Меню

Как со временем появилась одежда



Одежда первобытных людей

Какой была одежда первобытных людей? Носили ли они еще что-то помимо шкур мамонтов? Шили или нет одежду древние люди? Да и вообще, откуда нам известно, во что одевались люди в древние времена?

Если со временем появления одежды (а появилась одежда около 107 тысяч лет назад) более-менее точно помогли определиться биологи, которые исследовали ДНК и вшей, то с тем, как же выглядела одежда первобытных людей, не все так просто.

Как найти одежду древних людей?

И главная проблема в том, что ни ткани, ни шкуры, ни листья растений не хранятся долгое время, они очень быстро разлагаются. Таким образом, проводя раскопки, археологи могут обнаружить глиняную посуду, орудия труда из камня или же железа, кости самих первобытных людей, их украшения, но вот только не одежду.

В данном случае, есть несколько способов понять, как же одевались древние люди. Во-первых, это рисунки – рисунки на скалах, в пещерах. Рисунки, на которых изображались охотники, и, соответственно, их одежда. Но и тут есть одно затруднение, первобытные люди очень реалистично рисовали животных, в то время как людей на рисунках можно увидеть очень редко и чаще всего они будут нарисованы весьма схематично.

Еще один вариант – это аналогия. На Земле до сих пор есть люди, которые живут так, словно время для них застыло и у них все еще каменный, бронзовый или же железный век. К примеру, это племена Африки или же Австралии. До открытия европейцами Америки индейцы также жили как первобытные люди.

И, соответственно, изучая традиции и одежду племен Африки, Австралии, ряда островов в Тихом океане, индейцев Америки, народов Сибири можно предположить, что древние люди имели в чем-то сходные с ними традиции и одевались практически также.

Так что же за одежду носили первобытные люди?

Конечно же, шкуры мамонтов. Но не только мамонтов, они в целом носили шкуры животных. Такие шкуры служили своеобразными плащами, защищая от холода.

Чем севернее жили племена, тем более закрытой была их одежда.

Так, практически у всех народов Сибири, которые жили в приполярной полосе, традиционная одежда надевалась через голову и делалась исключительно из меха. А вот у народов, которые жили в таежной полосе, одежда уже была распашной, то есть с разрезом спереди. При этом помимо меха они могли использовать и дубленую кожу, а также ткани.


Например, замшу (тонкая и мягкая с бархатистой поверхностью лосиная или оленья выделанная кожа), как это было у некоторых племен индейцев Северной Америки. Индейцы лесной полосы Северной Америки шили длинные рубахи, которые носили как мужчины, так и женщины. Мужчины также носили ноговицы – что-то вроде обуви без ступни или же своеобразных чулок. Ноговицы закрывали часть ноги от колена до стопы, делались обычно из шерсти.

Первые ткани – шерсть, лен, хлопок

Первые ткани люди научились ткать в период неолита – нового каменного века. Время неолита в Европе – это приблизительно с 7 тысяч лет до н. э. до 18 века до н. э. Связано появление тканей было с переходом людей к оседлому образу жизни и земледелию.

Первые ткани были шерстяными и из волокон растений. Основой для шерстяных тканей была шерсть домашних животных, растительные ткани ткались из волокон таких растений, как лен, хлопок, конопля.

Если на Севере людям приходилось утепляться, то на Юге люди в древние времена, да и сегодня некоторые африканские племена, носили минимум одежды. Это чаще всего была набедренная повязка, она могла быть сплетена просто из листьев растений, и иногда покрывало на плечи.

Была известна первобытным людям и обувь. Это могла быть плетеная, из растений, обувь. Из соломы, например. Или же просто обувь в виде куска шкуры животного, обернутого вокруг ноги.

Головные уборы первобытные люди носили не только как защиту от холода, но и как символ социального положения. Самые замысловатые головные уборы носили вожди или же жрецы племени.

История Эци – человека, который замерз в Альпах 3 300 лет до н.э.

