Меню

Одежда народов сибири описание



Костюмы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

национальные костюмы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

среда, 26 октября 2011 г.

Корона шамана

Эвенкийский праздничный пояс

пятница, 21 октября 2011 г.

Нанайский женский халат — сикэ

Сокуй — мужская одежда глухого покроя с капюшоном

Сокуй — мужская одежда глухого покроя с капюшоном. Мех оленя. Конец XIX — начало XX в. Енисейская губ., Туруханский край, п-ов Таймыр. Нганасаны

Дорожная одежда сшита из оленьих шкур мехом наружу. Части передка и спинки выкроены из целой шкуры с разрезами для проймы. В разрезы вшиты большие ластовицы из меха, являющиеся частью прямы рукавов. В центре, спереди, вшит прямоугольный кусок меха. Спинка одежды скроена вместе с затылочной и боковыми частями капюшона. К нижнему краю стана пришиты три меховые полосы, удлиняющие одежду. Сокуй мужчины надевали в сильные морозы в дорогу поверх повседневной меховой одежды. Характерным отличием этой одежды был султан на капюшоне, выполненный из оленьего хвоста.

Парка — женский распашной кафтан

Парка — женский распашной кафтан, с нагрудником. Мех оленя, лося, дикой козы, конский волос, ровдуга, х/б ткань, бисер, бусы. Меховая мозаика, вышивка бисером, подшейным волосом оленя. Конец XIX — начало XX в. Енисейская губ., бассейн р. Сымь. Эвенки

Кафтан приталенный, с разрезом спереди, прямыми узкими рукавами, с ромбовидными ластовицами. Вырез ворота прямоугольный, без воротника. Выкроен из оленьих шкур мехом наружу и сшит в обтяжку. Облегающий фигуру костюм сзади напоминает фрак, отчего русские путешественники XVIII в. называли его «тунгусским фраком». Спинная часть кафтана оканчивается длинным треугольным мысом, использовавшимся в условиях пешего передвижения как подстилка, на которой можно было сидеть на льду, камне или холодной земле. Костюм богато украшен меховой мозаикой, металлическими бляшками, вышивкой бисером. Спинка декорирована полосками камуса, сиреневой и красными шелковыми лентами, конским волосом, ровдужной бахромой, голубыми бусами. Под кафтан всегда надевался нагрудник, который как и кафтан носили на голое тело. Рубахи из хлопчатобумажной ткани появились в конце XIX века и были заимствованы от русского населения.

четверг, 20 октября 2011 г.

Платье – «ернас». Манси

Одежда шорцев

Северные шорцы носили одежду и обувь русского образца, одежда южных шорцев состояла из рубах, штанов, халатов, шапок, головных платков. Мужская и женская одежда почти не различалась. Сапоги (одук) шили из продымленной кожи, а внутрь их для тепла клали сушеную осоку озагат.

Кафедра этнографии и музееведения Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск — http://ethnography.omskreg.ru/

вторник, 4 октября 2011 г.

Одежда телеутов

Телеуты относятся к южным алтайцам и делятся на бачатских и майминских.

Место и год сбора: д. Челухоево Беловского р-на Кемеровской обл. 1975 г.

Одежда была приспособлена в прошлом к кочевому образу жизни и различалась в зависимости от социального положения. Мужская одежда состояла из длинной рубахи из дабы или ситца с длинными рукавами, косым открытым воротом, снабженным одной пуговицей, и широких, немного длиннее колен штанов из дабы, толстого холста или выделанной кожи косули. Штаны на поясе стягивались шнурком, который завязывался спереди и выпускался концами наружу. Поверх рубахи еще надевался халат (чекмень) из сукна, панки или дабы с широкими рукавами, большим отложным воротником красного или синего цвета. Халат опоясывался кушаком-опояской из дабы. Из верхней одежды нужно упомянуть шубу, обычно из овчины. Обувью служили кожаные сапоги на мягкой подошве. Сапоги шились остроносыми, без каблуков, с широким раструбом верхней части голенища, тонкой подошвой.

Место и год сбора: с. Шанда Беловского р-на Кемеровской обл. 1975 г.

