Меню

Форменная одежда государственной власти



Фотофакты. Что можно выяснить о госслужащем по его форме

В начале года в интернете бурно обсуждали фотографию , на которой директор управления почтовой службы Кемеровской области была запечатлена в мундире , очень похожем на форму эсэсовцев. Оказалось , что эта форма была выпущена небольшой партией для руководителей , но в действительности она не черная , а темно-синяя — ради сходства с одеждой СС ее отфотошопили. Скандал в итоге замяли. Мы же решили узнать , как одеваются сотрудники госорганов , с которыми приходится сталкиваться предпринимателям , и как по их знакам отличия разобраться , со специалистом какого ранга вы имеете дело.

Государству важно , чтобы работающие на него люди отличались от простых обывателей. Именно поэтому оно издавно унифицирует их одежду. Не только армия и правоохранительные органы , но и гражданские ведомства имеют свою униформу.

Если смотреть на картинки с изображениями костюмов различных ведомств в черно-белом варианте , можно и вовсе не найти между ними отличий: настолько сильна стандартизация. Форменная одежда госслужащих очень похожа на армейскую: кители , фуражки , пилотки , погоны. Понять , представитель какого органа власти находится перед вами , можно главным образом по ведомственной нашивке на левом плече и , разумеется , цвету формы. В какие цвета окрасит себя тот или иной госорган , решает геральдический совет при президенте. Иногда он ориентируется на традиции ведомства ( так , таможенной службе вернули зеленый цвет , который принадлежал ей еще в царское время), а в ряде случаев — создает их.

Тем более , что происходит некоторое снижение разнообразия. Так , 5−10 лет назад многие ведомства стали отказываться от парадных кителей для своих сотрудников. Теперь повседневная и парадная форма зачастую отличается только цветом рубашек — в последнем случае они белые. Да и летняя форма от зимней отличается теперь чаще всего только длиной рукавов. У женщин выбор больше — они могут носить или брюки , или юбку.

Татьяна Малютина,
начальник отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по Алтайскому краю:

В нашем ведомстве для тех , кто работает в кабинетах , ношение формы каждый день необязательно. Согласно этике госслужащего они одеты в строгий деловой костюм. Однако на официальные мероприятия , совещания и коллегии руководящий состав ведомства обязательно надевает форму. А вот для тех , кто непосредственно взаимодействует с налогоплательщиками в операционных залах , форма обязательна. Если вы увидите сотрудника в зале для налогоплательщиков не в форме , то это значит , что он работает недавно и у него нет чина. В таких случаях в нашем ведомстве предусмотрен дресс-код: белая рубашка и темная юбка или брюки.

Форму алтайским налоговикам присылают из Москвы и выдают сотрудникам бесплатно. Поменять ее можно раз в два года. Однако централизованные поставки иногда дают сбой , и нужный размер сотруднику приходится ждать дольше , чем он рассчитывал.

Роберт Куляпин,
старший инспектор отдела государственной службы и кадров Алтайской таможни:

Не все должностные лица Алтайской таможни работают с участниками внешнеэкономической деятельности или физлицами , однако ношение формы у нас обязательно для каждого. У нас с этим строго. Систематически проводятся построения и производится осмотр форменной одежды. Примером грубого нарушения может послужить смешение форменной одежды и гражданской. Прекрасной половине работников Алтайской таможни запрещается укорачивать юбки. За нарушение правил ношения форменной одежды или неопрятный внешний вид могут привлечь к материальной или дисциплинарной ответственности , назначить служебную проверку в отношении провинившегося. Однако подобных нарушений у нас не случалось.

В повседневном режиме носки одежда быстрее изнашивается , поэтому в ведомствах , где форма обязательна , сроки ее обновления короче , и они установлены для каждого элемента гардероба в отдельности. Поставки также централизованно идут из Москвы.

В некоторых ведомствах ( например , в Федеральной таможенной службе или в Федеральной службе контроля за оборотом наркотиков) должностные лица делятся на госслужащих и сотрудников. Первые имеют классные чины , вторые — специальные звания. Система иерар­хии у сотрудников такая же , как в армии или правоохранительных органах. Погоны , соответственно , тоже. При этом иногда они совпадают с погонами госслужащих.

Алина Шмидт,
пресс-секретарь Алтайской таможни:

У советника государственной гражданской службы 3-го класса форма и погоны точно такие же , как у майора таможенной службы. А секретаря государственной гражданской службы 2-го класса легко можно спутать с прапорщиком. Человек со стороны никогда их не отличит.

Тем не менее , по ее словам , путаницы внутри ведомства у них не возникает.

Как говорят сами работники гос­органов , по улице в форме они стараются не ходить — предпочитают переодеваться на работе. Однако отмечают , что в служебное время она оказывается очень полезной. «Наши специалисты говорят , что граждане по-разному воспринимают сотрудников в форме и без нее. Действительно , лишний раз подумаешь , прежде чем поднять голос на человека в форме, — говорит Татьяна Малютина. — Общение получается официальным и более формализованным. Граждане видят в нашем специалисте не просто симпатичную девушку , а государственного служащего в погонах. И сами работники в форме отчетливее осознают , что они — представители государства».

Читайте также:  Уксус для стирки одежды

Погоны для госслужащих

(на примере Федеральной налоговой службы)

По старшинству , в порядке убывания

Погоны действительных государственных советников РФ

Такие чины и погоны носят руководители федеральных ведомств и их заместители.

3 эмблемы носят действительные государственные советники РФ 1-го класса;
2 эмблемы носят действительные государственные советники РФ 2-го класса;
1 эмблему носят действительные государственные советники РФ 3-го класса.

Погоны государственных советников РФ

Такие чины и погоны носят руководители региональных управлений федеральных ведомств.

Принцип определения класса по звездочкам здесь и в дальнейшем тот же , что и по эмблемам:

3 звезды — 1-й класс,
1 звезда — 3-й класс.

Погоны советников государственной гражданской службы РФ

Чины и погоны советников носят заместители руководителей региональных управлений федеральных ведомств , а также начальники отделов и подразделений внутри ведомства.

Погоны референтов государственной гражданской службы РФ

Погоны секретарей государственной гражданской службы РФ

Погоны секретарей отличаются количеством полос и размером звезд — их диаметр составляет всего 15 мм. Чины референтов и секретарей носит большинство госслужащих.

Татьяна Малютина,
начальник отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по Алтайскому краю:

Федеральный закон № 79 определяет классные чины государственных служащих. Принцип для всех госорганов тут одинаковый. Чины делятся на категории и классы. При этом установлена своеобразная «вилка», для определенной должности в системе могут быть присвоены соответствующие чины. Человек приходит к нам на работу , и через 3 месяца он может получить первый чин. Дальше начинается его карьерный рост , и соответственно повышается чин.

Как еще опознать руководителя ведомства?

Начальников как федерального , так и регионального уровня можно отличить от других сотрудников даже издалека по специфическим вышивкам. Их можно встретить:

В некоторых ведомствах названия разрядов в табели о рангах работников несколько отличаются от принятой в других госорганах иерархии.

Например , в службе судебных приставов или прокуратуре.

Наплечные знаки прокуроров:

Повседневная одежда представителей различных государственных органов

Роспотребнадзор. Костюм темно-бордовый , рубашка бежевая , галстук черный.

Ростехнадзор. Костюм темно-синего цвета , рубашка — серо-голубого , галстук черный.

Налоговая инспекция. Костюм темно-серо-зеленовато-голубого ( официальное наименование из приказа) цвета. Рубашка фисташкового цвета , галстук — под цвет формы.

Россельхознадзор. Костюм темно-серого цвета , рубашка серо-голубая , галстук черный.
Ветеринарная служба. Костюм светло-серого цвета , рубашка серо-голубая , галстук черный.

Росприроднадзор. Костюм изумрудно-зеленого цвета , рубашка серо-голубая , галстук черный.

Прокуратура. Пиджак темно-синего цвета и голубая рубашка. На лацканах — ведомственная эмблема золотистого цвета в виде окованного щита , наложенного на скрещенные мечи. Для советников юстиции и юристов — эмблемы металлические , для государственных советников юстиции — вышитые.

Источник

Правовые аспекты разграничения понятий «форма одежды» и «форменная одежда» в нормативно-правовых документах государственных контролирующих органов Российской Федерации

Ефремовцев Александр Рудольфович,Преподаватель кафедры кафедры организации охраны общественного порядка ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ», г. Тюменьalex70rudolf.@mail.ru

Правовые аспекты разграничения понятий «формы одежды» и «форменной одежды» в нормативноправовых документах государственных контролирующих органов Российской Федерации

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «форма одежды» и «форменная одежда» контролирующих органов РФ как квалифицирующие признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации».Ключевые слова: форма одежды, форменная одежда, государственные контролирующие органы, юридическая защита.

Современная ситуация в мире характеризуется обострением политических, экономических, военных противоречий. В этой связи стабильный политический курс в Российской Федерации (далее РФ) является гарантом положительных преобразований в обществе. Вместе с тем в России необходимо дальнейшее укрепление государственности, территориальной целостности, обеспечение правового регулирования важнейших процессов общественной жизни. Деятельность каждого государства, независимо от формы правления, обеспечивается определенными институтами государственной власти, которые в свою очередь защищены законодательством.В соответствии с указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [1] сформирована система федеральных органов исполнительной власти, втом числе государственных контролирующих органов Российской Федерации, которые осуществляют контроль и надзор за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения.К государственным органам, осуществляющим контрольнонадзорные функции в Российской Федерации, относятся более 60 организаций перечень которых содержится в главе 23 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее ‬КоАП РФ) [2]. Значение этих структур огромно. Представители государственных контролирующих органов РФ часто выполняют решающую роль в предотвращении и пресечении нарушений, требований федерального законодательства, в том числе Кодекса об административных правонарушениях РФ, Уголовного кодекса РФ, ведомственных нормативноправовых документов, а также различных регламентов и инструкций. Должностные лица указанных государственных органов наделенные соответствующими полномочиями и вправе предъявлять жесткие требования к правонарушителям. Основные цели деятельности государственных контролирующих органов РФ достигаются при условии строгого выполнения требований к служебной дисциплине, личной ответственности, прежде всего самих должностных лиц, что способствует исполнительской дисциплине, четкости принимаемых решений, субординации во взаимоотношениях, что в итоге, способствует успешному решению служебных задач и обеспечения регулирования важнейших процессов общественной жизни.Полномочия контролирующих органов: осуществлять лицензирование, иметь доступ к объектам контроля и обследовать их, запрашивать и получать необходимые для контроля документы, материалы и сведения, вызывать должностных лиц и иных граждан, получать от них объяснения, использовать помощь специалистов, давать предписания об устранении нарушений, приостанавливать действие лицензии, запрещать реализацию товаров либо оказание услуг, принимать меры для привлечения виновных в правонарушениях лиц к установленной законом ответственности, в том числе передавать соответствующие материалы в правоохранительные органы [1].Каждый контролирующий орган выполняет определенные функции и для этого наделен правами и обязанностями, исчерпывающий перечень которых обычно содержится в нормативном акте, регулирующем его деятельность.Анализ специфики нормативноправовых документов, регламентирующих деятельность различных государственных контролирующих органов РФ подтверждает это и позволяет выделить ряд общих признаков: 1. Деятельность является разновидностью государственной службы и порядок ее прохождения определен в соответствующих нормативноправовых актах. 2. Строгое соблюдение принципа единоначалия и регламентация требований к служебной дисциплине. 3. Для руководящего состава установлены специальные знаки различия и символика. 