Меню

Одежда с центром композиции



КОНСТРУИРУЕМ ОДЕЖДУ

Композиционный центр в костюме

Композиционный центр модели (костюма) — главенствующая часть, доминанта,которая привлекает к себе внимание массой, дизайном, цветом, вокруг которой строится вся композиция.

Композиционный центр является отправной точкой, основным стилеобразующим элементом. Возможно существование нескольких композиционных центров, связанных между собой единым замыслом и общим стилем.

Центр в костюме есть практически всегда, даже если вы одеты во всё чёрное с головы до ног. В этом случае доминантой может служить причёска и макияж. Если композиционным центром является шляпа, значит, она должна отличаться великолепным качеством и дизайном, подходить к лицу и фигуре.

Центр композиции, расположенный по центру фигуры, привлекает внимание к телу — груди, талии, бёдрам. Акцент перенесённый в нижнюю часть, к ногам, придаёт образу основательность, устойчивость. Отсутствие композиционного центра приводит к тому, что образ кажется размытым, незаконченным или распадается на отдельные фрагменты.

Выделение композиционного центра осуществляется на основании закономерностей свойств элементов формы, позволяющих подчёркивать главенство центров композиции над остальными частями.

К закономерностям выделения композиционного центра относятся:

  • закон количества,
  • закон качества,
  • закон центрального расположения,
  • закон смыслового фактора.

Закон количества.

Большое количество будет главенствовать при прочих равных условиях. Часть целого, большая по величине, объёмности, массе или по количеству однородной отделки будет, при прочих равных условиях, выделяться, доминировать над остальными частями. Так в костюме главенствовать будет та часть, которая превышает по размерам и объёмности. Например, в первой модели главенствует нижняя часть, а во второй модели — воротник.

Закон качества.

Главенствует та часть целого, которая преобладает по качеству какого-либо свойства или группы свойств. Причём под свойствами подразумеваются такие качественные различия поверхности формы – складки, драпировка, декоративные элементы сложной формы, усложнённая фактура материала (мех, букле, трикотаж сложного переплетения), качественная активность цвета, которые выделяют его над остальными частями.

Закон центрального расположения.

Расположение выделяемой части на относительно центральном месте при прочих равных условиях выделяет эту часть как главный композиционный центр. Так, пояс в первой модели и талиевая вставка во второй, занимая центральное место в платьях, выступают своеобразным «магнитом», притягивающим взгляды окружающих.

Закон смыслового фактора.

Часть целого, имеющая отделку смыслового значения, главенствует над частями, имеющими отделку формального характера. Например, если в каком – либо месте костюма поместить отделку, имеющую смысловое значение (эмблему, украшение, цветы, вышивку и т. п.), то эта часть целого будет главенствовать над всеми остальными частями, привлекая к себе внимание.

Следует отметить, что помещение отделки со смысловым значением, украшение на то или иное место должно быть оправдано общей формой костюма, деталями, его формирующими, формальными особенностями композиционного построения

В сложном виде композиции одежды или комплекте одежд, составляющих костюм, возможно наличие нескольких композиционных центров, соподчинённых друг другу. Каждый из этих центров, являющихся доминирующим на своём участке композиции, должен быть связан с другими или подчиняться одному главному композиционному центру.

Источник

Принципы композиции в одежде, композиционный центр

В природе всё находится в гармонии. Именно поэтому мы сами стремимся создать гармоничный облик, чтобы окружающие нас люди увидели нашу красоту. В первую очередь, человек внешне выражает себя через одежду. Но при этом влияние оказывает не только стиль одежды человека, но и его причёска, макияж, аксессуары и украшения. Значение имеют даже пропорции костюма, силуэт, цветовая гамма, принты, рисунки на ткани, фактура материалов и т.п. Связующим звеном между всем перечисленным служит внешность ваша личность. Целостность вашего образа является главным условием гармонии.

Гармония в одежде определяется правилами композиции. Композиция в одежде (латынь – объединение, соединение) – это сочетание всех элементов одежды (сюда входят и обувь, головной убор, аксессуары) в единое целое.

Все части одного образа должны подчиняться главной – центру композиции. Центр композиции привлекает к себе особое внимание. Он является главным акцентом, основным элементом, составляющим образ. Центр композиции может быть не единственным, их может быть несколько, но они обязательно должны быть связаны между собой единым стилевым решением.

При этом важное значение имеет расположение композиционного центра: расположение по центру фигурыпривлекает внимание к телу и делает акцент на талии, груди и бёдрах, расположение в нижней части фигуры(в ногах) делает образ более устойчивым, фундаментальным.

Знаменитая кинодива Одри Хэпберн знала, что главное достоинство её внешности – это красота, поэтому в своих образах она часто стремилась прилечь внимание к миловидному личику, располагая центр композиции вверху. Примером этому могут служить её многочисленные образы в шляпах. Кроме того, актриса делала акцент в верхней части с помощью разнообразных бантов.

