Меню

Одежда малочисленных народов дальнего востока



Х.1. Костюмы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Сибирь и Север образуют историко-этнографическую область России, за­нимающую огромное пространство от Уральских гор на западе до Чукотки, Камчатки и острова Сахалин на востоке. На Севере живут небольшие группы народов, так называемые малые народы Севера. Самые многочисленные из них ненцы (34,2 тыс. чел.) и эвенки (299 тыс. чел.); затем идут чукчи, ханты, манси, коряки и др. Некоторые из них очень малочисленны, например эски­мосы (1,7 тыс. чел.). Наиболее многочисленными народами, населяющими Сибирь, являются буряты, живущие в Забайкалье, и якуты.

Традиционная одежда народов Сибири и Севера тесно связана с природой и их хозяйственной деятельностью. Суровые условия жизни способствовали появлению особых видов одежды, которые максимально приспособлены к жизни в тех районах.

Выбор материала для одежды обусловлен родом занятий: оленеводы шьют одежду из шкур оленей, охотники — из шкур добываемых ими животных или птиц; народы, живущие в бассейне крупных рек, выделывают кожу рыб; ско­товоды — овчину; охотники на морского зверя обрабатывают шкуры и кишки морских животных.

Покрой одежды также зависит от природных условий и хозяйственной дея­тельности. Всю одежду можно разделить на две группы: глухого покроя, наде­вающуюся через голову (рис. Х.1), и распашную, имеющую спереди разрез (рис. Х.2). Одежда глухого покроя характерна для народов, занимающихся охо­той на морского зверя, а также оленеводством.

Костюм чукчей, эскимосов и коряков. Представители этих народностей носят одежду глухого покроя. Вся одежда делается двойной: нижняя — мехом внутрь, верхняя — мехом наружу.

Мужчины носили меховые штаны длиной до щиколоток, внизу штаны стя­гивались и завязывались при помощи ровдужных (ровдуга — оленья замша) ремешков поверх обуви, чтобы снег не попадал внутрь.

Покрой плечевой одежды очень прост: рукава, широкие в пройме, сужают­ся к кистям рук, как в рубахе.

Верхняя одежда, которая называлась кухлянкой, была шире нижней и ко­роче. Внизу можно было видеть край нижней рубашки, мездра которой окра­шивалась в оранжевый цвет отваром ольхи.

Женская кухлянка была длинной, в нижней части — широкой (из клиньев) и имела капюшон, скроенный вместе с рукавами (рис. Х.З). Кроме того, жен-

щины носили меховой комбинезон длиной до колена. Он имел глубокий вырез и надевался через ворот; вырез горловины отделывался собачьим мехом и за­вязывался кожаными ремешками (рис. Х.4).

Поверх меховой одежды и мужчины, и женщины надевали камлейку (чехол на меховую одежду). Камлейка делалась из ровдуги (замши) или привозных хлопчатобумажных тканей. Береговые жители делали камлейку из нерпичьих кишок и надевали ее при выходе в море или в непогоду как непромокаемый плащ.

У эскимосов бытовала одежда из птичьих перьев (рис. Х.5).

Обувь у мужчин и женщин была сезонной. Зимой носили обувь из оленьих камусов (камус — мех с ноги оленя, очень прочный и красивый). По обеим сторо­нам камуса пришивали ремешки из ровдуги, которые завязывались спереди. Ле­том носили обувь из продымленных нерпичьих шкур. Мужская обувь была корот­кой, женская — длиной до колена. Называлась такая обувь торбаса (рис. Х.6).

На голове носили двойные меховые капоры.

Одежду, обувь и головные уборы украшали вышивкой, мозаикой из темно­го и светлого меха. Розетки — излюбленные орнаментальные формы (рис. Х.7). Они имеют вид крупных или мелких кружков, зубчатых колес. Техника испол­нения розеток разнообразна. Чаще всего это аппликация из белой кожи на темной и наоборот или вышивка цветными нитками либо белым подшейным волосом оленя. Розетки сочетались с продернутыми через разрезы в коже узки­ми ремешками.

Большого мастерства достигли чукчи и коряки в украшении одежды мехо­вой мозаикой. Подбирались кусочки из темного и белого меха и соединялись в геометрические узоры (рис. Х.8). Мех подбирался не только по цвету, но и по направлению ворса. У коряков на опуване (нижняя оборка на одежде) приме­нялся не только геометрический, но и зооморфный орнамент. Чаще всего изо­бражали оленей (рис. Х.9).

