Меню

Предметы одежды история развития



История ОДЕЖДЫ, история КОСТЮМА


История костюма с древнейших времен до современности является тем зеркалом, в котором отражается вся история человечества, история стран и народов, которые в различные периоды становления общества проявляли специфические черты и особенности своего бытия в одежде. Костюм непосредственно связан не только с рукоделием и художественным творчеством, но и с этнографией и физиологией человека.

Одежда существовала всегда. У первобытных людей основным назначением одежды было защита от непогоды. Со временем, с развитием цивилизации, одежда превратилась в элемент эстетической красоты, стала признаком социального статуса, отдельной областью искусства.

В разные эпохи можно проследить трансформацию одежды, ее изменение в соответствии с идеалами различных времен. Древняя одежда характеризует или отображает эстетические взгляды человека, существовавшие в древности. Так, в одежде античности, ярчайшим примером которой была одежда древней Греции и одежда древнего Рима, в которой воспевалось красота тренированного тела, поэтому костюм древней Греции только слегка подчеркивал формы фигуры, но не искажал их.

ИСТОРИЯ ОДЕЖДЫ: ДРЕВНИЙ ЕГИПТ

Основным материалом, из которого кроили и шили одежду в древнем Египте, был лен. Многие феллахи занимались исключительно его выращиванием на своих полях; было также немало полей, принадлежавших богатым землевладельцам и фараону. Сбор льна был нелегким делом. Лен вытаскивали из земли с корнем, это считалось чисто мужской работой, поскольку требовало больших физических сил. Стебли льна не должны были достичь зрелости – нить, изготовленная из такого стебля, была лучшего качества и шла на изготовление полотна. Перезрелый лен давал слишком мягкую пряжу – из него ткали циновки и вили веревки. Чтобы отделить волокна, стебли льна клали в воду на несколько дней, после чего отбивали, чтобы волокна достигли необходимой мягкости. Пряхи пряли волокна с помощью веретен, из полученных нитей ткали на ткацких станках то прочное, тончайшее полотно, которым так славился древний Египет. «читать далее. »

ИСТОРИЯ ОДЕЖДЫ: ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Основным элементом древнейшей одежды греков является четырехугольный шерстяной плат, который принесло с собой пришедшее с севера племя дорийцев. Он был одинаковым как у мужчин, так и у женщин, но женский носил название «пеплос». Его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками. Это и была так называемая «дорийская одежда», созданная по совершенно оригинальному принципу – без кройки и шитья. Этот принцип стал открытием древнегреческой культуры.

Позже появляется хитон, резко контрастирующий с пеплосом, — рубаха-юбка, украшенная искусно уложенными складками. Эта полотняная одежда стала господствующей на раннем этапе истории греческого костюма и через ионийский мир распространилась и среди других племен.

ИСТОРИЯ ОДЕЖДЫ: АНТИЧНЫЙ МИР

В Древней Греции основным сырьем для изготовления одежды служили лен (правда, гораздо худшего качества, чем египетский) и овечья шерсть. Прядение и ткачество были исключительно женскими занятиями. Готовую ткань отбеливали или окрашивали. Как и все южане, греки любили яркие цвета (различные оттенки зеленого, красного, оранжевого и т. п.). Траурными цветами считались черный, темно-зеленый и серый. Самыми нарядными считались белые ткани, а самыми дорогими — пурпурные. Одежду украшали вышивкой (иногда — полностью, чаще — по краям, в виде каймы); вышивку могли дополнять нашитыми золотыми пластинками или бляшками.

В крито-микенскую эпоху (XVI-XIII вв. до н. э.) повседневная одежда мужчин состояла из набедренной повязки, а праэдничная — из длинной цветной юбки, поверх которой набрасывалось похожее на сетку одеяние. Охотники и воины носили короткие кожаные штаны. Что касается женщин, основной деталью их одежды тоже была юбка — длинная, расклешённая книзу, со множеством нашитых оборок, расположенных горизонтальными ярусами одна над другой (историки моды нередко называют такие юбки «кринолинами»). Юбку дополнял короткий жакет, стянутый под грудью шнуровкой, с узкими короткими рукавами и очень глубоким вырезом, полностью обнажавшим бюст. В прохладную погоду на плечи набрасывали длинные шали и шарфы с кистями и бахромой. Предметы одежды скреплялись между собой с помощью шнурков или пуговиц. До сих пор неизвестно, как возник этот уникальный тип женской одежды, что ему предшествовало, почему он вышел из употребления и почему никак не повлиял на греческийкостюм последующих эпох.

ИСТОРИЯ ОДЕЖДЫ: СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА

В одежде средневековья, преобладали тенденции, основанные на христианских догмах, в которых человеческое тело, особенно женское, считалось греховным и, как следствие, одежда максимально закрывала открытые участки и скрывала форму тела.

В стиле одежды периода раннего Средневековья лежит стиль, оставшийся европейцам от периода великого переселения народов. Это меховые и кожаные плащи, кожаные и костяные элементы защитной одежды, примитивная обувь и обмотки для штанов. Длинные и короткие туники, надеваемые одна на одну, плащи – от шкур до сшитых кусков ткани, сколотых, связанных, прошнурованных, с отделкой и без. Штаны: короткие, до колен, длинные, прикрепленные обмотками к икрам и заправленные в кожаные чулки или обувь – постолы.

Период господства церкви определил образ жизни средневекового человека, социальные границы общества и эстетическое кредо. В одежде преобладали тенденции, основанные на христианских догмах, в которых человеческое тело, особенно женское, считалось греховным и, как следствие, одежда максимально закрывала открытые участки и скрывала форму тела.

Крестовые походы (1095 — 1270) сопутствовали влиянию восточной моды на европейскую. Унификация, продиктованная бедностью и примитивностью производства, восполняется погоней за объемом и размером. Рыцарские турниры и вся сопровождавшая их экипировка – латы, штандарты и гербы, блоо, попоны лошадей – в своей пестроте и асимметрии рисунков породили костюмы так и называвшиеся – «гербовыми».

