Меню

5 класс одежда для бала рисование



Конспект урока ИЗО в 5 классе «На балу»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Урок по Изобразительному искусству в 5 классе » Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины 17 века. На балу». Образовательная технология -педагогическая мастерская. В ходе урока дети создают эскиз костюма 17 века в технике коллажа

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_5_klass_na_balu.docx 23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ИЗО в 5-м классе « Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины 17 века »

Конспект рассчитан на 2 урока

Цель уроков: Изучить французский костюм второй половины 17 века, соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе; выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков одежды той эпохи.

Образовательная технология: педагогическая мастерская

  1. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
  2. Формирование художественно-творческой активности.
  3. Формирование умений и навыков работы в технике коллаж
  4. Высказываться о многообразии форм и декора в одежде французского двора второй половины 17 века у людей разных сословий
  5. участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы

для учеников: цветная, тонированная и белая бумага, кусочки ткани, клей, ножницы и т.д.

для учителя: презентация к уроку, музыкальный фон.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие во времени, в 17 век прошлого столетия! Представьте себе, что вы спрятались за кулисами и наблюдаете за королевским балом в огромной, шикарной зале.

Посмотрите на картинки, как вы думаете, что особенного в костюмах людей той эпохи, как они себя в них чувствовали? (показ слайдов) Как вы думаете, к какому слою общества принадлежали эти люди? Чем они занимались? Какие материалы можно применить для создания эскизов таких костюмов?

Давайте разделимся на группы, первая группа будет работать над женским костюмом, вторая – над мужским, третья – над обувью, головными уборами и аксессуарами. (Дети по группам обсуждают костюмы, задают вопросы, подбирают материалы для исполнения эскизов)

Каждая группа высказывает свои предложения, идеи будущих эскизов, задает вопросы

Информация для учителя:

С середины 17 века неограниченная власть во Франции принадлежала королю Людовику XIV.
Жизнь при французском дворе подчинялась строгому этикету и представляла собой бесконечно длящийся спектакль, главным действующим лицом которого был король.
Франция, достигшая в этот период небывалого экономического подъема, оказывала большое политическое влияние на другие страны, французский язык стал международным.
Более того, Франция начинает экспортировать модные туалеты и предметы роскоши, сопутствующие моде, — кружева, перчатки, бижутерию, шелковые чулки. В 1672 г. во Франции был основан первый журнал мод — «Mercure galante». Французские моды покорили Европу.
К 17 веку в искусстве сложился стиль барокко — парадный, величественный, декоративный, чопорный. В нем наиболее полно отразились вкусы аристократии того времени. Интерьер стал ярким, красочным — хрустальные люстры, отражающиеся в светлых блестящих полах, расписные потолки, гобелены, множество серебряных безделушек, мебель из черного дерева, инкрустированная золотом и перламутром. С этой фееричностью интерьера гармонировали пышные, украшенные массой драгоценностей, костюмы. Появились новые эстетические представления, для которых красота заключалась в богатстве, монументальности, красочности одежд, на фоне которых сам человек потерялся.(слайды 2, 3, 4)

Мужской костюм

«От башмаков до шляпы — банты, ленты, банты,
ленты. Распустят до пояса парики из пакли,
штаны наденут, широкие, все в складках —
пузырями, камзол кургузый, рубашку выпустят
сборками над тощим животом!»
Ж. Б. Мольер

Людовик XIV вступил на престол еще ребенком, и за него правила регентша-мать, королева Анна Австрийская. В этот период мода приобрела оттенок «детскости»: подражая малолетнему королю, придворные и аристократическая знать носили короткие курточки и длинные волосы. Важной деталью костюма этого времени была белая рубашка с напуском на талии, пышными длинными рукавами и кружевными манжетами, которые в нескольких местах перевязывались лентами. Пышные широкие панталоны завязывали над коленями; под них надевали белые шелковые чулки с кружевными подвязками — «канонами», чаще всего черного цвета. Поверх панталон носили ставшие модными штаны «ренграв», похожие на женскую юбку; из-под них было видно кружево канонов.
Сверху только на левое плечо накидывали недлинный плащ.
В 1665—1670 гг. в мужском костюме произошли некоторые изменения. Теперь он выглядит строже, вместо коротенького брасьера стали надевать длинный, почти до колен, распашной кафтан — «жюстокор». Кроме того, костюм дополняли перчатки, шпага, часы в виде луковицы, а щеголи носили еще и трость с набалдашником.

