Меню

Одежда для бала для кавалера



Рекомендации по выбору наряда для бала

На бал нужно являться изящно одетым. Особенно туалет дам должен отличаться своей изысканностью. Не требуется роскошного или строго исторического наряда, но на бал следует одеваться аккуратно и элегантно.

Привлекательность бала именно в том и состоит, что это особый вид приема, который отличается от других своей элегантностью. Поэтому каждый его участник должен постараться сделать все возможное, чтобы элегантно выглядеть и вести себя особенно учтиво.

Категорически запрещены: джинсы и любая одежда из джинсовой ткани, шорты, футболки. Произведения высокой моды, а также платья, обнажающие интимные части тела полностью или под прозрачными тканями, на балу также неуместны.

В 20-е годы прошлого века, когда повседневная одежда стала упрощенной, именно бальные наряды являли полную противоположность, создавая максимально женственный образ дам. Поэтому даже те женщины, которые почти всегда носят свитера и джинсы, в честь этого события тоже должны «принарядиться» и прийти на бал в длинных платьях, настолько элегантных, насколько они могут себе позволить.

На рекреационных балах – костюмированных, исторических, маскарадах – характер наряда определяется тематикой бала, ролью участника и регламентируется программой бала и приглашением.

Костюм не должен содержать фурнитуры, способной поранить, зацепить и порвать чей-либо бальный наряд. Ношение наградных знаков на костюме не рекомендуется, за исключением случаев, когда бал протокольного типа и связан с награждением кого-либо, посвящён боевому или трудовому празднику.

Мужской костюм.

Для кавалеров на балу уместен один из следующих вариантов: фрачный костюм любого покроя, смокинг, костюм-двойка или тройка (к нему белая или светлая однотонная рубашка, обязателен носовой платок в кармане пиджака и желателен цветок в петлице).

Конечно, традиционный костюм для мужчины на официальном балу — фрак. Ни в каком другом одеянии кавалер не выглядит так элегантно, поэтому те, у кого есть фрак, вполне могут воспользоваться редким поводом появиться в нем на людях.

Традиционный цвет бального мужского костюма – тёмный или чёрный, сорочки белых или светлых тонов. Если в его составе предусмотрен жилет, то его цвет всегда белый или светлого тона.

В летний период для дневных балов рекомендуется костюм белого цвета или светлых тонов. А при жаркой погоде допускается в качестве бального мужского туалета надеть сорочку с галстуком или бабочкой и брюки. Жилет в этом случае не одевается. Военная форма также может быть без френча или кителя с рубашкой белого цвета и парадными погонами.

В наши дни для военных допускается парадно-выходная форма или парадный мундир по форме в соответствии с сезоном. Для гостей, представляющих зарубежные страны или субъекты Федерации России, может разрешаться ношение национального парадного костюма.

Ношение оружия, являющегося частью мундира или национального костюма, не рекомендуется. Его наличие означает, что его носитель не собирается танцевать на балу, а присутствует лишь как наблюдатель.

Галстук-бабочка или шейный платок придадут вашему костюму необходимый характер. Цвет галстука также рекомендуется белый или светлый, тёмный означает то же, что и ношение оружия.

К бальному костюму надеваются чёрные носки и чёрная обувь, желательно лакированная.

Но цвет обуви должен соответствовать цвету костюма, и кавалеры, естественно, должны быть на балу в начищенной до блеска обуви.

Обязательным аксессуаром мужского бального туалета являются и тонкие перчатки, необходимые для сохранения свежести рук и туалетов партнёрш по танцам, а также карандаш или ручка для записи очередности танцев и фамилий приглашенных дам в специальную книжечку.

Женский костюм.

Женские бальные туалеты должны быть нарядными и могут представлять собой бальные или вечерние платья.

Бальное платье – не просто наряд, это символ роскоши, шика и праздника. Для женщины надеть бальное платье – это значит окунуться в волшебную сказку.

Обычно, если вы получаете приглашение на бал, в пригласительном билете обязательно оговаривается форма одежды для мужчин, а вот для дам практически нет никаких ограничений.

К бальным туалетам допускается относить платье-костюм, детали которого выполнены из единого вида материала или объединены отделкой в единую композицию.

