Меню

Одежда для северных оленей



Кухлянка, камлейка и еще 5 примеров традиционной одежды народов Крайнего Севера

Зима вступила в свои права, и хотя на западе России пока с оговорками можно ходить и в пальто, мы решили обратиться к тайному знанию — традиционной одежде народов Крайнего Севера. Сколько можно эксплуатировать экипировку лесорубов и полярников, какой же это херитейдж? То ли дело алеуты, чукчи, эскимосы и иже с ними — аборигенное население самых суровых климатических зон нашей планеты.

коми, ханты и др.

Кухлянка

Глухая меховая куртка из шкуры оленя. Зимой ноcится в два слоя: наружный (мехом наружу) и внутренний (мехом внутрь), в тёплое время — в один. Ворот в расслабленном положении широкий, но продетая через него верёвка из сухожилий позволяет при надобности затянуть. Свободные рукава сужены на запястьях, чтобы руки всегда можно было засунуть под полу куртки. Капюшон опционален. Для дополнительного комфорта воротник и низ кухлянки оторачивают мехом песца, росомахи или собаки. Ещё один часто используемый элемент — пояс, на который вешали ножи, кисеты и другую необходимую амуницию. Степень защиты от холода у кухлянок настолько высока, что охотники зачастую в них же и остаются спать на открытом воздухе в тундре, используя куртку как спальный мешок. Надевали кухлянку на голое тело.

По сути, дизайн кухлянок универсален для множества самых разных народов Крайнего Севера. Региональные различия, конечно, есть, но не такие уж существенные: где-то к такой конструкции пришивают рукавицы, где-то капюшоны, где-то специальные нагрудники. Но материал (хотя некоторые племена предпочитали использовать шкуры нерп) и покрой оставались неизменными. А знаменитое слово «парка» — его эскимосская этимология всплывает в каждой статье про N3B — означало также куртку из оленьей кожи, просто с удлинённым задним подолом, капюшоном и распашную. Вообще, на территории современной России такая конструкция была, скорее, более характерна для женщин, но «американские эскимосы» использовали её зимой в качестве верхнего слоя.

Камлейка

Есть у народов Крайнего Севера и свои дождевики — камлейки. С виду эта куртка похожая на зажёванную модель SI или Isaora и с определённой точки зрения действительно может претендовать на статус технологичной одежды. Камлейка — это глухая рубаха с капюшоном, которую обычно надевали в качестве внешнего слоя на меховые малицы или кухлянки, а морские зверобои — на охоту. Такая рубаха делалась из кишок и горловой ткани морских млекопитающих: моржа, нерпы, сивуча. Особая текстура таких тканей фактически не пропускала воду и снег, защищая мех основной куртки и комфорт носящего.

Слово «унты» произошло от эвенкийского «унта», то есть «обувь». Подобные сапоги изготавливали из оленьих или заячьих камусов, то есть шкуры с ног животного. Подошву у обуви делали из стриженой шкуры оленя, а изнутри унты обшивали мехом. В большинстве случаев особой высотой они не отличались, однако если сапог был высоким, то под коленом его стягивали вздержкой. Классическим элементом является инкрустация бисером или вышивкой. Внутреннюю стельку унтов делали по возможности из войлока, что обеспечивало дополнительный комфорт носящему. Кстати, вариация унтов из овчины стала излюбленным предметом гардероба лётчиков времен Первой мировой, так как позволяла сохранять ноги в тепле даже в условиях экстремальных высот и открытой кабины.

Маклаки

В общем-то, родственная унтам обувь обитателей американского континента — инуитов и юпиков. Также делались из укороченного меха оленей или тюленей и обычно в высоту доставали лишь до голени. Инуитские ремесленники, а точнее жены, частенько дошивали снаружи помпоны или кисти из кроличьего или лисьего меха. В Гренландии и Восточной Аляске также была распространена техника обшивания ботинок хрящами животных для того, чтобы поступь охотника была совсем мягкой и бесшумной.

