Меню

Одежда золотого человека украшена чем



Золотой человек и другие сокровища сакских курганов

Про «Золотого человека» знают все. Он стал одним из символов Казахстана, про него пишут в школьных учебниках . Когда в 1969 году алматинские археологи возле города Иссык обнаружили чудом уцелевшее от разграбления захоронение юноши сакского периода, это было сенсацией. Там было найдено свыше 4 тысяч предметов: меч, кинжал, маленькие фигурки оленей, барсов и других животных, так называемых, предметов «звериного стиля«, которые когда-то были нашиты на костюм. Но надо знать и об открытых раньше Пазырыкских, Шиликтинских курганах. А за последние десятилетия в разных частях Казахстана было найдено еще несколько захоронений с утварью, оружием, золотыми украшениями, и теперь у нас есть не только еще несколько «золотых мужчин», но и «золотая женщина» из могильника Токсай, и 17-летний царевич из Елеке-Сазы. Я расскажу о самых известных казахстанских курганах.

Содержание

Берельские Курганы Алтая В. Радлов

Надо сказать, открытия первых курганов на территории Казахстана началась еще в середине XIX века. Тогда исследованием Алтая занялся замечательный человек — Василий Васильевич Радлов . Настоящее его имя было Фридрих Вильгельм Радлофф . Учась в Берлинском университете, он увлекся востоком, а конкретнее, кочевыми народами степи. Ради этого он выучил русский язык, приехал в Петербург, мечтая принять участие к научной экспедиции. Но ему предложили занять должность учителя немецкого и латинского языка в Барнаульском горном училище.

Подумать только — известная в научных кругах Германии личность, преподает мальчишкам языки в захолустном русском городе. Каким надо быть энтузиастом, чтоб радоваться такому назначению! Правда, он поставил условие, что во время летних каникул ему будет предоставлена возможность путешествовать по Алтаю. Для этой цели от правительства России ему было выделено 700 рублей в год. Дневники путешествий Радлова по Алтаю читаются как увлекательный роман. Описание природы сменяется рассказом о нравах местных жителей. Взгляд Радлова удивительно доброжелателен. В его отзывах нет снисходительности и высокомерия. Он будет записывать легенды алтайских казахов, присутствовать при камлании шаманов. Кроме исследований языка и фольклора Василий Васильевич будет заниматься археологическими раскопками. В 1865 году Радлов открыл курган № 1, названый «Большим Берельским курганом». Там было обнаружено захоронение знатного мужчины. В той же могиле были похоронены 17 лошадей.

Потом в 1929 году экспедицией академика С. И. Руденко были обнаружены усыпальницы пазырыкских вождей. А Пазырык это тоже на Алтае, недалеко от Береля. Эти могильники особенные. Дело в том, что в алтайских курганах была вечная мерзлота, чему способствовал горный климат, глинистая почва, которая не оттаивала летом, а, может, и особое умение строителей. Так что до нас дошли образцы ткани, ковры, изделия из кожи, созданные в эпоху железа.

Сегодня предметы из алтайских могильников находятся в Эрмитаже. С тех пор раскопки на Алтае велись постоянно. В 1998 году археологи Казахстана под руководством Зейноллы Самашева изучали Б ерельский курган №11 . Там обнаружили могилу царя и царицы. Они лежали в колоде, выдолбленной из лиственницы. По углам ее крышки — позолоченные изображения орлов. Любопытно, что на черепе мужчины видны следы трепанации. Что это значит? Вскрывали ему череп после смерти или пытались делать операцию? А что, говорят, древние египтяне умели делать операции на головном мозге.

Могила была частично разграблена, но сохранились деревянные таблички с рисунками, войлочная ткань и останки тринадцати рыжих коней со сбруей (сохранились фрагменты их кожи).

Среди изображений — загадочные тигрогрифоны с птичьим клювом, рогами, туловищем зверя. Этим изображением украшали только предметы, необходимые мужчине-воину. На конях были маски с приделанными к ним позолоченными рогами. В Государственном музее искусства Казахстана в зале золота можно видеть реконструкцию этих коней. Лошади сохранились так хорошо, что ученые смогли исследовать их кишечник и узнать, чем они питались.