4. Обладание специальными правами и полномочиями, в том числе убеждения и принуждения; 5. Публичный характер деятельности общество внешне оценивает эффективность работы в разнообразных ситуациях, в которых приходится действовать быстро и правильно принимать решения.6. Государственные гарантии правовой и социальной защиты представителей контролирующих органов РФ.В этой связи для отдельных категорий сотрудников руководящего состава указанных государственных контролирующих органов предусмотрено право ношения формы одежды со знаками различия и символикой, что позволяет гражданам безошибочно определять их функции и объем полномочий. Право на ношение форменной одежды имеют руководство, иные должностные лица центрального аппарата и территориальных органов Роспотребнадзора РФ, федеральные государственные гражданские служащие центрального аппарата итерриториальных органов Ростехнадзора РФ, сотрудники таможенных органов РФ, работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, сотрудники Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.Особое место в правовом регулировании деятельностигосударственных контролирующих органов РФ занимают нормативноправовые документы, регламентирующие порядок ношения форменной одежды со знаками различия и символикой: приказ от 31 января 2007 г. № 23 «Об утверждении правил ношения форменной одежды для руководства, иных должностных лиц Центрального аппарата и территориальных органов Роспотребнадзора территориальных органов Роспотребнадзора» [3], приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 ноября 2012 г. № 663 «Об утверждении образцов форменной одежды и порядке ее ношения Федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору» [4], приказ Федеральной таможенной службы от 4 сентября 2007 г. № 1078 «Об утверждении правил ношения форменной, специальной одежды, обуви и снаряжения должностными лицами таможенных органов РФ» [5], приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 18 марта 2009 г. N НЛ227фс «О форменной одежде, знаках различия и порядке ношения форменной одежды работниками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющими функции по контролю и надзору» [6], Постановление Правительства РФ от 12 окт. 2013 г. № 920 «О форменной одежде, знаках различия по специальным званиям и нормах снабжения вещевым довольствием сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» [7]. Одной из форм государственной защиты интересов представителей контролирующих органов РФ является ответственность за посягательство на институты государственной власти, выражающийся в частности в статье 17.12 КоАП РФ «Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов».На наш взгляд, важно обратить внимание на ключевой квалифицирующий признак данного административного правонарушения ‬предмет, которым является форменная одежда со знаками различия и символикой государственных контролирующих органов. В процессе административного производства и судебного разбирательства по делам данной направленности возникает необходимость, разграничения понятий «формы одежды» и «форменная одежда». Изучение нормативноправовых актов государственных контролирующих органов РФ, регламентирующих правила ношения формы одежды и обеспечение форменной одеждой, свидетельствует, что эти понятия используются бессистемно, подменяя друг друга, в результате чего представители указанных органов не обеспечены должной юридической защитой. Сравнивая понятия «форменная одежда» и «формы одежды», необходимо подчеркнуть, что в указе Президента РФ от 11 марта 2010 г. № 293 «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия»содержится наиболее полное определение понятия формы одежды это унифицированный по существенным внешним признакам комплект предметов военной одежды и военной обуви (обмундирование), а также военного снаряжения, предназначенный для ношения военнослужащими [8].Официально утвержденные образцы формы одежды защищены Гражданским законодательством Российской Федерации [9].Соответственно к понятию «форменная одежда» следует отнести официально утвержденный перечень отдельных предметов формы одежды, которыми на основании соответствующих Постановлений Правительства РФ снабжаются представители контролирующих органов РФ.Однако, согласно статьи 17.12 КоАП РФ, ответственность предусмотрена именно за незаконное ношение «форменной одежды». Следовательно, для квалификации административного правонарушения достаточно незаконно носить один или несколько предметов «форменной одежды», имеющих знаки различия и символику.Вместе с тем, отдельные случаи ношения форменной одежды лицами, не имеющими данного права, приобретаютопределенный общественный резонанс с соответствующим обсуждением в средствах массовой информации России. Например, в сети Интернет предлагался вопрос в качестве темы для обсуждения: «…Могу ли я не выполнять требование об остановке, если я однозначно уверен, что внешний вид «сотрудника ГИБДД» не соответствует нормам и требованиям руководящих документов, следовательно ‬он не настоящий сотрудник. И невыполнение законного требования сотрудника полиции перестает быть таковым, так как сотрудник перестает быть сотрудником, по крайней мере внешне. А я боюсь останавливаться, когда меня тормозят ряженные в форме ГИБДД» [10]. Так возникшая ситуация получает свое дальнейшее развитие как межличностный, так и правовой конфликт.Предметами форменной одежды, на которых могут располагаться знаки различия и символика являются: китель, жакет, куртка, бушлат, плащ, рубашка. Также, например, и фуражка, являясь официально утвержденным предметом форменной одежды, имеет соответствующую символику, содержит целый ряд установленных отличительных признаков: по цвету ткани и пуговицам ‬можно определить ведомственную принадлежность; по кокарде и шнуру ‬отнести ее к категории лиц рядового и младшего, среднего и старшего, а может и высшего начальствующего состава. Но, ношение одного предмета в отдельности не дает нам представления о действительных полномочиях ее владельца как должностного лица и вызывает сомнения в законности его деятельности.Так служебная деятельность должностного лица, имеющего законное право ношения формы одежды, возможна либо при наличии всего комплекта предметов, либо без него. Именно на это направлены такие общие признаки в содержании нормативноправовые документы государственных контролирующих органов РФ как запреты, связанные с нарушением правил ношения формы одежды: ношение формы одежды, обуви и знаков различия неустановленных образцов; ношение форменной одежды лицами, которым она не положена; смешивание предметов форменной одежды летней и зимней, а также форменной и гражданской; ношение поврежденных предметов форменной одежды и обуви; смешение предметов форменной и гражданской одежды, ношение на форменной одежде нагрудных знаков, не предусмотренных Правилами.Вместе с тем, отсутствие системы в употреблении понятий «форма одежды» и «форменная одежда» можно наблюдать, например в приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 ноября 2012 г. № 663 «Об утверждении образцов форменной одежды и порядке ее ношения Федеральными государственными гражданскими служащими центральногоаппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору».Очевидно, что в нормативноправовых актах различных государственных контролирующих органов РФ подходы к форме одежды, к знакам различия и символике, а также к регламентации правил ее ношения и нормам обеспечения имеют единую тематическую направленность и много общего. Однако, существующие недоработки свидетельствуют о необходимости формирования единых требований со стороны государства. Складывается объективная необходимость принятия и использования единого понятия «форма одежды», что будет являться основанием для внесения изменений в диспозицию части 1 статьи 17.12 КоАП РФ «Незаконное ношение формы одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации»и в ведомственные нормативноправовые документы государственных контролирующих органов РФ, регламентирующих ношение формы одежды. Прежде всего, предлагаетсяввести единое понятие формы одежды ‬это комплект форменной одежды соответствующий официально утвержденным образцам, предназначенный для выполнения служебных задач, предусмотренных Федеральными законами, в различных условиях. К различным условиям выполнения служебных задач можно отнести зимние и летние комплекты формы одежды, а также демисезонные в органах Ростехнадзора РФ, соответственно предусматриваются официально утвержденные образцы для различных служебных задач.Комплексным решением существующих недоработок в нормативноправовых актов государственных контролирующих органов РФ будет являться их систематизация путем официальной инкорпорации ‬упорядочением правовых норм уполномоченным органом и издание сборника действующих нормативных актов, на основе тематического принципа. Это даст возможность правоприменителю однозначно трактовать и квалифицировать правонарушения, связанные с незаконным ношением формы одежды государственных контролирующих органов РФ.Совершенствование правовой деятельности государственных контролирующих органов РФ осуществляется в сложных экономических и политических условиях, которые требуют строгого соблюдения служебной дисциплины, повышения уровня ответственности должностных лиц. Четкое представление о «форме одежды» государственных контролирующих органов РФ является гарантом правовой защиты ее представителей, обеспечивает законность в их взаимоотношениях с обществом. Данные меры позволят обеспечить надежную юридическую защиту интересов всех государственных контролирующих органов РФ.

Читайте также:  Женская одежда подходит мужчине

Источник