Меню

Первая детская одежда славян



Детская одежда у славян

Одежда никогда не была для древних людей просто «совокупностью предметов, которыми покрывают, облекают тело», как можно прочитать на страницах современного словаря. Она значила для них гораздо, гораздо больше. Наши далёкие предки скорее согласились бы с нынешними экстрасенсами, которые утверждают: человеческое биополе «впитывается» в одежду и задерживается на ней. Поэтому им иногда удаётся найти пропавшего человека, подержав в руках что-то из его одежды (или какую-нибудь личную вещь).. Они остаются некоторым образом связанными со своим хозяином, где бы он ни был. А разве не сродни этим воззрениям народное убеждение, что злой колдун может навести порчу по одной-единственной ниточке, выдернутой из одежды?

Теперь нетрудно понять, почему самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). в дальнейшем детскую одежду старались кроить не из вновь сотканного полотна, а из старой одежды родителей. Делали это не от скупости, не по нищете и даже не потому, что мягкая, стираная материя не раздражает нежную кожу младенца. Весь секрет — в священной силе, или, по-теперешнему, в биополе родителей, способном заслонить неокрепшего маленького человека, уберечь от порчи и сглаза.

Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Право на «взрослую» одежду дети получали только после обрядов инициации. Такая традиция исключительно долго держалась в славянской среде, особенно в деревне, мало подверженной веяниям моды. С течением столетий был утрачен древний ритуал перехода из разряда «детей» в разряд «молодёжи», многие его элементы вошли в состав свадебной церемонии. Так, ещё в XIX (!) веке в некоторых областях России, Украины, Белоруссии вполне уже взрослые юноши и девушки порою до собственной свадьбы ходили в детской одежде — рубахе, схваченной пояском. В ряде других мест одежда ребёнка представляла собой обычный крестьянский костюм, только в миниатюре.

Любящие матери всегда старались украсить детскую одежду. Учёные пока не располагают точными данными, но следует думать, что ворот, рукава и подол рубашки покрывала обильная вышивка. Это тем более вероятно, что вышивка (как, впрочем, и всё, что называется теперь «украшениями») обладала в древности оберегающим смыслом. А вот металлических украшений, которыми, был так богат «взрослый» девичий и женский наряд, в могилах девочек не найдено. Археологами обнаружены только ниточки бус, тонкие проволочные колечки, которые вплетались в волосы, да подвески-бубенчики, сделанные из меди или бронзы, редко — из серебра. Чаще всего их носили у пояса, иногда — по несколько штук слева и справа, привешивая на длинную нитку, шнурок или ремешок таким образом, чтобы при каждом-движении слышался звон. Современному человеку покажется, что это была забава, своего рода погремушка, а может быть, дополнительный способ присмотреть за ребёнком. Всё так, но для древних людей бубенец был в первую очередь одной из эмблем Бога Грозы, звон подвески должен был отпугивать всякую нечисть.

Так одевались дети славянского простонародья. У высших социальных слоев обычаи были несколько иными. И дело даже не в том, что боярские дети были наряжены богаче крестьянских. На миниатюре из книги XI века маленький княжич одет совершенно как взрослый, разве что без некоторых знаков княжеского достоинства. Следует предположить, что над «княжатами» обряды инициации совершались значительно раньше, чем над детьми простого народа. Ведь и случае гибели отца сыну, .невзирая на малолетство, предстояло занять княжеский стол.

Источник

Как одевали детей на Руси

Одежда русских крестьян была очень практична в изготовлении и носке, как и всякая традиционная одежда. В то же время каждая деталь русского костюма имела мифологическое обоснование и объяснение — например, почему используется тот или иной цвет, форма, размер. А особенности кроя, украшения и выбор материала сообщали о социальном статусе и имущественном положении носившего костюм. В социальном плане ребенок в русской деревне считался существом незрелым, то есть не имеющим прав и обязанностей взрослого члена общины, до момента вступления в брак. Поэтому одежда детей заметно отличалась от одежды взрослых — и тем сильнее, чем младше был ребенок.

Одежда младенцев

При рождении ребенок получал свою самую первую собственную вещь — пояс. Пояс надевался сразу после обрезания пуповины, прямо под пеленки — на голое тело. Символически это понималось как защита от сглаза и злых духов, необходимая ребенку до крещения, потому что пояс образует вокруг тела круг — древнейший защитный символ. Младенческий пояс мог быть просто шерстяной нитью, которую мать выпряла во время беременности. Носить его следовало до тех пор, пока ребенок не начинал ходить. Пеленки же изготовлялись из старой одежды родителей, причем для девочки — из рубахи матери, а для мальчика — из рубахи отца. Это означало продолжение и поддержание той связи, которая была у матери с плодом во время беременности.

