Меню

Рабочая одежда по японски



Ва-фуку или Во что они одевались

Как я уже писала раньше, ва-фуку (和服) — это традиционная японская одежда. Буквально переводится как «традиционная форма» в том же смысле, в котором «школьная форма.» К ней относится кимоно, хаори, косодэ, хакама, таби, гэта, дзори и прочие мелкие и крупные детали и аксессуары. Сейчас мы все это разберем подробнее и начнем с того, что всем знакомо. То есть, с кимоно.

Кимоно бывает нескольких разновидностей. Для начала они бывают женские и мужские (но тут грань весьма размытая, так что не будем заострять внимание) начнем с того, что носят женщины и приведем несколько самых распространенных вариантов.

Фурисодэ (振り袖) — традиционно переводится, как «длинные рукава», но я люблю точные формулировки, поэтому фури — размахивать, содэ — рукав. Кимоно с развивающимися рукавами. Это то самое яркое и красивое разрисованное и расшитое цветами и журавлями кимоно, фотографиями которых пестрит интернет. Носит такие кимоно в основном молодежь по разным формальным случаям. Это полноценное кимоно из шелка, сшитое на подкладке и стоит очень дорого. У простых смертных принято брать их на прокат.

Томэсодэ (留袖) — «закрепленный рукав». Бывают цветные (иротомэсодэ) и черные (куротомэсодэ). Чем черней, тем формальней. Носят на официальных церемониях женщины любого возраста. На томэсодэ размещают камон (знак дома) в количестве пяти штук: два на рукавах, два на груди — справа и слева, и один побольше на спине. Обычно имеют еще рисунок в нижней части, но могут и не иметь. Шьются из шелка на подкладке и тоже стоят прилично.

Юката (浴衣) — «одежда для ванны». Да-да, то что сейчас носят все простые японские девчушки на традиционных фестивалях, когда-то было банным халатом. Ну, в этом они от европейцев недалеко ушли, половина нашей одежды когда-то и вовсе нижним бельем была. В общем, юката — это самое простое и дешевое кимоно, доступное каждому. Оно шьется из хлопка, льна или вообще синтетики, без подкладки, и стоит сущие копейки. Даже в нашей нищей глубинке попадаются заказанные из Японии юката. Их носят все подряд и куда попало.

Еще бывают разные гостевые кимоно, для чайной церемонии, свадебные и прочая, но это уже частности.

У мужчин сейчас все скучно. Расцветки тусклые, узоры скучные, и вообще, кимоно у мужиков штука больше официальная. Носят его обычно с хакама и хаори , о которых речь пойдет ниже, и выглядят при этом как-то так:

С цветами все печально, на большее чем на картинке редко приходится рассчитывать. Ну, максимум вот так:

Порой парни, особенно молодые, особенно неофициально, носят кимоно прямо так, без ничего. Выглядит куда соблазнительней и милее, правда? (шучу, это же Gackt, он во всем хорош :))

Вообще, мужское кимоно исторически было куда интереснее, чем теперь. Позже по этому пройдемся с иллюстрациями, кадрами из фильмов и ссылками на эпохи, там будет на что посмотреть, но сегодня как-то так.

С кимоно закончили, преходим ко всяким прочим штукам непонятным и загадочным.

Хакама (袴) — никак не переводятся. Японские штаны. Бывают универсальные раздельные, то есть в две штанины, которые когда-то придумали, чтобы ездить верхом, они так и называются уманори (馬乗り), и исключительно женский вариант в виде юбки, который весьма редок и называется андонбакама (行灯袴) — «фонарь-хакама».

Сейчас хакама представляют собой широкие штаны в складку и выглядят так:

Носят их в основном мужчины с кимоно, жрицы и жрецы синтоистских храмов, и представительницы высшей аристократии (например императорского дома) на официальных церемониях в составе дзюни-хитоэ.

Дзюни-хитоэ (十二単衣) — «12 одинарных (без подкладки) кимоно» это традиционный наряд высшей аристократии, сохранившийся с периода Хэйан. Сейчас носят ооооочень редко, в силу того, что это крайне утомительно. Выглядит так:

Потрясно, правда? Но попробуй в таком с места сдвинься. В общем, где-то там под всем этим великолепием, есть хакама. Их даже видно посередине, ярко-красные.

А вот пример хакама-юбки (андонбакама), тоже очень мило:

Бывают еще короткие штаны, и поуже, но это тоже разновидность хакама, только для нищих. Со штанами все.

