Меню

Ношение одежды у мусульман



Исламское одеяние

Наша религия Ислам охватывает все сферы человеческой жизни, в том числе просвещает нас относительно того, как должен одеваться мусульманин. Путеводителем во всех вопросах, в том числе и в этом, служат аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение).

Одеваться, прикрывать своё тело – признак цивилизованности и культуры. Особенности одежды – от цвета до фасона – не что иное, как внешнее отражение внутренней составляющей человека – души.

Исламская одежда включает в себя множество стилей и фасонов. Основные же характеристики исламского одеяния – это скромность и чистота. То, что носят люди, диктуется главным образом требованиями общества, в котором они живут, и так называемой модой, но исламские одежды всегда будут скромны и чисты. Если европейцы считают одежду мусульман невзрачной, некрасивой, стесняющей движения, то мусульмане по этому поводу придерживаются своей точки зрения – они желают одеваться скромно. В хадисе сказано: «Каждая религия имеет характеристику, и характеристикой Ислама служит скромность» (Ибн Маджах).

В Исламе, кроме частей тела, которые чётко обозначены как аврат (части тела, которые мусульманин(-ка) не имеет права показывать посторонним) и должны быть прикрыты, нет других требований, касающихся одежды. При соблюдении условий мусульмане имеют право одеваться согласно своей культуре, обычаям и традициям. В вопросе подчинения законам Ислама мужчины и женщины равны.

Одеяние мужчин

Как мы уже упоминали, Ислам не предполагает какого-то единого стандарта одежды, но предписывает выполнение определённых важных норм. Норма, установленная Исламом для мужчин, это прикрытие аврата от посторонних людей. Согласно источникам исламской юриспруденции (фикх), авратом мужчины в намазе, в присутствии мужчин или представителей женского пола, на которых ему запрещено жениться (махрам), является место между пупком и коленями. В тех же источниках чётко излагается другое мнение учёных, что же является авратом мужчины в присутствии посторонних ему женщин. Так, в книгах «Аль-Фикх ала мазахибил арбаати», «Фикхуль Манхадж» ясно написано, что аврат мужчины перед посторонними женщинами является подобным аврату женщины в намазе, то есть его авратом считается всё тело, кроме лица и кистей рук. Помимо этого Ислам запрещает мужчинам надевать одежду, походящую на женскую. Имам аль-Бухари и другие приводят хадис от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), в котором говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам».

Мужчинам также не позволяется носить одежды, сделанные из шёлка, если, конечно, они не страдают каким-либо кожным заболеванием, вследствие чего всякая другая материя причиняет им значительные неудобства. Сообщается от Хузайфы (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение), обратившись к мужчинам, сказал: «Не носите шёлковые и атласные одежды» (Абу Дауд).

Также нужно заметить, что одежда не должна быть полностью красного цвета, потому что чисто красная одежда не дозволена для мужчин. В свете хадисов учёные сказали, что красные полосатые накидки привозились из Йемена. Они были не полностью красными. Эти красные полосатые накидки (плащи) были очень ценными и дорогими. Пророк (мир ему и благословение), как сообщают, надел наряд, сшитый из этой ткани из Йемена. Пророк (мир ему и благословение) надел эту одежду, чтобы показать умме, что дозволяется надевать одежду такого вида и цвета, но носить одежду полностью красную и полностью жёлтую мужчинам не позволено.

Одеяние женщин

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا

(смысл): «О Пророк, скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих красот, за исключением тех, которые видны, т.е. лицо и кисти рук» (сура «Ан-Нур», аят 31).

Мы видим в этом аяте повеление Господа, которое требует, чтобы женщины прикрывали своё тело от посторонних.

Условия женского одеяния:

1) одежда должна закрывать всё тело кроме лица и кистей рук;

2) не должна служить украшением, привлекающим внимание мужчин, также стоит избегать ярких светящихся цветов;

3) не разрешается прозрачная ткань;

4) не дозволяется облегающая одежда;

5) не должна иметь запаха парфюмерии;

6) также запрещена походящая на мужскую;

«Однажды Пророк (мир ему и благословение) увидел Асму, сестру своей жены Айши (да будет доволен ею Аллах), которая была одета в тонкое платье. Пророк (мир ему и благословение) отвел глаза и сказал: “О Асма! Женщина, достигшая совершеннолетия, должна скрывать своё тело, кроме этого”, – и указал на лицо и руки» (Абу Дауд).

Нужно отметить, что всё это – требования, которые должны соблюдаться в одежде женщины перед посторонними людьми. А наедине с мужем женщина может позволить себе всё, чтобы понравиться мужу.

Этика одевания

Когда мусульманин надевает свою одежду, желательно начинать с «Бисмиллях», сделать намерение подчиняться велению Всевышнего Аллаха прикрывать аврат и прочитать при этом следующее дуа: «Хвала Аллаху, который одел меня в то, чем я могу покрыть себя, и в то, чем могу украсить себя в моей жизни». И остерегаться от намерения одеваться ради того, чтобы красоваться своей одеждой перед людьми. Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Пророк (мир ему и благословение) всякий раз, когда надевал что-нибудь новое из одежды – пусть это будет чалма, рубашка или кофта, – постоянно читал следующую молитву: «О Аллах, приношу тебе бесчисленные благодарения за то, что позволил мне надеть эти новинки. Пусть эта одежда и тот, кто её надевает, будут удачливыми и благонравными. Также прошу защитить от неблагих поступков того, кто надевает!»

Стиль одежды Пророка (мир ему и благословение)

Принимая во внимание жизнь Пророка (мир ему и благословение), в форме одежды видны три меры, которым он следовал:

1) избегать всего лишнего;

2) не использовать одежду как способ показухи, гордости и т. п.;

3) одеваться так, как положено по своему социальному положению.

Читайте также:  Как утвердить нормы одежды

Как известно из источников, дошедших до нас, одежда Пророка (мир ему и благословение), за исключением одного, не была новшествами Ислама. Все виды одежды принадлежали современному обществу или являлись традиционными. Например, такие, как рубашка, плащ, обувь, использовались как в доисламском периоде идолопоклонниками и представителями других верований, так и продолжали использоваться мусульманами после принятия Ислама. Однако единственным исключительным новшеством был головной убор Пророка (мир ему и благословение) под названием чалма (амама). На превосходную голову надевались бурнус или каленсуве, и на них наматывалась чалма. Поверхностная одежда была в виде плаща, изар и рубашки. Она в основном состояла из двух частей: верхняя часть называлась рида (плащ), нижняя – изар (ланиты). Больше всего Пророк (мир ему и благословение) предпочитал длинную рубаху с закрытым передом под названием камис. На ноги надевал обувь типа сандалет (налайн). По сведениям из источников, одежда Пророка (мир ему и благословение) состояла из вышеперечисленных вещей.

Пророк (мир ему и благословение) предпочитал одежду белого цвета и советовал мусульманам одеваться в белое. От Самурата (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Носите белые одежды, поскольку они являются лучшими, и покрывайте ваших мёртвых ими» (ан-Насаи, № 1870; Абу Давуд, № 3380; Тирмизи, № 915; Ахмад, № 2109). Вместе с изделиями из хлопка использовалась и шерстяная одежда.

Источник

Одежда по шариату

Одежда по Шариату – тот вопрос, который вызывает массу разговоров, вопросов и обсуждений, а также неизменно имеет широкий резонанс у общественности. В связи с этой темой возникают вопросы о том, обязательно ли по Шариату закрывать мусульманке лицо, позволяется ли Шариатом ей носить блузку и юбку, какова должна быть длина платья по Шариату и следует ли надевать под платье брюки.

Относительно того, следует ли закрывать лицо по законам Шариата, в Исламе существует ряд разногласий. Наиболее распространено мнение, что лицо прикрывать нужно обязательно. Такого мнения придерживаются все сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ и большинство ученых-толкователей Священной Книги Аллаха Корана.

В Священной Книге Аллаха Коране сказано, что верующая должна опускать свой взор и оберегать свои половые органы, не выставлять напоказ своей красоты, которая не должна быть видна никому, кроме ее мужа, отца или свекра, сыновей или братьев, то есть родственников, а также не стучать ногами, привлекая внимание к украшениям, которые на них надеты.

Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ говорил, что женщина – это аурат, и у шайтана появляются надежды, когда она выходит на улицу. Именно поэтому мусульманкам по законам Шариата следует надевать правильный хиджаб, должным образом покрываться, а также не допускать следования собственным страстям.

Можно ли носить модную одежду?

На тему позволения носить модную одежду мусульманкам свою точку зрения высказал шейх ибн Усеймин, который считал, что следовать моде мусульмане не должны, им следует одеваться в такие модели одежды, которая отвечает нормам Шариата, а большинство модной одежды, приходящей со всех стран мира, не всегда соответствует нормам Шариата. Если в моде одежда короткая, прозрачная, облегающая, то такая одежда неприемлема для мусульманских девушек. Брюки также относятся к такой одежде, которая неприемлема для мусульманок, потому что брюки показывают талию девушки, ее бедра и ноги, а также живот. Шейх назвал харамом ношение брюк для мусульманок.

По этому вопросу часто приводится мнение шейха Абд ар-Раззака ‘Афифи, который считал, что мусульманка может носить брюки только в том случае, если поверх брюк надевается платье, которое полностью ее тело покрывает.

Необходимо учитывать один важный момент, на который обращает внимание Шариат: ступни – это аурат, его нужно обязательно закрывать, но опуская одежду не больше, чем на локоть, чтобы одежда не волочилась за ними при ходьбе.

Хиджаб

Хиджаб – это вид одежды, который призван скрыть красоту, а не украсить ее. Шариат предписывает, что хиджаб, химар, никаб не должны украшать женщину. Шариат говорит о шикарной одежде, которая бросается в глаза окружающим, выделяя женщину среди остальных, следующее. Не позволяется по Шариату мусульманке выбирать одеяние из ткани таких цветов, какие предписывает мода, поскольку ткани ярких модных цветов и расцветки могут являться привлекательным фактором для внимания мужчин. Ибн аль-Асир объясняет, какую одежду считают таковой: «…которая, когда человек одевает ее, выделяет его…». Женская одежда не должна быть обильно украшенной, поскольку украшения на одежде привлекают мужские взгляды и искушает окружающих мужчин.

Виды хиджабов

Еще один важный момент касается хиджаба. Хиджаб не должен облегать тело. В сборнике имама Ахмада “аль-Муснад” в хадисе упоминается рассказ Усамы ибн Зейда о том, как ему дал рубашку, подаренную Дихйа аль-Кальби, сам Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ , а Усама ибн Зейд подарил эту рубашку своей жене. Когда он сказал об этом Пророку Мухаммаду ﷺ , тот повелел сказать ей, чтобы она надела что-нибудь снизу, поскольку он опасался, «…что форма ее костей будет выделяться».

Шариат запрещает женщине делать на голове прически, которые бы выделялись при надевании химара, никаба, хиджаба. К таким прическам относятся прически в форме пучков на голове или на затылке. Ученые на этот счет придерживаются довольно устойчивого мнения, приводя в качестве довода слова Пророка Аллаха ﷺ , сказавшего: «…два вида адских мучеников. люди, которые держат в руках плети, похожие на коровьи хвосты, и бьют ими других, а также одетые, но все равно что обнаженные женщины…, а их головы похожи на покачивающиеся верблюжьи горбы. Они не попадут в Рай…».

Виды женской одежды. Что разрешено или запрещено.

Шариатом запрещено мусульманам надевать такую одежду, которая за счет своей яркости, покроя или вычурной отделки выделяет человека среди всех остальных. Запрещено также законами Шариата мужчинам уподоблять себя женщинам за счет одежды и украшений, точно также как женщинам запрещено уподобляться мужчинам.

Брюки и шаровары

Здесь же содержится ответ на вопрос, можно ли по Шариату мусульманке носить брюки. Если это мужские брюки в том виде, как их носят мужчины, то девушке носить такое запрещается.

Читайте также:  Работа художник модельер одежды

Если же речь идет о брюках типа шаровар или о женских брюках, то в некоторых мусульманских странах ношение мусульманками таких брюк считается обычной практикой , но это не является аргументом в пользу ношения подобной одежды.

Большинство ученых Шариата считают, что брюки типа шаровар носить нельзя, поскольку это одежда, напоминающая мужскую. Женская одежда не должна облегать тело нигде, ее одежды должны быть широкими с головы до ног (на фотографии слева турецкий чаршаф — традиционная мусульманская женская одежда в Турции).

Ислам не разрешает носить одеяния узкие и облегающие, которые не скрывают черты тела, обтягивают грудь. Аллах предписывает, что такую одежду мусульманка может носить только перед своим мужем. Также запрещается по Шариату носить чулки и носки телесного цвета, которые прибавляют красоты ногам и бедрам женщины, описывая размер ее ног. Запрет на узкую одежду важен еще и в связи с тем, что такая одежда отрицательно воздействует на женское тело. По мнению доктора Ваджийха Зайна аль-Абидина, узкая одежда может нанести вред женскому телу – она может стать причиной кожных аллергических реакций, может сдавливать внутренности.

Юбки и блузки

Что же касается ношения юбки, туники или блузки, то такое позволяется Шариатом, но при условии, что такая одежда не будет просвечивающейся и обтягивающей. Как было сказано Пророком Аллахом Мухаммадом ﷺ , «Два вида из обитателей адского огня, которых я ещё не видел; женщины, одетые – обнаженные, отклоняющиеся, отвращающие, …и люди, в руках которых плети, подобные хвосту коровы, будут бить рабов Аллаха». В данном хадисе подразумеваются мусульманки, одетые таким образом, что одежда, вместо того, чтобы прикрывать тело, не скрывает линий ее тела.

Женские украшения

Шариатом запрещено показывать такие украшения, как ожерелья, браслеты, серьги и колье. То же самое касается косметики, которая украшает лицо. Все это жена может показать только своему мужу.

Какие части тела женщине дозволяется оставлять открытыми?

По Шариату открытыми у женщины могу оставаться только лицо и кисти рук ниже манжеты, и важно учитывать, что шея и область под подбородком в часть лица не входит, поэтому эти места тоже следует закрывать, для чего женщины надевают химар никаб. По словам имама аш-Шейрази, границей лица является место «между началом корней волос на голове до подбородка и между скулами в длину, и между ушами в ширину».

Женская обувь

Важный шариатский вопрос, который беспокоит верующих, желающих заслужить одобрение Аллаха, — это можно или нельзя по Шариату носить мусульманке обувь на каблуках. Сказано, что ношение каблуков делает женскую фигуру более привлекательной, чем она есть, делает ее выше. Шариат расценивает это, как своего рода обман и желание показать свою красоту, что мусульманкам запрещено. А ношение высоких каблуков закон Шариата запрещает еще и потому, что женщина, которая носит такую неустойчивую обувь, всегда рискует упасть и навредить своему здоровью. Ношение высоких каблуков создает на спину чрезмерную нагрузку, а женщина, которую мучают боли в спине, может оказаться в результате неспособной выносить и родить ребенка, окружить его достаточной заботой. Женщина, которая идет в обуви на каблуках, издает характерный звук. Этот звук привлекает внимание мужчин, для них это фитна.

Какого возраста должен быть мальчик, чтобы женщине необходимо стало надевать перед ним хиджаб?