А рядом в витрине фрагменты украшений, сделанных из дерева и обернутых в золотую фольгу. Здесь хорошо видно, где фольга порвалась. Это изображения птицы Самрук, той, что живет на Мировом дереве. Кстати, по более поздним, уже тюркским преданиям, дерево это растет на самой высокой горе Алтая. Так что в этих местах люди жили очень давно.

Шиликтинская (Чиликтинская) долина

В 2003 году было снова сделано важное открытие на Алтае. В Зайсанском районе есть Шиликтинская (Чиликтинская) долина, известная своими курганами. Когда группа археологов Абдеша Толеубаева вскрыла самый большой из них, который сегодня называют Байгетобе, то обнаружили захоронение, которое было частично разграблено. Однако то, что удалось найти, позволило предположить, что здесь похоронен царь. Его называют Шиликтинский (Чиликтинский) золотой человек. Причем считается, что это самое старое из известных захоронений. Возможно, VII век до н.э.

Голова оленя с ветвистыми рогами — пожалуй, наиболее распространенное изображение из сакских курганов. Говорят, слово «сака» означает «олень», так что это, очевидно, их племенной тотем. Кроме того, ветвистые рога оленя связывают с Мировым деревом. Радлов в своих исследованиях о камлании шаманов у алтайцев пишет о том, что шаман поднимается в верхний мир по ветвям этого дерева. С деревом оленей сближали не только ветвистые рога, но и то, что время от времени они их сбрасывают и потом вырастают новые. Оленей почитали и гунны, тоже кочевники, выходцы из Центральной Азии. Они считали , что эти животные помогают путникам находить дорогу. Еще о символическом значении находок сакских курганов можно прочесть в разделе Звериный стиль. Символика сакских узоров

Могила 17- летнего сакского царевича «Елеке сазы «

В 2018 году в Тарбагатайских горах Восточно- Казахстанской области во время раскопок кургана «Елеке сазы» археологами, которыми руководил Зайнолла Самашев, было найдено захоронение юноши 17-18 лет. Археологи считают, что жил он в 8-7 веках до н.э, то есть в ранний сакский период. При юноше нашли золотой колчан, кинжал, на шее – гривна из золота в виде обруча. Кинжал вставлен в золотые ножны в форме рыбы. Рядом лежало множество бляшек в виде головы оленя, барса и т д. Были найдены и крохотные золотые бусинки, каждая диаметром меньше милиметра с отверстием. Одни полагают, что ими была украшена его обувь, другие — что полы одежды.

Все эти предметы свидетельствуют о высоком положении юноши, который скорее всего принадлежал к царскому роду. По черепу установили, что он имел в основном европеоидные черты с небольшой примесью монголоидности. Как и могила Золоттого человека из кургана Иссык, захоронение 17-летнего царевича из кургана Елеке Сазы не подверглось разграблению. Предметы лежат вдоль тела так, как они располагались сначала, так что можно довольно точно судить о том, как он был одет. Если Золотой человек из кургана Иссык был убит, то юноша из Елеке Сазы умер не насильственгой смертью. Ученые считают, что после смерти его подвергли мумификации, очевидно, чтоб все могли с ним проститься. Так как кости хорошо сохранились, стало возможным сделать анализ ДНК.

Курган Иссык. Золотой человек.

К началу XXI века было сделано немало открытий и в других районах Казахстана. Первым был, действительно, золотой человек из кургана Иссык. Его обнаружению помог случай. Возле города Иссык строили автобазу. Так как на месте стройки были курганы, нужно было разрешение археологов. Ученые еще раньше исследовали эти места и нашли разграбленное захоронение. Говорят, они уже разрешили технике работать, но вдруг бульдозер снял слой земли, и под ним обнаружился вход в не замеченную прежде погребальную камеру. В ней нашли скелет юноши 17-18 лет, усыпанный золотыми бляшками.

Читайте также:  Модная одежда для девочек без людей

Открытие иссыкского кургана обычно связывают с именем Кемаля Акишева. Он был в то время заведующим отдела археологии в Институте истории, археологии и этнографии при Академии наук КазССР. Кстати, экспедиция под его руководством работала и в окрестностях Степногорска. Об этом можно узнать, пройдя по ссылке. Но возле Иссыка вел раскопки начальник иссыкского археологического отряда Бекмуханбет Нурмуханбетов.

