Меню

Одежда народов дагестана гаджиева



Одежда народов дагестана гаджиева

Книга посвящена традициионной одежде народов Дагестана. Систематическое описание и сравнительное историко-этнографическое исследование одежды народов Дагестана, сделанное на основании большого количества полевых материалов. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями, картами и схемами.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Материалы для одежды и техника их изготовления . . . . . . .9
1. Кустарные промыслы я развитие товарно-денежных отношений . . 9
2. Прядение и ткачество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3. Изготовление войлока и бурок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
4. Обработка кож и овчин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
5. Басонные изделия и вышивка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Глава II. Мужская одежда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
1. Нательная одежда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
2 Верхняя одежда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
3. Головные уборы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
4. Рабочая мужская одежда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
5. Одежда мальчиков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
6. Оружие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
7. Костюмные комплексы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Глава III. Обувь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
1. Шерстяная вязаная обувь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
2. Войлочная обувь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
3. Кожаная обувь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67
Глава IV. Женская одежда и украшения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .73
1. Нательная одежда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
2. Верхняя одежда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
3. Головные уборы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91
4. Одежда девочек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
5. Украшения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107
6. Обрядовая одежда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123
7. Костюмные комплексы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126
Глава V. Современная одежда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .147
Список сокращений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .150
Иллюстрации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
Список цветных иллюстраций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152

Источник

Одежда народов дагестана гаджиева

Одежда народов Дагестана — С.Ш. Гаджиева. Издательство «Наука». Москва, 1981

Книга посвящена традиционной одежде народов Дагестана. Систематическое описание и сравнительное историко-этнографическое исследование одежды народов Дагестана, сделанное на основании большого количества полевых материалов. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями, картами и схемами.

Одежда народов Северного Кавказа. XVIII— XX вв — Студенецкая Е. Н. 1989 г.

Кавказ — одна из областей мира, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью, обилием украшений. Традиционный костюм передается из поколения в поколение, по его отделке, покрою, украшениям можно определить, к какому народу принадлежит человек, носящий его. В книге прослеживается история развития народного костюма с начала XVIII в. до наших дней; разработаны вопросы типологии и классификации этого самобытного явлении культуры.

Завоевание Кавказа русскими. 1720-1860 гг.

В 1908 году была опубликована книга английским журналистом и путешественником Джоном Баддели. В 1879 году он впервые совершил поезду по нашей стране, и с тех пор его судьба была тесно связана с Россией. Автор, очевидно, проделал огромную работу и собрал информацию с фактами и воспоминаниями, как с одной, так и с другой стороны. Главы разбил по промежуткам дат, связал с событиями происходящими вокруг Кавказа, и изложил невероятно увлекательно.

Кавказское оружие (Caucasian weaponry). Каталог.

Государственный исторический музей. Собрание оружия горских народов Северо-Западного Кавказа и Дагестана. 51 фотография с описанием.

Вооруженные силы имамата горцев Северного Кавказа 1829-1859 гг.

В книге дается характеристика вооруженных сил имамата горцев Северного Кавказа (1829–1859 гг.). Опираясь на значительный массив источников, авторы рассматривают и традиционные, и подвергшиеся преобразованиям военные институты имамата, показывают, как осуществлялось руководство войсками, что представляла собой гвардия имама, наемные отряды, достигли ли успехов имамы в военных реформах, роль дезертиров и пленных российской армии, какие имелись награды и символы в армиях имамата. Книга обращена к широкой читательской аудитории: к преподавателям и студентам вузов, а также ко всем интересующимся военной историей Кавказа.

Авторы: Кругов А.И., Нечитайлов М.В. Год издания: 2016.

Источник

Книга — Одежда народов Дагестана,IX — XX В Москва, 1981 год, С.Гаджиева

Доступно: 1 шт.
Цена: 1000.00 р
Положить в корзину
Помощь: Как покупать? Задать вопрос продавцу

—>

Лот размещен: 02/04/2021 10:18:55
Предложение действительно до: 09/04/2021 10:18:55
Лот находится в городе: Уссурийск (Россия)
Доставка:
по городу: Самовывоз.
по стране и миру: Стоимость доставки по стране 300.00 р По миру 500.00 р
Сумма почтовых расходов для каждого лота индивидуальна, в зависимости от веса и пункта доставки.
Оплата: Наличные, Банковский перевод, Банковская карта.
1

4

№162832154

Здравствуйте уважаемые коллекционеры!

