных научных открытий. В романе много сильных переживаний, […].

Сочинение на тему: Р. Дудинцева “Белые одежды”ПУТЬ К ПРАВДЕ И ДОБРУ “СОВЕСТЬ, БЛАГОРОДСТВО И ДОСТОИНСТВО – ВОТ ОНО, СВЯТОЕ НАШЕ ВОИНСТВО” (Б. ОКУДЖАВА) Роман Дудинцева “Белые одежды” обращается к трагическому эпизоду в истории нашего общества. Речь идет о кровавой эпохе сталинизма, одной из жертв которой стала генетика и люди, служившие ей верой и правдой. Они и являются главными героями книги. Сам […].

Человек в эпоху сталинизма. (По рассказам В. Шаламова)Человек в эпоху сталинизма. (По рассказам В. Шаламова) Душу я не сдам… В. Шаламов ХХ век… Он войдет в историю человечества как век, объявивший войну людям и всему живому, а Гитлер со Сталиным будут названы великими инквизиторами. Но именно сталинизм проявил свою последовательность в отношении к простому человеку. В 1937 году он превратил крестьянина и […].

Биография ДудинцеваДудинцев Владимир Дмитриевич Родился в 1918 году. Владимир Дмитриевич родился в 1918 году в городе Купянске, что в Харьковской области. В 40-ом году будущий писатель окончил юридический институт в Москве. С первых войны Дудинцев участвовал в боевых операциях. А после тяжелейшего ранения он начал свои трудовые дни в военной прокуратуре в Сибири в период с […].

Переказ романа Дудинцева “Білий одяг”Чи любите ви читати? Якщо вас цікавлять не тільки детективи, кримінальні історії, любовні романи, так часто зустріч-ющиеся сьогодні на книжкових развалах, якщо для вас читання – не просто спосіб убити час, якщо ви любите разом з автором і героями поразмышлять об хвилююче людства проблемах, вам, напевно, буде цікава познайомитися з романом В. Дудинцева “Білі одяги”. […].

Сочинение на тему: “Насколько интересны современному читателю мысли и чувства Достоевского?” по роману “Белые ночи”Ф. М. Достоевский – один из самых известных в мире русских мыслителей и писателей. Его выдающиеся произведения полюбились не только читателям ХІХ века, они не меньше любимы и читаемы и в наше время. Его творчество преодолело много десятилетий и осталось интересным современному читателю, а проблемы, которых касался Ф. М. Достоевский, актуальны и сейчас, что вызывает […].

Осуждение сталинизма в произведениях писателейВ русской литературе особенно сильны традиции гуманизма. Наши писатели всегда призывали “милость к падшим”. Наверное, не случайно Достоевский и Толстой, Чехов и Короленко с таким глубоким человеческим чувством писали о заключенных и ссыльных. В советской литературе эти традиции были забыты. Безвинные гибли в сталинских лагерях. Оплакать их, заклеймить позором палачей, разбудить души людей, чтобы такие […].

Проблема проявления добра и зла (по тексту Дудинцева)Что представляют из себя добро и зло? И почему сегодня человек несет другим больше зла, чем добра? Именно над этими вопросами задумался автор данного нам текста Дудинцев. Писатель поднимает важную проблему проявления добра и зла. “… Добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя – под великое добро”. Мне кажется предложенный текст Дудинцева именно […].

Дудинцев Владимир Дмитриевич. Творчество поэтаВладимир Дмитриевич Дудинцев после войны был корреспондентом “Комсомольской правды”. Это помогло ему собрать материал для романа “Не хлебом единым”, который был напечатан в 1956 г. в журнале “Новый мир”. И если сразу после публикации в печати роман хвалили, то вскоре на писателя обрушилась лавина критики. Роман Дудинцева был причислен к произведениям, “авторы которых не нашли […].

ТРАГИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ ИСТОРИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ СТАЛИНИЗМАНастоящие писатели – совесть человечества. Л. Фейербах В русской литературе особенно сильны традиции гуманизма. Наши писатели все- гда призывали “милость к падшим”. Наверное, не случайно Достоевский и Толстой, Чехов и Короленко с таким глубоким человеческим чувством писали о заключенных и ссыльных. В советской литературе эти традиции были забыты. Безвинные гибли в сталинских лаге- рях. Оплакать […].

Сочинение “Моя будущая профессия – дизайнер одежды”Я считаю, что каждый человек должен иметь профессию, которая будет приносить ему деньги и удовольствие. Без денег невозможно удовлетворять свои потребности, а без удовольствия от труда работа будет казаться каторгой. Я поняла это, наблюдая за взрослыми. Поэтому, когда я вырасту, я хочу заниматься тем, что мне нравится и в то же время нужно людям. […].

Сочинение по повести Достоевского “Белые ночи”Одним из моих самых любимых произведений великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского является его повесть “Белые ночи”. Она поражает глубиной мысли, интересной и захватывающей сюжетной линией. Больше всего меня поразил финал этого произведения – он очень непредсказуем, и я ожидал совершенно другого. Но давайте по порядку. На первых страницах повести Достоевского “Белые ночи” мы встречаем […].

Читайте также:  Сети где продают одежду

Человек и власть. Драматизм судьбы умного искреннего человека в эпоху застояВ чем заключается драматизм судьбы умного искреннего человека в эпоху застоя-вот проблема, над которой рассуждает Н. В. Горланова. Автор данного текста с болью описывает судьбу советской учительницы Елены Николаевны. Н. В Горланова рассказывает, как безжалостно относились к поистине искренним и умным людям в эпоху застоя, как эту учительницу выжили из элитной школы. И она ушла […].

Морфологический разбор слова: белые медведиВведите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. Начальная форма : БЕЛЫЕ Часть речи : существительное Грамматика : именительный падеж, множественное число, одушевленное Формы : белые, белых, белым, белыми Начальная форма : БЕЛЫЙ Часть речи : прилагательное Грамматика : именительный падеж, качественное прилагательное, множественное число, […].

Осуждение сталинизма в произведениях современной литературыВ течение 30 лет нашим людям внушалась мысль о величии Сталина, его умении все предусмотреть и о том, что по мере продвижения страны к лучшему будущему врагов становится все больше. И чем громче хвалили Сталина, тем больше беззаконий и преступлений совершалось. Но и после его смерти долгие десятилетия людей приучали к тому, что нужно думать, […].

Петербургский мечтатель в романе Ф. М. Достоевского “Белые ночи”1. История создания романа. 2. Образ главного героя произведения. 3. Психологизм романа “Белые ночи”. Впервые роман “Белые ночи” Ф. М. Достоевского увидел свет в 1848 году в периодическом издании “Отечественные записки”. Свое произведение писатель посвятил другу молодости – поэту А. Н. Плещееву. Возможно, этот человек явился и прототипом главного героя произведения, поскольку именно в это […].

Тип петербургского мечтателя в повести “Белые ночи”Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести “Белые ночи” автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский. С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой – подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. “Он сам художник своей жизни и […].

Конспект урока по труду в 5 классе “Ремонт одежды и белья. сведения о пуговицах”Тема: Ремонт одежды и белья. Сведения о пуговицах Цель: познакомить учащихся с технологией выполнения Ремонта одежды и белья, рассказать о видах и назначении пуговиц; создать условия: Для расширения представлений о качествах и свойствах Предметов; Формирования умения правильного ухода за одеждой; Навыков пришивания пуговиц со сквозными отверстиями; Воспитания самостоятельности, трудолюбия, аккуратности, Культуры труда. Тип урока: комбинированный. […].

Характеристика Петербурга по повести Белые ночи (Достоевский Ф. М.)Образ Санкт-Петербурга появляется еще в названии Романа Достоевского “Белые ночи”. Как известно, это не единственный город в стране, где бывают белые ночи, но всегда при их упоминании в первую очередь вспоминается именно город на Неве. Его мы видим глазами главного героя во время его прогулок. Мечтатель описывает город как живое существо, например, при упоминании светло-розового […].