Место и год сбора: д. Челухоево Беловского р-на Кемеровской обл. 1975 г.

Место и год сбора: д. Челухоево Беловского р-на Кемеровской обл. 1975 г.

Место и год сбора: д. Челухоево Беловского р-на Кемеровской обл. 1975 г.

Женская одежда у телеутов была такой же, как и мужская, за исключением верхней. Специальной одеждой замужних женщин являлся чегедек – длиннополая безрукавка, вместо рукавов у которой были вырезы, и он мог надеваться поверх любой одежды.

Место и год сбора: д. Челухоево Беловского р-на Кемеровской обл. 1975 г.

В женском костюме украшения составляют и сегодня важный элемент. Несмотря на их простоту, они придают специфику и красочность одежде, например, нагрудное женское украшение. У девушек можно встретить подвеску шиширгек из литой медной фигурной бляхи с кольцами, к которым подвешены нити из бисера и раковин каури. У замужних женщин это украшение (пель или пельдуш) состоит также из медной фигурной бляхи, к которой подвешивались нитки бисера или бус, оканчивавшиеся обычно ключами от сундуков или ящиков, находившихся в ведении хозяйки дома. Из украшений были также распространены медные, серебряные или золотые кольца, которыми унизывали пальцы, а также серьги из медной или серебряной проволоки. Женщины носили серьги в обоих ушах, девушки – обычно в одном ухе. Кроме того, были украшения в виде привязываемых к косам бус, пуговиц, бляшек, ракушек, ключей, деревянных палочек и т.д. Женщины носили две косы, которые при встрече гостей перебрасывались на грудь. Девушки носили несколько кос.

Место и год сбора: д. Челухоево Беловского р-на Кемеровской обл. 1975 г.

Место и год сбора: д. Челухоево Беловского р-на Кемеровской обл. 1975 г.

Национальной мужской прической была косичка кедеге, заплетенная на темени бритой головы. К этой косичке также привязывались украшения из пуговиц, ракушек и т.д.

Кафедра этнографии и музееведения Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск

Источник

Х.1. Костюмы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Сибирь и Север образуют историко-этнографическую область России, за­нимающую огромное пространство от Уральских гор на западе до Чукотки, Камчатки и острова Сахалин на востоке. На Севере живут небольшие группы народов, так называемые малые народы Севера. Самые многочисленные из них ненцы (34,2 тыс. чел.) и эвенки (299 тыс. чел.); затем идут чукчи, ханты, манси, коряки и др. Некоторые из них очень малочисленны, например эски­мосы (1,7 тыс. чел.). Наиболее многочисленными народами, населяющими Сибирь, являются буряты, живущие в Забайкалье, и якуты.

Традиционная одежда народов Сибири и Севера тесно связана с природой и их хозяйственной деятельностью. Суровые условия жизни способствовали появлению особых видов одежды, которые максимально приспособлены к жизни в тех районах.

Выбор материала для одежды обусловлен родом занятий: оленеводы шьют одежду из шкур оленей, охотники — из шкур добываемых ими животных или птиц; народы, живущие в бассейне крупных рек, выделывают кожу рыб; ско­товоды — овчину; охотники на морского зверя обрабатывают шкуры и кишки морских животных.

Покрой одежды также зависит от природных условий и хозяйственной дея­тельности. Всю одежду можно разделить на две группы: глухого покроя, наде­вающуюся через голову (рис. Х.1), и распашную, имеющую спереди разрез (рис. Х.2). Одежда глухого покроя характерна для народов, занимающихся охо­той на морского зверя, а также оленеводством.

Костюм чукчей, эскимосов и коряков. Представители этих народностей носят одежду глухого покроя. Вся одежда делается двойной: нижняя — мехом внутрь, верхняя — мехом наружу.

Мужчины носили меховые штаны длиной до щиколоток, внизу штаны стя­гивались и завязывались при помощи ровдужных (ровдуга — оленья замша) ремешков поверх обуви, чтобы снег не попадал внутрь.

Покрой плечевой одежды очень прост: рукава, широкие в пройме, сужают­ся к кистям рук, как в рубахе.