Хаори (羽織) — «крылья из ткани». Жилет или накидка, надеваемая сверху на кимоно. Традиционно не подпоясывается. Чтобы не болталась и не мешалась, скрепляется шнурком, который называется «хаори-химо», и завязывается всякими разными красивыми узлами (пушистые меховые шарики на хаори-химо крепятся, для красоты, вестимо), у мужчины на фото хаори-химо заменен цепочкой.

Еще из одежды можно обратить внимание на нижнее кимоно, которое называется дзюбан (襦袢) — «нижняя короткая одежда» или нагадзюбан (長襦袢) — «длинная нижняя короткая одежда» (да-да, смешно :)). Одевается под кимоно, особенно если оно дорогое. Главное его назначение — сделать так, чтобы кимоно не пачкалось. Ну еще для тепла и красоты. Когда слегка выглядывает беленький воротничок — это дзюбан. Шьют его из хлопка или шелка. Носят и мужчины, и женщины.

Ну и на последок косодэ (маленький рукав) — это более короткое кимоно с узкими рукавами, которое носят мужчины вместе с хакама под хаори. Ну и порой так называют теплые стеганные кимоно вроде курток, которые носят в холодное время года.

Отдельно стоит выделить верхний пояс, так называемый оби (帯) — так и переводится «пояс» . Какие они бывают, откуда взялись и как делаются, напишем в отдельной статье, но картинка сюда так и просится.

Читайте также:  Предметы старинной одежды сообщение

С кимоно носят много всякого, этому будет посвящена отдельная статья про то, как надевать кимоно. А сейчас немножечко о об обуви и носках.

Носочки (чаще белые, но иногда и цветные) называются таби (足袋) — дословно «мешки для ног». Делаются с отдельным большим пальцем и выглядят так:

Обычно их шьют из отбеленного хлопка, но сейчас случаются и трикотажные, как простые носки. Однако, с кимоно лучше выглядят таби традиционного покроя.

Самая распространенная обувь, носимая с кимоно — это гэта (下駄) — дословно перевести не могу, потому что получается бред. Примем за данность, что это деревянные сандалии. Главная их особенность — отсутствие разницы между правой и левой ногой. Выглядят вот так:

Если вы видите деревянные сандалии разные для правой и левой ноги, то это уже дзори (草履) — дословно «сделанные из травы». Они обычно делаются на плоской подошве или на чем-то вроде танкетки. Раньше их плели из рисовой соломы, а теперь делают из всего подряд, но чаще всего из лакированной древесины. Самая удобная на данный момент традиционная обувь, от чего и встречается повсеместно.

Честно говоря, сейчас грань между гэта и дзори весьма размыта, полным полно разных гибридов и модификаций.

Еще бывают варадзи (草鞋) — «травяные сандалии». Были когда-то обувью общей для простых людей, теперь же их носят буддистские монахи, когда не ходят босиком. Их плетут и завязывают по-разному, в зависимости от региона и профессии или положения того, кто будет их носить.

На сегодня, пожалуй все, продолжим в следующий раз. Жду ваших лайков и комментариев.

Источник

Японская спецодежда

Сегодня хочу показать вам подборку разной форменной одежды японцев, и некоторых её занимательных особенностей.

1. Железнодорожные работники — пожалуй самые консервативные из людей в форме. Некоторые из них мне чем-то напоминают советских милиционеров: рубашка, галстук, китель, и фуражка. На кителе конечно же есть нашивки, но по минимуму. Всё-таки железные дороги в Японии — дело серьёзное.

2. Если имеешь дело с частной железной дорогой, для туристов, то тут же фуражка сменяется более «класическим» головным убором (как такой называется?!), а количество нашивок увеличивается.

3. Вот женский вариант.

4. Такие милые шапочки у девушек-железнодорожниц. Я бы тоже в такой ходил. Люблю головные уборы. Ну и, конечно же, белые перчатки.

5. Кстати, все помнят, почему служащие японских железных дорог так часто показывают пальцами? Это одновременно такая культура и техника безопасности.

6. Вот ещё форма «под старину» — это работницы железнодорожного музея в Киото. Отличный музей, кстати.

7. Но, как я уже сказал, формы этих служащих довольно консервативны, по сравнению с тем, что носят некоторые их сограждане. Я говорю, к примеру, об охранниках.

8. В Японии порой бывает сложно отличить внутри-ведомственную охрану от полноценной полиции. А всё потому, что каждый, хоть сколько-нибудь наделённый властью человек тут же надевает на себя все атрибуты парадной формы, главной из которых явлается яркая портупея поверх фирменного кителя.

9. Посмотрите какой ковбой! Стоит лихо, как будто у него в руке кольт, а не громкоговоритель.