ИСТОРИЯ ОДЕЖДЫ: ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Одежда эпохи Возрождения становится более удобной, более гармоничной, как бы выражая гармонию внутреннего и внешнего в человеке.

В одежде периода Просвещения в конце XVIII века основой эстетического взгляда на прекрасное становится природа, от которой и черпают вдохновление художники того времени. Костюмы того времени носят естественные, спокойные очертания без излишней вычурности, отдалённо напоминающие одежду давних эпох.

В отдельную категорию истории одежды можно выделить т.н. национальный костюм. В основном, национальный костюм — это одежда, которую носил простой народ и имеет индивидуальные различия, характерные только для определенного народа или нации. Но и он претерпевал значительные изменения под влиянием времени, эпохи и других факторов. Национальный костюм XIX века складывался постепенно под влиянием многочисленных факторов, причем сложность его формирования зависела также от внешних влияний. Например, в начале XIX века изменился крестьянский Русский костюм на манер греческих одеяний, подпоясанных под грудью. Изменения в национальной одежде происходили и в Европе — костюм Испании повлиял на моду Франции, Нидерландов, одежду Италии.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ОДЕЖДЫ: ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ

Одежда славян была простой и однообразной. Именно такой и должна была быть одежда народа, жившего вдали от торговых путей и не располагавшего средствами для покупки себе у купцов, на протяжении тысячелетий проезжавших через Центральную Европу, южных и восточных товаров, будь то украшения, новые дорогие ткани или уже готовые одежды иноземного покроя. Эта простота и однообразие славянских одежд являлись также неизбежным следствием качества местного производства тканей, производства довольно трудоемкого, тяжелого и притом, естественно, как технически, так и эстетически несовершенного.

Поворот наступил только в начале нашей эры. В течение периода начиная от римской эпохи и до конца язычества во всей Центральной Европе постепенно изменялся вкус, что оказало влияние не только на характер украшений, но и на покрой одежды, которая к концу языческого периода под, чужеземным, главным образом греко-римским и восточным влиянием, стала в Центральной и Северной Европе значительно разнообразнее и богаче. Поэтому и славяне обладали в конце первого тысячелетия, довольно богатым гардеробом, несомненно, более богатым и нарядным, чем в период их первоначального единства. Однако в этом гардеробе, как мы дальше увидим, было уже, разумеется, много заимствованного, особенно в гардеробе свободных и имущих классов. «читать далее. »

Часто, читая исторические романы, в описании внешнего вида героя мы встречаем старинные, вышедшие из употребления названия предметов одежды. Кто-то, увлеченный исключительно сюжетом повествования идет дальше, не задумываясь. А кому-то очень интересно разобраться, как на самом деле одет и выглядит персонаж. Вот для таких пытливых читателей наша статья — энциклопедия старинной одежды (одежда словарь). «читать далее. »

Изначально термина «нижнее белье» не существовало. Нашим предкам белье заменяли набедренные повязки, которые они носили скорее не из стыда, а чтобы защитить самые чувствительные места. Чтобы выделиться среди соплеменников, занимающие привилегированное положение мужчины носили повязки более ярких цветов. Эти знаки отличия являются первыми предвестниками моды, так как таким мужчинам стремились подражать. «читать далее. »

КОРСЕТ

В XVIII веке у женщин был обычай утягивать талию корсетом до размера, равного обхвату шеи любовника, то есть до 30-40 сантиметров. Это притом, что обхват головы человека – 50-60 см! Впрочем, корсет нужен не только для того, чтобы выглядеть тоньше. «читать далее. »

В наше время трудно найти женщину, в ночном гардеробе которой не было бы сорочки. Такие изделия отличаются разнообразием фасонов, материалов и расцветок. Ночная сорочка может не только обеспечивать комфортный сон, но и подчеркивать достоинства женской фигуры, являться элементами эротического гардероба. Сегодня разнообразные женские сорочки настолько органично вписываются в нашу жизнь, что сложно представить себе времена, когда этой одежды в обиходе не было. «читать далее. »

Первые упоминания о предках колготок — чулках относятся к временам Древней Греции и Древнего Рима. В Японии и Китае тоже издавна носили хлопчатобумажные или шелковые чулки. «читать далее. »

Считается, что прообраз носков появился в Древней Греции, и представлял он собой нечто похожее на шлепанцы из мягкой кожи, закрывающие пятки и пальцы ног. Женщины не спешили демонстрировать эту деталь туалета на публике – кожаные носочки считались «ночной одеждой», их надевали при отходе ко сну. «читать далее. »

ИСТОРИЯ ПИЖАМЫ

Редко кто из нас, натягивая любимую байковую или шелковую пижаму, задумывается о ее происхождении, но эта вещь также имеет свою историю. На самом деле, привычку ложиться спать в специальной одежде привезли из восточных стран несколько молодых европейских путешественников в первой половине XIX века. После массового строительства железных дорог появилась возможность беспрепятственно посещать отделенные страны. Благодаря таким вояжам в Европе появилась мода проводить несколько часов в день перед кальяном или кофе, расслабляясь и отдыхая.

ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ

Удивительно, но то ,что мы привыкли понимать под детской одеждой, появилось относительно недавно.
История костюма насчитывает не одно тысячелетие. Из них история детской одежды занимает каких-то 200-300 лет.

Были времена, когда между детской одеждой и одеждой для взрослых не было особых различий. В ней не учитывались физические особенности детской фигуры, она была перегружена декоративными элементами, а поэтому слабо выполняла свои функции и не была приспособлена к темпераменту ребенка. XVIII век оказался переломным периодом в формировании детской одежды.

Читайте также:  Милитари одежда с европы

Около 1780г. впервые в истории моды детей одели в рациональную, сконструированную для них одежду, что ознаменовало историю возникновения детской одежды. До тех пор детская одежда была миниатюрной одеждой для взрослых, включая корсеты и прочие жесткие детали, которые придавали детям карикатурный вид и не давали возможности нормально развиваться молодому организму.