Штаны меховые

Для обозначения наиболее распространенного низа народов Севера — меховых штанов — каких-либо оригинальных терминов нам не известно. Однако именно их в том или ином виде носили и носят почти все обитатели северных широт. Зимой принято надевать сразу две пары или же, как у эскимосов, поддевать под такие штаны — внимание — меховые (!) чулки.

Капорообразная шапка

Нам до сих пор непонятно почему, но большинство народов Севера — от алеутов и инуитов до чукчей — старались обходиться без головных уборов (и без рукавиц, кстати). Шляпы служили, скорее, статусным целям — их носили шаманы или люди высокого положения. Если же говорить об относительно распространённых в массах головных уборах, то таковым, конечно, будет капорообразная меховая шапка, напоминающая дамский чепец или маленький капюшон — кому что ближе. Шили их, правда, уже не из оленей, а из мелкого зверя — бобра или соболя, а изнутри такие шапки подбивались мехом белки, горностая, лисичьих или заячьих лапок.

Рукавицы кокколо

Рукавицы, как и обувь, вышивались из камуса молодых оленей. Другим широко используемым материалом была ровдуга — замша из оленьей или лосиной шкуры. Запястную часть обычно украшали бисером или цветными нитями.

Читайте также:  Как можно увидеть человека без одежды

Источник

Какую одежду сегодня носят коренные народы Крайнего Севера, живущие вдали от больших городов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Традиционно для изготовления верхней одежды эвенки, чукчи, ненцы, якуты и другие северные жители использовали шкуры оленей, нерп, диких зверей и даже собак, а также перья птиц – например, гагар и уток. В ход шла также кожа рыб, а у якутов – шкуры коров и лошадей. Особенно распространена у оленеводов и охотников теплая и практичная ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур.

Одежду утепляют мехом белок, песцов, рысей и других диких пушных зверей. В старину народы, которые занимались морским промыслом, приобретали материал для пошива (например, оленьи шкуры) у охотников. Расплачивались за него рыбой, китовым мясом, и нерпой.

Дизайн и покрой одежды с давних пор соответствует образу жизни и роду деятельности владельцев. Поскольку мужчины (охотники, оленеводы, рыбаки) больше времени проводят на открытом воздухе, их одеяние, как правило, шьется максимально глухим, без прорезей. У женщин наряд более распашной. Маленьким детям традиционно шьют двухслойную меховую одежду с капюшоном. Часто штаны и обувь сшиты вместе.

Несмотря на общие принципы в рациональном использовании одежды, у каждого народа существуют свои особенности в ее дизайне.

Чукчи

У чукотских мужчин, чтущих национальные традиции в одежде, принято надевать на голое тело двойную меховую рубаху до колен. Нижняя часть – мехом внутрь, верхняя – наружу. Для красоты ворот и подол обшивают мехом. Русские такой наряд в старину называли «кухлянка». Ее обвязывают поясом, на котором висит охотничий нож. Для пошива летней одежды обычно используют равдугу и нерповую шкуру. Жены оленеводов предпочитают меховые комбинезоны. Грудных детей одевают в комбинезоны-мешки, штанины и рукава которых наглухо зашиты.

Эвенки

У представителей этого народа традиционная верхняя одежда – кафтан из оленьей шкуры с завязками на груди, швы которого простеганы бахромой из козьего меха – чтоб внутрь не попадала вода. Также эвенки активно используют нагрудники из меха. В суровых районах они носят поверх кафтана глухую меховую одежду (соку) и надевают меховые «натазники». Традиционный головной убор – шапка наподобие капора, отороченная мехом. Также некоторые эвенки обматывают голову и шею платками или меховыми полосками, напоминающими шарф.

Якуты

Наиболее распространенным и характерным для якутской национальной одежды считается крой, который они когда-то переняли у русских военных и путешественников, но видоизменили в соответствии со своими культурно-художественными традициями. Это что-то типа пальто со складками по бокам и сборкой на рукаве. Вообще же их этническая «мода» сочетает в себе много заимствований от других народов, а все элементы декора в костюме в старину имели особую смысловую нагрузку. Например, конусовидная парадная женская шапка, делая силуэт якутки как бы устремленным вверх, символизировала процветание и благополучие. Сейчас якуты стали одеваться современнее, у оленеводов популярны меховые или замшевые национальные куртки с воротником или рубахи из грубой плотной ткани.

