Меню

Одежда изменяется по числам



Александрова «Русский родной язык» 3 класс с. 103, 104, 105

6. Вспомни и запиши имена существительные, которые употребляются только во множественном числе и называют:

шашки, шахматы, нарды, догонялки, салочки;

макароны, спагетти, щи;

колготки, джинсы, брюки.

7. Прочитай. Выбери в скобках подходящие слова и в ставь их в предложения в нужной форме.

Запиши получившиеся предложения.

1. А хозяином там Дед Мороз — властелин вьюг-метелей, снегов колючих да морозов трескучих.

2. Василёк лечебный растёт как сорняк в посевах пшеницы, ячменя или образует самостоятельные заросли в песках пустыни Негев. (И. Сокольский)

3. В пролив Босфор медленно вползал зелёно-белый пароход с длинной, как макаронина трубой; над ней поднимался чёрный дым. (К. Бадигин)

8. Заполоните пропуски на основании данной в тексте информации. Запишите предложения со вставленными словами.

1. Волга есть в Кировской области и в Ярославской, в Башкортостане и Чувашии. А в Тверской области даже две Волги.

2. Сейчас на улицах больших городов «Волги» встречаются редко.

9. Найди лишнее слово в каждой строке.

1. Лишнее слово МОЛОТКИ , т.к. у этого слова есть и форма единственного числа.

2. Слово БОТИНКИ имеет форму единственного числа, все остальные слова употребляются только во множественном числе.

3. Слово ЛИСТВА употребляется только в единственном числе.

4. Слово СУТКИ употребляется только во множественном числе.

1. Запиши имена существительные в форме множественного числа. Выдели окончания.

Назови окончания существительных в форме именительного падежа множественного числа.

2. Запиши в тетрадь две группы имён существительных в указанной форме. Обрати внимание на окончания слов.

1. Директора, доктора, профессора, мастера, шелка.

2. Шофёры, инженеры, авторы, торты, шарфы, порты, тренеры.

Прочитай записанные слова. Обрати внимание, что окончания -а- у слов во множественном числе, как правило, ударное.

3. Спиши предложения. Слова в скобках поставь в форму множественного числа.

Новороссийск, Архангельск, Мурманск — крупнейшие порты нашей страны.

На выставке лучшие мастера демонстрировали своё искусство.

В кондитерской пекут вкусные пироги, пирожные, торты.

Наутро выпал долгожданный снег. Все надели тёплые куртки, шапки, шарфы и побежали на горку кататься.

Здесь вы найдете ссылки на ответы к остальным заданиям из учебника «Русский родной язык» Александровой.

Источник

Изменение существительных по числам

Урок 28. Русский язык 2 класс ФГОС

Конспект урока «Изменение существительных по числам»

– Ой, здравствуйте, ребята.

Извините меня, я не сразу вас заметила – так увлеклась одной очень интересной темой по русскому языку. Я даже не ожидала, что в ней так много тайн. И мне очень хочется поделиться с вами теми открытиями, которые я сделала. А называется тема «Изменение существительных по числам».

Вы, конечно, знаете, что может быть один предмет, или много. Например, у меня в руках одна книга, а на столе их несколько. И говорим мы тогда не «книга», а «книги». В русском языке про имена существительные, которые называют один предмет, говорят, что они стоят в единственном числе. А если имя существительное называет несколько предметов – два или больше, про такие слова говорят, что они стоят во множественном числе. Вот посмотрите на картинки.

Давайте назовём то, что видим на картинке, а потом эти слова распределим в табличку.

В левой колонке запишем имена существительные в единственном числе, а в правой – во множественном числе.

Шарик – это один предмет, значит существительное «шарик» стоит в единственном числе. Шарики – их пять. Слово «шарики» стоит во множественном числе. Воробей – один, единственное число. Воробьи – их два, уже множественное число. Лягушка – единственное число, лягушки – множественное. Стул – единственное число. Стулья – множественное. Мальчик – единственное, мальчики – множественное число.

