Меню

Форма одежды особенности проектирования



Общая характеристика и этапы проектирования одежды

В условиях индивидуального производства

Конструирование — это создание конструкции какого-либо предмета, в частности одежды, с разработкой его проекта.

Конструкция — построение, устройство чего-либо. Для одежды это ее детали, их соединение, используемые материалы.

Проект представляет собой замысел, план построения чего-либо, ко­торый оформляется в виде конструкторской документации.

Проектирование в общем смысле — это совокупность (комплекс) ра­бот по созданию нового образца изделия; может включать исследования, расчеты и обоснования, создание эскизов изделий, их моделей в материале, построение чертежей, а также изготовление и испытание опытных образцов.

Проектирование часто сопровождается макетированием, т.е. изготов­лением макета изделия в каком-либо материале. Применительно к одежде макет представляет собой изделие в натуральную величину. Это возмож­но потому, что затраты времени и материалов при изготовлении образца изделия несравнимо меньше, чем, например, при изготовлении макета ав­томобиля или станка. В швейном производстве макетирование называют моделированием.

Таким образом, проектирование одежды включает два последователь­ных этапа:

творческий, к которому относится разработка эскиза будущей мо­дели, а также ее конструкции, включая образец в натуральную ве­личину из заданных материалов;

технический, включающий разработку конструкторско-технологической документации, необходимой для запуска проекта изделия в производство.

С 1971 г. проектирование всех видов изделий промышленного изго­товления производится с учетом требований специальных стандартов в виде Единой системы конструкторской документации (ЕСКД). ГОСТы ЕСКД определяют этапы проектирования, их содержание, требования к оформлению конструкторской документации.

При изготовлении одежды по индивидуальным заказам населения про­цесс ее конструирования усложняется, а подготовка конструкторской до­кументации исключается или сокращается до минимума по сравнению с массовым производством.

Индивидуальные особенности заказчика учитываются на этапе созда­ния эскиза модели и разработки конструкции изделия. Отсутствуют ста­дии изготовления окончательных лекал, их градация и оформление техни­ческого описания на новую модель одежды.

Проектирование одежды для индивидуального производства может быть организовано на отраслевом уровне и на уровне предприятия-изготовителя. В этом случае конкретный потребитель одежды неизвестен и конструирование женской одежды ведется на фигуры манекенщиц. На­правляющая коллекция включает как остромодные изделия, так и изделия «умеренной» моды текущего сезона. Последние создаются художниками-модельерами с учетом спроса населения и сложившихся условий произ­водства. Организуются показы коллекций для пропаганды моды и для по­вышения квалификации специалистов.

Для знакомства закройщиков со способами получения модных форм в экспериментальных лабораториях разрабатываются перспективные базо­вые конструкции в остромодных вариантах, как правило, одного средне­го размера. В настоящее время в индивидуальном производстве часто применяют раскрой моделей по лекалам базовых конструктивных основ (БКО).

Базовые конструктивные основы создаются на 2 — 3 года с учетом рекомендаций перспективной моды. Эти рекомендации устанавливают ве­личины прибавок на свободное облегание, виды членения и способы фор­мообразования изделий. БКО разрабатывают по каждому виду одежды на различные силуэты, покрои, с учетом половозрастных групп. На них оформляются техническая документация и каталог зарисовок перспектив­ных моделей («папка» художника-модельера).

На предприятиях службы быта может выполняться корректировка кон­туров обмелки БКО применительно к размерным признакам конкретной фигуры. Используются также типовые раскладки деталей БКО. Могут соз­даваться и универсальные базовые конструкции, которые учитывают группу моделей и включают детали с максимальным количеством члене­ний.

После конструкторской и технологической проработки образцов на­правляющей коллекции и обучения специалистов ателье приемам конст­руирования и изготовления новых моделей оформляется техническая до­кументация на БКО. Она включает:

• образцы моделей (эталоны);

• лекала базовых конструктивных основ и отделочных деталей;

• техническое описание модели или группы моделей.

Индивидуальное (оперативное) конструирование изделий осуществ­ляется по заказам населения непосредственно в ателье или домах быта. Исходными данными при этом являются:

• каталоги зарисовок моделей, БКО и «папки» художников, получен­ные из экспериментальных лабораторий, журналы мод;

• размерные признаки заказчика;

• перечень требований, предъявляемых заказчицей к модели;

• свойства конкретных материалов.

Процесс конструирования включает следующие этапы.

1. Фигуру заказчицы изучают по ее внешним данным. Устанавливают
(хотя бы зрительно) некоторые важные при моделировании и конструиро­вании свойства материалов. Заказчице предлагают на выбор несколько эс­кизов моделей и детально обсуждают с ней основные узлы и решения, вы­бирают окончательный вариант модели. Для обеспечения качества работы
в ателье введена должность художника-консультанта.

2.Непосредственно в салоне ателье с участием заказчицы оформляют
паспорт-заказ. В нем содержится краткое описание модели: зарисовка фа­
сонных особенностей, данные о количестве материалов, измерения
фигуры. Обычно на бланке заказа схематически изображают контуры фигуры.

