Меню

Форма одежды это структура



Форма одежды

Фо́рма, унифо́рма (лат. formа «форма», лат. uniformis «единообразный») — одинаковая по стилю, покрою, цвету и ткани служебная одежда для создания единого облика в общественности.

Форма символизирует функцию её носителя и его принадлежность к организации.

Содержание

Области применения

Форма единого образца принята в армиях практически всех стран мира, при этом существует два вида формы: полевая и парадная. Также форма используется в различных «силовых» ведомствах: милиции (полиции), таможенной службе, у пожарных и т. д.

Кроме того, форма может быть обязательной и для представителей сугубо гражданских профессий, например, у железнодорожников, почтальонов, работников общественного транспорта. В дорогих отелях специальную форму носит персонал (швейцары, лифтёры, носильщики). Как правило цвет такой формы — красный.

Ранее форма была обязательна для учащихся начальных и средних учебных заведенений, однако сейчас во многих странах от школьной формы отказались. Школьная форма и сейчас используется во многих школах Великобритании, а также в Японии и, возможно, в других странах. В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.

Также форму носят спортсмены на соревнованиях для того чтобы выделить свою команду. На соревнованиях достаточно высокого уровня, например Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, форма является обязательным атрибутом, более того, она должна быть уникальной для каждой команды и легко различимой по телевидению.

История

Военной униформой называют одежду, установленного правилами или специальными указами, ношение которой является обязательным для любой воинской части и для каждого рода войск.

Униформа появилась относительно недавно, с образованием постоянных армий после Тридцатилетней войны (1618-1648). Идея создания униформы не принадлежит какой-нибудь одной стране или одному человеку, так как она была введена одновременно в нескольких странах. Это происходило по очевидным причинам: необходимо было с первого взгляда отличать своего товарища от врага в ходе сражения, а также обозначить принадлежность войска к определённому государству.

Традиции всегда играли важную роль в развитии униформы, что характерно для всех эпох. Даже современный вид униформ несёт отпечаток древних традиций. Со временем детали костюма, указывавшие на ту или иную эпоху, хоть и теряли своё изначальное предназначение, но часто сохранялись в виде символического орнамента.

Штатская мода также оказывала влияние на развитие униформы, и поэтому её следует учитывать при изучении военного обмундирования определённого периода. Стоит отметить, что первоначально различие между штатской и военной одеждой было мене значительным, чем можно предположить.

В Средние века в качестве отличительных знаков стали использовать изображение креста. Так, например, с начала XV века англичане нашивали на груди и спине красный крест, французы и швейцарцы – белый, а войны Германской империи – крест Святого Андрея или бургундский крест.

Позднее кресты заменили шарфами, которые носили на поясе или через плечо. Расцветку шарфа выбирал сам монарх, и поэтому она обычно соответствовала цветам королевского герба. Например, датский король Фредерик II решил, как гласит указ 1563 года, что «все, кто входит в состав королевской армии, должны носить отличительный знак в виде ленты или шарфа красного и жёлтого цветов на шапке, одежде или поверх кирасы». Эти цвета являлись цветами герба королевского Ольденбурского дома. В 1625 году, вступая в Тридцатилетнюю войну, Кристиан IV выбрал шарф синий и красновато-коричневый с золотистым оттенком и дополнил головной убор белым пером. Позднее король вновь вернулся к цветам Ольденбурского дома, которые существуют и поныне. Символическим напоминанием о прежнем шарфе является темляк в виде узкого витого шнура красного цвета с золотым на эфесе офицерской сабли.

В Швеции цвет шарфа также менялся. Он был синим у армии Густава II Адольфа во время Тридцатилетней войны, синим и жёлтым в правление Карла X Густава, каким и сохранился до наших дней. В период Тридцатилетней войны испанцы и войны Германской империи носили красные шарфы, французы – белые, голландцы – оранжевые, а саксонцы – зелёные. В Англии Кромвель ввёл оранжевый шарф, а у роялистов были белые шарфы. В ходе крупных сражений считалось необходимым дополнить шарфы другим отличительным знаком, например соломенными жгутами или зелёными ветками на шляпе или каске. Так солдаты союзных армий узнавали друг друга на поле боя и легко отличались от солдат неприятельской коалиции.

