Меню

Отличие одежды рококо от барокко



КОСТЮМЫ БАРОККО И РОКОКО

В XVTI в. законодателем европейской моды становится французский двор короля Людовика XIV, а ведущим стилем — барокко (от португал. Ъагосе жемчужина причудливой формы), которому свойственны необычайная пышность, декоративность, театральность.

На мужской костюм стиля барокко наложила свой отпечаток Тридцатилетняя война. Камзолы мужчин напоминали военный мундир, воинственный вид которого пытались смягчить с помощью большого отложного кружевного воротника, манжет, завязок из лент у пышных штанов над коленями. Распространение получили военные сапоги — ботфорты и широкополые шляпы, украшенные страусовыми перьями.

Женский костюм заимствовал из мужского воротники, манжеты, шляпу, получившую название мушкетерской. Дамы носили платья с объемными двойными юбками и шлейфом. Декольте становилось все глубже, а рукава — короче. Для придания формы юбке применяли специальные приспособления — плотные валики, которые надевали на бедра. Ткани использовались только яркие, светлые.

Женские прически — из естественных волос, с массой локонов, завитков приобретают все более сложные формы. Положение тела При движении изменилось: во дворцах и храмах ходили на носках. В связи с этим появилась обувь с каблуками. Красные каблуки стали символом принадлежности к высшему сословию.

Стиль, пришедший на смену барокко в XVIII в., был назван стилем рококо (от франц. rocaile — «завиток, раковина»). Он отличался изяществом, утонченностью, романтичностью. Его часто называют «галантным стилем». В какой-то мере он продолжил сложившиеся традиции барокко, но приобрел и свои собственные черты. Этот стиль во многом отражал попытку аристократии уйти от сложностей и противоречий жизни в мир грез, фантазий, развлечений.

Костюм эпохи рококо все более отрицает свою утилитарность и подчиняется лишь эстетическим требованиям, приобретая черты театрально-бутафорские.

Платья носили на металлической или из китового уса конструкции в виде широкого колокола, называемого панье (корзина). Туфли, так же как и платье, были перенасыщены украшениями: пряжками, вышивками, кружевами, лентами и т.п. На туфлях появлялись даже изображения ветряных мельниц.

Кстати, появление туфель на высоком и довольно тонком изящном каблучке связывают с именем маркизы Помпадур, отличавшейся утонченностью, изысканностью, но малым ростом.

Прически в это время создавались преувеличенных размеров и напоминали иногда парусные корабли, готовые к длительному плаванию, корзины цветов или цветущие клумбы и т.д. Носить все это на голове, сохраняя равновесие при движении, было весьма затруднительно, поэтому дамы опирались на тросточки. С такой прической было невозможно пользоваться и каретой. Обычно дамам приходилось высовывать голову из окна кареты или крышу кареты совсем снимали. В связи с этим был изобретен складной парик.

Такая художественно выполненная женская прическа стоила очень дорого, и ее стремились сохранить в течение нескольких дней. Поэтому ночью для сна использовались специальные подзатылочные подушечки, которых не касалась сама прическа. В Англии рекомендовалось надевать на прическу металлическую сетку, чтобы там не заводились мыши.

Для распространения французской моды к каждому сезону в столицы разных стран Европы посылали двух кукол: большую — в вечернем туалете и маленькую — в домашнем платье. Куклы носили имя Пандора. Позднее было обнаружено, что пышные юбки куклы Пандоры нередко использовались как тайники для секретной информации и выдачи государственных тайн. При Наполеоне I эта своеобразная реклама французской моды была запрещена.

КОСТЮМ ВРЕМЕН КЛАССИЦИЗМА В период перехода от феодального строя к буржуазному складывается стиль классицизма (от лат. classicus — образцовый). Этот стиль вновь обращается к античному искусству, как идеальному образцу.

Для женского костюма стали характерны прозрачная батистовая туника (она надевалась на трико телесного или розового цвета) с глубоким вырезом, длинным шлейфом и легкие сандалии. Этот туалет дополнялся многочисленными ювелирными украшениями, а также камеями. Модницы того времени отвергали даже легкие туф- ли-лодочки на плоской подошве и на балах появлялись босыми.

Врачи безуспешно указывали на опасность такой моды для здоровья, когда тело зимой было прикрыто лишь легкой тканью. Известно также, что в 1802 г. даже французский журнал мод рекомендовал своим читательницам посетить Монпарнасское кладбище, дабы собственными глазами увидеть, сколько молодых женщин сделались жертвой моды и умерли от простуды.