Верхняя одежда, которая называлась кухлянкой, была шире нижней и ко­роче. Внизу можно было видеть край нижней рубашки, мездра которой окра­шивалась в оранжевый цвет отваром ольхи.

Женская кухлянка была длинной, в нижней части — широкой (из клиньев) и имела капюшон, скроенный вместе с рукавами (рис. Х.З). Кроме того, жен-

Читайте также:  Приборы для удаления катышков с одежды

щины носили меховой комбинезон длиной до колена. Он имел глубокий вырез и надевался через ворот; вырез горловины отделывался собачьим мехом и за­вязывался кожаными ремешками (рис. Х.4).

Поверх меховой одежды и мужчины, и женщины надевали камлейку (чехол на меховую одежду). Камлейка делалась из ровдуги (замши) или привозных хлопчатобумажных тканей. Береговые жители делали камлейку из нерпичьих кишок и надевали ее при выходе в море или в непогоду как непромокаемый плащ.

У эскимосов бытовала одежда из птичьих перьев (рис. Х.5).

Обувь у мужчин и женщин была сезонной. Зимой носили обувь из оленьих камусов (камус — мех с ноги оленя, очень прочный и красивый). По обеим сторо­нам камуса пришивали ремешки из ровдуги, которые завязывались спереди. Ле­том носили обувь из продымленных нерпичьих шкур. Мужская обувь была корот­кой, женская — длиной до колена. Называлась такая обувь торбаса (рис. Х.6).

На голове носили двойные меховые капоры.

Одежду, обувь и головные уборы украшали вышивкой, мозаикой из темно­го и светлого меха. Розетки — излюбленные орнаментальные формы (рис. Х.7). Они имеют вид крупных или мелких кружков, зубчатых колес. Техника испол­нения розеток разнообразна. Чаще всего это аппликация из белой кожи на темной и наоборот или вышивка цветными нитками либо белым подшейным волосом оленя. Розетки сочетались с продернутыми через разрезы в коже узки­ми ремешками.

Большого мастерства достигли чукчи и коряки в украшении одежды мехо­вой мозаикой. Подбирались кусочки из темного и белого меха и соединялись в геометрические узоры (рис. Х.8). Мех подбирался не только по цвету, но и по направлению ворса. У коряков на опуване (нижняя оборка на одежде) приме­нялся не только геометрический, но и зооморфный орнамент. Чаще всего изо­бражали оленей (рис. Х.9).

Костюм эвенков. Эвенки, как мужчины, так и женщины, носили распаш­ную одежду, напоминающую кафтан (рис. Х.10, Х.11). Она отличалась удиви­тельной стройностью и даже изысканностью. Под меховой уличной одеждой

носили короткий, плотно облегающий грудь, спину и плечи кафтан из ровду­ги, отороченной по подолу и плечам длинноворсовым мехом и расшитый по вороту, рукавам и подолу цветным бисером. Кафтан, как фрак, сзади заканчи­вался мысом (рис. X. 11). Между передними полами, сходящимися встык и скреп­ленными ровдужными завязками, был виден нарядный, расшитый бисером ровдужный нагрудник, предохраняющий грудь и живот от холода. Нагрудник завязывался на шее ровдужными ремешками. У мужчин он заканчивался внизу мысом, у женщин низ был ровным. Кафтан подпоясывался широким ровдуж-ным поясом, обильно расшитым цветным бисером, к которому мужчины при­крепляли нож, женщины — принадлежности для шитья.

Вместо белья носили натазники (короткие кожаные штаны). На ноги наде­вали высокие, до бедер, меховые расшитые бисером торбоса, на голову — шапку-капор из меха выдры или росомахи.

Эвенки относятся к тем группам народов, которые украшали одежду бисе­ром. Не всякий бисер подходил к суровым условиям и выдерживал температу­ру ниже 50 °С мороза. Стеклянный бисер лопался и опадал с одежды, выдержи­вал морозы китайский бисер — из фарфора и индийский — из морских рако­вин. Более древние бусины выполнялись из кости.