10. Дедушки, с мигающими палочками, чтоб направлять машины на стоянке тоже тянут как минимум на половину адмирала!

11. А этот — даже без палочки. Но всё равно одет покруче дяди Стёпы.

12. Работа этого мужчины на острове Миядзима заключается в том, чтоб сдерживать толпу на краю причала, пока не подойдёт паром. Заметьте, у него тоже перчакти, фуражка, китель, опоясанный двойным ремнём.

13. На плече нашивка с ничего не значащей надписью «TASKFORCE» (по-японски при этом ничего не написано). Видно, это какой-то ЧОП-овец. (По-английски таких называют «rent-a-cop».) Но, что мне больше всего бросилось в глаза, так это тот факт, что частью его формы является аксельбант на плече.

Да, «Аксельбант»! Если честно, я не сразу вспомнил это красивое слово — пришлось спрашивать нескольких друзей, которые с русским языком дружат лучше, чем я.

14. Я начал замечать, что эти декоративные верёвочки присутствуют на абсолютно разной спецодежде в Японии. Вот дедушка, снова на парковке, направляет туристические группы к стоящим автобусам. У него тоже белые перчатки и аксельбант.

15. У меня сложилось впечатление, что в Японии если ты носишь форму с фуражкой, но без аксельбанта, то тебя держат за какого-то лузера.

16. Ни один уважающий себя японский охранник не позволит себе выйти на улицу без аксельбанта. И ремня, на который можно повесить рацию. (С настоящим оружием в Японии разумеется не ходят.)

17. Вот ещё один. Кстати, заметьте, что обувь явно не входит в комплект спецодежды. Вот этот мужчина в обычных кроссовках, как и многие охранники в этом посте.

18. Некоторые охранники даже без фуражки могут быть, но плетёная верёвочка на плече — это обязательно.

19. Вы вот наверное даже не заметили, что двое ребят на заглавной фотографии тоже с аксельбантами.

20. Если охранники носят фуражки и аксельбанты, то строителям полагаются белые каски, и куртки с контрастными портупеями и перчатками. У инженеров портупеи белые.

Читайте также:  Панк одежда для мальчиков

21. . А у работяг — жёлтые и оранжевые. Они в комбинезонах ходят. Я так понял, что лишь самые низшие ранги строителей носят яркие жёлтые жилеты.

22. Служат тут до довольно почтенного возраста. Хотя, я слышал, что такие дедушки пристраиваются на эти должности чуть ли не в форме благотворительности после завершения основной карьеры.

23. Ну, вы поняли, в Японии если кто-то официальный, то обязательно в контрастной портупее, белых перчатках, и каком-то особом головном уборе, вроде каски или фуражки. Например, вот:

24. Для сравнения, этот мужчина выглядит самозванцем, так как никаких атрибутов должностного лица у на нём нет.

25. Кстати, если вам интересно, то вот отряд японских полицейских (это в городе Хиросима):

26. А это — контролёры правил парковки, г. Нагоя. Они на велосипедах разъезжают.

27. В заключение, вот охранница внутри помещения. Кажется, она заметила, что я её фотографирую.

Давно заметил за собой слабость — люблю фотографировать людей в форме. А в Японии, как вы видите, для этого раздолье. Все эти товарищи как со страниц комиксов сошли, или из мультфильмов. Яркие, контрастные, глаз радуют.

Если вы тоже любите людей в форме, то может вас заинтересует мой пост про девушек в армии Израиля.

Источник

Спецодежда восходящего солнца 🇯🇵

Бережно хранимые традиции и ультрамодные тенденции создают неповторимый стиль рабочей экипировки в Японии.

Япония – наш сосед, демократическая страна, без преувеличения великая экономическая держава с низким уровнем безработицы (2,4 % по состоянию на сентябрь 2019 года). Это развитое государство с очень высоким уровнем жизни (19 место по индексу развития человеческого потенциала). Средняя продолжительность жизни у мужчин — 80 лет, у женщин — 86 лет. И этот показатель постепенно растёт. К 2025 году средняя продолжительность жизни японцев составит 93,7 года.

В Японии находится крупнейшие производители транспортных средств, электроники, станков, судов, химических веществ, текстиля и пищевых продуктов.

Какую же спецодежду носят рабочие в Японии?

Особенность японских рабочих

Мощнейшие индустриальные секторы экономики страны – автомобилестроение, судостроение, электроника и электротехника, робототехника и военная промышленность.

Иногда по новостным сюжетам и статьям в журналах может создаться впечатление, что здесь любой индустриальный аспект развития строится на высоких технологиях, а людей вытесняют роботы.