Ну, пока всё знакомо и понятно. Назвали один предмет словом и знаем, что слово стоит в единственном числе. Увидели несколько таких предметов – изменили наше слово. Получилось множественное число.

А вот теперь – те загадки и тайны, о которых я говорила. Как-то на одном занятии мы с Незнайкой изменяли слова, чтобы проверить написание парных согласных. И вот попалось нам слово лук. Хотел Незнайка изменить его, и получилось «луки». Конечно, если иметь в виду оружие, то так можно сказать – один лук, а несколько – луки. Но если мы называем огородное растение (картинка – зелёный лук), то тут хоть одно растение, хоть целый пучок, все равно называем лук. Это – лук, и это тоже – лук.

Есть имена существительные
Упрямые и удивительные.
В единственном числе стоят,
Менять его ни за что не хотят.
Даже тогда, когда надо назвать
два предмета, десять иль пять.

Вот, например, слова дружба, воздух, юмор, детство, жара. Попробуйте изменить их так, чтобы получилось множественное число. Смешно будет звучать слова это дружбы, воздухи, юморы, детствы, жары. Просто не юморы, а умора какая-то.

Итак, тайна номер один. В русском языке есть слова, которые имеют только форму единственного числа. Их нельзя изменить так, чтобы появилась форма множественного числа.

А теперь посмотрите на картинки.

Что на них нарисовано? Это ножницы, грабли, духи, очки, брюки. Волшебное превращение и…

Опять назовём то, что нарисовано. Ножницы, грабли, духи, очки, брюки. Слова изменились? Видите, как они назывались во множественном числе, такие же названия сохранились и в единственном числе.

Среди существительных есть, не секрет,
Такие, что число менять не хотят ‒
Даже один называя предмет,
В числе, будто много предметов, стоят.

Значит, тайна номер два. В русском языке есть слова, которые имеют только форму множественного числа. Их нельзя изменить так, чтобы появилась форма единственного числа.

Ну, и самая удивительная тайна. Посмотрите на картинку.

Кто это сидит на коврике? Маленький ребёнок. Он один, значит, слово «ребёнок» в единственном числе. А теперь посмотрите.

Их стало много. Кто это? Дети. Вот удивительно. В единственном числе «ребёнок», во множественном – «дети». Слова совсем разные.

Вот ведь порою бывает как –

С числом изменяется слово – чудак.
Было РЕБЕНОК, да вот стало ДЕТИ.
Такое случается редко на свете.
Знаешь примеры? Тогда приведи!
И всем ребятам слова назови.

Я нашла ещё одну пару таких слов. Человек – люди. Больше ничего на ум не приходит. Может быть, вы что-нибудь найдёте? Ведь русский язык такой богатый. Несмотря на то, что он существует не одно тысячелетие, в нем ещё столько тайн… Учёные до сих пор изучают его, и находят что-то новое.

Ну вот я рассказала вам про свои открытия. Думаю, вам тоже было интересно. Какие же тайны мы открыли?

* Имена существительные изменяются по числам (дом – дома, машина – машины, окно – окна)

* В русском языке есть слова, которые имеют только форму единственного числа (время, музыка, кофе)

или только форму множественного числа (ворота, каникулы, консервы)

Ну что же, пришла пора прощаться. До свидания, ребята!

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Имя существительное.

Тема. Число имён существительных

научиться различать имена существительные единственного и множественного числа.

узнать, какие имена существительные имеют только единственное число, какие – только множественное число;

научиться изменять имена существительные по числам.

Читайте также:  Одежда связанная с водой

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?

Имена существительные изменяются по числам. При изменении имен существительных по числам меняется и его окончание.

Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет.

Имя существительное во множественном числе обозначает два и более предметов.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • какие имена существительные имеют только единственное число, какие – только множественное число;
  • определять число имен существительных;
  • изменять имена существительные по числам;
  • различать имена существительные единственного и множественного числа.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим картинки. Прочитаем подписи. Сравним их.

Как видно, на картинках изображен либо один предмет, либо несколько (много) предметов.

Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет: шкаф, стол, мальчик.

Имя существительное во множественном числе обозначает два и более предметов: дома, шкафы, мальчики.

Имена существительные изменяются по числам. При изменении имен существительных по числам меняется и его окончание.

В единственном числе, как правило, существительные имеют окончания: нулевое, -о, -а, -я, -е; во множественном числе окончания –ы, -и-, -а, -ья.

У числа существительных есть одна особенность: не все существительные могут изменяться по числам. Существительные вещественные (молоко, масло, курица, чай, творог, сметана, шёлк, бархат, сатин, шерсть); собирательные (человечество, юношество, студенчество), отвлечённые (нежность, красота, белизна, терпение, развитие), собственные (Москва, Санкт – Петербург) не изменяются по числам. Все эти существительные имеют форму только единственного числа.

Есть существительные, которые имеют форму только множественного числа (не имеют форму единственного числа): брюки, каникулы, обои, носилки, вилы, весы, кудри.

Агния Львовна Барто рассказывала: «В детстве, когда я научилась читать, мне подарили стихи К. Бальмонта. На первой странице я прочла: «У Бальмонта есть свой читатель».

— У него всего один читатель? Так мало! – посетовала Бальмонту маленькая Барто.

Маленькая Агния Львовна Барто не поняла особенность значения единственного числа существительного читатель. В этом случае подразумевается многочисленный читатель.

Укажите существительное в форме единственного числа.

Укажите существительные в форме множественного числа.

Измени существительное мальчик по числам.

Укажите имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа.

Очки, шофёр, молоко, рисунок, газета.

Укажите имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа.

Источник

Урок родного (русского) языка на тему «Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?» (3 класс)

Дата:_____________ Родной (русский) язык Учитель:_____________ Класс: __________

Тема урока. Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

Методическая цель урока: дать понятие о существительных, имеющих только форму множественного числа.

Задачи урока: научить распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Планируемые результаты. Предметные: научатся распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа, получат возможность научиться правильно использовать в речи имена существительные в форме одного числа.

Метапредметные: регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные: способствовать развитию интереса к изучению русского языка.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: тетрадь, тексты упражнений.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.

— Улыбнитесь друг другу! И пусть хорошее настроение поможет нам справиться со всеми заданиями.

2. Актуализация знаний.

— Запишите слова. Объясните орфограммы. Что они обозначают? К какой части речи относятся?

Самолёт, комната, берёза, кровать, мороз, рисунок, рябина, февраль.

— Какая часть речи называется именем существительным?

— Что мы уже знаем об этой части речи? (Изменяются по числам, падежам, имеют род, бывают собственные и нарицательные).

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ножницы, дрожжи, сливки, чернила, каникулы.

— Определите число существительных.

— Можно ли все данные существительные изменить по числам? Почему?

— Как вы думаете, какова тема нашего урока? Какие задачи поставим перед собой?

4. Первичное усвоение новых знаний.

— У числа существительных есть одна особенность: не все существительные могут изменяться по числам.

Есть существительные, которые имеют форму только множественного числа (не имеют форму единственного числа): брюки, каникулы, обои, носилки, вилы, весы, кудри.

— К ним относятся существительные, обозначающие составные (парные) предметы (ножницы, клещи,, плоскогубцы), вещества (духи, белила), отрезки времени, (сутки, будни), явления природы (заморозки, потёмки), процессы, игры (прятки, нарды, шашки, именины), географические названия (Сочи, Новосёлки) и т.д.

Работа в тетради (задание на карточках).

— Запиши имена существительные в форме единственного числа. Форму каких слов не удалось изменить? Запиши эти слова на новой строке.

Глаза, ножницы, ножи, ботинки, шахматы, звуки, капли, грабли, цветы, куклы, санки, догонялки, пельмени, овощи, мандарины, сутки, ладони, коньки.

5. Первичная проверка понимания.

Работа в тетради.

— Найди «лишнее» слово в каждой строчке.

1.Ножницы, очки, щипцы, молотки. (Молотки).