Как сказал Аллах, «. или детей, которые не постигли наготы женщин» (сура Ан-Нур (Свет), 31-й), что означает, что если ребенок мужского пола начинает смотреть на женщину чаще, ведет с ней более долгие разговоры, чем обычно, то женщине не следует уже перед ним открываться, свой аурат ей следует покрывать. По Шариату точно возраст мальчика в этом вопросе определить не получится, поскольку у каждого, в зависимости от его природных качеств и особенностей организма и психики, происходит такое понимание в разном возрасте. Очень много зависит от той среды, в которой находится мальчик: если в его окружении люди часто говорят о женщинах, обсуждают их, то и он начнет рано или поздно обращать внимание на них.

Источник

Общие требования, предъявляемые к одежде мусульман и мусульманок

Общие требования, предъявляемые к одежде мусульман и мусульманок

Общие качества одежды мужчин и женщин

1 Одежда должна соответствовать полу ее обладателя

В соответствии с традициями конкретного общества одежда мужчин не должна походить на одежду женщин, а одежда женщин – на одежду мужчин. Другими словами, одежда не должна быть причиной уподобления друг другу полов, потому что наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть Аллах проклянет мужчин, носящих женские одежды, и женщин, носящих мужские одежды». Таким образом, он запретил такую практику, противоречащую естественному порядку жизни в духе Корана 1 .

Еще одним важным требованием, предъявляемым как к женской, так и к мужской одежде, является отсутствие на ней изображений живых существ.

2 Одежда должна быть из дозволенного (халяль) материала

Условие изготовления одежды из дозволенных (халяль) материалов означает, что одежда не должна быть изготовлена из запрещенных в Коране в общих выражениях шкур падали, а также из запрещенных в Сунне шкур хищных животных 2 . Следующим условием, предъявляемым только к мужской одежде, является то, чтобы она не была изготовлена из натурального шелка и не содержала элементов из золота, потому что наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), исходя из обозначенной в Коране необходимости избегать расточительства и запретов (харам) в виде предметов роскоши и считая их не соответствующей природе мужчин, запретил им использовать золото и шелк.

Он – да увеличит Аллах его славу – сказал:

«Золото и шелк сделаны разрешенными для женщин моей общины и запрещенными для мужчин».

«Кто носит шелк в этом мире, не сможет носить его в будущей жизни» 3 .

В другом хадисе наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сравнил ношение золотых колец с ношением горячего угля.

Читайте также:  Bob der bar детская одежда

По этой причине верующий мужчина, например, не может надевать одежду из натурального шелка, носить кольца, запонки или цепочки из золота.

Но мужчины могут носить одежду, некоторые детали которой, например, ворот, рукава и т.п. украшены шелком 4 .

Если указанные условия не соблюдаются, одежда не будет дозволенной и красивой.

3. Одежда должна быть красивой в своей простоте

Следующим требованием материального характера к одежде является ее красота в простоте.

Очевидно, что если одежда слишком велика или слишком яркого цвета, она не будет красивой, от нее рябит в глазах у собеседников, а ее обладатель не воспринимается всерьез.

По этой причине одежда должна быть подходящего размера, а цвета ее должны быть сдержанными. Ведь целью ношения одежды наряду с прикрытием тела является и украшение человека, потому что в священном Коране наш Господь говорит, что одежда дана для украшения:

«О сыны Адама! Мы ниспослали вам одежды для прикрытия ваших срамных мест и украшения [для одежд]» 5 .

Так как, одеваясь, необходимо иметь цель украсить себя, наш Господь, используя слово «зиннат» в значении «украшения» повелел приходить в являющиеся центром культуры и поклонения мечети, украсив себя одеянием 6 .

Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), всегда наставляющий нас следовать Корану, и сам своими действиями показывал необходимость, одеваясь, иметь цель быть красивым в простоте, и призывал к этому на словах.

Досточтимый сахаба Абу аль-Ахвас (радыйаллаху анху) передает:

«Я пришел к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в лохмотьях. Между нами произошел такой разговор:

(О Абу аль-Ахвас!) Есть ли у тебя имущество?

— Есть, о Посланник Аллаха!

Какое имущество у тебя есть?

— У меня есть верблюды, лошади, овцы, козы и другое подобное имущество, дарованное мне Аллахом.