ОДЕЖДА В СТИЛЕ АМПИР И РОМАНТИЗМА

Во время правления Наполеона I сложился стиль ампир (от франц. empire — империя), для которого характерны строгость,

монументальность и обращение к древнеримским и древнегреческим декоративным формам. Завоевательные походы Наполеона оказали существенное влияние на бытовую одежду, обогатив ее новыми дополнениями (восточные ткани, русские меха и др.).

Значительные сдвиги в социальной жизни, рост городов приводят к большим изменениям в характере костюма. В народном костюме нередко начинают появляться признаки городской одежды. По костюму становится трудно определить сословную принадлежность человека. Так, фрак надевают и лакей и его господин, формируется еди-

ный европейский костюм. Однако мода в истинном значении этого слова остается привилегией имущих классов.

Вообще мода XIX в. менялась довольно быстро. Как в калейдоскопе мелькали различные силуэты, разнообразные по цвету, по фактуре материалы, всевозможные прически.

В 1830—40-е гг. в Германии, а затем во Франции и других странах оформился новый стиль — романтизм (франц. romantisme), в котором идеалом женской красоты стала утонченно хрупкая, томно-бледная красавица, неземное существо.

Красивой считалась женщина с тонкой талией, меланхолическим выражением бледного лица. Немыслимо тонкую талию такой красавицы подчеркивала объемная, широкая юбка платья, а очень низкое декольте обнажало даже верхнюю часть руки. Но более всего поражали рукава: безмерно раздутые в верхней части, они резко сужались к кисти руки.

Читайте также:  Зимняя одежда для малышей от 2 лет

В мужском костюме в это время господствуют средневековые плащи, длинные остроконечные туфли. Новшеством были резиновые и кожаные галоши. В моду входят усы и бороды.

Мода 50-х гг. XIX в. воскресила пышность и вычурность аристократического костюма прошлого, обратив свой взор на стили барокко и рококо. Для поддержания чрезмерно широкой юбки изобрели каркас в форме полусферы — кринолин. Лучшие кринолины выполняли из китового уса, а более дешевые — из металлической проволоки. Вечернюю обувь для женщин обычно делали из атласа, окрашенного в соответствующий одежде цвет. Этикет строго регламентировал правила ношения одежды, в особенности для молодых девушек и замужних женщин.

В 1880-е гг. силуэт женского костюма приобретает довольно карикатурные формы за счет использования тюрнюра — валика (подушечки), набитого конским волосом и прикрепленного по линии талии сзади. В мужском костюме вошедший в обиход сюртук вытеснял фрак из повседневной деловой жизни. Фрак черного цвета становится нарядной, выходной одеждой. В 70—80-е гг. сложился тип классического английского костюма-тройки, который существует и сегодня.

XX ВЕК НА ПОРОГЕ

В конце XIX — начале XX в. нарастание темпов жизни, изменение ее условий, все возрастающий выпуск готовой одежды привели к значительной демократизации костюма, особенно мужского: примерно 89% мужчин развитых промышленных стран стали носить одежду мас-

сового производства. Этому во многом способствовало изобретение инженером Тимонье швейной машинки в 1829 г.

Современное отношение к костюму стало проще и естественнее. Главное, с позиций современного этикета, как уже отмечалось, выглядеть чисто, опрятно, в соответствии с чувством меры и целесообразности. Как писал Вл. Маяковский: «Нет на свете прекрасней одежи, чем бронза мускулов и свежесть кожи».

И все же современная мода и этикет, как две противоположные, но уравновешивающие друг друга силы, определяют свои требования к костюму, манерам, внешнему облику человека. Конечно, современная мода очень изменчива, непостоянна, особенно женская мода, но и сегодня существует ряд довольно устойчивых (этикетных, эстетических и др.) требований к костюму человека.

Источник

Барокко и рококо в истории моды

Барокко и рококо – две эпохи, которые наиболее ярко отразились в одежде и истории костюма. Милитта предлагает взглянуть на иллюстрации Тома Тирни, где представлены образы людей этих эпох.

Примечательным является то, что на иллюстрациях мы можем видеть платья и костюмы среднего класса, а не высших сословий. Их костюмы похожи по стилю на костюмы знати, но менее богатые, так сказать, ближе к простому народу.

1650-е годы
Женщина одета в платье с высокой талией, ниспадающим кружевным воротником и кружевными манжетами, характерными для начала барокко. Мужчина одет в костюм кавалера — куртку с высокой талией, кружевным воротником и манжетами и обут в высокие сапоги. Декоративные трости стали очень популярны в это время, и многие мужчины носят их с собой, в качестве своеобразного аксессуара. Многие трости украшаются серебряными фигурками, горным хрусталем или иными полудрагоценными и драгоценными камнями и материалами.

