Меню

Беседа одежда разных народов



«КОСТЮМЫ НАРОДОВ МИРА»
методическая разработка

Народный костюм-это отражение культуры, истории, традиций и даже быта народа.

Скачать:

Вложение Размер
kostyumy_narodov_mira.docx 19.21 КБ

Предварительный просмотр:

по теме: » Костюмы народов мира «для детей подготовительной к школе группы.

Разработала: Домарева Екатерина Львовна, педагог дополнительного образования.

Цель: сформировать представление о народных костюмах мира.
Задачи:

— познакомить воспитанников с особенностями народных костюмов мира, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны;
— развитие национального самосознания, повышение самооценки.

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Ребята сегодня мы познакомимся с народными костюмами разных народов мира.

2. Беседа. Народный костюм – это отражение культуры, истории, традиций, и даже быта народа. Предлагаю совершить небольшое путешествие и узнать больше о народных костюмах народов мира. Наш мир населяет огромное количество народов, у которых есть свои традиционные костюмы. О многих из них мы знаем, о других же, к примеру, племенах, никогда не слышали. Но, именно по их наряду можно определить, к какому народу относятся те или иные люди.

Вот взять, к примеру, Грузию – там традиционным костюмом является чоха, в Индии это сари , в Китае – ципао. По костюму можно многое узнать о человеке, его отношение к религии, финансовое состояние и статус.

Все народные костюмы мира имеют свои особенности. У каждого народа есть свои традиции, которые касаются и одежды.

Японский национальный костюм.

Япония, страна восходящего солнца, также славится своими оригинальными изысканными нарядами. Традиционным нарядом со второй половины 19 века является кимоно. Кимоно скрывает не только все недостатки фигуры, но и достоинства. Японцы считают, что чем меньше выпуклостей, тем идеальнее и красивее выглядит конституция тела.

Китайский национальный костюм.

Китайским народным костюмом является ципао. Этот наряд отличается своим изяществом, поскольку подчеркивает женскую привлекательность и женственность. Платья имеет достаточно простой крой, но особенность наряда в наличии воротничка-стойки. Края платья обшиты золотой лентой, а главным украшением является наличие традиционного орнамента.

Шотландский национальный костюм

Самой любопытной частью национального шотландского костюма остается килт. Эту деталь гардероба шили из тартана — шерстяной клетчатой ткани. Каждый клан имел свой цвет и рисунок: по килту всегда можно было определить, из какого региона Шотландии человек. С шотландского килт обозначает «оборачивать вокруг тела». Ведь это не просто юбка! Это огромный кусок материи, который каждый уважающий себя шотландец оборачивает вокруг талии аккуратными складками, закрепляя конструкцию ремнями.

Швейцария: чепчики с крыльями

Национальный костюм швейцарцев сильно отличался в зависимости от кантона. Однако общими оставались штаны чуть ниже колен, белая рубаха, жилет и куртка для мужчин. Что касается швейцарок, то они носили юбки, кофты, корсажи, фартуки. Голову чаще всего покрывали платками, в Аппенцелль Иннерродене — чепчиками с крыльями, а в романской части страны — соломенными шляпами.

Мексика: одежда трансформер

Многие привыкли считать, что национальная одежда мексиканцев — сомбреро, расклешенные брюки и короткие рубашки. Однако это не так: сомбреро больше уважают туристы, а ковбойский наряд используется чаще для танцев. В повседневной жизни мужчины носят простые хлопчатобумажные рубашки с брюками, на плечах — серапе, который ночью может служить одеялом. Женщины предпочитают однотонные блузы, длинные юбки. В их гардеробе обязательно будет и шальребосо, которая по обстоятельствам может стать головным убором или слингом для ребенка.

Болгария: шире штаны!

В Болгарии известны два вида национальных мужских костюмов. Здесь носили «чернодрешну» — рубаху и штаны с широким поясом темных оттенков или «белодрешну» — одежду светлых тонов. Рубашка и жилет были богато украшены вышивкой. Кстати, по одежде судили о благосостоянии хозяина: чем шире были штаны, тем зажиточнее считался болгарин. Болгарки чаще всего носили сарафан сукман вышитый в виде цветов и расписной передник.

