Меню

Домашний быт российских царей одежда



Как был устроен быт российских царей в 17 веке

Содержание статьи

  • Как был устроен быт российских царей в 17 веке
  • Как развивалась Россия в XVII веке
  • Как жили крестьяне на Руси

В 17 веке после долговременных смут и частой смены правителей в Российском государстве юридически закрепляется институт самодержавной монархии. Земским Собором 1648-1649 годов были определены принципы охраны жизни и здоровья государя и его семьи, бытовых уставов и порядка во дворце.

Несмотря на необыкновенную пышность и богатство двора, обилие слуг и придворных, жизнь самодержца и его домочадцев подчинялась особому регламенту. Все это было призвано подчеркнуть особое положение «Государя», стоящего недостижимо высоко над простым народом, войском и боярами.

Устройство дворца

Великолепные дворцов правителей России 17 века по изяществу и роскоши все же уступали резиденциям королей Франции, Англии или помпезной Испании. Однако убранство царских хором (в те времена их называли нарядом), отличалось самобытностью и затейливостью.

В середине 17 века на смену традиционной резьбе в форме правильных геометрических фигур пришла фигурная «немецкая» резьба, которую для красоты еще дополнительно раскрашивали и покрывали позолотой. В этом стиле был отделаны хоромы Коломенского дворца и Каменный терем, наружные украшения которого несколько раз восстанавливались и совершенствовались.

Для сохранения тепла окна заделывались тонкими пластинами слюды, от ветра и непогоды их защищали затейливые резные ставни. Полы застилали толстыми дубовыми досками, поверх которых укладывали индийские и персидские ковры. Стены и потолки царских приемных палат богато расписывались сценами из жизни святых и угодников, так называемым «бытийным письмом».

Кроме нарядной резьбы по дереву и камню, покои царских дворцов богато украшались дорогими тканями: сукном в обычные дни и золотыми или шелковыми полотнами во время праздников или для приема иноземных послов.

Самой привычной мебелью в хоромах российского царя были резные лавки, которые размещались вдоль стен. Под ними устанавливали рудники с запорами, похожие на небольшие выдвижные шкафчики.

Обычный день российского царя

Несмотря на обилие роскошных деталей в повседневных предметах и одежде, быт правителей 17 века отличался умеренностью и простотой. День начинался рано, чтобы успеть к утренней крестовой молитве, царь вставал в 4 часа утра. Прислуживающие ему спальники и постельничие подавали ему платье, помогали умыться и одеться.

После заутрени и скромного завтрака, царь занимался рассмотрением текущих дел. Ближе к вечеру обычно собиралась Дума и продолжался процесс решения государственных вопросов. Время после обеда и до вечерней молитвы цари предпочитали проводить вместе с семьей.

В повседневные дни к столу подавались обычные блюда, не отличающиеся особой изысканностью. В ходу был ржаной хлеб, мясные или рыбные блюда, немного вина или коричной браги. Учитывая глубокую искреннюю веру государя и членов его семьи, во время поста подавали только скоромную пищу и чистую воду. Многие приготовленные блюда по приказу царя отсылались приближенным боярам и слугам, это считалось знаком высочайшей милости.

В Грановитой и Потешной палатах еще при государе Михаиле Фёдоровиче были установлены органы, звучание которых привлекало как придворных, так и домочадцев царя. А ближе к концу 17 века в моду вошли театральные представления. Первые постановки, основанные на библейских сюжетах, прошли в 1672 году перед двором царя Алексея Михайловича. Новое веяние быстро прижилось, и вскоре перед двором раз в несколько месяцев ставились новые балеты и драмы.

Источник

Жилища, одежда, быт

Жилища, одежда, быт

В древних летописях можно найти описание теремов. Например, в Киеве был княжеский каменный терем с двором. Терем состоял из покоев, в которых была гридница, т. е. комната, где дружина собиралась на пир или на совет, одрины[45], т. е. спальни. Хоромы[46] состояли из самого жилья или избы и клетей, т. е. холодных, летних покоев. Кроме клетей строились еще вежи или чердаки, а также голубники (голубятни). Во дворах были бани и медушки или медуши для хранения меда, а также колодцы. Дворы огораживались забором.