1660-е годы
Женщина слева одета по немецкой моде этого времени — пышные рукава, юбка с небольшим кринолином и меховая шапочка. Женщина справа одета в скандинавском стиле — парчовый палантин расшитый серебряными нитками или накидка на плечах и белая шляпа. Обе женщины носят декоративные фартуки и вместительные кошельки, крепящиеся на поясе.

1670-е годы
На женщине широкий воротник, отделанный мехом горностая, и капор. В руках — муфта и бархатная маска для защиты кожи лица от холодного ветра. Её нижняя юбка отделана золотым шитьем, а корсаж и рукава оторочены лентами. Мужчина одет в длинный камзол, бриджи и чулки. На голове широкополая шляпа. Непременным атрибутом мужчин того времени, по-прежнему является трость, которая в некоторых случаях может хранить секреты и использоваться как оружие.

1690-е годы
На мужчине штаны — ренгравы (короткие и очень широкие, как юбка брюки, получившие название по имени голландского посла в Париже Рейнграва). Камзол с застежками, кружевное жабо и высокие сапоги. Он носит длинные, распущенные волосы в стиле Людовика XIV. На даме высокий головной убор – чепец фонтанж, состоящий из ряда накрахмаленных кружев, укрепленных шпильками и проволочной конструкцией.

Кроме того, мы можем видеть на женщине жесткий корсаж, вернувшийся в моду во второй половине барокко. Декоративный фартук и рукава богато отделаны кружевом.

1720-е годы
Это был переходный период от барокко к рококо, поэтому мы можем заметить детали обеих этих эпох. Мужчина носит длинный камзол, застегнутый посередине, бриджи до колен, чулки и туфли с пряжками. Рукава жакета свободные и широкие, демонстрирующие нижнюю рубашку. Женщина одета в платье с цветочным узором на английский манер, с большими манжетами, бантом и кружевным воротником.

1730-е годы
Обе девушки одеты в платье на французский манер в стиле Ватто или «парящем стиле», для которого было характерно свободное свисание спины платья от лифа. Они уже используют небольшие панье (каркас для придания пышности юбке), но пока только аристократки появляются в слишком широких кринолинах. Женщины среднего класса носят юбки не очень большого объема.

Читайте также:  С днем рождения открытка для дизайнера одежды

Корсаж на девушке слева украшен лентами, а рукава платья характерно широкие. На женщине справа обычный для того времени кружевной чепец.

1750-е годы
Дама слева одета в капюшон «капуцин» с меховой оторочкой и лентами. Женщина справа одета в платье с просторными манжетами рукавов и кружевную косынку «фишю», накинутую на плечи. Также на ней чепец, подвязанный лентой под подбородком.

1770-е годы
Девушка одета в плотное цветное платье с вышивкой на полах верхней юбки и лифа. Под ними — стеганая нижняя юбка. Рукава платья от локтей имеют пышную оборку. Волосы завиты и напудрены, как часто носили в конце рококо. На мужчине парчовый жилет, а сверху пальто на шелковой подкладке с пуговицами по всей длине. Его волосы тоже напудрены и забраны сзади лентой, а на голове шляпа-треуголка.

Источник

Разница между барокко и рококо

Два стиля с весьма похожими названиями, рококо и барокко, оставили заметный след в архитектуре и искусстве. Их элементы до сих пор нередко используются дизайнерами при оформлении интерьеров помещений. Но вот чем принципиально отличаются барокко и рококо, каковы их характерные особенности? Попробуем разобраться.

Определение

Барокко – стиль в искусстве и архитектуре, распространенный в европейской культуре в XVII-XVIII веках, возникший в Италии после эпохи Возрождения в XVI-XVII веках.

Рококо – стиль в искусстве и архитектуре (преимущественно в дизайне интерьеров), который возник во Франции в первой половине XVIII века как продолжение стиля барокко.

Сравнение

Название стиля барокко происходит от итальянского слова barocco, что переводится как «странный», «нелепый», «причудливый», «тяготеющий к излишествам». Этот стиль в некотором роде иллюзорен: он желает убедить зрителя в роскоши и размахе, которых на самом деле может и не существовать в реальности. Он возник в Италии XVI века, прежде могущественной, но стремительно терявшей свои позиции на мировой арене. Знать и церковники старались продемонстрировать мнимые богатство и мощь: не имея денег на постройку дворцов, они обратились к искусству.