2.Джинсы, шорты, санки, ботинки. (Ботинки).

3.Листва, ветви, листья, ветки. (Листва).

4.Сутки, вечер, день, ночь. (Сутки).

6. Первичное закрепление.

Мы живем в селе Морозки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мягкий снежок. Чудесная погодка! Ребята быстро расчистили площадку. Они залили ее водой. За ночь лёд окреп. Утром дети уже катались на гладком льду. Легко бежали коньки по скользкой дорожке. Хорош каток!

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Записать имена существительные, которые употребляются только во множественном числе и называют:

1) игры; 2) инструменты; 3) еду; 4) одежду (по 2-3 слова в каждую группу).

8. Итог урока. Рефлексия.

— Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

— Мы достигли цели урока? Оцените свои успехи.

Источник

Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных

Выбранный для просмотра документ 16 Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных.doc

Тема : Изменение имён существительных по числам.

Род имён существительных.

Организационный момент. Постановка целей урока.

Чтобы быть успешными на уроке, отгадайте формулу успеха.

Добавьте нужные слова в формулу.

СТАРАНИЕ, РАЗГОВОР, ВНИМАНИЕ, ЛЕНЬ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Воспользуйтесь этой формулой.

Сравните пары слов:

Что объединяет эти слова?

Чем они отличаются?

Имена существительные могут употребляться в форме единственного числа –

слова первого столбика,

и в форме множественного числа –

слова второго столбика.

На уроке мы будем учиться

изменять имена существительные по числам,

определять род имён существительных.

Имена существительные изменяются по числам.

Имена существительные в форме единственного числа обозначают один предмет. Например,

Имена существительные в форме множественного числа обозначают два или несколько предметов.

Поставьте имена существительные в форму множественного числа:

При изменении формы числа имени существительного

изменяется его окончание.

А теперь внимание:

какую букву будем писать.

Она находится в конце алфавита

и обозначает парный глухой

твёрдый согласный звук

Фф фа фо фе фи фл аф

Запишите букву «эф», и её соединения с другими буквами.

На второй строчке запишите слова

Читайте также:  С днем рождения стилиста одежды женщину

Подчеркните и объясните орфограммы.

Поставьте эти существительные в форму множественного числа.

Определите слова по их лексическому значению.

Утренняя еда до обеда – … завтрак.

Городская электрическая дорога, обычно подземная – … метро.

Орудие труда, которое служит для забивания гвоздей – … молоток.

Лиственное дерево с белой корой –… берёза.

Огородное растение с продолговатым зелёным плодом — огурец.

Мебель для сна, на которую кладут матрас –… кровать.

Обратите внимание на написание слова

Подберите к нему однокоренные слова.

Запишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы, в один столбик.

Во второй столбик запишите эти существительные в форме множественного числа.

Почему у существительного «метро» нет формы множественного числа?

Работа по теме урока.

В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются по числам. Они могут употребляться

либо только в форме единственного числа:

метро, тесто, молоко, молодёжь;

только в форме множественного числа.

ножницы, чернила, каникулы.

Дополните каждый столбик своими примерами. ПАУЗА В ВИДЕО

Помогите мальчику Пете разложить инструменты в ящики.

В первом ящике должны быть имена существительные, называющие инструменты,

и множественного числа.

Во втором ящике –

которые употребляются только в форме множественного числа.

Понаблюдайте за словами.

Определите форму числа каждого существительного.

Брюки, кудри, бельё, сахар, детвора, сани, макароны, масло, сливки, жалость, духи, кино.

Попробуйте изменить форму числа данных существительных.

Выпишите сначала имена существительные, которые могут употребляться только в форме единственного числа.

существительные, которые могут употребляться только в форме множественного числа.

Изменение имён существительных по числам

это один из способов проверки безударной гласной в корне слова.

Поставив существительное в форму единственного числа,

мы проверяем безударную гласную.

Вставьте пропущенные буквы и запишите пары слов по образцу.

Раз — подняться, подтянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за стол тихонько сесть.