Книга — Одежда народов Дагестана

Издательство «Наука», Москва, 1981 год.

Тираж 4700 экз. Иллюстрации черно-белые и цветные. страниц.

внутри вклеена этнографическая карта Дагестана.

Формат — 296*220 мм

Все выставленные мною лоты являются оригиналами!

Выбранные Вами лоты объединяю, Вы платите только за одну доставку.

Доставка лотов осуществляется почтой России. Иные способы доставки оговариваются дополнительно.

Оплата лотов осуществляется в течение 3-х рабочих дней на карту Сбербанка, отправка в течение 3-4-х рабочих дней после оплаты.

Следите за моими лотами! Будет много интересного и с Рубля!

Источник

Одежда народов Дагестана. Историко-этнографический атлас

Булатова А.Г., Гаджиева С.Ш., Сергеева Г.А.

Работа представляет фундаментальное историко-этнографическое исследование одежды народов многонационального Дагестана с применением методов этнического картографирования. В научный оборот впервые вводятся оригинальные этнографические и карты, составленные на три исторических периода (вторая половина IX — начало XX вв., 1930-е и 1960 — 1970 гг.), которые детально отражают процесс развития одного из основных элементов традиционной материальной культуры — одежды (мужская, женская, обувь, украшения). Имеющийся в работе текст дает сведения о составе одежды народов Дагестана, ее этнических и локальных особенностях. Текстовым комментарием снабжены и карты (легенды к ним). На основе систематизации и анализа большого фактологического материала, собранного авторами за многие годы, разработана и аргументирована типология одежды, нашедшая наглядное отражение при составлении 68 этнографических и 3 вводных карт, многочисленных типологических таблиц, характеризующих как этнокультурную специфику костюма отдельных народов Дагестана, так и общерегиональные его черты. Книга рассчитана на этнографов, историков, картографов, искусствоведов и художников-модельеров.

Использование материалов ЭБ РФФИ

Воспроизведение материалов из ЭБ в любой форме требует письменного разрешения РФФИ. Пользователи вправе в индивидуальном порядке использовать материалы, находящиеся на сайте РФФИ, для некоммерческого использования.

Пользователь обязуется не осуществлять (и не пытаться получить) доступ к каким-либо материалам ЭБ иным способом, кроме как через интерфейс Сайта.

Пользователь обязуется не воспроизводить, не дублировать, не копировать, не продавать, не осуществлять торговые операции и не перепродавать материалы ЭБ для каких-либо целей.

Другие произведения в разделе:

Название Автор Рубрика Номер гранта Текст
1 From Space to Man. Short stories about Russian scientists’ researches supported by RFBR grants Лосовская Е.
и др.
естественнонаучные методы исследований в гуманитарных науках нет данных
2 Ioffe Institute 1918-1998. Development and Research Activities Дьяков Б.Б. естественнонаучные методы исследований в гуманитарных науках 98-02-30075
3 Агрофизические основы и методы регулирования гидротермического режима почв (на примере Алтайского края) Горяев В.Е. естественнонаучные методы исследований в гуманитарных науках 02-05-78044
4 Агроэкологическое состояние черноземов ЦЧО Щербаков А.П.
и др.
естественнонаучные методы исследований в гуманитарных науках нет данных
5 Азы математической демографии Староверов О.В. естественнонаучные методы исследований в гуманитарных науках 97-06-87038
  • Книги, изданные при поддержке РФФИ
  • Вестник РФФИ, издание на русском языке
  • Вестник РФФИ, издание на английском языке
  • Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки
  • Научно-популярные статьи и фотоматериалы
  • Аннотированные отчеты по проектам РФФИ

© 1992–2021, Российский фонд фундаментальных исследований

Россия, 119334, Москва, Ленинский проспект, 32а, 20-21 этаж
Телефон для справок: +7 (499) 941-01-15

Источник

Одежда народов дагестана гаджиева

Среди хозяйственных занятий населения союза Ункратль в исследуемое время заметное место занимали кустарные промыслы, достигавшие довольно высокой производительности. В их числе было и портняжное дело, обеспечивавшее горцев основным комплексом традиционной одежды.

Основные материалы для изготовления одежды у ункратлинцев были связаны с животноводством (шерсть, овчина, кожа). Из шерсти делали сукно, нитки, войлок для обуви, шерстяные носки и специальную зимнюю обувь. Из овчин изготовляли шубы, папахи, куртки, безрукавки, штаны (брюки). Кожа в основном служила материалом для обуви.