Читайте также:  Кнопка для одежды код тн вэд

А, впрочем, не только Одри Хэпберн так удачно притягивала внимание к лицу. Свою красоту стремилась преподнести в выгодном ракурсе и обворожительная Бриджит Бардо. Правда, композиционным центром в её образах чаще служил не головной убор, а причёска. Пышные, собранные вверх волосы и легендарная бабетта уже стали визитной карточкой Бардо.

Современные кутюрье при создании своих коллекций также используют правило центра композиции.

Giambattista Valli Spring 2012 Couture

Центром композиции в обоих образ является огромный бант в верхней части силуэта.

Dior Spring 2012 Couture

Центр композиции расположен ниже пояса, в обоих образах акцент сделан на оригинальных драпировках подола платья.

Atelier Versace Fall 2011

Центр композиции – контрастный пояс изделия.

А здесь оригинальное оформление выреза на спине также служит центром композиции.

Armani Privé Fall 2011 Couture

В обоих образах главным композиционным центром является головной убор.

Существуют три важных принципа композиции в одежде – это контраст, подобие и нюанс.
Первый принцип – контраст (франц. – противоположным образом) – это противоположность, которая может быть выражена в цветовом сочетании, в форме, в фактуре материала.

Elie Saab Fall 2012

Композиция одежды, построенная на контрасте цвета, придаёт образам элегантность и изысканность.

Jason Wu Fall 2012

Herve Leger by Max Azria Fall 2012

Здесь композиция одежды выстроена на контрасте фактур: мех и ткань/кожа.

Moschino Spring 2011

Композиция построена на контрасте принтов: полоска+клетка, горох+полоска.

Второй принцип композиции – подобие – это когда в образе присутствует полное повторение какого-нибудь элемента: фактуры, формы, размера, принта. Этот же принцип наблюдается, когда все аксессуары в образе выдержаны в одном цвете.

Balmain Fall 2012

Giorgio Armani Fall 2012

Принцип подобия в этих образах соблюдается за счёт одинаковых фактур и цвета.

Alexander McQueen Fall 2012

В этих образах композиция выстроена на подобии форм и фактур. Верх и низ меховых пальто одинаковы по форме.

Третий принцип композиции – нюанс (франц. – тонкое различие) – это своеобразный переход от контраста к подобию, при этом сходство между отдельными элементами образа выражено сильнее, чем различие. Нюанс – самое тонкое из средств композиции, именно делает образ завершённым.
Композиция в одежде, которая построена по принципу нюанса цветовой гаммы, выглядит изысканнее, богаче и сложнее за счёт применения схожих оттенков, чем просто композиция, выдержанная в одном цвете.

Hermès Fall 2012

Chloe Fall 2012

В этих образах композиция построена на нюансе цветовой гаммы. Для создания образов использовали разные оттенки одного и того же цвета.

При создании образа мы можем использовать разные принципы композиции. Например, чтобы сделать акцент на молодости, нежности, романтичности девушки, можно использовать принцип подобия и представить её в лёгком наряде из тонкой воздушной ткани, в открытой обуви на каблучке, с маленькой сумочкой или клатчем в руках.

модный блоггер Аннабель Флёр

А можно следовать принципу контраста и представить её в брутальных кожаных брюках, массивной обуви, с более объёмной сумкой через плечо. И этот образ может быть даже более эффектным, несмотря на то, что он несёт в себе противоречие и неоднозначность, но вызывает больше ассоциаций.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

5. Композиция

Законы и правила композиции

Каждому виду искусства свойственны свои законы и правила композиции. В искусстве композиции одежды основными законами являются следующие:

1. Подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению одежды.
2. Наличие композиционного центра.
3. Соразмерность всех частей и компонентов композиции между собой и фигурой человека.
4. Цельность композиции.

Подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению одежды. Все в композиции должно быть подчинено назначению одежды и выражать его. Иначе говоря, практическое назначение одежды всегда должно являться содержанием ее художественной формы. Существует три правила, выражающие этот закон.

1. Органическое единство назначения одежды и ее формы. Форма любой вещи должна отвечать непосредственному ее назначению, быть целесообразно построенной. Так, форма купального костюма (купальник и шапочка) точно повторяет форму тела и головы, так как благодаря плотному облеганию костюм не мешает человеку двигаться в воде, а при намокании не деформируется. Платья для бальных танцев делают внизу объёмнее, чем вверху. Плащи бывают преимущественно свободной или полуприлегающей формы, поскольку их надевают поверх другой одежды.