Археологам практически никогда не удается найти одежду первобытных людей, чаще всего они находят лишь украшения. К примеру, на территории Владимирской области Российской Федерации археологами были найдены погребения детей времен палеолита. Одежда детей, конечно же, не сохранилась, а вот бусы из кости мамонта, которыми данная одежда была обшита, были найдены в целости и сохранности.

Но иногда археологам везет. Так, в 1991 году в Альпах была найдена ледяная мумия человека, которому не повезло и он 3 300 лет до н.э. замерз в горах. Историки дали данному человеку имя Эци. Замерзшей была и его одежда. Таким образом, ученые смогли восстановить одежду, которую носили люди 3 300 лет до н.э.

Эци был одет в плащ из соломы, жилет, набедренную повязку, ноговицы и башмаки из кожи. В качестве шнурков на ботинках использовалось лыко. А в качестве носков – мягкая трава, которой были обвязаны ступни ног. Также на нем была шапка из медвежьей шкуры, которая держалась на голове при помощи кожаного шнурка под подбородок.

Читайте также:  Размер зимней одежды для ребенка до года

Жилет, набедренная повязка, ноговицы, башмаки были сшиты из полосок кожи, а в качестве ниток использовались сухожилья.

Также на теле Эци было около 57 татуировок, нарисованных крестами, линиями и точками.

Источник

Первая одежда: сказка и рассказы, которые познакомят ребенка с историей одежды

Люди начали носить одежду очень давно. С тех времён и до настоящих дней её вид менялся много раз. Это происходило из-за развития традиций, изменений климата и многого другого.

Вид одежды, которую сейчас мы носим, менялся множество раз, ведь люди стали носить одежду очень давно. Менялись традиции, климатические условия и много другое, все это сказывалось на одежде наших предков. Изучение одеяния всегда увлекательно. История одежды для детей может открыть малышам много интересных фактов о привычках и образе жизни наших предков.

Как организовать рассказ об одежде детям

Вовлечение ребенка в совместный рассказ об одежде — лучший метод усвоения информации и хороший вариант для времяпровождения со взрослым. Начиная с доисторического быта людей поразмышляйте с ребенком на тему того, какую одежду в условиях конкретного периода времени мог носить человек. Таким образом удастся воспроизвести историю одежды для детей.

Заранее подготовьте:

  1. Распечатанные изображения первобытных людей, жителей Древней Греции и Древней Руси, модниц эпохи Возрождения и моды конца 19 века, когда мужчины носят цилиндры на голове, а женщины — элегантные платья.
  2. 2 шаблона мужчины и женщины и 2 шаблона рубах для них из белой бумаги (для одного ребенка).
  3. Красный фломастер или маркер.

Материалы для презентации перечислены ниже.

Первобытное общество

Сейчас чаще выбирают ту одежду, которая выглядит красивее, при этом у нас есть возможность сделать одежду удобной. Но первобытные люди думали о том, как защитить себя от холода.

Пещерный человек

Задайте ребенку вопрос: какую одежду мог выбрать пещерный человек? Тогда не было инструментов, тканей и ниток, да и шить люди еще не умели. Условно можно распределить возникновение первой одежды по этапам:

  1. Изначально люди для защиты от укусов насекомых и плохой погоды обмазывали свое тело жиром, глиной и землей.
  2. Первая одежда была из листьев растений, которая сплеталась прочной травой.
  3. Позже начали использовать шкуры животных. Для их обработки уже требовались скребки и ножи.

Первая примитивная одежда была в виде прямоугольного куска шкуры или переплетенных растений. Их набрасывали на бедра или обматывали вокруг туловища. Предложите ребенку обернуть себя покрывалом или широкой шалью.

Чуть позже появились иголки из камня, с помощью которых люди могли сшивать несколько кусков шкуры.

Древний мир

Со временем люди научились прясть и изготавливать ткани из растительных волокон и шерсти. Фасон одежды становился сложнее и менялся в зависимости от климата, где жил человек. Мужчины и женщины одевались похоже. И те и другие носили что-то похожее на плащ или платье, отличалась только длина.

В Древней Греции все одевались в тунику, поверх которой повязывали ткань, прихватывая ее на одном плече.

Греческая туника Хитон

В Древней Руси мужчины носили рубахи и порты (широкие штаны). Рубаха была немного выше колен и подвязывалась тонким поясом. Женщины носили длинную рубаху до пят, передник или пояс. Так одевались крестьяне, всю одежду они шили сами изо льна, а после обязательно вышивали на ней узоры чаще красного цвета. Знатные особы носили шелковые наряды. Материалы привозились из других стран купцами.

Подготовьте заранее шаблоны в виде мужчины и женщины и отдельно рубахи: одну на рост бумажной куклы, вторая — покороче для мужчины. Предложите ребенку нарисовать узор на одежде красным фломастером, представив, что они его вышивают.

XVI-XIX века

Люди придумывают одежду с целью украшения себя. В Европе придумали специальный каркас, поверх которого надевалась юбка, а талия очень сильно сдавливалась корсетом. Часто женщины в такой одежде падали в обморок.

Появилась мода на высокие прически. Их носили и женщины и мужчины. Иногда парикмахеры сооружали на голове целые корабли или вазоны с цветами.

Предложите ребенку примерить на голову большую мягкую игрушку и постараться удержать ее равновесие.

С конца 19 века одежда становится менее объемной и на более утонченной. Женщины носят приталенные элегантные платья, а мужчины длинные фраки и высокие шляпы — цилиндры. Позже начинают производить, в первую очередь удобную одежду. Женщины начинают носить брюки.

Первые ткани разных стран

Первыми тканями, которые освоил человек стали:

Шелк впервые начали изготавливать в Китае. Неизвестно, где впервые начали создавать льняное полотно. Одежду из него носили в Древнем Египте и Ближнем Востоке. Нити из хлопка первыми научились получать в Индии, а шерсть начали изготавливать одновременно в Китае и Вавилоне.

Читайте также:  Твинсет что это за одежда

Возделывание льна в древнем Египте

Сначала их изготавливали вручную, а потом при помощи специальных машин.

Для знакомства детей с первыми тканями можно подготовить презентацию.

Для этого понадобится:

  • листы A4 (ламинированные или плотный картон);
  • клей;
  • лоскуты тканей (льняные, шерстяные, шелковые и хлопковые);
  • бумага с узорами;
  • ножницы.

Для начала нужно подготовить несколько трафаретов одежды: платье, рубашка, брюки, косынка, юбка и блузка. По ним вырезать из лоскутов тканей фигуры и наклеить каждый вид ткани на отдельный лист A4.

Отдельно подготовить распечатанные фотографии:

  • овец, альпаки, верблюда, ангорской козы и ламы для примера шерсти;
  • хлопчатника для хлопка;
  • растений льна;
  • тутового шелкопряда.

В картинках дети наглядно увидят источник получения тканей. Дополнительно для ребят постарше можно рассказать с помощью изображений технологию получения тканей.

Сказка о том, как рубаха изо льна выросла

Лен растет на севере и в умеренном климате, ему не надо много солнца и воды. Он дождется дождя без капризов.

Из чего делают льняные нитки?

Семена всходят и на стебельке появляется метелка. Внутри ствола образуется мягкая ткань, которая называется луб. Эта часть очень гибкая и прочная, поэтому ее используют для ниток.

Как собирают и обрабатывают лен?

Нити получатся только из того льна, который не успел созреть. Поэтому люди придумали вырывать стебли раньше срока и оставлять их на земле на пару недель. За это время семена созревают, а луб остается таким же мягким и пластичным.

Специальная машина выбивает зернышки из метелок, по-другому это называют «молотит». А оставшиеся стебли оставляют мокнуть под дождем или бросают в воду. Это делают для того, чтобы в них завелись бактерии, которые помогут скрепить волокна. Они съедают весь клей, который выделяется от воды на стеблях.

Теперь лен нужно высушить и делают это в специальных машинах-мялках, которые его мнут. При этом луб отделяется от стебля. Для того чтобы получить тонкие волокна луб, нужно растрепать. Машина, которая помогает это сделать называется трепалка.