Бисер нашивался на сукно (рис. Х.12) на некотором расстоянии друг от друга. Четко соблюдался ритм рисунка. Предпочитались желтый, зеленый, крас­ный, а также белый и черный цвета. Для усиления нарядности в вышивку

вводились полоски цветной ткани. Следует отметить прекрасное цветовое ре­шение одежды эвенков. Очень декоративна одежда шамана (рис. Х.13).

Костюм якутов. Якуты живут на севере Восточной Сибири между реками Леной и Индигиркой.

Особенностью и мужского, и женского якутского костюма был крой одеж­ды: распашная с отрезной спинкой, прилегающей в талии и имеющей от та­лии до подола разрез, к краям которого пришивались полосы цветного сукна. Широкие в проймах рукава этой верхней одежды закладывали на плечах в складки. Нательной одеждой служили короткие кожаные штаны — натазники, к которым надевались кожаные ноговицы и меховой набрюшник. Верхнюю одежду бедняки шили из конской или коровьей кожи шерстью внутрь, а бога­тые якуты — из дорогого меха, покрытого ровдугой.

Зимней обувью служили высокие сапоги из оленьей или конской шкуры шерстью наружу. Летние сапоги делались из мягкой кожи. Материал и покрой одежды обусловлен был родом занятий — скотоводством.

В праздничный костюм якутской женщины обязательно входила шуба или камзол в сочетании с высокой меховой шапкой и металлическими украшения­ми. Якутки носили ожерелья типа гривны и головные украшения со свисающи­ми на грудь и спину цепочками, а также широкие браслеты, массивные серьги.

Важной принадлежностью якутского костюма, как женского, так и муж­ского, был ременный пояс, отделанный гравированными пластинами. К поясу

обычно прикреплялись мелкие предметы обихода: сумочки, игольница, но­жички, огниво и т.д. Борта верхней одежды отделывались мехом, к ним подве­шивались колокольчики, бубенчики, гирьки.

Костюм народов, населяющих низовья Амура и остров Сахалин. Эти народы в основном занимались рыболовством и охотой. Ими была создана особая куль­тура обработки рыбьей кожи.

У мужчин и женщин основной одеждой были халаты из рыбьей кожи типа кимоно, часто запахивающиеся слева направо (рис. Х.14, Х.15). Украшением служили аппликации из кожи и вышивка цветными нитками, располагавшая­ся по вороту, верхней части левой полы и главным образом на спине. Орна­мент был геометрический, криволинейный и спиралевидный. Кожу для ап­пликаций окрашивали естественными красителями в синий, черный и крас­ный цвета, наклеивали и нашивали на основу тончайшими швами мелкими стежками. Уже с конца XIX в. эти народы широко использовали для изготовле­ния одежды покупную ткань, богато украшая ее вышивкой.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое кухлянка?

2.Какую форму имел комбинезон у чукотских женщин?

3.Назовите особенности костюмов эвенков.

4.Чем отличались мужские торбаса от женских?

5.Назовите виды орнамента, используемые в одежде народов Севера и Сибири.

Источник

С чего начинается Родина.

Сетевой проект учащихся школы №494 Выборгского района Санкт-Петербурга (в целом отражает концепцию и основные идеи Программы Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность»)

Страницы

суббота, 29 декабря 2012 г.

Народы Сибири и Дальнего Востока.

Буря́ты-наиболее распространенное и наиболее многочисленное инородческое племя Восточной Сибири.

Видео

Виды традиционной хозяйственной деятельности.

Одежда народов Сибири и Дальнего Востока.

Верхняя одежда: выбор материала и особенности кроя.

Жилище народов Сибири.

28 комментариев:

Промысловые культы и праздники
Промысловые обряды, нацеленные на возрождение животных и обеспечение удачной охоты, были повсеместно распространены у народов Сибири. С этой целью проводили особые праздники в честь животных лося, медведя, кита, моржей, тюленей. У всех народов Сибири был известен обычай сохранения частей животных — кончиков носа, ушей, губ, глаз, костяка, черепа и вера в их магическое возрождение в других особях. Нивхи, например, все кости промысловых зверей, добытых осенью и зимой, собирали и хранили до весны, а затем охотники уносили их в лес и оставляли в дуплах деревьев. Юкагиры бросали кости и чешую рыб назад в реку, будучи уверенными, что рыбы оживут. Во время охоты выполнялись магические действия, связанные с верой в то, что звери понимают человеческую речь и могут отомстить охотнику.

Магические обряды в целях умножения животных являлись важной частью праздника медведя, лося, кита и других промысловых животных.

У народов Северо-востока Азии (чукчей, коряков, эскимосов) важная роль в жизни общества отводится праздникам благодарения, связанным с представлениями о возрождении зверя и промысловым культом — обращении к духам-хозяевам животных, посылающим зверей. Главный годовой праздник благодарения чукчи проводят осенью. К празднику готовились в течение года, сохраняя головы убитых животных — моржей, тюленей, нерп, дикого оленя, зайца. Их складывали на землю в центре яранги или подвешивали над дымовым отверстием, а рядом ставили жирники — лампы из вулканического камня с горящим фитилем. Жертву духам приносили младшие члены семьи, которые разбрасывали перед ярангой мясо и кровяную похлебку в соответствии с направлениями четырех сторон света. В это время участники праздника веселились, женщины танцевали под звуки бубнов и пели импровизированные песни. Затем варили головы животных, и начиналось пиршество.

Читайте также:  Одежда для дома женская шорты

Похожий праздник проводили и летом. В конце летнего праздника все участники совершали очистительный обряд: стряхивали с себя все «болезни» и «несчастья» над огнем большой лампы. Кости и крошки пищи бросали в море, как бы возвращая взятых у него зверей.

Осенний праздник приморские чукчи и эскимосы устраивали в честь хозяина моря, а эскимосы, кроме того, — в честь хозяйки природы — Большой женщины-прародительницы моржихи. На празднике, обращаясь к духу-хозяину стихии моря, с просьбой возродить животных.

Эвенки и эвены, охотники-оленеводы горной тайги, совершали специальные промысловые обряды с целью обеспечить удачную охоту, во время которых имитировали охоту: стреляли в макет лося из дерева и еловых веток, приносили жертвы огню и духам природы — неба, леса, земли. Во время главного весеннего годового праздника мужчины совершали магические танцы для привлечения зверя. У эвенков был известен промысловый обряд, во время которого к березе подвешивали полоски ткани и стреляли из лука в ее вершину с просьбой к матери зверей послать охотнику хорошую добычу.

Ремесла
Профессионального ремесла у большинства сибирских народов не существовало. Потребности хозяйства в бытовых предметах и утвари удовлетворялись за счет домашнего производства. Существовало четкое разделение мужских и женских занятий. Мужчины изготавливали предметы из дерева, кости, рога, а женщины — из бересты, стеблей растений, кожи, меха. Исключение составляла профессиональная обработка металла.
Обработка древесных и травянистых материалов
Дерево являлось универсальным материалом для народов Сибири. Использовали практически все виды древесины, учитывая специфические свойства разных пород дерева. Наибольшей популярностью пользовалась береза. Дерево использовали полностью: из ствола изготавливали долбленую, а позднее — точеную утварь, из корня и тонких ветвей рябины, тальника, черемухи — плетеные сосуды, из наростов посуду и курительные трубки, из стружки полотенца и подстилки в колыбели. Народы, жившие на побережье морей, использовали плавун.

Для изготовления деревянной посуды пользовались самодельными стругами, ручным сверлом, ножом. Изделия декорировали различного вида резьбой. Якуты делали чороны, воронки, ковши; народы Амура — домашнюю и культовую утварь, а также предметы мебели; обские угры — крюки для подвешивания колыбелей и т.д. Бытовые предметы украшались росписью (буряты, народы Южной Сибири) и инкрустацией металлом (ханты, манси, ненцы, эвенки).