Нужно отметить, что для крестильной рубашечки требования были особые: холст брался обязательно новый, и рубашечка украшалась цветными детальками и (если позволял достаток семьи) золотым шитьем. Правда, обычная вышивка не допускалась, потому как несла языческую символику. Крестильные рубашечки хранились в семье, но по наследству не передавались.

Одежда малышей

Когда ребенок начинал ходить, ему шили длинную (до колен или середины икры) белую, не украшенную ничем рубаху — конечно же, подпоясаную. В таких рубахах ходили и мальчики, и девочки лет до 6-7.
Никакой другой одежды у детей не было: ни штанов у мальчиков, ни юбок-сарафанов у девочек. Детские рубахи шились или перешивались из старой одежды родителей или старших сестер-братьев. С практической стороны удобство такой одежды для маленького ребенка очевидно (особенно при отсутствии памперсов). Символически же белая, без вышивок и оторочек рубаха трактовалась как знак того, что ребенок (точнее, его душа) только недавно пришел на землю из Ирия (Рая), и еще не успел “запачкаться” грехами земной жизни.

Читайте также:  Одежда для военных 2014

Верхней (уличной) одежды у детей этого возраста также не было. Если малышу нужно было зимой перебежать из избы в избу поиграть с друзьями, то он просто накидывал полушубок старших сестер-братьев, на ножки надевал их валенки, и в таком виде перебирался через улицу.

Одежда отроков

По достижении ребенком 7-8 лет он переходил в другую возрастную и социальную категорию — из младенцев в отроки. Отроками считались дети до 14-15 лет. Одежда в этом возрасте приобретала половые различия. Мальчики получали порты (штаны) и картузы. Девочки начинали носить более длинные (до щиколотки) и уже украшенные рубахи. Кроме того, они получали первые бусы, которые тоже являлись оберегом — все тот же круг, как и пояс. Также в этом возрасте девочкам протыкали уши и дарили первые серьги. В качестве верхней одежды девочки и мальчики получали балахоны (мы бы сейчас определили балахон как легкий плащ-пыльник из белого холста или пестрядины).

Одежда молодежи

В 15 лет человек считался созревшим для вступления в брак. Одежда молодежи брачного возраста своей пышностью, сложностью и обилием модных деталей отражала избыток жизненной энергии, которым, как считалось, должен обладать молодой человек или девушка, чтобы продолжить род.

Парни брачного возраста носили красные, расшитые вышивкой или золотой тесьмой рубахи. Рубахи шились из дорогого и модного материала: фабричного кумача или даже шелка. Штаны парней делались из молескина (фабричная хлопчатобумажная ткань с легким начесом), дорогого сукна, а то и плиса (также хлопчатобумажная ткань, но имитирующая бархат). Пояса становились широкими, яркими и украшенными символами плодородия.

Интересно, что как только парень высватывал себе невесту, то его рубаха становилась белой (белый цвет символизировал переход из одного социального состояния в другое : в момент перехода около человека истоньшается граница миров, и на него снова, как в детстве, начинает отблескивать свет Ирия).

Кроме того, молодые парни обязаны были включать в свой костюм различные «модные» (читай — городские) детали: жилетки, тросточки, зонтики, «спинжаки с карманАми», часы с цепочками (а иногда и просто цепочки). Шляпы парней были также городскими, а после договоренности о свадьбе их надлежало украшать лентами и искусственными цветами (шляпа, в отличие от картуза, символизировала зрелость и готовность к браку).

Парни брачного возраста носили красные, расшитые вышивкой или золотой тесьмой рубахи. Рубахи шились из дорогого и модного материала : фабричного кумача или даже шелка. Штаны парней делались из молескина (фабричная хлопчатобумажная ткань с легким начесом), дорогого сукна, а то и плиса (также хлопчатобумажная ткань, но имитирующая бархат). Пояса становились широкими, яркими и украшенными символами плодородия.

Интересно, что как только парень высватывал себе невесту, то его рубаха становилась белой (белый цвет символизировал переход из одного социального состояния в другое: в момент перехода около человека истоньшается граница миров, и на него снова, как в детстве, начинает отблескивать свет Ирия).

Кроме того, молодые парни обязаны были включать в свой костюм различные «модные» (читай — городские) детали: жилетки, тросточки, зонтики, «спинжаки с карманАми», часы с цепочками (а иногда и просто цепочки). Шляпы парней были также городскими, а после договоренности о свадьбе их надлежало украшать лентами и искусственными цветами (шляпа, в отличие от картуза, символизировала зрелость и готовность к браку).