В начале XIX века появилась одежда для детей, разделенная по цветовой гамме. Для девочек была модно одежда розового цвета, а для мальчиков – голубого. Для девочек появились легкие платья с поясами, а для мальчиков были разработаны пиджаки. В этот период времени стал моден стиль ампир, когда девочки носили платья до колен с выглядывающими панталончиками из-под платья, а мальчики носили штаны с воланами и короткие туники. В середине 19 века стал моден матросский костюмчик, который пользуется популярностью до сих пор.

Начиная с XX века, начинают сглаживаться различия между одеждой для мальчиков и девочек. Девочки уже носят брюки. Среди модных тенденций: яркие футболки, удобные ботинки без каблучков и джинсы. Одежда пользуется популярностью т.к. очень удобна для активного образа современных детей.

А уже в XXI веке модные тенденции детской одежды претерпели значительные изменения. Одежда становится очень яркой и разнообразной. Модной считается одежда с детскими аппликациями.

Отдельно разрабатывается одежда для торжеств и праздников: бальные платья для девочек и строгие костюмы с бабочкой для мальчиков.

Сейчас родители начинают более тщательно следить за модными тенденциями не только во взрослой одежде, но и в детской.

ИСТОРИЯ ДЖИНСОВОЙ ОДЕЖДЫ

Самая популярная современная одежда конечно джинсы. Ее носят все — дети, домохозяйки, врачи, чиновники, артисты. История джинсовой одежды насчитывает более 200 лет. В России она имеет свою, отличную от других государств историю, связанную с политическими реалиями в 60 — 80-е годы. Приобретение этой одежды походило в то время на авантюрно-криминальный роман. В 60 — 70-х годах несчастных любителей этой удобной хлопчатобумажной одежды вызывали на комсомольские собрания и клеймили позором. В 80-х иметь ее было престижно — дети, которых родители одевали в джинсы, были из богатых семей, им завидовали. И если удавалось купить хотя бы индийский вариант джинсов, это тоже было большой удачей. Сейчас без джинсов просто невозможно обойтись. В них ходят куда – угодно, даже в театр.

Не одно поколение выросло в этих практичных штанах, облегающих тело, словно вторая кожа. Считаться родиной джинсов было бы лестным для любой страны. Кто же на самом деле был изобретателем культовых брюк? Весь мир, вполне обоснованно, считает родиной джинсов Америку. Потому что один прагматичный американец, собственноручно пошивший первые джинсы, тут же запатентовал авторское право, т.е. документально подтвердил свое право на звание «джинсового отца». Его звали Леви Страуссом. «читать далее. »

«Табу» в одежде разных стран

«Набор одежды современной путешественницы, как правило, разнится в зависимости от страны, в которую намечается поездка. К тому же, практичная одежда любительницы активного отдыха отличается от изысканных нарядов отпускницы, отправляющейся к морю на один из модных курортов. Какой бы отдых вы не предпочитали — спортивный или пляжный, собираясь в путешествие в далёкие края, постарайтесь ознакомиться с местными обычаями касательно одежды заранее. Чтобы в странах, список которых мы приводим ниже, встретив «по одёжке», местные жители не провожали вас на родину из полицейского участка — за неуместный наряд.

Одежда, опасная для здоровья

У нас таких цивилизованных, образованных всегда вызывают шок обычаи, одежда древних времен. Надо ли вспоминать о средневековье, когда пили уксус ради бледности, носили кринолины, отравляли наряды. Но мы повторяем ошибки предков. Модная одежда может, как и раньше быть опасной для жизни и здоровья.

ИСТОРИЯ ОДЕЖДЫ: ВЫШИВАНКА


Вышиванка — разговорное название традиционной украинской вышитой рубашки. История народной вышивки в Украине уходит корнями в глубину веков. Данные археологических раскопок и свидетельства путешественников и летописцев подтверждают, что вышивание как вид искусства в Украине существует с незапамятных времен. Вышивкой, по свидетельству Геродота, была украшена одежда скифов. Найденные на Черкащине серебрянные бляшки с фигурками мужчин, датированные VI в., при исследованиях показали идентичность не только одежде, но и вышивке украинского народного костюма XVIII-XIX вв. Арабский путешественник X в. в своих рассказах о русах вспоминает, что они носили вышитую одежду. Элементы символики орнаментов украинской вышивки совпадают с орнаментами, которые украшали посуду давних жителей территории Украины периода неолита, трипольской культуры. «читать далее. »

Чем удивят нас лосины

Первоначально лосины были предметом исключительно мужского гардероба. Они представляли собой узкие обтягивающие штаны, сшитые из кожи лося. Надеть их можно было только в мокром виде, иначе лосины были чересчур узкими, но, высыхая на ногах, подчеркивали мускулы, придавая воину вид мужественный и бесстрашный (во всяком случае, так считалось).

история одежды, история возникновения одежды, история одежды в картинках, история создания одежды, старинная одежда, история русской одежды, история женской одежды, история детской одежды, история развития одежды, история костюма, история ночной сорочки, история нижнего белья, история носков, история колготок, история спортивной одежды

Источник

История одежды

Изучение истории одежды и текстиля отслеживает появление и использование текстиля и других материалов. Изучение истории текстиля так же помогает отслеживать развитие технологий изготовления одежды в течении человеческой истории. Ношение одежды является исключительно человеческой характеристикой и является особенностью большинства человеческих обществ. Неизвестно, когда люди начали носить одежду, но антропологи считают, что шкуры животных и растительность были использованы как защита от холода, тепла и дождя, особенно когда люди мигрировали в новый климат. Одежда и текстиль были важны в истории человечества, они показывают, какие материалы были доступны в разных цивилизациях в разное время и какие технологии были использованы для их создания. Социальная значимость готового продукта отражает их культуру.