Потом посчитали, что там было больше 4 000 золотых предметов. Там был меч, скифский кинжал, серебряная чаша, украшенная неизвестными письменами. Есть разные версии о том, на каком языке сделана надпись: на одном из иранских наречий или древнетюркском. Были попытки расшифровать ее, но на одна не признана наукой. Первую версию предложил Олжас Сулейменов который прочел текст справа налево. Вот что у него получилось: «СЫН ХАНА В ДВАДЦАТЬ ТРИ (ГОДА) УМЕР. ИМЯ И СЛАВА (НАРОДА) ИССЯКЛИ». Чашу относят к V веку до н.э.

У левой руки – стрела с позолоченным наконечником. В обшитой золотом кожаной сумочке – бронзовое зеркало и кусочек охры. Каждый предмет имел символическое значение. Это было важно, т. к. юноша, скорее всего, был царского рода, и в нем видели не только земного, но и небесного царя. Он должен был осуществлять связь земного мира с верхним. После завершения раскопок К. Акишев и реставратор В. И. Садомсков задумали из разрозненных фрагментов восстановить костюм юноши. То есть сначала им просто надоело все время вытаскивать и показывать свои находки, да и не полезно это для древних предметов. Решили сделать их копии.

А потом стало любопытно: как это все выглядело в древности. Говорят, первую реконструкцию они делали за свои деньги: покупали материалы, реактивы, ткань. Сделали копии всех украшений, покрыли их тонким слоем золота гальваническим способом. На это ушло 3 года, а после этого «Золотой человек» побывал на многих выставках в Казахстане и за рубежом. Позднее было сделано еще несколько копий. Одна из них выставлялась в ЮНЕСКО. Где сегодня находится Золотой человек? В интернете пишут по-разному. Говорят, сначала его хранили в Академии Наук, потом создали Музей драгоценных металлов, одно время он даже был во Дворце Независимости. Но сейчас, вроде, хранится в Национальном музее РК в Нур-Султане. По крайней мере, там под стеклом лежат все эти позолоченные детали его одежды и головного убора.

Звериный стиль. Символика сакских узоров

Иссыкский курган дает нам представление о так называемом зверином стиле, главным достижении культуры эпохи железа. Речь идет о тех маленьких, искусно сделанных фигурках животных, которые нашиты на костюм, шапку, украшают оружие. Большая часть фигурок сделана из дерева и лишь покрыта тонкой золотой фольгой. Кочевники не могли иметь много вещей, но старались, чтоб те немногие, что у них были, несли и эстетическую, и сакральную функции. Каждая фигурка имела определенный символический смысл. В могиле Золотого человека был найден кинжал, украшенный грифоном. Грифон – символ верховной власти. Это то мистическое животное, которое может существовать в трех мирах. …О грифах писали еще греки: «Имеется и золото в Индийской земле, которое, однако, не в реках разыскивают и промывают, но в обширных и громадных горах, в которых обитают грифы, четвероногие птицы, величиной с волка, с ногами и когтями как у льва. Перья у них на всем теле — чёрные, а на груди — красные. Из-за них-то обильное в тех краях золото и добывается с трудом». Образ грифа, стерегущего золото, у греков был связан со степными кочевниками. Это один из важных элементов символики сакских узоров.
У греков и персов упоминаются разные группы саков. Те, что жили на Тянь-Шане, назывались саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках». Как раз к этому племени саков относят юношу из сакского кургана, на это указывает его головной убор. Шапка украшена тулпарами, крылатыми конями, 4-мя стрелами, что, как считают, говорит о принадлежности юноши к высшей знати. Наверху — архар, а сзади — дерево с птицей.

Архар — один из символов солнца. Крылатые кони — тулпары тоже связаны с культом солнца. Кстати, ведь у самых разных народов солнце поднимается на небо на золотой колеснице, которую везут кони. Коней с птицами сравнивали древние иранцы. А у тюрков было предание, что тулпары прилетают с неба, когда в мир приходит богатырь. А еще они верили, что у некоторых кобылиц рождаются крылатые жеребята. Чтоб не повредить крылья, матери разрезали живот. Сзади шапку украшает дерево и птица на нем. Мировое дерево — Байтерек, занимало важное место в символике степных народов. На нем жила птица, Самрук, а внизу- дракон, который поднимался по стволу и съедал птенцов. Не случайно, что эти изображения, а также птицы на дереве и барс на горе нашиты на шапку — все они связаны с высшим миром. А есть еще средний мир — там, где мы живем. Там другие животные, они нашиты на куртку золотого человека. На поясе изображение лосей. Одно из любимых изображений — олень. Полагали, что это животное — тотем саков.