Костюм эвенков. Эвенки, как мужчины, так и женщины, носили распаш­ную одежду, напоминающую кафтан (рис. Х.10, Х.11). Она отличалась удиви­тельной стройностью и даже изысканностью. Под меховой уличной одеждой

носили короткий, плотно облегающий грудь, спину и плечи кафтан из ровду­ги, отороченной по подолу и плечам длинноворсовым мехом и расшитый по вороту, рукавам и подолу цветным бисером. Кафтан, как фрак, сзади заканчи­вался мысом (рис. X. 11). Между передними полами, сходящимися встык и скреп­ленными ровдужными завязками, был виден нарядный, расшитый бисером ровдужный нагрудник, предохраняющий грудь и живот от холода. Нагрудник завязывался на шее ровдужными ремешками. У мужчин он заканчивался внизу мысом, у женщин низ был ровным. Кафтан подпоясывался широким ровдуж-ным поясом, обильно расшитым цветным бисером, к которому мужчины при­крепляли нож, женщины — принадлежности для шитья.

Вместо белья носили натазники (короткие кожаные штаны). На ноги наде­вали высокие, до бедер, меховые расшитые бисером торбоса, на голову — шапку-капор из меха выдры или росомахи.

Эвенки относятся к тем группам народов, которые украшали одежду бисе­ром. Не всякий бисер подходил к суровым условиям и выдерживал температу­ру ниже 50 °С мороза. Стеклянный бисер лопался и опадал с одежды, выдержи­вал морозы китайский бисер — из фарфора и индийский — из морских рако­вин. Более древние бусины выполнялись из кости.

Бисер нашивался на сукно (рис. Х.12) на некотором расстоянии друг от друга. Четко соблюдался ритм рисунка. Предпочитались желтый, зеленый, крас­ный, а также белый и черный цвета. Для усиления нарядности в вышивку

вводились полоски цветной ткани. Следует отметить прекрасное цветовое ре­шение одежды эвенков. Очень декоративна одежда шамана (рис. Х.13).

Костюм якутов. Якуты живут на севере Восточной Сибири между реками Леной и Индигиркой.

Особенностью и мужского, и женского якутского костюма был крой одеж­ды: распашная с отрезной спинкой, прилегающей в талии и имеющей от та­лии до подола разрез, к краям которого пришивались полосы цветного сукна. Широкие в проймах рукава этой верхней одежды закладывали на плечах в складки. Нательной одеждой служили короткие кожаные штаны — натазники, к которым надевались кожаные ноговицы и меховой набрюшник. Верхнюю одежду бедняки шили из конской или коровьей кожи шерстью внутрь, а бога­тые якуты — из дорогого меха, покрытого ровдугой.

Зимней обувью служили высокие сапоги из оленьей или конской шкуры шерстью наружу. Летние сапоги делались из мягкой кожи. Материал и покрой одежды обусловлен был родом занятий — скотоводством.

В праздничный костюм якутской женщины обязательно входила шуба или камзол в сочетании с высокой меховой шапкой и металлическими украшения­ми. Якутки носили ожерелья типа гривны и головные украшения со свисающи­ми на грудь и спину цепочками, а также широкие браслеты, массивные серьги.

Важной принадлежностью якутского костюма, как женского, так и муж­ского, был ременный пояс, отделанный гравированными пластинами. К поясу

обычно прикреплялись мелкие предметы обихода: сумочки, игольница, но­жички, огниво и т.д. Борта верхней одежды отделывались мехом, к ним подве­шивались колокольчики, бубенчики, гирьки.

Костюм народов, населяющих низовья Амура и остров Сахалин. Эти народы в основном занимались рыболовством и охотой. Ими была создана особая куль­тура обработки рыбьей кожи.

