Меню

Предметы одежды прошлого времени



Шатлен, портбукет, бурдалю и другие женские аксессуары, навсегда утерянные во времени

Мода прошлых веков была гораздо богаче на милые мелочи, которые составляли существенную часть женского образа

Колесо человеческой истории, поворачиваясь, сметает не только города и цивилизации, но и множество повседневных мелочей. Вещи, что лет двести назад были предметами первой необходимости, сегодня даже неизвестны большинству людей. А те аксессуары, на которые тратили целые состояния, пылятся на музейных полках. Последние несколько веков внесли особенно сильные изменения в наш быт и «арсенал» женщин сегодня стал намного скуднее. Давайте посмотрим, какие вещицы дамы потеряли из своего обихода за недавнее, с точки зрения мировой истории, время.

Наиболее известный из всех старинных аксессуаров, веер всегда связывается в нашем понимании с высшим светом, балами и знатными дамами пушкинской эпохи. Однако история этой вещицы гораздо более интересна и насчитывает уже около 3 тысяч веков. В разные времена веер (или опахало), при одной и той же функциональности, нес различную смысловую нагрузку: был символом власти у ассирийцев, признаком знатности – у древних египтян, воплощением мужского и женского начал в Японии и Китае. В европейской же культуре средних веков и позднее он стал незаменимым предметом обольщения.

Старинные веера были настоящими произведениями искусства

В разные времена в моду входили веера, выполненные в разных стилях

При изготовлении вееров использовали слоновую кость, различные породы древесины, дорогие ткани, перламутр, перья редких птиц

Этот футляр для живых цветов был в моде в XVIII-XIX веках. С его помощью небольшой букет можно было нести в руках, не пачкая наряд, или приколоть к лифу платья. Кроме того, с помощью раздвижных ножек-подставочек аксессуар быстро превращался в миниатюрную вазочку. В некоторые модели даже можно было наливать воду. Теперь эту вещицу можно встретить, видоизмененную, в свадебном наряде, ну, и в музеях, в виде ювелирных изысков прошлого.

Изысканные портбукеты из золота, серебра и драгоценных камней изготавливались лучшими ювелирами

Сегодня портбукет – предмет коллекционирования и музейный экспонат

Этот крайне рациональный аксессуар был популярен еще со средневековья и вплоть до XX века. Он представлял собой специальный зажим, к которому на цепочках крепились разнообразные полезные мелочи: кошелек, ключи, часы, карандашик, наперсток и т.п. Носилась такая конструкция на поясе. Это было спасением для дам, не имевшим тогда еще женской сумочки. Кстати, благодаря высокой функциональности данной вещицы, носила ее не только знать, но и простолюдины, причем как мужчины, так и женщины. Красота и ценность материалов шатлена была признаком принадлежности к высшему обществу.

Шатлен — полезный аксессуар, заменявший женскую сумочку

Шатлен носили как знатные дамы, так и простые домохозяйки или работающие женщины (он был очень популярен у медсестер)

Карне (Бальная книжка)

Балы были особыми мероприятиями. С ними обычно связывали свои чаяния и надежды юные дебютантки. А чтобы забывчивые барышни не перепутали очередность кавалеров, они делали записи в специальной книжице. Обычно это была изящная вещица в драгоценном переплете с небольшим карандашом. С помощью цепочки она крепились к запястью или платью. Появились бальные книжки в XVIII веке в Вене и использовались вплоть до второй половины XX, получив популярность как в Европе, так и в США.

Бальная книжка. 1912 г.

Листики бальной книжки были либо бумажными, либо представляли собой пластинки из слоновой кости – в этом случае записи после бала стирались

Бальная книжка – изящный аксессуар для записи поклонников

Как известно, блохи в старину были неприятной неизбежностью для людей всех сословий. Специальный гаджет, модный в XV-XVI веках и позднее, представлял собой небольшую закручивающуюся ловушку для насекомых. Внутрь помещалась пахучая приманка – тряпочка, пропитанная медом, кровью или смолой. Блохи заползали внутрь и прилипали. Такое устройство можно было поместить внутрь прически, под одежду или поставить рядом с кроватью. Кстати, в те же времена был популярен другой аксессуар, который теперь известен под аналогичным названием. Он представлял собой цельную шкурку пушного зверька (куницы или соболя) с декоративно выполненной в виде ювелирного украшения головкой. Существует мнение, что мех мог переманивать на себя надоедливых паразитов, но подтверждения этому факту нет. Вероятно, это было просто модное для своей эпохи украшение.