(О Абу аль-Ахвас!) Если Аллах даровал тебе имущество, пусть на тебе будут видны следы Его даров!» 7

О том, что одежда должна и украшать человека, мы в еще более очевидной форме узнаем из следующих хадисов нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):

«(О верующие!) Вы навещаете своих братьев по вере, поддерживаете связи друг с другом. Поэтому уделяйте внимание виду и чистоте вещей, которые есть при вас. Держите вашу одежду в порядке и украшайте ее, чтобы привлекать внимание людей. Поистине, Аллах не любит безобразное» 8 .

Особо мы хотим коснуться вопроса красоты одежды в ее простоте по отношению к женщинам, чтобы избежать ложного толкования. Женщины, следуя условию соответствия одежды Корану и Сунне, в своей одежде должны на первый план выставлять не свои женские, а человеческие качества. Красота одежды в ее простоте в мусульманском смысле и одежда, как средство украшения, делающее акцент на женской природе, это две разные вещи.

Вне всякого сомнения, одежду, которая заставляет людей обращать на женщину внимание с сексуальной точки зрения, носить запрещено. Следующий хадис, как и общий характер 31-го аята суры ан-Нур, подтверждают это.

Айша (радыйаллаху анха) передает:

«Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) находился в мечети, появилась женщина из племени Музайна, которая ходила по мечети в нарядных одеждах, привлекая к себе внимание.

Увидев эту женщину, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

О люди! Запрещайте своим женам надевать нарядные одежды, (которые привлекают взоры и делают их похожими на женщин легкого поведения), а также ходить в мечети, привлекая внимание…» 9

Приведем же слова Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), содержащие вывод по всему вышесказанному:

«Слышите ли вы, слышите ли вы, слышите ли вы? Простота в одежде – от веры.

Не впадая в расточительство и в гордыню, ешьте, одевайтесь и давайте милостыню» 10 .

4 Одежда не должна походить на одежду неверных

Следующим материальным требованием к одежде является то, чтобы она не походила на специфическую одежду буддистов, иудеев, христиан, материалистов и других неисламских групп, а также не содержала в себе пропаганду присоединиться к представителям названных убеждений. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Те, кто в вероубеждении, деяниях своим внешним видом желает походить на кого-то другого, кроме нас, тот не из нас». А главным путем избежания такого сходства является одежда, соответствующая нормам Ислама.

Нематериальные требования к одежде

Согласно критериям Ислама, помимо перечисленных выше материальных требований к одежде, существуют и нематериальные требования. Это приобретение одежды на полученные дозволенным (халяль) путем средства и ношение ее, остерегаясь гордыни.

Одежда должна приобретаться на средства, полученные дозволенным путем

Пути обретения средств существования Ислам подразделяет на дозволенные (халяль) и запрещенные (харам). Как и еда, одежда должна обязательно приобретаться на средства, полученные исключительно дозволенным путем.

Одежда, обретенная запрещенными, приносящими людям вред путями, такими как ростовщичество, деятельность, связанная с алкоголем, азартными играми, проституцией, безжалостной эксплуатацией, взятками, обманом, хотя на вид и может казаться качественной и красивой, в действительности она так грязна, что ее не подобает одевать. Как невозможно заслужить одобрение людей одеждами, испачканными материальной грязью, так невозможно ее заслужить и в одеждах, запачканных грязью нематериальной. Поклонение, совершенное в обретенных на полученные запрещенным путем средства одеждах, не будет принято.

Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном своем хадисе так поведал об этой истине:

«Аллах не примет намаз и пост человека, надевшего одежду, обретенную на полученные запрещенным путем средства, до тех пор, пока он не снимет эту одежду».

Как могут украсить человека обретенные на полученные недозволенным путем средства одежды, если они делают его мерзким перед Всевышним и добродетельными людьми?

Носить одежду, избегая гордыни

В соответствии с критериями Ислама одним из нематериальных требований к одежде является носить ее, осознавая себя рабом Аллаха, вознося благодарность Ему и избегая гордыни. Это превращает ношение одежды в поклонение.

Источник