Если в программе бала предусмотрены видовые танцевальные отделения с характерными различиями (например «classic» и «latina», или «classic» и «disco»), то допускается иметь и сменять бальные туалеты, характерные для того или иного стиля. Для этого в программе и приглашении должны быть сделаны соответствующие указания, а также предусмотрены необходимые по длительности антракты.

Бальными платьями считаются платья длиной до щиколотки и покроем, обеспечивающим свободу шага в танце и позволяющим выполнять танцевальные «па». При этом длина платья должна исключать возможность зацепиться в танце каблуком за край подола. Развевающиеся детали платья – шарфы, ленты, гирлянды, шлейфы тоже не должны создавать при движении опасности зацепления и последующего травмирования танцующих.

Сложно определить четкие рамки для современного бального платья, однако есть главное правило – бальное платье должно подчеркивать тонкую талию, красоту груди и длину ног.

Выбирайте полуприлегающий силуэт, струящиеся длинные юбки, разрезы по всей длине, различные драпировки, волны, шлейфы. Лифы, показывая плечи, спину и грудь, могут быть максимально открытыми. Настоящее бальное платье обязано показать всем окружающим все прелести своей хозяйки.

Из тканей используйте бархат и тафту, гипюр и кружево, шифон и шелк, драпировки, вышивку различными материалами и другой декор, который придется вам по вкусу. Сегодня актуально сочетание различных фактур и материалов, например, плотных тканей и прозрачных. Мех и перья сочетают с воздушными тканями (тюль, газ, шелк). В общем, современные бальные платья – это целое произведение искусства.

Что касается цвета, классикой являются черный и белый цвета, но также хорошо и празднично смотрятся голубые и розовые платья, бледно-зеленые и золотистые платья для юных леди.

Стильные украшения и элегантные головные уборы – обязательный атрибут бального наряда. Это могут быть ажурные шапочки, цветочные венки и диадемы.

Кроме того, выход на бал дает дамам возможность вынуть из сейфа свои драгоценности и получить удовольствие от того, что в них можно появиться в обществе.

Дамы на балу должны быть в чулках или колготках белого, телесного цвета или светлых тонов, гармонирующих с бальным платьем.

Аксессуарами к бальному платью могут быть веер, небольшая бальная сумочка, форматом не более косметички, пояс, позволяющий крепить аксессуары на время танца, шарфы, боа. Обязательным аксессуаром являются перчатки или «митенки», длина которых обратно пропорциональна длине рукава: чем короче рукав, тем длиннее перчатки.

Обувь для танцев на паркете должна:

  • — быть с кожаной или велюровой подошвой;
  • — не иметь металлических деталей на подошве и каблуках;
  • — иметь ремешок, фиксирующий пятку;
  • — спортивная обувь допускается только для танцев в стиле «disco».

На балах-маскарадах можно использовать в качестве аксессуара маскарадного костюма специальные балетные сапожки, греко-римские сандалии, театральные туфли.

Источник

Бальный этикет

Бал – удивительное слово, в котором спрятаны музыка, танец, яркие огни и предвкушение счастья, юность и мудрость, красота и благородство, целый вихрь романтических образов и желание, хотя бы раз, испытать все прелести бала.

Балы – не сказка. Они существуют во всём своём великолепии в странах Европы. Бальной королевой мира можно считать Австрию, где ежегодно проводится более 300 мероприятий, а январский Венский бал находится в списке культурного наследия ЮНЕСКО. На традиционных балах танцуют в Дрездене, Риме, Венеции, Лондоне. Во всех европейских городах ежегодно проходят Рождественские балы.

Исчезнувшие в начале XX века, в начале века XXI бальные вечера начали возрождаться и в России .

Современные балы

Современный бал – красивая и элегантная альтернатива дискотекам и ночным клубам. Бал – это всегда торжество, всегда праздник. Посвящённый какой-нибудь дате, событию, теме, он готовится не один день. Рассчитывается количество участников, оформляется помещение, разрабатывается танцевальная программа, проводятся специальные занятия по обучению танцам и правилам поведения на балу.

  • Пушкинские балы в Санкт-Петербурге,
  • Кремлёвский Церемониальный бал в Москве,
  • бал работающей молодёжи в Новосибирске,
  • офицерский Севастопольский бал,
  • балы выпускников по всей стране –

всё свидетельствует о том, что балы становятся востребованными событиями в культурной жизни страны.