3. Производят обмер фигуры заказчицы, строго соблюдая правила об­мера. По его результатам, сравнивая отдельные размерные признаки, ус­танавливают тип фигуры и ее отклонения от типовой.

4. Производят построение чертежа конструкции модели, чаще всего,
используя расчетно-графические методы. Они включают расчет и по­
строение основы конструкции и внесение в нее модельных особенностей в соответствии с эскизом модели. Можно выполнить наколку изделия либо его отдельных узлов или использовать БКО.

5. Осуществляют раскрой основного материала. Раскрой может осуще­ствляться как по первичным шаблонам деталей (без припусков на швы),
так и в результате построения деталей непосредственно на ткани.

6. Выполняют подготовку изделия к первой примерке. Проводят при­-
мерку изделия на фигуре заказчицы. Существуют приемы и правила под­
готовки, проведения примерок и рекомендации по устранению дефектов
конструкции. Изготовление изделий может выполняться с одной или
двумя примерками. Можно использовать специальный жилет и бес-­
примерочный метод.

7. Производят окончательное изготовление изделия, расчет затрат,
сдачу изделия заказчице.

Иногда, например, при разработке новых перспективных конструктив­ных основ в условиях экспериментальной лаборатории на них оформляет­ся конструкторская документация. Ее состав и объем определяются видом оказываемых услуг населению. Это может быть изготовление пар­тии изделий по заказу (униформа, фирменная одежда и т.д.), изготов­ление полуфабрикатов или мелких партий изделий без предваритель­ных заказов.

Состав конструкторской документации в этом случае аналогичен тех­нической документации для массового производства. Он включает:

• образец базовой модели (эталон);

• полный комплект всех видов лекал с учетом их градации по разме­рам и ростам;

• техническое описание базовой модели и ее вариантов.

Одним из перспективных направлений развития процесса конструиро­вания одежды является совмещение раскроя изделий на индивидуальную фигуру с изготовлением их в поточном производстве. В этом случае ис­пользуется безнастильный раскрой с помощью автоматизированных ком­плексов.

Для разработки чертежей конструкций новых моделей изделий, изго­тавливаемых по индивидуальным заказам, чаще всего применяют Единый метод конструирования’ одежды (ЕМКО), разработанный ЦОТШЛ (Центральной опытно-технической швейной лабораторией). Это расчетно-графический метод, который предусматривает два этапа построения кон­струкции. Сначала строится силуэтная основа заданного покроя, а за­тем в Нее вносятся модельные особенности в соответствии с эскизом модели.

Т ребования к женской одежде

Требования к одежде можно разделить на несколько различных по ха­рактеру и содержанию групп. Наиболее важными из них являются требо­вания к одежде как к предмету потребления. Вторая группа требований включает технико-экономические, т.е. требования, учет которых обеспе­чивает изготовление изделия с минимальным расходом материалов и за­трат времени.

Потребительские требования к одежде можно разделить на пять ос­новных групп: функциональные, эстетические, эргономические/ эксплуа­тационные и социальные.

Функциональные требования — это соответствие изделия условиям его эксплуатации. Оно выражается в том, что каждый вид женской одеж­ды по своим размерам, конструкции, используемым материалам должен соответствовать назначению, условиям носки, а также внешнему и внут­реннему облику женщины. Другими словами, для каждого рода деятель­ности и отдыха нужна соответствующая одежда.

В зависимости от назначения женская одежда может быть следующих видов: белье, легкое платье и верхняя одежда. Кроме того, ее различают по времени и месту использования: для торжественных случаев, повсе­дневная и др. По сезону женская одежда делится на зимнюю, внесезон­ную, демисезонную и летнюю, а по используемым материалам — на. одеж­ду из тканей, меха, трикотажа, кожи и др.

По форме, конструкции и композиции женская одежда должна соот­ветствовать возрасту заказчицы.

Эстетические требования — это прежде всего соответствие одежды современным требованиям стиля и обеспечение индивидуальности женщины. В настоящее время в основу стиля положен принцип предельной гармонии между человеком и окружающим его предметным миром. Ос­новную роль при этом играют целесообразность, демократизм, четкость и совершенство линий и форм в одежде.

Одним из важнейших эстетических свойств женской одежды является следование направлению моды. Ежегодно проводятся методические сове­щания и показы направляющих коллекций одежды. Направление моды представляет собой рекомендации по видам одежды, силуэтам и покроям, материалам и отделкам, которые обеспечивают современный стиль раз­личных видов одежды.

Эстетические требования к одежде обеспечиваются хорошей взаимо­увязкой формы, конструкции и материала. Свойствами материала, кото­рые влияют на эстетическое восприятие изделия, являются драпируемость, поверхностная плотность, волокнистый состав, учет оформления поверхности ткани и ее цветового решения. Все эти свойства соотносят с силуэтом и фасоном конкретной модели на конкретную фигуру заказчицы. Безупречный товарный вид одежды достигается, с одной стороны, тщательной разработкой формы, а с другой — точностью и совершенством обработки и отделки изделия. Все открытые для зрительного восприятия элементы модели должны быть четко и точно обработаны.