2. Соответствие материала назначению и форме одежды. Художественная и практическая ценность одежды обеспечивается применением такого материала или сочетания материалов, которые выявляют замысел художника и вполне отвечают назначению одежды и ее форме. Например, те же плащи, чтобы они отвечали своему прямому назначению, выполняют из тканей с водоотталкивающей пропиткой, из прорезиненных или специальных синтетических материалов, которые не пропускают влагу и хорошо сохраняют форму. Из легкосминающихся тканей нельзя делать одежду узких форм, драпированные платья или плиссированные юбки.

Читайте также:  Одежда танкиста для девочек

3. Единство материала и декоративной отделки в соответствии с назначением и формой одежды. Включая любую отделку в композицию одежды, нужно прежде всего определить характер этой отделки, ее вид и технику выполнения. Необходимо, чтобы она не противоречила не только утилитарным свойствам материала, структурно-фактурным его качествам, но и назначению одежды и ее форме. Так, в целях создания одежды, в которой было бы прохладно в жару, используют, например, льняные или хлопчатобумажные ткани. С ярко выраженным полотняным переплетением льна органически сочетаются такие виды вышивки, как «мережка», «перевить» или мерное и штучное кружево, введенные в само полотно и подчеркивающие ту или иную форму изделия. Подобная отделка одновременно украшает платье и создает максимальную прохладу. Когда украшение своим содержанием помогает выразить назначение и художественный замысел вещи, оно становится активным и выразительным элементом в композиции (к примеру, изображение якоря и паруса на костюмах для путешествий по воде). И наоборот, украшение разрушает целостность композиции, если оно своим содержанием не соответствует общему назначению костюма. Так, просто нелепо на костюме для лыжного спорта давать аппликацию цветов подсолнечника или мака.

Наличие композиционного центра. Все компоненты, составляющие композиционный центр (акцент) в решении композиции модели, разделяются на два вида: главные, к которым относится все то, что образует объемную форму определенного вида одежды (объемная форма с контурными очертаниями лифа, рукавов, юбки, брюк и т. д.) и декоративно-конструктивные компоненты, покрой или линия покроя, а также различные детали, декоративные отделки, фурнитура и украшения.

Каждый из названных компонентов может быть единственным в качестве главенствующего композиционного центра или же быть объединенным с другими компонентами. Как правило, совокупность двух-трех компонентов в качестве главного акцента композиции способствует более четкому раскрытию замысла художника и образности модели.

Например, идею монументальности женского образа художник выражает в длинном вечернем платье, решая его силуэтную форму монолитно, в виде колокола (рис. 10,а). Центром композиции этого платья являются рукава — их форма, повторяющая форму стана. В поисках более выразительных средств решения своего замысла художник располагает на внешней части рукава декор — выразительный монолитный узор, образующий четкое по форме пятно (рис. 10,б). Декоративный узор, объединенный с рукавом единой, общей формой, усиливает звучание главного акцента платья.

В зависимости от существующего направления моды устанавливается условная схема построения композиции, предусматривающая расположение главных акцентов. Так, для одного направления моды характерно акцентирование верхней части костюма;. в период господства другой моды композиционный центр переносится на нижнюю или среднюю части костюма. В соответствии с этим модельер, работающий над композицией одежды, сосредоточивает свое внимание на тех компонентах, которые могут наиболее четко выявить ведущие тенденции и характерные. черты данного направления моды.

Существенную роль в выборе компонентов в качестве главного акцента в композиции играет стиль художественного решения костюма (спортивный, классический, национальный), а также особенности творческой индивидуальности модельера.

Кроме того, большое влияние на выбор тех или иных компонентов в качестве центра композиции оказывает конкретная целенаправленность моделирования. Так, разработка моделей перспективной моды, как правило, связана с поисками новых силуэтных форм и их объемных выражений, новых способов формообразования (покроя) из качественно новых материалов, с определением изменений пропорций отдельных предметов одежды и всего костюма. В этих случаях внимание художника направлено на соответствующие компоненты, являющиеся главным образом компонентами первого вида. Разработка моделей для промышленного производства осуществляется на основе уже найденных силуэтных форм, объемов и установившихся пропорций; создание промышленных образцов одежды преимущественно связано с разработкой различных вариантов деталей, отделок и их расположения в одежде.

Основными правилами второго закона композиции являются:

1) выявление центрального акцента композиции и подчинение ему других компонентов,
2) уравновешенность композиции.

Это значит, что характерная особенность главных компонентов, образующих композиционный центр, определяет форму, размеры и стиль оформления второстепенных, т. е. декоративно-костюмных, компонентов.

Рассмотрим оба правила на примерах.

Центром композиции платья-рубашки (рис. 11,а) является воротник с планкой-застежкой. Особенность этих деталей- их форма, образованная крутыми дугообразными и прямыми линиями и подчеркнутая отделочной строчкой. Эта характерная особенность главного композиционного акцента выявлена формой клапанов карманов и манжет. Однотонный материал воротника, планки, клапанов и манжет выделяет эти компоненты, способствует более четкому выражению ведущей тенденции моды периода 1965 — 1969 гг. (спортивный стиль, подчеркнуто молодежный облик; короткая длина изделия,
четкость геометрических форм и немногочисленность деталей в композиции одежды).