Категории балов

Все современные балы можно разделить на три категории:

  1. Исторические балы, цель которых – воссоздание атмосферы конкретной эпохи. Всё подчинено главной цели: убранство зала и прилегающих помещений, бальные платья дам и фраки кавалеров, старинные танцы и манеры.
  2. Ролевые балы, для которых в рамках игрового антуража шьются костюмы, подбирается макияж, аксессуары для сходства с персонажем (ролью) книги, кинофильма, игры.
  3. Общественные балы, которых год от года становится всё больше. Они могут быть:
  • благотворительными;
  • статусными (балы золотых медалистов, студентов, охотников);
  • праздничными (Рождественские, к городскому событию);
  • тематическими (лесной, осенний, латино-американских танцев);
  • семейными (бал Шереметьевых, династии Кузнецовых);
  • детскими.

Балы бывают открытыми и закрытыми. На первый можно купить билет. Закрытый бал предназначен для тех, кто получил специальное приглашение.

Дресс-код – бальные платья

В приглашении или анонсе всегда оговаривается форма одежды – дресс-код. Он устанавливается исходя из категории, к которой относится бал. Для исторических и ролевых балов шьются наряды, соответствующие указанной эпохе или роли.

На общественных балах для мужчин приемлемы и чёрный фрак, и тёмных оттенков смокинг. Непременные атрибуты:

  • белый галстук-бабочка,
  • чёрные туфли,
  • перчатки.

Бальные платья женщин – длиной в пол, из струящейся ткани любого цвета. Но белые оттенки предпочтительней для молодой особы, впервые принимающей участие в торжествах. Современное бальное платье – союз грации, элегантности, моды. Юбка – свободная, не мешающая танцевать, без разрезов. Скромное декольте, оголённые руки. Волосы, убранные в причёску. Обязательные аксессуары и элементы одежды:

Читайте также:  Классическая одежда как подобрать

  • драгоценные ювелирные украшения,
  • туфли с закрытым носом и на каблучке,
  • длинные, выше локтя, перчатки,
  • чулки,
  • маленькая сумочка.

Общие правила поведения на балу

Сегодняшние правила приличия на российских балах – реконструкция бальных правил девятнадцатого века. Современное отличие первых от вторых заключается лишь в отключении сотового телефона.

Улыбка – визитная карточка каждого гостя. Улыбкой и добрыми словами приветствуются распорядители бала. Мужчина пожимает руку хорошо знакомым людям, кланяется дамам и малознакомым. Его спутница дарит поклон всем. Приветствия совершают, не поворачиваясь спиной к залу.

У входа не задерживаются во избежание ненужного скопления людей, спокойно проходят в зал, осматривая его убранство и негромко разговаривая. Дамы могут занять свободные места на стоящих вдоль стен скамьях, мужчины – собраться небольшими компаниями.

Нельзя ни в начале, ни во время бального вечера:

  • искать опору у стен, колонн, дверей,
  • прятать в карманах руки,
  • громко разговаривать, выяснять отношения, скандалить,
  • принимать пищу и курить там, где танцуют,
  • не танцевать.

Все женщины на балу – это дамы, все мужчины – кавалеры. Кавалер постоянно заботится о даме, помогая ей снять пальто, подавая выбранные ею напитки и закуски, ограждая от толчков во время танца. В даме ценится скромность, умение вести беседу, доброжелательность и душевное равновесие.

Жеманство и кокетство на балу не поощряется. В старину считалось, что таким образом женщины выставляют себя на посмешище, вызывая жалость за убогость своего поведения.

Ведёт программу бала его ведущий или распорядитель, чьи указания не оспариваются и выполняются всеми гостями. Он следит за регламентом бала, объявляет (если есть в программе) о начале концерта, об условиях лотереи, о перерыве на ужин. Распорядитель контролирует танцевальную активность всех гостей, поэтому может попросить кого-нибудь из кавалеров пригласить на танец засидевшуюся даму.

Приглашение на танец (ангажемент)

Танцевать приглашает (ангажирует) только мужчина, поклонившись и задав даме вопрос: «Вы разрешите пригласить вас на танец?». Если дама согласна, она наклоняет головку и говорит слова одобрения («хорошо», «я рада», «с превеликим удовольствием» и т.п.)