Введение униформы вызвало некоторые затруднения. Поначалу солдаты получали обмундирование, стоимость которого удерживалось из жалования. Таким образом, обмундирование полностью принадлежало им и не изымалось по окончании службы. Обычно полковники – командиры и владельцы полка – приобретали и распределяли походное обмундирование. Для солдата это было невыгодно, так как каждое сэкономленное экю шло не в его карман, а в карман полковника. Но по мере укрепления королевской власти влияние полковников ослабевало. Внешний вид и детали униформы, а также способ её ношения утверждались приказами монарха. Постепенно снабжение армий обмундированием стало производится централизованно. В случае ликвидации или преобразования воинской части государство возмещало стоимость обмундирования и распределяло его между другими полками.

Первоначально стремились придать особый вид униформе каждого полка, но достаточно быстро убедились в том, что предпочтительней ввести для каждого рода войск (а затем и всей армии) униформу одного покроя, а воинские части различать между собой формой и цветом воротника, отворотов, обшлагов, галунов, тесьмы, а также пуговиц. Однако некоторые воинские части, такие, как, например, гусары, сохранили своё особое обмундирование.

Только в начале XIX века установился обычай одевать всю армию, или её самую значительную часть, главным образом пехоту, в почти одинаковое обмундирование и различать полки по вензелям на головных уборах и знакам, выгравированным на пуговицах. Такая тенденция прослеживается на протяжении всего XIX века, но при этом стремление сохранить традиции не исчезло. В начале XX века в большинстве стран выбрали почти одинаковый покрой для военных униформ. Но гвардейские и кавалерийские части во многих случаях по-прежнему носили роскошное и богато украшенное обмундирование.

Довольно яркие цвета униформ не изменялись, пока гладкоствольные ружья, заряжаемые через дуло, имели незначительную дальнобойность. Позднее повышение эффективности огнестрельного оружия заставило взглянуть на униформу совершенно с новой стороны. Чтобы передвижение солдат на местности было незаметным для врага, униформа должна совпадать по цвету с окружающим ландшафтом. В ходе Первой мировой войны во всех воюющих армиях была введена униформа, отвечающая этому требованию. Все рода войск имели униформу одного покроя и цветового оттенка. Отличительные знаки состояли из мелких букв или цифр, а также едва заметных значков и окантовки.

Читайте также:  Пижамная одежда для девушек

Постоянно увеличивавшиеся точность и дальнобойность оружия, а также овладение воздушным пространством привели к появлению военного снаряжения, обеспечивавшего максимальную маскировку в различных ситуациях, не ограничивая при этом свободу движения. Никогда ещё военная униформа так не отличалась от штатской одежды, как в наши дни. Во многих странах солдат имеет обычное, или полевое, обмундирование, которое служит повседневной одеждой в мирное и военное время, а также комплект обмундирования, предназначенное только для парадов и торжественных случаев.

Источник

Основные понятия о форме и силуэте одежды

Основные понятия о форме, о ее с труктуре, о простых и сложных структурах, об основных, дополнительных и декоративных частях формы, о способах характеристики конфигурация формы, об объеме, пластике и рельефе формы, о конструктивных, конструктивно-декоративных, декоративных и декоративно- функциональных элементах фотмы, а так же понятия о модели и силуэте одежды. Знать эти понятия необходимо для последующего изучения учебных материалов швейного производства.

Скачать:

Вложение Размер
2.docx 19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция №2 : Основные понятия о форме и силуэте одежды

Форма одежды – объёмное очертание, конфигурация или пространственная структура модели, которую она принимает на фигуре человека (или манекене), в определённый момент времени. Одежда не имеет устойчивой формы. Одно и то же изделие на фигуре человека, манекене, вешалке и т.п. может принимать различные очертания и объёмные формы. Основными характеристиками формы являются структура, конфигурация, размеры, и вид поверхности (пластика, рельеф и разработка). Они не постоянны, зависят от вида, материалов одежды, направлений моды и господствующих в данный момент эстетических норм, от строения, размеров фигуры и возраста человека.