Север Таиланда: окольцованные

Женщины народа карен, на севере Таиланда, носят на себе массу браслетов, особенно на шее, которые являются главной особенностью их национального костюма. Кольца надеваются, когда девочке исполняется 5 лет, и их количество с годами только растет. Традиция носить браслеты на шее имеет долгую историю. Согласно одной легенде, таким образом женщины пытались защититься от тигров, пока их мужчины были на охоте. Но есть другая версия. Карены считают длинные окольцованные шеи эталоном красоты. Да и просто прибыльным делом: туристы без ропота платят деньги за возможность посмотреть на длинношеих дам.

Грузия: сама элегантность

Грузинский национальный костюм отличается от костюмов других народов мира особое франтовство. Девушки носили длинные приталенные платья (картули), лиф которых был обильно украшен камнями и тесьмой. Непременным атрибутом оставался роскошный пояс из бархата с жемчугом или вышивкой. Мужчины носили ситцевую или хлопковую рубаху (перангу), нижние штаны (шеидиши) и широкие верхние штаны (шарвали). Сверху надевался короткий архалук и черкеска (чоха). Такой наряд выгодно подчеркивал узкую талию и широкие плечи мужчин.

Моравия: национальный костюм-торт

Национальный костюм жительниц Моравии, что на востоке Чехии, отличается особой пышностью. Плиссированные юбки, белые блузки с пышными рукавами, темный вышитый передник, цветные ленты в волосах — даже последнюю дурнушку такой наряд делает настоящей звездой.

Бурятский национальный костюм

Национальный женский костюм в Бурятии зависел от возраста и положения в обществе. Так, девочки носили длинные тэрлиги (халаты без плечевого шва), с матерчатыми кушаками. В 14—15 лет платье становилось отрезным по талии с декоративным поясом. У замужних женщин в костюме появлялись пышные буфы рукава и меховая оторочка. Богатые бурятки предпочитали одежду из сукна или атласа, отделывали ее соболями или бобрами, тогда как бедняки довольствовались выделанной овчиной.

Основная черта женского голландского костюма, отличающая его от национальных одежд других народов Европы — пестрота, желательно до ряби в глазах. Белые рубашки были украшены вышивкой или кружевами. Поверх кофты непременно надевались яркие корсеты. Кстати, эта часть туалета считалась семейной реликвией, передаваясь из поколения в поколения. Вот почему в обыденной жизни голландки прятали корсеты в ситцевые яркие чехлы. Женский костюм дополняли пышные юбки с густыми сборками и полосатый фартук. Особое внимание привлекал чепец, который по форме напоминал лодку.

Испания: национальный костюм в ритме фламенко

Испанцам было на чем остановить взгляд: женский национальный костюм в этой стране отличается от одежд других народов мира тем, что здесь сплошь соблазн, загадка и откровенность. Девушки носили сарафаны, широкие юбки, корсеты, иногда полностью оголяя руки. Юбки шили из цветастых тканей, делали несколько слоев оборок. В итоге получался уникальный костюм «и в пир, и в мир». Самой популярной частью женского гардероба в Испании оставалась мантилья — кружевная накидка, которая надевалась поверх высокого гребня. Этот аксессуар и сейчас в почете у невест всего мира: в процессе эволюции мантилья превратилась в свадебную фату.

3. Музыкально-подвижная игра «Фиксики»

4. Творческое задание (сопровождается музыкой).

Вырезание национальных костюмов.

4. Рефлексия познавательной деятельности. Подведение итогов .
Просмотр завершенных работ.
— Вам хотелось бы поносить костюмы других национальностей? Куда можно было бы прийти в таком костюме?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На Кубани проживают люди разных национальностей, среди них армяне, дагестанцы, русские, украинцы, татары. Мы такие разные, но мы живём все вместе. Посл.