По отворотам — головы тигров. Какие-то у них носы смешные.

Хищник и травоядное животное в фигурках звериного стиля часто изображены в единоборстве, что символизировало борьбу жизни и смерти.

Где находятся подлинные фрагменты костюма? Одни пишут, что в Музее Искусства РК, другие — что в Государственном музее золота и драгоценных металлов. О том, что мы видели в Государственном музее искусства в Астане, можно подробнее посмотреть в моей публикации, пройдя по ссылке: Степногорск-Астана-Степногорск. Как мы ездили на ЭКСПО-2017

А вопросы викторины о Золотом человеке и зверином стиле вы найдете, пройды по ссылке: Наша степь — родина яблок, тюльпанов и других очень важных вещей.

Курганы Аралтобе, Таксай, Талды.

В 1999 году» золотых людей» нашли уже в Западном Казахстане. Считается, что это сарматский вождь и его жена. Грабители там успели побывать раньше, но и археологам кое-что досталось: кинжал, стрелы около 400 золотых элементов. Это место называется курган Аралтобе. А в 2012 году нашли и женское захоронение. У археологов это называется могильник Таксай. Кроме обычных украшений там было бронзовое зеркало, ученые полагают, что оно имело ритуальный характер, а женщина была жрицей. Облик женщины реконструировали. Вот как-то так она выглядела.

У ее ног зеркало. Может, она все же была просто модница? Кстати, в кургане Иссык тоже нашли зеркало, что дало повод некоторым ученым предполагать, что там тоже женщина похоронена. Пол «золотого человека», вроде, никто уверенно определить не может. Честно говоря, разбираясь с курганами, я запуталась, сколько же у нас золотых людей. В 2010 году в Карагандинской области раскопали могильник Талды II, один из 7 курганов, как считают, V века до н.э. Грабители там побывали, как полагают археологи, не один раз. Но, судя по тому, что дошло до нас, это была могила очень знатного человека. Изделия сделаны из золота высокой пробы.

Читайте также:  Интересное про одежду детям

А еще есть курганный комплекс Кырык-Оба, и там золота немало. Так что в нашем Казахстане надо внимательно смотреть под ноги. По золоту ходим.

Источник

Алтын мадам. Золотой человек был женщиной?

О тайне пола – в последнем интервью первооткрывателя “золотого человека”

В этом году исполнилось 46 лет с момента, когда обнаружили самую известную археологическую находку в Казахстане – “Золотого человека”. Все чаще можно слышать гипотезу о том, что царская персона из Иссыкского кургана вполне могла быть женщиной. Ведь стопроцентных доказательств о принадлежности к мужскому полу. не существует.

Золотой костюм важнее пола?

Напомним, что сакская гробница V–IV вв. до н. э. в непотревоженном виде была обнаружена в апреле 1970 года у города Иссык, что в 80 километрах от Алматы. Тогда писали, что открытый археологами воин похоронен, будто в золотом панцире. Сначала найденного индивида называли “человек в золотой одежде”, но постепенно в обиход входит название “Золотой человек”. Обилие золотых элементов поражало воображение (в погребальной камере были найдены свыше 4 тысяч золотых предметов, 31 сосуд из глины, дерева и серебра, серебряная ложка, деревянный черпак, 26 бусин из сердолика и пасты и другое), археологи прежде не находили таких богатых захоронений на территории нашей страны.

Интересно, но, изучив материалы, нам показалось, что золотому наряду внимания всегда уделялось больше, нежели личности самого иссыкского воина. Да и со скелетными останками было фатальное невезение – череп уже был раздавлен, одна нога с костями и золотыми вещами украдены. Потом на несколько десятилетий пропал и сам костяк сакского воина, по которому можно было бы установить половую принадлежность.

В книге “Тайны “Золотого человека”, которая презентована этой весной, приводится протокол заседания отдела археологии Института истории, археологии и этнографии АН КазССР от 16 марта 1972 года, когда у руководителя экспедиции Кималя АКИШЕВА спросили: “Дал ли что-нибудь для археологии сам скелет?”. Он ответил: “Восстановить его из-за плохой сохранности нет возможности, зато можно было установить принадлежность к мужскому полу, размеры”.