Женский костюм

Женский костюм, как и мужской, к середине 17 века тоже стал меняться, особенно в деталях. Под влиянием стиля одежда стала ярче, пышнее. Если в 50-60-е гг. женский костюм сохранял естественные формы и мягкость линий, то уже к 70-м гг. он приобрел вычурность (слайд5)

Талия зауживается и становится длиннее, узкие рукава украшаются оборками, у юбки появляется шлейф.
Пикантность придавали свободно падающие на декольте завитые локонами волосы.
Рукава платья узкие и укороченные обшивались широкой кружевной оборкой.
В этот период, как и прежде, женщины одновременно носили два платья. Верхнее шилось из дорогих плотных тканей с распашной юбкой, прикрепляемой к лифу шнурками. Сзади у юбки был шлейф, а впереди и с боков ее часто подбирали и заворачивали в виде валиков. Нижнюю юбку нарядно отделывали кружевами и оборками.
В холодное время года женщины накидывали на плечи меховой палантин, а руки защищали бархатными на меху муфтами и длинными, до локтя, перчатками.
Во время прогулок дамы дополняли костюм тростью или зонтиком.(слайд6)

Обувь

В 17 веке мужчины носили высокие (выше колена) сапоги-ботфорты. Привилегией дворянства были туфли на красном каблуке.
К концу века каблук стал ниже, у туфель исчезают розетки и банты, но появляются большие языки («клюши»).
Для верховой езды мужчины носили высокие узкие сапоги.
Туфли знатных дам шились из бархата или парчи, с узким заостренным носком, на высоком, выгнутом «французском» каблуке (слайд7)

Прически и головные уборы

В эпоху Людовика XIV вошли в моду парики, состоявшие из массы длинных локонов чаще всего белокурого цвета, расчесанных на пробор посередине.
На лице дворянина красовалась бородка в виде узенькой полоски под нижней губой и две полоски усиков.
В 70-е гг. цвет парика становится каштановым и увеличивается его объем. Парик становится похожим на львиную гриву. При таком обилии волос на голове, с лица они полностью исчезают — даже те крохотные усы, которые еще совсем недавно украшали верхнюю губу.
В 1-й половине 17 века мужчины носили шляпы конической формы с жесткими широкими полями, украшенные страусовыми перьями и лентами.
Во 2-й половине 17 века их сменили треуголки. Круглая широкополая шляпа превращалась в треуголку постепенно: расширившиеся поля шляпы стали вначале загибать по бокам вверх с двух сторон, а затем и с трех. Чтобы поля держали форму, их укрепляли проволокой. Шляпу украшали перьями и надевали обычно углом вперед.(слайд8)
Прически 2-й половины 17 века отличаются большим разнообразием. В 60-е годы волосы расчесывали на прямой пробор, над висками пышно взбивали, а на плечи спускали два длинных завитых локона.
В 90-е гг. в моду входит прическа «фонтанж». Она представляла собой комбинацию уложенных рядами локонов и изогнутого каркаса, которому придавали самые разные формы и украшали рядами полотняных оборок, лентами, бантами, кружевом и пр. Различалось более ста видов фонтанжа — в зависимости от формы, цвета, отделки, и каждая его часть имела свое название — «кошка», «мышка» и т.д. (слайд9)

Украшения и косметика

Косметикой в 2-й половине 17 века пользовались и женщины, и мужчины. Щеголи румянились, чернили брови, наклеивали на лицо мушки, ничем не отличаясь в этом от дам.
Мужской костюм украшался массой драгоценных украшений; бантом с длинными концами, который прикреплялся к левому плечу; перчатками, украшенными лентами и кружевами.