Читайте также:  Морпех россии формы одежды

В пределах уплощенной прямоугольной формы стана платья крупные накладные карманы располагаются низко; только такое их расположение создает уравновешенность всей композиции.

Композиционный центр плаща спортивного стиля (см. рис. 11,б) — отлетная кокетка. Ее расположение, размер и конфигурация определили характер и расположение остальных деталей: небольшой воротник своими закругленными углами совпадает с отстроченным краем кокетки; листочки карманов формой и расположением подчинены главному акценту композиции; шлевки вместе с поясом фиксируют высокую талию — все эти компоненты, характеризующие черты моды 1970 — 1971 гг., создают равновесие композиций верхней и нижней частей одежды.

Стройность фигуры можно подчеркнуть значительным удлинением одежды и изменением ее пропорций путем введения в нее в качестве центра композиции высокого пояса-корсажа (рис. 11, в). Эта деталь — новинка моды 1970 — 1971 гг.- определяет весь строй композиции, подчиняет и объединяет остальные компоненты, придающие определенную устойчивость композиции: линии силуэта и покроя, оформление горловины, форму и размер карманов.

Значительное удлинение, фиксированная поясом высокая талия, изменившиеся пропорции, обилие разнообразных деталей-все эти признаки моды начала 1970-х годов отличают схему построения композиции костюма этого периода от композиционной схемы предшествующего периода моды. Но правило выявления главного в композиции и подчинение ему второстепенного, равно как и правило уравновешенности, остаются постоянными. Так, моделям, изображенным на рис. 11 и 12, характерно то, что определенная устойчивость, равновесие каждой композиции достигнуты распределением различных по величине деталей на соответствующих частях одежды по принципу подчинения их главному акценту, соподчинения друг другу и фигуре человека. Если карманы короткого платья-рубашки расположить ниже, то уравновешенность композиции нарушится, пользоваться ими будет неудобно. Если бы рукава удлиненных плаща и платья не были оформлены листочками и манжетами, появилось бы ощущение перегрузки деталями лифа изделий. В свою очередь, наличие карманов и клапанов на трапециевидных юбках этих изделий уравновешивает верхнюю и нижнюю части фигуры.

Зрительного равновесия композиции одежды можно достигнуть и другими средствами, например введением одной какой-либо детали (накладного кармана в платье-пальто, изображенном на рис. 12, а), сочетанием различных направлений клетчатого рисунка ткани (рис. 12, б) и др.

Соразмерность частей и элементов композиции. Со вторым законом тесно связан третий- соразмерность всех частей и элементов композиции между собой и фигурой человека. Соразмерность в композиции достигается количественным соотношением следующих факторов и элементов одежды:

  • объемов одежды (лифа, рукавов, юбки);
  • цвета и фактуры материалов (блузки с юбкой, отделочного воротника и пояса с платьем, меховых манжет и воротника с пальто);
  • деталей одежды (воротника, карманов, клапанов, хлястиков и т. д.);
  • отделки (строчки, вышивки, фурнитуры и пр.).

Количество, величина и форма деталей одежды, их соразмерность и согласованность с моделью в целом должны обязательно уточняться в процессе моделирования, так как изменение любого компонента, как правило, влечет за собой изменение либо его расположения, либо формы и объема той части одежды, на которой этот компонент располагается.

Цельность композиции. Композиция может быть цельной, если при ее создании соблюдались все названные выше законы и правила, ибо цельность композиции — это подчиненность второстепенного главному, взаимосвязь всех компонентов, уравновешенность. Цельность, в свою очередь, способствует четкости выражения замысла и его восприятию. Чтобы убедиться в непреложности этой закономерности, обратимся снова к моделям, которые были рассмотрены выше (см. рис. 10, 11, а, б).

Идея создания монументального величественного образа (см. рис. 10) выражена как монолитностью всего силуэта, так и монолитностью крупного декора.

Предельная геометризация — способ раскрытия связи стиля одежды 60-х годов со стилем современной архитектуры- подчеркнута не только геометрическими формами модели (см. рис. 11, а); она раскрывается в математически точной связи размера и формы деталей с масштабом полос ткани.

Простой замысел — создать удобное, надежно защищающее от непогоды плащ-пальто как нельзя лучше выражен в модели, изображенной на рис. 11, б, где цельность композиции является результатом соблюдения всех законов и правил искусства композиции. Как бы ни была композиция проста или сложна по своим компонентам, чем цельнее, монолитнее она будет построена, тем яснее будет восприниматься и ее замысел. Цельность композиции зависит и от умения отказаться от лишнего.

Источник