Шили ункратлинцы одежду обычно из акушипского и ка-ратинского сукна, пользовавшегося большой славой в то время по всему Дагестану. Особой популярностью и большим спросом пользовались ткани, называемые «харай», «дарай», «забаф». Они имели вид плотных парчовых тканей, в большинстве вышитых золотыми, серебряными нитями, и в основном шли на изготовление женских свадебных нарядов состоятельных ункратлинцев. Наряду с дорогими парчовыми тканями со второй половины XIX в. торговцы привозили и дешевые материалы: бязь, ситец, полотно и другие ткани, доступные широким слоям населения Ункратля.

Одежду шили и сами хозяйки, и портнихи, которые имелись в каждом селении.

Названия, связанные с шитьем, у ункратлинцев представлены терминами: «лъутIи»- — кройка; «букъи» — шитье; «суртIа хел» — наперсток; «рукIкIен» — иголка; «тIагъди» («кун») — шерстяная нитка; «кIвекь мах» — ножницы.

Мужская одежда ункратлинцев состояла из следующих основных предметов: нижней рубахи (горде), штанов (тIажу), гужгата, черкески и папахи.

Нательнал рубаха — горде была туникообразного покроя и шилась из целого куска материала. Вначале их изготавливали из домотканого льняного холста, из полотна или бязи, одноцветного ситца, сатина 148 . Вместо пуговиц привешивались круглые «пуговки» из плетеного шнура.

Основным материалом для шитья штанов служило домотканое сукно. Зимние штаны шили из обработанных и постриженных овчин шерстью внутрь. Штаны обычно были свободными, широкими вверху и суживающимися книзу.

Поверх «горде» мужчины носили «гужгат». Его шили из темных плотных тканей и домотканого сукна, на подкладке. Гужгат начинали носить с 8-10-летнего возраста. Летом гужгат носили без черкески с подпоясанным кинжалом.

Поверх гужгата носили черкеску («чуха») общекавказского типа. Шили черкеску из черного или коричневого сукна («сугъур»), которое изготовляли в селениях Карата и Ботлих. Черкеску шили значительно длиннее, нежели гужгат. По обеим сторонам груди черкески пришивались карманы, куда вставляли газыри. Черкеску обязательно перетягивали узким поясом с серебряными накладками-пластинками и подвесками. К поясу прикреплялся кинжал («ханжар»). Нарядность черкески и пышность ее украшений зависела от состоятельности хозяина. Богатые нарядные черкески в селениях имелись лишь у немногих. Часто бедные горцы на праздники и торжественные случаи брали черкески друг у друга.

Зимней одеждой для мужчин служили овчинные шубы разных фасонов, надеваемые с рукавами и просто накидные. Овчинные шубы с откидными воротниками имели форму пелерины, доходящей почти до половины спины. Их в основном кроили и шили сельские мастерицы. Также зимней одеждой для мужчин служили безрукавки («къвалал гьечI) из лучших овчинных шкур. Верхней одеждой, особенно для всадников и чабанов, защищавшей их от холода и дождя, служила бурка (буртика) — традиционная одежда почти всех кавказских народов.

Основным головным убором мужчин была овчинная папаха. Их шили из овчин с густой шерстью и с завитками. Также широко бытовали папахи из черного, коричневого или серого каракуля. Каракулевые — имели лишь богатые, бедные же довольствовались овчинными папахами. Хорошая каракулевая папаха ценилась довольно дорого, стоимость ее доходила от одной до двух коров, ее брали напрокат, когда какой-либо сельчанин отправлялся в гости или на свадьбу.

В Дагестане издревле существовал культ головного убора как женского, так и мужского. Снять с кого-либо шапку означало нанести смертельную обиду. Если горец снимал папаху и ударял ею о землю, это означало, что он готов на крайние меры; женщина, бросившая свой платок между насмерть схватившимися мужчинами, могла сразу же остановить их, предотвратив смертельный исход схватки. Если человек снял папаху и попросит что-нибудь, считалось неприличным отказать ему в просьбе. Таким образом, символом чести и достоинства мужчин была папаха.

Мужчины также носили башлыки. Шились они из белого, черного, коричневого сукна. К ним пришивался темляк или тесьма с кистью на кончике.