Дамский туалет дополнялся ювелирными украшениями — кольцами, серьгами, ожерельями и пр., а также веером.(слайд10)

Творческая работа над созданием эскизов

Сейчас мы с вами создадим эскиз костюма, по мотивам костюмов Франции второй половины 17 века. Не забудьте дополнить образ аксессуарами, украшениями, проработать головной убор и прическу. Но сначала внимательно рассмотрите картинки на слайдах. Выполнять свои работы мы будем в технике коллажа. Вы знаете, что такое коллаж? (ответы учеников)

Коллаж (от фр. coller — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве , заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.

Вам необходимо сначала сделать эскиз будущего костюма, а потом вырезать наклеить на него детали из цветной бумаги, ткани, вырезки из журналов, а также украшения.

Приступайте к работе. (Выполнение работы учащимися.)

Продолжение работы, завершение рисунков.

Вот такие замечательные работы у нас получились! Какие необычные костюмы!

— Что нового узнали на нашем уроке?
— Чему научились?
— Кто захотел стать дизайнером одежды?

Источник

У р о к ИЗО В 5 КЛАССЕ ОДЕЖДА «ГОВОРИТ» О ЧЕЛОВЕКЕ. БАЛ ВО ДВОРЦЕ»

1 У р о к ИЗО В 5 КЛАССЕ ОДЕЖДА «ГОВОРИТ» О ЧЕЛОВЕКЕ. БАЛ ВО ДВОРЦЕ» Цели деятельности учителя Цель урока Тип урока Планируемые образовательные результаты Задачи урока Методы и формы обучения Образовательные ресурсы Оборудование Нагляднодемонстрационный материал Основные понятия и термины Знакомство учащихся с особенностями средневековой одежды различных слоёв общества. Формировать знания о существовании изобразительного искусства во все времена, особенностях видов изобразительных искусств; развивать композиционны навыки, воображение и творческую фантазию, эмоционально-ценностное отношение к жизни; обучать элементам анализа художественного произведения, организации композиции в картинной плоскости; развивать умение чувствовать переживания художника. Сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека. Изучение новых знаний Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; познавательную активность; критически оценивают художественные произведения; осознают свои интересы и цели, мировоззренческие позиции; учится критически осмысливать результаты деятельности; понимание значения внимания и наблюдательности для человека; воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию. Предметные: создадут эскизы одежды Франции вв. стиля Барокко в цвете, декорируют костюмы, создадут коллективную работу (коллаж), примут активное участие в обсуждении нового материала; проведут сравнение объектов по заданным критериям, анализируют работы великих художников. Будут самостоятельно делать выводы; анализировать, выделять главное. Метапредметные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; будут использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; создавать условия для развития зрительной памяти и фантазии; соблюдать нормы коллективного общения; излагать свое мнение; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; выполнять работу по памяти; давать эстетическую оценку выполненным работам; анализировать свою работу. Воспитывающие: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к мир, искусству, истории культуры. Развивающая: познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства Западной Европы(Франции). Обучающая: учить изображать одежду эпохи барокко, учить создавать фантазийный графический узор, декорировать, применять правила построения пропорций человека при изображении фигуры в танце. Беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, выставка; индивидуальная, коллективная, фронтальная, парная Альбом, краски, кисти, ножницы, клей, материалы по выбору Репродукции картин: иллюстрации к сказкам Ш. Перро «Золушка», Раздаточный материал: куклы-шаблоны, «Смайлики», шаблон «Принцесса» Мультимедийный ряд: презентация «Бал во дворце» Музыкальный ряд: Свиридов Г.В. Отзвуки вальса, Чайковский П.И.- Щелкунчик Одежда, мода, декор, камзол, костюм, орнамент, бал

2 О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а ( с ц е н а р и й ) у р о к а Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия Формируемые умения (универсальные учебные действия) I. Организационный момент Беседа Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Я нашей встрече с Вами рада. Вхожу в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений, И вместе сочиним урок! Мы сегодня вместе будем создавать наш урок. Поможет нам в этом гостья- Эльза. Регулятивные: анализируют свою работу Личностные: проявляют понмание и уважение к ценностям культур других народов, проявляют интерес к культуре Подготовка к основному этапу занятия Фронтальн ый опрос — Давайте угадаем, из какой эпохи она к нам прилетела? — правильно, из Европы, а именно, Франции. — Есть ли элементы одежды странные, не из эпохи средних веков? Какие элементы лишние? — как вы думаете, она врач, солдат, балерина, принцесса? — У принцессы были пуанты? — Что нам подсказало, рассказало об Эльзе? — Правильно, вам это рассказала одежда. — Для чего нам нужна одежда? — Если мы вспомним одежду Японии, Греции, по одежде мы можем определить богатый человек или нет? Эльза богатая принцесса? — средние века? — да, браслет, прическа разных эпох Балерина, принцесса. — нет, значитпринцесса — Детали одежды — Чтобы согревать в холода, определять род деятельности человека — Да. Да. Фронтальная работа Регулятивные: определяют тему урока. Личностные:

3 Формирование проблемы II. Усвоение новых знаний Закрепление знаний Одежда не умеет разговаривать как человек, слово «говорит» здесь используется в переносном значении. — Раз мы с вами вместе составляем урок, помогите мне сформулировать тему урока? — Молодцы. — Итак, мы знаем, что Эльза прилетела из Франции, она принцесса. Как любая принцесса, она любит праздники, балы. Как нам помочь собраться ей на Бал? — Итак, наша цель. — что нам для этого необходимо? — На бал приглашали все сословия или только очень богатых и знатных? Нам нужна информация по одежде знатных сословий? — Из каких источников информации взять недостающие знания? — Итак, давайте переместимся в эпоху Франции вв.,(слайд1) чтобы лучше проникнуться этой эпохой, заполним карточки, которые лежат у вас на столах. Вы можете пользоваться всеми источниками литературы, которые видите перед собой. Итог: -На доске вы видите веер из 3-х частей и названия элементов одежды, элементов декора. Представители групп приклеивают соответствующие слова в свой сектор. 1- женская одежда, 2- мужская, 3- стиль барокко. Пока ребята работают, мы путешествуем по Франции в 17 века. Во Франции правит Людовик 14, (слайд2) «Король — солнце». Он очень любил роскошь, пышные интерьеры, богатство и балы. На бал приходили в очень богато украшенных и дорогих нарядах. — В каком веке появился стиль барокко? — как переводится слово Барокко? — Итак, проверяем работу наших представителей. Если есть дополнения, можно добавить слова — Какие элементы туалета характеризуют стиль Барокко? — Одежда «говорит» о человеке — добавить элементы одежды — собрать принцессу на бал Франции 17 века. — знать особенности эпохи, одежды Франции вв — Богатых и знатных. Да. — учитель, интернет, книги.. Работают с карточками, выписывают названия. Подходят по 2 представителя от групп бракованная жемчужина Дополняют — вышивка, рюши, кружева, воланы — жюстокор Фронтальный опрос

4 — Как называлась одежда «точно по телу»? — Любой человек мог носить такие дорогие наряды? Почему? — Какой мы можем подвести итог, раз не все могли себе позволить дорогую одежду, значит -Теперь вы знаете элементы одежды Барокко во Франции. Какие элементы одежды мне нужно добавить, чтобы я попала на бал? Молодцы. Определите, какие картины вы видите из эпохи Барокко? (слайд) — Нет. Не было достаточно денег. — По одежде мы можем определись принадлежность к сословию. Добавляют воротник и рукава -1,3 Фронтальная и индивидуальная Личностные ые Динамическая пауза Мы немного отдохнём, Встанем глубоко вздохнём. — Предлагаю вам поиграть, и немного освежить наши знания о пройденных темах. Если я назову правильно название декора разных стран похлопайте, если неправильно потопайте! В Египте женская одежда называлась «Схенти»? Полосатый платок в Египте назывался «Клафт»? Обувь в Греции называлась «Валенки»? а Как? Японская традиционная одежда- «Кимоно»? Отдохнули и тогда, За работу нам пора! Хлопают Хлопают Топают, сандалии Хлопают ые III. Творческая практическая работа Учитель организует деятельность по применению новых знаний. Вы теперь знаете об эпохе Барокко Франции. Как мы можем рассказать и передать эту информацию другим, не забывайте, мы на уроке ИЗО? Вспоминаем тему урока. — Молодцы. Давайте сделаем коллаж. Задание: выполнение коллективного проекта, который отражает эпоху Барокко — коллажа «Бал во дворце». Итак, какая цель проекта? — Задачи? — Правильно, мы уже узнали особенности эпохи 17 века во Франции? — Что нам необходимо для создания коллажа? (план действий) Правильно. Я уже приготовила баннер с интерьером дворца. Осталось добавить людей. Объясняет последовательность выполнения работы. Составляют план работы над -нарисовать, аппликцией, коллажом, — создать коллаж — Изучить историю моды Франции 17 века. Да. — Интерьер дворца, люди ые: соблюдают нормы коллективного общения; излагают свое мнение. Личностные: проявляют познавательную активность; критически осмысливают художественные произведения.