Эргономика — наука, которая изучает условия труда и быта человека с целью создания комфортных условий его деятельности. Следование реко­мендациям этой науки при проектировании женской одежды обеспечивает эргономические требования к ней.

От одежды в процессе эксплуатации требуется, чтобы она была не только красива и прочна, но и удобна. Это обеспечит хорошее настроение и самочувствие человека в бытовой одежде, а также безопасный труд в производственной одежде.

Читайте также:  Зависимость от одежды называется

Эргономические требования предполагают:

• соответствие изделия антропометрическим характеристикам данной
фигуры, т.е. ее размерным признакам;

• целесообразные размеры изделия и его отдельных частей. Громозд­кие вещи неудобны, некрасивы, мешают в работе и отдыхе. Одежда по размеру меньше требуемой ограничивает и затрудняет движе­ния. Чтобы женская одежда не стесняла свободы дыхания и движе­ния, при выборе прибавок на свободное облегание необходимо учи­тывать изменения размеров тела женщины в динамике. Установлены покрои, которые являются наиболее эргономичными;

• удобство одежды в пользовании достигается и рациональным расположением застежки, карманов, наличием разрезов, складок, вырезом горловины и другими элементами в одежде;

• одежда должна быть легкой, хорошо сниматься и надеваться.

К группе эргономических требований к одежде относятся и ее гигие­нические свойства. Одежда служит для создания и поддержания ком­фортных условий для жизнедеятельности организма. В то же время одеж­да является надежным средством защиты от неблагоприятных воздей­ствий внешней среды (холода, влаги, действия солнечной радиации , и др.).

По мнению гигиенистов, температура воздуха под одеждой должна быть близкой к 33 °С, допустимое содержание углекислого газа — 0,08 %, влажность воздуха — 20 — 40 %; должно обеспечиваться тепловое равнове­сие организма женщины и окружающей среды.

Кроме того, одежда — это барьер, который предохраняет организм от высоких и низких температур.

В климатических условиях нашей страны важное значение имеют теп­лозащитные функции отдельных видов женской одежды. Так, при проек­тировании спецодежды можно рассчитать величину ее теплового сопро­тивления с учетом температуры атмосферного воздуха, скорости ветра, энергозатрат человека и времени пребывания его в заданных условиях. Установлено, что на теплозащитные свойства одежды большое влияние оказывают толщина пакета (состав слоев) и конструкция изделия. Особен­но важны покрой, силуэт модели, а также вид застежки и использование специальных защитных элементов (капюшоны, напульсники по низу рука­ва, пояс по талии и др.). Большое влияние на теплозащитные свойства из­делия оказывают теплофизические свойства материалов.

Для сохранения комфортного микроклимата в одежде ее конструкция и используемые материалы должны обеспечивать достаточную вентилируемость пододежного слоя воздуха. Это достигается такими свойствами ма­териалов, как воздухопроницаемость, гигроскопичность, паропроницаемость. Можно улучшить своевременное удаление выделяемой кожей вла­ги и углекислоты за счет проектирования отлетных кокеток, отверстий под рукавом, стежки изделий из материалов с покрытиями.

Следует отметить, что гигиенические свойства одежды зависят от за-грязняемости тканей. Меньше загрязняются шерстяные ткани с гладкой поверхностью. В одежде из трудностирающихся материалов следует избе­гать сложных швов и карманов, сборок и других элементов.

На самочувствие человека в одежде влияет и масса (вес) одежды. При увеличенной массе верхней одежды появляется усталость, снижается ра­ботоспособность. Масса верхней женской одежды снижается за счет ис­пользования легких утепляющих материалов и облегченных тканей.

Одежда для лета должна защищать тело от теплового и химического воздействия солнечных лучей, но должна пропускать инфракрасные излу­чения тела (гладкая и светлая поверхность ткани).

Любое изделие для человека, в том числе и одежда, должно обладать необходимой прочностью и формоустойчивостью при эксплуатации (эксплуатационные требования).

Прочность оценивается способностью одежды оказывать достаточное сопротивление усилиям, действующим на детали и их соединения. Вели­чина нагрузки зависит от телосложения женщины, вида движений и при­бавок на свободное облегание. Максимальные нагрузки испытывают уча­стки одежды в области ягодиц, лопаток, полочки в области карманов, ру­кав — по локтю. Прочность одежды определяется прочностью материалов и швов.

Хорошее сохранение внешнего вида изделия обеспечивается несми-наемостью материалов, стойкостью тканей к раздвижке нитей, жестко­стью пакетов одежды. Для создания и сохранения формы изделия на от­дельных его участках используются прокладки, специальные пропитки, учитывается направление нитей основы в деталях при раскрое материалов.

Социальные требования к одежде выражаются в конкурентоспособ­ности изделий. Это особенно важно для индивидуального пошива. Одним из непременных условий здесь является оригинальность и неповторимость каждого изделия с учетом индивидуальных особенностей заказчицы.