11 февраля 2012 года состоялся IIРегиональный конкурс дизайнеров и декораторов национальной одежды и аксессуаров в Хакасии, организованный Международным фондом развития моды «Центральная А.

Изучая культуру края Саратовского Повольжья, данный материал поможет шире расскрыть особенности национального косюма народов проживающих в Саратовской области.

Презентация с последующим закреплением материала в виде кроссворда.Знакомит обучающихся 6-7 классов с элементами национальной одежды народов Южного Урала.Материал можно использовать на уроке географии.

Презентация к уроку музыки в 4 классе. (программа В.О. Усачев, Л.В. Школяр).

Разработанный урок по музыке.

— Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго.

Источник

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Бабушкин сундучок. Наряды народов России»

Вера Александровна Борщёва
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Бабушкин сундучок. Наряды народов России»

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре, традициям народов, населяющих Россию, посредством знакомства с национальными костюмами.

— обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Национальные костюмы народов России»;

— закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний;

— учить соблюдать нормы речи.

— дать представление о народах, населяющих Россию и их национальных костюмах;

— знакомить с элементами русского, башкирского, татарского, якутского, ненецкого национальных костюмов;

-совершенствовать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности;

— формировать познавательные действия;

— развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональную отзывчивость;

— развивать диалогическую и монологическую формы речи;

— учить поддерживать беседу;

— формировать интерес к прошлому народов России;

— воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ и культуру.

— формировать целенаправленное восприятие и умение слушать рассказ логопеда;

— учить называть элементы русского костюма;

— формировать целенаправленное восприятие и умение слушать стихотворный текст;

— воспитывать эмоциональный отклик на художественное слово;

— знакомить с народной башкирской музыкой, игрой «Юрта»

— развивать общую моторику, координацию движений и речи;

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, слайдовые презентации, аудиозапись башкирской национальной музыки, карта России, настольно-печатная игра «Собери костюм», 2 платка, музейные экспонаты.

Содержание образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

— Ребята, в нашем детском саду мы очень много говорим о стране, в которой живём. Как называется наша страна? (ответы детей)

— Какая наша Россия? (большая, красивая, богатая)

Логопед читает стихотворение М. Новиковой

Я скажу “Россия…”

В этом слове синем

Шум ветров, шорох трав,

Шелест рощиц и дубрав,

В этом слове блещут росы,

Скрип снегов, метель, морозы,

В этом слове голос мамы,

Соловьиных трелей гаммы,

В нем я слышу смех друзей,

В нем улыбки теплых дней,

Это слово навсегда

Полюбил всем сердцем я.

Россия – самая большая страна в мире. Посмотрите на карту. Это карта материка, который называется Евразия. Евразия — самый большой материк на нашей земле, и большую его часть занимает наша страна. Красной нитью обозначена её граница.

— Рассмотрите карту и скажите, какие цвета являются основными на территории России? (зелёный, синий, коричневый)

— Что означают эти цвета? (Примерные ответы детей: зеленый цвет – это леса, синий – реки, моря и озера, коричневый – горы, пустыни)

— Богата Россия морями и реками, горами и степями, лесами и своей тундрой.

(Презентация. Показ слайдов, демонстрирующих красоту и разнообразие природы России)

По ходу презентации логопед задаёт вопросы:

— Кто знает, что такое тундра? (пространство со скудной мелкой растительностью)

— Как называется труднопроходимый лес? (тайга)

— Назовите дерево символ России (берёза)

— Как называется самое глубокое озеро не только в России, но и в мире? (Байкал)

— Через всю страну протянулись Уральские горы, которые делят материк на Европу и Азию. Север нашей страны – это тундра с её вечной мерзлотой. Северный Ледовитый океан, омывающий территорию страны с севера, покрыт толстым льдом. Если где-то на Чёрном море очень жарко и люди загорают, то здесь, на крайнем севере, выживают только…

— Назовите животных Севера (белый медведь, моржи, тюлени, пингвины)

— А это всё наша необъятная Россия!