Несмотря на то что иссыкский воин буквально с первых дней считался юношей, на том же заседании прозвучало противоположное мнение археолога Анны МАКСИМОВОЙ (первооткрыватель петроглифов в Тамгалы): “Мне бы хотелось видеть в этом захоронении женщину, хотя антрополог О. Исмагулов склонен считать череп мужским. Но череп полностью не сохранился. К мысли, что захоронение женское, меня наталкивает и головной убор сакелек, и отсутствие стрел, колчана. Антропологи ведь тоже могут ошибаться, хотя бы изредка. Но в целом эта находка – гордость нашей казахстанской археологии, нашего отдела”.

То есть в вопросе определения биологического пола иссыкского индивида были разногласия еще в самом начале.

По шапке определили женщину

15 лет назад архитекторы-реставраторы из Алматы Наталья и Тимур ТУРЕКУЛОВЫ создали новую реконструкцию “Золотого человека” в женском облике (в частности, речь идет о головном уборе). Сделанные ими открытия опубликованы в журнале “Кумбез”, где они пишут, что “сами находки ставят под сомнение утверждение о том, что это был юноша”, ссылаясь на найденные сумочку с косметичкой и зеркало рядом с погребенным. Что касается обнаруженных якобы мужских предметов – меча и кинжала: “Встречаются в очень многих сакских и сарматских женских могилах, очевидно, являясь предметами какого-то ритуала, распространявшегося как на мужчин, так и на женщин, или просто оберегами. Кроме того, погребальный наряд состоял не только из золотых деталей, а главным образом из органических материалов, которые не сохранились. И он мог быть как мужским, так и женским, а вариаций на эту тему может быть бесконечно много”.

Новая реконструкция “Золотого человека”, авторы Наталья и Тимур Турекуловы

– Кто сказал, что там были штаны, там же вся органика сгнила, маленькие кусочки фетра, кожи были. То есть там могло быть все что угодно, – сказала “КАРАВАНУ” Наталья Турекулова. – Вообще, по источникам и литературным публикациям, осталось только золото.

По мнению Турекуловых, головной убор – самый “говорящий” предмет в пользу версии о женском начале “Золотого человека”.

– В тот период шапки больше характерны для девушек, причем это традиционный наряд, по типу свадебного, как у казашек саукеле, – говорит Тимур. – Почти у всех тюркских народов такие шапки прослеживаются. Аналоги встречаются у татар, башкир, киргизов, туркмен и других.

В своей статье авторы вопрошают: “И вообще кто может доказать что у нее/у него на голове была шапка-кулах?”. Которую обычно носили мужчины. Более того, это могла быть не шапка, а сложная прическа (либо парик), уложенная в точности, как у “Алтайской леди” с плато Укок.

– Мы пришли к выводу, что вот эти якобы стрелы на шапке – не стрелы, а колосья. Когда мы изучали эти мельчайшие элементы, там видны рисунки колосков, – продолжает Тимур Турекулов. – Почему еще мы подумали, что эта девушка – это боковое захоронение. В древности в боковых захоронениях царей не хоронили – только принцесс. Во многих аналогичных находках эти захоронения боковые – женские, и при них атрибутика. И кинжал, и меч тоже обязательно были неотъемлемой частью.

Со своей новой реконструкцией авторы познакомили общественность на Маргулановских чтениях в 2000 году.

– Мы показали весь материал, доложили, было много народу – археологи, антропологи, реставраторы, генетики, все слушали завороженно. Все были довольны, аплодировали. Но на следующий день нам сказали: мол, что это такое – символ Казахстана превратили в женщину. Объявили, что эта реконструкция не научна.

На сегодня в мире находят все больше аналогов, которые можно сравнивать с иссыкской персоной, а значит, эта глава еще не закрыта. Правда, реставраторы говорят о том, что, если бы был доступ к оригиналам, можно было бы сделать более точную реконструкцию.

Последнее интервью

Мы не могли не обратиться к свидетелю и участнику сенсационного открытия, человеку, с чьим именем ассоциируется находка “Золотого человека”, – археологу Бекмуханбету НУРМУХАНБЕТОВУ. Говорили с Бекеном-ага по телефону… Через два дня он ушел из жизни. Профессионал с большой буквы, человек с отменным чувством юмора, очень гостеприимный, в мае ему исполнился 81 год.