Читайте также:  Что такое балдахин одежда

У мужчин и женщин основной одеждой были халаты из рыбьей кожи типа кимоно, часто запахивающиеся слева направо (рис. Х.14, Х.15). Украшением служили аппликации из кожи и вышивка цветными нитками, располагавшая­ся по вороту, верхней части левой полы и главным образом на спине. Орна­мент был геометрический, криволинейный и спиралевидный. Кожу для ап­пликаций окрашивали естественными красителями в синий, черный и крас­ный цвета, наклеивали и нашивали на основу тончайшими швами мелкими стежками. Уже с конца XIX в. эти народы широко использовали для изготовле­ния одежды покупную ткань, богато украшая ее вышивкой.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое кухлянка?

2.Какую форму имел комбинезон у чукотских женщин?

3.Назовите особенности костюмов эвенков.

4.Чем отличались мужские торбаса от женских?

5.Назовите виды орнамента, используемые в одежде народов Севера и Сибири.

Источник

Консультация на тему:»Особенности национальной одежды и костюмов коренных жителей Севера и Дальнего Востока»
консультация по теме

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word.docx 22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Обращаясь к истории освоения и заселения Дальнего Востока, русские мореплаватели и первопроходцы столкнулись с новой, первобытной культурой местного населения.

На просторах современного Крайнего Северо-Востока среди множества национальностей живут коренные народы Севера – якуты, эвены, камчадалы, юкагиры, коряки и многие другие.

Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е. культуру. Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков и тысячелетий. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.

Освоение региона и активные контакты русских переселенцев с местным аборигенным населением привели к складыванию в северной части Охотского побережья этнических групп, известных как русское старожильное население.

Охотское побережье стало местом смешения оседлых и кочевых народов Севера, а так же русского старожильческого населения. Доподлинно известно, что в 1639г. отряд казаков во главе с атаманом Иваном Москвитиным вышел на берег Охотского моря и основал первое русское поселение .

Культура каждой народности складывалась веками, но отражение эстетики, мировоззрения и характера народа можно найти в особенностях национальной одежды её цветовом и орнаментальном решении.

Так на примере одного из древних тунгусо-маньчжурских народов Сибири – ламутов – он разделился на эвенов и эвенков. В.А. Туголуков писал, что «эвены и эвенки являются в прошлом единым таежным народом», а по С.К. Патканову, «физическое и культурное единство объясняется наличием общих генетических корней этих этносов. Вместе с тем, культурные различия эвенков и эвенов, возникшие в ходе влияния на последних культур аборигенных этносов Восточной Сибири, позволяют говорить о самобытности эвенской культуры, прослеживавшейся уже во время прихода в Восточную Сибирь русских».

Одним из результатов этнических процессов является расселение эвенов в настоящее время небольшими группами по северным местам Якутии, Хабаровского края, Камчатской и Магаданской областей. Так по численности представителей коренных малочисленных народов Севера в Магаданской обл. по состоянию на 1.01.2014 проживает всего ок.5000 человек, из них 1490 в Магадане.

Если песни, танцы – это душа народа, то национальный костюм – это его лицо
Национальный наряд эвенов существует многие сотни лет. Их одежда на вид очень проста, и вместе с тем она очень сложна. За ее простотой – уникальный крой и веками отшлифованная технология шитья и обработки материалов. При изготовлении одежды, кроме меха пушных и морских зверей, используют шкурки птиц, кожу рыб, китовый ус и другие необычные материалы.

Труд по производству предметов хозяйства и быта, и их декоративной отделке был строго разделен: мужчины занимались изготовлением изделий из кости, дерева, камня и металла, а женщины обрабатывали шкуры, выделывали ровдугу и покрывали выполненные из этих материалов вещи орнаментом.

Эвены до сих пор сохранили особенности своей традиционной одежды – распашной кафтан с нагрудником. Здесь следует иметь в виду то, что при расселении и передвижении эвенов по Восточной Сибири костюм изменялся под воздействием определенных этнокультурных и природных воздействий. Самым заметным в этом плане является использование эвенами северной части Охотского моря, Чукотки и Камчатки чукотско-корякской одежды. Если там женщины некоторых групп эвенов продолжали носить распашную одежду обще-тунгусского типа, то мужчины почти полностью перешли к использованию глухих кухлянок и камлеек. В распространении глухой одежды среди эвенов повлияли природно-климатические условия тундровой зоны. Т.е. общее сходство в данном элементе между чукчами, коряками и эвенами объясняются лишь одинаковыми условиями существования, в то время как в ряде решающих деталей между ними нет ничего общего.