Барокко в живописи: «Благая весть», 1644, худ. Филипп де Шампень (Philippe de Champaigne)

Стиль рококо (название его ведет происхождение от французского слова rocaille – «ракушка» и иногда произносится как «рокайль») появился во Франции в начале XVIII века, естественно развив и видоизменив характерные черты барокко. Был выражен преимущественно в интерьерных решениях (а не во внешнем оформлении зданий), а также в предметах мебели, живописи, одежде.

Рококо в живописи: Никола Ланкре, «Танцующая Камарго»

Характерные черты стиля Барокко Рококо
Общие

Контрастность, напряженность, динамичность образов. Стремление к показной пышности и роскоши, яркая помпезность, экспрессия. Сочность декора. Сочетание реального и иллюзорного. Темные цвета. Галантность, стремление скрыться от реальности в пасторальной идиллии. Изящество, легкость, игривость, затейливость, изысканность. Празднично-ликующий стиль. Светлые тона.
В архитектуре Парадность, холодность, напыщенность, тяжеловесность, монументальность, торжественность, масштабность, величественность, пространственный размах. Строгая симметричность. Кривые линии, словно перетекающие одна в другую. Эффект движения за счет использования света и тени. Оригинальность, причудливость, произвольность деталей. Воздушность, витиеватость. Более мягкие и сглаженные формы. Асимметричность. Изобилие фигурной отделки и изогнутых, ломаных линий, впалых или выпуклых. Всё подчиняется капризу архитектора.
В интерьере Большие, масштабные помещения. Популярность настенной живописи. Богатство цвета, крупные, щедро украшенные детали (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры). Цветовые контрасты.

Массивная мебель – в первую очередь предмет искусства, применяется для украшения интерьера. Широкие кровати с балдахинами, огромные шкафы, зеркала с золочеными рамами, гобелены на стенах. Мягкая мебель обивается дорогой яркой тканью.

Маленькие комнаты с невысокими потолками. Стены обиваются деревянными панелями, текстилем. Изобилие тончайшей резьбы, лепнины и позолоты на потолке и стенах. Узорчатый паркет и ковры на полу. Отсутствие контрастности. Элементы декора сливаются в единую композицию. Обилие мелких украшений и завитков. Внимание к деталям, выполненным с ювелирной точностью. Оформление интерьера в пастельных и нежных тонах: голубоватом, розовом, салатовом, сиреневом. Комнаты декорируются зеркалами в резных рамах, светильниками, статуэтками, скульптурами, ширмами.

Мебель становится более изящной и легкой, для нее характерны изогнутые ножки. Ее обильно украшают искусной резьбой, наносят позолоту.

В искусстве Динамичность композиций, броскость, цветистость, выразительность и характерность персонажей, незаурядность сюжетов.

Изысканная декоративность, камерность, прихотливость и легкость в игре форм. Вместо ярких красок и контрастности – пастельные, приглушенные тона. Преобладание пастушеских мотивов и обнаженной натуры. Игривые, кокетливые образы.
В моде Всё подчиняется этикету. Пышность, чопорность, сложность, прихотливость, обилие украшений (банты, кружева, шнуры, вышивка, ленты, драпировки). Подчеркивание значительности и зрелости. Вычурность и неестественность внешнего вида. Утонченность, женственность и даже жеманность, изящество, хрупкость, стройность, рафинированность, намеренное искажение естественных линий тела человека. Стремление подчеркнуть юность, молодость.

Ринальдиевское рококо: интерьеры Гатчинского замка.

Барокко в архитектуре: Виньола, первый двор виллы Джулия в Риме к содержанию ↑

Источник

Чем отличается рококо от барокко в одежде?

Если говорить коротко, в барокко более темные цвета, пышные формы, динамичность, а в рококо — легкость, изящность, большое количество деталей.

Мода барокко дала жизнь новым тканям и украшениям. Если раньше это были в основном шелк и кружева, то теперь появились тяжелые металлические украшения и потный бархат. Мода этого стиля отмечена стремлением к роскоши и эксцентричности. Костюм стал настолько сложен, что отличить его отдельные части не представляется возможным.

Для стиля барокко характерны бархатный камзол и украшающие его металлические цепи и пуговицы, а также широкие манжеты (как жесткой формы, так и в виде рюшей) и многочисленные атласные ленты. В женской одежде — обязательно наличие двух юбок, одна из которых переходит в шлейф. Принцип барокко можно определить следующей фразой: «Официальность, церемониальность и чопорность тяжелых нарядов» .

Рококо. Первым устал от великолепия барокко французский двор. На правах всегдашнего законодателя мод он предложил интимный стиль одежды, названный впоследствии «рококо» .

Огромные наряды предшествующей поры уменьшаются до естественных размеров. Платья рококо в сравнении с барокко изящнее. Еще одной характерной чертой рококо стала «близость к природе» .

Выражалась она, правда, весьма своеобразно: на прическах сооружали украшения в виде цветов, фонтанов и даже садовой архитектуры. Мужчин ждало скорое появление первого фрака, но для начала из их гардероба «изъяли» все украшения.

Что позволяет выделить рококо из прочих стилей? Во-первых, обилие складок одежды в связи с применением атласа. Во-вторых, появление украшенного нижнего белья и чулок, чему способствовала одежда, открывающая большую часть тела. В-третьих, преобладание пастельных тонов в одежде и обилие аксессуаров.
Рококо
Барокко

Источник

Чем отличаются барокко и рококо друг от друга

Самый простой способ отличить барокко от рококо — посмотреть на то, в каком веке создано произведение. Если XVII век — то это точно не рококо. Оно возникло позже. Однако не факт, что произведение будет относиться именно к барокко, ибо в XVII веке это направление в искусстве было не единственным. Но шанс попасть в точку есть.

Но если оставить шутки, то надо сказать, что барокко — это стиль, который стал эпохой в культуре. А рококо — эпизодом.

Сам термин «барокко» появился уже на излете этой эпохи, во второй половине XVIII века, и имел оттенок насмешки. Этим словом обозначали что-то слишком вычурное, избыточное, завитушечное. Ведь в эстетике к тому времени появился новый взгляд на прекрасное — как на ясное, простое, рациональное. Набирал силу классицизм. А в барокко ни ясности, ни простоты, ни рациональности нет. Этот стиль характеризуется вычурностью, пышностью, в нем есть игра — формами, смыслами. Это искусство намека, загадки.

Появление такого стиля было обусловлено изменениями в мировоззрении европейцев. Мир предстал как сложный и непонятный, полный тайн. Простых ответов уже не было.

Если в Эпоху Возрождения человек видел себя центром Вселенной, то в Новое время пришла эпоха сомнений. Это был как раз тот период, когда наука начала выходить на первый план, потеснив религию в вопросах устройства мира. Искусство Ренессанса искало гармонии, а в эпоху барокко — бури и натиска, действия, движения, отхода от гармонии.

Посмотрите на произведения барокко — в них всегда присутствует динамика, порой неистовая. Отсюда и аффектация, и пафос, и драматизм. Отсюда же и вычурность, аллегоричность, внимание к символическому выражению мысли.

Барокко показывает устремленность, куда бы она ни была направлена. В картинах — нагромождение персонажей, они находятся буквально друг у друга на головах. При этом в искусстве барокко все очень красочно, много изгибов, декоративности, плоти, всех этих развевающихся одежд. Темы самые разные — тут и мифологические сюжеты, и исторические, и изображения современников.

В XVIII зародилось рококо — стиль, вышедший из барокко, но отличный от него. Свой пик он пережил в период власти Людовике XV и его фаворитки мадам Помпадур. В первую очередь рококо развивалось во Франции, в то время как барокко — в основном в Испании, Фландрии, Италии.

В отличие от грандиозных событий, к изображению которых тяготел барокко, рококо — салонное искусство, тихое, камерное, показывающее галантных дам и кавалеров и не менее галантных пастушек с пастухами. В барокко есть страсть и даже неистовость, в рококо — милое кокетство, лукавство. Однако путаницу вносит то, что чисто внешне рококо перенял приемы барокко: эротичность (но придав ему больше пикантности), затейливость, декоративность, пышность.

Но там, где в рококо присутствует фривольность, в барокко была страстность. У рококо характер камерный, у барокко — монументальный. Рококо показывает изящную галантность, барокко — сильные переживания, в том числе негативные, что невозможно в несколько сентиментальном, чувственном рококо. Тут нет и аффектации, столь характерной для барокко. Искусство рококо гедонистично, оно показывает радости жизни и полностью игнорирует то, что может принести боль, страдание.

Это полный уход от реальности и ее проблем в мир, где самой большой бедой становится слетевшая с ног туфелька, да и то для того, кто ее поймает, она оборачивается удачей — ведь открывается море возможностей для кокетства, флирта и волнующих слов и прикосновений.

Источник