Традиционной обувью, которую носили в XI — XIII вв., были сапоги и лапти. Богатые носили сафьяновые сапоги с загнутыми кверху носами и с короткими голенищами. Материалом для одежды служили льняные и шерстяные самодельные ткани, парча, греческие паволоки[47], меха.

Великие князья отличались пышностью одежды и носили на груди на золотых цепях кресты и панагии[48], усыпанные драгоценными камнями и жемчугом.

Из летописных источников известно, что «Святослав носил в одном ухе золотую серьгу с двумя жемчужинами и рубином»[49], а из одежды упоминается «плащ или кафтан с рукой в одном рукаве, а на другое плечо накинутый»[50]. Кафтаны подпоясывались поясами. Пояса могли быть золотыми, украшенными драгоценными камнями, шелковыми с серебряным и золотым плетением, а также кожаные и бархатные, но украшенные золотыми и серебряными бляхами, жемчугом и драгоценными камнями. Пояса не складывались, а надевались ровно. Были еще в обиходе кушаки. На пояса и кушаки вешались кинжалы и ножи.

На головах носили шапки наподобие колпаков или низкие с опушкой. Мужчины ходили с усами и бородами.

Русские женщины, как свидетельствовали арабы, носили на груди небольшие коробочки из различных металлов, к которым на кольце прикреплялся большой нож; шеи женщин украшали серебряные и золотые цепи или ожерелья из зеленого бисера.

Простой народ одевался просто. Мужчины ходили в зипунах[51] из толстой ткани, женщины — в паневах[52].

Еще русские любили бани, чего не понимали и над чем смеялись южные жители. Бани были известны с глубокой древности, о чем упоминает летописец Нестор. «Накалив печь в деревянных банях, — сообщает летописец, — входили туда нагими и там обливались водой; потом брали розги[53] и начинали сами себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми; но потом, окатившись холодной водой, оживали».

Ездили наши предки на повозках, которые назывались возами. Летние и зимние повозки одинаково назывались санями.

Русские любили рыбную ловлю и охоту, как псовую, так и соколиную. Охотничьи собаки и ловчие птицы очень ценились. Любили также пиры.

В пищу употребляли хлеб, мясо диких и домашних животных, в том числе и конское. Ели рыбу, сыр, овощи, пшеничные и овсяные кисели, которые назывались цежью (от цедить). Пили вино, мед, квас.

В обиходе пользовались простой посудой: кадями, лукошками, ведрами, бочками. Ложки были деревянные и серебряные.

Князья держали поваров.

Жители разводили огороды, что позволяло им иметь свежие овощи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Одежда

Одежда Любопытный факт: при раскопках были найдены иглы, но не обнаружено ни одного изображения сцены пошива одежды. Но, конечно, женщины шили платья. Повседневным женским нарядом было льняное прямое платье, доходящее до щиколоток, на бретельках, так называемый каласирис.

Одежда

Одежда Прежде чем приступить к рассмотрению правил, касающихся манеры одеваться в Англии, нам необходимо внести уточнения относительно нескольких кросс-культурных универсалий. Помимо своего прямого назначения — согревать в условиях холодного климата и защищать от

Читайте также:  Ребенок не хочет надевать новую одежду

Дворец и жилища

Дворец и жилища Современная архитектура основана на традиции строительства дворянских домов (букэ-ясики), на которые оказал глубокое влияние стиль замков. Они утверждали общественный ранг владельца в соответствии с постановлениями Иэмицу (1623–1651), третьего сёгуна из

Источник

Домашний быт российских царей одежда

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 271 351
  • КНИГИ 634 934
  • СЕРИИ 24 020
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 597 601

Государев двор, или дворец

Вступление. Общее понятие о княжем дворе в Древней Руси. Двор первых московских князей. Общий обзор древних хоромных построек в Великой Руси. Способы построек, или плотничное дело. Состав деревянного государева дворца. Каменный дворец, воздвигнутый в конце XV века. Его расположение в начале XVI века. История дворца при Иване Васильевиче Грозном и его преемниках. Дворцовые здания в Смутное время, или в Московскую Разруху. Обновление дворца и новые постройки при Михаиле Федоровиче. Новые украшения дворца при Алексее Михайловиче. Распространение и украшение дворца при Федоре Алексеевиче и в правление царевны Софьи. Расположение дворца и его состав в конце XVII ст. Запустение и постепенное разрушение дворцовых зданий в XVIII ст.»

Старый русский домашний быт и особенно быт русского великого государя со всеми своими уставами, положениями, формами, со всею порядливостью, чинностью и чтивостью наиболее полно выразился к концу XVII ст. Это была эпоха последних дней для нашей домашней и общественной старины, когда все, чем была сильна и богата эта старина, высказалось и закончилось в такие образы и формы, с которыми, по тому же пути, дальше идти было невозможно. Москва, сильнейшая из жизненных сил старой Руси, в эту замечательную и любопытную эпоху отживала свой век при полном господстве исторического начала, которое ею было выработано и водворение которого в жизни стоило стольких жертв и такой долгой и упорной борьбы. Политическое единство Русской земли, к которому неизбежно вели московские стремления и предания, являлось уже неоспоримым и несомненным делом и в умах самого народа и для всех соседей, когда-либо протягивавших руку за нашими землями. Представитель этого единства, московский великий государь, самодержец всея Руси, стал в отношении к земству на недосягаемую высоту, о которой едва ли и помышляли наши далекие предки. Ничего соответствующего этому «пресветлому царскому величеству» в древней нашей жизни мы не видим. Правда, идея царя была хорошо знакома нам еще с первых веков нашей истории, особенно когда деятельны были наши связи с Византией. Царь греческий представлялся для нас типом самодержавной, ничем не ограниченной власти, типом высокого и великого сана, к которому доступ сопровождался изумительною для простых глаз торжественностию и обстановкою несказанного блеска и великолепия. Обо всем этом достаточное понятие мы получили еще со времени варяжских походов на Царьград. Понятие это не угасало и в последующие века, распространяемое особенно духовенством, греческим и русским, по случаю частых его сношений с Царьградом. Книжные люди тех веков, обыкновенно тоже церковники, изредка приписывали этот титул и русским князьям из желания наиболее возвысить их сан и значение, по крайней мере, в собственных глазах, из желания сказать наиболее усердного и раболепного в похвалу доброму князю. Позднее, тем же титулом стали мы величать царя Ордынского, потому что как же иначе, т. е. понятнее для всех, могли мы обозначить характер ханской власти и характер его господства над нашею землею. Новое явление мы назвали соответственным ему именем, которое, как представление, давно уже существовало в умах, с которым с давнего уже времени соединялось довольно определенное и знакомое всем понятие. У себя дома, среди своих князей, мы не находили ничего соответственного этому имени. И если иногда обзывали их так, то, как мы упомянули, единственно из особой угодливости и подобострастия, которыми большею частою руководилась в своих похвальных словах наша старинная книжность.

Тип великого князя Древней Руси не был очерчен резко, определенно. Он терялся среди собственного княжеского племени, среди дружинников и вечевых городов, пользовавшихся почти равною самостоятельностью голоса, власти и действий. Черты этого типа пропадают в общем строе земли. Он не вдруг приобретает даже имя великого и просто именуется «князем» с прибавлением изредка титула «господин», что показывало только вообще властное его значение. Книжники, вспоминая апостольское писание, присвоивают ему иногда значение «божьего слуги», который «не напрасно меч носит, но в месть злодеям, в похвалу же добродеям». Именуют его «главою земли»; но это были представления отвлеченные, собственно книжные; в действительной жизни им мало внимали. С именем князя повседневные понятия времени соединяли только значение главного судьи и воеводы, хранителя правды и первого воина земли. Как скоро правда была нарушена поступками князя, он терял доверие, лишался княжества, а иногда и самой жизни. Вообще он был «стражем Русской земли» от врагов внутренних, домашних, и от врагов иноплеменных. За то земля его кормила и он сам не простирал своих видов дальше права на это кормление. Кормление вместе с тем условливало общее владение землею в княжеском племени и, следовательно, личную зависимость князя, хотя бы и великого, не только от родичей, но даже и от дружинников, потому что и те были участниками кормления и общинного владения землею, участниками в оберегании правды и в защите земли от врагов. Понятно, почему великий князь и для земства становился не более как кормленщиком, не главою земли, а главою таких же кормленщиков, вождем дружины; понятно, почему и отношения его к земству были так непосредственны и просты. В те простодушные века очень часто слышались на вечевых сходах оживленные речи и споры, в которых люди веча и князь высказывают какие-то братские, совершенно равные отношения. Не станем говорить о том, насколько в этих оживленных беседах обнаруживается сознательно выработанных определений жизни. Может быть, здесь в большей мере высказывается лишь простодушное и прямодушное наивное детство общественного развития, каким отличается вообще первое время в жизни всех исторических народов.

«А мы тебе кланяемся, княже, а по-твоему не хотим» — вот стереотипная фраза, которою выражалось несогласие с княжескими требованиями и притязаниями, выражалось вообще самостоятельное, независимое решение дела. «Тобе ся, княже, кланяем» значило то же, что «ты себе, а мы себе», что по-твоему не сделается. Князья с своей стороны людей веча не называют ребятами, а обращаются к ним с обыкновенным народным приветом: братье! братья моя милая! — взывает к новгородцам древний Ярослав, прося помощи на Святополка; братья володимерцы! — взывает князь Юрий, прося защиты у владимирцев; братья мужи псковичи! кто стар, то отец, кто млад, той брат! — восклицает Домонт псковский, призывая псковичей на защиту отечества. Все это речи, характеризующие древнейший склад княжеских отношений к земству, выясняющие тип древнего князя, каким он являлся в действительности, в народных понятиях и представлениях.

Читайте также:  Странные модели одежды что это

Какое неизмеримое различие этого типа от другого, который именовался впоследствии великим государем и к концу XVII ст. принужден был запретить земле, под страхом великой опалы, писать ему в челобитных: «Умилосердися, яко Бог» или: «Работаю я холоп ваш вам великим государем, яко Богу». Много нужно было времени, а еще более гнетущих обстоятельств, чтобы жизнь привела понятия массы к такому принижению. Новый тип созидался постепенно, шаг за шагом, под гнетом событий, под влиянием новых жизненных начал и книжных учений, его распространявших и утверждавших.

Несмотря, однако ж, на расстояние, которое отделило каждого земца от «пресветлого царского величества», несмотря на порядки быта, по-видимому, столько различные и чуждые преданиям древности, великий государь, при всей высоте политического значения, на волос не удалился от народных корней. В своей жизни, в своем домашнем быту он остается вполне народным типом хозяина, главы дома, типическим явлением того строя жизни, который служит основою экономического, хозяйского быта во всем народе. Одни и те же понятия и даже уровень образования, одни привычки, вкусы, обычаи, домашние порядки, предания и верования, одни нравы — вот что равняло быт государя не только с боярским, но и вообще с крестьянским бытом. Различие обнаруживалось только в большем просторе, в большей прохладе, с которою проходила жизнь во дворце, а главное только в богатстве, в количестве золота и всяких драгоценностей, всяких цат, в которых, по мнению века, несравненно достойнее представлялся всякий сан, а тем более сан государя. Но это был только наряд жизни, нисколько не изменявший существенных ее сторон, существенных ее уставов и положений и не только в нравственной, но и в материальной среде. Изба крестьянская, срубленная во дворце, для государева житья, убранная богатыми тканями, раззолоченная, расписанная, все-таки оставалась избою в своем устройстве, с теми же лавками, коником, передним углом, с тою же мерою в полтретьи сажени, сохраняя даже общенародное имя избы. Стало быть, жизнь во дворце, по существу потребностей, нисколько не была шире жизни в крестьянской избе; стало быть, тамошние начала жизни находили себе вполне соответственный, наиболее удобный приют в той же избе.

Источник

Домашний быт российских царей одежда

Забелин Иван Егорович

Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст.

Издание: OK, http://magister.msk.ru/

Вступление: значение имени государь в древней Руси. Политическое развитие этого значения; великий государь московский. — Значение Москвы, как вотчинного города московских князей. — Место первого их заселения в Москве. — Общее понятие о княжем дворе в древней Руси. — Дворец первых московских князей. — Общий обзор древних хоромных построек. — Способы построек и плотничное дело. — Состав деревянного государева дворца. — Дворец Коломенский, как тип древних хоромных построек. — Каменный кремлевский дворец и история его первоначальной постройки. — Его расположение в начале XVI в. — История дворца при царе Иване Васильевиче и его преемниках. — Запустение дворца в Московскую Розруху. — Его обновление и новые постройки при царе Михаиле. — Новые украшения дворца при царе Алексее. — Распространение и украшение дворца при царе Федоре Алексеевиче и в правление царевны Софьи. — Расположение дворца и его состав в конце XVII ст. — Красное крыльцо и большие палаты. — Теремный дворец. — Верховые сады. — Башенные часы. — Набаты. — Запустение и постепенное разрушение дворцовых зданий в XVIII ст.

Внешний вид дворца и наружные украшения зданий. — Резное деревянное и каменное дело древне-русское. — Немецкая фигурная резьба, вошедшая в употребление при ц. Алексее. — Расписывание наружных украшений красками. — Иконы на дворцовых воротах. — Внутренний наряд хором: наряд плотничий и вообще строительный: мосты или полы, лавки, коники и пр. — Резные подволоки. — Полы. — Лавки. — Устройство окон и оконниц. — Оконный и двер ной прибор. — Печи. — Наряд хоромный шатерничий, обои суконные и других материй. — Золотые и серебряные кожи. — Полавочники. — Бумажники, тюфяки, завесы. — Особенное богатство хоромного наряда. — Палат ная и хоромная живопись или стенное и подволочное письмо. — Стенопись Сеней Золотой палат ы. — Ее значение. — Стенопись Золотой палат ы. — Стенопись Грановитой. — Золотой Царицыной. — Подволочное письмо столовой избы, звездотечное небесное движение и беги небесные. — Такое же письмо загородных столовых. — Письмо постельных хором. — Хоромное стенное письмо. — Описание комнатной стенописи в хоромах царевен. — Хоромное письмо в Коломенском дворце. — Общий характер хоромного письма. — Царские места или престолы. — Общая характеристика дворцового великолепия. — Меблировка хором: столы. — Скамьи, стулья, кресла. — Зеркала. — Картины живописные. — Парсуны или портреты. — Фряжские листы, эстампы. — Чертежи. — Часы. — Органы. — Казенки, поставцы, шафы, скрыни и другая мебель. — Паникадила, подсвечники, шенданы. — Свечи. — Курения. — Чистота. — Частный обзор комнат: Передняя. — Комната. — Письменный стол. — Поставцы с дорогою и затейливою посудою. — Редкости и драгоценности. — Хоромные птицы: попугаи и пр. — Крестовая. — Молебный иконостас и святыня. — Свечи, налои, четки, лестовицы. — Крестовые попы и дьяки. — Спальня: кровати. — Постели. — Белье. — Уборные зеркала. — Гребни и гребенки. — Мыло, готовальни. — Румяна, белила и пр. духи. — Опахала. — Будильники. — Мыленка.

Значение и честь государева двора. — Приезд. — Кто пользовался свободным входом. — Запрещение входить во дворец меньшим чинам. — Запрещение входить с оружием и в болезнях. — Нарушение чести государева двора непригожим словом. — Караул. — Значение царских палат в отношении обрядов, приемов, собраний и в домашней жизни государя. — Значение Грановитой. — Золотой. — Царицыной Золотой и Столовой. — Панихидной. — Ответной. — Государевой Передней и Комнаты или теремного дворца. — Значение крылец. — Встречи. — Дневальные записки о погоде и дворцовом карауле. — Постельное крыльцо, как площадь или сборное место дворянства. — Дела о нарушении чести государева двора и о дворянском бесчестье.

Очерк комнатной жизни государя, его занятия и препровождение времени в течение дня. — Утренняя молитва. — Приезд бояр, выход к обедне. — Дума. — Столовое кушанье. — Время после обеда, развлечения и увеселения. — Богомольные выходы обыкновенные и праздничные в течение всего года. — Церковные празднества и действа. — Новолетие. — Пещное действо. — Рождество. — Славление. — Крещение. — Иордань. — Действо Страшного суда. — Прощеные дни масляницы. — Первая неделя поста. — Действо православия. — Благовещение. — Цветоносие и шествие на осляти. — Верба. — Прощение на Страстной. — Святая. — Великоденские дары и приносы. — Троицын день. — Государево погружение во Иордань на Происхожденьев день. — Успеньев день. — Крестные ходы.

Читайте также:  Детская одежда от клевера

а) Описи дворов XVI и XVII ст. .

б) Дворец в селе Коломенском .

в) Дворец в селе Измайлове .

г) Описи дворов и хором боярских, помещичьих и других .

Общенародное значение родин в царской семье. — Церковные и бытовые порядки по поводу царских родин: обряд, справляемый царицей при наступлении времени родин. — Наречете имени новорожденному, дары духовнику. — Всенародное объявление государской радости. — Здравствование государю патриарха, бояр и прочих чинов. — Награждение родства царицы. — Раздача государем милостыни. — Родинный стол патриарху, властям духовным, боярам и прочим чинам. — Крестины новорожденного, восприемники и восприемницы от купели. — Крестинный стол. — Подробности о родинах и крестинах царевны Феодоры Алексеевны. — Крестины Ивана Грозного. — Кресты благословенные, святые в них мощи и достопамятности от святых мест. — Дары родинные и крестинные. — Дарение патриарха. — Богомольные выходы и молебствия на дону в именинные дни. — Именинный пирог. — Именинный стол. — Дары именинные, великоденские, дары в иные дни; дары перстнями.

Порядки ухода за новорожденным ребенком. — Повивальная бабка, комнатные бабки; кормилицы и их наряд; мамы, дядьки, комнатные и ближние люди. — Особые хоромы государевых детей. — Уединенность их жизни. — Обычай писания иконы-меры рождения ребенка. — Забота о внешней материальной их обстановке. — Колыбели, одеяла и прочее колыбельное белье. — Детское платье царевичей. — Платье немецкое. — Детское платье царевен. — Обряд снимания первых волосков. — Походячие и потешные кресла и нагрудники. — Детское царское место. — Место седальное. — Заботы о сохранении государевых детей святостью церковного устава: причащение, вседневные комнатные молитвенные служения, некоторые праздничные службы в детских хоромах, богомольные выходы и выезды государевых дитей. — Порядок каждодневной жизни царевичей. — Покупка своенародных игрушек и потех на торгу. — Изготовление их дома царскими мастерами. — Дарение игрушек замысловатых — заграничной работы. — Перечень их в казне царевны Ирины Михаиловны и царевичей Алексея и Ивана Михаиловичей. — Общий обзор игр и игрушек царевичей. — Потешный конь и другие своенародные игрушки. — Игрушки необычные. — Разнородные игрушки царевича Алексея Петровича. — Качели, санки и салазки. — Игра в псовую охоту. — Игра в мячики. — Пускание волчков и вертушек, гоньба кубарей. — Игра в тычку или свайку. — Шахматы, тавлеи, бирки и другие однородные игры. — Карты немецкие и собственного изделия. — Потешные листы писаные и печатные. — Потешные книги. — Музыкальные инструменты: своенародные — домра, рыле; немецкие — цымбалы, клавикорды. — Накрачейная музыка и отзывы о ней иностранцев. — Гоньба голубей. — Попугай и канарейки. — Игрушки и игры воинского строя: шелом царевича Ивана Ивановича, барабаны, знамена и другие игрушки ратного отдела. — Заготовление подобных игрушек в запас. — Стрельба из луков. — Общий обзор игр и игрушек царевен. — Куклы. — Потешные листы печатные и писаные. — Потешные книги. — Обзор частный игр и игрушек царевичей: Алексея Михайловича, Ивана Михайловича, Алексия Алексеевича, Федора Алексеевича; царевен: Ирины, Пелагеи, Анны и Татьяны Михаиловен, Евдокии, Марфы и Наталии Алексеевен.

Общий состав древней русской грамотности и первоначального обучения. — Начальное учение в царском быту. — Выбор учителя. — Буквари; их состав и способ обучения чтению. — Букварь Бурцова, Верхней Типографии. — Характер древней педагогии. — Начальное обучение царевичей: Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, царевен. — Азбуки скорописные или прописи; их состав. — Букварь Кариона Истомина. — Буквица, принадлеж. Публичной Библиотеке. — Обучение церковному пению. — Учительные картинки. — Книги царственные. — Живописная история. — Книги духовного и церковно-исторического содержания. — Потешные книги. — Живописная Энциклопедия царевича Алексея Алексеевича и другие подобные потешные книги. — Потешные книги другого разряда: сказки и повести. — Свободные художества или науки; книга о девяти мусах и о седми свободных художествах. — Образование царевича Алексия Алексеевича. — Описи царских библиотек.

Родины царевича Петра Алексеевича. — Его крестины. — Первые заботы и распоряжения касательно младенца. — Икона — мера рождения. — Мамы, кормилица, повивальная бабка. — Колыбель и детское платье царевича. — Хоромы. — Деревянный конь и другие игрушки и игры царевича. — Игрушки и игры воинские. — Петров полк и важные последствия его сформирования. — Книжное учение царевича. — Потешные книги и листы. — Воинские потехи. — Случаи из детской жизни Петра.

Общий обзор. — Комнатные забавы: дураки-шуты; бахари, домрачеи, гусельники. — Потешная палата: органы, цымбалы, скоморохи, потешный немец, метальники. — Время царя Алексия. — Верховые нищие. — Карлы. — Потехи на дворце: медвежьи спектакли. — Особые зрелища: львы, слоны, олени, поединки и др. — Комедийные действа. — Первое устройство театра. — Первые комедии.

Общие понятия о древних пирах. — Понятия о государственности и общественности. — Основа древнего русского общежития: отчинное старшинство. — Распределение мест в избе, на лавке. — Обозрение обрядов царского стола. — Столы посольские. — Церемониальный прием гостя и приглашение к столу. — Размещение столов в палате. — Большой стол и кривой стол. — Уборка столов, поставцов и самой палаты. — Размещение гостей. — Объявка столовых чинов и первых кушаний. — Подачи кушаний и вин. — Заздравные чаши. — Заключительные обряды пира. — Общий обзор кушаний царского стола нач. XVII ст. — Описание еств и питей посольского стола 1667 г. — Сахары и другие сласти. — Приказ Большого дворца. — Дворцы: Сытный, Кормовой и Хлебенный. — Поступление во дворец провизии оброчным путем и покупкою. — Царская посуда: металлическая. — Деревянная, стеклянная и ценинная. — Фаты на поставцах. — Особые награды дельцам, отличившимся по изготовлению питей или еств.

Древняя русская одежда; трудность исследования ее. — Царское белье: сорочки и порты. — Царское платье: зипун. — Ферези комнатные и ездовые. — Ферезея — Кафтан становой. — ездовой. — Опашень или однорядка. — Шуба. — Кибеняк. — Емурлук. — Епанча. — Сарафан. — Кабат. — Платье военное: чуга. — Налатник и подлатник. — Платно. — Царское платно. — Царский большой наряд, — Платье рындово. — Терлик. — Охобень. — Царский головной убор: тафья. — Шапка. — Колпак. — Шляпа. — Царская обувь: чеботы. — Башмаки. — Чулки. — Ичетыги. — Подвязки. — Общий обзор царской одежды XVII ст.; гардероб царя Михайла Федоровича. — Отставное платье. — Платье выходное и комнатное. — Украшения платья: нашивка. — Перстни. — Ожерелье. — Пуговицы. — Сума. — Выходное платье царя Алексея Михайловича. — Платье причастное. — Брачное. — Царская одежда XVI ст. — Кафтанец короткий. — Армяк. — Тегиляй. — Сермяга. — Науруз. — Царская обувь.

Источник