В этнической моде все смешалось

Если в старые времена северные народности жили более или менее обособленно, то постепенно, в связи с ассимиляцией, произошло очень много заимствований в национальной одежде. Например, у якутов эвенки заимствовали кафтан с отложным воротником, а у чукотских модников – практичные меховые кухлянки. Но зато унты эвенков показали себя настолько удобными, красивыми и теплыми, что их все чаще стали использовать в качестве обуви практически все северные народы!

Более того, в наше время часто можно встретить ненецких, чукотских, якутских оленеводов и охотников в одежде, сочетающей как национальные, так и современные детали. Например, обычная шерстяная шапочка промышленного производства, а сверху – традиционный меховой головной убор.

Вышивка

В украшении одежды аборигены Крайнего Севера активно используют вышивку. Если в старые времена одежду расшивали подшейным волосом оленя, то теперь в распоряжении современных мастериц все чаще появляются обычные нитки и ленты. Вышивать нитками, например, мулине, теперь принято у якутов, эвенков, чукчей, эскимосов, коряков. Также этнические мастерицы продолжают, как во времена бабушек, использовать жилы. Элементы орнамента часто обшивают ровными стежками с небольшими промежутками. Сам же орнамент может быть в виде аппликации или рисунка, выполненного декоративным швом.

При изготовлении одежды, обуви, сумок, поясов, головных уборов и даже накидок на нарты северяне используют в качестве декора лоскутки и полоски ровдуги, кожи, меха.

Кстати, меховая мозаика в виде сочетания полосок и квадратов разного цвета у многих северных народов играет не только декоративную, но и информативную роль. Круглые орнаменты, например, символизируют солнце, а их светло-темное наполнение – соседство света и тьмы. А шахматный узор символизирует оленьи тропы. У некоторых народов узоры аппликаций и вышивки имели социальные, возрастные, половые различия, а некоторые декоративные элементы даже служили чем-то вроде календарей.

Читайте также:  История возникновения делового стиля одежды

Бисер

Особое значение мастерицы придают вышивке бисером. В древние времена аборигенное население изготавливало бусины в виде кружков и столбиков, вытачивая их из кости и окрашивая природными красителями разнообразных оттенков. Говорят, за горсть таких бисеринок эвенки могли отдать целого оленя. Теперь мастерицам доступен современный бисер, а старинный они берегут как раритет. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение.

Техника шитья и виды орнаментов за долгие годы изменений не претерпели, а вот сама тематика несколько меняется: все чаще на одежде изображают растения, зверей, сам же узор стал крупнее.

Всю природную красоту жизни оленеводов (правда, не Крайнего Севера, а Монголии) запечатлел на своих снимках фотограф Томас Петр

Текст — Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Ямальская одежда от-кутюр. Традиционные наряды северных народов в современном мире

Коренные народы Севера по сей день сохраняют и повседневно используют свою традиционную одежду, которая хорошо адаптирована к суровому северному климату и кочевому образу жизни – удобная и тёплая меховая одежда помогает не замёрзнуть во время отдыха или работы.

Искусность пошива национальной одежды заслуженно считается пиком мастерства декоративно-прикладного искусства народов Севера. Чем строже мастерица при создании изделия придерживалась традиций, чем меньше изменяла крой и декоративные элементы, тем выше оно ценится как изготовленное вручную художественное произведение.

Ненецкая одежда выделяется уникальной структурой. Зачастую, чтобы добиться декоративной красочности, выделяют её цветовую палитру – именно цветовому решению рукодельницы уделяют особое внимание, воздерживаясь резких сочетаний оттенков. Красный цвет пользуется большой популярностью – это цвет крови, огня, Солнца. Искусно применяются различные оттенки мехового окраса и декоративные материалы, такие как сукно и ровдуга[1].