Популярным материалом для изготовления утвари у обских угров, селькупов, кетов, якутов и народов Амура служила легкая непромокаемая гибкая береста. Ее обычно заготавливали в конце весны — начале лета, когда дерево давало сок, или осенью, когда опадали листья. Для изготовления утвари обычно использовалась не вываренная береста. Из нее с помощью простого набора инструментов (шила, ножа, игл) изготавливали предметы для хранения, транспортировки и употребления продуктов питания, а также хранения и транспортировки предметов домашнего обихода. Соединительным материалом служили сухожильные, крапивные, конопляные нити, черемуховый или ивовый прут, корень кедра и ели, конский волос. Обычную или окрашенную бересту декорировали резьбой, аппликацией, тиснением, штамповкой, росписью, выскабливанием. Берестяные коробки для женского рукоделия, подойники, ведерки для ягод и дикого меда, солонки якуты расшивали бисером, нанизанным на конский волос, декорировали вставками из слюды, кожаными кистями, лоскутками цветных тканей. Если у народов Южной Сибири деревянная и берестяная посуда была проста и архаична, то у народов Амура очень разнообразная по форме и размерам утварь украшалась резным спирально-ленточным криволинейным орнаментом. Особенно тщательно орнаментировалась утварь для обряда «кормления воды», которая изготавливалась в виде морских или речных животных и птиц (рыбы, нерпы, утки), а также для медвежьего праздника (доски для разрезания медвежьего мяса, ложки, ковши, блюда и коробки).

Распространено было плетение из стеблей травянистых растений. Например, значительная часть алеутской утвари сплетена из дикой ржи и гороха. В качестве инструмента алеутские женщины использовали специально выращенный и заостренный ноготь большого пальца. Им как острым инструментом расщепляли траву, корни, стебли, и сквозь образовавшиеся отверстия продергивали декоративные нити, перышки птиц и полоски китового уса.

В настоящее время в 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 40 малочисленных народов Севера. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года общая численность малочисленных народов Севера составила 244 тысяч человек, причём численность отдельных народов колебалась от 41 тысячи человек (ненцы) до 240 человек (энцы).
В целом существует положительная динамика демографических процессов в среде малочисленных народов Севера. Почти в 2,5 раза выросло число ороков (ульта), значительно (на 20—70 процентов) выросла численность ненцев, селькупов, хантов, юкагиров, негидальцев, тофаларов, ительменов, кетов и др. Численность ряда народов сократилась, что объясняется как общей отрицательной демографической динамикой в Российской Федерации, так и выделением в ходе переписи из состава малочисленных народов Севера самобытных этнических групп, которые стали идентифицировать себя в качестве самостоятельных народов.
В конце XX — начале XXI веков произошёл рост этнического самосознания малочисленных народов Севера. Возникли общественные объединения, учебные центры, ассоциации и профессиональные союзы (оленеводов, морских зверобоев и др.) малочисленных народов Севера, деятельности которых оказывается государственная поддержка. Во многих местах проживания малочисленных народов Севера воссозданы общины как традиционные формы организации совместной деятельности, распределения продукции и взаимопомощи. В ряде мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности созданы «родовые угодья», территории традиционного природопользования регионального и местного значения, закреплённые за представителями малочисленных народов Севера и их общинами.
Около 65 процентов граждан из числа малочисленных народов Севера проживают в сельской местности. Во многих национальных сёлах и посёлках общины этих народов стали единственными хозяйствующими субъектами, выполняющими ряд социальных функций. В соответствии с законодательством Российской Федерации общины как некоммерческие организации пользуются рядом льгот и используют упрощённую систему налогообложения.
В Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Россия является участницей международных договоров в этой сфере. Меры государственной поддержки (в виде льгот, субсидий, квот на использование биологических ресурсов) также законодательно закреплены. Льготы для представителей малочисленных народов Севера, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности, предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.

Похоронные обряды малых народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока

На территории Сибири и Дальнего Востока проживает более тридцати коренных народов. Общее их число составляет полтора миллиона человек. Организацией похорон в поселениях коренных народов занимаются родственники и соседи. Похоронных домов, как и ритуальной техники, инвентаря, традиционной похоронной атрибутики практически нет. Покойников в места погребения увозят на лыжах, нартах, оленьих упряжках или снегоходах.
Полагаем, читателям интересно познакомиться с некоторыми традиционными особенностями в похоронных обрядах отдельных народностей. В данном материале приводим характерные примеры. Заметим лишь, что в современный период древние ритуалы исполняются далеко не полностью. Материал подготовлен Риммой Шишкиной, предпринимателем из Республики Тыва, знатоком старинных обрядов малых народов. Она квалифицированный специалист похоронной отрасли, закончила Институт обрядовой культуры в Москве. Выступала с лекциями на выставке «Похоронный сервис» по теме «Обряд похорон у буддистов». Надеемся, ее материал будет полезным читателям.

Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших: для всех был священным закон, говорящий о погребении, сопровождаемом приличными обрядами. В погребальных обычаях каждый народ, сообразно своему духу и характеру, выражал заботу о скончавшихся. Суеверные египтяне бальзамировали тела своих умерших, обвязывали их тонкой тканью, хранили их в пирамидах или в других местах. Воинственные и жестокие римляне омывали тело умершего холодной водой, намащивали его и сжигали на специально устроенном для этого костре.

Читайте также:  Как смайл удалить с одежды

Жилые постройки народов Сибири:
Яранга
Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов (чукчей, коряков и эскимосов) являлась яранга — переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Характерной особенностью чукотско-эскимосских яранг, отличавшей их от жилищ других народов Сибири, была двухкамерность: наличие внутри пологов. Яранга с пологом — удивительное изобретение коряков и чукчей, которые дословно называли своё жилище «настоящий дом». Яранга оленных коряков и чукчей была зимним и летним жилищем. Основу её составляли три шеста высотой от 3,5 до 5 метров, связанные наверху ремнём. Вокруг них устанавливали треноги из двух жердей с перекладиной, образующие остов стен. Основой крыши служили длинные шесты, привязанные к перекладинам. Сверху остов яранги покрывали покрышками из оленьих шкур. Снаружи покрышки придавливали вертикально поставленными нартами для того, чтобы при сильном ветре они оставались на месте. Вход в ярангу располагался на северо-восточной или восточной — жизненной, как считали чукчи и коряки, стороне. Внутри яранги находился полог — сооружение прямоугольной формы из зимних шкур оленя, подвешенное дном кверху, а открытой частью вниз. Оно являлось не только спальным, но и жилым помещением в холодное время. Температура в пологе за счет тепла человеческого тела была достаточно высокой, чтобы даже в холодное время здесь можно было спать без одежды.
Юрта
Основным жилищем скотоводческих народов Южной Сибири (восточных бурят, западных тувинцев, алтайцев, хакасов) являлась переносная цилиндрическая юрта каркасного типа, крытая войлоком. Она была максимально приспособлена к кочевому быту: легко разбиралась и перевозилась, а установка ее занимала немногим более часа. Остов юрты составляли стены из раздвижных деревянных решеток и купол, образованный из жердей, верхние концы которых вставлялись в круг дымохода. На покрытие юрты требовалось 8-9 войлочных полостей. Как у всех монголоязычных народов жилище бурят было ориентировано на юг. Внутреннее устройство юрты было строго регламентировано. В центре располагался очаг. Место напротив входа считалось самым почетным и предназначалось для приема гостей; здесь же находился домашний алтарь. Юрта делилась на мужскую (левую) и женскую (правую) половины (если стоять лицом к северной ее части). В мужской части находились сбруя, орудия труда, оружие, в женской — утварь и продукты питания. Меблировка ограничивалась низкими столиками, скамеечками, сундуками, постелью, божницей. У скотоводов, перешедших на полуоседлый образ жизни (хакасы, западные тувинцы, западные буряты), получила распространение стационарная срубная многоугольная юрта с двускатной или многогранной крышей.
Балаган и ураса
В бурятской юрте вход всегда находился на южной стороне, в отличие от тюркских народов (хакасов, тувинцев, алтайцев), у которых жилище было ориентировано на восток. Жилище якутов было сезонным. Зимнее — «балаган» бревенчатая юрта трапециевидной формы с плоской крышей и земляным полом. Стены балагана обмазывали глиной, а крыша покрывали корой и засыпали землей. До конца XIX в. традиционным летним жилищем якутов являлась ураса — коническая постройка из жердей, покрытых берестой. В берестяные оконные рамы вставляли кусочки стекла или слюды, а в бедных семьях зимой — куски льда. Вход в жилище находился с восточной стороны. Вдоль стен располагались дощатые нары — «орон». Жилище делилось на правую (мужскую) и левую (женскую) половины. В северо-восточном углу находился камелек — примитивный очаг из жердей и бревен, обмазанных толстым слоем глины, по диагонали — почетный (юго-западный) угол. Жилые и хозяйственные помещения усадьбы якуты всегда обносили сплошной невысокой изгородью из горизонтальных жердей. Внутри усадьбы ставили резные деревянные столбы — коновязи, к которым привязывали лошадей.

Об истоках современных проблем народов Сибири и Дальнего Востока.
Сегодня необходимо поставить вопрос и о том, какую роль играли коренные народы в своей судьбе. Советская власть с самого начала заявила о стремлении сделать их субъектом исторического процесса. Эту задачу решали разными способами: созданием туземных сельских и районных Советов, национальных округов, автономных областей и республик, широко задуманной программы по коренизации местных аппаратов. Создание письменности для ряда народов, развитие системы народного образования, сети училищ и техникумов, открытие специальных факультетов и набор отдельных групп из числа в высшие учебные заведения России, наконец, создание совпартшкол для подготовки руководящих кадров на местах — все это способствовало широкому вовлечению народов в управление своими территориями. Многие их представители стали руководителями союзных и республиканских учреждений и ведомств.
Вместе с тем это не означало решения кадрового вопроса на местах. В низовых органах управления, там, где непосредственно сталкивались интересы коренного населения, переселенцев и различных ведомств, руководителей из числа местных национальностей катастрофически не хватало. Связано это было не только с их общим низким культурным уровнем. Представитель Остяко-Вогульского национального округа Доровин докладывал Х пленуму Комитета Севера: «‘.
Социально-экономические преобразования 20-30-х гг. коренных народов Сибири и Дальнего Востока проводились без учета этнических, хозяйственных, культурных особенностей народов и, как следствие, привели к неоправданным потерям не только в экономической, но и в социальной сфере.
Переход кочевых народов к оседлому образу жизни, коллективизация их хозяйств сопровождались ломкой не только жизненного уклада, но всего их мировоззрения, национального самосознания. Отказ от старого не приводил к созиданию нового — возникал и ширился нравственный вакуум, людей отрывали от их прошлого, национальных корней. Особенно болезненным стало отторжение от среды обитания, природы, нарушение шаткого экологического равновесия Севера, в котором человек занимал строго определенное место. Психологический надлом, происшедший в те годы, впоследствии отразился на всех сторонах жизни народов, привел к вырождению культуры, алкоголизму, росту преступности.

Вместе с тем нельзя отбросить и положительные моменты, которые несла социально-экономическая политика Советской власти народам Сибири и Дальнего Востока. Создание системы здравоохранения, основ охраны материнства и детства, повышение грамотности, улучшение бытовых условий, изменение социального статуса женщины объективно способствовали развитию коренных национальностей. Особенно крупные успехи к концу 30-х гг. были достигнуты якутами, бурятами, алтайцами и хакасами. Достижения малочисленных народов были скромны, но сам факт их наличия несомненен.

При оценке итогов социально-экономических преобразований у народов Сибири и Дальнего Востока необходимо учесть и такой момент. До самого недавнего времени главная задача, которая решалась в нашей стране в этой области, сводилась к выравниванию экономического, социального и культурного уровня национальностей, созданию новой исторической общности — советского народа. Та система ценностей, в которой жили советские люди в течение 70 лет советской власти, и не предполагала иного решения проблем народов края, вопрос стоял лишь о масштабах и способах их реализации.

Сегодня стало ясно, что такой путь заводил в тупик, он создавал больше проблем, чем мог разрешить. Сегодня нужно строить эту работу, исходя из системы ценностей, рожденной перестройкой. И залог тому — решение сентябрьского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС о предоставлении местным Советам исключительного права на хозяйственное освоение их территорий, создание заповедных зон в целях восстановления и сохранения мест проживания коренного населения ^, создание в марте 1990 г. Ассоциации народов Севера, активная деятельность по присоединению СССР к международной Конвенции по защите прав малочисленных народов, возрождение национального самосознания россиян.

Источник