Работа по теме урока (2)

В русском языке очень много разных «тайн»,

в том числе и об имени существительном.

все имена существительные можно разделить на три группы,

независимо от того, какие это существительные

– собственные или нарицательные,

одушевленные или неодушевленные,

единственного или множественного числа.

Послушайте грамматическую сказку, из которой станет понятно,

на какие три группы можно разделить имена существительные.

Жили в одном государстве слова —

существительные. Было их много, и королева всё время их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот и будет награждён».

Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: пусть они будут мои,

Туда попали слова:

И жена взяла много слов себе и сказала: а это будут мои,

К жене попали слова:

А те слова, что остались неопределенными:

Королева наградила мужа и жену.

Вот так появился род у существительных. Королева перестала их путать, потому что знала «секрет» различия рода имен существительных.

Имена существительные можно разделить по родам:

Чтобы научиться определять род имени существительного,

откроем секрет королевы.

Женский род запомню я

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Это правило – твоё!

Запомните это стихотворение.

Пусть и для вас оно станет надёжным помощником.

У существительных есть слова-помощники.

Имена существительные, к которым можно поставить слова

Имена существительные, к которым можно поставить слова

Имена существительные, к которым можно поставить слова

Если существительное употребляется в единственном числе

и отвечает на вопрос кто? или что?

– это начальная форма существительного.

Пользуясь секретом королевы, запишите имена существительные в три столбика

Обратите внимание на то,

что все слова употреблены в начальной форме.

Рисунок, фамилия, постель, солнце, рюкзак, пальто, трамвай, колесо, музей, осина.

На месте пропущенных орфограмм вставьте буквы.

Выделите в словах окончания.

рисунок, рюкзак, трамвай, трактор.

фамилия, постель, осина.

солнце, пальто, колесо.

Какие окончания в начальной форме имеют имена существительные мужского,

Род имени существительного можно узнать по окончанию

в начальной форме.

Для существи­тельных мужского рода характерно

для названий лиц.

и выделите окончания.

Для существительных женского рода характерны окончания

Хотя мо­жет быть и нулевое окончание:

и выделите окончания.

характерны для существительных среднего рода.

и выделите окончания.

Послушайте отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Кто написал эти известные строки?

В тексте стихотворения встречается устаревшее слово

Так раньше называли изгиб морского берега.

Запишите этот отрывок.

Над именами существительными укажите их род.

Как определить род имени существительного?

Как определить род имени существительного?

Ставим существительное в начальную форму: (ед.ч. – кто? что?)

Определяем род имени существительного.

Измените форму множественного числа существительных на начальную форму

и укажите род существительных по образцу:

в этом задание есть ловушка.

Род существительного брюки определить нельзя. Это существительное употребляется только в форме множественного числа.

Игра «Найди пару».

Необходимо подобрать пару к существительному мужского рода.

Как называются эти слова?… Однокоренные.

Имена существительные по родам не изменяются.

Если число существительных – это непостоянный признак,

так как большинство существительных изменяется по числам.

это постоянный признак существительного.

Каждое существительное может быть только мужского,

или среднего рода.

Сравните два предложения:

Ваня – лучший староста нашего класса.

Настя – лучшая староста четвёртого класса.

Что вы заметили?

В первом предложении существительное староста

А во втором предложении –

В русском языке есть имена существительные, которые могут называть людей и мужского,

и женского пола.

они могут относиться и к мужскому , и к женскому роду.

Такие слова называют

существительными общего рода.

Найдите в предложениях имена существительные общего рода.

Наша Катя – умница.

А Владик – большой непоседа.

Таня – большая сластёна.

Петя – ужасный забияка.

Запишите два предложения по выбору.

Приведите свои примеры существительных общего рода.

Составьте предложения с существительными общего рода так,

чтобы эти слова были употреблены как имена существительное женского

(или мужского) рода.

Что они обозначают?

Понаблюдайте за словами:

Лещ, вещь, брошь, карандаш, луч, речь, ёж, молодёжь.