Отказать в танце дама может в следующих случаях:

  1. Обещала танец другому.
  2. Кавалер снял перчатки .
  3. Устала, хочет отдохнуть.
  4. Уже танцевала с ним трижды.

По правилам этикета первый танец мужчина танцует с той, с кем пришёл на бал. Далее он имеет право один раз станцевать с любой девушкой, два раза – со знакомой, три – с подругой, большее количество танцев – только с невестой или женой.

По существовавшим ранее правилам, мужчина, пригласивший на танец девицу более трёх раз, обязан был, как благородный человек, на ней жениться.

Если же кавалер танцевал с замужней дамой, четвёртый и последующий танцы портили её репутацию навсегда.

Правила поведения во время танца

Кавалер подаёт даме правую руку, дама вкладывает в неё пальчики левой и пара занимает место среди танцоров.

Танец начинается с поклона кавалера и ответного реверанса дамы.

Во время танца дама находится по левую руку партнёра.

Пара смотрит друг на друга, а не под ноги.

Кавалер подстраивается под шаги дамы, а не наоборот.

Во время танца партнёры не прижимаются друг к другу, но и не отдаляются слишком сильно.

Серьёзных разговоров не ведут, но шутка или комплимент уместны.

Если пара сбивается с ритма, она смещается к середине, предоставляя вести танец более опытным танцорам.

Между танцующими парами должно быть не менее метра. Если места не хватает, параллельно первой образуется вторая линия танцоров.

Когда танец закончится, кавалер поклоном благодарит даму за танец и провожает туда, куда она попросит. Прежде, чем отойти, обязательно благодарит поклоном ещё раз.

И в старину не хватало кавалеров.

Поэтому в правилах звучали призывы: не задерживать возле себя мужчин, дать возможность для общения с ними и другим дамам.

Что танцуют на современных балах

Танцевальная программа современного бала зависит от его категории и традиций. Исторический бал почти всегда открывается полонезом, в котором принимают участие все гости. Ролевые балы могут начинаться не с танца, а с парада масок. В программу открытия знаменитого Венского бала входят три танца: кадриль, марш и полька.

В танцевальном списке могут быть:

как танцы старой бальной школы, такие как менуэт, мазурка, контрданс, венгерка, краковяк и др;

так и современные бальные танцы от русского лирического до латино-американских.

Король любого бала – вальс.

Если вы новичок

Подготовка к балу начинается за несколько месяцев. Его организаторы проводят предварительное обучение новичков танцевальному этикету и танцам, предусмотренным программой бала. Изучаются манеры, правила поведения, основные танцевальные фигуры и схемы . Искусством исторических и современных бальных танцев можно овладеть на специальных курсах или в бальных студиях и школах. Однако настоящим знатоком бальных движений можно стать только на практике.

Воспитанные гости бала не позволят себе заметить неточности в исполнении танцев или огрехи в поведении дебютантов. Воспитанные новички, начинающие бальную практику, не позволят себе быть помехой гостям бала, наблюдая за ними, перенимая манеры, и танцуя с удовольствием в середине или в последних рядах танцующих.

Бальный этикет 19 века

Доброжелательность, внимательность, галантность, вежливость , учтивость и предупредительность – вот главные составляющие бального этикета девятнадцатого века. К балу готовились серьёзно. Хозяева тратились на оформление зала и угощение для гостей. Гости – на наряды и выезды.

Дресс-код был строгим и должен был соблюдаться неукоснительно. У мужчин – фрачная пара с белыми перчатками. У женщин – модное бальное платье с букетиком цветов, обнажённые плечи, а также длинные, в тон платья, перчатки, веер и бальная книжечка с перечнем танцев, напротив которых заносилась фамилия кавалера, с которым дама согласилась танцевать.

На балах XIX века запрещалось быть мрачным, выражать неудовольствие, танцевать с одним партнёром или вообще не танцевать. Дамы не должны были выглядеть нескромно и ревновать. Мужчина обязан был быть хорошим танцором и исполнять все желания дамы.