Технико-экономические требования к одежде, изготавливаемой в ус­ловиях индивидуального производства, определяются прежде всего его
технической базой. Однако уменьшение затрат времени и материалов при
изготовлении конкретной модели может быть обеспечено и при разработ­ке так называемых технологичных конструкций за счет следующих эле­ментов:

• уменьшения припусков на подгонку изделий на фигуре благодаря тщательному обмеру фигуры, учету свойств материалов, точности метода построения и правильности конструктивного моделирования;

• использования типовых (базовых) основ при разработке новых мо­делей, в частности при выпуске полуфабрикатов или изделий в виде серий моделей на типовые фигуры в условиях индивидуального производства;

• использование (по возможности) цельнокроеных деталей (цельнокроеный с полочкой подборт, манжеты на сгиб и др.);

• использования унифицированных форм и размеров производных деталей (подкладка, прокладки, прикладные детали некоторых кар­манов, пояса, манжеты для некоторых видов одежды и др). Такие детали предварительно отбираются и разрабатываются их лекала по группам размеров;

• использования специальной тесьмы для окантовки срезов, вешалок и других готовых элементов;

• рационального членения деталей подкладки в зависимости от по­кроя изделия.

Кроме обеспечения технологичности конструкций в условиях изготов­ления изделий по индивидуальным заказам необходимо учитывать требо­вания к технологии их пошива и отделки. Должны тщательно соблюдаться основы технологии поузловой обработки и соответствие современному — уровню техники, технологии и организации производства.

Экономические требования включают экономию материалов и уменьше­ние трудоемкости обработки изделий для снижения их себестоимости, определяют доступность изделий для потребителя при их высоком качестве.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 1961 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

20. Проектирование женской и мужской одежды

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЕРХНЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖЕНСКОЙ И МУЖСКОЙ ОДЕЖДЫ

Верхняя женская и мужская одежда предназначается главным образом для защиты человека от внешних воздействий природы: от холода, жары, ветра, атмосферных осадков. Носят ее вне интерьера жилых, служебных и других помещений, на улице города, села, деревни, на природе. Некоторым исключением из этого общего назначения в наших климатических условиях являются только такие одежды, как мужские пиджаки, куртки и женские жакеты, которые одновременно могут быть одеждой, носимой как в помещении, так и вне его, особенно в теплое время года.

По своему ассортименту верхняя одежда состоит из: костюмов, пиджаков, жакетов, куртки с юбкой или брюками, пальто, полупальто, пелерин. Обработка верхней одежды отличается значительной трудоемкостью и большими затратами материалов по сравнению с другими видами одежды.

Особое значение для проектирования верхней одежды имеет различие по сезонам. Для зимнего сезона предназначают одежду из меха натурального и искусственного, комбинированную из ткани и меха, из ткани и других материалов на утепляющей подкладке. Это могут быть пальто-шубы, полупальто, жакеты, куртки. Для сезона весна — осень используют пальто, полупальто, костюмы, жакеты, куртки, пелерины из тяжелых тканей и тканей средней толщины, искусственной и натуральной кожи и других материалов.

Для лета предназначают пальто, плащи, полупальто, костюмы, куртки, жакеты, пелерины (дождевики, пыльники) из легких тканей и материалов.

Для одежды каждого назначения характерны свои основные формы-покрои, которые бытуют довольно длительное время. Основные покрои верхней одежды в настоящее время: полуприлегающий, прямой свободный и свободный расширенный или суженный книзу, с рукавами втачными, реглан, цельнокроеными и комбинированными.

Все эти основы в зависимости от назначения одежды имеют свои отличительные признаки, определяемые различным соотношением своих пропорций, контуров, степенью свободы облегания по основным конструктивным поясам, различием построения основных деталей (спинки, полочки, рукава, воротника и др.).

Выработанные формы покроев одежды обусловлены направлением моды, требованиями назначения одежды, сезоном, применяемыми материалами, требованиями утилитарности.

По стилевому решению верхнюю одежду различают так же, как и легкое платье: классического стиля, спортивного стиля и форм «фантази».

Ассортимент материалов для верхней одежды довольно обширен, здесь используют ткани хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, льняные, синтетические. В основном ткани для верхней одежды более плотные, тяжелые, толстые, чем ткани для легкого платья.

Помимо тканей верха в верхней одежде большое значение имеют прикладные и отделочные материалы: прокладки, подкладки, отделки и др. Подкладки имеют не только утилитарное, но и художественное значение. Подкладки применяют в основном однотонные с гладкой скользящей поверхностью, чаще всего это саржа, сатин-дубль, шанжан, сатин-нувоте и им подобные шелковые ткани. Используют также подкладки с тканым или набивным рисунком.

Подкладка подбирается или в тон, нюанс к основной ткани или отделки (например, меха) или по контрасту. Подбор подкладки в тон или по контрасту помогает связать ряд одежд в комплект (например, пальто с платьем или костюмом). Некоторые виды материалов: ткани с ворсом и с рисунком (клетка, полоска и др.), искусственный и натуральные меха используют в качестве подкладки для зимних и демисезонных пальто. Подкладки, выстеганные вместе с утепляющими материалами в виде клеток, ромбов, полос являются и декоративной отделкой изделия.