За свою долгую археологическую жизнь Бекен-ага раскопал более 3 тысяч могил разных эпох. Однако самая знаменитая его находка – “Золотой человек” у города Иссык, куда он со временем переехал из Алматы.

Бекен-ага всегда говорил, что иссыкский воин был мужского пола:

– Это юноша, я чувствую. С каждым годом приближаясь к девятому десятку, убеждаюсь в этом, это шестое чувство. Меня не переубедят никакими средствами и научными методами. Представь, я около месяца его расчищал, кости гладил и всегда чувствовал, что это юноша.

В своем последнем интервью археолог сказал, что в погребальном инвентаре все указывает на принадлежность к мужчине.

– Оружие – это мальчиковое: кинжал – настоящий акинак, меч-длинный, это раз. То, что говорят насчет серьги, – это не серьга, а подвеска, которая подвешивается как украшение. Головной убор, кажется, что это саукеле, но у саукеле есть отверстие в конце, мы находили такие, через него выпускаются косы, а у этого нет отверстия, наоборот, загнуто, сверху установлена маленькая скульп­турка архара. Насчет зеркала – оно и у мужчин встречается в захоронениях.

В Государственном историко-культурном заповеднике-музее “Иссык”, где работал Бекен-ага, ждут анализа костных останков, отправленных недавно в Данию. Как было сказано ранее, костяк многие годы считался утерянным, при каких обстоятельствах ценнейшие экспонаты потерялись – неизвестно. Но недавно их нашли, а в прошлом году передали в иссыкский музей. Возвращение царских останков в музей в непосредственной близости от того места, где они были найдены в земле, прошло тихо – ни о каких публичных и торжественных церемониях по этому случаю нам неизвестно.

– Я анализа жду, знаешь почему? – говорил Бекен-ага. – Чтобы самые последние научные данные взяли, а потом предать кости земле. Может, выйдет правительственное положение о перезахоронении. Надо предать земле на государственном уровне, за катафалком должны идти все послы, с кем мы держим отношения. Только это меня интересует, а мужчина или женщина – маған бәрі бір. Причем именно таким образом – как главу государству, как царя. Ни в коем случае не в этом пантеоне, здесь в Иссыке. Он же под шестиметровым курганом лежал, мы знаем, как строили курган, как копали могилу. Весь этот обряд прямо по тому сценарию 2500-летней давности воспроизвести и похоронить.

Такова была последняя воля Бекена-ага в отношении “Золотого человека”.

“Никого не напоминает. ”

Ученый секретарь объединения музеев Алматы, археолог Мурат НУРПЕИСОВ склоняется к тому, что человек в золотой одежде, найденный в Иссыке, был женщиной.

– Я просто ссылаюсь на точку зрения нескольких людей, – говорит он. – В 1991 году в Алматы приезжала американская исследовательница Джанин ДЭВИС-КИМБЕЛ (Центр изучения кочевников Евразии Университета Беркли в Калифорнии). Она сразу сказала, что речь идет о женщине. Я не берусь ее опровергать. Она отметила: то, что здесь брюки, не имеет значения, и сам факт захоронения с оружием не является каким-то гендерным признаком, потому что скифское общество было, во-первых, военно-теократическим, во-вторых, когда речь идет об оружии – это символ власти. То, что это не рядовое захоронение, а царское, совершенно однозначно.

Тут археолог демонстрирует изображение греческих амазонок и спрашивает: “Никого не напоминает. ”. Так вот именно амазонок и других воительниц изучала Дэвис-Кимбел – доктор археологии, автор серии книг на эту тематику.

Исследовательница обнаружила, что женщины-воины были весьма распространены среди древних евразийских обществ, также среди других кочевников. В своей книге “Женщины-воительницы” она пишет о том, что останки в казахстанском захоронении были сильно повреждены, чтобы можно было определить пол, а вот другие предметы в могиле указывают на то, что это была женщина.

К “женскому инвентарю” относятся зеркало, бусины, пряслице для обработки шерсти, черпак. А высокий конический головной убор, украшенный ветвями из золотой фольги и побегов, – отсыл к ритуалу плодородия. Джанин предполагает, что это не просто воин, а жрица. По ее мнению, пол намеренно исказили, чтобы удовлетворить стереотипы. К слову, стоит взглянуть на привычные изображения царицы массагетов Томирис, и вы увидите, сколько общего с нашим “парнем”.