Бал – не просто развлечение. Это прекрасная возможность для интересного отдыха, для знакомства и общения, для наслаждения музыкой и танцами. А бальный этикет поднимает бал на ступень красивых и благородных праздников. Стать участником бала может каждый. Для этого надо только любить танцевать, быть интересным собеседником и уважать людей и созданные ими правила бального этикета.

Источник

История балов. Бальный этикет

История балов

В России балы начали устраивать по указу Петра I с 1718 года. Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шашки и шахматы. Главным же увеселением были танцы. Не сразу далось нашим предкам искусство непринужденного светского общения. Первое время в перерывах между танцами все сидели как немые. И танцующих было мало: танцы были мудреные, надо было то кланяться, то приседать. Широкие юбки и высокие каблуки исключали быстрые танцевальные шаги, однако позволяли принимать различные позы, образуя изящные картинки. Поклоны и реверансы были главными элементами танцев.Ассамблея при Петре I. 1858. ХЛЕБОВСКИЙ Станислав. Холст, масло.

Осваивалось танцевальное искусство медленно. Читаем у А. Пушкина в повести «Арап Петра Великого»: «Во всю длину танцевальной залы дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали: прямо против себя, потом, поворотясь направо, потом налево и так далее».

Петр следил за проведением ассамблей. Нарушителей правил Петр заставлял в виде наказания выпивать одним махом «Кубок большого орла». Порядок, заведенный на ассамблеях, отличался от европейского бального этикета, но участие в ассамблеях достигло своей цели: русские дворяне постепенно приучились к новым обычаям, светскому общению, вежливым манерам.Дементий Шмаринов. Иллюстрация к роману «Петр I» А.Н.Толстого.

После смерти Петра I в России закончилась эпоха ассамблей и началась эпоха балов. Табак и спиртные напитки ушли в прошлое, гостям разносили прохладительные напитки: лимонад, оршад и другие. Вместо шашек и шахмат играли в карты. Мастеровых уже не приглашали, придворный этикет стал более строгим. Извещать о балах стали не барабанным боем, а специальными приглашениями. Танцы имели свою последовательность. Кроме танцев бал включал дополнительные развлечения: небольшой концерт, живые картинки, даже любительский спектакль. Заканчивался бал ужином.Бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня масленицы, в остальное время балы устраивались по особым случаям.

Кроме императорской семьи на балах присутствовали придворные чины, дипломаты, знатные иностранцы, чиновники высших четырех классов согласно «Табеля о рангах». Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры — по два человека от каждого полка, офицеры приглашались как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и дочерьми.Владимир Первунинский — Светский раут

Классификация балов

Балы выполняли разные функции, в том числе социальные. В зависимости от функций, они имели свои разновидности.

Придворные балы, как правило, были скучны. Но посещать придворные балы в Петербурге было необходимо. Это были официальные мероприятия. Чопорность и сдержанность были визитной карточкой подобных балов. Тысячи важных гостей собирались на балы, которые проводили самые именитые фамилии России. Карл Борж. Придворный бал в Николаевском зале Зимнего дворца

Но светская молодежь предпочитала посещать московские – гораздо более непринужденные, на которые собиралось по нескольку тысяч человек. Такие балы предоставляли возможность веселиться от души.

Читайте также:  Вешалка для одежды с подставкой под обувь

Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

Представители знати были обязаны давать балы для родни, великосветских знакомых. Молодые девушки на выданье начинали выходить в свет. На балах знакомились потенциальные женихи и невесты, намечалось сватовство. «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками», – писал Пушкин. Владимир Первунинский. Под звуки вальса

Общественные балы чаще всего устраивались в провинции. Средства собирали со всех желающих путем распространения лотерейных билетов. Самые непринужденные из балов – семейные. Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам. В художественном фильме «Анна на шее», главная героиня Анна в исполнении известной актрисы А.Ларионовой приглашена была проводить такую благотворительную лотерею.

Детские балы были праздниками для детей и их родителей. Чаще всего устраивались в частных домах. Девочки-подростки весело отплясывали, затевая игры. Это был первый выход в свет, возможность показать себя.

Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению.

Дворянские балы в 19 веке

Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики — как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Балы давали все — соразмерно со своими средствами и возможностями. К княгине Зинаиде Юсуповой съезжался весь Петербург, к мещанскому семейству собирались только сослуживцы, но и то, и другое называлось балом. Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. «Давал три бала ежегодно и промотался наконец» — говорится об отце Онегина. Но не буду вдаваться в финансово-экономические подробности. Интереснее говорить о том, что было на балах.