При создании меховой одежды учитываются особенности строения кожного и волосяного покрова северного оленя. В связи с этим применяется особый крой одежды и обуви, что позволяет комфортно чувствовать себя в любую погоду.

Женская национальная верхняя одежда называется ягушка. Она бывает двух видов – зимняя и летняя. Зимняя распашная ягушка сшита из меха оленя, как с лицевой, так и с изнаночной стороны, капюшон у неё отсутствует. Мастерицы зачастую декорируют ягушку мозаикой и меховыми орнаментами. А вот летнюю делают из сукна, применяя плетёные орнаменты из бисера и аппликации из разноцветной ткани. Носят ягушку с плетённым из цветных ниток поясом до трёх метров длиной, с кистями на концах. Тематика узоров, их цвета обычно почерпнуты в окружающей человека природе. У каждого узора своё значение: «оленьи рога», «заячьи уши», «чумы». Скроенные элементы и узоры ягушки соединяют нитями из оленьих сухожилий. Процесс их изготовления довольно прост – длинные спинные сухожилия оленя развешиваются для просушки в чуме, затем вручную расщепляют на волокна, а после скручивают. Примечательно, что лесные ненцы и селькупы делают скручивание о щеку, остальные – только руками.

Интересно, что у ягушки есть ещё одно применение – её используют в чуме в качестве одеяла.

Повседневная мужская одежда называется малица, и, так же как и женская, бывает зимней и летней. Но есть у них несколько существенных различий – у малицы имеется тёплый меховой капюшон, заменяющий шапку. Шьётся она мехом внутрь, а рукавицы намертво пришиваются непосредственно к рукавам. На запястье у них есть отверстие для того, чтобы при необходимости освобождать руки от рукавиц. Чтобы защитить малицу от загрязнения и влаги, поверх неё одевается маличная рубаха из ткани или другого плотного материала. А ещё малица, в отличие от ягушки, цельнокроеная и надевается через голову. Очень скромно, обычно по подолу, украшается мелкими декоративными деталями и носится с поясом.

Мужской пояс – важнейший аксессуар мужской одежды в любое время года. Его носят с раннего детства и до последних дней жизни. Каждый отец делает его своему сыну, как только ребёнку исполняется 5 лет, а в возрасте 14-15 лет юноша сам себе мастерит пояс на всю оставшуюся жизнь. На нём множество различных, полезных в повседневной жизни предметов: ножны для хранения ножа, нож, костяная игла для развязывания узлов, медвежий клык – оберег от злых духов, точильный камень в чехле, шило. Украшают пояс множеством пряжек ­– рубежей – из всевозможных материалов, количество которых всегда нечётное.

Кисы один из самых морозостойких видов национальной обуви – очень высокие мужские и женские меховые сапоги на подвязках из шерстяных нитей, мастерицы шьют их самостоятельно. Кисы лёгкая, но тёплая и удобная обувь, что актуально при длительной ходьбе и работе на морозе. Подошва, как, собственно, и сам сапог, изготавливается из меха оленя как внутри, так и снаружи, в стыках швов прокладывается сукно. Кисы обладают большой износоустойчивостью – их шьют из камусов – шкурок оленьих ног. По мере необходимости подошва подлежит замене. Женские кисы нарядные, щедро украшенные узорами: «головешки», «телячьи рожки», «чум». А полоски на обуви обозначают запреты – нельзя обижать слабого, красть, убивать. Мужские кисы намного скромнее.

Читайте также:  Стойка для одежды напольная металл

Неотъемлемой частью зимнего женского гардероба является меховая шапка (капор). Она имеет особый крой, удобный при езде на оленях и другой деятельности, связанной с кочевым образом жизни. Шьют её из самого лучшего и красивого меха, украшают орнаментом из бисера, цветного сукна и медными или бронзовыми подвесками различного содержания, которые передаются в семье от матери к дочери и служат не только украшением, но и оберегом от злых духов. За счёт веса украшений, шапка получается довольно тяжёлой и плотно ложится на плечи – её не сдувает ветром.