Япония одной из первых держав освоила коммерческое производство роботов, доведя долю количества действующих промышленных роботов до 45% от общего числа функционирующих в мире.

Но решающее значение имеет высокопроизводительная, превосходно обученная рабочая сила. Она является основой процветания страны.

Дисциплинированность, ответственность, старательность, стремление к расширению знаний, повышению квалификации, готовность поступиться личными интересами ради интересов дела. В сочетании с высоким уровнем образовательной и профессиональной подготовки эти черты формируют уникальный тип японских работников.

Трудовые ресурсы составляют около половины населения страны.

Рабочая сила в Японии, млн человек.

СИЗ в стране восходящего солнца

Единые универсальные стандарты, которые заимствуются крупными корпорациями в разных странах, есть и здесь.

Рабочие на промышленных конвейерах по всему миру с каждым годом становятся все более похожими друг на друга, теряя национальную уникальность и самобытность.

Рабочие на конвейере в Японии, использующие универсальные СИЗ.

«Чистые комнаты» предприятия, выпускающего продукты питания.

Работники на постройке железнодорожных вагонов.

Японские металлурги за работой выглядят, как и их иностранные коллеги.

Но все же нация сохраняет особенные черты национального костюма в повседневной рабочей одежде.

Островок традиций

Своеобразная и непривычная для европейцев одежда используется строителями-высотниками.

В Японии работа строителем считается непрестижной, ее называют «работой 3K»: «кикэн» (опасной), «китанай» (грязной) и «китсуй» (требовательной). Строители-высотники применяют мешковатые рабочие брюки nikkapokka.

Считается, что такая форма рабочих брюк наиболее удобна для передвижения и маневров и совершенно идеально подходит для работы на строительных лесах у небоскребов. А само название — переиначенное на местный манер английское слово knickerbocker, то есть бриджи. Оксфордский словарь описывает этот предмет одежды, как «брюки, широкие в бедрах и узкие ниже колена». Плотная посадка на лодыжке не позволяет ткани цепляться за какое-либо оборудование.

Фотограф Мацуда Тадао сумел показать в этой спецодежде нечто уникальное, присущее только японским рабочим. За цикл снимков, посвященных спецодежде Японии, он получил престижную премию International Photography Award.

Четко передан стиль, позволяющий выделиться в толпе, отдать дань уважения предыдущим поколениям строителей, имеющий необычный фасон.

Строители, носящие nikkapokka, — это не только профессиональное сообщество, но и узкая когорта хранителей традиций национального костюма. Его не жалеют в носке, но прочность и удобство проверены временем.

Снятые на простом черном фоне, постановочные портреты Мацуды показывают реальных строителей после рабочего дня, позирующих в изношенной и забрызганной краской спецодежде. Выбранный стиль съемки позволяет проникнуть в мир повседневных тягот рабочего.

Все больше и больше мужчин в Японии также добавляют nikkapokka в свой гардероб, доказывая, что японцы могут превратить любой предмет одежды в модный must-have.

Почти всегда широченные брюки носят в паре с джикатаби (обувью на резиновой подошве с раздельным носком).

Таби

Напоминают вьетнамки с той лишь разницей, что представляют собой закрытую обувь.

Это обувь Дальнего Востока.

В эпоху Эдо, в XVII-XIX веке, таби из плетеной соломы буквально привязывались к солдатским кольчужным носкам с панцирями из железа.

Читайте также:  Правила выдачи работникам молока лечебно профилактического питания специальной одежды

Японцы находят их удобными. В жарком климате верх из плотной воздухопроницаемой ткани – несомненный плюс. Со временем ткань вытягивается, точно принимая форму ноги. У таби нет шнурков, но есть надежные крючки над пяткой.

Внешне необычная для нас обувь.

Она пользуется успехом у туристов, посещающих Японию.

Сила традиции позволяет этому типу обуви продолжать развитие, наращивая потенциал защитных свойств.

Появились непромокаемые и прочные таби-сапоги из прорезиненной ткани или имеющие полностью резиновый верх. Есть версии, комбинирующие мембранные ткани, композиты на основе полиуретана и ПВХ, многообразно предложение с современной застежкой велькро. Традиционная форма, имеющая современные свойства.

Фермерские кимоно

Не существует универсального японского наряда. В зависимости от того, в какой части Японии вы находитесь или какое время года на дворе, традиционный наряд меняется. Региональных мануфактур, выпускающих одежду с различными национальными мотивами, привязанную к разным эпохам, в Японии немало. Но есть одежда, которая в силу удобства и практичности распространена повсеместно и даже пришла из сельской местности в города.

Японские фермерские кимоно – тоже спецодежда и еще один носитель культурного кода. Традиционно ткани отделывались кустарно, в разных районах страны отличными друг от друга способами.

Сегодня материалы и уникальные техники востребованы вновь. Фольклорные мотивы в орнаменте исследуются, разбираются по процессам и воссоздаются.

Техника окрашивания тканей природными пигментами и сложная многоэтапная набивная печать очень схожи с окрашиванием джинсовой ткани. Не только в Японии, но и по всему миру небольшие предприятия энтузиастов воссоздают японские текстуры и принты.

Наблюдается и тяготение к эко-теме: натуральные волокна в разных тканях окрашиваются одним и тем же красителем по-разному, получаются неповторимые по волшебной палитре оттенки.

Восточные мотивы, ручная неповторимая отделка, сложность комбинирования приемов, эффект «старой школы» и винтажа обладают невероятной магией. Очень многое из перечисленного занимает умы дизайнеров, заимствуется и переосмысливается.

Индиго

Многое говорит о том, что Япония — страна джинсов. Большинство лучших фабрик джинсовой ткани находятся в Японии. Кто-то даже скажет, что, кроме японской джинсовой ткани, вся остальная джинсовая ткань на самом деле не стоит того, чтобы за нее платить.

К вашему сведению, большинство фабрик расположено в городе Кодзима, в регионе Окаяма. Все объясняется тем, что Япония имеет долгую историю с хлопком и краской индиго, как и Британия с шерстяными шотландскими тартанами, а Китай с шелком. На самом деле, начиная с середины XVIII века или даже раньше, можно найти образцы японских тканей, которые действительно выглядят, как деним. И пусть это немного деревенская и дешевая ткань, для кимоно и спецодежды она прочная и устойчивая.

Примерно в конце 70-х — начале 80-х годов крупные бренды, такие как Levi’s и Lee, сменили свои старые ткацкие станки на новейшие высокопроизводительные, пренебрегая тонкостями окраски и качеством. Рынок требовал, индустрия производила. И было много японских компаний, которые покупали старые машины и продолжали использовать их для получения собственного продукта, непростого и затейливого.

Япония – одна из последних стран, владеющих старинными швейными и ткацкими машинами, выпущенными до 1960-х годов, которые все еще находятся в рабочем состоянии.

Джинсовая ткань, изготовленная на старой машине Toyoda 30-х годов, по сравнению с современной джинсовой тканью, используемой всеми основными джинсовыми брендами, как багет, сделанный пекарем, в сравнении с купленным в супермаркете.

Кто-то не выдержал конкуренции, но те, кто сумел создать устойчивую модель, опирающуюся на спрос ценителей, на эксперимент в виртуозном ткачестве и окраске, процветают и сегодня.

Вы носили японские джинсы? Попробуйте найти и сопоставить с привычными.

Влияние на моду

Япония выделяется своей культурой рабочей одежды.

Несколько брендов копируют старинные предметы с таким вниманием к деталям, что это может граничить с безумием.

Для этого у японцев есть лучшая джинсовая ткань, лен, шамбре, фланель и редкие ручные технологии, а также безграничная креативность.

Несколько небольших брендов в Японии создают вселенную пересмотренной и перепроектированной остромодной рабочей одежды, которая смыкается с повседневной, аутдор и милитари.

Есть также хипстерский стиль, гранж, джинсы для байкеров, разнообразный косплей, связанные со стимпанком и фильмами тридцатых годов.

Эти компании создают вполне конкурентный продукт, способный заинтересовать людей на всех континентах.

Эклектичность легко позволяет комбинировать такую одежду в другими ее элементами.

В крупнейших мегаполисах мира есть сообщества людей, остро чувствующих моду. Японские веяния хорошо укладываются в копилку моды всех мировых культур.

Японское по происхождению в версиях современных дизайнеров с легкостью может проявиться в уличной моде Лос-Анжелеса, Санкт-Петербурга или Милана.

Глобализация или аутентичность?

Мы живем в стране, в которой существуют и свои народные промыслы, и богатая история выпуска текстиля, культивируются уникальные материалы. Лен, конопля, шерсть местных пород животных – ткани из этих натуральных волокон издавна производятся в России.

Существовали и даже сегодня не совсем забыты старые техники набивной печати, стоит только поискать. Ведь даже в спецодежду можно интегрировать свой культурный код, и она сможет отличаться необычностью.

(22 оценок, среднее: 4,82 из 5)

⌛ Нет времени на web-сайты? Попробуйте наш Telegram и не забудьте про Instagram, Facebook, Вк и Twitter

Источник