Меню

Библия женщина носящая мужскую одежду проклята будет



Библия женщина носящая мужскую одежду проклята будет

Что можно считать женской и мужской одеждой? На старинных картинах мужчины бывают изображены в балахонах-платьях, в которых в нашу эпоху ходят, в основном, женщины. Зимой я видела нескольких верующих женщин, которые под длинное пальто одевали брюки, правильно ли это? Или они одеты в пальто по колено, а под них рейтузы, в такой одежде когда-то ходили мужчины. Разъясните, пожалуйста, для меня это очень важно.

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Запрещение женщине одевать мужскую одежду впервые было сделано во Второзаконии: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Вт.22:5). Закон был связан с тем, что у многих окружавших еврейский народ язычников, считались нормальными противоестественные формы разврата. С этой целью и производились переодевания. В христианское время запрещение носить одежды, не соответствующие полу, были сделаны двумя Соборами: VI Вселенским и Поместным Гангрским. Первый запрещает христианам участвовать в языческих празднествах (играх, плясках и переодеваниях): «никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических…» (правило 62). Гангрский собор постановил: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, переменит одеяние, и, вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою» (правило 13). Это запрещение было направлено против заблуждения евстафиан (последователей епископа Севастийского Евстафия).

Конечно, современные женщины, надевая брюки, руководствуются другими мотивами. Но надо иметь духовную чуткость и с уважением относиться к тем нормам, которые сложилась в Церкви. Не все в нашей жизни сводится к практической пользе и удобству. Многое в нашей жизни имеет символический характер. Если об этом будем забывать, то можем осложнить наши отношения с людьми. Встать при входе в комнату старшего, значит символически выразить к нему уважение. Рукопожатием в древности скрепляли договор, а в наше время это стало символом, выражающим взаимную дружескую настроенность. Обручальные кольца означают нерасторжимость брачного союза и т.д.

Одежда также нередко имеет символическое значение. Во время печали евреи одевали вретище (Пс.68:12). В иные одежды облачались в дни радости: «ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей» (Екк.9:8). Покрывало на голове девицы было знаком скромности. Ревекка, увидев своего будущего мужа, «взяла покрывало и покрылась» (Быт.24:65). Приглашенный на брачный пир должен был одеться в брачные одежды (Мф.22:11-12). Идущий в Дом Божий также должен помнить о святости места. Приглашенный на прием к главе государства не будет пренебрегать принятым этикетом. Так и верующий должен иметь внешний вид, подобающий тому месту, где совершается служба Небесному Царю. Благочестие не должно быть лишь внешним, однако невнимание к сложившимся в Церкви традициям может быть результатом его отсутствия. Поэтому речь должна идти не только о брюках. Нужно избегать в одеждах всего слишком пестрого, яркого, необычного, вольного, что может перебивать молитвенное внимание присутствующих.

Нет необходимости обращаться к истории костюма или к этнографии. Нужно руководствоваться современными понятиями о мужской и женской одежде. Если какая-то необходимость побуждает надеть брюки, надо прикрыть их верхней одеждой, чтобы никого не соблазнять.

Ко всему надо прилагать данный Богом разум. Если кто-то не собирался идти в церковь, а потом вне дома такое желание появилось, не нужно отказываться от своего намерения, если даже на женщине надеты брюки и не покрыта голова.

Хочется сказать еще об одном. Не только прихожане, но и церковные работницы не должны делать в храме замечания. Это может сделать только священник, если будет на то необходимость, вне службы, с вниманием и любовью.

Источник

Если женщина надевает мужскую одежду, то грешит пред Богом

Но, увы, в нас ничего нет от Христовой правды, ничего не осталось от первых христиан, кроме названия. Даже те, кто ходит в храм, боятся среди городской толпы свой лоб перекрестить, а слабому полу, как им и положено, носить юбки и платки. Им, бедным, даже невдомёк, что весь ад забит.

Было осуждено еще ветхозаветным Священным Писанием: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22: 5). Таково было и учение всех отцев Церкви”: Тертуллиана, свт. Киприана Карфагенского, свт. Амвросия Медиоланского.

«Никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную… посему тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, если суть клирики, повелеваем извергать из священного чина, если же миряне, отлучать от общения церковного” (VI Вселенский Собор, правило 62) 1 .

13 правило Гангрского Собора 2 гласит: «Аще некая жена, ради мнимаго подвижничества, пременит одеяние, и, вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою”. То есть осуждению отцов Собора подпадают те женщины, которые носят мужскую одежду «ради мнимого подвижничества”.

«13-е правило Гангрского Собора не оставило безнаказанными тех женщин, которые ради мнимого подвижничества вместо свойственной женщинам одежды одеваются в мужскую одежду, но подвергает сих анафеме. Ибо кийждо, — говорит (Апостол Павел, 1Кор.7:20), — в звании, в нем же призван бысть, в том да пребывает.

А мы знаем некоторых (женщин), принявших сей вид ради истинного подвижничества, а не по лицемерию, которые совершили подвижнические подвиги и достигли высоты добродетели”, — говорит Матфей Властарь. Эти преподобные жены не осуждаются и 62 правилом Трулльского Собора, запрещающим, «как неприличные для христиан, языческие празднества, игры и ряженья, оставшиеся из времен язычества”.

С другой стороны, при толковании 13 правила Гангрского Собора Вальсамон замечает следующее: «Отцы правильно прибавили: ради мнимого подвижничества; ибо сделавшая что-нибудь подобное не по лицемерию и обману, но по истине и по образу истинного и чистого подвижничества, не только не должна подлежать за это анафеме, но и должна быть признана достойною похвалы.

Ибо многие жены совершили весь путь подвижничества в мужском одеянии и достигли высоты спасения, как св. Мелания, св. Евгения и другие» 3 .

Описаны случаи, когда старцы отказывались причащать детей (девочек) одетых в «женские брюки».

Святой Старец блаженный отец Иаков Игумен Священной Обители Преподобного Старца Давида 4 . Девочкам Старец советовал одеваться не в брюки, но в женские одежды. Относительно гимнастики в школе, как исключение, дал благословение носить форму.

Старец протоиерей Николай Гурьянов 5 в юродивой форме обличал женщин, которые носили брюки, даже если (как это и сейчас часто бывает с паломниками на святых местах) они одевали поверх брюк юбки, — таких женщин он называл мужскими именами, часто называл женщину именем ее мужа с ее собственным отчеством.

Старец схиархимандрит Христофор 6 . Женщины влезли в мужскую одежду, и старая и малая стали брюки носить. Все они, — батюшка как-то так выражался, — ну, с ума посходили, это, говорил, очень плохо, очень плохо, нельзя этого делать, женщина должна быть женственной, в юбочке или платьице. Это — смертный грех, нельзя этого делать.

Старец Паисий Святогорец 7 о внешнем виде. Нынешние женщины одеваются или в мини-юбки или в брюки! Выбирают одно из двух! В то время как в Ветхом Завете об этом сказано совершенно ясно и ещё с какими подробностями! «Мужчине непозволительно одеваться в женское платье, а женщине — в мужское». Это закон. Но и помимо закона, одевать на себя одежду противоположного пола — непристойно. Мужчин, которые надевают юбки, гораздо меньше, чем женщин, которые носят брюки.

Читайте также:  Все логотипы одежды с животными

Старица схимонахиня Нила 8 со скорбью говорила о женщинах и девушках, которые ходят в брюках:

— Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, а мужчинам — женскую. За это отвечать придется перед Господом. Сами не носите и других останавливайте. И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию — и немногие живыми вернутся.

Когда матушка произносила эти слова, одна из присутствующих подумала: «А что плохого, если я на огороде работаю в брюках, так ведь удобнее». Матушка тут же отреагировала на этот помысел:

— И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!

Священник N сказал прямо: «Слава Богу, у нас мужчины еще в юбках не ходят, а вот женщины, как-то сатаной первыми искушаются».

Женщинам следует проявлять христианскую скромность и стыдливость и не приходить (в Храм) в брюках, шортах, коротких или открытых платьях, с коротким рукавом. Голова обязательно должна быть покрыта только ПЛАТКОМ, но не шапкой, шляпой или беретом 9 . И приведено 62 пр. VI Вселенского Собора.