В качестве утепляющих прокладок может быть применена вата (хлопчатобумажная, полушерстяная, шерстяная, синтетическая), ватин, пух гагачий, поролон.

В зимней и демисезонной одежде из тканей рыхлой и редкой структуры используют ветрозащитные прокладки из плотных тонких хлопчатобумажных и синтетических шелковых тканей.

Для придания и закрепления формы в одежде применяют прокладочные материалы: коленкор, бязь, бортовую ткань, льняную и волосяную, волос, поролон и др. Мешковины прорезных карманов в женской одежде выкраивают из подкладочной ткани, а в мужской одежде из сатина, ткани карманной, фланели, байки (последние две ткани используют для зимней одежды).

В качестве отделки применяют: мех натуральный и искусственный, кожу натуральную и искусственную, замшу, плюш, бархат, отделочные ткани, шнуры, тесьму, различного рода фурнитуру- пуговицы, пряжки, молнии, кнопки и др.

Читайте также:  Обувь для джинсовой одежды

При всем разнообразии форм мужской и женской верхней одежды они имеют одинаковые основные детали: спинку, полочки, рукава, воротник. Жакет, куртка, пальто и полупальто различаются в основном своими пропорциями, длиной, шириной деталей. Проектирование верхней одежды начинают с образного решения ее назначения, использования и обязательной связи с другими носимыми человеком одеждами и дополнениями, составляющими законченный комплект или ансамбль. Связи верхней и других видов одежды в комплекте или ансамбле обусловливаются единством решения назначения. Ясно, что нарядное платье для вечера требует соответствующего решения и пальто, а пальто или полупальто, решенное в спортивном стиле, требует, чтобы аналогично были решены платье или костюм.

Решение форм верхней одежды зависит также и от степени объемности, величины геометрических форм легкого платья, на которое она надевается. Эта зависимость может быть и обратной, т. е. к малым объемным формам верхней одежды делают небольшие по величине и объему платья.

Композиционное решение форм отдельных видов верхней одежды как мужской, так и женской, начинается с определения ее геометрической формы, силуэта, характерных для текущей моды. Каждая мода акцентирует внимание на определенных частях одежды: на рукавах, плечах, груди, спинке, талии, бедрах или низе юбки. Большое внимание в верхней одежде уделяют ее застежке. Все верхние одежды обычно бывают с различной застежкой — однобортной, двубортной, встык. Расположение застежки может быть симметричным или асимметричным, с определенно решаемым членением формы и ритмом размещения, решается одновременно с остальными деталями одежды, формой воротника, лацканов, карманов, кокеток, хлястиков, поясов и др. Рукава могут быть самых разнообразных форм: расширенные, суженные, присобранные внизу или вверху, оканчивающиеся манжетами, хлястиками, патами. Могут быть одношовными, двухшовными, трехшовными и многошовными. Верхняя одежда может быть с самыми разнообразными по форме воротниками, а может быть и без воротников, с капюшоном, шарфом, горжеткой.

Детали одежды — спинка и полочки — в зависимости от общей формы одежды могут быть цельными и состоять из нескольких частей с различными конструктивными и декоративными линиями: швами, рельефами, складками, шлицами, разрезами.

Жакеты, пиджаки, куртки и полупальто могут иметь различную длину в зависимости от моды и своего композиционного решения и различные степени связи с одеждой, их дополняющей- юбкой, брюками,, как в виде самостоятельного костюма, так и в виде комплекта.

Костюмы женские и мужские. Костюм состоит из сочетания двух, иногда трех одежд: женский — жакета или куртки и юбки или брюк, безрукавки; мужской — пиджака или куртки и брюк.

Изделия, составляющие костюм, выполняют обычно из одного материала, но иногда из различных материалов. Для весенних и летних костюмов используют более легкие, тонкие ткани, для зимних и осенних — более плотные, тяжелые ткани. Женский костюм для улицы на холодное время года делают из тяжелых материалов пальтового типа, жакет может быть с утепляющей прокладкой и воротником, отделанным мехом. Костюмы могут быть выполнены в классическом, спортивном стиле или «фантази». Основное внимание при разработке костюмов обращается на пропорции жакета, пиджака, куртки по отношению к юбке или брюкам. Длина жакета, куртки, пиджака определяется в зависимости от направления моды и назначения костюма. В женском костюме жакет, куртка могут иметь различную длину, от короткой, слегка закрывающей талию, до длинной, чуть выше колена, одежды типа «казакин», «труакар». Членение костюма по горизонтали может быть решено и в зависимости от выделения как главной части низа или верха костюма (юбки, брюк или жакета).

В мужском костюме длина пиджака или куртки хотя и более стабильна, но также зависит от моды, назначения костюма и композиционного членения его по степени значимости верха и низа.

Костюмы повседневного назначения имеют те же самые характерные черты, что и повседневное легкое платье, так как костюмы для интерьера имеют то же назначение, что и легкое платье. Костюмы для улицы имеют более ярко выраженное сезонное назначение. Степень эмоционального выражения в костюме- официальности, простоты, нарядности — будет зависеть от характера деятельности человека, назначения костюма.