Любой бал начинался с приглашения. «Бывало, он еще в постели, ему записочки несут Пушкина, несколько неточно отражает ситуацию: приглашения на бал не могли посылаться в день бала — адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ — будут или нет. Приглашения были очень лаконичны, например: «Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов». Впрочем, вся остальная информация была излишня — все и так знали прочие бальные условности.М. Зичи. Бал в честь Александра II, организованный городом Гельсингфорсом в сентябре 1863 года в здании железнодорожного вокзала.

Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.Адольф фон Менцель. Бал в Новом дворце (1829 г.). Государственный Эрмитаж

С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр. На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее «важными» приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.Михай Зичи. Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года

В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж. После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов. »
На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры — во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.
Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо — например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов — голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором — например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми — главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений — подвеска на шее, скромный браслетик.
Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным — открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее — цепочки с кулоном, колье — что-либо было надето обязательно. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины. Княгиня немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было, супружеская пара вынуждена была покинуть театр.Victor Gabriel Gilbert (French, 1847-1933) — Бал

Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.
Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.

Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными — например, фантами. Разъезжались часто по утру: «Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден».

В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости.


Бальный этикет

Элементы танцевального этикета, необходимые для участия в бале:

Читайте также:  Одежда с лицами дизайнера

1. Участникам бала необходимо следить за осанкой и положением рук.

2. Необходимо быть учтивым как по отношению к своей партнёрше, так и ко всем остальным.

3. Следует избегать столкновений с другими парами и стараться не задевать за неподвижные конструкции и оборудования зала.

4. Не рекомендуется давать согласие на танец нескольким партнёрам, покидать зал перед началом танца, снимать перчатки во время танца.

5. Не рекомендуется выходить из танца до его окончания, если на то нет веских причин.

6. Во время танца неуместно излишне далеко расходиться или демонстративно приближаться друг к другу, а также откровенно обниматься.

7. Запрещается танцевать другой танец, нежели объявленный ведущими.

8. Запрещается нарушать направление движения танца.

Элементы светского этикета, необходимые для участия в бале:

1. На официальную церемонию не опаздывают — это неуважение к Хозяевам и Почётным гостям.

2. Одежда участников бала должна быть нарядной: дамы в вечерних платьях, кавалеры в костюмах, перчатки желательны.

3. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость.

4. При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия.

5. Бал сопровождается определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты.

6. На балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не стоит держать руки в карманах. Ни в коем случае нельзя жевать! Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально предназначенных для этого местах.

7. При входе в бальный зал следует отключить мобильные телефоны и снять наушники.

8. Ни в коем случае не разрешается бегать по залу, особенно через его центр.

Элементы бального этикета, необходимые для участия в бале:

1. Одежда участников должна соответствовать классу ответственности бала.

2. Всем участникам необходимо выполнять просьбы и требования Главного и Зального церемониймейстера, Хозяйки и Хозяина бала.

3. Первый танец, вальс первого отделения открывают Хозяин и Хозяйка бала, все гости вступают в этот танец после того, как Хозяин и Хозяйка сделают три тура вальса.

4. Приглашение к танцу начинается с поклона приглашающего лица. Ответ на приглашение также сопровождается поклоном.

5. После приглашения кавалер выводит даму в танцевальную зону с соблюдением всех правил этикета.

6. При движении «под руку» рука дамы не должна обвиваться кольцом вокруг руки кавалера, не следует также виснуть на локте кавалера.

7. По окончании танца кавалер должен проводить даму на то место, где он её приглашал или любое другое место по желанию дамы.

8. Не рекомендуется покидать зал перед началом танца.

9. Не рекомендуется покидать танцевальный ордер (партнёра) во время танца.

10. Необходимо, безусловно, выполнять требования Главного и Зального церемониймейстера.


Владимир Первунинский — Вальс

На бал нужно являться изящно одетым; особенно туалет дам должен отличаться своей изысканностью. Не требуется роскошного и/или строго исторического наряда. Кроме того, мы не стремимся реконструировать никакую определенную эпоху, но на бал следует одеваться аккуратно и элегантно.