Модель одежды – объемная форма одежды, представляющая собой, воплощенный в материале, в объеме эскиз модели, характеризующийся определенными размерами, силуэтом, покроем, композиционным и конструктивным решением и декоративно — конструктивными элементами.

Структура характеризует строение формы по числу и виду её частей. Различают сложные и простые структуры. Простые формы состоят из одной структурно целой части (детали), например, юбка-солнце. Сложные формы – структуры, состоящие из нескольких частей, объединённые в единое целое — в изделие. В зависимости от функций и назначения одежды различают основные, дополнительные и декоративные части формы.

Основные части формы – части формы, которые определяют вид одежды. Например, для платья основными частями будут лиф и юбка, а для пальто кроме лифа и юбки основными частями будут являться ещё рукава, и воротник. Дополнительные части формы – части формы, наличие которых для данного вида изделия является не обязательным (например, рукава и воротник для платья), но их наличие расширяет функцию одежды, вносит некоторое разнообразие в её внешний вид и видоизменяют исходную форму основных частей. Декоративные части формы — части формы, которые почти не влияют на назначение и функции одежды, но разнообразят, усложняют и видоизменяют основные и дополнительные части формы. К ним относятся воланы, жабо, оборки и т. п.

Конфигурация формы – очертание внешних контуров формы или силуэт изделия (проекция объёмной формы на вертикальную плоскость). Характеристику конфигурации формы одежды можно дать только в данный момент времени, потому что форма постоянно меняет свои параметры и положение всех точек её поверхности. Поэтому такие характеристики относительны и даются в основном вербальным и графическим способами описания внешнего вида модели. Рисунок модели является наиболее приемлемым графическим способом характеристики конфигурации формы. Технический рисунок (с соблюдением размеров и пропорций формы) несёт больше информации для построения чертежей. Но рисунок выполненный в свободной манере в большей степени передаёт художественную идею и замысел художника. Вербальный (словесный) способ характеристики конфигурации формы сводится к описанию внешнего вида одежды и образного сравнения её формы с формами геометрических фигур (прямоугольника, трапеции, овала и т.п.) и их сочетаний; с формами предметов (фонарика, бочонка, карандаша и т.п.) или с буквами и цифрами ( формы Х, Л, 8,О и т.п.). Иногда для описания применяются определённые названия изделий, например, «юбка-годе», платье покроя «принцесс», «редингот», брюки покроя «банан» и т. п. В процессе описания, форму одежды и её части сопоставляют с формой тела человека по основным конструктивным линиям (плеч, груди, талии, бедер, колен и низа) и с формой верхних и нижних конечностей на уровнях измерений обхватов (плеча, локтя и запястья руки и бедра, колена и щиколотки ноги). В результате чего, даётся характеристика кривизны боковой образующей поверхности формы изделия в соотношении с конфигурацией боковой поверхности тела человека и его частей. По линии плеч определяется соотношение одежды с шириной и высотой плеч. По линии груди устанавливается соотношение размеров одежды и тела по ширине и уровню положения нижней точки проймы. По линиям талии, бёдер, колена и низа определяют соотношение размеров одежды и тела по ширине, а в низу ещё и по длине.

Конфигурация боковой поверхности изделия может повторять форму тела, иметь чётко или не чётко выделенную линию талии или вообще не выделять эту линию. По этим характеристикам определяют степень выраженности и уровень положения линии талии. Конфигурация боковой поверхности изделия в фас характеризуется соотношением ширины формы с шириной фигуры на уровнях линий плеч, груди, талии, бёдер и низа. По этим признакам определяют степень прилегания изделия к фигуре человека (различная степень повторения формы фигуры и приближения к ней на разных уровнях) и силуэт модели.