Волокна можно валять, получая готовый материал или пряcть, получая пряжу, которую можно использовать в вязании или плетении для получения ткани. Подобная ткань была обнаружена на Ближнем Востоке во время позднего каменного века [1] . С древних времен и по сегодняшний день, методы текстильного производства постоянно развиваются и выбор доступных текстильных изделий повлиял на то, как люди одевались и украшали свое окружение [2] .

Для изучения одежды и текстиля используют материальные останки, обнаруженные с помощью археологии. Изготовление различного текстиля и процесс его производства широко запечатлен в искусстве, что так же помогает в изучении. Существуют документы, касающиеся изготовления, приобретения, использования и торговли тканями, инструментами и готовой одеждой. Изучение истории текстиля, особенно её ранние стадии, является частью исследований в области материальной культуры.

Содержание

Первое использование одежды

Существуют доказательства того, что впервые люди начали носить одежду ещё 100 000—500 000 лет назад [3] .

Генетический анализ нательной вши, которая живёт в одежде человека, показывает, что она отделилась от головной вши около 170 000 лет назад, что подтверждает теорию о том, что люди начали носить одежду примерно в это время [4] .

Использование швейных игл датировано по меньшей мере 50 000 лет (Денисова пещера, Сибирь). Самая старая (60 000 лет) игла (стержень и ушко отсутствуют) найдена в пещере Сибуду, Южная Африка. Другие ранние примеры игл, датированные 41 000-15 000 лет назад, были найдены в нескольких местах, например, Словения, Россия, Китай, Испания и Франция.

Самая ранняя находка окрашенных льняных волокон датируется возрастом 36000 лет и была найдена в доисторической пещере в Грузии [5] .

До нашей эры

Каменный век

В Европе надолго похолодало: прошли времена господства мягкого тропического климата, когда люди думали скорее об украшениях, чем об одежде.

Слонов, носорогов и бегемотов сменили северные олени, медведи и львы, чей мех и шкуры, сшитые с помощью сухожилий и волос, успешно играют роль теплой одежды: звериные лапы стали бретелями, а спинки с хвостами — юбками. Мужчины одевались скромней женщин, у одежды мужчин не было бретелек — они перевязывали шкуры животных через правое плечо.

Украшениями служат клыки и кости животных, камни, янтарь.

Бронзовый век

Шумеры в Месопотамии не носили шкуры животных на плечах. Они оборачивали их вокруг пояса наподобие юбки. До Средневековья оставалось популярным конаке из козьего или овечьего руна с длинной шерстью, а потом из ткани, имитирующей их.

В Вавилоне одевались в длинные шерстяные шали, часто поверх туник — рубах с короткими рукавами. Такой ансамбль заканчивался бахромой и был разноцветным, но самым любимым был красный цвет.

Мужчины завивали бороды и волосы на голове так, что они выглядели искусственными.

Одежда разделяется на драпировки — ткани, которые оборачивают вокруг тела и закрепляют пряжками и поясами, и сшитые вещи, скроенные по форме туловища, рук, ног.

Кочующие всадники монгольских степей носили шитую одежду. Египтяне, как и все народы Средиземноморья, носили драпировки. Использовали главным образом льняные ткани натурального белого цвета. Египетская религия считала шерсть, ткань животного происхождения, материалом порочным.

Нефертити заворачивалась в хаик — большое прозрачное царское покрывало. Её муж, фараон Эхнатон, носил, как и все мужчины-египтяне, традиционную набедренную повязку — хенти.

Драпировки из льна в мелкую складочку прохладны и прозрачны. У женщин на головах парики из волос, которые длиннее их собственных, а поверх — легкие венцы, сплетенные из золотых нитей. Танцовщицы и рабыни носили одни пояса — низшему сословию доступна лишь нагота.

Мужские головы чаще всего бритые; парики надевались только по праздничным дням.

Египтяне — страстные поклонники белого цвета, который не очень ценят их соседи: ливийцы, сирийцы, финикийцы, евреи — их туники и шали расшиты или раскрашены во все цвета радуги.

3500 лет назад в Греции в Эгейском море господствовали торговцы с Крита. На этом острове все было не так, как в других местах: женщины не сидели дома, а принимали участие в общественной жизни. Их костюм тоже был необычен. Они единственные в Средиземноморье носили скроенную и сшитую одежду. Очень узкий корсаж тесно сжимал талию и приподнимал грудь, чаще всего обнаженную, над пышной юбкой с большими воланами.

Внешний вид мужчин был проще: две-три набедренные повязки, наложенные друг на друга. Как и женщины, мужчины Крита любили завитые волосы, ленты и большие шляпы.

Железный век

Греки носили прямоугольные куски шерстяной или льняной ткани, закрепляя их на плечах двумя застежками-фибулами, а на поясе — ремнем.

Женщины заворачивались в пеплос — отрез плотной ткани два метра длиной и полтора шириной. Хитоны — одеяния, меньшие по размеру и более лёгкие, сшиты в форме труб. Хитоны до колен служили для юношей нижней рубашкой. Надеваемый сверху короткий плащ, который застегивали пряжкой на одном плече, назывался хламида. Другой вид плаща — гиматий — мог служить и ночным покрывалом.

Читайте также:  Как пришить одежда для кукол

Часто мужчины и женщины носили одинаковую одежду. Так, опальный Фокион настолько обнищал, что не мог выйти из дома вместе с женой, потому что у них был единственный костюм на двоих.

Ромула и Рема, основателей Рима, ещё только вскармливала их приемная мать-волчица, а этруски уже переделали греческий плащ, выкраивая его в форме вытянутого полукруга. Это — будущая римская тога. Очень большая — до семи метров, — она была так тяжела, что требовалась помощь, чтобы в неё задрапироваться. Закон гласил: должностные лица носят тоги белого цвета, полководцы-победители — пурпурные или золотые. Женщины выбирали сами.

V век

Европа захвачена варварами. Они одеты в облегающие туники и штаны брэ, шлемы и кольчуги, поскольку хорошо умели обрабатывать металл.

В это же время в Византию из Китая возвращаются два монаха ордена Святого Василия. Пользуясь одеянием святых, чтобы избежать обысков на таможнях, они проносят в своих обманных посохах коконы шелковичных червей. Тех самых, что прядут шелк…

Шёлк меняет внешний вид костюма. Эта нежная ткань слишком дорогая, чтобы использовать её на драпировки. Одежду приходится уменьшить в объёмах. Зато материал для неё все больше украшают.

Византийский костюм отличает особая роскошь. Античная тога превратилась в плащ из золотой ткани, который надевают поверх туник, расшитых узорами и жемчугом. У женщин длинная вуаль покрывает голову, в прическах используются драгоценности. Узкие мужские брюки украшены россыпью цветов.

Готы, германцы, бургунды не знают себе равных в искусстве украшения металла чеканкой, эмалями и инкрустациями.

XII век

Измученные походом на Восток, крестоносцы открыли там сказочные богатства и диковины; шелковые халаты, расшитые жемчугом, бурнусы из золотой ткани, тюрбаны ярких расцветок и восхитительные туфли-шлепанцы. Караваны везут меха: горностая, соболя, белки, песца.

В Средние века простые люди одеваются довольно однообразно. Короткое платье — обычная одежда крестьян. Пастухи носят узкие штаны брэ и шапероны — колпаки, закрывающие плечи. В длинных монашеских рясах с капюшоном работают в полях. Паломники отправляются в путь в фетровых шляпах, украшенных ракушками.

XIII век

Не все участвуют в празднике Осла — шествии безумцев и бедноты. Зажиточные женщины заняты своим внешним видом. Рукава платьев — котт — должны быть такими узкими, что каждый раз после надевания их нужно зашивать. Раздеться самим им быстро не удается. Мужчины носят в волосах золотой ободок, девушки — легкий венец.

Церковь требует, чтобы евреи носили отличительный предмет одежды — жёлтый остроконечный колпак.

XIV век

Крестьяне освобождаются от сеньоров. Ремесленники и торговцы в городах образуют экономические группы — цеха, гильдии. В Италии и Франции у художников и поэтов новая цель: поиски красоты.

Мужчины носят короткие костюмы. Одежду отныне подгоняют по фигуре шнуровкой. Становится необходимой фантазия — рождается мода.

Появляются экстравагантные шляпы. Женщины создают конструкции из ткани, подкладывая под неё конусы или подушечки и закрепляя их длинными шпильками.

Церковь рассматривает такие шляпы «с рогами» как дьявольский знак. Дети кричат вслед женщинам, одетым подобным образом, «au hennin!». С тех пор слово «геннин» означает высокий женский головной убор.

XV век

Франция заканчивает Столетнюю войну, Англия — начинает войну Алой и Белой Розы. В Италии — эпоха Ренессанса: дамы говорят на древней латыни, возрождается просвещение. В Тоскане прядут шёлк. Для праздников создается «необычная» одежда. Женщины носят длинный расшитый упелянд с волочащимся шлейфом, под ним облегающий котт — нижнее платье. Верх мужских шапочек обматывают шарфом, конец которого спускается на верхнюю одежду. Встречаются короткие кафтаны турецкого происхождения. Раскрашенные по частям чулки-штаны делают ноги разноцветными.

В Венеции лодочники-гондольеры украшают свои шапки-боннэ перьями страуса или павлина, носят пестрые штаны.

На головах венецианок приколоты шиньоны — накладные волосы, в руках — придуманные ими носовые платки. Члены Совета носят мантии — длинные одеяния, прямые и со складками.

Здесь торговля шелком с Азией никогда не прекращалась. Теперь триумфальный успех среди венецианских ремесленников имеет бархат.

Изобрели книгопечатание: прежде всего печатают Библию, но скоро появятся и модные гравюры.

Женщины сбривают волосы надо лбом и придают большое значение убранству головы. Тонкие шарфы обвязаны вокруг высоких шиньонов, нежная ткань уложена конусом на легком каркасе из латуни, покрывала из чёрного бархата обрамляют лицо, подчеркивая его томную бледность. Вырезы-декольте становятся все глубже.

При дворе Кастилии королева Жанна Португальская желает скрыть свою беременность — ведь её супруг немощен. Она вводит в моду юбку-каркас с ободами из незрелого тростника — вердуго, которая затем станет французскими вертюгалями и фижмами.

Другое веяние моды: креве — разрезы на рукавах робы, богатого верхнего платья, сквозь которые видна вышитая нижняя сорочка.

В Англии шляпы с клювом, в стиле Робин Гуда, имеют успех так же, как догалины из Италии — накидки с широкими, отвернутыми к плечам рукавами.

Ренессанс охватил все страны Европы. Новые тенденции: мягкие ткани, глубокие декольте и широкие рукава. Мужчины носят плоские шляпы с перьями.

XVI век

1520-е

Во Франции и в одежде мужчин приняты вырезы-декольте. Пышные рукава камзолов и догалинов делают с разрезами. Нижняя часть шоссов стала длинными чулками из шелковых трико. Верхняя — короткими штанами с выпуклым гульфиком.

Появляется обувь с широким квадратным носком — «медвежья лапа».

В эпоху Ренессанса парфюм надолго заменил чистоту. Недобрая слава общественных бань и строгие предписания церковной Реформации убили средневековую привычку к частому мытью.

1540-е

После битвы при Павии (1525) победа досталась испанской чопорности. Конец декольте — теперь наглухо застегнутые робы с высоким воротником и подкладными плечами имеют жесткую форму пирамид. Преобладают чёрный и золотой цвета. Мужчины носят шпаги на боку.