Источник

Древняя славянская одёжа

Сегодня, задумывая славянскую одежду купить или сшить самостоятельно, нужно понимать, что оформленные комплексы её относятся к XVI – XVIII, даже XIX веку. Восстановить полностью реальные одеяния древних язычников пока невозможно.

Наш славянский интернет-магазин «Иванка» представляет одежду: сарафаны, рубахи, косоворотки, платья — по мотивам реконструированной одежды или стилизованные. Мы стараемся передавать в изделиях основополагающие принципы материальной культуры давно прошедшего времени, удивительную красоту народного костюма, детали национальной идентичности.

Из чего шили народную одежду?

Древнейшая народная одежда изготавливалась из цельных шкур овец, медведей, волков, сшитых шкур бобров, белок, лисиц, горностаев, соболей, лёгкая — из льна и конопли. Как тяжело, долго обрабатывали лён от семечка до полотна, мы рассказывали в статье «Посвящается царю славянских земель, индийскому, египетскому, греческому, римскому и всея Европы — льну».

Интересную информацию о тканях удалось раздобыть сопоставлением лингвистического анализа слов и исторического — артефактов. В средние века и позже сохранялись такие названия материи:

  • толстой, грубой льняной — вотола (потом так же станут называть плащ);
  • толстой, очень прочной конопляной — толстина;
  • средней по толщине льняной — узчина, узцина;
  • тонкой льняной — тончица, бель, частина.

Народная рубаха, порты изготовлялась и из конопли. Конопляные ткани называли замашными, посконными (от посконь — тонкий стебель мужского растения конопли). Позже слово «замашный» стало названием любой домодельной одежды, а «посконный» — синонимом простонародного, деревенского.

Различались материи и цветом. Все крашеные ткани называли крашениной; пестрядью — разноцветные; одноцветные — бель, червленица (красные), багрец (тёмно-красные), зелень, синета. Названия материи получали по основным цветам, однако встречались расцветки неоднозначные: смурые — тёмно-серые, зекрые — бирюзовые, редрые — рыжие, померклые — тёмные, чёрные, половые — изжелта-белые, пелесые — бурые, серние — серо-белые, плавые — желтоватые, смаглые — тёмно-красные, с преобладанием чёрного.

В ходу были кожи, — усма: сыромятные, дублённые растительными дубителями. Из них шили обувь, рукавицы, мужские поясные ремни, к которым пристёгивали топоры, ножи, другие инструменты мужчины-добытчика, воина.

Читайте также:  Как удлинить фигуру при помощи одежды

Использовали в народной одежде шерсть. Шерстяные ткани изготавливали дома, используя веретено, пряслице, вертикальные, затем горизонтальные ткацкие станы: власяницу — из козьей шерсти; сукно — ткали, потом валяли; опону — вид грубой ткани; сермягу — ткали из толстой шерсти переплетением «через нитку»; цатру — из козьего пуха.

Чтобы свалять сукно, шерстяную ткань расстилали на досках, поливали горячей водой. Двое мужчин садились по концам отреза и ногами двигали кусок поочерёдно к себе, от себя. Верхние волоски шерсти скатывались, сваливались, покрывая тонким слоем войлока ткань. Подобный процесс, правда, без мужчин и ног, используют современные модные валяльщицы сумочек, палантинов, шляп.

Костюмы русского народа: что носили и как

Мужчины

Одежда мужчин представляла собой подпоясанную рубаху, штаны (порты), в холодное время надевали свиту — верхнюю одежду, длиною до икр, из шерсти или на меху. Лёгким вариантом верхней одежды был плащ вотола из посконной или льняной материи. Знать носила вотолу с пряжкой, застёгивая на груди, простые люди обходились завязками.

Главным материалом для рубахи оставался на протяжение тысяч лет лён. Но уже в XIII веке славяне знали хлопок, его привозили из Азии, а называли зендень. К этому же времени рубахи разделились по назначению и качеству: тонкую нижнюю стали называть сорочица, а верхнюю — кошуля, навершник.

Интересно происхождение слова «порты». До того как они стали штанами, так называли обувь, сшитую из… медвежьих лап. В древнейшие времена охотники спарывали шкуру со звериных ступней, чтобы сделать свой след «незаметным» для зверя, а главное — взять часть силы животного, верили: подобное притягивает подобное. От тех времён в нашем языке сохранилось слово «портной».