Силуэт формы одежды – плоскостное выражение формы одежды в виде условного схематизированного изображения (рис.1.1.), не несущего подробной информации о конкретной форме, но акцентирующего важнейшие характеристики силуэта. Основные силуэты одежды определяются по принципу соотношения её с фигурой — повторение форм, приближение или контраст. Приталенный силуэт (рис.1.1, а) характеризуется плотным прилеганием к линии талии и увеличенными или различными объёмами лифа и юбки. Его схема напоминает восьмёрку или песочные часы. Прилегающий или полуприлегающий силуэт (рис. 1.1, б) характеризуется более свободной степенью прилегания по линии талии и меньшими объёмами по линиям груди и бёдер, в сравнении с приталенным силуэтом. Его схема имеет более обтекаемые и плоскостные конфигурации, приближённые к силуэту фигуры человека. Прямой силуэт (рис. 1.1, в) характеризуется большей или меньшей свободой облегания и одинаковой шириной на уровнях линий бёдер и груди. Его схема напоминает прямоугольник. Расширенный (трапециевидный) силуэт (рис. 1.1, г) характеризуется значительной свободой расширения или на уровне линии бёдер или на уровне линии груди. Символически такой силуэт изображается в виде трапеции зауженной или расширенной книзу.

Силуэтная форма модели зависит от объёма, конфигурации и положения боковой линии (рис. 1.2,) — (- положения её вершины, — конфигурации, — степени прилегания к фигуре), линии плеча (рис. 1.2, а) положение линии плеча (1- естественная, 2 — повышенная, 3 — спущенная, 4 — прямая -, 5 — пониженная, 6 овальная –, 7 седловидная, 8 удлиненная, 9 укороченная, 10 мягкая и т.п.), (1.2. б) положение линии глубины проймы (1- уровень, 2 — форма, 3 –ширина), — её уровень, — форма, -ширина и т.п., линии талии – наличие линий членения, — подрезов, — вытачек, — рельефов, — сборок и т.п., — уровень и — степень их прилегания к фигуре, линии низа — уровень, — объём относительно других конструктивных поясов фигуры, — конфигурация и т.п.).

Объём формы одежды – степень прилегания внешней поверхности изделия к фигуре человека на различных участках. Определяется величиной суммарной конструктивной прибавки и её распределением между участками конструкции изделия. Различают умеренные (рис. 1.3, а), большие (рис. 1.3, б) и малые (рис. 1.3, в) объёмы одежды, а также с равномерным (рис. 1.3, г) и неравномерным (рис. 1.3, д) прилеганием к фигуре человека и её участкам.

Вид поверхности формы – характеристика пластики, рельефа, разработки и заполнения поверхности формы различными элементами. Пластика поверхности формы – характер или конфигурация кривизны поверхности изделия в местах сопряжения её частей (рукава с проймой, лифа с юбкой и т.п.). Различают плоский (плавный переход одной части в другую) и рельефный (со слабо, средне и резко выраженным рельефным переходом) изгиб материала в местах сопряжения частей формы. Рельеф поверхности формы – характер укладывания материала в форму, определяющий объём и сущность конструкторских работ, величины прибавок и особенности технологии изготовления одежды. Различают гладкую, рельефную и комбинированную поверхность формы. Рельефную поверхность формы получают с помощью разработки и заполнения поверхности формы различными элементами (складками, сборками, карманами и т.п.). По этому признаку различают конструктивные, конструктивно-декоративные, декоративные и декоративно- функциональные элементы — как средства формообразования и декорирования одежды.