Вы обратили внимание, что в одних словах на конце слова пишется мягкий знак,

Распределите эти слова в два столбика по родам:

женский и мужской род.

Какой вывод можно сделать о написании мягкого знака?

В гостях у нас шипящие,

Мягкий знак после шипящих

Просит знаний настоящих.

На конце существительных женского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки,

пишется мягкий знак.

На конце существительных мужского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки,

мягкий знак не пишется.

Так запомним — род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой.

Женский род — наоборот,

Мягкий Знак в друзья берёт.

Господин мягкий знак играет большую роль в русском языке.

является показателем мягкости в конце

и середине слова.

может быть разделительным.

указывает на женский род в именах существительных.

Запишите слова, в которых мягкий знак является показателем имен существительных женского рода.

Замените словосочетание одним словом.

Объясните написание слов.

Читайте также:  Одежда хюгге для полных женщин

1.Близкий приятель, друг.

3.Двенадцать часов ночи, середина ночи.

5.Человек, лечащий больных.

Составьте предложение с одним из слов.

Выполните звукобуквенный разбор слов

Определите род существительных и распределите их по «домикам».

Выделите в словах окончание.

Собака, озеро, путь, повидло, плащ, простыня, гуашь, дядя, училище.

Запишите существительные, данные в скобках, в единственном числе.

Подчеркните изученную орфограмму.

ИТОГ УРОКА. Рефлексия.

Тест «Имя существительное»

Какое слово является именем существительным?

подвиг; 2) пот; 3) подвинул; 4) подвижная.

Укажите имя существительное женского рода:

весенняя; 2) ягода; 3) яблоко; 4) лимон.

Укажите имя существительное мужского рода:

дятел; 2) синица; 3) летел; 4) небо.

Укажите имя существительное среднего рода:

зелёное; 2) береза; 3) тополь; 4) дерево.

Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:

молоко; 2) гриб; 3) ягода; 4) помидор.

Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:

руки; 2) брюки; 3) ноги; 4) круги.

Пользуясь кластером, расскажите всё,

что вы знаете об имени существительном.

Обратимся к формуле урока.

Кто добился сегодня на уроке успеха?

В чём вы были наиболее успешными?

Что у вас получилось,

а что вызвало затруднения?

Выбранный для просмотра документ 16 Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных

Формула успеха старание разговоры внимание лень сообразительность УСПЕХ = + +

Формула успеха внимание УСПЕХ = + + сообразительность старание

Сравните Единственное число (ед. ч.) Множественное число (мн. ч.) стол земля окно столы земли окна

Будем учиться Определять род имён существительных. Изменять имена существительные по числам.

Имена существительные изменяются по числам Единственное число (ед. ч.) Множественное число (мн. ч.) Обозначают один предмет. Обозначают несколько предметов. конфета ручка конфеты ручки

ед. ч мн. ч. ( берег – берега вечер – вечера учитель – учителя предмет – предметы озеро – озёра Измените форму числа

Чистописание Фф фа фо фе фи фл аф Фонарь, филин, флаг, шкаф.

Отгадайте слова завтр..к м..етро м..ол..ток б..рёза ..гурец кр..вать

Словарная работа завтрак – завтраки метро – молоток – молотки берёза – берёзы огурец – огурцы кровать – кровати ед. ч. мн. ч.

Только в единственном числе Только во множественном числе метро тесто молоко молодёжь ножницы чернила каникулы

Брюки, кудри, бельё, сахар, детвора, сани, макароны, масло, сливки, жалость, духи, кино. Только ед. ч. Только мн. ч.

Орфографическая разминка коренья – корень л..са – лес дв..ры – двор р..ка – реки з..ма – зимы д..ска – доски

Физкультминутка Раз — подняться, подтянуться. Два — согнуться, разогнуться. Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре — ноги шире. Пять — руками помахать. Шесть — за стол тихонько сесть.

жена солнце яблоко мама папа небо дядя бабушка муж

жена бабушка мама муж папа дядя солнце небо яблоко

Имя существительное имеет род Мужской (м.р.) Женский (ж.р.) Средний (ср.р.)