Наличие глухого типа одежды наблюдается и у эвенов тундровой зоны Якутии, Колымы. По этнографическим сведениям, до прихода тунгусских племен на территорию Якутии древне-юкагирские племена носили глухую плечевую одежду. Эта одежда длительное время, вплоть до середины XX в.. в сочетании с распашной одеждой тунгусского типа составляла в гардеробе лесных юкагиров единый комплект. Некоторым группам эвенов, как и юкагирам, было известно одновременное использование двух типов плечевой одежды. Так, нижне-колымские эвены под зимнюю кухашку и эвенский кафтан носили глухую рубашку из летней шкуры оленя ( илкади тэти, илкан – самоназвание эвенов Нижнеколымского района). Использование двух типов плечевой одежды может свидетельствовать о присутствии двух компонентов в национальной культуре: глухая одежда присуще северному компоненту, распашная – южному. Кроме одежды эвены и юкагиры имеют много сходств и в других областях материальной и духовной культуры, которые, возможно, объясняются близким генетическим родством между этими народами.

Мужская одежда долган ( мукаалкан) тяготела к эвенской традиционной одежде – была распашной.

В зависимости от того, какие народы проживали рядом с той или иной группой эвенов, в украшении последних преобладал какой-то определенный материал, например бисер ярких оттенков – там, где эвены соприкасались с эвенками и юкагирами, кожа.

Способы декоративной отделки у народов Севера необычайно разнообразны и технически довольно сложны. Кожа – один из древнейших и широко распространенных на Севере материалов для шитья пологов, одежды, сумок и других предметов быта. По коже нерпы, оленьей замши и т.д. накладывали другой материал – та же кожа, но другого цвета, олений волос, нитки, бисер, ткань.

Технические приемы вышивки у северных мастериц весьма своеобразны. Обычно олений волос, бисер и нитки не пропускаются через кожу (основу), а только накладываются различными способами на неё и прихватываются сухожильными нитками.

Наиболее распространенные технические приемы это — переплетение различно окрашенных ремешков, пропускание узких ремешков через прорези в коже, аппликация кожей по по коже или меху, а иногда(у чукчей) по ткани, обмотка накладного кожаного ремешка более узкой полоской кожи, меховой мозаикой(стачивание) кусочков различно окрашенной кожи или меха . Украшаются предметы быта и комбинированным швом, при котором олений волос пропускается через кожаные петли.

У всех народов Северо-Востока очень распространена вышивка бисером.Свою меховую одежду они издавна украшали костяными шариками, трубочками, кружочками, их иногда даже подкрашивали. С появлением на Севере скупщиков пушнины, распространился бисер. Рисунки для бисерных украшений мастерицы придумывали сами.

Особенно интересные узоры создают вышивальщицы – эвенки. Широко применяют различные меховые и бисерные опушки. Кроме того, применяются для украшения различного рода кисточки из меха, ниток, ровдуги, крашенного волоса нерпы .

Юкагиры и якуты вырезают узоры из оленьего меха и вышивают сухожильными нитками. Среди узоров преобладают ромбы, зигзаги, прямоугольники, квадраты, полосы и треугольники. Эвены отдают предпочтение узким полосам орнамента, располагая их зонально, таких полосок может быть до 30 штук. Излюбленный прием украшения кафтанов у эвенов Магаданской области и Якутии — широкая кайма бисера в виде сплошного поля с геометрическими мотивами. Обычно орнамент состоит из квадратиков(темных и светлых), прямоугольников и полос. В эти орнаменты входят так же и концентрические круги. В основе колористической гаммы — белый, черный, синий и голубой цвет.Одним из видов украшений являются крупные металлические бляшки, располагающиеся отдельными поясами . Если учесть, что вышивальщицы пользуются различными материалами яркими по цвету, то можно понять на сколько красива и разнообразно орнаментальное декорирование предметов быта эвенов.

Обувь эвенов различается по материалу и способам украшения в зависимости от назначения, времени года и региональных особенностей. Так, возникшая в свое время вышивка цветными нитками, особенно характерная для эвенов Ольского района Магаданской области, встречается и у других локальных групп, имеющих контакты с чукотским населением.

Как видим в орнаменте преобладают строго геометрические мотивы, ясные по структуре и по форме, но сложные по своей композиции.

Что же касается растительного орнамента, то он появился благодаря взаимодействию и адаптации разных этнических культур. Знакомство с русским и украинским народным искусством привело к тому, что мастерицы стали переносить на одежду, сумки и другие предметы изображения цветов, побегов, листьев. При этом выполняли они их, и сейчас выполняют в своей технике, к которой лишь добавилось шитье в виде глади.

Анализируя орнаменты юкагиров, чукчей и эвенов, можно видеть, что композиция их имеет устоявшийся характер, связанный с мифологией народа. Это полосы по подолу и краям одежды, по воротнику и низу рукавов. Такие же полосы встречаются на перчатках, торбасах (обуви),сумках. Вышивка по данным элементам одежды служила защитой от проникновения злых духов в одежду и тело человека. Орнамент в одежде обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество ).

Такое обрамление одежды обуславливается космогоническим представлением аборигенов об устройстве мироздания. Они сводились к делению вселенной на средний, нижний и верхний миры. Верхний мир — мир небожителей — олицетворяли через круглые бисерные розетки или металлический круг «солнце»: их можно найти на головных уборах и нагрудных украшениях. Средний мир — мир людей — через лирообразный орнамент (женское начало) обозначался в силуэте и декоре плечевых изделий, металлических украшений и рукавиц. И, наконец, нижний мир — мир злых духов — передавали через вышивку обуви на тему «древо жизни», корнями уходящее в землю, возможно, отражая зависимость жизни на земле от нижнего мира. Поскольку, по представлениям коренного населения, с самого рождения и до кончины человек подвергался нападению злых духов, его надлежало оберегать на протяжении всей жизни. Для этого использовались разнообразные амулеты-охранители и тотемы.

Одежда – ценнейший источник для изучения истории народа. Материал, покрой, орнаментация, ярко характеризует национальную культуру.

Так, искусство орнаментовки вещей наиболее древний вид декоративно-прикладного искусства коренных народов Севера. Оно сложилось очень давно, на основе хозяйственной деятельности. За столетия орнаменты претерпели изменения, одни узоры совсем прекратили свое существование, другие изменили свою первоначальную форму и даже свое значение. Но многие элементы узоров сохранились до наших дней .

Соприкосновение с культурой других народов разнообразило композиционные возможности оформления того или иного предмета.

Суровые природные условия Севера сформировали совершенно особое мировоззрение, быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры, объединившей человека и его среду в единое неразрывное целое. У народов, связанных единым происхождением, общими природными условиями, всегда есть много общего в укладе жизни…. А древние традиции — это своеобразный источник знания истории и культуры любого народа…

  1. Тимашева Л.Е. Орнамент народов крайнего севера. – Магадан, 1972.
  2. Н.М.Калашникова. Г.А.Плужникова. Одежда народов СССР. М.: Изд-во «Планета», 1990

Управление образования администрации г. Хабаровска

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 33

Консультация на тему:

«Особенности национальной одежды и костюмов коренных жителей Севера и Дальнего Востока»

Источник

Нанайцы — коренной народ Дальнего Востока

Нанайцы являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. Народность принадлежит к носителям антропологического байкальского типа, с небольшой примесью китайского северного антропологического компонента. Всего в мире около 16 000 нанайцев.

Где живут

Нанайцы проживают на территории Китая и России вдоль берегов реки Амур и ее притоков Сунгари и Уссури, в Сахалинской области, в Приморском и Хабаровском крае.

Название

Этноним «нанай» состоит из двух частей: «на» переводится как земля, и «най», что означает человек. Вместе название народности означает земляной человек или человек земли. Ранее русские и европейцы называли нанайцев гольдами, тазами и ходзенами. В Китае народ называют хэчже и хэцзен.

Внешность

Одежда

Обувь и одежду нанайцы изготавливали из волокон крапивы и конопли, рыбьей кожи, шкур животных. Для нарядной одежды использовали шелк и парчу. Повседневные вещи шили из простых тканей.

Традиционная одежда этого народа состоит из штанов, халата кимонообразной формы с запахом на правую сторону, невысокой обуви и наговиц. Повседневная одежда состоит из нижнего и верхнего белья: рубашка энгэрэдэ, штаны пэру, наговицы гаро, обуви и головного убора. В качестве верхней одежды носили халат с подкладкой и без, зимний халат с ватной подкладкой. Мужской халат шили выше колен, чтобы не мешал при ходьбе. В летнее время вместо халата надевали короткую безрукавку кандял. В качестве головного убора мужчины носили берестяную шляпу конической формы из пропаренного куска бересты. Крепился убор на голове с помощью двух тесемок. Зимой носили меховую шапку элдумэпсэ.