Молодой человек, принимая приглашения на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах обязанность танцевать падает на каждого. Высказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, кто хочет сделаться любимцем общества, тот должен всей душой предаться удовольствию и танцевать без исключения с каждой дамой.

Нет ничего смешнее молодых людей, разыгрывающих роль стариков и не танцующих, из желания выказать, что не находят никакого удовольствия в этом развлечении. Они поступают тогда явно невежливо и неприлично, особенно когда потом танцуют с избранной барышней, показывая, что их неприятие танцев вовсе не существует. Такая манера держать себя оскорбляет остальных дам, и кавалер заслуживает получить отказ от избранной им дамы. Во всяком случае не мешало бы предпочитаемой личности взять вышеозначенный совет за правило — это лучший способ дать почувствовать кавалеру всю неделикатность, всю смешную сторону подобного поведения и оградить в то же время себя от неприязненных взглядов остальных дам.

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: «Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]». Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: «Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами».

Крайне неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: «с удовольствием», «хорошо», или же: «сожалею, я уже обещала», или: «я уже танцую». Дама, не желающая танцевать с каким-либо кавалером, не должна прибегать к уловке: «Я устала», и вслед за тем принять приглашение другого. Так она может навлечь на себя большие неприятности. Кавалер, получивший отказ, наверное, будет следить, была ли причиной действительно усталость или же просто нежелание танцевать именно с ним. Ни одна благовоспитанная особа не должна позволить себе, отказав одному кавалеру, идти сейчас же танцевать с другим. Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения лучше всего совсем отказаться от танца или же предоставить первому кавалеру танцевать с ней другой танец. Во всяком случае положение это очень неловко и неприятно, и дамы должны были бы его избегать, записывая имена приглашавших ее кавалеров на особенных карточках разного вида и устройства, смотря по моде, висящих на цепочке веера или пристегнутых крючком к лифу.

Пригласить даму и забыть потом об этом, не только самая непростительная невежливость, но просто грубость со стороны кавалера; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной и строгое порицание всего общества.

С другой стороны, дама, оставшаяся без приглашения, должна перенести спокойно эту маленькую неприятность и не выказывать своего неудовольствия: ни одна черта ее лица не должна выдать ее разочарования и дурного расположения духа. Ей надо иметь вид, будто она с большим удовольствием смотрит на танцующих.

Также само собой разумеется, что кавалер, пригласивший даму и получивший отказ, не имеет права тут же, в присутствии этой дамы, приглашать на танец другую. Это было бы верхом неприличия.

Приглашая следует смотреть в глаза даме, тогда она точно поймет, что Вы обращаетесь именно к ней. Но если Ваш поклон приняла на свой счет не та, которую Вы хотели пригласить, ни в коем случае не показывайте своего разочарования и уж тем более не произносите: «Я не Вас хотел пригласить»; соблюдайте правила приличия и научитесь в неловкости винить прежде всего себя, а не других; а еще лучше — не винить, а выходить из них с юмором.

В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, Вы приглашаете его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.

В танце женщину ведет партнер, и все ошибки должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется мужчина — ведь он ведущий. Во время танца партнеры не должны быть слишком далеки друг от друга, но и не должны прижиматься. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, мужчина не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину; в этом случае наиболее удачное положение для рук — на боку, на талии.

Верхом бестактности считается прийти на вечер со своей дамой, а танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к кону вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой. Однако даме неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером; можно принять два или три приглашения одного кавалера, особенно если этот кавалер из Ваших знакомых и если танцы различны. То же самое касается и мужчин. Неприлично приглашать постоянно одну и ту же даму.

На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу — то же, что пляска на поминках.

Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и строго соблюдая приличие; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других — предметом, достойным жалости.

Дама не должна подходить к буфету иначе, как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она желает.

По окончании танца кавалер должен поклониться даме и довести ее до места или предложить проводить к буфету. Отведя даму на место, кавалер должен поклониться и отойти, но не оставаться для разговора с ней. В свою очередь дама, отведенная кавалером на место, не должна удерживать кавалера для разговора с ней.

Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неловким и неучтивым не сказать ей нескольких слов.

По окончании вечера, кавалер должен проводить свою даму домой.


Владимир Первунинский — Незнакомка

Источник