5 Мальчики рисуют фигуры мужчин в костюмах, девочки женщин в нарядах. 1. Выбираем сюжет: Мы будем изображать людей в танцевальных «Па» или сидящих на стульях? 2. Отрисовка героев бала (одежда людей с использованием шаблонов фигур человека) с учетом движения танца. 3. Определяем цвета одежды. 4. Вырезаем фигуры с учетом техники безопасности. 5. Давайте оценим работу девочек, если работы хорошие, поднимите красное перо, сделаны небрежно- синее, если вам неинтересно-желтое. 6. Теперь девочки оценят работу мальчиков 7. Теперь приглашаю по 1 представителю из групп, чтобы приклеить фигуры. Остальные ребята приводят в порядок рабочие места. 8. Распределяем и приклеиваем фигуры людей на баннер. Кого не хватает на балу, кого мы одевали на бал? — В движении. Рисуют участников бала. Работают в цвете. Вырезают фигуры Оценивают друг друга Два участника приклеивают фигуры на картину — Эльзу Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании Рефлексия. Домашнее задание На доске законченная композиция «Бал во дворце». Учитель предлагает ученикам оценить свою работу и одноклассников. Цель проекта достигнута? Мы изготовили коллаж? — В начале урока я сказала, что мы с Вами вместе придумаем и проведем урок. — Мы помогли собраться на бал нашей гостье? — Что вы узнали о стиле барокко? — Какие элементы одежды может назвать? — Одежда танцующих пар изображена в стиле Барокко? — Динамичная композиция получилась? — Вам нравится наша коллективная композиция? Закончите фразу: — Сегодня на уроке я узнал — Научился — Я чувствовал при этом — Труднее всего было. — У меня получилось. — Кому понравился урок, поднимите красное перо, кому не понравилсясинее, кому было не интересно, — желтое. Найти репродукцию картины портрет в стиле Барокко, пояснить, почему на картине изображен человек эпохи Барокко, и чем картина понравилась (или нет). — Да. Да. — Да — Да Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, сравнивают свои фигуры людей. Отвечают. Поднимают перышки Регулятивные Личностные ые

Источник

Презентация к уроку ИЗО «Одежда говорит о человеке. Бал во дворце»

Презентация к уроку изобразительного искусства 5 класса по программе Б.М. Неменского. Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком – знаком положения человека в обществе и его намерении, т.е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Западной Европы 17 века (эпоха барокко). Задание: индивидуально-коллективная работа – создание декоративного панно на тему «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка».

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку ИЗО «Одежда говорит о человеке. Бал во дворце»»

Что может рассказать одежда о человеке?

Давным–давно во Франции жил король … Называл он себя Король – Солнце. И любил он устраивать балы.

Вот как – то решил король устроить бал и созвал на него всех знатных людей с женами и дочерьми в королевстве…

Если бы вам пришлось писать приглашение на бал, как бы вы это сделали?

В каких сказках описывается королевский бал?

Золушкины сестры тоже получили приглашение на бал. Они очень обрадовались и сейчас же принялись выбирать наряды и придумывать, как бы причесаться, чтобы удивить всех гостей и понравиться принцу…

Ну вот, можно отправляться на бал…

Руки ставим перед грудью,

Там стена, а там окно,

Это знаем мы давно. (Руки перед грудью,

повороты корпуса вправо и влево.)

Головой теперь вращаем

Вправо-влево, а потом, (Вращение головой

Наши ножки разомнём.

Мы размяться все успели,

И на место снова сели.

  • Назовите характерные черты мужского костюма 17 века.

Источник

Читайте также:  Алеша попович описание одежды