На рис. 118 показаны четыре женских костюма различного назначения: на рис. 118, а — классического стиля костюм с блузкой может быть использован в качестве повседневного, для службы, для работы в помещении, а также и для улицы в теплое время года. Костюм состоит из жакета современной формы (слегка прилегающего спереди и свободного на спинке) и прямой юбки со складкой сзади для шага. Костюм, изображенный на рис. 118, б, спортивного стиля, состоит из короткой куртки, прилегающей спереди и прямой сзади, и юбки, расширенной книзу, со складками спереди и сзади. Назначение этого костюма может быть то же, что и костюма на рис. 118, а. Этот же костюм, выполненный из толстой шерстяной ткани, можно использовать для улицы осенью и весной. Показанный на рис. 118, в костюм предназначен для улицы осенью и весной. Жакет длинный из толстой шерстяной ткани, со встречной складкой на спинке, отделан мехом по воротнику, юбка прямая со встречной складкой сзади. Костюм решен в спортивном стиле. Костюм на рис. 118, г для улицы зимой сшит из теплого шерстяного букле на ватине. Жакет длинный, современной формы, с цельнокроеными рукавами и отрезным бочком, воротник отделан мехом песца и бантом. Юбка плиссированная или в одностороннюю складку кругом. Форма костюма «фантази».

Мужские костюмы, так же как и женские, применяются для работы, для службы, выхода. Мужские костюмы также различают по сезону. Сезонность их определяется выбором тканей. Мужские костюмы выполняют только в классическом и спортивном стилях. Для улицы в холодное время года — зимы, осени — используют только куртку в сочетании с брюками. Пиджаки предназначены в основном для носки дома и в учреждении, для выхода на улицу их используют лишь в теплое время года.

Пиджак классического стиля характеризуется более или менее приталенной формой, наличием характерного воротника и лацканов борта, не застегивающихся доверху, втачными двухшовными рукавами, со шлицей внизу, двумя прорезными карманами, с клапаном или обработанными в рамку, и одним верхним карманом с листочкой или обработанным в рамку. Спинка целая или со швом посередине, без шлиц или со шлицами в боковых или среднем швах. Пиджаки могут быть однобортные и двубортные с застежкой на одну, две, три и четыре пуговицы. Полочки пиджака могут быть прямые и скошенные. Брюки носят навыпуск, они могут быть прямые, расширенные или зауженные книзу, с манжетой или без нее, в зависимости от моды.

Пиджаки спортивного стиля отличаются наличием различных форм карманов, в том числе и накладных, хлястика или пояса, кокетки, подрезов, складок.

Со спортивными пиджаками, кроме обычных брюк навыпуск, носят брюки гольф и бриджи.

На рис. 119 показаны два мужских костюма классических форм- однобортный (рис. 119, а) и двубортный (рис. 119, б) и два костюма спортивного стиля (рис. 119, в, г). Пиджаки последних костюмов имеют карманы с клапанами, по линии талии пиджаки стянуты поясом.

Летняя верхняя одежда женская и мужская. Из этой группы одежды следует отметить пальто, полупальто, пелерины и плащи. Летняя верхняя одежда разделяется на повседневную и нарядную. Женская летняя верхняя одежда решается в стилях классическом, спортивном и «фантази», мужская — в классическом и спортивном стилях. По своей форме летняя верхняя одежда почти всегда свободная, прямая или расширенная книзу. Летние пальто, полупальто и пелерины делают из легких шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных и синтетических тканей, плащи и пелерины-дождевики из хлопчатобумажных с пропиткой тканей, шелковых и синтетических тканей с пропиткой, пластических материалов. Рукава пальто и полупальто самого различного покроя: втачные, реглан и цельнокроеные. Пелерины делают без рукавов с различными прорезями для рук. Застежки в основном однобортные, но могут быть и двубортные.

Летнюю верхнюю одежду для легкости делают иногда без подкладки или с укороченной подкладкой до линии талии или до проймы. Подкладка в этой одежде играет также декоративную роль. Плащи являются прежде всего утилитарной одеждой, поэтому особое внимание обращают на практичность деталей: делают закрытые карманы, удобные рукава, воротник, защитный капюшон или шапочку, отлетные кокетки для лучшей вентилируемости, съемные пелерины с капюшонами и др. Основными декоративными отделками плащей являются машинные строчки, фурнитура, подкладка. Важен также цвет и рисунок самого плаща.

В качестве повседневной летней одежды плащи сейчас почти вытеснили из обихода летние пальто. И мужчины и женщины
отдают предпочтение легким, удобным, практичным и нарядным плащам из хлопчатобумажной и капроновой тканей.

Пелерины-накидки, как и плащи, используют для защиты от дождя. Они менее удобны, чем плащи, так как несколько ограничивают движения рук. Пелерины шьют из дешевых синтетических пленок, они просты по форме, с однобортной застежкой, капюшонами или косынками и прорезями для рук. Пелерины используют и в качестве нарядной одежды, тогда их делают из более дорогих и красивых материалов.