Пошитая из рыбьей кожи обувь очень теплая и называется согбома ота. Обувь из обработанных шкур животных носит название нантама ота. По покрою обувь нанайцев делилась на тунгусскую и амурскую.

Повседневная одежда нанайских женщин отличается некоторыми особенностями. Халат был длиннее мужского. Штаны носили двух типов: для незамужних они выкраивались с нагрудником, закрывающим грудь, который стягивался на поясе шнурком. Штаны для замужних тоже были с нагрудником, но он закрывал только нижнюю часть груди, чтобы женщине было удобно кормить грудью детей. Для работы у нанайцев была отдельная одежда, которая отличалась практичностью и прочностью.

Одежда праздничная отличается отделкой и украшениями. Обязательный элемент праздничного наряда мужчины — пояс омол, ширина которого 10-15 см, а длина до 4 метров. Им оборачивали талию 2 или 3 раза, а концы с орнаментом оставляли свободно свисать.

Жизнь

Из всех хозяйственных занятий самым важным было рыболовство. У нанайцев были высокоспециализированные орудия для этого промысла. Охота раньше занимала одно из основных мест в хозяйстве, но к 19 веку уже не была столь значительной. Охотились ради мяса и меха. На копытных охотились с помощью ямы-ловушки и засек, использовали самострелы. Для охоты на медведя делали петли из толстой шкуры лося и применяли копье гиду.

Нанайцы держали ездовых собак, передвигались на берестяных, дощатых и долбленых лодках, лыжах и санях нартах. Развито было у народа кузнечное ремесло. Мужчины занимались обработкой кости, металла и дерева, женщины вышивали, шили одежду и обувь, плели циновки и корзины.

Жилище

У нанайцев существует 2 типа поселений: сезонные и постоянные. При постройке жилища было важно расположить его неподалеку от источника воды: реки или озера. Самый древний вид жилища этого народа — землянка серома и полуземлянка хурбу. Землянки строили на откосе берега и обрывах террас.

Наземное распространенное жилище — дом хагдун. Стены для него изготавливали из жердей, камышовых плетеных фашин и тальника. Их обмазывали смесью из глины с шерстью или травой. Основная конструкция дома — это отопительная лежанка накан. Именно по ней определялись размеры жилища. Накан был основным местом, где жили люди. Там они работали, ели и спали.

Кухня нанайцев довольно специфичная, но сытная. Для приготовления блюд используется мясо, рыба, крупы, бобовые и картофель, который начали выращивать в конце 19 века. Из ягод в пищу употребляют голубику, клюкву и бруснику, делают из них напитки и добавляют в салаты. Из дрожжевого теста и теста, приготовленного из ягод черемухи, пекут лепешки. Нанайцы готовят холодец, мясные супы, заправленные травами, свежие салаты из диких растений. Раньше они выменивали у русских муку и крупу в обмен на пушнину.

Рыбу сушат, вялят, жарят, варят, замораживают и едят в сыром виде. В 19 веке нанайцы научились коптить и засаливать рыбу. В сыром виде едят головы некоторых видов рыб, основную часть тушек сазанов, почки, печень, костный мозг крупных животных.

Религия

Издавна традиционным верованием нанайцев был шаманизм. Они одухотворяли и одушевляли силы природы, верили в гармонию отношений между природой и человеком. Основой верования нанайцев были анимистические представления, которые сочетались с магией, фетишизмом и тотемизмом. Они верили, что в тайге, на небе, земле и в воде живут духи, влияющие на судьбы и жизни людей. Нанайцы изготавливали фигурки духов, которые играли важную роль в религиозных обрядах.

Мировоззрение нанайцев делилось на три сферы:

  • верхняя — небесный мир
  • средняя — земной мир
  • нижняя — подземный мир.

Связующим между духом и людьми был шаман. Он лечил больных, предсказывал будущее и доставлял умерших в мир мертвых. Шаманы делились на категории:

  • сиуринку саман занимался врачеванием;
  • нигмантэй саман лечил и проводил обряды при первых поминках;
  • касса саман доставлял души умерших в загробный мир.