Но, увы, в нас ничего нет от Христовой правды, ничего не осталось от первых христиан, кроме названия. Даже те, кто ходит в храм, боятся среди городской толпы свой лоб перекрестить, а слабому полу, как им и положено, носить юбки и платки. Им, бедным, даже невдомёк, что весь ад забит женщинами в брюках. А почему? Потому что пастыри молчат и великодушно-снисходительны 10 .

Дорогие девушки, женщины, делайте вывод!

1 Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов.

2 Гангрский Собор состоялся ок. 340 года в г. Гангры в Пафлагонии (ныне г. Чанкыры, Турция).

3 Ни Соборы, ни церковное предание в целом не осуждали тех преподобных дев и жен, которые по тем или иным причинам подвизались в мужском одеянии и в мужских монастырях. В «мужском образе” подвизались, например, преподобные Анастасия Патрикия (10 мар. ст. стиля), Анна Вифинская (13 ин., 29 окт.), Аполлинария (5 янв.), Евгения Римская (24 дек.), Евфросиния Александрийская (15 февр., 25 сент.), Мария Вифинская (12 февр.), Матрона Константинопольская (9 нояб.). Подобные примеры есть и в относительно недавнее время. Блаженная Ксения Петербургская, начав свой подвиг, стала называться именем своего умершего мужа и носить мужскую одежду.

4 Рассказы, видения, наставления Старца см.: https://korolev.msk.ru/books/919/iakoveb1/iakoveb1/H06-T.htm

5 Старец протоиерей Николай Гурьянов см.: https://hram-veshnjaki.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2764:2011-08-01-21-26-41&catid=107:us-help&Itemid=161

6 См. в кн.: Схиархимандрит Христофор. Иеродиакон Авель (Семёнов). М. 2007. На С. 300.

7 См. в кн.: Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. I. С болью и любовью о современном человеке. М. 2009. На С. 320.

8 Схимонахиня Нила — Пророчества о России: https://www.zaistinu.ru/articles/?aid=1129

9 См. в кн.: Источник Бессмертия: Таинства Исповеди, Соборования и Причащения. Архимандрит Иннокентий (Третьяков), Иеромонах Венедикт (Лимонов). г. Вл-к. 2008. На С. 89.

10 См. в кн.: Апология Церкви. Иеродиакон Авель (Семёнов). Издание 2-ое. М. 2006.

Источник

Почему Библия запрещает мужчинам надевать женскую одежду

  • Почему Библия запрещает мужчинам надевать женскую одежду
  • Как жена должна относиться к мужу по Библии
  • Самая вредная одежда

Для доказательства правоты и целесообразности запрета на ношение мужчиной женского платья можно обратиться к Ветхому Завету, а именно книга Второзакония говорит в стихе 22:5: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие». Также тема о различии мужской и женской одежды затронута позднее апостолом Павлом в одном из его писаний, которые, к слову, признаются официальной церковью как подлинные учения Христа.

История мужского платья

Во времена Ветхого Завета одежды мужчин и женщин имели значительное сходство и были почти одинаковы, за исключением деталей: женские одеяния были длиннее, заметно шире, чем мужские, и были сшиты из более легкой ткани. Однако это вовсе не означает, что мужчина мог надеть женский наряд. В мужском костюме уже во времена Иисуса присутствовали «брюки»: фартуки, которые обматывали вокруг пояса и зауживали вокруг ног – длинные или короткие. Назначение их было весьма прагматичное: уберечь детородный орган от травм. Женщина надеть брюки не могла по объективным причинам. Так началось становление мужского и женского платья.

Религия и быт

Первые священные тексты отнюдь не были похожи на писания, они представляли собою свод житейских правил, что-то вроде «Домостороя», а потому нет ничего удивительного, что, к примеру, в Торе, сказано о том, как и когда должен одеваться мужчина, как при этом ведет себя женщина. Спустя лишь столетия – как утверждают историки – часть текстов была переписана, на бытовую канву легли религиозные догмы, и женское обличие стало «второсортным» как и сама женщина-причина грехопадения, отступница. Прописан стал запрет на служение женщины в вере (до сих пор женщина не может занимать пост священника).