На рис. 120 показана женская летняя верхняя одежда: простое летнее пальто (рис. 120, а) классического стиля, более нарядное летнее пальто (рис. 120, б) также классического стиля, плащ (рис. 120, в) из капрона с шапочкой и пелерина-дождевик (рис. 120, г) с капюшоном.

Читайте также:  Отшивать свою детскую одежду

Женские летние полупальто решаются аналогично пальто, только длина их короче.

На рис. 121 показана мужская одежда: летнее пальто (рис. 121, а) прямой формы с втачными рукавами, летнее пальто покроя реглан (рис. 121, б), плащ (рис. 121, в) из капрона с цельнокроеными рукавами и пелерина с капюшоном (рис. 121, г). Полупальто мужские для лета решаются аналогично пальто и почти не отличимы по своей длине (так как сейчас пальто короткие).

Демисезонная верхняя женская и мужская одежда. Демисезонные пальто, полупальто, куртки носят в холодное время весны и осени. Являясь верхней одеждой, носимой поверх легкого платья, они должны быть связаны с легким платьем единством стилевого решения и средствами композиционных связей. Особое внимание обращают на сочетание полупальто или куртки с одеждой, на которую они надеваются, так как полупальто и куртка не закрывают полностью юбку, платье, брюки. Все эти виды демисезонной одежды имеют в зависимости от формы одну и ту же основу покроя и различаются только по своей длине. Демисезонные пальто, полупальто и куртки изготавливают в основном из толстых шерстяных и полушерстяных тканей, натуральной и искусственной кожи, замши.

В последнее время широко применяются также различные хлопчатобумажные и шелковые ткани с пропиткой, а также новые дублированные материалы.

Куртки и полупальто в основном решаются в спортивном стиле, так как слишком очевидна практичность и удобство длины этих одежд. Это относится и к женской и к мужской одежде.

Пальто демисезонное для женщин в основном повседневного использования может быть как классического, спортивного стилей, так и формы «фантази». Мужские демисезонные пальто решают только в классическом и спортивном стилях.

На рис. 123 представлены мужские демисезонные куртки, полупальто и пальто, в том числе куртка (рис. 123, а) из клетчатой ткани пальтового типа, куртка (рис. 123, б) из капрона, простеганная на ватине, полупальто (рис. 123, в) с застежкой на шнурах, короткое пальто (рис. 123, г) с цельнокроеными рукавами и пальто покроя реглан (рис. 123, д). Мужская демисезонная одежда в основном прямых силуэтов, приталенная одежда встречается реже и решается в классическом стиле с втачными рукавами.

Зимняя повседневная женская и мужская одежда. Это одежда включает пальто, полупальто из ткани на утепляющей прокладке и из меха. Основное требование к зимней одежде — защита от холода и сырости.

По стилевому и композиционному решениям зимняя одежда сходна с демисезонной, отличаясь большим использованием меховой отделки. Если одежду выполняют из меха или с его использованием, то обращают внимание на специфические качества и особенности меха как основного материала или отделки. В зимней одежде практически очень трудно организовать ее сложные формы из-за различных утепляющих прокладок.

Главные качества меха, используемого для зимней одежды — это: цвет и строение волосяного покрова, его высота, густота, мягкость, блеск, прочность, теплозащитные свойства и пластичность мездры. В нашей стране насчитываются более ста видов пушных зверей и животных, шкуры которых идут на выделку меха. Наиболее красивые и ценные меха: соболь, бобер, куница, норка, выдра, котик, лиса, песец, горностай, каракуль и др. Красивые, но менее ценные меха: колонок, нутрия, рысь, леопард, ондатра, белка, кролик, крот и др. Меха классифицируют по длине волоса и его форме. Длинноволосые меха: лиса, песец, енот; средневолосые меха куница, рысь, соболь, бобер, норка и др.; низковолосые меха: жеребок, нерпа, крот, суслик и др.; завитковые меха: каракуль, смушка, мерлушка, каракульча, клям.

Развитие меховой промышленности расширило возможность имитации и облагораживания дешевых мехов, например, кролика под котик, колонка под норку, овчины под выдру, под леопарда и др.

Следует остановиться и на различных видах искусственного меха из синтетических волокон. Искусственные меха по своему внешнему виду могут приближаться к натуральным мехам. Окраска во всевозможные цвета с различными рисунком и фактурой, простота технологического процесса раскроя и изготовления из него зимней одежды, применение в качестве отделки делает искусственный мех интересным материалом для художника-модельера.

Возможности использования меховой шкурки для одежды и отделки различаются в зависимости от ее раскроя. Волосяной покров на шкурке не везде одинаков, он может иметь разный цвет, рисунок, длину волоса, направление и густоту. Форма и размер шкурок тоже имеет значение. Все это обусловливает вид скорняжной работы, формы одежды или отделки. Для меховых отделок в зимней одежде основным является правильный подбор меха к форме скроя.