У ункратлинцев имелась и разнообразная обувь (домашняя, зимняя, летняя). Общее название обуви «хьитал». Мужчины носили обувь: «хурхи хьитал», «бурти хьитал», «попой хьитал», «махIси», «мачуял», «занглал» и т. д. Наиболее распространена была обувь из сыромятины («хьвацIи хьитал»). Ее обычно делали из цельного куска воловьей кожи, обшивали кожаными нитками, внутри застилали соломой или мягкой травой и надевали на толстые шерстяные носки, сверху опуская на них войлочные (или кожаные) ноговицы. Домашней обувью служили сделанные без задников «пашмакъал» (тапочки). В качестве подошвы в прошлом использовали дерево, войлок, кожу. С конца XIX в. распространенной обувью у мужчин стали сапоги («чакмаял»). Ноговицы обычно делали из мягкой кожи, над икрами затягивали ремешками. Чувяки для ноговиц шили с мягкой подошвой (под калоши) и с толстой подошвой (для ношения без калош). Зимней обувью служили утепленные кавказские валенки, изготовленные из шерсти («бурти хьитал»).

Таким образом, мужской костюм ункратлинцев имел много общего с мужским национальным костюмом чамалинца, багулала, хваршинца, дидойца. Общекавказским элементом в мужском костюме являлись черкеска, гужгат, папаха, бурка, пояс и кинжал.

Женская одежда отличалась большим разнообразием и богатством украшений. Если мужской костюм мало чем отличался от костюма других народов Кавказа, то женский костюм настолько локален, что почти каждое общество союза имеет свои специфические особенности в покрое и ношении одежды. Поэтому аварцы прежде по женскому костюму, особенно по головному убору («чухтIу»), определяли принадлежность женщины к тому или иному сельскому обществу 149 .

Женская одежда состояла из нательной рубахи — «горде», платья — «горде», штанов — «тIажу», из верхней одежды — безрукавки («къвалал гьечI»), шубы — «тIимугь», а также из головного убора — «чухтIу» и различных фасонов обуви.

Платье («горде») шилось в основном из легких тканей: ситца, сатина, бязи, а нарядное — из более дорогих парчовых тканей: зарбаб, харай, дарай 150 . Эти платья имеют длинные рукава и разрез на груди, застегивающийся плетеными пуговицами. Пожилые женщины носили горде из темных тканей, молодые — из более светлых. Талию опоясывали красным сукном. В старину горде шили из грубого домотканого полотна, бязи.

Кроме рубах и платьев, женщины-ункратл инки носили шаровары. В старину их изготовляли без подкладки из домотканого полотна, а с появлением фабричных тканей шаровары начали шить из сатина, бязи, ситца.

Головные уборы («чухтIу») делались из плотного сукна. Они, несмотря на свое многообразие по форме в основном представляют собой чепец для головы и мешочек для кос, пришитые друг к другу. В прошлом почти каждое общество имело свои только ему присущие головные уборы («чухтIу»).

Головной убор не ограничивается «чухтIой». Традиционным является также национальный платок — «мучIу» («кIатIали»), который надевается поверх «чухтIу». Его делали из тонкого сатина, ситца, темных шелковых тканей.

Зимой верхней одеждой женщин служили овчинные безрукавки («къвалал гьечI») и шубы («тIимугъ»). Их женщины носили поверх платьев. Безрукавки шили в основном из плотных темных тканей и подбивали тонким слоем шерсти или шили из обработанной овечьей шкуры. Шубы («тIимугь»), с ложными рукавами и без рукавов, носили внакидку.

Обувью ункратлинских женщин служили «махIцал» с мягкой подошвой, «мачуял» с твердой подошвой, войлочные «буртихъушал», вязаные «хьитал», деревянные колодки («цIулал хьитал»). В основном же женщины носили «зангал», легкую кожаную обувь. Они шились наподобие «мачуял», но с голенищами. Во время полевых работ женщины, как и мужчины, носили «омохьитал» из сыромятной кожи без подкладки и без подошвы с загнутым кверху носком.

Женщины селений Митрада, Н. Хваршины, В. Хваршины и Сихалах носили узорчатую обувь с резко загнутым вверх и внутрь носком, связанную из толстых прочных шерстяных ниток.