Конструктивные элементы – элементы формы, являющиеся основным средством формообразования и не участвующие в декорировании одежды. Это основные конструктивные швы – боковые, плечевые, средние швы спинки и полочки и т.п. Декоративно-конструктивные элементы – элементы формы, являющиеся средством формообразования и выполняющие функции украшения одежды. Это могут быть рельефные швы, подрезы, фигурные вытачки и т.п. Функционально- декоративные элементы – элементы формы, относящиеся средствам разработки поверхности формы и выполняющие определённую служебную и декоративную функции. К ним относятся различные варианты карманов, застёжек, капюшонов, шлиц и т.п. Декоративные элементы – элементы, являющиеся средствами декорирования поверхности формы и выполняющие роль только украшения одежды. К ним можно отнести бейки, канты, вышивку, воланы, кружева и т.п. При разработке чертежей конструкций одежды следует установить, какую роль в модели выполняют те или иные элементы, являющиеся средствами разработки её поверхности.

Источник

ВНЕШНЯЯ ФОРМА И КОНСТРУКЦИЯ ОДЕЖДЫ

Лекция 3

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМЕРОВ, ФОРМЫ И КОНСТРУКЦИИ ОДЕЖДЫ

Лекция 2

Поверхность одежды не имеет правильной геометрической формы и представляет собой сложную криволинейную поверхность, изменяющуюся и развивающуюся в пространстве и во времени. Форма одежды не существует вне человека, его образа, пропорций и движений. Поэтому можно говорить о подвижной (динамичной) системе человек — одежда, свойства которой зависят от свойств составляющих ее элементов: человека и одежды.

Тело человека можно условно расчленить на несколько участков, которым соответствуют определенные виды или части одежды (рис. 1 и табл. 1).

Рис. 1. Схема членения поверхности тела человека и одежды

Таблица 1. Соответствие одежды частям тела человека

Номер участка тела и части одежды Основные участки тела Пример вида или части одежды
Голова и шея Грудная клетка Верхние конечности Тазовый пояс Нижние конечности Капюшон Жилет Рукав Плавки Нижняя часть брюк

Различные конкретные виды одежды покрывают разные участки тела, поэтому их конструкция является как бы комбинацией отдельных видов или частей одежды. Например, спортивная куртка состоит из трех частей (см. рис. 2); 1+2+ , брюки — из двух 4+5, а комбинезон — из пяти: 1+2+3+4+5. В зависимости от количества конструктивных отверстий могут быть выделены основные типы одежды. Так, одежда типа пальто имеет три основных отверстия (рис. 2, а): одно для головы и шеи (горловина) и два для рук (проймы); одежда типа пелерины (рис. 2, б) — одно основное отверстие для головы и шеи; одежда типа брюк (рис. 2, в) — три отверстия: одно для обхвата талии и два для ног; одежда типа юбки (рис. 2, г) — одно отверстие для обхвата талии, одежда типа комбинезона (рис. 2, д) имеет шесть отверстий. При изучении одежды различают ее внутренние и наружные (внешние) размеры и форму.

Рис. 2. Схема вариантов конструкции одежды в зависимости от числа конструктивных отверстий

Внешняя форма одежды является одним из основных элементов ее композиции. При исследовании формы одежды выделяют четыре аспекта:

· ткань, фактура, цвет, декор, линии, отделки, видимые швы;

· степень свободы одежды, выражающаяся в степени ее прилегания к фигуре в различных точках;

· структура как геометрическая внутренняя характеристика формы;

· пластическая форма фигуры человека.

Характеристика внешней формы. Внешняя форма одежды во многом определяется силуэтными, конструктивными и декоративными линиями.

Силуэтные линии (плеч, талии и низа, а также линии, определяющие восприятие формы изделия в фас и профиль) характеризуют пропорции, объемную форму одежды и ее внешние очертания.

В современном моделировании принято несколько ведущих модных силуэтов[1] одежды, предназначенной для потребителей разных возрастных, размерных и полнотных групп. Три силуэта— прямой (рис. 3, а), прилегающий (приталенный, рис. 3, б), полуприлегающий (рис. 3, в) — стали классическими и на протяжении десятков лет являются основными при любых изменениях моды.

В отдельные периоды времени становятся модными и другие силуэты, например трапециевидный зауженный (см. рис. 3, г) или расширенный книзу и др.