На рис. 124 показаны модели женских меховых шуб с использованием различно расположенных шкурок меха. На рис. 124, а показано полупальто из меха норки с вертикальным расположением шкурок, на манжетах рукавов шкурки расположены в поперечном направлении. На рис. 124, б — манто из норки с горизонтальным расположением шкурок. На рис. 124, в показана шуба из меха белки с характерным расположением шкурок; на рис. 124, г — шуба из колонка с комбинированным расположением шкурок: на полочках — по горизонтали, на рукавах и спинке- «елочкой», на рис. 124, д — меховое пальто из меха ондатры с расположением шкурок «елочкой» на рукавах, спине, полочках. Мелкие шкурки (крот, суслик, песчаник, белка, колонок и другие) раскраивают по заранее разработанным шаблонам. Крупные шкурки: кролика, сурка, нутрии и другие — кроят по шаблонам, предназначенным специально для каждой модели. Без шаблонов раскраивают шкурки завитковых мехов: каракуля, кляма, смушки, каракульчи, а также шкуры овчины, нерпы, жеребка и др. Ценные меха для шуб — норку, лису и другие — обрабатывают более сложными методами: вроспуск, вразбивку, расшивку и др. Такие приемы применяют для придания шкурке иной ширины, длины, сложной формы деталей одежды для изменения направления волосяного покрова, его густоты и др.

После раскроя шкурок различных мехов остаются отходы — хвосты, лапки, шейки. Эти отходы в меховой промышленности используют для составления пластин, из которых потом выкраивают меховые изделия — шубки, полупальто и др. Пластины собирают из белки, лапок каракуля, лапок мерлушки и др. Хвосты лис и норки используют на отделку женских пальто, шляп (к пальто делают шарфы, концы которых отделывают хвостиками норки). Большинство мехов используют для женской одежды. Силуэты женских шубок из длинноволосых и средневолосых мехов предельно просты: прямой, суженный или расширенный книзу. Рукава втачные, прямые или расширенные книзу.

Меховые изделия из низковолосых мехов более разнообразны по форме, более близки к изделиям из тканей. Особенно разнообразны формы женских пальто из таких мехов, как клям, каракульча.

Меховая зимняя одежда для мужчин выпускается в ограниченном количестве. В основном это полушубки и полупальто. На полупальто используют коротковорсовые шкуры нерпы, жеребка, оленя, овчины. Более распространены меховые полупальто- дубленки, когда мех овчины используют мездрой наружу. Мездру выделывают под замшу или кожу. Формы их мало отличны от форм мужских полупальто из тканей.

Меховые воротники и отделки из меха.очень разнообразны по своим формам и размерам. Меховую отделку в женской одежде в зависимости от моды располагают на воротнике, рукавах, бортах, карманах, по низу изделия, бедрах, плечах, груди.

На рис. 125 показаны женские зимние пальто с меховой отделкой: зимнее пальто (рис. 125, а) прямой формы, с двубортной застежкой, воротник и манжеты из меха чернобурой лисы; зимнее пальто (рис. 125, б) полуприталенной, расширенной книзу формы, с цельнокроеными рукавами, воротник «шалька» из песца; зимнее пальто (рис. 125, в) с характерной формы втачными рукавами, с меховой отделкой из каракуля по воротнику и борту снаружи; зимнее пальто (рис. 125, г) спортивного типа, прямого силуэта, стянутое поясом, с меховой отделкой из выдры или нутрии по воротнику и лацканам бортов; зимнее пальто (рис. 125, д) с цельнокроеными рукавами и большим отложным воротником, отделанным мехом рыси по воротнику и по внутренней стороне борта.

В мужской зимней одежде (пальто и полупальто) мехом отделывают только воротники, лацканы бортов и иногда манжеты. Только в одежде с выраженными мотивами народного и исторического костюма расположение меховой отделки может быть и в других местах изделия, например, в полушубках — на груди, по борту или низу рукавов и изделия.

На рис. 126 показаны мужские зимние пальто с отделкой мехом: зимнее пальто (рис. 126, а) приталенной формы, двубортное, с отложным воротником, отделанным мехом каракуля; пальто (рис. 126, б) прямой формы, двубортное, с карманами с листочкой, шалевый воротник из меха морского котика или бобра зимнее полупальто (рис. 126, в) с накладными карманами и с поясом, отложным воротником, лацканы и борта отделаны мехом цигейки; зимнее пальто (рис. 126, г) прямой формы с рукавами реглан с манжетами, с потайной застежкой гульфик, воротник отделан мехом выдры; зимнее пальто (рис. 126, д) однобортное прямой формы с цельнокроеными рукавами и поясом, воротник из меха нутрии, кенгуру или цигейки. Для отделки мужской зимней одежды используют в основном меха средневорсовой и завитковой групп: каракуль, смушку, бобер, выдру, морской котик, цигейку, нутрию, нерпу, белек, кенгуру, обезьяну.

Большое распространение в производстве верхней зимней одежды получили искусственные меха, особенно для женской одежды повседневной и спортивной. Искусственные меха применяют и для одежды и в качестве утепляющей, декоративной подкладки. Раскрой искусственного меха производят по типу раскроя тканей, учитывают лишь направление ворса.

Источник