— Как называются люди, которые живут на территории России? (россияне)

— Люди, которые живут на территории России, называются россиянами независимо от их национальности. В городах и селах, кишлаках и аулах Россииживет около двухсот национальностей: русские, башкиры, удмурты, татары, чуваши, чукчи, карелы, буряты, евреи и многие др. И все народы рассказывают свои сказки, поют свои песни, танцуют свои народные танцы. И у каждого есть свой национальный костюм. Костюм – это часть народной культуры.

— Сегодня мы поговорим об одежде, которую носили и носят народы нашей страны.

2. Основная часть.

Словесно-демонстрационный рассказ с элементами беседы.

— Если бы выбрать по одному человеку от каждого народа нашей страны, попросить их нарядиться в свою национальную одежду и встать в общий хоровод, мы с вами не нашли бы в этом хороводе двух одинаковых костюмов. Национальная одежда каждого народа России яркая, нарядная, неповторимая! Она пришла из давних веков, такую одежду носили наши предки и оставляли её в наследство своим детям. Разнообразные ткани, меха и кожа, богатая вышивка, аппликации, украшения из самоцветных камней, серебряных монеток, бисера, тесьмы и лент – у всех были свои представления о прекрасном.

Одежда могла рассказать о своём хозяине или хозяйке: из какой они семьи – бедной или богатой, молоды ли или в преклонном возрасте, а может, это ещё ребёнок; радуются ли они жизни, или в семье произошло горе. Есть ли в семье мастерицы – рукодельницы, или все неумехи – ведь раньше каждая женщина сама шила одежду для домочадцев. Можно даже было сказать, откуда этот человек родом, потому что в разных местах проживания того или иного народа были свои собственные узоры, орнаменты, детали одежды.

Неудивительно, что есть множество музеев и энциклопедий, в которых хранятся сведения о национальной одежде, ведь она – часть нашей истории, истории России.

— Назовите самую многочисленную национальность нашей страны (русские)

— Русский народ, как и другие народы России, имеют национальный женский и мужской костюмы.

«Русский национальный костюм»

— Рассмотрите их. Расскажите о женском русском национальном костюме (основу женского костюма северо-русских областей России составляли рубаха и сарафан «сарафанный комплекс», в южных губерниях России — рубаха и понёва, «понёвный комплекс»; одежда украшалась вышивкой, тканым узором, бисером и другими украшениями; лента, коруна, повязка – девичьи головные уборы; кичка, кокошник, убрус, повойник – женские головные уборы)

— Расскажите о русском мужском национальном костюме (мужской костюм состоял из рубахи, подпоясанной кушаком, и портов, самый распространённый головной убор мужчин — картуз)

Настольно-печатная игра «Собери костюм»

«Башкирский национальный костюм»

Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой. Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром.

— Ребята, у башкирского народа, как и у других народов, есть не только национальная одежда, но и национальные игры. Предлагаю поиграть в башкирскую народную игру «Юрта»

— Вы знаете, что такое юрта? (у кочевых народов переносное жилище конусообразной формы)

Подвижная башкирская народная игра “Юрта”

Ход игры:

Под башкирскую национальную музыку дети идут по круг, взявшись за руки. В кругу лежат свёрнутые платки. Как только музыка заканчивается, подгруппы детей по четыре человека образуют круг около каждого свернутого платка. Дети должны развернуть платки, за четыре конца поднять их высоко над головой. Выигрывает та подгруппа,которая быстрее всех справится с заданием: построит юрту.

— У вас получились настоящие юрты, молодцы!

— Мы продолжаем наше знакомство с народами России и их национальными костюмами.

«Татарский национальный костюм»

— Перед вами женский татарский национальный костюм. Посмотрите, татарские женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилет, которая по-татарски называется камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитями, бисером или украшали аппликациями из ткани. Камзол шили из бархата, а платье из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора

— На голову женщины надевали калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой из золотых нитей, бисера, пайеток.