Запомни! Женский род запомню я, И скажу: «Она – моя». И запомню род мужской, И опять скажу: «Он – мой». Средний род: «Оно – моё». Это правило моё!

Слова-помощники Он мой − мужской род. Она моя − женский род. Оно моё − средний род.

Распределите слова по родам: м.р., ж.р., ср.р. Р..сунок, ф..милия, п..стель, со..нце, рю..зак, п..льто, тр..мвай, к..л..со, тракт..р, ..сина.

Проверьте себя м.р. (он мой) ж.р. (она моя) ср.р. (оно моё) рисунок рюкзак трамвай трактор фамилия постель осина солнце пальто колесо

День , помидор , юноша, дядя. а я Мужской род

Женский род Страна, земля, колыбель ,ночь . а я

Средний род Окно, море . о е

У лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом. А.С. Пушкин

Запомните! 1. Ставим существительное в начальную форму: (ед.ч. – кто? что?) 2. Подставляем слова: он, мой; она, моя; оно, моё. 3. Определяем род имени существительного.

Определите род существительных книги – книга (ж.р.) деревья – дерево (ср.р.) облака – облако (ср.р.) корабли – корабль (м.р.) библиотеки – библиотека (ж.р.) орехи – орех (м.р.) брюки –

Игра «Найди пару» кот – кошка лев – львица медведь – медведица волк – волчица заяц – зайчиха голубь – голубка По родам существительные не изменяются.

Сравните предложения Ваня – лучший староста нашего класса. Настя – лучшая староста четвёртого класса. м.р. ж.р.

Найдите существительные общего рода Наша Катя – умница. А Владик – большой непоседа. Таня – большая сластёна. Петя – ужасный забияка. Наша Катя – умница. А Владик – большой непоседа. Таня – большая сластёна. Петя – ужасный забияка.

Составьте предложения неряха жадина сирота плакса разиня зануда молодец кривляка

Лещ, вещь, брошь, карандаш, луч, речь, ёж, молодёжь. вещь брошь речь молодёжь лещ карандаш луч ёж Ж.р. М.р.

Мужской род камыш Женский род мышь ж, ш, ч, щ

Так запомним — род мужской Гонит Мягкий Знак метлой. Женский род — наоборот, Мягкий Знак в друзья берёт.

Роль мягкого знака Картофель, тетрадь, коньки, пальто. Воробьи, листья, обезьяна. Ночь, дрожь, помощь.

Замените словосочетание одним словом 1. Близкий приятель, друг. 2. Сила, могущество. 3. Двенадцать часов ночи, середина ночи. 4. Молодые люди. 5. Человек, лечащий больных.

Проверьте себя Товарищ (м.р.), мощь ( ж.р.), полночь (ж.р.), молодежь (ж.р.), врач (м.р.).

женский род мужской род средний род Распределите слова по домикам Собака, озеро, путь, повидло, плащ, простыня, гуашь, дядя, училище. собака простыня гуашь путь плащ дядя озеро повидло училище

Измените число существительных жаркая (печи) – … солнечный (лучи) – … верный (товарищи) – … летучая (мыши) – … душистые (ландыши) – … громкая (речи) – …

1. 1) подвиг; 2) пот; 3) подвинул; 4) подвижная. 2. 1) весенняя; 2) ягода; 3) яблоко; 4) лимон. 3. 1) дятел; 2) синица; 3) летел; 4) небо. 4. 1) зелёное; 2) береза; 3) тополь; 4) дерево. 5. 1) молоко; 2) гриб; 3) ягода; 4) помидор. 6. 1) руки; 2) брюки; 3) ноги; 4) круги. Тест «Имя существительное»

Имена существительные кто? что? одушевленные неодушевленные собственные нарицательные единственное множественное женский средний мужской ЧИСЛО РОД

Формула успеха внимание УСПЕХ = + + сообразительность старание Молодцы!

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДВ-250948

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник