Меню

Одежда народов россии 4 класс технология изделие



Одежда народов России

Полезная информация

В России проживают люди разных национальностей. В прежние времена люди подчёркивали национальную принадлежность особенностями одежды.

Подумаем, обсудим

Рассмотри одежду людей разных национальностей: мордва (1), калмыки (2), ненцы (3), кабардинцы (4). Какие у одежды особенности? Чем она похожа? Чем различается?

Что ты знаешь о национальной одежде своего края?

Полезная информация

Для наших предков большое значение имели головные уборы, главным образом для женщин: головной убор мог о них многое рассказать, например замужем женщина или нет, в какой губернии (крае) проживает.

Подумаем, обсудим

Рассмотри рисунки. Что ты можешь сказать об этих женщинах?

Кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня.

Рассмотри кокошники разных губерний. Чем они различаются?

Кичка — старинный русский головной убор замужней женщины (1). В разных местностях женщины носили разные кички. Интересна рогатая кичка (2). Рога коровы — знак плодородия, достатка.

Рассмотри фасоны старинных шляп. Назови их конструктивные особенности. Какими свойствами должны обладать материалы, из которых изготавливали шляпы?

Рассмотри фасоны современных головных уборов. Из каких материалов они изготовлены? Назови особенности их конструкций. Каково назначение полей шляпы и козырька бейсболки? Для чего на зимних шапках отвороты? Почему они такие?

Выполняем проектное задание

Разбейтесь на группы по 4—5 человек. Выберите национальную одежду одного из народов России.

Творческий процесс: соберите информацию (энциклопедии, Интернет) об этом народе, обсудите конструктивные особенности женского и мужского костюмов, головных уборов, подберите материалы и инструменты, используйте законы композиции.

Технологический процесс: продумайте способы выполнения каждого этапа изготовления изделия (памятка 2), составьте план работы, изготовьте фигуры в народных костюмах.

Источник

«Одежда народов России». 4 класс. Технология

Материал урока знакомит ребят с национальной одеждой народов, живущих в России. Ребята , проявив творчество , создают свой национальный костюм.

Просмотр содержимого документа
«»Одежда народов России». 4 класс. Технология»

Тема урока: Одежда народов России

Цель урока: познакомиться с основными видами одежды народов, населяющих

Задачи урока: воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину, знакомство с историей своего народа, расширение кругозора учащихся.

Межпредметные связи: история, русский язык, казахский язык.

Тип урока: комбинированный.

Наглядный – иллюстрация рисунков исторической одежды.

Методы учета и контроля – контроль со стороны учителя.

подготовка к уроку;

сообщение темы и цели урока.

1.Вступительное слово учителя. Ребята, мы живем в замечательной стране, в Республике Казахстан, просторы ее огромны и, если бы мы захотели совершить путешествие по ее территории, то оно продлилось бы очень много времени.

Что мы можем сказать о своей Республике? (Многонациональная)

— А сейчас я вам предлагаю по описанию отгадать, люди каких национальностей проживают на территории Казахстана.

1.У этого народа до сих пор популярны кушанья из теста, сваренные в кипятке: галушки, вареники (с творогом, картошкой, вишней), лапша, затирка (круто замешанное пресное тесто, растертое на мелкие кусочки и сваренное в воде или молоке). Фирменным блюдом был и остается борщ, имеющий много разных способов приготовления. А столицей государства этого народа на протя­жении многих веков является город, возникший еще в 5 веке на берегу Днепра как поселение племени полян. В 10-12 веках он превосходил размерами и чис­ленностью населения многие европейские столицы, и уже тогда славился своей великолепной архитектурой. Десятинная церковь, Софийский собор, Золотые ворота с надвратной церковью сохранились и сейчас и являются визитной кар­точкой страны. Что это за народ?

2.Этот народ – крупнейший по численности в соседнем с Казахстаном государстве, где проживает более ста двадцати миллионов его представителей. Еще полтора миллиона живут за пределами этой страны, в том числе и в Казах­стане. Традиционным занятием народа, о котором идет речь, является земле­делие. Переселенцы, появившиеся на территории Казахстана еще три столетия назад в острогах и крепостях, помимо охраны границ империи занимались еще и землепашеством, выращивали рожь, пшеницу, просо. И сейчас хлеб для этого народа – символ богатства, медведь – символ силы и справедливости, а береза является олицетворением родины. (Русские)

3.Важнейшей частью традиционного жилища (каменные дома-крепости с оборонительными башнями) этого народа, издавна живущего на Кавказе, был открытый очаг кера, игравший важную роль в культе предков, олицетворяю­щий единство семьи. (Грузины)

4.В традиционной одежде этого народа преобладает белый цвет, за что он и название нынешнее получил. Еще одна подсказка – главная еда, без которой праздничный стол у представителей этого народа – не стол, это картофель. (Белорусы)

5.Когда говорят об этом народе, прежде всего вспоминают зажигательные танцы, в которых очень ярко отражается его характер – открытый, весёлый. (Молдаване)

Читайте также:  Одежда с эффектом сауны одежда для танцев

Конечно же, это не все представители многонационального Казахстана, ведь в Республике Казахстане проживают представители более 130 национальностей.

И все эти народы живут во взаимопонимании и дружбе, понимают друг друга, помогают друг другу.

Подведение итога урока: вопросы для класса.

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Назовите основные нации, населяющие Казахстан.

3. Укажите особенности в одежде этих народов.

4. Какие ещё народы проживают на территории Казахстана?

Выставление оценок за работу на уроке.

Рефлексия

Национальная одежда казахского народа.

Источник

«Одежда народов России». 4 класс. Технология

Материал урока знакомит ребят с национальной одеждой народов, живущих в России. Ребята , проявив творчество , создают свой национальный костюм.

Просмотр содержимого документа
«»Одежда народов России». 4 класс. Технология»

Тема урока: Одежда народов России

Цель урока: познакомиться с основными видами одежды народов, населяющих

Задачи урока: воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину, знакомство с историей своего народа, расширение кругозора учащихся.

Межпредметные связи: история, русский язык, казахский язык.

Тип урока: комбинированный.

Наглядный – иллюстрация рисунков исторической одежды.

Методы учета и контроля – контроль со стороны учителя.

подготовка к уроку;

сообщение темы и цели урока.

1.Вступительное слово учителя. Ребята, мы живем в замечательной стране, в Республике Казахстан, просторы ее огромны и, если бы мы захотели совершить путешествие по ее территории, то оно продлилось бы очень много времени.

Что мы можем сказать о своей Республике? (Многонациональная)

— А сейчас я вам предлагаю по описанию отгадать, люди каких национальностей проживают на территории Казахстана.

1.У этого народа до сих пор популярны кушанья из теста, сваренные в кипятке: галушки, вареники (с творогом, картошкой, вишней), лапша, затирка (круто замешанное пресное тесто, растертое на мелкие кусочки и сваренное в воде или молоке). Фирменным блюдом был и остается борщ, имеющий много разных способов приготовления. А столицей государства этого народа на протя­жении многих веков является город, возникший еще в 5 веке на берегу Днепра как поселение племени полян. В 10-12 веках он превосходил размерами и чис­ленностью населения многие европейские столицы, и уже тогда славился своей великолепной архитектурой. Десятинная церковь, Софийский собор, Золотые ворота с надвратной церковью сохранились и сейчас и являются визитной кар­точкой страны. Что это за народ?

2.Этот народ – крупнейший по численности в соседнем с Казахстаном государстве, где проживает более ста двадцати миллионов его представителей. Еще полтора миллиона живут за пределами этой страны, в том числе и в Казах­стане. Традиционным занятием народа, о котором идет речь, является земле­делие. Переселенцы, появившиеся на территории Казахстана еще три столетия назад в острогах и крепостях, помимо охраны границ империи занимались еще и землепашеством, выращивали рожь, пшеницу, просо. И сейчас хлеб для этого народа – символ богатства, медведь – символ силы и справедливости, а береза является олицетворением родины. (Русские)

3.Важнейшей частью традиционного жилища (каменные дома-крепости с оборонительными башнями) этого народа, издавна живущего на Кавказе, был открытый очаг кера, игравший важную роль в культе предков, олицетворяю­щий единство семьи. (Грузины)

4.В традиционной одежде этого народа преобладает белый цвет, за что он и название нынешнее получил. Еще одна подсказка – главная еда, без которой праздничный стол у представителей этого народа – не стол, это картофель. (Белорусы)

5.Когда говорят об этом народе, прежде всего вспоминают зажигательные танцы, в которых очень ярко отражается его характер – открытый, весёлый. (Молдаване)

Конечно же, это не все представители многонационального Казахстана, ведь в Республике Казахстане проживают представители более 130 национальностей.

И все эти народы живут во взаимопонимании и дружбе, понимают друг друга, помогают друг другу.

Подведение итога урока: вопросы для класса.

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Назовите основные нации, населяющие Казахстан.

3. Укажите особенности в одежде этих народов.

4. Какие ещё народы проживают на территории Казахстана?

Выставление оценок за работу на уроке.

Рефлексия

Национальная одежда казахского народа.

Источник

Проектная работа по технологии «Русский народный костюм» 4 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.

Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Праздничная одежда, север России Женская праздничная одежда Рязанской и Воронежской губерний Женская праздничная одежда, Тамбовской и Курской губернии В народе русский костюм описывают так:

Читайте также:  Одежда для спорта питбуль

Пойду ль я во чисто поле –

Под красное солнце,

Под светел месяц,

Под полетные облака,

Стану я во чистом поле

На ровное место,

На главу свою кладу

Подпояшусь светлыми зорями,

Обтычуся частыми звездами,

Что вострыми стрелами –

От всякого злого недуга.

Украшения костюма Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл:

  • Слава божеству! Праздник.
  • Просьба плодородия.
  • Благодарность богу за содеянное.

Вышивка Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей, известно с давних времен. Вышивка Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты. Женский костюм

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник или занавеска, сарафан, понева, нагрудник и шушпан.

Женский костюм Рубахи и сарафаны украшались вышивкой. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки, повойники были самой невиданной формы. Очень любили на Руси душегрейки, которые надевали поверх сарафана и шили из дорогих тканей. Рубаха

Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица.

Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой,

серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Епанечка — короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.

Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили ее из дорогих тканей.

Понева — древняя одежда. Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском — гашником; ее носили только замужние женщины.

Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди.

Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.

Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева,

птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.

Женские головные уборы 1. «Сорока» с рогатой «кичкой»-Тамбовская губ., 2 пол.19в. 2. «Сорока с мохрами»-Орловская губ., 2 пол.19в.

1. Кокошник -Московская губ., 2 пол.18в. 2. «Сборник»-Вологодская губ., 2 пол.19в. 3. «Повязка»-Нижегородская губ., нач.19в. 4. «Повязка»-центр России, 18в. Женские украшения

Свадебный наряд шили задолго до торжества, так как он требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались, оберегали от злых сил и напастей символами и орнаментами,

утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство.

Свадебные головные уборы Мужской костюм

Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром.

Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки,

завязывались на талии шнурком – гашником.

Праздничная мужская одежда, Пензенской и Вологодской губерний Рубаха украшалась вышивкой Верхняя мужская одежда.

Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, зимой – овчинные нагольные шубы.

Кафтан, надевали поверх зипуна. Для его отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетеные из шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.

Самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица. На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.

Русский народный костюм в произведениях известных художников

И.А. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в кокошнике.

И.А. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в кокошнике.

Русский народный костюм в произведениях известных художников В.Е. Маковский. Крестьянка А.Г.Венецианов. На пашне. Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!

Источник

Урок технологии «Одежда народов России»
методическая разработка по технологии

Урок дан в 4 классе по УМК «Школа России», но может быть полезен и при работе с другими УМК.

Цель урока: Изготовить аппликацию народных костюмов из разнообразных материалов (ткань, бумага)

Задачи урока:

— познакомить учащихся с костюмами народов России

— закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов, отрабатывать навыки работы с тканью

-закрепить умения работать по технологической карте

Читайте также:  Как вязать одежду для игрушек амигуруми крючком

— воспитывать бережное и уважительное отношение к культурно- историческому наследию

— развивать аналитические способности.

Скачать:

Вложение Размер
Технологическая карта урока 34.9 КБ
Презентация к уроку 2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии 4 класс

УМК «Школа России»

Тема: «Одежда народов России»

Цель урока: Изготовить аппликацию народных костюмов из разнообразных материалов (ткань, бумага)

— познакомить учащихся с костюмами народов России

— закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов, отрабатывать навыки работы с тканью

-закрепить умения работать по технологической карте

— воспитывать бережное и уважительное отношение к культурно- историческому наследию

— развивать аналитические способности.

— усвоить последовательность изготовления народного костюма

— уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани

— использовать приёмы работы с тканью по шаблону

— использовать декоративные материалы для составления орнамента

— осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея

— сравнивать орнаменты костюмов народов разных национальностей

— оформлять изделия по собственному замыслу

— составлять план работы по изготовлению изделия

— контролировать и корректировать работу по плану и технологической карте

Создание условий для формирования следующих умений:

— уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

— понимать исторические традиции, положительно относиться к людям разных национальностей.

— определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,

— учиться планировать практическую деятельность на уроке;

— работать по составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, технологическую карту, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов);

— определять самостоятельно и в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

— сравнивать конструктивные и декоративные особенности национальных костюмов, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

— самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы .

— уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

— уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

— вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

— учиться выполнять предлагаемые задания в паре.

Формы работы учащихся: парная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Долгожданный дан звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

Влево, вправо повернулись

И друг другу улыбнулись.

Л : внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний

Словесный метод: слово учителя, ответы на вопросы.

Метод проблемного изложения

— Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.

О чем это стихотворение? (о родине)

— В какой стране мы живем? (в России)

— Люди, каких национальностей живут в России?

СЛАЙД 2 Мы живём в многонациональной стране и часто даже не подозреваем, насколько она богата разными народами. В начале 21 века численность жителей России оценивалась в 145 млн. человек. Около 80% составляют русские. Остальные 20 % являются представителями 180 народов, говорящих на самых разных языках. Официальное название нашей страны – РФ. Федерация в переводе с латинского «объединение, союз». Оно подчёркивает, что в состав России, помимо различных территориальных объединений, входит 21 независимая республика. В каждой, помимо русского, официально принят свой государственный язык. Обычно на нём говорит коренное население республики. Например, в Татарстане это татарский язык, в Якутии – якутский, в Мордовии – мокшанский, в республике Марий Эл – марийский. На территории республики Дагестан, помимо русского, официальными являются сразу 13 языков! Этот яркий пример подчёркивает разнообразие народов, населяющих просторы России. Каждый из них по-своему уникален. У каждого своя история, культура, обычаи, особенности национальной кухни и, конечно, свои одежды. СЛАЙД 3

Обратите внимание на выставку, организованную в классе.

Догадались, чему будет посвящен наш урок? Определите тему урока. СЛАЙД 4

(-Одежда (костюмы) народов России)

— Что мы узнаем на уроке?

(-Познакомимся с народным костюмом, узнаем о его изготовлении и украшении)

-Как вы думаете, какое изделие мы сегодня будем выполнять?

Источник