Кандидат исторических наук из Российского государственного гуманитарного университета Сергей ЯЦЕНКО на конференции по восточным древностям в прошлом году представил доклад “Костюм женщин-воительниц у ранних кочевников”. По его мнению, в кургане Иссык была захоронена пара супругов – “золотых людей”. Не секрет, что центральное погребение было разграблено, а уцелевшее боковое он относит к “золотой женщине”. Далее в докладе говорится: “Круг аналогий типу головного убора у евразийских кочевников (от античности до “этнографической” современности) и большой набор разнотипной кухонной посуды позволяют предполагать в умершей замужнюю женщину. Костюмные золотые аксессуары (относительно скромная, полая внутри гривна и небольшой перстень с головой “бога Митры”, редкий для воительниц комплект клинкового оружия (длинный всаднический меч и кинжал) сближают женщину из Иссыка со знатными мужчинами. Об этом же говорит и облик основных предметов одежды (короткая куртка, довольно узкие штаны и высокие сапоги), аналогичный мужскому”.

Новая реконструкция “Золотого человека”, авторы Наталья и Тимур Турекуловы

Времени было недостаточно

Оразак ИСМАГУЛОВ был первым и единственным антропологом, который ознакомился с костными останками “Золотого человека” сразу после их нахождения. Так вот еще тогда визуально он определил иссыкского индивида как юношу, но генетический анализ, который бы подтвердил или опроверг его вывод, так и не был произведен.

– Мне принесли их (останки) для исследования, но не успело время пройти, где-то неделя, и обратно забрали, с какой целью – понятия не имею. Больше я их не видел, – вспоминает Оразак Исмагулович. – Более или менее визуально я осмотрел только череп, а длинные кости почти не смотрел. Для описания были обломки лицевого отдела, лобная кость и нижняя челюсть – полностью черепа не было. Я по ним посмотрел, он был довольно молодого возраста, 18–20 лет, потому что основание черепа сохранилось, обычно хрящик лет до 25 зарастает и превращается в кость, а он был в хрящевом виде. Нижняя челюсть была относительно крупных размеров, что мало свойственно женскому полу. Я тогда на свежий глаз понял, что это молодой мужчина, потому что женщине с такой челюстью тяжеловато будет в молодом возрасте. Вообще у нас был корифей антропологии Георгий Дебец, которые всегда говорил, что все сомнительные дела в отношении определения пола надо относить к женскому.

Самый точный способ установления пола – проведение молекулярно-генетического исследования костных останков. Так, обнаружение Y-хромосомы будет являться доказательством биологической принадлежности к мужскому полу. Но после исчезновения костяка проведение антропологических исследований не представлялось возможным.

– Я могу сказать, что эти визуальные определения можно было доказать на основе генетического анализа. Можно было бы уточнить или опровергнуть принадлежность к полу. Так как антураж и одежда – это одно дело, но надо тщательно изучить костные останки с помощью метода определения хромосомы, а там уже без ошибки будет. Но чтобы такой анализ делать – костей же никаких нет. Поэтому этот спор будет, сколько угодно длиться, – сказал Исмагулов.

Ученый сомневается, что недавно найденные костные останки, которые уже отправили на молекулярно-генетический анализ в Европу и которым российский антрополог Александра КИТОВА дала заключение об их подлинности, принадлежат тому самому “Золотому человеку”.

– В картонной коробке (в которой нашли останки) простым карандашом было написано “Иссык”. Почему-то там скелет есть, а черепа нет. Они должны быть вместе. Этот индивид не совсем соотносится в моем представлении с “Золотым человеком” из Иссыкского кургана. Нужно провести анализ земли, какие-то крошки, зацепившиеся, со скелета соскрести, и параллельно сделать анализ почвы этого погребения, если они совпадут, то есть вероятность, что это тот самый, – отмечает Исмагулов.

Получается, что даже современные исследования вновь найденных костных останков не прольют свет на эту тайну, а значит, вопрос о половой принадлежности “Золотого человека” оставляет место для гипотез и легенд.

Источник

Одежда и все что с ней связано © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.