Как и любой предмет своей эпохи, блохоловки для знати были выполнены изящно, из дорогих материалов

Шкурки с драгоценными головками, позднее также названные блохоловками, можно увидеть на многих портретах дам XV-XVI веков

Уксусница или флакон для нюхательной соли

Еще одним фактом, известным нам о старинных временах, является то, что дамы на балах постоянно падали в обмороки. При этом им обязательно «давали нюхать соли». Это действительно так. Обычно в бутыльке находилась кристаллическая соль аммония, имеющая резкий запах. Сами же флаконы были украшены, в соответствии со вкусом и возможностями владелицы. Коробочка – уксусница служила тем же целям, в ней находилась ватка, смоченная в уксусе или нашатыре.

Читайте также:  Приталенная одежда для мужчин

Флакон для нюхательной соли

Флакон для нюхательной соли

Флакон для нюхательной соли

Данный предмет интимной гигиены дам XVII—XVIII веков был атрибутом, необходимым в поездках или на длительных мероприятиях, и представлял собой, по сути, «дневную вазу». Сейчас его можно было бы назвать «уткой», хотя он служил для отправления естественных надобностей стоя. Это было возможно благодаря специальной форме и удобной ручке. Обычно этот предмет был сделан из фаянса или фарфора и покрыт прекрасными росписями, иногда игривого содержания. Подсовывать бурдалю под юбки госпоже чаще всего помогали служанки.

Бурдалю из петергофской коллекции украшен реалистично выполненной росписью. Надпись на французском языке: «Он тебя видит, шалунишка!»

Франсуа Буше. «Интимный туалет», 1760-е гг.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Платья из мышьяка, острые воротнички и другие модные фишки из прошлого, которые сегодня вводят в ступор

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Туфли-лотосы

Такие туфли обычно носили китайские девушки, которым перебинтовывали ноги. В Китае обычным делом считался весьма болезненный и опасный процесс перелома ног для создания крошечных стоп, поскольку они считались более красивыми и повышали шансы девушки выйти замуж. Нога плотно перевязывалась и частенько не могла нормально расти, что в последствии приводило к разрушению костной структуры, сгибанию пальцев ног к стопе и их срастанию. Весь процесс занимал примерно три года, в то время как ноги женщин в последствии оставались крошечными на всю жизнь.

Женщины с обмотанными ногами носили такие туфли-лотосы, которые имели либо форму ножен, либо конуса, что отдалённо напоминал цветок лотоса, откуда и пошло название. Обувь, созданная из шёлка или хлопка, часто дополнительно украшалась цветами, животными и другими вышитыми рисунками. Отметим, что за всё время в Азии толком не предпринимали попыток запретить такую болезненную практику, которая, в общем-то, не приносила никаких позитивных результатов. А потому лишь в 1912 году местное правительство выдало указ о запрете бинтования ног.

2. Платья из мышьяка

В викторианскую эпоху одежда зелёного цвета была, пожалуй, одной из самых дорогих и желанных. Причина безумных цен на вещи такого оттенка заключалась в том, что он фактических был достигнут при помощи красителя, созданного на основе мышьяка. И, как можно догадаться, негативные последствия не заставили себя ждать. Многие женщины жаловались на нарушения зрения, кожные реакции, а также постоянную тошноту из-за красителя. Тем не менее, единственная хорошая вещь заключалась в том, что, поскольку такие платья были безумно дорогими, их носили только в крайне редких и особых случаях, что позволяло снизить влияние смертельного яда на организм. Настоящий же ущерб был нанесён производителям такой одежды, что умерли, создавая подобные платья для представительниц аристократии и высшего сословия.

3. Жёсткие накрахмаленные воротнички

В течение XIX века съёмные воротники были на пике моды, а также являлись смертельными. Их крахмалили до тех пор, пока они не приобрели согнутую форму, которая поддерживалась при помощи пары гвоздиков. Этот «ошейник» был настолько плотным и опасным, что с лёгкостью мог бы задушить человека, который носил его довольно длительный период времени, в особенности, если бы мужчина заснул в нём, пребывая в состоянии алкогольного опьянения. Острота таких воротников тоже стала проблемой. С ней столкнулся впервые житель Сент-Луиса, которому не повезло: острые части воротника буквально впились ему в горло, оставляя несколько глубоких ран. На самом деле эти воротники были настолько опасными, что в народе их прозвали «отцеубийцами».

4. Панье

Этот предмет одежды произошёл от французского слова «pannier», что буквально переводилось как «корзина» и что был популярным в начале XVII и до конца XVIII века. Это платье, что имело пышную юбку, под которой скрывался искусственный каркас, положило начало моде, в ходе которой стали популярными платья и юбки, имеющие максимально большую ширину. Их главная особенность заключалась в том, что они были разработаны таким образом, дабы расширяться с обеих сторон, при этом не касаясь талии. Ранее эти платья отличались по форме и размеру, а также материалам. В основном они были сделаны из дерева, китового уса, металла или даже более дешевого материала – тростника. Обычно размер панье зависел от повода, а потому чем ярче и крупнее торжество – тем большей была юбка с каркасом.

Читайте также:  Капсула 21 дизайнерская одежда

Поскольку такое платье было совсем не из дешевых, его могли позволить себе только богатые дамы, а более бедные носили обручи и каркасы поменьше. Похоже, что панье были настолько большими в ширине, что, если бы две женщины, одетые в такие платья, попытались бы пройти через один проход одновременно – они не смогли бы этого сделать. В итоге, не совсем удобное платье медленно, но верно начало вызывать кучу насмешек со стороны. В большинстве журналов того времени публиковали статьи о том, что женщины сыты по горло такой модой, которая напоминала им «стул, привязанный к ним по обе стороны, вплоть до ушей».

5. Пулены или кракове

Кракове, которые более известны как пулены, представляли собой очень длинные ботинки, что были чрезвычайно популярны во всей Европе во второй половине XIV века. Эти длинные туфли были названы в честь города в Польше, известного сегодня как Краков, поскольку польские дворяне были первыми, кто начал носить эти модные туфли. Такая обувка стала безумно популярной в тот момент, когда кто-то был замечен в ней на королевском дворе, даже несмотря на то, что они имели 24 дюйма в длину. Однако, поскольку они пользовались большим спросом, туфли помогали подчёркивать социальный статус владельца. Кроме того, чем более длинным был кракове – тем выше было положение его хозяина в обществе.

Иногда люди использовали даже цепи, чтобы связать носок ботинка с коленом, дабы облегчить ходьбу. Чуть позже носок этой обуви был набит различными материалами. Однако, несмотря на популярность среди знати, церковные лидеры и консерваторы не одобряли такое модное веяние, называя их «пальцами дьявола».

6. Чопины

В XVI веке дамы из богатых семей были без ума от экстремально-опасных туфель на платформе, которые назывались чопинами. Они, как правило, изготавливались из пробки или дерева, были обтянуты натуральной кожей или парчой, а также имели вышивку и бархатную обивку по бокам. Такие туфли означали принадлежность к определённым социальным слоям, и чем выше была платформа – тем больший статус имела дама в высшем обществе.

Тем не менее, нашлась и ложка дёгтя в этой модной тенденции. И заключалась она в том, что такие туфли не позволяли своей хозяйке быстро и легко передвигаться. На самом деле, женщины часто нуждались в помощи своих слуг, которые держали их за руки, дабы они могли ходить в такой высокой обувке.

7. Кринолины

Кринолин представлял собой своего рода колоколообразную юбку с обручем, что позволял значительно увеличить объём и пышность одежды. Такое изделие носили в викторианскую эпоху в XIX веке, и на самом деле оно представляло собой юбку, созданную из жесткого конского волоса и льна. Однако после того, как был изобретен вариант кринолина со стальной сеткой вместо обруча, стало возможным добиваться необходимого уровня объёма и пышности, не испытывая при этом перегрева от большого количества слоёв ткани.
Кринолин было не только трудно и неудобно носить, но и даже смертельно. Например, в 1858 году женщина из Бостона умерла, когда её юбка загорелась от искры с камина. Множество таких случаев было зарегистрировано в том же году, из-за чего тенденция ношения таких юбок резко пошла на спад.

8. Юбки-хоббл

Во втором десятилетии XX века королём моды стал французский дизайнер Пол Пуаре, модные идеи которого стали доминировать в одежде. Он был тем, кто первым представил миру знаменитую юбку-хоббл. Такая юбка представляла собой очень плотно прилегающую к телу модель, которая не позволяла легко и просто двигаться, вынуждая женщин делать короткий и аккуратный шаг. Тем не менее, в своём роде хоббл был революционным изделием, которое позволило женщинам избавиться от тяжёлых и объёмных юбок, а также от узких корсетов. Но, по словам самого дизайнера, он освободил женский бюст, при этом сковав ноги.

9. Макарони

Аристократы из британского общества в 1760-х годах носили действительно огромные парики с крошечной шляпкой и пером. Люди, которые носили такие парики, вероятно, позаимствовали их во время «Большого тура» по континентальной Европе, где им привили такую моду под эгидой глубокого культурного развития. Однако стиль такого парика был назван в честь известного итальянского блюда, которое на самом деле в переводе означает «изысканный».
Популярная британская песенка, что позже стала своеобразным гимном США, гласила:

Читайте также:  Одежда для котика лили

«Янки Дудль к нам верхом
Приезжал на пони.
Шляпу круглую с пером
Звал он макарони».
Смысл этого стихотворения и его лирика изначально задумывались как сатира о том, что, приставляя к своим волосам перо, любой простолюдин может величать себя «макарони». Несмотря на такие стишата, такая тенденция в моде ещё долго продолжала оставаться популярной, по крайней мере примерно ближайшие лет двадцать точно.

Читайте также о том, какие причёски миру подарили элегантные и знаменитые дамы прошлого.

По материалам сайта inspiredot.net

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Винтаж: учимся носить вещи прошлых столетий

Согласитесь, среди нас есть любители достать вещи из бабушкиного сундука и скомбинировать их в модный лук. Но что делать, если есть возможность купить одежду только в магазине, а хочется быть в тренде? В этой статье мы расскажем вам, как подобрать винтажные вещи и сочетать их между собой.

Что такое винтаж

У данного термина несколько значений и одно из них – вина определенного года, однако нас интересует данное слово в контексте высокой моды. Винтаж – направление в одежде, которое характеризуется возрождением популярных тенденций прошлых лет, поколений и даже эпох. В России одним из главных экспертов таких вещей является историк моды Александр Васильев. В его коллекции есть предметы и одежда аж XVIII века. Свои экспонаты он находит на блошиных рынках разных стран.

Несколько советов от дизайнеров

Говорить о том, кому в большей степени подходит винтажный стиль, нельзя. Однако многие сочетают такие вещи бездумно и в результате выглядят скорее нелепо, чем модно. Знаменитые дизайнеры предлагают следовать следующим советам, чтобы выглядеть органично.

Сочетайте умело. Ваш образ должен соответствовать одному конкретному десятилетию: не надевайте, например, блузку из 50-х с юбкой из 60-х.

Соблюдайте гармонию в количестве. Лучше добавлять в образ какую-то одну винтажную вещь, так как окружающие могут не оценить ваш образ, состоящий полностью из такой одежды.

Признаки старения не повод отказываться. Не бойтесь маленьких недочетов на вещах, если это трендовые модели, популярность которых проверена временем, дефекты не скажутся на общем впечатлении. Так, например, дырочки от моли или старые капельки лучше не трогать, а отсутствующие пуговки или распустившуюся по шву нитку можно аккуратно исправить. Если недочеты доставляют вам психологический дискомфорт, лучше не иметь дела с винтажем.

Отличайте антиквариат от винтажа. Вещи 20–30-х годов – это уже скорее антикварные экспонаты, нежели модная одежда для постоянной носки. Выбирайте все-таки то, что не рассыплется от старости.

Создаем винтажные образы из современной одежды

Об основных правилах с винтажем мы уже поговорили, но давайте заострим внимание на том, что делать, если под рукой нет бабушкиного сундука. Не беда. Неовинтаж­ – это одежда, сшитая в наши дни, которая имитирует те самые старинные тренды. Но вот представьте себе: вы листаете страницы электронного каталога либо просматриваете вещи на вешалке в магазине… Что же купить?

Повседневные платья. Если вы увидели модель в крупный горох, яркие цветочные принты либо контрастную полоску, то, скорее всего, это вещь для вас. Также винтажные платья крайне редко бывали длиной выше колена – учитывайте это. Чаще всего к такой одежде подходят туфли на шпильке с острым носом, лодочки или же оксфорды.

Джинсы. Одними из самых популярных моделей были те, которые носили хиппи: с клешем от бедра либо колена. Также вещи с завышенной талией подходят большинству женщин. Джинсы можно скомбинировать с обычной белой футболкой, а из аксессуаров добавить реплику на византийский крест Chanel.

Блузки. Заострите свое внимание на моделях из шифона. Такие легкие блузы добавят женственности. Носить их можно и с юбками, и с джинсами, но лучше не использовать слишком прозрачные вещи.

Вечерние наряды. Они отличаются наличием большого количества кружев и декоративных элементов. В том числе неовинтажные вечерние платья имеют глубокие вырезы и широкие пояса, подчеркивающие талию.

Юбки. Уже долгое время популярностью пользуются плиссированные модели миди из легкой ткани, юбки до пола и солнышко с завышенной талией. Все это можно сочетать с рубашкой, завязанной внизу на узел, либо с облегающей блузкой и ремнем.

Вам необходимо почувствовать, хотите ли вы одеваться в винтажном стиле. Если да, то со временем чувство вкуса и баланса придет само собой. Просто экспериментируйте и выбирайте то, что подходит именно вам!

Источник