Из полученных волокон будут прясть нитки, а из ниток на ткацкой фабрике — ткани.

Немного фантазии взрослого и рассказ об одежде получится увлекательным и запомнится на всю жизнь ребенку.

Источник

История возникновения одежды

Одежда является составной частью материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальные ценности, созданные человеческим трудом и удовлетворяющие определенные потребности, с другой — это произведения декоративно-прикладного искусства, эстетически преобразующие облик человека.

Вместе с архитектурными сооружениями, предметами труда и быта одежда отражает развитие производительных сил исторического периода, климатические условия страны, национальные особенности жизни народа и его представления о красоте. Но «… Если архитекторы строят жилища, а художники прочих отраслей прикладного искусства участвуют в создании обстановки, окружающей человека в быту, то объектом художника- модельера является сам человек». Благодаря этой непосредственной связи костюма с человеком «… ничто с такими тонкими нюансами не отражает художественных вкусов эпохи, как костюм».

Понятия «одежда» и «костюм» во многом сходны, но имеют существенные отличия.

Одежда включает в себя различные виды изделий: белье, платье, чулочно-носочные изделия, обувь, головные уборы, украшения. Предметы одежды, связанные единством назначения и использования человеком, дополненные аксессуарами, прической, гримом, составляют костюм . Именно костюм является выразителем социальной и индивидуальной характеристики человека, его возраста, пола, характера, эстетического вкуса. Безраздельно сливаясь с физическим обликом человека, костюм формирует его в соответствии с общественным эстетическим и нравственным идеалом.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОДЕЖДЫ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человеческого общества. Человек в эпоху палеолита (40 — 25 тысяч лет тому назад) уже умел, пользуясь костяными иглами, сшивать, сплетать и связывать различные естественные материалы — листья, солому, тростник, шкуры животных, чтобы придать им желаемую форму. В качестве головных уборов также использовались природные материалы: выдолбленная тыква, скорлупа кокосового ореха или страусового яйца, панцирь черепахи.

Обувь возникла гораздо позже и была распространена в меньшей степени, чем другие элементы костюма. Одежда, как и всякий предмет декоративно-прикладного искусства, сочетает в себе красоту и целесообразность. Защищая тело человека от холода и жары, атмосферных осадков и ветра, одежда выполняет практическую функцию, украшая его — эстетическую функцию.

Трудно точно сказать, какая из функций одежды более древняя. Путешественники, изучавшие быт племен, находившихся на стадии первобытного общества, отмечали, что, несмотря на холод, дожди и снег, аборигены Огненной Земли ходили обнаженными, а восточно-африканские племена близ экватора во время праздников облачались в длинные шубы из козлиных шкур. Древние фрески, относящиеся к четвертому тысячелетию до н. э., показывают, что одежду носили лишь люди знатных сословий, все же остальные ходили обнаженными.

Предполагая, что одежда возникла вначале как средство украшения и “сословного отличия человека, историки, археологи, искусствоведы утверждают также и то, что с изменением климата и образа жизни людей значительно усилилась защитная, практическая функция одежды. Прямыми предшественниками одежды является татуировка, окраска тела и нанесение на него магических знаков, которыми люди стремились предохранить себя от злых духов и непонятных сил природы, устрашить врагов и расположить к себе друзей. Впоследствии узоры татуировки переносились на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани. Большую роль в древности играли украшения, которые вместе с татуировкой, прической или головным убором нередко составляли весь костюм человека первобытного общества. Так изображают людей Дордонийские пещерные росписи во Франции и другие древние наскальные и пещерные изображения. Длинные ожерелья, подвески, браслеты из кости или камня с выцарапанными магическими знаками свидетельствовали о храбрости, охотничьей и воинской доблести их носителя. На форму древнейших украшений влияла форма частей человеческого тела. Форма шеи, ушей, носа, губ, запястья, щиколотки, пальцев рук и ног, талии обусловили круглую замкнутую линию ожерелий, подвесок, обручей, колец.

Читайте также:  Размерная сетка детской одежды женской

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Форма тела и образ жизни человека определили первые примитивные формы одежды. Звериные шкуры или растительные материалы переплетали, образуя прямоугольные куски, и набрасывали на плечи или бедра, завязывали или обматывали вокруг тела горизонтально, по диагонали или спирали. Так появился один из основных типов одежды человека первобытного общества: драпирующаяся одежда.

Со временем возникла более сложная форма одежды — накладная, которая могла быть глухой и распашной. Полотнища ткани стали перегибать вдоль основы или утка и сшивать по бокам, оставляя в верхней части сгиба прорезы для рук и вырезая в центре сгиба отверстие для головы. Накладную глухую одежду надевали через голову, распашная имела спереди разрез сверху донизу.

Драпирующаяся и накладная формы одежды, возникнув в доисторические времена, сохранились и в наши дни как основные формы крепления одежды на фигуре человека. Наплечная, поясная, набедренная одежда представлена сегодня разнообразием ассортимента, конструкций, покроев.

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ И МОДЫ НА РАЗВИТИЕ КОСТЮМА

Историческое развитие основных форм одежды проходило в непосредственной связи с природными и социально-экономическими условиями эпохи, эстетическими и моральными требованиями и общим художественным стилем в искусстве.

Стиль в искусстве — это исторически сложившаяся, относительно устойчивая общность образной системы средств и приемов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания в искусстве. Основные черты стиля отражаются в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве, литературе, музыке.

В костюме общая стилевая направленность выражается в основных формах и пропорциях, способе ношения, применении определенных материалов и цветовых сочетаний, характере украшений.

Изменения, общего художественного стиля эпохи всегда связаны с большими идейными и общественными сдвигами. Происходят они в течение длительного исторического периода. Но в пределах каждого стиля существует более подвижное и кратковременное явление — мода, затрагивающая все области человеческой деятельности.

Мода —это кратковременное господство определенных форм, связанное с постоянной потребностью человека в разнообразии и новизне окружающей действительности. Особенно заметно и активно проявляется мода в костюме. Безраздельно сливаясь с внешним обликом человека, костюм подвержен наиболее частой сменяемости объемных, плоскостных и линейных форм.

Изучая развитие и изменение основных форм костюма, их конструктивное и декоративное решение, использование материалов и их цветовых сочетаний в костюме и способы его ношения, история костюма вместе с тем изучает природные и социально-экономические условия эпохи или страны, присущий ей эстетический идеал красоты человека, характерные черты культуры, искусства, общего художественного стиля. Конечно, невозможно установить прямую и непосредственную связь между природными или социально-экономическими условиями периода и формой или цветом костюма. Связь эта очень опосредована, многими тонкими, порой неуловимыми нитями переплетаются эти факторы, выливаясь в конечном счете в удивительное соответствие. В Египте, например, обожествление фараона в религии выражается в величественно монументальных, статично-неподвижных архитектурных формах, в сковывающих движение, подчеркивающих это величие формах костюма. В знойном климате и при малоподвижном образе жизни эти формы не лишены также и определенной целесообразности. В более совершенной, не похожей по своему общественно-политическому устройству Греции, не признающей монархической деспотии и божественной власти человека, — другие идеалы: не застывшие статуи, а полные жизненной энергии и движения, исполненные благородства и атлетической силы образы, в создании которых динамическая драпировка греческого костюма играет далеко не последнюю роль.

Более конкретны связи между развитием производства и костюмом, между эстетическим идеалом красоты и костюмом. В первом случае определяются волокнистый состав тканей, их цветовое решение, ширина, методы обработки и отделки, во втором достигается удивительная гармония между идеальным внешним обликом человека, его природными данными и искусственно создаваемыми формами костюма. Основными источниками изучения истории костюма являются произведения изобразительного и прикладного искусства, архитектуры, литературные произведения и исторические документы, описывающие быт и материальную культуру эпохи.

Источник