Позднее именно брюки стали яблоком раздора для феминисток, но произошло это пару тысячелетий спустя.

Совместное решение

Во многом определяющим в вопросе ношения мужчиной женской одежды и отношения церкви к этому является правило Шестого Вселенского собора, говорящее «Определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду, мужу свойственную», но стоит заметить, что это правило не напрямую касается вопроса повседневного, а о проникновении языческих обычаев в христианскую культуру, различных обрядов и запрета на них.

В быту обмен платьями порицали еще и по причине обострившейся с приходом православия в европейские страны борьбы с гомосексуализмом. Не сама связь мужчины с мужчиной пугала священников, предметом искоренения были те болезни, которые возникали и передавались после соития. Появились тексты с явным запретом мужчинам быть женоподобными и носить женское платье.

Есть мнение, что отношение к брюкам — этикетная норма, а не религиозная. Ни в одном священном писании вы не найдете запрета приходить женщине в храм в брюках, однако сказано, что женщина не должна уподобляться мужчине, она греховна по существу, ибо грех первородный от нее есть.

Сейчас каноны Ветхого Завета чтут не так серьезно, ведь с тех пор многое изменилось, и даже сама церковь претерпела изменения. Есть только рекомендации как выбирать свой гардероб, по которым можно сделать вывод — мужчинам стоит носить одежду пошитую именно для них.

Основываться люди должны не только на устрашающих законах и запретах, а на личном понимании того, что есть нравственность, которую порождает религия.

Источник

Библия женщина носящая мужскую одежду проклята будет

“Никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную… посему тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, если суть клирики, повелеваем извергать из священного чина, если же миряне, отлучать от общения церковного” (VI Вселенский Собор, правило 62).

13 правило Гангрского Собора гласит: “Аще некая жена, ради мнимаго подвижничества, пременит одеяние, и, вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою”. То есть осуждению отцов Собора подпадают те женщины, которые носят мужскую одежду “ради мнимого подвижничества”.

“13-е правило Гангрского Собора не оставило безнаказанными тех женщин, которые ради мнимого подвижничества вместо свойственной женщинам одежды одеваются в мужскую одежду, но подвергает сих анафеме. Ибо кийждо, — говорит (Апостол Павел, 1Кор.7:20), — в звании, в нем же призван бысть, в том да пребывает. А мы знаем некоторых (женщин), принявших сей вид ради истинного подвижничества, а не по лицемерию, которые совершили подвижнические подвиги и достигли высоты добродетели”, — говорит Матфей Властарь. Эти преподобные жены не осуждаются и 62 правилом Трулльского Собора, запрещающим, “как неприличные для христиан, языческие празднества, игры и ряженья, оставшиеся из времен язычества”.

Читайте также:  Классический стиль одежды образы

С другой стороны, при толковании 13 правила Гангрского Собора Вальсамон замечает следующее: «Отцы правильно прибавили: ради мнимого подвижничества; ибо сделавшая что-нибудь подобное не по лицемерию и обману, но по истине и по образу истинного и чистого подвижничества, не только не должна подлежать за это анафеме, но и должна быть признана достойною похвалы. Ибо многие жены совершили весь путь подвижничества в мужском одеянии и достигли высоты спасения, как св. Мелания, св. Евгения и другие».

Описаны случаи, когда старцы отказывались причащать детей (девочек) одетых в «женские брюки».

Старец протоиерей Николай Гурьянов5 в юродивой форме обличал женщин, которые носили брюки, даже если (как это и сейчас часто бывает с паломниками на святых местах) они одевали поверх брюк юбки, — таких женщин он называл мужскими именами, часто называл женщину именем ее мужа с ее собственным отчеством.

Старец схиархимандрит Христофор6. Женщины влезли в мужскую одежду, и старая и малая стали брюки носить. Все они, — батюшка как-то так выражался, — ну, с ума посходили, это, говорил, очень плохо, очень плохо, нельзя этого делать, женщина должна быть женственной, в юбочке или платьице. Это — смертный грех, нельзя этого делать.