Изображение сталинизма в литературе (А. Рыбаков. “Дети Арбата”, Е. Замятин “Мы”)В современной литературе нашей страны отчетливо проявляется связь с традициями литературы предшествующих десятилетий. В поле зрения писателей оказались такие проблемы, как личность и коллектив, формирование человека, осмысление “связи времен” – настоящего и прошлого, а также ряда других проблем. В печати появлялись и продолжают появляться горькие по своей сути произведения о массовых репрессиях, связанных с именем […].

“Лишний человек” – Печорин (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)“Герой нашего времени” – роман М. Ю. Лермонтова – необычен тем, что состоит из пяти частей, каждая из которых может существовать самостоятельно, но вместе с тем все они объединены образом главного героя – Григория Александровича Печорина. Сам автор в предисловии романа говорит, что его образ собирателен: “Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но […].

Анализ стихотворения Евтушенко “Идут белые снегиЕвгений Евтушенко, как и многие поэты советской эпохи, вынужден был писать стихи, восхваляющие коммунистический строй и проповедующие идеалы рабоче-крестьянского общества. Однако это не мешало ему оставаться настоящим патриотом своей родины и служить русскому народу. Примером этого является стихотворение “Идут белые снеги…” , написанное в 1965 году, в котором автор подводить итог своему творчеству и выражает […].

Внутренний мир “петербургского мечтателя” в повести “Белые ночи” Ф. ДостоевскогоВнутренний мир “петербургского мечтателя” в повести “Белые ночи” Ф. Достоевского План I. Особенности жанра, композиции повести Ф. Достоевского “Белые ночи”. II. Образ рассказчика в повести. 1. Сердце, полное любви. 2. Поэт, мечтатель, романтик. 3. Альтруизм героя. 4. Мечты и действительность. III. “Петербургский мечтатель” в восприятии современного читателя. Я не умею молчать, когда сердце во мне […].

Человек и эпоха (По роману Ч. Айтматова “Плаха”)Природа не признает шуток; онаВсегда правдива; ошибки же и Заблуждения исходят от людей. И. Гете Одиним из наиболее ярких произведений современной русской литературы является роман Чингиза Айтматова “Плаха”, в котором затрагиваются насущные проблемы общества, вопросы добра и зла, отношения между человеком и природой, между человеком и обществом. Писатель признается, что в этом произведении хотел бы […].

“Когда человек может назвать мать свою и по духу родной-это редкое счастье” (По роману М. Горького “Мать”)“Она, может, первая, которая пошла за сы-Ном его дорогой, – первая]”А. М, Горький А. М. Горький написал свой замечательный роман “Мать” в 1906 году. Название этой книги имело глубокое символическое значение. Слово “мать” было взято в новом значении: мать – созидательница, творец новой жизни, нового человека. Тема Матери проходит через все творчество Горького. “А ведь […].

Хамелеоны сталинизмаХамелеоны сталинизма. “2000”, 02.09. 2005г. Отклик на материал И. Свирского “Вот какая была жизнь при коммунистах” (“2000” от 24.06.). Такое ощушение, что автор открыл нынешний школьный учебник по истории и добро-совестно все списал оттуда, разбавив текст парой-тройкой своих воспоминаний. Не хо-телось бы так думать, но не могу избавиться от впечатления, что статья написана под заказ. […].

Анализ стихотворения Твардовского “Кружились белые березки…”Горем обернулась для семьи Твардовского коллективизация. Родители и братья писателя были раскулачены и сосланы сначала в Сибирь, а потом в село Русский Турек Уржумского района. Александр Трифонович приехал повидаться с семьей в 1936 году. Поездка эта произвела огромное впечатление и на самого поэта, и на его родителей, и на местных жителей. По сей день сельчане […].

Роль истории Настеньки в повести “Белые ночи”В самом начале “сентиментального романа” автор знакомит нас с мечтателем. В одну из петербургских белых ночей происходит встреча и знакомство мечтателя с Настенькой. Он сразу же раскрывает ей все о себе, о своей однообразной, на первый взгляд, жизни. Она отвечает ему взаимностью, и тут, сам того не замечая, мечтатель влюбляется все сильнее и сильнее в […].

Природа и человек (по роману Л. М. Леонова “Русский лес”)Книга о которой я хочу рассказать и поделиться своими размышлениями, – “Русский лес” Леонида Леонова. В конце романа обозначены даты его создания: январь 1950 – декабрь 1953 года. Нет секрета в том, что не так много произведений литературы тех лет лет оставили заметный след. Глубокое же дыхание реальной жизни во многом пришло с романом “Русский […].

Человек на войне (по роману В. П. Астафьева “Прокляты и убиты”)Я не был на той войне, что описана в сотнях романов и повестей… К тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею. Я был на совершенно другой войне… В. Астафьев. Роман В. Астафьева “Прокляты и убиты” – это “взгляд в прошлое”: о событиях Великой Отечественной войны писатель рассказывает в произведении 1990-ых […].

Сравнительный анализ повестей “Белые ночи” Ф. М. Достоевского по повести Шинель (Гоголь Н. В.)Данные произведения Гоголя и Достоевского очень не похожи друг на друга. Во-первых, главные герои повестей совершенно разные люди. Акакий Акакиевич Башмачкин – человек, для которого целью жизни стала шинель. Он одинок, абсолютно не умеет общаться и любить. А герой Достоевского – мечтатель, который страдает от того, что общество не понимает и не принимает его. В […].

Человек и эпоха (По роману В. Гроссмана “Жизнь и судьба”)Природное стремление человекаК свободе неистребимо, его можноПодавить, но нельзя уничтожить. Человек добровольно не откажется От свободы. В. Гроссман Роман В. Гроссмана “Жизнь и судьба” поражает масштабностью, глубиной выводов, сделанных автором. Кажется, что философские идеи сплетаются, образуя причудливую, но гармоничную ткань. Роман Гроссмана написан тридцать лет назад, в нем две основные темы – жизнь и судьба. […].

“Тихий Дон” М. А. Шолохова – роман о судьбах народа в переломную эпоху“Лишь трава растет на земле, безучастно приемля солнце и непогоду, питаясь земными жизнетворящими соками, покорно клонясь под гибельным дыханием бури. А потом, кинув по ветру семя, столь же безучастно умирает…” М. Шолохов Народ никогда не оставался безучастным к своей судьбе. Стремление к лучшей жизни вынуждало быть в постоянном поиске правды. А, как известно, одной правды […].

Сочинение на тему: “В чем особенности внутреннего мира героев в произведении Достоевского “Белые ночи”?”В жизни человека бывает разное, люди далеко не всегда похожи друг на друга, а события, происходящие с ними, нередко отличаются просто до неузнаваемости. Но, даже с учетом всего этого, вряд ли есть кто-то, в чьей жизни полностью отсутствует чувство любви. В каких бы сложных обстоятельствах ни пребывал человек, он всегда найдет место для нежных чувств […].

“Человек – частица истории” (по роману М. Булгакова “Белая гвардия”)Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. Менялись порядки и нравы, сменилась власть, в головах людей царил хаос. Большинство представителей русской интеллигенции оказались в растерянном состоянии. Они поняли, что их родины больше нет, а пришедшая ей на смену новая страна представляла собой […].

Только человек ответственен за добро и зло (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)– …Так кто ж ты, наконец? – Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо… И. В. Гете. Фауст М. А. Булгаков – один из замечательных писателей послереволюционной эпохи. Судьба Булгакову досталась трудная, в ней было много конфликтов, побед и поражений. Роман “Мастер и Маргарита” стал откровением великого писателя. До сих […].

Источник