С конца XIX в. к ункратлинцам стала проникать фабричная обувь (ботинки, сапоги, калоши). Разумеется, она была достоянием более состоятельных ункратлинцев, а остальные носили обувь кустарного (местного) производства.

Ункратлинки носили разнообразные украшения, такие как серьги («килькIал»), бусы («махал»), кольца («баргьеч»), браслеты («курхьен»). Зачастую бусы (стеклянные, янтарные, деревянные, металлические) носили вперемежку с серебряными монетами (главным образом, грузинскими, а с конца XIX в. российскими).

Особое место в женских украшениях ункратлинок занимают нагрудные украшения. Они были богаты по форме, орнаменту и сложны по технике изготовления. Эти украшения делались в основном из серебра местными мастерами.

На руках ункратлинки носили серебряные и медные кольца и браслеты. Кольца носили почти на всех пальцах. Браслеты были самых разнообразных форм, из серебра, меди, с камнями, с застежкой и без застежки и др.

В прошлом у ункратлинцев существовала специальная детская одежда, и неотъемлемой принадлежностью ее были пришиваемые к ней украшения — обереги: перья и когти различных птиц (филина), кости зверей (волка) — им придавали магическое значение. Из кости петуха делали кресты и пришивали к верхней одежде. Также к одежде ребенка пришивали матерчатые талисманы (треугольные), с помещенными в них религиозными текстами, написанными муллами на арабском языке. Считалось, что свинцовая пришивная пластинка в форме руки защищает от болезней и недугов. Применение у аварцев в качестве детских оберегов всевозможных металлических подвесок, монет и прочих металлических украшений, вероятно, является следствием существовавшего некогда культа железа почти у всех народов Кавказа 151 .

До пяти — шести месяцев на младенцев почти ничего не надевали, их носили в пеленках и завернутыми в овечьи шкуры. По истечении этого времени им шили рубашки («горде») и вязали шерстяные носки.

С двухлетнего возраста, учитывая пол ребенка, ему готовили одежду. Девочке шили платье («горде») туникообразного покроя с длинными рукавами и «чухтIу». Детское «чухтIу» украшали тесьмой. Поверх «чухтIу» надевали платок («чIимчIо»).

Мальчику этого возраста шили «горде» (рубашку), «тIажу» (штаны) и «гужгат» (пиджак). На голову мальчика надевали папаху и шапочку («такъи»); на ногах носили шерстяные носки и шерстяную обувь («хьитал»). Верхней одеждой детям служили овчинные шубки. С семи лет дети носили такую же обувь, что и взрослые.

Свадебная одежда ункратлинцев в основном отличалась от повседневной пышностью и нарядностью. Мужчина на время свадьбы надевал нательную рубаху («горде»), поверх ее надевал гужгат из темно-синего сукна. Свадебная черкеска, надеваемая поверх гужгата, особенно отличалась своей праздничностью. Ее шили из лучшего каратинского сукна («сугъура») коричневого цвета. Газыри этой черкески делались по восемь штук на каждой стороне. Черкеску перетягивали узким поясом с чеканными серебряными пластинками и подвесками. На голову жених надевал каракулевую или овчинную папаху, на ноги — «махIцал» или «мачуял» с голенищами. Нарядность костюма и богатство украшений зависели от состоятельности жениха.

Традиционный свадебный костюм невесты состоял из двух — трех платьев-рубах («горде»), пары шаровар («тIажу»), головного убора («чухтIу»), нескольких платков и обуви. «ЧухтIу»- шили из нарядного шелка, украшали вышивкой. На ноги надевали сафьяновые сапожки с длинными или укороченными голенищами, без каблуков. Невеста носила серьги, кольца, браслеты, бусы и другие украшения.

Траур соблюдали в зависимости от возраста и родства человека. Во время похорон все присутствующие одевались в черное. Траур держали от сорока дней до года. Близкая родственница покойного надевала траурную одежду наизнанку и снимала с себя все украшения. Таким образом, по случаю траура свое чувство скорби выражали действиями, противоположными естественным и полезным при нормальном образе жизни 152 .

Ношение черной одежды и снятие украшений во время траура было принято у всех народов Кавказа. Мужчины, близкие родственники, как принято у всех народов Дагестана, оставляли бороду в течение сорока дней.

Назад «,»>»,$forum_url); $forum_url = str_replace(«\»»,»»»,$forum_url); ?> Обсуждение данной публикации в форуме —>

Источник

Читайте также:  Плечики для одежды старинные