— Национальный мужской головной убор — тюбетейка — и по сей день надевается некоторыми представителями народа для религиозных обрядов.

«Якутский национальный костюм»

— Якуты исторически проживают на севере российской территории, поэтому их национальный костюм призван не только украшать, но и защищать от воздействия крайне низких температур. Уникальность якутского национального костюма в том, что он жив и продолжает исторические традиции и сегодня среди современного населения региона. Верхняя одежда такого костюма очень плотная, выполненная из меха, кожи, сукна и других материалов. Традиционно гардероб украшается бисерной вышивкой, орнаментами, металлом, подвесками.Такой декор яркий: даже повседневные комплекты выглядят очень нарядно. Отличие же праздничной одежды в гораздо более сложном фасоне.

«Ненецкий национальный костюм»

— На Крайнем Севере России живут ненцы, занимающиеся оленеводством. Ненецкий костюм, состоящий из меховой рубашки-малицы и меховых штанов, наиболее подходящая для этого занятия одежда.

— Вы узнали много нового о народах, населяющих Россию, давайте проверим, что запомнили вы о самой многочисленной национальности Росси, русской.

3. Конкурс-викторина «Русский национальный костюм»

Игра «Назови элемент одежды»

Игра «Убери лишнее»

Цель: закрепление знаний детей об элементах женского и мужского национальных костюмов.

— Молодцы, вы справились со всеми заданиями викторины, назвали все элементы женского и мужского русского национального костюма.

— Сегодня мы узнали только о некоторых народах, проживающих на территории России, и их национальных костюмах. Напомню, что их около двухсот. Каждый народ стремится к сохранению языка, обычаев, костюмов, традиционных занятий и промыслов. Все мы такие разные, но нас объединяет страна, в которой живём, — Россия! Поэтому мы должны с уважением относиться к истории, культуре каждого народа, каким малочисленным он бы не был. Уважая друг друга, мы проявляем любовь к своей стране, гордимся ею.

— Наше знакомство с народами России и их национальными костюмами подошло к концу.

— Что показалось вам трудным при знакомстве с национальными костюмами России? (ответы детей)

— Что больше всего запомнилось?

— Какой из национальных костюмов понравился больше?

Прикреплённые файлы:

narody-rosi_j03d2.pptx | 3239,11 Кб

Фотоотчет «Бабушкин сундучок» Сегодня мы с вами заглянем в гости к бабушке Алёнушки и попросим разрешения заглянуть к ней в сундучок… Не представляете, как много там.

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Государственные символы России» Конспект ООД в подготовительной к школе группе на тему : «Государственные символы России». Интеграция областей : познавательное развитие.

Конспект интерактивного занятия «Заповедники России» в подготовительной к школе группе Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного.

Конспект НОД «Хоровод народов Поволжья» в подготовительной группе «Хоровод народов Поволжья» в подготовительной группе №13 Цель: Изготовление кукол для хоровода в национальных костюмах (русской, татарской,.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Русская береза — символ России» «Русская береза – символ России» Цель: Приобщать детей к музейной культуре через создание в группе музея символов России. Развивать художественный.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Игры народов России» Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Игры народов России» Цели: использование территории детского.

Кружок художественно-прикладного творчества по изготовлению русской народной куклы «Бабушкин сундучок» Кружок художественно-прикладного творчества по изготовлению русской народной куклы «Бабушкин сундучок» Возраст: 5-7 лет Время работы.

НОД по развитию речи «Зимовье зверей средней полосы России» в подготовительной к школе группе Цель: Развитие связной речи детей. Цель достигается через ряд задач: 1)развитие связной речи детей, речевого слуха, творческого восприятия;.

Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии» Введение «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя.

Проект совместной интегрированной деятельности детей и взрослых «Бабушкин сундучок» Если человек прошагал свое детство без общения с самыми добрыми, ласковыми, мудрыми, горячо любящими его людьми – с … бабушками, это.

Источник

Читайте также:  Мода одежда для полных мужчин