Традиционная ненецкая одежда и обувь – товар штучный, а процесс изготовления длительный и очень трудоёмкий. Вы никогда не найдёте две одинаковые малицы или ягушки. Тундровики определяют мастерство женщины по тому, как одет её муж. Талантливая женщина и детей своих разоденет так, что другие позавидуют. У ненцев есть поговорка: «Для того, чтобы узнать человека, не обязательно съесть с ним пуд соли, достаточно поспать под его паркой или походить в его одежде».

[1] Ровдуга – замша из оленьей или лосиной шкуры.

Источник

Костюмы мира. Национальная одежда чукчей.

Народы Севера, которые живут далеко от городов и сегодня носят национальную одежду. Чукчи не исключение. Костюмы сохранили элементы прошлого, материалы и способы отделки остались также прежними.

Одежду чукчей шьют из кожи и шкуры оленей, так она получается теплой и прочной. Обувь делается из шкуры нерпы. Для народа главное одеваться тепло и удобно, так как основное занятие – оленеводство и охота.

Обязательно в костюм входит куртка из оленьей шкуры. Зимой одежду надевают в 2 слоя: мехом внутрь и наружу. Воротник у куртки широкий, который затягивается веревкой из сухожилий. Низ и воротник отделывают мехом собаки, росомахи или песца.

Кроме того у куртки есть пояс, который закрепляет ножи и другую амуницию.

Камлейка – своеобразный дождевик. Накидку надевают на верхнюю одежду. В древности изготавливали из горловой ткани и кишок сивуча, моржа, нерпы.

Летом мужчины носят штаны из шкуры тюленя или оленя. Под них надевают из бараньего меха. Зимой одежда намного теплее. Еще под низ надевают чулки, их также делают из оленьего меха.

Женщины носят комбинезон с широким воротом и рукавами. Зимой он двойной, а летом – одинарный.

Их изготавливают из шкуры с ног зайцев или оленей. Для подошвы используют шкуру парнокопытного. Во внутрь вставляют стельку из войлока. Также украшают вышивкой или бисером.

Раньше чукчи почти никогда не носили головные уборы и варежки. Сейчас в 21 веке можно увидеть чукчу в современной шапке или теплом платке.

К распространенным головным уборам можно отнести капорообразную шапку из меха. Она чем-то напоминает уменьшенный капюшон.

Шьют шапки из бобра, соболя и прочих мелких зверей. Внутри шапку подбивают мехом из горностая, белки, зайца и лисы.

Женщины сейчас надевают красивые разноцветные платки.

Шьют из камуса молодого оленя, замши животного или лосиной шкуры. Запястье декорируют бисером или лентами. Носят их мехом наружу. Рукавицы хорошо греют и не портятся при потении.

Украшают мастерицы все – обувь, пояса, головные уборы, сумки. Часто можно увидеть узоры в виде квадратов, полос. Орнаменты несут определенный смысл. Например:

светло-темные оттенки – соседство тьмы и света;шахматный узор – тропа оленя;круг – это солнце.

Искусство вышивания передается из поколения в поколение. Техника рукоделия каких либо особых изменений не претерпела. На одежде стали чаще изображать растения и животных, узор сейчас немного крупнее прошлого.

хранилище для мяса;

емкость, куда собирают коренья;

вместилище для материалов и инструментов для рукоделия.

Сумки различают по формам и размерам. Для хранения рыбы и мяса сумки большие, изготавливают из жесткой шкуры. Носят через плечо. Мастерицы вырезают различные геометрические фигуры.

Раньше их изготавливали из дерева, кожи с прорезями для глаз. Сегодня чукчи покупают современные аксессуары.

Их носят зимой для защиты глаз от ожога. Так как от снежной поверхности отражается ультрафиолетовая радиация, она вызвать травму роговицы глаз.

Одежда чукчей – надежное средство защиты от морозов. С древности шьют из теплых шкур оленей, лосей, кожи тюленя, нерпы, соболей. Традиционный мужской костюм состоит из камлейки, дождевика, штанов и унтов. Украшают одежду, сумки, обувь вышивкой. Незаменимый аксессуар зимой – очки, которые защищают от слепящего снега.

Источник