Исключительно княжеским одеянием был плащ корзно (название напоминает слово «козырь», но достоверно родство не установлено). Его делали из богатых привозных (византийских) тканей, украшали опушкой.

Зимним одеянием обычных людей, пусть и богатых, были кожух — кафтан из шкуры животного мехом внутрь, покрытый сверху дорогой тканью; бедных — нагольный тулуп — кожух без ткани.

Женщины

Женщины также носили народную рубаху, совершенно аналогичную мужской, только длиннее. О верхней одежде древних славянок почти ничего неизвестно, но учёные предполагают, что она полностью повторяла гардероб мужчин, отличаясь обилием вышивки, украшений.

Когда девушка становилась невестой, она надевала понёву — верхнюю набедренную одежду. Сначала понёва представляла 3 раздельных полотнища, закреплённых на талии поясом. Потом их начали сшивать, оставляя 1 разрез, получалась растополка. Некоторые понёвы сшивали наглухо, добавляя четвёртое полотно из другой материи — прошву. Его пришивали в виде передника, надставляя тканью, из которой были сделаны 3 других полотнища.

Работая, крестьянки подгибали края понёвы за пояс для удобства, а на праздниках они делали то же самое, чтобы похвалиться богатой вышивкой на подоле нижней рубашки. Сами понёвы тоже вышивали: девицы и молодухи — ярко, нарядно, старухи — скромно. Самой печальной была белая понёва, вышитая белым, — траурный наряд.

Первой одёжей для детей была пелёнка: для мальчика — старая отцова рубаха, для девочки — материнская. И далее детям шили рубахи, порты из старых родительских. Продиктован был такой обычай тремя резонами: экономией; верой, что через свою одежду мать – отец защитят дитя; особой мягкостью ношенной ткани.

Единственным вариантом одежды для детей и подростков обоего пола была рубашка: её носили, пока не происходил обряд взросления.

Источник

Детская одежда

Одежда никогда не была для древних людей просто «совокупностью предметов, которыми покрывают, облекают тело», как можно прочитать на страницах современного словаря. Она значила для них гораздо, гораздо больше! Наши далёкие предки скорее согласились бы с нынешними экстрасенсами, которые утверждают: человеческое биополе «впитывается» в одежду и задерживается на ней. Поэтому им иногда удаётся найти пропавшего человека, подержав в руках что-то из его одежды (или какую-нибудь личную вещь). Они остаются некоторым образом связанными со своим хозяином, где бы он ни был. А разве не сродни этим воззрениям народное убеждение, что злой колдун может навести порчу по одной-единственной ниточке, выдернутой из одежды?

Маленький княжич одет как же, как и его отец. Рисунок с портрета семьи князя Святослава. «Святославов Изборник». XI век

Теперь нетрудно понять, почему самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). В главе «Взросление» уже упоминалось, что и в дальнейшем детскую одежду старались кроить не из вновь сотканного полотна, а из старой одежды родителей. Делали это не от скупости, не по нищете и даже не потому, что мягкая, стираная материя не раздражает нежную кожу младенца. Весь секрет – в священной силе, или, по-теперешнему, в биополе родителей, способном заслонить неокрепшего маленького человека, уберечь от порчи и сглаза.

Детская одежда. XIX – начало XX века

Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Право на «взрослую» одежду дети получали только после обрядов инициации (об этом подробнее см. в главе «Взросление»).

Такая традиция исключительно долго держалась в славянской среде, особенно в деревне, мало подверженной веяниям моды. С течением столетий был утрачен древний ритуал перехода из разряда «детей» в разряд «молодёжи», многие его элементы вошли в состав свадебной церемонии. Так, ещё в ХIХ (!) веке в некоторых областях России, Украины, Белоруссии вполне уже взрослые юноши и девушки порою до собственной свадьбы ходили в детской одежде – рубахе, схваченной пояском. В ряде других мест одежда ребёнка представляла собой обычный крестьянский костюм, только в миниатюре.

Читайте также:  Ассортимент тканей для мужской одежды

Любящие матери всегда старались украсить детскую одежду. Учёные пока не располагают точными данными, но следует думать, что ворот, рукава и подол рубашки покрывала обильная вышивка. Это тем более вероятно, что вышивка (как, впрочем, и всё, что называется теперь «украшениями») обладала в древности оберегающим смыслом. О вышивке мы ещё поговорим, а вот металлических украшений, которыми, как мы увидим, был так богат «взрослый» девичий и женский наряд, в могилах девочек не найдено. Археологами обнаружены только ниточки бус, тонкие проволочные колечки, которые вплетались в волосы, да подвески-бубенчики, сделанные из меди или бронзы, редко – из серебра. Чаще всего их носили у пояса, иногда – по нескольку штук слева и справа, привешивая на длинную нитку, шнурок или ремешок таким образом, чтобы при каждом движении слышался звон. Современному человеку покажется, что это была забава, своего рода погремушка, а может быть, дополнительный способ присмотреть за ребёнком. Всё так, но для древних людей бубенец был в первую очередь одной из эмблем Бога Грозы, звон подвески должен был отпугивать всякую нечисть…

Так одевались дети славянского простонародья. У высших социальных слоёв обычаи были несколько иными. И дело даже не в том, что боярские дети были наряжены богаче крестьянских. На миниатюре из книги ХI века маленький княжич одет совершенно как взрослый, разве что без некоторых знаков княжеского достоинства. Следует предположить, что над «княжатами» обряды инициации совершались значительно раньше, чем над детьми простого народа. Ведь в случае гибели отца сыну, невзирая на малолетство, предстояло занять княжеский стол. А что если художник, работая над парадным портретом семьи великого князя, решил изобразить именно будущего правителя, а не просто ребёнка и не счёл возможным рисовать его в одежде непосвящённого? Трудно сказать.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел

Глава 3 Детская одежда

Глава 3 Детская одежда Второй пример — детская одежда. Сегодня хорошие вещи — иностранные. Когда мамы покупают детям иностранную одежду, в жизни их ребенка от рождения присутствуют западные бренды. Никто не придает этому значения, но сам факт размещения брендов на самых

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел

Детская смертность

Детская смертность Влияние детской смертности на смертность вообще, которую мы подробно рассматривали в главе 4, требует отдельного разговора. Кто хоть немного знаком с данными исторической демографии, знает, насколько велика вариативность уровней детской смертности

5. Детская сексуальность

5. Детская сексуальность Вступая на территорию, осваиваемую Фрейдом и психоаналитиками, я тем не менее старался избегать темы секса, отчасти потому что хотел подчеркнуть социологический аспект моей работы, отчасти — остерегаясь спорных теоретических моментов, таких

Детская больница

Детская больница В Москве новые медицинские учреждения открывали торжественно. В 1880-х годах на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира) у Орлово-Давыдовского переулка была создана Детская больница святой Ольги.На больницу пожертвовал немалые средства граф Сергей

Детская смертность

Детская смертность Сначала немного о ситуации в XX веке. Во всем мире прошлый век ознаменовался огромным снижением младенческой смертности (смертности детей на первом году жизни). В начале XX века в Норвегии умирал, не дожив до года, каждый двенадцатый-тринадцатый

9. Детская болезнь сознания

9. Детская болезнь сознания Мудрецы древности с великим благоговением пророчествовали о том этапе развития человеческого мировоззрения, который мы переживаем в современную нам эпоху. Впору бы гордиться всей важностью переживаемого момента, а мы почему-то всё более и

Детская поучительная история от Комарова

Детская поучительная история от Комарова – Я знаю много поучительных историй. Когда я работал в красной тюрьме, я там как следует отлупил одного утупка. Потом я поел селёдку, и поссал на него, когда его вывели на прогулку. Ты не знаешь, прогулки у нас делались в стакане,

Детская поучительная история от Шприца

Детская поучительная история от Шприца – И про ещё одного такого негодяя я расскажу сейчас. Однажды, когда я ещё был маленьким и глупым, мы с пацанами измазали дерьмом гараж дяди Коли. За гаражами было как раз очень много материала от собак, очень удобное место. А Смирнов

Детская поучительная история от русалки

Детская поучительная история от русалки – Теперь я расскажу поучительную историю. О том, как важно соблюдать инструкции. Вот у меня в руках инструкция для эмбрионов. Она была подготовлена министерством экономики и развития. Тут обо всём. «Возлюби президента, как…» Ну вы

Детская молитва

Детская молитва Отец Арчил в детстве был очень впечатлительным ребенком, застенчивым и немного ленивым. Когда ему было 12 лет, отец приказал копать огород. Нехотя взяв в руки лопату, мальчик побрел к грядкам, понурив голову. Отец смотрит, что маленький Арчил стоит, руки

Глава 14. Сабирабад. Детская республика

Глава 14. Сабирабад. Детская республика Из большого зала под рифленой железной крышей доносилась музыка: слышались режущие ухо звуки какого-то струнного инструмента, топот ног, переливы аккордеона, барабанная дробь. Посреди зала в такт мелодии скользила шеренга

Источник