Исключением остается Венеция, избежавшая испанского влияния. Тут дамы ходят на подпорках, которые увеличивают их рост на 30 сантиметров. Самые смелые надевают под юбку для пышности штанишки-кальсоны. Добиваясь белокурого цвета своих шевелюр, венецианки носят шляпы без донышка: волосы светлеют, выгорая на солнце.

1580-е

У королевы Елизаветы Английской 6000 платьев и 60 париков. Она любит накрахмаленные воротники.

А дамы при дворе Генриха III носят вертюгали с подложенными под юбки валиками (по англ. — фартингейлы). У мужчин подкладку камзолов-пансеронов набивают паклей или губкой для защиты от покушений, а ворот украшают гофрированными воротниками-фрезами. Носят очень короткие штаны-кюлоты.

XVII век

Европейские страны борются за превосходство. Испания и Италия теряют своё влияние. Законодательницей моды становится Франция.

Пуританки в Англии носят поверх головного убора большие черные шляпы — в таких прибыли в Америку первые колонисты.

Лорд Денбиг привез из Индии пижаму: длинные «штаны моголов» под свободно-развевающейся курткой.

Некоторые, как голландцы, остаются верны фрезам, высоким, как мельничные жернова, — позже таких огромных не будет никогда. Но мода, как искусство, и научные идеи Великого века — эпохи Людовика XIV, — меняется быстро и часто.

Фартингейлы пропали, женщины вернулись к естественным линиям. Лицо обрамляют чёлки. Надевают одно за другим сразу три платья: скромное с рукавами, украшенными лентами, лукавое, а под ним — секретное.

На голове у мужчин — фетровая шляпа с перьями. Плащи они носят, набросив на одно плечо. Фрезы забыты, им предпочитают жесткие затянутые воротники. Сапоги делают с широкими отворотами, а туфли прикрывают розеткой из лент.

1663 — испанцы только что сменили дамские вердугадо на гардинфанты, более вытянутые в ширину, но все ещё жесткие. И уже открывают для себя в Версале новую моду, представляемую молодым королём Людовиком XIV. Ленты соперничают с перьями и кружевами в экстравагантных нарядах. Пурпуэн превратился в брассьер, из-под которого наружу топорщатся кружева — жабо воротника и манжеты сорочки. Самым удивительным предметом стали рингравы, короткие и широкие брюки-юбка с обилием кружевных воланов-канонов. Плоские шляпы покрыты страусовыми перьями; обувь на красном каблуке и с бантом.

С тех пор, как мадемуазель Фонтанж, фаворитка короля, подвязала свои волосы бантом, беспорядочные локоны больше не носят — все они должны быть высоко подняты. Дамы, чьи прически открывают уши, — бесстыдницы, потому что дают повод для плутовских речей. Модные и у мужчин, и у женщин бархатные мушки, смотря по тому, где они наклеены, могут означать возвышенную или низменную страсть. Самые красивые мушки покупают в «Жемчужине мушек» на улице Сен-Дени.

В конце XVII века рингравы исчезли, а камзол сменили полукафтаны-жюстокоры. У них есть карманы. Галстук «а-ля Штейнкерк» имеет вид шарфа, продетого одним концом в петлицу. Мужчины вместо париков с отброшенными на спину волосами носят другие, очень высокие — «биннеты», названные так по имени их творца Бине.

Новые модные предметы для дам — маленькая муфта, перевязанная лентой, и менее жесткие корсеты-гургандины. Украшением общества становятся острословы и весельчаки.

Открылся салон моды мадам де Мосмеле.

XVIII век

На смену эпохе моды барокко пришла эпоха моды рококо: «интимный» костюм, то есть богато орнаментированные платья с правильными линиями и маленькими деталями.

Королева Мария-Антуанетта официально разрешила королевской модистке Розе Бертен обшивать всех. Как следствие, открылась модная лавка «Великий Могол».

В этом году родился Джордж Браммел — английский денди, абсолютный законодатель мод.

Мария-Антуанетта — самая элегантная женщина Франции. Подданные короля мгновенно следуют её примеру. Она ввела в моду платье рубашечного покроя. В городе в моде верхняя одежда небольших размеров: женский казакин — узкая куртка до бедер — и короткий мужской вест. Все носят большие шляпы на манер англичан.

На помпезных праздниках, устраиваемых при королевском дворе, встречаются хитроумные устройства. К примеру, панье — каркас юбки, который легко поднимается и сужается, давая возможность свободно проходить в двери. Или головные уборы на пружинах. Но и механика не дает забыть про кружева: они везде.

Волосы больше не стригут, а добавляют накладные. С помощью конского волоса и газовой ткани на голове возводят целые сооружения. Цветы, птицы, куклы, корабли, любимые животные, овощи на этих взбитых пучках-пуфах отражают вкусы тех, кто их носит.

«Магазин английских, французских и немецких новых мод» — первый модный журнал в России, выходил в Москве ежемесячно в апреле-декабре 1791.

XIX век

1800-е

Бонапарт стал императором Наполеоном. «Античная» мода признана официально. Платья больше не будут совсем прозрачными; их рукава, бывшие маленькие «фонарики», становятся очень длинными. Грудь из свободного декольте возвращается под легкий корсет. Облака кисеи служат важному делу обновления дамского белья: робко появляются нижние штанишки — идея молодых англичанок для занятий гимнастикой. Дамы, не имевшие к ним привычки, находят их неудобными и долго отвергают.

Читайте также:  Национальная одежда ставропольского края

Завоевание более прочное, хотя тоже английское: короткая куртка спенсер, придуманная лордом Спенсером.

1860-е

Кринолин стал символом праздников и вальсов. Нижние юбки из конского волоса передали своё название «клеткам» из металла, поддерживающим платье, подол которого в окружности доходил до 14 метров. Позднее появление велосипедов и распространение железных дорог выводят его из обихода.

  • 1860 — княгиня Меттерних, которую называют мадам Шифон — самая элегантная женщина при дворе Наполеона III. Она особо ценит модели английского модельера Уорта.
  • 1868 — Чарльз Фредерик Уорт учреждает Синдикат высокой моды, объединив салоны, в которых одевались высшие круги общества, в единую организацию, существующую до сих пор. Рождается высокая мода — от-кутюр[6] .

1880-е

Корсет — душа дамского костюма. Для хрупких он надежная поддержка, для других — средство создания нужного силуэта. Чтобы надеть корсет, долгое время требовалась помощь. Появление шнуровки «для ленивых» позволило одеваться самостоятельно.

Однако этот предмет продолжает вызывать споры. По данным медиков, 4 из 5 женщин, умирающих от грудных болезней, убивают себя сами, сильно затягивая корсет. (см.Жертва моды)

1890-е

В 90-х годах в Вене возникает стиль «сецессия», название которого связано с художественной группой «Сецессия» («Уход»), в которую вошли молодые художники, решившие порвать с традициями искусств предшествующих поколений. Вообще, на стыке веков появилось новое мироощущение, в котором сплетаются мир стремительно развивашвейся техники и уходящей романтики — одновременно во многих странах возникают новые художественные направления, единые по мысли, но со своими особенностями и с разными названиями: в Германии — югендстиль, в Вене и Чехии — сецессия, в других странах Европы — ар-нуво, в странах будущего Советского Союза все эти направления объединены под общим названием — модерн. Основная черта модернистских направлений — гармоничность, равновесие между эстетикой и целесообразностью.

Блистают дома европейской моды: Worth, Doucet, Paquin, Cheruit, Rouff, Poiret, Babani, Fortuny.

XX век

1900-е

Трёхколесные велосипеды и появившиеся автомобили требуют новой одежды, укрывающей и защищающей.

Мужчины-пешеходы носят цилиндры и длинные пальто с меховой подкладкой — пелисы.

Дамы отказались от турнюра. Юбка облегает талию и расширяется книзу. Верх платья заканчивается высоким воротником, рукава — буфами. Шляпы становятся огромными.

Впервые дом Ревийон предлагает меховое манто. Мех больше не используется как подкладка, а выступает самостоятельно.

Настоящую революцию совершает Поль Пуаре, отменив корсет. Он заставил признать платье живых и энергичных расцветок, которое подчеркивает фигуру лентой, проходящей под грудью. Вес дамского наряда уменьшился с 3 килограммов до 900 граммов.

  • 1903 — модельер Поль Пуаре открывает собственный дом моды.
  • 21 января 1905 — родился дизайнер Кристиан Диор.

1910-е

  • 1911 — модельер Поль Пуаре выпустил первые дизайнерские духи «Розина» — по имени своей старшей дочери, а также открыл в Париже ателье «Мартина» — по имени младшей дочери.

1920-е

Солдаты, вернувшиеся с Первой мировой войны, не узнают своих девушек: они носят короткие волосы «под Гарсона», героя модного в то время романа.

Повсюду танцуют чарльстон и танго. Приходится все более укорачивать юбки. Пояс для подвязок вытеснил корсет. У мужчин вечерний пиджак, который во Франции называют смокингом, подходит на смену жакету и полосатым брюкам.

  • 1926 — Коко Шанель впервые продемонстрировала своё маленькое чёрное платье. Оно не произвело большого эффекта на фоне модных тогда ярких красок и ждало признания до 30-х годов.

1930-е

Внешние видеофайлы
Мода 1930-х годов в США (недоступная ссылка)

Последствия биржевого краха на Уолл-стрит 1929 года сказались не сразу, а лишь спустя некоторое время. Великая депрессия, глобальный экономический кризис, охвативший все сферы производства и отрасли хозяйства, закончился лишь в конце 30-х годов.

Пришла мода мягкой, текучей, очень женственной одежды с «благоразумной» длиной. Большинство людей, как бы бедны они ни были, хотели выглядеть достойно. Женщины сумели устроиться в годы депрессии. Те, кто не мог купить новое платье, просто удлиняли старое, ведь короткие юбки больше не носили даже днем. Платье дам доходило примерно до середины икр, и все, что было короче, искусно удлинялось до нужной длины с помощью лент, оборок, клиньев. Если днём длина юбок достигала середины икр, то вечером принципиально носили длинное с большим декольте на спине. Вновь появились, казалось бы, канувшие в лету классические атрибуты женственности: воланы, банты, рюши, драпировки.

Платье формируется на классическом силуэте женского торса: талия, бёдра, грудь. Если оно было цельнокроеным, то перехватывалось в талии узким поясом. Силуэт получался стройным и естественным, ткань мягко ниспадала. Очень актуальна в композиции костюма лёгкая асимметрия. Ткани в стиле Арт Деко с ненавязчивым геометрическим рисунком или гладкокрашеные. Обязательными в костюме 30-х были аксессуары, для многих они являлись единственной доступной возможностью привести гардероб в соответствие с новыми требованиями. Популярны были узкие сумочки-конверты без ручки, или маленькая сумка-кошелек с защелкой-рамочкой из серебра, или — последнее новшество! — из пластмассы. Очень мало дорогих аксессуаров. Что касается модных украшений, то повсеместно допускалось забавное сочетание драгоценных камней с искусственными.

Волосы, в отличие от 20-х годов, отрастили и тщательно укладывали. Предпочтение отдавалось блондинкам. Подобающий цвет лица отличала та прозрачная безупречность, которая так восхищала у звезд киноэкрана.

Соответствовать идеалу красоты этого времени, казалось, было совсем просто: женщина должна быть стройной, но уже не по-мальчишески, а женственно, кроме того, она должна быть спортивной, загорелой, непринужденной и ухоженной. Она узнала, что настоящая красота приходит изнутри, и потому ценила здоровое питание, свежий воздух и занятия спортом.

1940-е

  • 1941 — война, тяжелые годы. Обувь делают на деревянной подошве, юбки стали короче. Девушкам стоит больших усилий быть модными, а для стиляг все просто: шляпа на затылке, большой обвисший пиджак и зауженные брюки.
  • 1947 — пока ещё неизвестный кутюрье Кристиан Диор совершает переворот: теперь линии будут удлиненными и расширенными. В моде узкая талия и подчеркнутые бедра. Невероятный успех. Все женщины должны удлинить свои платья и пальто за счет воланов или полосок меха, потому что так диктует «высокая мода» от-кутюр. Это золотые времена для Бальмэна, Фата, Баленсиаги.

Мадемуазель Шанель представляет свой знаменитый костюм, который будут копировать и носить все последующие поколения женщин.

В моду входят полу пальто с пристегивающимся капюшоном — бывшая одежда военных.

1950-е

Брюки — серьёзное завоевание женщин, которые имеют право носить их во всех случаях, не вызывая упреков. Однако странно: одеваться, как мужчины, не дозволено женщинам, занимающимся лыжным и велосипедным спортом.

В моду пришла свобода выбора: прически с завитыми шиньонами или короткие стрижки, шуршащие многослойные нижние юбки «фру-фру» или серебристые «космические костюмы».

В моду также вошла балетка.

1960-е

Мода на хрупкий тип женщины. На пике популярности модель Твигги и мини. В СССР в 1960-х годах популярны вязаные наушники собственного изготовления.

1970-е

С тех пор как холщовая ткань вернулась к нам из Америки в виде джинсов, курток и комбинезонов, оба пола имеют привычку носить одежду одинакового фасона, обмениваясь майками и бейсболками.

Раз женщины сегодня позаимствовали мужские рубашки и пиджаки, то и мужчинам больше не обязательно быть шотландцами, чтобы носить юбку. Такого взаимного влияния и такого широкого выбора не было ещё никогда.

1980-е

На Западе продолжает сохранять своё влияние панк, однако также появляется прагматический яппи-стиль. В моду вошли леггинсы. Белокурые локоны, волосы ёжиком, зелёные или чёрные ирокезы, куртки или большие пальто, мини-юбки или макси-платья, обувь всех цветов, плоская или на каблуке, ретро или завтрашнего дня… Можно носить все. Все, за исключением того, что носили в прошлом году.

  • 1984 — а 1984 году место Джейн Биркин в самолёте из Парижа в Лондон оказалось рядом с местом председателя правления «Hermès» Жана-Луи Дюма. В разговоре Биркин пожаловалась Дюма на свои сложности с подбором большой кожаной сумки для прогулок в выходные и описала ему свою мечту. Вскоре сумка-мечта была доставлена Биркин на дом. Так появилась знаменитая сумка Биркин.
  • 1988 — японцы, голландцы, итальянцы, американцы, англичане и особенно французы — модельеры повсюду.

1990-е

Мода на стиль унисекс, на минимализм, на «экологический стиль».

  • 1993 — год основания компании Bruno Banani — производителя модного белья и известной парфюмерии.
  • 1995 — первый модный показ компании Victoria’s Secret

XXI век

2000-е

Мода на стразы, бриллианты, золото, лакированную кожу — своего рода стиль-«кишит».

Компания Target впервые в истории моды провела вертикальный показ мод. Событие произошло на стене центра Рокфеллера в Нью-Йорке. Стену использовали в качестве подиума, а в роли моделей выступили спортсмены и гимнасты.

2008

  • На Венецианском кинофестивале был представлен документальный фильм о Валентино. Съемочная группа преследовала дизайнера два года — почти день в день. [1]
  • Русский журнал Vogue отметил своё 10-летие, в честь которого в августе в магазинах России появился альбом фотографий «Best of Vogue» [7]

2009

Мировой экономический кризис 2008 г. больно ударил по индустрии моды — в октябре 2009 года итальянский дом моды Versace сократил четверть своих сотрудников по причине падения спроса на дизайнерские вещи и предметы роскоши. [8]

См. также

Библиография

  • Васильев А. История моды. Выпуск 2. Костюмы «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Изд-во: Этерна, 2006. 64 стр.
  • Васильев А. История моды. Выпуск 4. Звезды мирового кино. — Изд-во: Этерна, 2006. 64 стр.
  • Верещагин В. Женские моды Александровского времени // Старые годы, 1908. — № 7/9. — С. 472—493.
  • Ермилова Д. Ю. История домов моды. Серия: Высшее образование. Изд-во: Академия, 2004. 288 стр.
  • Такер Э. История моды. Серия: Культура. Открытие. Изд-ва: АСТ, Астрель, 2003. 144 стр.
  • Моды в России в 1791 году // Русская старина , 1875. — Т. 12. — № 1. — С. 226—230
  • Шамин С. М.Мода в России последней четверти XVII столетия // «Древняя Русь», № 1(19) 2005.С.23-38
  • Акико Фукаи, Тамами Суо, Мики Ивагами, Рэйко Кога, Ри Нии, Джунко Нишьяма. Мода XVIII—XX вв. Киотский институт костюма. — Изд-во: «АСТ», «Астрель», «ОГИЗ», 2009. — 192 с. — ISBN 978-5-17-050501-2, 978-5-271-19119-0, 978-3-8228-3857-0
  • Мода XX века. Коллекция Института Киото. — Изд-во: «Арт-родник», 2013. — 352 с. — ISBN 978-5-404-00266-9
  • Mentges, Gabriele: European Fashion (1450—1950), EGO — European History Online, Майнц: Institute of European History, 2011, проверено 16 юния 2011.

Ссылки

  • д/ф «Мода для народа» (РТР, 2011) — о послереволюционной моде в Советской России (видео)
  • «80-е: десятилетие, которое сотворило нас: Взлёт» (National Geographic, 2013)
  • Как российские звезды одевались в 1990-е годы // 7 дней, 31.07.2014

Журнальные объявления

Очевидно, наиболее детально динамика мод отслеживается на примере публикаций в журналах. См. например:

Источник