Конструктивные линии (швы) расчленяют поверхность одежды на отдельные части (детали) с целью создания ее объемной формы конструктивным способом (посредством кроя). Основными конструктивными швами являются: плечевые, боковые, проймы, горловины, швы рукавов. Эти швы (если это не предусмотрено специально) остаются малозаметными на поверхности одежды. К конструктивно-декоративным формообразующим линиям в одежде относят также, вытачки. Вытачка — это шов, проходящий не по всей длине или ширине детали.

Отдельные швы, например рельефные, швы кокеток, выполняют две функции: конструктивную и декоративную.

К декоративным линиям относят линии, образуемые различными отделками, а также контурные линии краев деталей (воротника, лацкана, борта и т. д.).

Конструктивные и конструктивно-декоративные швы чаще всего располагаются в местах сочленения разных поверхностей тела человека (шеи и туловища, руки и туловища), или на экстремальных участках поверхности тела (плечевые, боковые, рельефные швы).

Так, вследствие симметричности поверхности тела человека одежду обычно изготовляют из двух симметричных частей: на спинке часто проектируют средний шов, перед в изделиях с застежкой до низа делят на две детали — полочки. Одной из основных причин членения одежды из ткани линиями плечевых швов является необходимость получения одинакового продольного направления нитей основы на передней и задней частях одежды, соответствующих направлению основных растягивающих усилий, возникающих при эксплуатации одежды.

Рис. 3. Основные силуэты женской одежды

Многолетней практикой выработано наиболее удачное разделение поверхности одежды на части (детали). Типовой (наиболее часто встречающейся) формой членения поверхности плечевой одежды на части является форма, состоящая из нескольких основных деталей: спинки, переда (полочек), рукавов, воротника. На рис. 4 показаны основные детали мужского пиджака.

Рис. 4. Основные детали мужского пиджака:

1 — спинка; 2 — отрезной бочок; 3 — полочка; 4 — нижняя часть рукава; 5 — верхняя часть рукава; 6 — нижний воротник, 7 — отлет верхнего воротника: 8 — отрезная стойки

Рис. 5. Разновидности членения спинки пиджака:

а — двухшовная; б — трехшовная; в — с кокеткой; е — отрезной по линии талии, д —

3. Схема членения поверхности деталей плечевой одежды

Отдельные детали одежды (воротник, рукава) могут отсутствовать или могут быть объединены с другими, например воротник с подбортом (в изделиях с воротником шалью). Каждая деталь в свою очередь в зависимости от покроя и моды может быть разделена на несколько частей (рис. 5). Эти подразделения происходят внутри формы, не разрушая ее целостности.

Форма и размеры основных детален одежды зависят прежде всего от ее покроя.

Покрой одежды. Покрой[2] определяет общую характеристику конструктивного построения одежды. К основным признакам покроя плечевой одежды относятся (схема 3): покрой рукава (форма его соединения с проймой), членение основных деталей (спинки и полочки) продольными (рельефами) и поперечными (характер соединения лифа с юбкой, наличие кокетки) швами.

Основными покроями рукава, существенно отличающимися друг от друга по силуэтной форме и характеру соединения рукава с основными деталями (спинкой и полочкой), являются: втачной В, реглан Р и цельнокроеный Ц, Два последних покроя (Р и Ц) конструктивно являются производными от исходного (базового) покроя (В). В свою очередь втачной рукав может иметь две разновидности: обычный OВ и рубашечный ВР.

Различные сочетания основных покроев рукава (В+Р, В +Ц, Ц+Р) образуют дополнительный, четвертый, покрой, называемый комбинированным К.

Различные покрои рукава могут быть получены при разном количестве составных частей с одним швом (1ш — нижним или локтевым), двумя (2ш — передним и локтевым или верхним и нижним) и тремя (Зш — передним, локтевым и верхним) швами.