Старец Паисий Святогорец7 о внешнем виде. Нынешние женщины одеваются или в мини-юбки или в брюки! Выбирают одно из двух! В то время как в Ветхом Завете об этом сказано совершенно ясно и ещё с какими подробностями! «Мужчине непозволительно одеваться в женское платье, а женщине — в мужское». Это закон. Но и помимо закона, одевать на себя одежду противоположного пола — непристойно. Мужчин, которые надевают юбки, гораздо меньше, чем женщин, которые носят брюки.

Старица схимонахиня Нила8 со скорбью говорила о женщинах и девушках, которые ходят в брюках:

— Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, а мужчинам — женскую. За это отвечать придется перед Господом. Сами не носите и других останавливайте. И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию — и немногие живыми вернутся.

Когда матушка произносила эти слова, одна из присутствующих подумала: «А что плохого, если я на огороде работаю в брюках, так ведь удобнее». Матушка тут же отреагировала на этот помысел:

— И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!

Священник N сказал прямо: «Слава Богу, у нас мужчины еще в юбках не ходят, а вот женщины, как-то сатаной первыми искушаются».

Женщинам следует проявлять христианскую скромность и стыдливость и не приходить (в Храм) в брюках, шортах, коротких или открытых платьях, с коротким рукавом. Голова обязательно должна быть покрыта только ПЛАТКОМ, но не шапкой, шляпой или беретом. И приведено 62 пр. VI Вселенского Собора.

Но, увы, в нас ничего нет от Христовой правды, ничего не осталось от первых христиан, кроме названия. Даже те, кто ходит в храм, боятся среди городской толпы свой лоб перекрестить, а слабому полу, как им и положено, носить юбки и платки. Им, бедным, даже невдомёк, что весь ад забит женщинами в брюках. А почему? Потому что пастыри молчат и великодушно-снисходительны.

Источник

Второзаконие 22 глава 5 стих

Толкование на группу стихов: Втор: 22: 5-5

ВОПРОС: Почему нельзя женщинам носить мужскую одежду? Достаточно ли для этого запрещения авторитета пророка Моисея, сказавшего: «На женщине не должно быть мужской одежды, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие»? Не следует ли считать такое запрещение устаревшим? ОТВЕТ: Такое запрещение имеет нравственное значение, а потому оно никогда не может потерять своей силы. Исходит оно не от Моисея, а от Самого Господа Бога, дававшего чрез Моисея Своему избранному народу Свои Божественные законы. Только то из Ветхозаветного Закона Божия потеряло своё значение в христианстве, что касалось чисто-обрядовой стороны и что было отменено на Апостольском Соборе в Иерусалиме в 51 году; весь же нравственный ветхозаветный закон продолжает сохранять свою силу и значение и в христианстве. Принимать на себя, по легкомыслию, образ мужчины запрещено женщине и в Новом Завете. Так св. Апостол Павел в своём первом послании к Коринфянам указывает на неприличие для скромной и целомудренной женщины-христианки молиться с непокрытой головой и стричь свои волосы ( 4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. 5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. 6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. 7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. 8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 9 и не муж создан для жены, но жена для мужа. 10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. 11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. 12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога. 13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? 14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, 15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? 1 Кор. 11:4-15). Каждому полу свойственно своё — у каждого пола свои внешние отличия, свой внешний облик и своя одежда. В христианстве подчёркивается, что лучшим украшением женщины является её женственность, чистота и целомудрие. Св. Апостол Павел прямо говорит, что женщины должны ходить «в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием» ( 9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, 10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. 1 Тим. 2:9-10), а св. Апостол Петр, обращаясь к женщинам, говорит: «Да будет украшением вашим. сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» ( 3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, 4 но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. 1 Пет. 3:3-4). Согласно ли со всеми этими наставлениями стремление многих современных женщин принимать внешний облик мужчины, извращая таким образом естественные черты своего пола и подражая мужчине в манерах и поведении, как это обычно делают современные женщины, любящие одеваться в мужскую одежду? Сверх всех этих соображений, мы имеем и в Новом Завете прямое и категорическое запрещение женщинам надевать мужскую одежду. 62-ое правило Шестого Вселенского Собора гласит: «. Определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную. тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делати что-либо из вышесказанного, аще суть клирики, повелеваем извергати из священного чина, аще же миряне, отлучати от общения церковного». Нужно быть совсем лишённым естественного нравственного чувства, чтобы не понимать и не ощущать, какое отвратительное, нравственно-отталкивающее зрелище представляет собою женщина, по-мужски остриженная, в мужской костюм наряженная, пускающая дым из папиросы, и грубостью и развязностью своих манер стремящаяся подражать современному светскому мужчине. Неужели кому-нибудь может быть не ясно, что такое действительно «мерзкое» не только в очах Божиих, но и в очах человеческих, явление есть болезненное порождение нашего нравственно-нездорового века, результат попрания здорового нравственного чувства и отвержения всех естественных законов, Самим Богом в природу человека заложенных?

Читайте также:  Российская одежда для пар

«Вопросы и ответы». В изъяснение церковного благочестия и душепопечения

Толкование на группу стихов: Втор: 22: 5-5

Если истинно исследуешь это, то увидишь, что неприличным является то, чего чуждается сама природа. Почему же, человек, ты не хочешь являться тем, кем рожден? Почему избираешь себе иное обличье? Почему уподобляешься женщине, или ты, женщина, мужчине? Каждый пол природа облекла в соответствующие одежды. Наконец, различно обхождение, различны цвет кожи, движения, походка, различны силы, различается голос у мужчины и женщины.

Послания. Сl. 0160, 4.15.2.82,1.112.9

Толкование на группу стихов: Втор: 22: 5-5

Трансвестизм на древнем Ближнем Востоке. В Древнем мире одежда не только указывала на социальный статус, но и позволяла различать пол. В классическую эпоху переодевание в женскую одежду встречалось в театре, где не разрешалось играть женщинам, а также было одним из проявлений гомосексуальной практики. В древних ближневосточных текстах примеры переодевания в одежду противоположного пола, или трансвестизма, чаще всего встречаются в материалах культового или правового характера. Например, после убийства *угаритского героя *Акхата его сестра Пагату надевает мужскую одежду, чтобы в отсутствие мужской родни выступить в роли кровного мстителя. В одном нравоучительном ассирийском тексте содержится разговор между мужем и женой, в котором они предлагают друг другу поменяться одеждой и таким образом присвоить половые роли друг друга. Возможно, это описание ритуала плодородия или часть религиозного представления в честь какой–то богини. Очевидно, именно из–за связи с другими религиями трансвестизм назван в Книге Второзаконие «мерзостью», хотя причиной такого неприятия могло послужить и стирание различий между полами. Хеттские тексты описывают использование одежды и связанных с полом предметов в различных магических ритуалах, направленных на повышение собственного сексуального статуса и на понижение или изменение сексуального статуса соперника. «Женскими» предметами были зеркало и прялка; «мужскими» — различные виды оружия.

Толкование на группу стихов: Втор: 22: 5-5

На женщине не должно быть мужской одежды. Женщина не должна посягать на права и обязанности мужчины.

Толкование на группу стихов: Втор: 22: 5-5

«Да́ не́ бу́дет у́тварь му́жеска на́ жене́ ни́ да́ облачи́тся му́ж в ри́зу же́нску». . – Геронда, как нам относиться к женщинам, которые приходят в монастырь в брюках? Они часто говорят, что брюки не только удобнее, но и скромнее, чем короткие юбки. – Нынешние женщины одеваются или в мини-юбки или в брюки! Выбирают одно из двух! В то время как в Ветхом Завете об этом сказано совершенно ясно и еще с какими подробностями! «Мужчине непозволительно одеваться в женское платье, а женщине – в мужское». Это закон. Но и помимо закона, одевать на себя одежду противоположного пола – непристойно. Мужчин, которые надевают юбки, гораздо меньше, чем женщин, которые носят брюки. – Однако женщины, работающие на полях, говорят, что свободно двигаться во время работы они могут только в брюках. – Это все отговорки. – Геронда, а матери говорят, что девочки носят брюки, чтобы не простудиться. – Разве нельзя придумать ничего другого? Что, нет длинных колготок? Вот пусть и носят длинные колготки, чтобы не простудиться. Можно выйти из любого затруднения – было бы желание. – Геронда, что делать, когда в монастырь приезжают какие-нибудь официальные лица, а с ними женщина в брюках? – Вы им объясняйте. Спросите их, хотят ли они, чтобы вы пошли ради них на уступку, нарушили заведенный порядок и в монастыре творилось бесчинство? – Однажды, Геронда, приехали тридцать преподавательниц в брюках и мы пропустили их в обитель. – Вот и плохо, не надо было этого делать. Надо было им сказать: «Извините, у нас в монастыре такое правило: женщинам в брюках вход запрещен». А то после они поедут и в другие монастыри, там будут говорить, что в такую-то обитель их пропустили в брюках. Вы, не желая их компрометировать, сделали им снисхождение, а они потом скомпрометируют вас. Повесьте на воротах табличку с соответствующим отрывком из Ветхого Завета. Сшейте полсотни юбок и мягко, по-доброму предлагайте их женщинам в брюках или коротком платье, которые, не зная о монастырских порядках, приезжают к вам в первый раз. – Геронда, а как быть, когда приезжают учащиеся старших классов и все девочки одеты в брюки? – Вынесите им угощение за ворота 1 . Это заставит их задуматься. Или если они заранее сообщают вам о своем приезде, предупредите их по телефону: «Пожалуйста, пусть учительницы и ученицы будут одеты не в брюки». Так они поймут, что надо отнестись к монастырю с почтением. Здесь не приход. На приходе священник должен просвещать женщин, чтобы они поняли, почему им нельзя носить брюки и привели себя в божеский вид. А если иной раз в его храм придут женщины в брюках из другого прихода, то он должен что-то придумать. Церковь – мать, а не мачеха. – Геронда, однако, многие говорят: «Поступая с такой строгостью, вы отгоняете людей от Церкви». – Но раз в Ветхом Завете есть заповедь от Бога, запрещающая женщинам надевать мужскую одежду, то что им еще нужно? Но они, видишь ли, рассуждают: «Почему женщина не может носить брюки? Почему в приходские советы не могут входить атеисты – ведь Церковь и народ – это одно и то же?» Но таким образом судьба Церкви будет зависеть от решения безбожников! Вот и превратят храмы в библиотеки, склады и тому подобное, раз они ко всему подходят со своим «почему». И что ты тут скажешь? В монастырях не нужно терпеть и раздетых туристов. Нечего оправдываться тем, что на собранные с туристов деньги монастырь будет одевать бедняков – это уловка лукавого, который стремится сделать монаха чуждым Божиих благословений и превратить его в мирского человека. Напротив, действительное устранение монаха от мира, совершаемое ради Христа, делает его богатым добродетелями. – Геронда, в монастыре Стомион Вы были вынуждены вешать соответствующие объявления для туристов? – Да, я развесил дощечки-объявления. Одна со словами «Добро пожаловать» была у входа в монастырь. Еще две висели пониже, в двадцати минутах ходьбы от обители. На одной было написано: «В одеждах неблагопристойных – на речку» и стояла стрелочка, указывающая к реке. На другой было: «В одеждах благопристойных – к священной обители» и стрелочка-указатель к монастырю. Правда, хорошо написал? – Геронда, а что нам делать летом? В это время года многие женщины приходят в обитель с открытой спиной. – Э, сшейте какие-нибудь попоны – закрывать им спину. Так они поймут, что надо с уважением относиться к месту, в которое они пришли.

  • 1 По традиции гостеприимства, в монастырях Греции каждого приходящего паломника встречают угощением – лукумом или какой-то другой сладостью и стаканом холодной воды. – Прим. пер.

«Слова». Том I. С болью и любовью о современном человеке Часть третья. О Духе Божием и духе мира сего. Глава пятая. О внутреннем неустройстве людей и об их внешнем виде. Несчастные мирские люди одеваются соответственно своему внутреннему состоянию. Сегодня не отличить мужчину от женщины

Источник