Первыми двумя категориями шаманов могли быть женщины и мужчины. Шаманом третьей категории мог быть только мужчина.

Во второй половине 19 века народ был обращен в православие, но продолжал сохранять традиционные верования и обряды.

Нанайский язык принадлежит к группе тунгусо-маньчжурских языков. Проживающие на территории России нанайцы используют письменность на основе кириллицы. В Китае этот язык практически бесписьменный. В отдельных изданиях, в которых обсуждается нанайский язык, используют для транскрипции пиньинь — систему романизации для путунхуа.

В нанайском есть два наречия и три диалекта:

Культура

У нанайцев богатое и разнообразное устное народное творчество. Основные фольклорные жанры:

  • тэлунгу — мифологический рассказ или миф, легенда, предание;
  • сиохор — сказка, заимствованная у других народов;
  • нингман — волшебная сказка, сказка-миф;
  • деуруэн — приговорки, скороговорки;
  • намбокан — загадки, шаманские песнопения, плачи, песни дярин.

Очень развито у народа песенно-танцевальное искусство. У нанайцев существует много ансамблей, проводятся различные фестивали песни и танца.

Традиции

Хозяйственный календарь нанайцев включает в себя 5 месяцев с названиями рыб, что говорит о важности рыбного промысла в жизни этого народа.

Нанайцы пользовались различными амулетами, чтобы уберечь себя от злых духов. Особенное внимание уделялось беременным женщинам и новорожденным. Они носили специальные обереги.

Существовал у народа культ огня. Дома каждый день «кормили» огонь очага, в тайге — огонь костра. В каждом жилище была фигурка духа покровителя дома и семейства диулин. Нанайцы верили, что он оберегал здоровье всей семьи и помогал при охоте на пушного зверя.

По умершему проводили ряд поминок. Первые — сразу после смерти, затем на седьмой день. Считалось, что в эти дни душа умершего возвращается после обхода всех мест, где он был при жизни. Все родственники умершего принимали участие в похоронном обряде. Хоронили человека на 2 или 3 день после смерти. Дальние родственники и соседи клали в гроб умершего нож, топор, котелок, нож, блюдце и тарелку. Женщинам кроме этого клали ее ножницы.

Нанайцы считали, что душа умершего человека после смерти в течение года находится в маленькой куколке из дерева, которая называется «пане». Каждый день эту куколку кормили, а через год шаман отправлял душу в загробный мир. До конца 19 века умерших хоронили в больших наземных «домах».

Существуют у нанайцев также и свадебные обряды и традиции. Родители заранее выбирали детям невесту и жениха, заключали с их родственниками соглашение. Жених должен был отдать отцу невесты большой выкуп в виде денег или дорогих тканей, драгоценных металлов. На разницу в возрасте между будущими супругами не обращали внимания, нередко она могла достигать и 25 лет, причем старше иногда был не только жених, но и невеста.

У народа была традиция, согласно которой девочку в малолетнем возрасте забирали в семью будущего мужа и растили до половозрелого возраста, приучали к традициям своей семьи.

Свадьба состояла из сватовства, выкупа, получения приданого, праздничного застолья и переезда жены в дом мужа. Между договором и сватаньем мог пройти год и больше, так как для мужчины законным брачным возрастом было 17-19 лет, для женщины — 16-17 лет. Согласие на свадьбу давала мать невесты, но сразу ответ давать было неприлично.

Во время свадьбы нанайцы проводили обряды с жертвоприношениями божествам. Проводились свадебные обряды, которые приносят в дом молодых достаток и благополучие. Например, невеста должна два раза ногой ступить в котел, первый раз у себя дома, второй — в доме мужа. После свадьбы невеста не могла уйти сразу жить в дом мужа. Еще 3 дня или даже год после свадьбы она жила с родителями, потом уходила в новый дом навсегда. У представителей нанайской знати могло быть много жен.

Рождение ребенка всегда считается у нанайцев большим праздником. А если женщина рожала двойню, это было еще более радостным событием. С древних времен у нанайцев существует культ «адау» в честь близнецов. Всю жизнь их считают священными людьми и верят, что один из них обладает властью над животными, второй является покровителем духов воды.

Источник