Покрой плечевой одежды характеризуется также наличием продольных швов на спинке и полочке. В зависимости от количества продольных швов швейные изделия могут быть бесшовными (б/ш — с застежкой спереди), одношовными (1ш — с застежкой спереди и одним средним швом на спинке), двухшовными (2ш — с двумя боковыми швами), трехшовными (3ш — с двумя боковыми и средним швом по спинке); пятишовными (5ш — с двумя боковыми швами, средним швом на спинке и швом притачивания отрезного бочка), шестишовными (6ш — с двумя боковыми швами и четырьмя швами на спинке и полочках).

4. Схема членения поверхности деталей поясной одежды

В зависимости от характера соединения лифа с юбкой одежда может быть отрезной (Л+Ю) и неотрезной по линии талии. Отрезная верхняя часть переда или спинки носит название кокетки (Ко).

Аналогично построена и схема 4, на которой приведена классификация членений поясных изделии (брюки, юбки)

Композиционные средства, обеспечивающие целостность формы.Форму в дизайне рассматривают как нечто большее, чем просто модный силуэт и покрой Форма создает художественный образ вещи. Целостность и оптимальность формы, а также художественная выразительность и композиционное единство отдельных частей внешней формы одежды зависят от архитектоники.

Процесс материального потребления полезных свойств вещи всегда сопровождается чувственной реакцией человека. Полезны совершенные, целесообразные вещи обычно оказываются наделенными полезными, совершенными, целесообразными формами. Таким образом, форма выступает перед нами как интегральная характеристика целесообразного, совершенного.

Форма не может существовать сама по себе, вне связи с конструкцией[3]. Конструкцию поэтому можно рассматривать как своеобразную техническую структуру изделия Конструктивную логичность, взаимосвязь формы, конструкции и материалов отражает тектоника Форма и конструкция одежды в значительной степени зависят от драпируемости, жесткости, формовочной способности других свойств материалов Правильное использование свойств материалов позволяет создавать подлинно художественные, гармоничные формы изделий, устойчивые в эксплуатации, при рациональных материальных и трудовых затратах на изготовление этих изделий.

Характеристика конструкции одежды. Характеристику конструкции одежды можно дать по нескольким позициям: внешней форме (силуэт и покрой); конструктивному построению основных частей (деталей); виду соединительных швов; виду материалов.

Типовая конструкция деталей одежды наиболее часто встречающегося покроя с втачным рукавом показана на примере мужского пиджака (см рис. 4). Конструкция деталей одежды покроя реглан показана на рис. 6. При этом рукав реглан в верхней одежде может быть двухшовным или трехшовным (см рис. 6, а, б), а в платье (см рис. 6, в, г) — однотонным или двухшовным.

Рис. 6. Схема основных деталей одежды покроя реглан

Конструкция деталей изделий с цельнокроеными рукавами характеризуется объединением рукава со спинкой и полочкой. Характерной особенностью изделий этого покроя является наличие особой детали — ластовицы, предназначенной для расширения проймы (рис. 7, а). Ластовицу иногда выкраивают вместе с отрезной боковой частью или нижней частью рукава. В изделиях с сильно заниженной проймой — кимоно (рис. 7, б) — ластовицы не требуется.

Рис. 7. Схема основных деталей одежды с цельнокроеными рукавами

а — с ластовицей, б — кимоно

Основной конструктивной особенностью женской одежды и детской одежды для девочек (начиная с младшего школьного возраста) является наличие на полочке верхней вытачки, используемой для придания полочке объемной формы в области груди.

Верхняя вытачка в одежде имеет не только конструктивное, но и декоративное значение. Поэтому конструктор должен уметь увязать ее положение с внешней формой и конструкцией всего изделия.

Элементы формообразования. Основными факторами формообразования в конструкции одежды являются швы, вытачки, влажно-тепловая обработка (сутюживание, оттягивание), формовочные свойства материалов и различные их комбинации.

Объемную форму детали одежды можно представить на плоскости, перегнув ее по криволинейной линии сгиба. Выпуклой форме деталей соответствует выпуклая линия сгиба, вогнутой — вогнутая.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник